Кроме спектаклей артисты примут. Строй простого предложения

1. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным построением простого предложения.

1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях – дадут ряд концертов). 2. На предприятии (происходит рост производительности – растет производительность) труда благодаря применению новейших методов производства. 3. (Одна – одной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является задача повышения успеваемости по русскому языку.4. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком (среди – по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы». 5. Ломоносов в юности был (рыбак – рыбаком). 6. Эта река (спокойная – спокойна). 7. Общественность (широко готовится – готовится широко) отметить сорокалетие деятельности писателя. 8. Для нашего небольшого класса эта доска слишком (широкая – широка.

2 . Раскрывая скобки, выберите форму согласования определения со следующими существительными: общего рода; имеющими при себе приложение; зависящими от числительных два, три, четыре.

1. Возле станции (открылось – открылась) (диетическое – диетическая) кафе-столовая. 2. Два (решетчатых – решетчатые) окошечка были затянуты марлей. 3. Карта мира радикально изменилась (за последнее полстолетие – за последние полстолетия). 4. Три (высокие – высоких) горы окружали долину. 5. Трудно поверить, что этот тихий, скромный мальчик, сидящий в углу, (такой – такая) непоседа. 6. (Первые – первых) два места в таблице занимают два клуба, (набравшие – набравших) равное количество очков. 7. Две (третьи – третьих) премии и два (почетных – почетные) диплома, (полученные – полученных) учениками музыкального класса, составляют предмет законной гордости всего коллектива училища. 8. О тропическом цветке виктории-регии, (нежном и красивом – нежной и красивой), мы узнали из недавней телевизионной передачи. 9. В (захваченном – захваченной) на всякий случай (старом – старой) плащ-палатке было очень удобно. 10. Две (столовые – столовых) и три (прачечные – прачечных) построены в новом микрорайоне.

3 . Раскрывая скобки, поставьте существительное при двух или нескольких определениях в нужный падеж и число. Укажите, возможны ли вариантные формы.

1. На факультете работают уже не один год археологический и краеведческий (кружок). 2. То на северной, то на западной (трибуна) раздавались громкие аплодисменты. 3. Экономическое и культурное (сотрудничество) между нашими странами непрерывно крепнет и развивается. 4. Спортсмены завоевали первое и второе (место) в спринте. 5. Многое меняется в системе и методах преподавания в средней и высшей (школа). 6. Докладчик подчеркнул полную противоположность, несовместимость пролетарского и буржуазного (мировоззрение). 7. Как с научной, так и с практической (точка) зрения было бы полезно объединить усилия наших коллективов. 8. В первом квартале нового года машиностроительная и легкая (промышленность) выполнили план на 100,3 процента. 9. Они встретились в перерыве между первой и второй (смена). 10. Лифт остановился между четвертым и пятым (этаж). 11. Эти культуры хорошо растут на песчаной или глинистой (почва). 12. Мой друг с увлечением изучает русскую и зарубежную (литература). 13. Юность писателя пришлась на конец XIX и начало XX (век).

4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал... нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направлены… на поднятие дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал... на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен... три новых всесоюзных рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел... и равномерно вздрагивал... .6. Много детей больн... был... гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил... о нашем приходе. 8. Такси стоял... у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был... отложен... для них. 10. Ты и твои друзья окаж... нам помощь и на этот раз.

5. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Мать сильно беспокоилась (за сына – о сыне). 2. Всякий непредубежденный человек видит преимущества новой антивирусной программы системы (над – перед) прежней. 3. Решимость прогрессивных сил во всех частях света не допустить новую войну вселяет в нас уверенность в (победу – победе) дела мира. 4. Напрасны были его попытки (тормозить – препятствовать) развитию физкультурного движения. 5. К концу года профсоюзный комитет должен будет отчитаться (о – в)проделанной работе. 6. Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением – солнечное затмение). 7. Мальчик бросил (камень – камнем) в воду. 8. (Чем я обязан такому лестному отзыву – чему я обязан таким лестным отзывом) о моей работе. 9. Необходимо своевременно обеспечить (школам потребное количество – школы потребным количеством) топлива на зиму. 10. Успокойтесь, выпейте (воду - воды).

6. Используя предлоги в и на, составьте предложения с приводимыми ниже словами. Объясните выбор предлога.

Квартира, почтамт, вокзал, предприятие, комбинат бытового обслуживания, полевой стан, собрание, агитпункт, киностудия, опера, флот, море, озеро, небо, село, Украина, Кавказ, Урал, Карпаты, Балканы, метро, поезд, трамвай, самолет, автобус .

7. Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.

1. В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 2. Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах. 3. Необходимо обратить внимание не только на знания стажеров, но и их практические навыки. 4. Огромное помещение цирка будет универсальным: в нем можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы. 5. Наши выпускники должны быть профессионалами высокого класса, знающими не только свою узкую специальность, но и обладающими хорошими знаниями основополагающих отраслей науки. 6. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школа, больница, а также драматический театр и библиотека. 7. Статистические данные приведены в ряде газетных публикаций: статья, корреспонденция, очерк, заметка. 8. В этой стране средства производства: земля, ее недра, фабрики и заводы, шахты и рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи – принадлежат государству. 9. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 10. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным.

8. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело. 3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради. 5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул. 6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над веслами. 7. Каштанка, не вынося

музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла. 8. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили заказчики. 9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьезно заниматься. 10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.

9. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. 2. 3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти. 4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел еще свет. 5. Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью. 6. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики. 7. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня. 8. В нашей стране создан строй, о котором мечтали лучшие умы человечества в прошлом. 9. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь. 10. Илья входил на двор с важным видом человека, который хорошо поработал

10. Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей,

Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...

Татьяна то вздохнет, то охнет;

Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный,

Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума.

11 . Разграничьте в следующих предложениях вводные слова и омонимичные им члены предложения. (Запишите предложения)

1.Все казалось прочно сложным. 2. Она, казалась, ждала вопроса. 3. Его, знать, нет дома. 4. Он дал знать о себе. 5. На лице её не было никаких признаков безумия; напротив, глаза её с бойкой проницательностью остановились на мне. 6. Я остановился в первой попавшей гостинице, напротив был городской сад. Могут быть ещё: Однако, правда, видимо, наоборот, значит.

12. Найдите и исправьте ошибки (грамматические ошибки – в построении предложений с вводными словами).

1. Островом, значит, называется суша, со всех сторон окруженная водой. 2. Биссектриса, в общем, это линия, которая делит угол пополам. 3. Наверное, я буду обязательно заниматься плаванием. 4. Конечно, извините за мою бестактность. 5. Александр Евграфович был, так сказать, капитаном дальнего плавания.

  • Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики – элемент идеологии белорусского государства
  • Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  • Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.
  • Задание 21. Строй простого предложения.

    1. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях.

    2. Наряду с высокой производительностью, новый станок выигрывает от простоты устройства.

    3. На предприятии происходит рост производительности труда благодаря применению новейших методов производства.

    4. Гражданам, проходящим в помещение библиотеки, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

    5. Язык Катерины является наиболее ярким в галерее по-ложительных женских образов А.Н. Островского.

    6. Вместе со всеми школами по общей программе проводятся экзамены в школах рабочей молодежи.

    7. Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет.

    8. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией.

    9. Ломоносов в юности был рыбак.

    10. Эта река всегда спокойна.

    11. Для этого класса новая доска слишком широкая.

    12. Дежурный по станции бросил папиросу в печку и, нагнувшись, попытался ее потушить, но это ему не удалось.

    13. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и шержала ее там до тех пор, пока она не кончилась.

    Задание 22. Согласование сказуемого с подлежащим. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    1. Ряд столов стояли посередине аудитории.

    2. Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

    3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежали на столе.

    4. На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

    5. Тысяча человек отправились в массовый поход.

    6. Прошли сто лет.

    7. На экскурсию пошли все десять школьников.

    8. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

    9. Пятерка истребителей бросилась на вражеские бомбардировщики.

    10. Много выпускников нашей школы пошли работать на завод.

    Задание 23. Согласование определений и приложений. Раскройте скобки, выберете нужную форму, согласуйте определения с определяемыми словами.

    1. Три (соседние – соседних) здания были построены недавно.

    2. Квартира делилась на две (неравные-неравных) части.

    3. (Первые-первых) два места поделили югославский гроссмейстер и чехословацкий мастер.

    4. Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон).

    5. И первая и вторая (половина-половины) встречи прошл... в исключительно быстром темпе.

    6. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета – факультетов).

    7. Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом – глазами).

    8. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях).

    9. В книге описывается разгром первого и второго (похода – походов) Антанты.

    Заданно 24. Некоторые случаи управления. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    1. Докладчик оперировал с непроверенными данными.

    2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

    3. Русские народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития.

    4. Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с нами.

    5. Ответ по заявлению был получен немедленно.

    6. После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения дисциплины.

    7. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам.

    8. Посевы производились согласно указаний агронома.

    9. Мой брат недавно вернулся с Крыма.

    10. В выходной день мы с товарищем были в опере.

    Задание 25. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание.

    1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами.

    2. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства.

    3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.

    4. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции.

    5. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом.

    6. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств.

    7. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени.

    8. Работа представляет собой попытку обобщения опыта производства товаров народного потребления.

    9. С выходом книги читатели могут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

    Задание 26. Составьте предложения с деепричастным оборотом, используя, где это возможно, предложения (словосочетания), данные в правом и левом столбцах. Объясните, почему в некоторых случаях употребление деепричастного оборота невозможно.

    Задание 27. Исправьте грамматико-стилистическе ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.

    1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.

    2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее.

    3. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны.

    4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

    5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции.

    6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке.

    7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности.

    8. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого.

    9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

    10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

    Задание 28. Объясните формы согласования сказуемого с подлежащим; укажите возможные стилистические варианты.

    1. В одном из флигелей его дома жили шестнадцать гор- иичных (Пушк.).

    2. Деревня показалась ему довольно велика: два леса... были у ней справа и слева (Гог.).

    3. Штук десять из них положили свои лапы Ноздреву на плечи (Гог.).

    4. В числе друзей Андрея Ивановича... попалось два человека, которые были то, что называется огорченные люди (Гог.).

    5. Сойдется, например, десять англичан, они тотчас заговорят о подводном телеграфе, о налоге на бумагу... (Typг.).

    6. B углу, за карточным столом, сидело трое из генералов:тучный, снисходительный и раздражительный (Тург.).

    7. Обедали шестеро... (Л. Толст.).

    8. ... У дверей моей каморочки стоят шесть человек (Леск.).

    9. Человек десять последовали его примеру и... тоже заработали кулаками (Леск.).

    10. За коляской бежали четыре пса (Чех.).

    11. У околоточного оказалось двое помощников-городовых (Серг.-Ценск.).

    12. Однако его нагоняли тоже быстро шедшие со стороны Графской пристани трое молодых людей (Серг.-Ценск.).

    13. Два старых негра отмахивали от него мух (М.Шаг.).

    14. За лесом полыхало два ярких зарева (Кетл.).

    15. На берегу вертелись на злых лошаденках два молодых киргиза (Пауст.).

    16. За большим с резными ножками столом сидело четверо (Н.Остр.).

    17. В кабинете предгубисполкома, когда вышел чужой человек, над большим столом тесно сгрудились тринадцать (Н.Остр.).

    18. Двадцать один западногерманский деятель культуры опубликовали во Франкфурте-на-Майне заявление об отказе сотрудничать с телевизионной компанией «Дейчланд-Фернзеен» ... («Иностранная литература»).

    19. 13 августа 1950 года сто один делегат из всех партизанских районов страны избрали правительство Лаоса... (из газет).

    20. Пусть больше людей получают свежий воздух: они будут бодрее и здоровее (журн. «Юность»).

    Задание 29. Укажите стилистический характер использования выделенных предлогов; выясните возможность синонимических замен.

    1. Я увидел, что, благодаря болтливости ямщика, меня принимали как придворного временщика (Пушк.).

    2. Она была одета, чтобы ехать в спектакль (Гонч.).

    3. Наконец начало бить фрегат, по причине переменной прибыли и убыли воды, об дно, о свои якоря (Гонч.).

    4. Отец большую часть дня должен был проводить на мельнице, наблюдая над разными работами (Акс.).

    5. Марья Степановна занялась распоряжениями касательно убранства гостиной и выгрузки разного хлама, привезенного на четырех подводах из деревни (Герц.).

    6. Я согласен на то, чтобы допустить его переночевать эту ночь в этом доме, ввиду болезненного состояния его (Дост.).

    7. Ерошка рассказывал про старое житье казаков, про своего батюшку (Л. Толст.).

    8. Я готовлюсь в математический факультет (Л. Толст.).

    9. Сын знает, что отец только следствие собственного невежества запрещает ему учиться (Доброл.).

    10. Через ставни слабо брезжил начинающийся рассвет (Гар.-Мих.).

    11. Бедный старик очень скучает обо мне и пишет мне пресмешные письма, точно мне тринадцать лет (Мам.-Сиб.).

    12. Он, охотник, будет очень полезен теперь, когда я его крепко держу за горло, благодаря его ошибки с вами (Горьк.).

    13. Близ огня стояла телега с хлебом (А. Толст.).

    14. Но для Ромашова благодаря аресту пропала вся прелесть этого сладкого отдыха (Купр.).

    СТРОЙ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Упражнение 1. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным построением простого предложения.

    1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях - дадут ряд концертов) 50.1. На предприятии (происходит рост производительности - растет производительность) труда благодаря применению новейших методов производства Одна - одной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является задача повышения успеваемости по русскому языку5 2.4. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком (среди - по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы 6» 5. Ломоносов в юности был (рыбак - рыбаком)Эта река (спокойная – спокойна)Общественность (широко готовится - готовится широко) отметить сорокалетие деятельности писателя Для нашего небольшого класса эта доска слишком (широкая – широка)55

    СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

    Упражнение 2. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

    1. Ряд столов (стоял - стояли) посередине комнатыПять учеников (подошло - подошли) к экзаменационному столу5Двадцать две тетради, проверенные учителем, (лежали – лежало) на столе На совещание (прибыл – прибыли) двадцать один делегатТысяча солдат (бросилось - бросилась - бросились) в атаку Прошло - прошли) два месяцаНа экскурсию (пошло - пошли) всего десять учеников классаПолчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло - прошли) незаметно Пятерка истребителей (бросилась - бросились) на вражеские бомбардировщики Много выпускников нашей школы (пошло - пошли) работать на завод


    Упражнение 3. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

    1. Секретарь (выдал - выдала) нам нужные справки [речь идет о лице женского пола] «Война и мир»(написана - написано - написаны) Недавно у нас (открыта - открыто) кафе-столовая с самообслуживанием 6Никто, даже самые сильные ученики, не (мог - могли) решить эту трудную задачу 70.5. Правление клуба, в том числе председатель и его за-меститель, много (сделало - сделали) для развертывания культурно-массовой работы Народ Франции, как и народы России, не (может - могут) забыть перенесенных бедствий и утрат во время второй мировой войны 70.7. Группа студентов во главе с комсоргом, профоргом и старостой активно (помогала - помогали) колхозникам в уборке картофеля 7Администрация школы, особенно директории завуч, много (сделала - сделали) для организации летнего отдыха детейГороно(подтвердил - подтвердило) свое указание В продаже (имеется - имеются) в большом выборе готовое платье, обувь, трикотажные изделия Брат или сестра (поможет - помогут) мне устроиться на работу Мать с детьми (уехала - уехали) в деревню73.

    Упражнение 4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

    1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал... нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал... на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен... три новых всесоюзных рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел... и равномерно вздрагивалМного детей больн... был... гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил... о нашем приходе. 8. Такси стоял... у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был... отложен... для них. 10. Ты и твои друзья окаж... нам помощь и на этот раз.

    СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

    50. Обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с и т. п. должны непосредственно управляться глаголом, при котором они выступают в роли дополнений, в противном случае синтаксическая связь оказывается нарушенной. Так, нельзя сказать: «Вместо исправления ошибки ученик настаивал на своем мнении»; «Помимо работы на предприятии молодежь учится на вечерних курсах » . Второе предложение можно так исправить: Молодежь учится на вечерних курсах без отрыва от производства . Или: Работая на предприятии, молодежь одновременно учится на вечерних курсах.

    51. Не следует усложнять конструкцию, заменяя глагол-сказуемое сочетанием существительного того же корня с полузнаменательным глаголом, например: вместо снижаются цены - «идет снижение цен» ; вместо растет успеваемость - «происходит рост успеваемости». Вторые варианты носят канцелярский характер.

    52. Ошибочно построение предложения, в котором конец дается в ином синтаксическом плане, чем начало, например: «Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению, - это вопрос об укреплении дисциплины» , - следует сказать: Один из вопросов... - это вопрос. .. или Одним из вопросов... является вопрос ....

    53. Нельзя допускать смешение разнородных понятий («язык» и «действующее лицо»).

    54. Именительный падеж существительного или прилагательного при связке был обозначает устойчивый признак предмета: Он был человек практичный; Погода здесь постоянно была ветреная. Для указания на временный признак в этих случаях употребляется творительный падеж : Он был в то время студентом .


    55. Полные имена прилагательные в роли именной части составного сказуемого обозначают постоянный признак, вневременное состояние, а краткие прилагательные - временный признак, временное состояние: река спокойная (обычно) - река спокойна (в данное время).

    Полные прилагательные обозначают также безотносительный признак, а краткие - признак по отношению к определенным условиям: комната низкая (вообще) - комната низка (для высокой мебели). Кроме того, краткая форма имени прилагательного носит более отвлеченный, категорический характер, чем полная; ср.: он смел - он смелый, она зла - она злая.

    56. Неудачный порядок слов: широко готовится отметить ; нужно: готовится широко отметить.

    Существенное значение для правильного построения предложения имеет порядок слов в нем. Всякая перестановка слов в предложении влечет за собой или изменение смысла, или подчёркивание, выделение одного из членов. Ср..: а) Даже эта работа трудна для меня (имеется в виду нетрудная работа, но слабый исполнитель); б) Эта работа даже трудна для меня (подчеркивается неожиданность трудности); в) Эта работа трудна даже для меня (речь идет о сильном исполнителе).

    Неудачный порядок слов искажает смысл предложения, затрудняет его понимание. Это видно из следующих примеров: «Богданов отказался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, жалуясь на загруженность общественной работой » (следовало сказать: Богданов отказался сдавать зимнюю сессию вместе со всеми студентами...) ", «Глаза его прикрывали стекла очков» (понимание смысла фразы затрудняется из-за неоправданной перестановки подлежащего и прямого дополнения).

    57. При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т. п .) в сочетании с родительным падежом множественного числа , сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе , если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены; Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста.

    58. Если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом, то есть сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько ) с существительным в родительном падеже множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим - собирательным существительным (см. п. 57). Например: Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.).

    59. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе, например: Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс; Позади их щелкнули два выстрела, просвистели две пули (Л. Т.); Тридцать два человека дышали одним духом (Шол.).

    60. При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик.

    61. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки ; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка; Говорил он так, будто перед его пальцем сидела тысяча Андреев (А. Н. Т.).

    62. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. Прошло две недели (П.); Пробило десять часов (Т.); Пятнадцать лет так прошло (А. Остр.).

    63. Если при счетном обороте имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча (Г.). Наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое (П.).

    64. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол -, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени - в среднем роде: полдома сгорело, полжизни прожито; Полголовы еще осталось (Ч.). Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного.

    65. Если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моею тележкою четверка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходило целая бездна (Дост.); Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).

    66. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, красных, желтых, зеленых, лежало в ветвях (Гонч.); Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится...(Пришв.).

    67. При имени существительном мужского рода , обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: агроном сделал доклад, директор вызвал к себе пионервожатую (в разговорном языке встречается в этих случаях постановка сказуемого в женском роде, особенно в конкретной обстановке, когда известно, о ком идет речь). При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Агроном Сергеева прочла лекцию .

    68. При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т. д.), среди которых имеется ведущее слово или слово в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами: «Герой нашего времени» написан; «Волки и овцы» поставлены на сцене колхозного театра. Однако нельзя сказать: «Руслан и Людмила» написаны », поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в этих случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т. д.), с которым и согласуется сказуемое.

    Иногда сказуемое согласуют в роде с одним из слов, входящих в название: «Война и мир» написана ».

    69. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета: кафе-столовая отремонтирована, автомат-закусочная открыта, водевиль-обозрение показано, песня-романс стала весьма популярной, витрина-стенд помещена в вестибюле, внимание окружающих привлекала машина-фургон, плащ-палатка лежала в свернутом виде, концерт-загадка прошел с большим успехом, книга-справочник весьма полезна, таблица-плакат висела на стене, раскладное кресло-кровать стояло в углу.

    70. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни .

    71. Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обычные: колхоз закончил уборку урожая, вуз объявил набор студентов. При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, то есть ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет), гороно разослал инструкцию (городской отдел народного образования).

    72. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования: а) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе: Промышленность и сельское хозяйство в СССР неуклонно развиваются", б) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.). Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурм.); Не ты, но судьба виновата (Л.).

    73. При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с ) типа брат с сестрой сказуемое ставится во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими), и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались; Мать с ребенком пошла в амбулаторию .

    При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с членом бригады взялся отремонтировать станок .

    Задание 1. Исправьте предложения, изменив порядок слов.

    1. В это время года ловля рыбы запрещена всеми способами. 2. Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие писателя. 3. Обязать торговые сети снабжать продуктами питания лиц, выезжающих на тушение пожаров, согласно установленным нормам. 4. Сейчас эти изделия вырабатываются при в два раза меньшей затрате труда. 5. Двери наружу должны иметь все помещения в корпусе. 6. Лань не догнала стая волков.7. Лето сменяет осень.

    Задание 2. Исправьте предложения:

    1. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях. 2. Эта река всегда спокойна. 3. Для этого класса новая доска слишком широкая. 4. Каждая из сторон имеет право прекратить действие. 5. Договора, уведомив не менее, чем за 20 рабочих дней, другую сторону в письменном виде. 6. Боясь грозы, ребенок спрятал голову под подушку и держал ее там до тех пор, пока она не кончилась. 7. В свою очередь подрядчик несет материальную ответственность за повреждение энергосистемы, находящейся в ведении заказчика в полном объеме.

    Задание 3. Исправьте предложения:

    1. Ряд столов стояли посередине аудитории. 2. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормы по лыжам. 3. Пять учеников подошло к экзаменационному столу. 4. Несколько человек наказано плетьми. 5. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. 6. Установлено три новых мировых рекорда. 7. На совещание прибыли пятьдесят один делегат. 8. В состязаниях участвовали 121 спортсменов. 9. Тысяча человек отправилось в турне. 10. Говорил он так, будто перед ним сидело миллион людей. 11. Прошли сто лет. 12. До экзаменов остались пять дней. 13. На экскурсию пошли всего десять школьников.

    Задание 4. Найдите ошибки в согласовании некоторых сказуемых с подлежащими:

    1. Операцию проводил молодой хирург Надежда Сергеевна, недавно защитившая диссертацию. 2. Шоссе-магистраль пересекала полотно железной дороги. 3. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считались хранителями чистоты литературного языка. 4. Его малодушие, вернее, его трусость поразило всех. 5. Печать, в частности стенные газеты, систематически расширяют информационные материалы. 6. Большинство слушателей поддержали это предложение. 7. Из нашей группы 5 студентов отправилось путешествовать.

    Задание 5. Раскройте скобки и выберите подходящий вариант:

    1. Вероятно, я с братом (уеду – уедем) завтра. 2. Все, кто (знал – знали) его, сожалели о случившемся. 3. Вспоминаю с благодарностью тех, кто (был - были) моими друзьями в трудное для меня время. 4. Больной смутно видел, как кто-то в белом, наверное, медсестра (приблизилась – приблизились) к его постели. 5. В продаже (имеется – имеются) в большом выборе готовое платье и обувь. 6. В деревне (послышался – послышались) топот и крики. 7. Его спокойствие и простота обращения (удивили – удивила – удивило) всех нас.


    Задание 6. Раскройте скобки, выберите форму определения:

    1. Квартира была разделена на две (неравные – неравных) части. 2. Дети просили рассказать о замечательной рыбе-ерше (известном – известной) им по сказкам. 3. Этот мальчик – (такой – такая) задира. 4. Три (огромные - огромных) здания были охвачены пламенем. 5. Город открыт для ветров с северной и восточной (сторон – стороны). 6. Вопрос этот важен как с научной, так и с прикладной (точки зрения – точек зрения). 7. Дожди шли (целых – целые) две недели. 8. Вам следует приобрести орфоэпический и орфографический (словарь – словари). 9. Много перемен произошло в нашей стране в конце ХХ и начале XXI (века – веков).

    Задание 7. Раскройте скобки:

    1. Я приехал из (Болшево). 2. Мы подъехали к реке (Воря). 3. Я живу в городе (Москва). 4. Я живу в городе (Пушкино). 5. Старая церковь находится в селе (Тайнинское). 6. Старое здание МГУ находится на улице (Моховая). 7. Мы говорили о будущем города (Мытищи). 8. Мы плыли по реке (Аргунь). 9. Как красиво на озере (Байкал). 10. Мне бы хотелось побывать в (Переславль-Залесский и Гусь-Хрустальный). 11. Мой дед родом из (Орехово-Зуево).

    Задание 8. Согласуйте определения с определяемым словом, допишите окончания:

    1. Загоревш… и окрепш… брат и сестра вернулись из деревни. 2. Он с гордостью говорил об успехах сво… сына и дочери. 3. Реставрированн… музей и галерея открыты для посетителей. 4. Языков… краткость и точность – вот на чем основывается мастерство писателя. 5. Наш… наука и культура нуждаются в государственной поддержке. 6. Экспонаты были размещены в больш… зале и коридоре. 7. Проводился конкурс на решение шахматн… этюда и задачи. 8. Пушист… верба и черемуха встретили нас на краю деревни. 9. Некоторое время он жил в городе Алма-Ат… 10. Упорные бои шли на реке Висл… 11. Родом он был из села Крюков… 12. Теплоход приближался к острову Кипр… 13. Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид… 14. Альпинисты остановились у подножия горы Казбек… 15. Поезд приближался к станции Тул… 16. Астрономы изучали движение планеты Марс… 17. Много рыболовецких судов было в порту Находк…

    Задание 9. Раскройте скобки, выбрав нужный вариант.

    1. Летайте (на самолетах – самолетами) Аэрофлота! 2. Когда я еду (на поезде – в поезде), я обычно сплю. 3. Эта деревня находится на расстоянии (пяти – пять – в пять) километрах от города. 4. К сожалению, женщинам приходиться много времени проводить (в кухне – на кухне). 5. Соответствующие организации должны осуществлять контроль (выполнения – над выполнением – за выполнением) принятых решений. 6. Дорога проходила между (домов – домами). 7. Я могу выполнить эту работу только (при помощи – с помощью) преподавателя.

    Задание 10. Исправьте, где необходимо, ошибки.

    1. Мы приближаемся к окончанию нашей работы. 2. По окончанию учебы мы разъедемся по разным городам. 3. Вход в университет должен быть по предъявлению пропуска. 4. Согласно приказа ректора курение в корпусах университета запрещено. 5. Я соскучился по своему брату и по вам. 6. Сегодня сын пришел со школы очень поздно. 7. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразию, привлекает туристов. 8. Благодаря старания родителей сын получил прекрасное образование. 9. Артист был удостоен высокой наградой.

    Задание 11.

    1. Докладчик оперировал с непроверенными данными. 2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 3. Русские народники в последней трети 19 века отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития. 4. После издания приказа ректора наметились изменения к лучшему в деле нарушения дисциплины. 5. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам. 6. В воскресенье мы были в опере. 7. Помимо большого экономического эффекта, работы выполнены с высоким качеством. 8. Подобно многим другим его произведениям, идея этой картины вынашивалась художником много лет. 9. В медпункте будут проводиться прививки против гриппа, кроме освобожденных врачом.

    Задание 12. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    1. Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой. 2. Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды. 3. Нельзя было смириться с недостатками. 4. Мы наблюдали за солнечным затмением. 5. Мальчик бросил камнем в воду. 6. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе? 7. Успокойтесь, выпейте воду! 8. Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия. 9. Проверка деканата работы группы установила ряд недостатков. 10. Кафедра организовала и руководит диалектологической практикой студентов. 11. Исключительное значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости.

    Задание 13. Проанализируйте выбор падежных форм при глаголе с отрицанием, укажите ошибки, исправьте их.

    1. Татьяна Ивановна не выполняет свои обещания. 2. Больной не потерял надежду на выздоровление. 3. Он ни за что не перенесет этот удар. 4. Префект не может изменить этого решения. 5. Лаборант никому не сказал правду о результатах эксперимента. 6. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение. 7. Стихотворений этих поэт публиковать не намерен. 8. Никакие журналы я не выписываю. 9. Мы не теряем время зря. 10. Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон работы. 11. Я не часто получаю писем из дому. 12. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка. 13. Успехи наших физкультурников не должны заслонять недостатки, которые все еще имеются.

    Задание 14. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    1. Больному давали фрукты, бульон, какао, апельсины. 2. Укажем место Пушкина в истории русской и мировой литературы, его роль в создании русского литературного языка, особенности онегинской строфы. 3. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны. 4. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 5. Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. 7. Студенты группы приняли на себя обязательства: ликвидация академической задолженности, поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 9. Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники школы, а также учащиеся девятых классов. 10. В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния. 11. Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны. 12. Работы по ремонту ведутся в соответствии и на основе утвержденного графика.

    Задание 15. Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.

    1. В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 2. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школа, больница, а также драматический театр и библиотека. 3. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным. 4. Эти сведения получены как из официальных, так и неофициальных источников. 5. Образована комиссия, которой поручено координировать и руководить всеми проектами. 7. В документе излагается также, какие допускаются удержания и вычеты из зарплаты и об оплате труда отдельных категорий граждан.

    Задание 16. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    1. Наука опирается на достижения и открытия предшествующих поколений. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 3. Скоро пройдет премьера спектакля, создающегося силами обновленной труппы театра. 4. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы зимой, могут поплатиться жизнью. 5. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. 6. Прочитанная лекция для студентов о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 7. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 8. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. 9. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики и тщательно разработанной специалистами инструкцией.

    Задание 17. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

    1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.3. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую позже стали разрабатывать другие писатели-классики. 4. Море, о котором дети столько слышали и читали, теперь лежало перед ними. 5. Илья входил в избу с важным видом человека, который хорошо поработал. 6. Я читаю книгу, о которой мне так много говорили. 7. Артист драмтеатра, который приедет на гастроли, выступит с интересной программой. 8. От снега, который падает крупными хлопьями, на дорогах становится скользко. 9. Уже виден был город, который окутан легкой дымкой.

    Задание 18.

    1. В соревнования по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 2. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 3. Повествование предельно коротко, учитывая время собравшихся. 4. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 5. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 6. Пользуясь калькулятором, расчет производиться быстро и легко. 7. Получив тяжелую травму, боец был спасен врачами. 8. Быстро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. 9. Убежав из дома, ребенок вскоре был найден родителями. 10. Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках. 11. Идея строительства тоннеля обсуждается давно, не приводя, однако, к конкретным результатам. 12. Спрыгнув с подножки трамвая, у меня упала сумка. 13. Раньше для промера детали останавливали станок, в то время как теперь, пользуясь скобой особой системы, размер определяется за один прием на ходу станка.

    Задание 19. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены.

    1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело. 3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4. После того как студенты закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради. 5. Старик лодочник дремал, наклоняясь над веслами. 6. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол. 7. Не восстановив здоровья, он не сможет серьезно заниматься спортом. 8. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили заказчики. 9. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.

    Задание 20. Исправьте предложения, объяснив ошибки.

    1. Докладчик попытался убедить слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 2. Человечество охвачено страстным желанием, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. Студент сказал, что я еще не подготовился к ответу. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся. 6. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу. 7. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. 8. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 9. Обе стороны выразили желание, чтобы контакты между российскими и чешскими деятелями науки и культуры получили бы свое дальнейшее развитие. 10. На научно-методической конференции, которая была посвящена вопросам преподавания иностранных языков, был сделан ряд сообщений, которые содержали интересные данные о применении системы программированного обучения. 11. Не принимая критики в свой адрес, Иванов неизменно заявлял, что пусть бы другие лучше не вмешивались в его дела.

    1. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н.; Под ред. Н.М. Шанского. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – 2-е изд., дораб. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1989.

    2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

    3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 1999.

    4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.: Учеб. Пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 5. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. – М.: Наука, 1976.

    6. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

    7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1974.

    Синтаксические нормы

    Прочитайте теоретический материал и выполните следующие упражнения.

    Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с нарушением управления.

    1. Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению, – это вопрос об укреплении дисциплины труда.

    2. Новый станок обладает более высокой производительностью, к тому же он прост в использовании.

    3. Рост в производительности труда происходит за счёт использования новейших методов.

    4. Гражданам, проходящим в помещение библиотеки, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

    5. Ответ по заявлению будет дан тотчас же.

    6. Вместе со всеми школами по общей программе проводились экзамены в лицеях и колледжах.

    7. Движение на трассе было прервано благодаря снежным заносам.

    8. Доклад студента отличался мастерским владением материалом и стройностью композиции.

    9. Дежурный по станции бросил сигарету в печку и, нагнувшись, попытался её потушить, но этого ему не удалось.

    10. Работы по очистке территории завода проводились согласно указаний мастера.

    Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.

    1. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях.

    2. Богданов отказался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, ссылаясь на болезнь.

    3. Стёкла очков прикрывали его глаза.

    4. Осенний ветер безжалостно срывает листья берёзы.

    5. Сёла и рабочие посёлки обслуживают кинопередвижки.

    6. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации.

    7. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей.

    8. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой.

    Упражнение 3. Исправьте ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего со сказуемым.

    1. Пятёрка истребителей бросилась на вражеские бомбардировщики.

    2. Много выпускников нашего института стало работать во властных структурах.



    3. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормы по лыжам.

    4. Сорок три теста, проверенных преподавателем, уже роздано студентам.

    5. Администрацией района принимается ряд мер, направленных на благоустройство дворов.

    6. Большинство студентов нашей группы показали неплохую подготовку.

    7. Установлены три новых мировых рекорда в фигурном катании.

    8. Тридцать два станка неумолчно гудело и непрерывно вздрагивало.

    9. Тысяча человек отправилось в путешествие.

    10. Прошло сто лет.

    11. На экскурсию записалось всего семь иностранных студентов.

    12. Полчаса, проведённые в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

    Упражнение 4. Исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов.

    1. Предложено закрепить лошадей и инвентарь за как можно большим числом бригад.

    2. Первое, что я увидела, войдя в ворота нашей дачи, был огромный, сверкающий, серебристый «Мерседес» и двух парней в чёрном, сидящих на скамеечке (Д. Донцова).

    3. В охотничьих угодьях ведётся подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.

    4. Русский язык, вобравший в себе не только посмертные маски эпох, а и живую психологию его древних носителей, по-прежнему молод (Конкурсная работа).

    5. Студенты приняли участие и стали призёрами областного смотра коллективов художественной самодеятельности.

    6. С успехом выступали как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля.

    7. Человечество должно следить и оберегать природу.

    8. Новосибирск испытывает острую нехватку зелёных насаждений; самая неблагоприятная обстановка – в Центральном и Железнодорожном районе (Новости).

    Упражнение 5. Выберите правильную форму согласования определения.

    1. Четыре … здания выросли за короткое время (высотные, высотных).

    2. Комната разделена на две … части (неравные, неравных).

    3. Четыре … студентки получили самый высокий балл (новые, новых).

    4. Пришлось оформлять документы … два месяца (целые, целых).

    5. Три дня всё было достаточно спокойно (первые, первых).

    5. Три только что … дома уже заселены (сданные, сданных).

    6. Две недавно … комнаты сдаются жильцам (отремонтированные, отремонтированных).

    7. Несколько … лет мы живём за городом (последние, последних).

    8. Два … месяца он работал без отдыха (последние, последних).

    Упражнение 6. Исправьте ошибки, связанные с нарушением согласования.

    1. Мальчик был круглая сирота.

    2. И долго хранил я в моей памяти её два сияющие глаза.

    3. Последние три слова были написаны другим почерком.

    4. Первые два года они жили в общежитии, а потом решили снимать квартиру.

    5. Придётся ждать целых полтора часа.

    7. Наш университет построил за последние годы два новых учебных корпуса.

    8. Первое и второе место поделили две наших студентки.

    9. Он не хотел официально заявляться в институт и наводить там справки об одной из ординаторов, работавшей там когда-то давным-давно (Д. Донцова).

    Упражнение 7. Составьте словосочетания, употребив географические наименования, заключенные в скобки, в нужной падежной форме.

    Между реками (Иртыш) и (Енисей), с полуострова (Ямал) - с (Ямал), в городе (Соль-Илецк), у горы (Магнитная), на реке (Нева), в пустыне (Сахара) - через (Сахара), у аэропорта (Мурманск) - к (Мурманск), к станции (Коломна) - за (Коломна), в проливе (Босфор) - перед (Босфор), из посёлка (Мирный) - через (Мирный), к станции (Омск) - к (Омск), из порта (Новороссийск) - (Новороссийск), в республике (Саха-Якутия) - (Саха-Якутия), по штату (Даллас) - по (Даллас), на планете (Марс) - к (Марс), на улице (Петровка) - на (Петровка), в (Гродно), перед (Петушки), по деревне (Хлебный Ключ) - до (Хлебный Ключ).

    Упражнение 8. Исправьте ошибки, связанные с употреблением сложных предложений.

    1. Если бы эти бы предложения были бы приняты, многое изменилось бы к лучшему.

    2. Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже.

    3. На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

    4. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.

    5. Редактор говорит, что будто он обнаружил в рукописи много пунктуационных ошибок.

    6. Я не уверен, что можно ли выполнить эту работу.

    7. Преподаватель попросил студента, который сидел за первым столом, который что-то писал в тетради, принести журнал, который лежал на столе в лаборатории.

    8. Если бы ты сразу написал бы мне об этом, я мог бы помочь тебе.

    9. Общение людей между собой, обмен информации друг с другом – лучшее, чего может быть достоин человек.

    10. Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры, с целью, чтобы обеспечить мир на Ближнем Востоке.

    Упражнение 9. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:

    1. Для подписчиков, пожелавших бы продлить подписку еще на один год, открывается при редакции стол заказов.

    2. Вода, фильтрующаяся через бетон, растворяет цементный камень.

    3. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.

    4. В таком же положении, как и жители острова, находились и жители близлежащих поселений и ферм, отрезанных наводнением, и спасающиеся на крышах домов.

    5. Письменные работы, выполняющиеся студентом, имеют большое значение при проверке знаний.

    6. Ученик, сделающий уроки, может располагать свободным временем.

    7. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям, позволявших бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.

    8. Обе команды, участвующие во вчерашнем матче, играли энергично и слаженно.

    9. Мир вокруг нас прекрасен: тепло вечного солнца, мощь бушующих волн, падающие звёзды…

    10. Всюду был пепел, выносившийся в количестве тысяч кубических метров в секунду.

    11. Впереди мчались машины гонщиков, которые были покрыты грязью.

    12. Специалист, отлично сдавший квалификационный экзамен и который хорошо владеет английским языком, был принят на работу без испытательного срока.



    Похожие статьи

    • Английский - часы, время

      Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

    • "Алхимия на бумаге": рецепты

      Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

    • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

      Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

    • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

      Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

    • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

      Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

    • Сроки поступления средств на ЯД

      СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам