Зеленая аптечка беседа с детьми. Конспект занятия на тему: «Зеленая аптека. Доктор Красивые руки и ног

Елена Перегудова
Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека»

Задачи :

1. уточнить и расширить представления о лекарственных растениях (5-6 наименований) ; 2. закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

3. учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Давным-давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. В наших аптеках среди множества препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам, ребята тоже.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. Отгадайте, про какое лекарственное растение эта загадка :

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

В середине золотая

Кто она такая? (Ромашка)

Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением ромашки.

– Это я, ромашка. Давным-давно я к вам приехала из далекой Америки.

Милая ромашка, а чем ты полезна?

Если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Ребята, так чем же полезна ромашка? (уточнение)

Следующая загадка :

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки,

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?

Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением подорожника.

Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит – беги ко мне срочно, я помогу.

Ребята, так чем же полезен подорожник? (уточнение)

А кто угадает это растение.

Жжется, а не огонь,

Злая, а людей лечит. (крапива)

Это я, крапива. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, ее прикладывают к свежим ранам. А еще крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

Оказывается, и крапива лекарственное растение. Если нет подорожника рядом, рану поможет вылечить крапива.

Следующая загадка :

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

Целебными свойствами обладают и цветки, и листья, и стебли малины. А малиновое варенье является лучшим средством при простуде.

А кто угадает это растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет- нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (одуванчик)

Одуванчик тоже лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

Ребята, на каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Но самая лучшая аптека – это Природа .

А теперь давайте поиграем, игра называется «Одуванчик»

Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут.

(дети встают) .

Ветер налетел, стал дуть на одуванчики.

(дети раскачивают поднятыми вверх руками) .

Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики.

(дети бегут в разные стороны и приседают) .

Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики.

(дети встают) .

Ребята, необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

А сейчас давайте познакомимся с правилами сбора лекарственных растений (СЛАЙДЫ)

Человек должен хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром.

Сушить растения надо не на солнце, а в тени.

Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог.

Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

Люди издавно лечатся не только лекарственными растениями, но и медом.

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Бочонок меда» .

Послушайте правила игры : пока играет веселая музыка, вы друг другу передаете бочонок. Остановилась музыка – ребенок, у которого в руках бочонок должен назвать лекарственное растение.

(проводится игра) .

А сейчас, пока артисты готовятся к выступлению, девочки споют веселую песенку.

Ребята, а сейчас пусть гости отгадают последнюю загадку :

Хоть куст у него зеленый вас ранить готов ,

Там красные таблетки

Развешены на ветке,

И всем готовы помочь

От разных бед. (шиповник)

Чем полезен шиповник? (ответы детей и родителей)

Мы всех приглашаем на витаминный чай с медом в группу .

, Конкурс по экологии «Земля - наш общий дом»

Класс: 2

Презентация к уроку







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • формировать представление детей о лекарственных растениях и их свойствах,
  • расширить и конкретизировать экологические представления по теме,
  • воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.

Планируемые результаты

Предметные

  • знать лекарственные растения и их свойства,
  • понимать значение лекарственных растений в жизни людей и необходимость бережного к ним отношения,
  • применять полученные знания на практике.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • использовать учебник и другие источники информации;
  • описывать лекарственные растения и их свойства;
  • приводить примеры использования лекарственных растений в жизни;
  • оценивать информацию и проверять её достоверность.

РегулятивныеУУД:

  • понимать суть проблемы, принимать и сохранять учебную задачу;
  • осваивать способ решения проблем;
  • оценивать результат деятельности;

КоммуникативныеУУД:

  • отвечать на вопросы учителя;
  • осуществлять совместную работу;
  • допускать возможность существования различных точек зрения.

Личностные:

  • осознание ответственности человека за общее благополучие,самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Ход занятия

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

(Растения кормят человека, одевают, из них делают мебель, строительные материалы,получают топливо, лечат человека, украшают нашу жизнь и т.д.)

Разгадайте кроссворд и по ключевому слову догадайтесь, о чём мы будем говорить на занятии? <рисунок1>

Стоят в поле сестрички
Жёлтый глазок, белые реснички.
(ромашки)

Что скажите за растенье
Все считают сорняком?
У кого цветки-колючки
Прицепляются шипом?
Кто в природе повсеместно
Сам себя распространяет
И нередко, при болезнях,
Многим людям помогает?
От детишек до старух
Как зовут его? ….. (Лопух)

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты
Называется - ..... (мята)

Вдоль дорожек он растёт
Только вовсе не цветёт
Кровь остановить им можно
Что за травка?..... (подорожник)

Обжигает, как огонь!
Ты смотри, её не тронь!
Розрослась под старой сливой
Очень жгучая - ..... (крапива)

Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший - ....... (одуванчик)

Запасают меня люди
Как лекарство при простуде
Не страшны и грипп, ангина
Если рядом я -....... (малина)

О чём пойдёт речь на нашем занятии?

Что называют аптекой?

Свободные высказывания детей.

Давайте прочитаем в толковом словаре значение слова аптека.

Толковый словарь.

Аптека - учреждение, занимающееся продажей готовых лекарственных препаратов и других медицинских товаров, а также изготовлением лекарств по рецептам врача.

Сегодня на занятии мы поговорим о “зелёной аптеке”.

Что называют зелёной аптекой”?

Дети высказывают предположения.

Лечение целебными травами издавно привлекало внимание людей.Фитотерапия зародилась в глубокой древности. Травы - настоящая кладовая здоровья, в них спрятаны вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом. На Руси лечили травами ведуны, знахари, травники.

Как можно объяснить значение слова травник?

Но зачем в наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины говорить о лекарственных травах? Есть таблетки, микстуры и различные быстродействующие вещества. Они помогают бороться с болезнью с одной стороны, а с другой - оказывают побочные действия.

Мы поговорим подробно о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности.

Какие лекарственные растения нашей местности вы знаете?

2. Практический этап. Работа в группах.

Дети распознают лекарственные растения в гербарии, раскладывают этикетки, находят дополнительную информацию на карточках, готовят краткие сообщения.

Карточка 1

Подорожник растёт там, где ходят люди.Подорожник незаменим в походе.Настой листьев применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме. Отваром полощут полость рта при восполении дёсен, зубной боли. Посмотрите себе под ноги, вдоль тропинки - и вы обязательно найдёте листья подорожника.

Карточка 2

Крапива как лекарственное растение известна давно.Одна крапива заменяет семерых врачей-так гласит народная пословица. Её используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветков применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из листьевиспользуют для полоскания горла при ангинах. Свойство крапивы “кусаться”издавна используют в медицине как отвлекающее средствопри ревматизме и ломоте суставов. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.

После кулинарной обработки годятся для щей и салатов.

Карточка 3

Землянику собирают не только для варенья.С глубокой древности землянику используют в лечебных целях. В её ягодах содержится большое количество витаминов. Плоды земляники возбуждают аппетит, регулируют пищеварение. Высушенные листья земляники заваривают как обычный чай.

Карточка 4

Тысячелистник обыкновенный-очень интересное растение. Его используют как кровоостанавливающеесредство. Отвар применяют для полоскания полости рта.

Карточка 5

Малину любят не только насекомые, звери и птицы, малину заваривают в чай при простуде, варят из неё варенье.

Карточка 6

На одном и том же стебельке одни цветки тёмно-розовые, другие - васильково-синие. Это медуница. Она получила своё название так потому, что в её цветках содержится много нектара. Это - один из самых ранних медоносов. Медуница - красивый цветок, который охотно срывают все, кто оказывается в лесу.

Жаль только,что вместо скромненького букетика у них в руках оказывается целая охапка.

Карточка 7

Ландыш – лекарственное растение, используемое как в народной, так и в традиционной медицине. В качестве средства, укрепляющего и нормализующего сердечно-сосудистую систему, применяют настойку из цветков, листьев и стеблей. Вещества ландыша используют при неврозах сердца, кардиосклерозе, пороках сердца и сердечной недостаточности. Их нередко употребляют в сочетании с валерианой и боярышником и другими лекарственными растениями.

Работа с выставкой книг, посвящённых лекарственным растениям.

Узнать о других лекарственных растениях можно из различных книг. Книги научат правильно собирать и хранить лекарственные растения. (Дети рассматривают книги, читают названия, отрывки и т. д.)

Демонстрация презентации (7 слайдов) сопровождается выступлением детей.

Игра “Одуванчик”

1. Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчик на полянке растёт. (дети встают)

2. Ветер налетел, стал дуть на одуванчик. (раскачивают поднятыми руками)

3. Ветер подул ещё сильнее. (дети разбегаются на носочках)

4. Вдруг полетели белые парашютики (дети приседают)

5. Там, где упали парашютики, снова вырастают одуванчики. (дети встают)

3. Постановка проблемного вопроса.

- “Зелёная аптека” может закрыться?

Подумаем над причинами этой тревоги и поразмышляем над способами помощи “зелёной аптеке”.

Как мы можем помочь растениям весной?

Какой кодекс законов поведения в природе надо выполнять, чтобы “зелёная аптека” действовала?

Выберите с этой целью запрещающие знаки и обоснуйте их необходимость.<рисунок 2>

Какие проблемы должны решать взрослые, чтобы “зелёная аптека” не закрылась?

Но есть, к сожалению, и другие причины, не исключающие возможности её закрытия.Поразмышляем над ними. (Вырубка леса, использование удобрений и ядохимикатов, загрязнение воздуха,почвы в процессе хозяйственной деятельности человека). Лекарственные растения не только гибнут, но и впитывают в себя вредные растворимые в воде и в воздухе вещества и становятся настоящим ядом.

Чтобы “зелёная аптека” не закрылась, всем - и взрослым и детям-надо быть разумными и дальновидными.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Самостоятельная работа. Соедините рисунок лекарственного растения с названием.

5. Итог занятия.

Что узнали нового и чему научились на занятии

Выводы:

Из лекарственных растений делают лекарства.

Лекарственные растения эффективны при лечении многих заболеваний.

Многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности.

Закончить занятие хочется словами

Люди,оглянитесь-ка вокруг,
Как природа истинно прекрасна.
Как нужна забота ваших рук,
Чтобы красота её не гасла.

0КОУ «Обоянская школа - интернат

Игра – путешествие

Подготовила: Лунева М.А.

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с миром целебных трав, и их применение для оздоровления организма.
Задачи:
организовать деятельность по изучению лекарственных растений: крапивы, шиповника, тысячелистника, земляники, липы, душицы, подорожника и их целебных свойств; формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
способствовать развитию у детей умение анализировать полученную информацию и делать выводы;
создать условия для развития логического мышления, памяти;
формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
воспитывать доброту, ответственность через бережное отношение к растениям;развивать чувственно – эмоциональную сферу обучающихся.
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.
Приёмы : объяснение, беседа, демонстрация, экспресс – сообщения, работа с карточками, игра.
Средства обучения:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация «Зеленая аптека»;
- выставка книг «Лекарственные растения»;
- иллюстрации растений (крапива, шиповник, тысячелистник, земляника, липа, душица, подорожник) ;- карточки с названиями изучаемых растений;
- засушенные лекарственные растения;
- сигнальные карточки (красная и зелёная);
- карточки в виде ягод для рефлексии (красная, зелёная, жёлтая);
- бинокль и корзина (для сценки)

Ход занятия

Организационный момент
Педагог. Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычное занятие.
Мы отправимся в путешествие. Куда? Догадайтесь!
Есть у меня зеленый друг, Веселый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук. И тысячи ладошек. (Лес.)
Педагог. Но прежде, чем отправиться в лес мы должны помнить, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют правила друзей природы. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто живет здесь.
А вот и наш друг Лесовичок, - хозяин леса.
Лесовичок. Здравствуйте, ребята!
Я хочу, чтобы вы вспомнили несколько хотя и простых, но очень важных правил. Я каждое правило зашифровал в знак.
- Не шуми! (Лес, опушка леса – это дом, в котором живут растения и животные.);
- Не ломай зеленые ветки и деревья;
- Не разоряй муравейники и птичьи гнезда;
- Не рви цветов в природе для букетов;
- Не забирай из лесу диких животных.
Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу и умножать ее богатства.
Ну а теперь добро пожаловать в лес.
- Нам не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Достаточно закрыть глаза и произнести: раз, два, три.

Ребята, вот мы с вами оказались в лесу.
Педагог. Стихотворение: (В. Рождественский)
Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
Педагог. Как называются растения обладающие целебными свойствами? (лекарственные растения.)
А можно лес назвать зеленой аптекой? .
(В лесу растет много растений с целебными свойствами.)
Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях, их целебных свойствах. Научимся их распознавать. И помогать нам будет, Лесовичок, который очень хорошо знает лес и его обитателей.
1. А вот и первое растение которое узнает каждый из вас.
Жжется, а не огонь
Злая, а людей лечит.
Кто это? (Крапива.)
Рассказывают заранее подготовленные дети:
Я, крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Крапива очень полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Настой из листьев применяют для полоскания горла при ангине. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.
Лесная поляна
Следующее растение вам тоже хорошо известно. Загадка подскажет его название.
2. Дикой розой называют,
Как лекарство плоды применяют. (Шиповник.)
Я, шиповник. О чудесных целебных свойствах плодов шиповника знали еще с древних времен. Это растение с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
Если слабость и сонливость
Если бегать нету сил
Пей шиповника отвар
В нем целебный витамин.
Лесная поляна
А какое вот это полезное растение вы даже себе и представить не можете.
3. Каждый лист
Разбит на дольки
Посчитай-ка, долек сколько?
Тут легко со счета сбиться
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть. (Тысячелистник.)
Я тысячелистник. В былые времена это растение называли солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А русский народ называет эту траву тысячелистник.
Запомните название этого растения.
Лесная поляна с ягодами
4. Люди давно заметили «Кто эту лесную ягоду в рот кладет, тот здоров круглый год». (Земляника.)
Я земляника. Природа щедро наградила землянику целебными свойствами. Земляника – самая ранняя ягодка. Она созревает в лесу раньше всех других ягод. Из сушеных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Плоды земляники помогают тем у кого плохой аппетит, регулируют пищеварение.
Доводилось ли вам собирать на поляне, ягоды земляники? Какая на вкус ягода? (кисло – сладкая, душистая, ароматная.)
Есть такая пословица «Ради земляники не раз земле поклонишься.» - объясните, как вы ее понимаете?
Физкультминутка. Землянику ищем
Мы шли-шли-шли,
Землянику нашли.
Раз, и два, и три, и четыре, и пять,
Начинаем искать опять.
5. Какое дерево на гербе нашего города изображено? (Липа.)
Я липа. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Листья этого дерева имеют форму сердечка. Его душистые цветы привлекают пчел. А чай из его цветков помогает при простуде.
Лесная поляна
Педагог. Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
Лесовичок. Я хочу вас познакомить еще с одним удивительным растением.
Сценка «Поход в лес», где обыгрывается ситуация (ушиб ногу)
Маша и Витя идут по лесу.
Маша собирает в корзину травы, а Витя рассматривает в бинокль, и вдруг споткнулся и ушиб ногу.
Витя: - Маша я ушиб ногу, не могу дальше идти, у нас есть аптечка?
Маша: -Витя не волнуйся у меня есть растение, только оно из зеленой аптечки, которое тебе поможет, достаточно наложить на рану листочек.
Говорят о нем в народе
Добрые слова
Тебе поможет подорожник
Скромная трава.
Лесовичок. Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла принесла раненой листок одного растения, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
А почему его называют подорожником?
А почему подорожник растет у дороги?
Педагог. Оказывается, что лекарственные растения растут рядом с нами. Надо только их знать.
Педагог. Наше путешествие по лесу закончилось, и мы возвращаемся домой.
Коллективная работа.
Задание 1. Игра «Узнай растение». Учащимся предлагается: есть изображение лекарственного растения, выбрать название растения и соотнести это название с его изображением. (Остальные учащиеся работают с сигнальными карточками.)
Задание 2. Игра «Найди пару». Выбрать карточку с описанием растения и выбрать растение которое может составить пару.
(Крапива. Листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Из нее можно приготовить щи и салат. Используют при ангине, для укрепления и роста волос.)(Тысячелистник . Является лекарственным растением с цветочным зонтиком и тысячей мелких листочков. Сок свежих листьев используют при обработке ран.) (Липа. Цветки этого дерева – старинное народное средство при простуде. Любят это дерево и пчелы. А мед получается очень душистый и полезный.) (Подорожник. Это растение растет около тропинок. Он незаменим в походе. Его прикладывают при укусах насекомых, ранах.)(Шиповник. Из плодов этого растения готовят витаминный напиток. В них содержится огромное количество витамина С, больше, чем во всех остальных фруктах и ягодах).
(Земляника. Ягоды этого растения ярко – красные, ароматные, а еще и полезны. Рекомендуют при плохом аппетите.) Молодцы, ребята! А сейчас давайте встанем с вами в круг. Я вам буду перечислять лекарственные средства, если вы услышите о лекарствах из лесной аптеки, то поднимите руки: аспирин, крапива, анаферон, отвар шиповника, липовый чай, анальгин, чай из душицы, подорожник, земляника, парацетамол, одуванчик, мать –и- мачеха.
Лес - как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
И сегодня мы, друзья
Изучили их не зря.
- Сегодня мы познакомились с некоторыми видами лекарственных растений, которые растут в лесу. Их очень много. Узнать больше о лекарственных растениях можно из источников специальной литературы.
Подведение итогов.
Закончи предложение:
Земляника, шиповник, крапива, липа, подорожник, тысячелистник – это ….. растения.
Если ты натёр ногу в походе, листок какого растения поможет в этой ситуации? (подорожник)
Почему душица получила такое название? (из-за душистого аромата)
Отвар из плодов какого растения используют при профилактике гриппа и простуды? (шиповника)
Какое растение используют для укрепления волос? (крапива)
Чай из цветов какого дерева используют при простуде? (липа)
Каким растением излечил своего друга древнегреческий герой? (тысячелистник)
Рефлексия.
Оцените свои знания, которые вы получили в путешествии: у каждого по три ягоды, красная – узнал много нового, но хочу знать больше; желтая – узнал много нового; зеленая – не узнал ничего. Положите ягодку в корзину соответствующего цвета.
Вы очень сегодня старались, сами искали ответы на трудные вопросы и сами открывали секреты лекарственных растений.
Я благодарю вас всех за хорошую работу, ведь мы не только путешествовали, а мы добывали знания в лесу.

, Конкурс по экологии «Земля - наш общий дом»

Класс: 2

Презентация к уроку







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • формировать представление детей о лекарственных растениях и их свойствах,
  • расширить и конкретизировать экологические представления по теме,
  • воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.

Планируемые результаты

Предметные

  • знать лекарственные растения и их свойства,
  • понимать значение лекарственных растений в жизни людей и необходимость бережного к ним отношения,
  • применять полученные знания на практике.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • использовать учебник и другие источники информации;
  • описывать лекарственные растения и их свойства;
  • приводить примеры использования лекарственных растений в жизни;
  • оценивать информацию и проверять её достоверность.

РегулятивныеУУД:

  • понимать суть проблемы, принимать и сохранять учебную задачу;
  • осваивать способ решения проблем;
  • оценивать результат деятельности;

КоммуникативныеУУД:

  • отвечать на вопросы учителя;
  • осуществлять совместную работу;
  • допускать возможность существования различных точек зрения.

Личностные:

  • осознание ответственности человека за общее благополучие,самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Ход занятия

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

(Растения кормят человека, одевают, из них делают мебель, строительные материалы,получают топливо, лечат человека, украшают нашу жизнь и т.д.)

Разгадайте кроссворд и по ключевому слову догадайтесь, о чём мы будем говорить на занятии? <рисунок1>

Стоят в поле сестрички
Жёлтый глазок, белые реснички.
(ромашки)

Что скажите за растенье
Все считают сорняком?
У кого цветки-колючки
Прицепляются шипом?
Кто в природе повсеместно
Сам себя распространяет
И нередко, при болезнях,
Многим людям помогает?
От детишек до старух
Как зовут его? ….. (Лопух)

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты
Называется - ..... (мята)

Вдоль дорожек он растёт
Только вовсе не цветёт
Кровь остановить им можно
Что за травка?..... (подорожник)

Обжигает, как огонь!
Ты смотри, её не тронь!
Розрослась под старой сливой
Очень жгучая - ..... (крапива)

Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший - ....... (одуванчик)

Запасают меня люди
Как лекарство при простуде
Не страшны и грипп, ангина
Если рядом я -....... (малина)

О чём пойдёт речь на нашем занятии?

Что называют аптекой?

Свободные высказывания детей.

Давайте прочитаем в толковом словаре значение слова аптека.

Толковый словарь.

Аптека - учреждение, занимающееся продажей готовых лекарственных препаратов и других медицинских товаров, а также изготовлением лекарств по рецептам врача.

Сегодня на занятии мы поговорим о “зелёной аптеке”.

Что называют зелёной аптекой”?

Дети высказывают предположения.

Лечение целебными травами издавно привлекало внимание людей.Фитотерапия зародилась в глубокой древности. Травы - настоящая кладовая здоровья, в них спрятаны вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом. На Руси лечили травами ведуны, знахари, травники.

Как можно объяснить значение слова травник?

Но зачем в наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины говорить о лекарственных травах? Есть таблетки, микстуры и различные быстродействующие вещества. Они помогают бороться с болезнью с одной стороны, а с другой - оказывают побочные действия.

Мы поговорим подробно о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности.

Какие лекарственные растения нашей местности вы знаете?

2. Практический этап. Работа в группах.

Дети распознают лекарственные растения в гербарии, раскладывают этикетки, находят дополнительную информацию на карточках, готовят краткие сообщения.

Карточка 1

Подорожник растёт там, где ходят люди.Подорожник незаменим в походе.Настой листьев применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме. Отваром полощут полость рта при восполении дёсен, зубной боли. Посмотрите себе под ноги, вдоль тропинки - и вы обязательно найдёте листья подорожника.

Карточка 2

Крапива как лекарственное растение известна давно.Одна крапива заменяет семерых врачей-так гласит народная пословица. Её используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветков применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из листьевиспользуют для полоскания горла при ангинах. Свойство крапивы “кусаться”издавна используют в медицине как отвлекающее средствопри ревматизме и ломоте суставов. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.

После кулинарной обработки годятся для щей и салатов.

Карточка 3

Землянику собирают не только для варенья.С глубокой древности землянику используют в лечебных целях. В её ягодах содержится большое количество витаминов. Плоды земляники возбуждают аппетит, регулируют пищеварение. Высушенные листья земляники заваривают как обычный чай.

Карточка 4

Тысячелистник обыкновенный-очень интересное растение. Его используют как кровоостанавливающеесредство. Отвар применяют для полоскания полости рта.

Карточка 5

Малину любят не только насекомые, звери и птицы, малину заваривают в чай при простуде, варят из неё варенье.

Карточка 6

На одном и том же стебельке одни цветки тёмно-розовые, другие - васильково-синие. Это медуница. Она получила своё название так потому, что в её цветках содержится много нектара. Это - один из самых ранних медоносов. Медуница - красивый цветок, который охотно срывают все, кто оказывается в лесу.

Жаль только,что вместо скромненького букетика у них в руках оказывается целая охапка.

Карточка 7

Ландыш – лекарственное растение, используемое как в народной, так и в традиционной медицине. В качестве средства, укрепляющего и нормализующего сердечно-сосудистую систему, применяют настойку из цветков, листьев и стеблей. Вещества ландыша используют при неврозах сердца, кардиосклерозе, пороках сердца и сердечной недостаточности. Их нередко употребляют в сочетании с валерианой и боярышником и другими лекарственными растениями.

Работа с выставкой книг, посвящённых лекарственным растениям.

Узнать о других лекарственных растениях можно из различных книг. Книги научат правильно собирать и хранить лекарственные растения. (Дети рассматривают книги, читают названия, отрывки и т. д.)

Демонстрация презентации (7 слайдов) сопровождается выступлением детей.

Игра “Одуванчик”

1. Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчик на полянке растёт. (дети встают)

2. Ветер налетел, стал дуть на одуванчик. (раскачивают поднятыми руками)

3. Ветер подул ещё сильнее. (дети разбегаются на носочках)

4. Вдруг полетели белые парашютики (дети приседают)

5. Там, где упали парашютики, снова вырастают одуванчики. (дети встают)

3. Постановка проблемного вопроса.

- “Зелёная аптека” может закрыться?

Подумаем над причинами этой тревоги и поразмышляем над способами помощи “зелёной аптеке”.

Как мы можем помочь растениям весной?

Какой кодекс законов поведения в природе надо выполнять, чтобы “зелёная аптека” действовала?

Выберите с этой целью запрещающие знаки и обоснуйте их необходимость.<рисунок 2>

Какие проблемы должны решать взрослые, чтобы “зелёная аптека” не закрылась?

Но есть, к сожалению, и другие причины, не исключающие возможности её закрытия.Поразмышляем над ними. (Вырубка леса, использование удобрений и ядохимикатов, загрязнение воздуха,почвы в процессе хозяйственной деятельности человека). Лекарственные растения не только гибнут, но и впитывают в себя вредные растворимые в воде и в воздухе вещества и становятся настоящим ядом.

Чтобы “зелёная аптека” не закрылась, всем - и взрослым и детям-надо быть разумными и дальновидными.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Самостоятельная работа. Соедините рисунок лекарственного растения с названием.

5. Итог занятия.

Что узнали нового и чему научились на занятии

Выводы:

Из лекарственных растений делают лекарства.

Лекарственные растения эффективны при лечении многих заболеваний.

Многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности.

Закончить занятие хочется словами

Люди,оглянитесь-ка вокруг,
Как природа истинно прекрасна.
Как нужна забота ваших рук,
Чтобы красота её не гасла.

На грядках в огороде, в лесу и на лугах растет столько полезных лекарственных растений, что, зная про их чудодейственные свойства, можно обойтись без медикаментозных препаратов. Рецепты народной медицины, основанные на лекарственных растениях, выручают во многих случаях.

Официальная медицина уже давно признала важность использования народных методов лечения во многих заболеваниях. Посмотрите вокруг - лопух и крапива, салат и цикорий, калина и чистотел- список лекарственных растений можно продолжать бесконечно!
Удивительно полезная крапива
Современные ученые доказали, что регулярное употребление крапивы улучшает состав крови и помогает при анемии.

В наши дни настой из листьев крапивы используют как мочегонное, противовоспалительное и кровоостанавливающее средство. Уменьшается количество теряемой во время «критических дней» крови и сокращается до нормы число менструальных дней. Настой готовят так: 4 столовые ложки листьев крапивы заливают 1 литром кипятка, настаивают в течение часа и пьют по трети стакана 3 раза в день.
Мультивитаминный салат
Народной медицине крапива была известна уже в XVII веке. 16 мая, в день «Мавры – зеленые щи», полагалось готовить полезное и вкусное блюдо, сваренное из нежной зелени луговых и лесных трав, в том числе и крапивы. При этом, чем моложе растение, тем оно вкуснее. Рецепт салата: крапиву промыть, ошпарить кипятком, остудить и мелко нарезать. Затем добавить зеленый лук, свежий огурец, яйцо, сметану или майонез.
Если у вас упадок сил
Прекрасным средством, регулирующим обменные процессы, является отвар из корня цикория. 10 грамм измельченного корня прокипятите в 100 мл воды и принимайте отвар по 2-3 столовых ложки 3 раза в день. Летом заваривайте листья земляники, как чай, а вместо сахара подсластите его медом.
Лопух против радикулита
Обложите спину чистыми листьями лопуха толстым слоем, накройте пергаментной бумагой и повяжите шерстяным платком. Аналогичным образом можно сделать компресс из сока или кашицы черной редьки. Чтобы не было раздражения на коже, не держите компресс более часа.
Женские проблемы
Отвар коры калины обыкновенной поможет справиться с обильными выделениями в «критические дни», так как он обладает кровоостанавливающим действием, усиливает мышечный тонус матки. Залейте стаканом воды 4 чайные ложки измельченной коры калины, кипятите 30 минут, процедите. Затем долейте кипяченой воды до первоначального объема и принимайте по 1 столовой ложке 3 раза в день до еды. Но учтите, что народные средства в данном случае лишь вспомогательные. Со своими проблемами нужно обязательно обратиться к врачу.
Чистотел
Страдающие грибковыми заболеваниями знают, как неприятны их проявления, и как тяжело с ними справиться. В борьбе с грибком может помочь чистотел. Он очень действенен, если поражена только кожа, а ногти пока не тронуты заболеванием.

Пораженные участки нужно обильно смазывать свежим соком чистотела. Сок будет быстро впитываться кожу, снимая зуд. Кожу смазывайте 3-4 раза с интервалами в 3-5 минут. После нанесения сока больше не трогайте больное место.
Из чистотела можно приготовить экстракт. Залейте 1 часть травы чистотела 2 частями пятидесятиградусного спирта и настаивайте в темном месте 10-12 дней. Одновременно с лечением мазью чистотела принимайте экстракт внутрь по 20 капель ежедневно, разводя водкой в пропорции 1:2.
Мазь готовится так: смешайте полученный экстракт чистотела с вазелином и подогревайте на водяной бане до испарения спирта. Полученной мазью намазывайте пораженные участки на ночь.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам