Между сном и явью. Бодрствование, сон, сновидения и йога нидра Пограничное состояние между сном и явью

Что видит и ощущает человек между сном и явью? Десятилетиями психологи, гипнологи и нейрокибернетики бьются над этими загадками. Вопросы родились не на пустом месте: есть прецеденты, когда психически здоровые люди на грани засыпания наблюдали аномальные видения, оставляющие впоследствии в нашем мире вполне материальные следы.

Мы знаем, мозг человека все время работает, спим ли мы или бодрствуем, - он генерирует и излучает определенный тип волн. Энцефалографы, подключенные к коре головного мозга, беспристрастно записывают электроэнцефалограммы, отражающие активность той или иной деятельности нашего мыслительного центра. По типу колебаний альфа-, бета-, дельта- или тета-волн всегда можно определить какой орган или система активны в организме. Если перевариваем пищу, то мозг предпочитает альфа-волну. Если пишем стихи или малюем картину, или изобретаем, то на сцену выступают тета-волны. Они отвечают за творческую жилку человека.

Когда мозг пульсирует в пограничном состоянии сознания между сном и явью, расшифровать этот хаос вибраций сложно. Не с чем сравнивать, нет исходных образцов диаграмм, нет адекватных описаний «правильности» работы мозга. В этом состоянии человек может видеть, слышать, чувствовать вкус, осязать прикосновение. Отделить же галлюцинацию от реальной картины он не в силах. Иллюзионная картина мира и материальная реальность во внутреннем нейрокибернетическом пространстве мозга смешивается самым причудливым образом и представляет разуму новый узор междумирья сна и яви. Медицина утверждает: так работает проверка долговременной и кратковременной памяти. Информация сортируется: редко используемое отбраковывается, остается в кратковременной памяти, а ненужное блокируется, и мы забываем какой-то эпизод; наоборот, - часто используемое перезаписывается в долговременное «мозгохранилище».

Но мы не поверим, что в фазе засыпания мозг, как старьевщик, только и делает, что разбирает всякий информационный хлам. Психологи полагают, что главный командный пункт нашей центральной нервной системы перед сном управляет процессами торможения и бодрствования и ищет кратчайший путь к оптимизации состояния психики между стрессами и комфортом. Гипнологи же до сих пор не могут дать точного определения состоянию гипнотического сна (не путать с обычным сном) и глубокого транса. Нейрохирурги шутят: при трепанации черепа не видно ни ума, ни разума, ни сознания, ни души, а взору предстают одни лишь мозговые извилины, требующие глюкозы и кислорода.

Некоторые чувствительные натуры, занимающиеся самонаблюдением и самопогружением в транс, утверждают, что пограничное состояние сознания позволяет человеку увидеть мир более цельным и насыщенным, чем обыденная материальность. Лгут ли они себе или другим? Можно ли списать эти видения полностью на галлюцинации или принять во внимание один неоспоримый пока что факт. Вселенная, - ее видимая и наблюдаемая часть, - изучена сегодня едва на 4%, а как же остальные 96%?

Современная наука на разных макро и микроуровнях предполагает, что не все так просто в реальном мире, как в классической Ньютоновской механике или же в пространстве-времени Минковского. Недаром за последние пятьдесят лет появилось множество физических моделей об устройстве мира, расширяющих горизонты мироздания. Это и дополнительные измерения, куда прячется квантовая гравитация с гравитонами. Это и параллельные Вселенные со своими собственными физическими константами и собственным течением времени. Это и космические струны с нулевой толщиной, где могут скрываться сонмища иных миров. Венцом научной мысли является Метавселенная, в которой как в аквариуме плавают мириады различных Вселенных.

Мы достоверно пока не знаем, на что способен мозг человека, особенно в стрессовых или иных пограничных состояниях сознания. Способен ли мозг человека воспринять информацию из Метавселенной или других Вселенных? Не исключено, что именно между сном и явью, чтобы увидеть иные миры, мозг «хулиганит» и подобно стритрейсеру жмет на педаль газа, заставляя человека обрести как бы дополнительную информацию для размышлений. А вдруг что-то полезное узнаем? Пресловутая таблица Менделеева тому «железное» доказательство.

В то мгновение сна, когда ты еще не спишь, но уже и не бодрствуешь, в этот самый миг раскрывается Бытие.

В вашем сознании существуют некоторые жизненно важные мгновения. В эти мгновения вы ближе к своему центру, чем в любое другое время. Вы меняете “передачу”, и в тот миг, когда вы меняете передачу, вы проходите через ней­тральное положение. Это нейтральное положение более близко вам. Утром , ко­гда сон уходит, исчезает, и вы чувствуете себя пробуждающимися, но еще не пробудились, когда вы как раз в середине пробуждения, вы находитесь на “ней­тральной скорости". Этот миг, когда вы уже не спите, но еще не пробудились, как раз посередине. Вы включили нейтральную скорость. При переходе от сна к бодрствованию ваше сознание меняет весь свой механизм . Оно перепрыгивает от одного механизма действия к другому. Между этими двумя механизмами дру­гого механизма нет; между ними промежуток. Сквозь этот промежуток вы можете увидеть некоторый проблеск своего бытия. То же самое происходит и вечером, когда вы перепрыгиваете обратно от механизма бодрствования к механизму сна, с сознательного на бессознательное. На одно мгновение механизма нет, нет ни­какого давления механизма на вас, потому что вы должны предпринять прыжок от одного механизма к другому. Если вы сможете быть осознающими между этими двумя мгновениями, если вы сможете вспомнить самих себя между этими двумя мигами, то вы получите некоторое представление о своей реальной сущ­ности.

Как выполнять эту технику? Когда вы собираетесь заснуть, расслабьтесь. За­кройте глаза, зашторьте комнату. Просто закройте глаза и ждите. Сон приближа­ется; просто ожидайте, ничего не делайте, просто ждите! Ваше тело расслабля­ется, тело становится тяжелым: ощутите это. Почувствуйте это. Сон несет свой собственный механизм, он начинает работать. Ваше бодрствующее сознание исчезает. Вспоминайте, потому что миг будет весьма неуловимым, миг будет крошечным. Если вы упустите, вы упустите. Это очень короткий период - один миг, очень маленький промежуток, и в вас произойдет переход от бодрствования ко сну. Просто ждите, оставаясь полностью осознающими. Продолжайте ждать. Это потребует некоторого времени. На это потребуется, как минимум, три меся­ца. Только тогда вы сможете получить некоторый намек на тот миг, который как раз посередине. Так что не спешите. Вы не можете сделать это прямо сейчас; вы не сможете сделать это прямо сегодня вечером. Но вы должны начать, и вы, возможно, должны будете ждать несколько месяцев.

Обычно это внезапно случается в течение трех месяцев. Это случается каж­дый день, но вашу осознанность и встречу с этим промежутком невозможно спланировать. Это случается. Вы просто все время ждете, и однажды это случа­ется. Однажды, внезапно, вы осознаете, что вы не бодрствуете и не спите - весьма таинственное явление. Вы можете даже испугаться, потому что до сих пор вы знали только два состояния: состояние бодрствования и состояние сна. Но вы не знаете третьего состояния вашей сущности, когда вы и не спите, и не бодрствуете. При первом опыте этого состояния вы можете испугаться. Не пу­гайтесь. Все новое, то, что ранее не было известным, должно вызывать некото­рый страх, потому что этот миг, если вы будете переживать его снова и снова, даст вам также и новые ощущения: вы будете чувствовать себя ни живыми, ни мертвыми, ни тем, ни этим. Это бездна.

Эти два механизма подобны двум холмам; вы перепрыгиваете с одной верши­ны на другую. Если вы остановитесь в середине, вы упадете в бездну, в про­пасть без дна: вы будете все время падать, падать и падать. Эту технику исполь­зуют суфии, и прежде, чем они дадут эту технику ищущим, они дают также другую практику, просто в качестве меры безопасности. Всякий раз, когда в сис­теме суфизма предлагается эта техника, перед этим дается другая техника, ко­торая заключается в том, что вы закрываете глаза и представляете, что вы па­даете в глубокий колодец - темный, глубокий, бездонный. Просто представьте себе падение в глубокий колодец - падение, падение и падение, бесконечное падение. Дна нет, вы не можете достичь дна. Теперь это падение не может пре­кратиться. Вы можете прекратить его; вы можете открыть глаза и сказать “хва­тит”, но само по себе это падение прекратиться не может. Если вы продолжаете, то обнаруживаете, что колодец бездонный, и он становится все темнее и темнее.

В системе суфиев сначала должно практиковаться это упражнение с колодцем

- с этим бездонным темным колодцем. Это приятно, полезно. Если вы практи­куете это упражнение и осознали его красоту, его безмолвие, то чем глубже вы будете падать в колодец, тем более молчаливыми вы будете становиться. Мир остается где-то далеко, вы чувствуете, что вы улетаете далеко, далеко, далеко. Тишина нарастает вместе с тьмой, а там, в глубине, нет дна. Страх овладевает вашим умом, но вы знаете, что это всего лишь воображение, поэтому можете продолжать.

Благодаря этому упражнению вы становитесь более приспособленными к этой технике, но тогда, когда вы падаете в колодец между бодрствованием и сном, это уже не воображаемое; это истинный факт. И здесь тоже нет дна, эта про­пасть бездонна. Вот почему Будда назвал эту ничем не заполненную пустоту шуньей. Ей нет конца. Раз вы познали ее, вы тоже становитесь бесконечными. Это видение трудно получить во время бодрствования. Его невозможно, конеч­но, получить и во время сна, потому что тогда механизм действует и трудно ра- зотождествить себя от этого механизма. Но вечером и утром случаются другие состояния - всего два таких состояния за двадцать четыре часа, - в такие мгно­вения эти состояния приходят очень легко, но для этого нужно ждать.

Во время бодрствования мы фальшивы, и мы очень хорошо это знаем. Во время бодрствования вы неискренние, неестественные. Вы улыбаетесь тогда, когда более естественными были бы слезы. Эта фальшь продолжается во время вашего бодрствования, она продолжается даже во время вашего сна - уже в другом виде, естественно. Ваши сны надуманные, они не реальные. Это удиви­тельно, что даже во сне вы не реальные, не естественные, даже во сне вы бои­тесь и создаете образы. Вы настолько фальшивы, что не можете даже иметь ре­альных снов.

Таковы наши два фальшивых лица: одно проявляется, когда мы бодрствуем, другое - когда спим. Между этими двумя фальшивыми лицами есть очень ма­ленькая дверь, промежуток. Вы можете получить некоторое представление о вашем первоначальном лице в этом промежутке. Получить представление о том лице, которое было у вас тогда, когда вы еще не общались с матерью и, следо­вательно, с обществом. Когда вы были один на один с самим собой; когда вы были не тем и этим; когда не было разделения. Было только реальное; нереаль­ного не было. Вы можете бросить взгляд на это лицо, на это невинное лицо ме­жду этими двумя механизмами.

Тантра утверждает, что ни во сне, ни во время бодрствования вы не настоя­щие. Вы настоящие только между этими двумя состояниями. Так что не связы­вайтесь ни с бодрствованием, ни со сном и сновидениями. Уделите внимание промежутку; осознайте промежуток меходу ними. Поймайте проблеск, переходя из одного состояния в другое. И раз вы узнали, когда наступает этот промежуток, вы стали его хозяином. Вы имеете ключ; в любое время вы можете открыть этот промежуток и войти в него. Открывается другое измерение существования: из­мерение реального.

Пограничное состояние между Сном и Реальностью

Пограничное состояние - это определенное состояние, с которым сталкивается практически каждый, кто практикует так называемые «осознанные сновидения». Это состояние имеет вполне устойчивые характеристики, поэтому я его отношу к одному из уровней процесса Сновидения.

Можно сказать, что это состояние, в котором человек находится на пересечении «линий» бодрствования, обычного сна и Сновидения. Это может происходить по двум причинам: естественные пробуждения в определенном состоянии сна и в результате практики Сновидения.

Отличительные черты этого состояния:

тяжело определить спишь или бодрствуешь;
тяжело пошевелить физическим телом;
присутствие различных необычных явлений.
Как это обычно происходит?

Человек пытается войти в Сновидение из состояния бодрствования. Через некоторое время его сознание начинает «плавать» и проваливаться в состояние дремоты. Благодаря этому плавающему состоянию сновидящий может проснуться в одном из состояний сна, т.е. - какое-то время он как бы проваливается в сон, а затем снова просыпается, но через время, провалившись в сон, он просыпается уже во сне (как бы, не вынырнув полностью на поверхность в мир бодрствования).

Обычно, это происходит так: во время выполнения техники входа в Сновидение практикующий засыпает и его сознание проваливается в сон. Но вдруг, в определенный момент времени, понимает, что у него открыты глаза и он наблюдает привычную картину своей спальни из положения лежа. И вот тут, сновидящий может ощутить, что тело как бы онемело и им тяжело двигать или, подняв руки к лицу, он может заметить, что руки спящего тела остались на своем месте. Такое чувство, что не заснул, но и не проснулся полностью.

Часто в этом состоянии начинают происходить разные необычные явления, это например:

ощущение давления на тело;
кто-то незнакомый просто стоит и наблюдает (действует реже);
наличие теней в комнате (от аморфных до вполне четких в очертаниях);
различные цветовые пятна на интерьере комнаты (как будто цветная подсветка);
непонятный шум или голоса (как будто кто-то разговаривает за стеной);
животные (могут вести себя агрессивно);
наличие предметов не соответствующих обстановке комнаты (например, среди комнаты может стоять маленький самолет);
кто-то входит в комнату или стучит в дверь;
кто-то из знакомых начинает помогать «выйти из тела», или наоборот, - мешать это сделать;
прочее.
Я указал только некоторые явления, вариантов же множество. Многое зависит от личной истории сновидящего - его представлений, ожиданий, страхов и т.п. Причины этих явлений могут быть различными, частично об этом я говорил в своей статье «Пугающие образы».

С подобной ситуацией часто сталкиваются люди, которые случайно попадают в это состояние по причине сонного паралича. На данный момент статистика такова, что минимум треть населения Земли хоть раз в жизни попадала в это состояние. Пока что это явление полностью не изучено, но уже можно уверенно говорить о том, что состояние сонного паралича естественное явление и не является физической или психической патологией.

В начале, когда сталкиваешься с этим явлением, создается впечатление, что пограничное состояние – это состояние между сном и бодрствованием. Здесь, как бы сходятся и наслаиваются друг на друга характеристики яви, сна и «внетелесного состояния». Одновременно есть ощущение, что не спишь и, вместе с этим, присутствуют признаки проявления «второго тела» и хаотичность случайных образов, характерных для обычного сна. Состояние парадоксальное, вначале очень тяжело понять реально – спал ты или нет.

Позже, с практикой, приходит другое ощущение и понимание этого явления. Проще всего это можно описать как частичный «выход из тела» (частичное выделение тела сновидения). Ибо основная характеристика этого состояния - неполный выход тела сновидения, неполное его разделение со спящим телом. И что интересно, что со временем многие нежелательные и пугающие явления уходят сами, часто для этого достаточно полного разделения с телом (что наталкивает на определенные мысли).

Сейчас это воспринимается как одна из ступеней процесса Сновидения.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

55. Осознай промежуток между бодрствованием и сном

Третья техника для вспоминания самого себя: В тот момент сна, когда сон еще не пришел, а внешнее бодрствование уже исчезло, - в этот самый момент раскрывается Существование

В вашем сознании имеются некоторые моменты поворота. В эти моменты вы ближе к своему центру, чем в любое другое время. Вы меняете "передачу", и в тот момент, когда вы меняете передачу, вы проходите через нейтральное положение. Это нейтральное положение является более близким к вам. Утром, когда сон уходит, исчезает, и вы чувствуете себя пробуждающимся, но еще не пробудились, когда вы как раз в середине пробуждения, вы находитесь на "нейтральной передаче". Это момент, когда вы уже не спите, но еще не пробудились, как раз посередине. Вы находитесь на нейтральной передаче. При переходе от сна к бодрствованию ваше сознание меняет весь свой механизм. Оно перепрыгивает от одного механизма функциони-рования к другому. Между этими двумя механизмами другого механизма нет, между ними зазор, промежуток. Сквозь этот промежуток вы можете получить некоторое представление о своей сущности. То же самое происходит и вечером, когда вы перепрыгиваете обратно от механизма бодрствования к механизму сна, от сознательного к бессознательному. На одно мгновение механизма нет, нет никакого давления механизма на вас, потому что вы должны предпринять прыжок от одного механизма к другому. Если вы сможете быть осознающими между этими двумя моментами, если вы сможете стать осознающими между этими двумя моментами, если вы сможете вспомнить самого себя между этими двумя моментами, то вы получите некоторое представление о своей реальной сущности.
Как выполнять эту технику? Собираясь заснуть, расслабьтесь. Закройте глаза, затемните комнату. Просто закройте глаза и ждите. Сон приближается, просто ожидайте, ничего не делайте, просто ждите! Ваше тело расслаблено, тело становится тяжелым, ощутите это. Почувствуйте это. Сон имеет свой собственный механизм, он начинает работать. Ваше бодрствующее сознание исчезает. Вспоминайте, потому что момент будет весьма неуловимым, момент будет атомарным. Если вы упустите, вы упустите. Это очень короткий период - один момент, очень маленький промежуток, и в вас произойдет перемена от бодрствования ко сну. Просто ждите, оставаясь полностью осознающими. Продолжайте ждать. Это потребует некоторого времени. На это потребуется, как минимум, три месяца. Только тогда вы сможете получить некоторый намек на тот момент, который как раз посередине. Так что не спешите. Вы не сможете сделать это прямо сейчас, вы не сможете сделать это сегодня вечером. Но вы должны начать и вы, возможно, должны будете ждать несколько месяцев.
Обычно это внезапно случается в пределах трех месяцев. Это случается каждый день, но вашу осознанность и встречу с этим промежутком невозможно планировать. Это случается. Вы просто все время ждете, и однажды это случается. Однажды, внезапно, вы осознаете, что вы не бодрствуете и не спите - весьма таинственное явление. Вы можете даже испугаться, потому что до сих пор вы знали только два состояния: состояние бодрствования и состояние сна. Но вы не знаете третьего состояния вашей сущности, когда вы и не спите, и не бодрствуете. При первом столкновении с этим состоянием вы можете испугаться. Не пугайтесь. Все, что является новым, что ранее не было известным, должно вызывать некоторый страх, потому что этот момент, если вы будете переживать его снова и снова, даст вам также и новые ощущения: вы будете ни живы ни мертвы, ни то ни это. Это бездна.
Эти два механизма подобны двум холмам, вы перепрыгиваете с одной вершины на другую. Если вы остановитесь в середине, вы упадете в бездну, в пропасть без дна, вы будете все время падать, падать и падать. Эту технику используют суфии, и прежде, чем они дадут эту технику ищущим, они дают также другую практику, просто в качестве меры безопасности. Всякий раз, когда в системе суфизма предлагается эта техника, перед этим дается другая техника, которая заключается в том, что вы закрываете глаза и представляете, что вы падаете в глубокий колодец - темный, глубокий, бездонный. Просто представьте себе падение в глубокий колодец - падение, падение и падение, бесконечное падение. Дна нет, вы не можете достичь дна. Теперь это падение не может прекратиться. Вы можете прекратить его, вы можете открыть глаза и сказать, что ничего больше нет, но само по себе это падение прекратиться не может. Если вы продолжаете, то колодец является бездонным, и он становится все темнее и темнее.
В системе суфиев сначала должно практиковаться это упражнение с колодцем - с этим бездонным темным колодцем. Это приятно, полезно. Если вы практикуете это упражнение и осознали его красоту, его безмолвие, то чем глубже вы будете падать в колодец, тем более молчаливыми вы будете становиться. Мир остается где-то далеко, вы чувствуете, что вы улетаете далеко, далеко, далеко. Тишина нарастает вместе с темнотой, а там, в глубине, нет дна. Страх овладевает вашим умом, но вы знаете, что это всего лишь воображение, поэтому можете продолжать.
Благодаря этому упражнению вы становитесь более приспособленными к этой технике, но тогда, когда вы падаете в колодец между бодрствованием и сном, это уже не воображаемое, это реальный факт. И здесь тоже нет дна, эта пропасть бездонна. Вот почему Будда назвал эту ничем не заполненную пустоту шуньей. Ей нет конца. Раз вы познали ее, то вы тоже становитесь бесконечным. Это представление трудно иметь во время бодрствования. Его невозможно, конечно, иметь и во время сна, потому что тогда механизм функционирует и трудно отсоединить себя от этого механизма. Но вечером и утром имеют место другие моменты - всего два таких момента за двадцать четыре часа, - когда это очень легко, но для этого нужно ждать. В тот момент сна, когда сон еще не пришел, а внешнее бодрствование уже исчезло, - в этот самый момент раскрывается Существование, тогда вы знаете, кто вы есть, чем является ваше реальное существо, что является вашим подлинным существованием. Во время бодрствования мы являемся фальшивыми, и мы очень хорошо это знаем. Во время бодрствования вы являетесь неискренними, неестественными. Вы улыбаетесь тогда, когда более естественными были бы слезы. Вашим слезам также нельзя верить. Они могут быть лишь фасадом, церемонией, долгом. Ваша улыбка является фальшивой, физиономисты могли бы сказать, что ваша улыбка просто нарисована. В ней нет никаких корней, улыбка только на вашем лице, только на губах. Ее больше нигде нет в вашем существе. У нее нет корней, нет других частей тела. Она навязана вам. Улыбка не идет изнутри, она навязана вам извне.
Все, что бы вы ни говорили и что бы вы ни делали, является фальшивым, и совсем не обязательно, что вы проделываете все эти фальшивые дела своей жизни сознательно - совсем не обязательно! Вы можете быть полностью не осознающим - и вы таким и являетесь! В противном случае очень трудно было бы все время нести эту фальшивую бессмыслицу. Это происходит автоматически. Эта фальшь продолжается во время вашего бодрствования, она продолжается даже во время вашего сна - другим образом, конечно. Ваши сновидения являются символическими, а не реальными. Это удивительно, что даже во сне вы не являетесь реальным, естественным, даже во сне вы боитесь и создаете символы.
Сейчас психоаналитики все время занимаются анализом ваших сновидений, У них очень хороший бизнес, потому что вы не можете проанализировать свои собственные сны. Они символические, они не являются реальными. Они говорят о чем-то только при помощи метафор. Если вы хотите убить свою мать и избавиться от нее, вы не будете убивать ее даже во сне. Вы убьете кого-либо другого, кто похож на вашу мать. Вы убьете вашу тетку или кого-нибудь еще, но не мать. Даже во сне вы не можете быть искренними. Тогда нужен психоанализ, для интерпретации требуется профессионал, - но вы можете описать все таким образом, что даже психоаналитик будет обманут.
Ваши сновидения также являются полностью фальшивыми. Если вы будете реальным во время бодрствования, то ваши сновидения также будут реальными. Они не будут символическими. Если вы хотите убить свою мать, то вы будете видеть сон, в котором вы убиваете свою мать, и тогда, для того, чтобы показать, что означает ваш сон, не нужны будут никакие интерпретаторы. Но мы такие фальшивые. Во сне мы одни, но все еще боимся мира и общества.
Убийство матери является величайшим грехом, и я не думаю, что у вас есть представление о том, почему это является величайшим грехом. Это является величайшим грехом, потому что каждый испытывает глубокую враждебность по отношению к матери. Это величайший грех, и вы так научены, ваш ум так обусловлен, что даже мысль о причинении вреда своей матери является греховной. Она дала вам жизнь. Во всем мире, во всех обществах учат одному и тому же. Нет ни одного общества на земле, которое бы не согласилось с этим - что убийство матери является величайшим грехом. Она дала вам жизнь, а вы убиваете ее?
Но откуда это учение? Где-то глубоко существует возможность, что каждый выступает против своей матери по необходимости, - потому что мать не только дает вам жизнь, но она является также инструментом, при помощи которого вы становитесь фальшивыми, она является инструментом для принудительного навязывания вам нереального. Она сделала вас тем, чем вы являетесь. Если вы живете в аду, то она принимала в этом участие, самое большое участие. Если вы страдаете, то ваша мать где-то здесь, она спрятана в вас, потому что мать родила вас и воспитала вас - или, в действительности, выбросила вас из вашей реальности. Она фальсифицировала вас. Первая неправда случилась между вами и вашей матерью, первая ложь случилась между вами и вашей матерью - первая ложь!
Даже когда нет еще языка, и ребенок не умеет говорить, он может лгать. Рано или поздно ребенок начинает осознавать, что многие из его ощущений не одобряются его матерью. Ее лицо, ее глаза, ее поведение, ее настроение - все показывает, что что-то в нем является неприемлемым. Тогда он начинает подавлять свои чувства. Что-то не так. Языка еще нет, его ум еще не функционирует. Но все его тело начинает подавление. И тогда он начинает ощущать, что иногда что-то одобряется его матерью. Он зависит от матери, его жизнь зависит от матери. Если мать оставит его, его не будет. Все его существование центрировано на матери.
Имеет значение все, что мать говорит, делает, показывает, имеет значение все ее поведение. Если ребенок улыбается, а мать любит его, дает ему свое тепло, кормит его молоком, обнимает его, то он учится быть политиком. Он будет улыбаться, когда в нем нет улыбки, потому что он знает, что так он может уговорить свою мать. Он будет улыбаться фальшивой улыбкой. Тогда рождается лжец, появляется политик. Теперь он знает, как фальсифицировать, и этому он научился во взаимоотношениях со своей матерью. Это самые первые взаимоотношения с миром. Когда он станет осознавать свое страдание, свой ад, свою неразбериху, он обнаружит, что за всем этим скрывается его мать.
Существует большая вероятность того, что вы испытываете враждебность по отношению к своей матери. Вот почему каждая из культур настаивает, что убийство матери является величайшим грехом. Даже в мыслях, даже в сновидениях вы не можете убить свою мать. Я не утверждаю, что вы должны убить ее, я просто говорю, что ваши сны также являются фальшивыми - символическими, неискренними. Вы настолько фальшивы, что не можете даже иметь реальных сновидений.
Это наши два фальшивых лица, одно проявляется, когда мы бодрствуем, другое - когда спим. Между этими двумя фальшивыми лицами имеется очень маленькая дверь, интервал. Сквозь этот интервал вы можете получить некоторое представление о вашем первоначальном лице, о том лице, которое было у вас тогда, когда вы еще не общались с матерью и, следовательно, с обществом, когда вы были один на один с самим собой, когда вы были, - но не этим и тем, когда не было разделения. Было только реальное, нереального не было. Вы можете бросить взгляд на это лицо, на это невинное лицо между этими двумя механизмами.
Обычно мы не задумываемся о своих сновидениях, мы больше думаем о часах бодрствования. Но психоанализ в большей степени занимается вашими сновидениями, чем часами бодрствования, потому что знает, что в часы бодрствования вы являетесь большим лжецом. В сновидениях хоть что-то можно уловить. Во сне вы являетесь менее осознающими, вы не насилуете вещи, вы не манипулируете ими. Тогда в них можно уловить что-нибудь реальное. В часы бодрствования вы можете быть целомудренным монахом, но вы подавляете сексуальные желания. Тогда это наложит себя на ваши сновидения, ваши сновидения должны быть сексуальными. Очень трудно найти монаха без сексуальных сновидений - скорее даже, невозможно. Вы можете найти преступника без сексуальных сновидений, но вы не сможете найти религиозного человека без них. Развратник может не иметь сексуальных сновидений, но не так называемые святые, потому что все, что вы загоняете внутрь во время бодрствования, будет вырываться во время ваших сновидений и окрашивать их.
Психоаналитики не имеют дела с вашим состоянием бодрствования, потому что они знают, что это стопроцентная ложь. Если и можно получить некоторое представление о реальном, то только в сновидениях. Но тантра утверждает, что даже сновидения не являются такими уж реальными. Они более реальны - и это выглядит парадоксальным, потому что мы думаем, что сны нереальны - они более реальны, чем ваши часы бодрствования, потому что тогда вы в меньшей степени насторожены. Органы чувств спят, кое-что может выйти наружу, подавленное может проявить себя - символически, конечно, но символы могут быть проанализированы.
Во всем мире символы, которыми манипулирует человек, являются одними и теми же. Во время бодрствования вы можете разговаривать на различных языках, но во время сна вы разговариваете на одном и том же языке. Во всем мире язык сновидений является одним и тем же. Если секс подавляется, то во сне появляются одни и те же символы. Если подавляется страсть к пище, страсть к еде, голод, то появляются одни и те же символы - или подобные символы. Язык сновидений является одним и тем же, но со сновидениями все же имеются проблемы, потому что этот язык символический. И Фрейд может интерпретировать его одним образом, Юнг другим, а Адлер каким-нибудь третьим. И если вы будете проанализированы сотней психоаналитиков, то будет сотня интерпретаций. Вы будете еще в большем замешательстве, чем были ранее, более запутаны сотней интерпретаций одного и того же. Тантра утверждает, что ни во сне, ни во время бодрствования вы не являетесь реальными. Вы реальны только между этими двумя состояниями. Так что не связывайтесь ни с бодрствованием, ни со сном и сновидениями. Уделите внимание промежутку, осознайте промежуток между ними. Поймайте проблеск, переходя из одного состояния в другое. И раз вы узнали, когда наступает этот промежуток, вы стали его хозяином. Вы имеете ключ, в любое время вы можете открыть этот промежуток и войти в него. Открывается другое измерение существования, измерение реального.

В последнее время пришёл к убеждению, что изо всех известных мне современных и несовременных "парапсихологических" практик самая продуктивная - это работа с состоянием. Никаких крыльев летучих мышей, нет:-) Даже суфийские кружения - при таком подходе лишь средство, в не цель.

И одно из самых интересных и практически полезных состояний, которые я "распробовал" за крайних полгода - это скольжение между сном и явью.

Это - состояние, когда ты не очень-то заснул, или не очень-то проснулся:-). В моём случае это почему-то легче работает на просыпании, чем на погружении внутрь сна. Метафорически это можно выразить в образе айсберга:

Картинка проста - представим всё доступное человеку знание единым айсбергом, у которого сознание - маленькая, но открытая часть; а подсознание - большая, но скрытая. Фиксируя б0льшую часть внимания на сознании, мы находимся наяву; фиксируя б0льшую часть внимания на подсознании - во сне. Переход в состояние скольжения - это фиксация внимания на узенькой полоске между сном и явью.

Это как в той песне: "мне малым-мало спалоось, да во сне привиделоо-оось". Да.

Плюсы нахождения в этом состоянии:

1. Большая цельность, слитность своей личности. "Скользя", получаешь удовольствие от бытия.

2. Способность получать прямое, наиболее актуальное на данный момент знание. Например, когда я первый раз вошёл в "скольжение", я был в гостях у друга. Было включено интернет-видео, в котором американец лет 30-ти бегло верещал о рестлинге по-английски. Сразу скажу, мой английский is good, но далеко не excellent, особенно по части разговорного - поэтому я не особо воспринимал, о чём тот говорит. Да и рестлинг меня не особо интересовал. "Скользя", я не только понимал каждое его слово - не переводя, со всеми интонациями и фразеологизмами, я ещё и проникся его состоянием, сопереживал ему. Второй раз в "скольжении" дал мне истинное имя человека, находящегося рядом. По пробуждении, рассказав об этом - получил подтверждение: человек с самого детства мечтал об этом имени, и мать должна была его так назвать, если бы не вмешалась бабушка.

Специальных способов для перехода в скольжение я не применяю, но похожими состояниями пользовался Сальвадор Дали. И применял для входа следующий способ, который называл "сон с ключом в руке": садился в удобное кресло с подлокотниками, в одну (расслабленную!) руку ложил металлический ключ - так, чтобы когда он, засыпая, расслаблялся окончательно, ключ падал на пол и будил его. Внимание не успевало погрузится глубоко в сон, и художник мог запомнить пару образов из сна по пробуждении.

7-8 лет назад я практиковал этот метод, впрочем, без большого успеху - либо падающий ключ (ложка/вилка/что угодно металлическое и не очень тяжёлое) стукался об пол так тихо, что я не просыпался; либо, когда я ставил под рукой металлический тазик, звук был настолько оглушительным, что образ сна мог потеряться из-за испуга. Но, в любом случае, практика эта определённый эффект дала - кто знает: если бы я не делал её тогда, смог ли бы я сейчас переносить сознание в скользящее состояние усилием воли.

Попробуйте - может у вас получится. Но помните, главное - внутреннее усилие, практика - лишь средство.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам