Детский лепет или подготовка к речи. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить Лепет представляет собой

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст , так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова , которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи , потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь . В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции . Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» - корабль, «синюська» - свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве . Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» - перчатки, «копатка» - лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию...) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Смердова Юлия ,
логопед

08. 10. 2009

Звуки, которые издают младенцы, возможно, продуцируемые без намерения выразить какой-либо смысл. Когда лепет постепенно начинает включать звуки, типичные для речевой среды ребенка и использоваться для коммуникации, употребляются различные уточняющие слова, например, направленный лепет, управляемый лепет и т.д. Необходимо заметить, что даже совершенно глухой младенец лепечет в течение первых нескольких месяцев жизни почти так же, как и нормально слышащие младенцы.

Лепет

разновидность предречевых вокализаций ребенка, появляющаяся в конце первого - начале второго полугодия жизни. Представляет собой разнообразные сочетания повторяющихся слогов или отдельные слоги типа «та-та-та», «ба», «ма» и т. п. Используются ребенком для называния предметов, выражения своих желаний, требований, сопровождают предметно-манипулятивную деятельность, часто наблюдаются как «игра» ребенка с голосовыми звуками. Л. младенца активизируется в ответ на обращенную к ребенку речь взрослого (так наз. ответный Л.). В конце первого года жизни отмечается «лепетное говорение» - Л., интонационно имитирующий целую фразу или несколько фраз в подражание речи взрослых. «Лепетное говорение» - предвестник появления активной речи; в отличие от других предречевых вокализаций, Л. может иметь диагностическое значение, так как отсутствует у умственно отсталых детей. У глухих детей наблюдается спонтанный Л., но отсутствует ответный. С. Ю. Мещерякова

ЛЕПЕТ

голосовые реакции ребенка на раздражители положи тельного характера; появляется в норме на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных звуковых комплексов (гуление) и по степенно усложняется, превращаясь в многократное повторение слогов; при отклонениях в развитии появляется в более поздние сроки

Лепет

общеславянск., от звукоподражательного «леп») - звуки, предшествующие речевым, которые с 2 и до 6-месячного возраста издает младенец. При этом издается множество звуков, которых нет в родном языке. Предпочтение тех или фонем зависит, как предполагается, от настроения, возникающих потребностей. Говорят, например, о пищевых фонемах, фонемах удовольствия и др. Намеренно повторяемые фонемы, имитирующие устную речь, обозначают термином итерации (нормальное явление, в отличие от соответствующего расстройства речи у взрослых). Когда лепет начинает включать звуки речевой среды и использоваться младенцем для коммуникации, используют уточняющие слова. Например, направленный лепет, управляемый лепет и др. Термином лингвистический лепет обозначают лепетная речь младенца, являющаяся уже средством коммуникации. В это время появляется отсроченная имитация услышанных звуков речи, предшествующая появлению эхолалии, – металалия (ср. Фонография). В первые 6 месяцев лепечут и глухие от рождения младенцы, но далее, в отличие от детей с нормальным слухом, они лепечут все менее активно, а к годовалому возрасту их лепет прекращается.

Лепет - разновидность предречевых вокализаций ребенка, появляющаяся в конце первого - начале второго полугодия жизни. Представляет собой разнообразные сочетания повторяющихся слогов или отдельные слоги типа "та-та-та", "ба", "ма" и т. п. Используются ребенком для называния предметов, выражения своих желаний, требований, сопровождают предметно-манипулятивную деятельность, часто наблюдаются как "игра" ребенка с голосовыми звуками. Л. младенца активизируется в ответ на обращенную к ребенку речь взрослого (так наз. ответный Л.). В конце первого года жизни отмечается "лепетное говорение" - Л., интонационно имитирующий целую фразу или несколько фраз в подражание речи взрослых. "Лепетное говорение" - предвестник появления активной речи- в отличие от других предречевых вокализаций, Л. может иметь диагностическое значение, так как отсутствует у умственно отсталых детей. У глухих детей наблюдается спонтанный Л., но отсутствует ответный.

С.Ю. Мещерякова

Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия

Звуки, которые издают младенцы, возможно, продуцируемые без намерения выразить какой-либо смысл. Когда лепет постепенно начинает включать звуки, типичные для речевой среды ребенка и использоваться для коммуникации, употребляются различные уточняющие слова, например, направленный...


Поделиться:

лепет

лепета, мн. нет, м.

    Несвязная, неясная речь. Детский лепет. Младенческий лепет.

    Нежная болтовня, легкий разговор (поэт.). Их томный взор, приветный лепет уже не властны надо мной. Пушкин.

    перен. Невнятный, легкий шум, звучание чего-н. (поэт.). Лепет ручья, листьев. Слышен лепет в листьях сонных. Бальмонт.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

лепет

А, м. Несвязная, неясная речь (ребенка). Детский л. (также перен.: о чем-н. невразумительном, неубедительном). Нежный л. Л. ручья (перен.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

лепет

    1. Неясная, несвязная речь.

      Нежная болтовня.

  1. перен. Невнятный, легкий шум, шелест, звучание чего-л.

    перен. Неубедительные рассуждения, объяснения.

Википедия

Лепет

Ле́пет , или «лепетная речь», - стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз. Появляется примерно в конце первого - начале второго полугодия жизни ребёнка и длится до конца первого года.

Представляет собой слогоподобные вокализации, с помощью которых ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса. Часто лепет сопровождает предметно-манипулятивную деятельность ребёнка и активизируется в ответ на обращённую к нему речь взрослого. Постепенно слоговые цепочки становятся всё более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги.

На первых этапах консонантный состав лепета разнообразен, хотя характер звуков и их число в последовательности не всегда легко определить. Со временем звуковой состав лепета обедняется, а составляющие его слогоподобные комплексы становятся более устойчивыми. Независимо от языкового окружения, наиболее частотные согласные в лепетной речи - /p, b, t, m, d, n, k, ɡ, s, h, w, j/. Наиболее часты слоги типа « согласный - гласный » с начальным смычным. При этом выявлена следующая закономерность: последовательность появления звуков в лепете (сначала губные согласные , потом переднеязычные и т.п.) аналогична последовательности появления звуков в словесной речи.

Более поздний этап (в возрасте 8,5-9 месяцев) - «модулированный лепет », или «мелодический лепет», когда ребёнок способен уже повторять интонацию и последовательности звуков как повторение речи взрослого. На этом этапе, пользуясь открытыми слогами, ребёнок уже начинает обозначать ими объекты внешнего мира.

Примеры употребления слова лепет в литературе.

Он пищу только чистую, и в нем Кровь чистая текла, а потому И сон его от лепета листвы И плеска ручейков, от песни птах Рассветной, меж ветвей, от опахала Аврорина,- развеивался вмиг.

Случай разбух до шумного скандала, и тогда - под вопли и лепет , под рык и брызганье слюной в неведомых кабинетах - родился известный нарост по имени Заповедник, и общественное мнение поуспокоилось.

Лепет восьмимесячного ребенка включает в себя почти все звуки родного языка.

Протасов железной логикой впрах разбивал в своей бумаге подлый, самообеляющий лепет жандармского ротмистра.

Они слышали ее первый, совсем детский лепет - Поздняков слышал, Живоглот слышал.

Чтобы избавиться от безумного, страстного лепета этого мальчика и переменить разговор, она похвалила картину прославленного Пармиджанино, висевшую над алтарем часовни.

Так поступал Псамметих и отдавал такие приказания, желая услышать, какое первое слово сорвется с уст младенцев после невнятного детского лепета .

Пересекаются миры - Приоткрывается обычай: Нестройный хор разноязычий - Согласный лепет детворы.

И Алексей Фомич, растроганный этим лепетом , почти детским, обнял ее и поцеловал сначала в пробор волос, потом в лоб над левой бровью и, наконец, в круглую и тугую щеку.

Она есть мешанина из беллетристической трепотни за счет физиологии и архаического лепета старой логики по поводу мышления.

ГУМ, Бонмарше, Харрод, Мэйси, вместе взятые и в куб возведенные, суть детский лепет в сравнении с этими катакомбами.

Маленькие ножки тети Питтипэт несли теперь слишком грузное для них тело, и разве что склонность к бездумному и несколько ребячливому лепету могла порой воскресить в памяти забытый образ живой шаловливой девчушки.

Леонардо наклонился, чтобы осмотреть перевязку, и прислушался к быстрому бессвязному лепету .

Он вдруг разозлился на самого себя, на свой бессмысленный лепет : неужели нельзя ясно и верно изложить то, что так ясно ощущаешь?

В случае неуправляемого наития после расшифровки и перевода пьяного телепатьего лепета на столы начальства чаще всего ложился полный отчет о том, какая стерва Луиза, какой негодяй Луиджи, он не дает выпивки в долг, а она вообще не дает.

Логопедическое воздействие в случае выявления этих признаков в очень раннем возрасте может быть только косвенным. Родителям даются советы по активизации движений органов артикуляции, стимуляции слуховой системы, поддержки лепетной продукции ребенка. Полезно провести уточняющую диагностику у детского невролога.

Предикторы нарушения функции артикуляционного аппарата:

Как правило, выявляются три группы нарушений -

· Трудности жевания и глотания

· Нарушения подвижности органов артикуляции

· Отсутствие или ослабление контроля за саливацией.

В некоторых случаях трудности в глотании проявляются у новорожденных из-за врожденных дефектов (например, несращения неба различной формы), применения небных протезов или из-за церебральной дисфункции, а иногда они носят функциональный характер и связаны с длительным периодом искусственного вскармливания, что стало чрезвычайно распространено в последнее десятилетие. Отсутствие контроля за проглатыванием слюны или недостаточность речевой моторики проявляются в саливации. Родители замечают, что ребенок слишком часто «пускает слюни». К сожалению, повышенное слюнотечение в сочетании с «вялой» артикуляцией и трудностями жевания и глотания являются «маркерами» наличия в будущем серьезных проблем в артикуляции ребенка.

Прoблемы с приемом пищи и жидкости

· у ребенка появляется рвота при переходе к питанию твердой пищей.

· ребенок выталкивает пищу языком, не удерживает ее между зубами.

· ребенок часто давится, когда пьет из чашки, и жидкость выливается из ротовой полости.

Родителям даются рекомендации по нормализации приема пищи, по подбору адаптированного по консистенции питания, удобного поильника, по формированию навыков опрятности, преодолению негативного отношения к определенным видам продуктов.

Вредные привычки

Кроме того, у ребенка раннего возраста могут сформироваться нежелательные привычки – сосание пальца (или соски в возрасте старше 1 года), ротовое дыхание, полуоткрытый рот. Отмечается нетипичная позиция языка – язык контактирует со слизистой оболочкой нижней губы, язык просовывается между передними зубами, что позже образует интердентальную артикуляцию звуков и приводит к фонетическим нарушениям. Сами по себе эти привычки могут не быть прямо связаны с наличием серьезной речевой патологии. Часто они изначально носят компенсаторный характер при наличии какой-либо соматической причины (частые простудные заболевания), психотравмирующей ситуации в окружении ребенка (ранний выход мамы на работу, скандалы в семье) или имеют подражательный характер, однако со временем вредные привычки станут самостоятельной и чрезвычайно стойкой проблемой, влияющей на речевое развитие ребенка.

Первые признаки заикания:

· Повторение звуков или слогов (чрезмерная активность)

· Растягивание (пролонгация) звуков.

· Частое повторение слов.

В этих случаях большое значение имеет наличие в семье заикающихся взрослых или родственников. Известно, что риск проявления заикания с возрастом увеличивается и достигает большой остроты к 5-6 годам. Поэтому чрезвычайно важно раннее вмешательство логопеда.

Огромное значение имеет перестройка негативных влияний средовых факторов, влияющих на заикание. В раннем возрасте очень велики шансы на спонтанное преодоление заикания. Очень важно при заикании обратить внимание на биологические факторы риска, в частности на нарушения формирования психомоторного профиля, тип нервной системы ребенка, сопутствующие соматические заболевания.

Недоучет психомоторики, отставание в ее развитии может привести к устойчивому нарушению плавности речи. В связи с этим необходимо исключить насильственную переориентацию леворуких детей в правшей. В отдельных случаях родители могут предупредить развитие леворукости (если ребенок является амбидекстром). С этой целью ребенку с раннего возраста предметы (ложку, игрушки и т.п.) дают в правую руку, прелагают ощупать их, угадать по форме и т.д.

Родителям следует обратить внимание на обстоятельства, усиливающие заикание, наличие страха речи (логофобию), на степень реакции на судорожную речь. Важно как можно раньше отметить и зафиксировать изменения в поведении ребенка после возникновения заикания. Известным специалистом в области заикания, Г.А. Волковой отмечено, что, по мнению родителей (77,3% матерей и 66,7% отцов), у детей появляется упрямство, настойчивость в осуществлении желаний, категоричные просьбы и т.п.

В то же время обнаружено, что заикание ребенка, как правило, возникающее в 2-4 года, изменяет семейный микроклимат, вызывает повышенное внимание родителей к речи ребенка, в особенности в начальный период. Затем психологическая реакция родителей ослабевает, особенно у отцов. В этом состоит специфическая особенность заикания, которое имеет волнообразный или рецидивирующий характер, что и вызывает у родителей ложные надежды на спонтанное преодоление нарушения плавности речи без участия специалистов и коррекционного воздействия.

Большое значение для осознания ответственности родителей за устранения заикания имеют следующие факты:

· В беседе с родителями часто выясняется, что они отмечали с беспокойством некоторые отклонения в нервно-психической сфере ребенка еще до появления заикания (в младенческом возрасте) – беспокойство, тики, ночные страхи, негативизм и другие особенности.

· Многими исследователями отмечено дисгармоническое развитие ребенка, провоцирующее появление заикания, но родители традиционно связывают их с заиканием, подменяя причину и следствие.

· Реакция родителей на поведение заикающегося ребенка не всегда соответствует психологическим и логопедическим рекомендациям.

Известны случаи, когда родители наказывают детей за капризы, за судорожную речь и т.п., что негативно влияет на преодоление нарушения плавности речи. Несогласованность педагогических требований родителей, конфликтные ситуации в семье, низкий социо-культурный уровень двуязычие и другие факторы только усугубляют проявления заикания в раннем возрасте. Нормализация и гармонизация внутрисемейных отношений в семье заикающегося ребенка является одним из важнейших условий преодоления дефекта.

На ранней стадии возникновения заикания возможно устранить речевые запинки без использования специфических методов воздействия, основываясь на нормализации требований к детской речи на раннем этапе ее развития. Изучение разговорной среды, в которой протекает общение ребенка и его сотрудничество со взрослым часто демонстрирует неадекватный возможностям ребенка уровень требований к его речи. Часто взрослые побуждают ребенка к активному использованию сложных образцов речи, порицают его неправильное произношение, поощряют употребление лексики старшего возраста, что приводит к речевой перегрузке незрелой речевой функции. Родители могут косвенно усиливать речевую активность детей, поощряя их выступления перед публикой. Поощряя вербальные успехи детей, родители нередко недооценивают практические навыки детей, их деятельность, что может привести к резонерскому характеру детских высказываний. Родителям требуется большой педагогический такт, чтобы правильно определить допустимые и недопустимые требования к своему ребенку. Необходимо учитывать не только уровень развития речи, но и свойства личности ребенка, особенности его психофизического развития в целом. Поэтому чрезвычайно важно обратиться к специалисту при первых признаках заикания.

При более раннем выявлении речевых нарушений и оказании специализированной логопедической помощи детям создается благоприятная педагогическая ситуация для полного или максимально возможного преодоления речевого нарушения у конкретного ребенка уже в дошкольном возрасте. Это позволяет положительно решать вопрос о возможной школьной интеграции такого ребенка в единую образовательную среду с его нормально развивающимися сверстниками. Однако потенциальные коррекционные перспективы, связанные с возможностью полной интеграции детей, имеющих речевые нарушения, в образовательный процесс массовой школы на деле могут оказаться не столь очевидными. Прежде всего, это связано с тем, что ранее выявление отклонений в развитии речи требует, но, к сожалению, не предопределяет ранее начало коррекционной работы с этими детьми. Очень часто на практике происходит искусственное затягивание с началом педагогического воздействия на речь детей раннего возраста с выраженными проблемами в формировании экспрессивного словаря или первыми признаками неплавности в самостоятельной речи. Это может быть связано как с несвоевременным обращением родителей ребенка за логопедической помощью, попытками «дождаться» спонтанной компенсации имеющегося дефекта, так и с отсутствием специализированных учреждений, в которых ребенку раннего возраста будет оказана необходимая коррекционная поддержка и сопровождение на всех этапах логопедической работы (диагностический, пропедевтический, коррекционный и т.п.).

Основная литература:

1. Методы обследования речи детей // Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.:, 2005.

2. Левина Р.Е. К психологии детской речи (Автономная детская речь) / Нарушения речи и письма у детей // Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2005.

3. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М., 2003.

4. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М., 2006.

5. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей // Проблемы младенчества. – М.: ИКП РАО, 1999. – с.148-150.

Глава 4. Коррекционно-развивающая работа с детьми с двигательной патологией в первые годы жизни

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. Перинатальные поражения ЦНС объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода. По данным разных авторов, перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается до 83,3% случаев.

Раннее поражение мозга обязательно в дальнейшем проявится в той или иной степени нарушенным развитием. Несмотря на равную вероятность поражения всех отделов нервной системы, при действии патогенных факторов на развивающийся мозг, прежде всего и сильнее всего страдает двигательный анализатор. В силу того, что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы.

ПЭП является фактором риска по возникновению у ребенка двигательной патологии. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев двигательного анализатора, а также психического, доречевого и речевого развития. С возрастом, при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно формируется более сложная патология, нарушения развития закрепляются, что часто приводит к исходу заболевания в детский церебральный паралич (ДЦП).

Основную массу детей с двигательной патологией составляют дети с церебральным параличом. Однако на первом году жизни диагноз «детский церебральный паралич» ставится только тем детям, у которых ярко выражены тяжелые двигательные расстройства: нарушения тонуса мышц, ограничение их подвижности, патологические тонические рефлексы, непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы и тремор), нарушения координации движений и т.д. Остальным детям с церебральной патологией ставится диагноз «перинатальная энцефалопатия; синдром церебрального паралича (или синдром двигательных расстройств)».

У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными навыками: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки самостоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубые двигательные расстройства, а на другом - минимальные. Речевые и психические нарушения, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут быть минимальными, а при легких двигательных расстройствах встречаются тяжелые нарушения психики и речи.

Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления в первые месяцы жизни и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении двигательной церебральной патологии. Исследования К.А.Семеновой, Л.О.Бадаляна, Е.М.Мастюковой показывают, что при условии ранней диагностики – не позднее 4-6-месячного возраста ребенка – и раннего начала адекватного систематического медико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3-летнему возрасту. В случае позднего выявления детей с двигательной церебральной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых двигательных, психических и речевых нарушений является более вероятным.

В настоящее время существуют эффективные методы клинической диагностики ПЭП на первом году жизни. При выявлении нарушений психомоторного развития, свидетельствующих о поражении головного мозга, необходимо организовать работу по их преодолению. Ведущую роль при этом играет врач-невропатолог. Он назначает восстановительное лечение, дает рекомендации по режиму. Но важная роль принадлежит также инструктору ЛФК, педагогу-дефектологу, логопеду и, конечно, родителям.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам