Основные психологические школы и направления. Какие основные психологические новообразования появляются в младенчестве

Введение


Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Особенности психологии:

психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования структуры психологической науки;

психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин, научных направлений, отраслей, разделов.

Цель данной работы: изучить основные отрасли психологии.

1. Предмет, объект, задачи психологии. Место психологии в системе наук


Психология - наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.


Рисунок 1 - Предмет изучения психологии


В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

Философия - в течении столетий явления, которые в данный момент изучает психология, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в ХVI веке психологией.

Педагогика - вместе с психологией изучают проблемы воспитания и обучения.

Медицина, физиология - поставляют психологии научные знания о психике, точнее о ее материальном субстрате: органах чувств и высших нервных центрах.

Нейрофизиология и биология - привели к развитию научного аппарата психологии, которая благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Так, например, было оказано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.


2. Основные отрасли психологии


Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено:

во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности,

во-вторых, появлением новых психологических знаний.

Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология - отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

Общая психология - изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.

Основными понятиями общей психологии являются:

психические процессы;

психические свойства;

психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.

Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

В рамки клинической психологии , изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.

Психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.

Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т.д.

В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология , изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами.

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности.

Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

В Приложении представлены некоторые отрасли современной психологии, в настоящее время их насчитывается свыше 40.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.


Заключение


Таким образом, психология - научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Психологи - наука разветвленная, многочисленные разделы которой объединены одним предметом - психикой. В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную систему научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований. Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях.

Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Знания, содержащиеся в фундаментальных науках, имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто эти люди и какой конкретной деятельностью они занимаются. К фундаментальным наукам в первую очередь относится общая психология. Кроме нее в число фундаментальных наук можно включить социальную психологию, дифференциальную психологию, психологию развития, а также ряд областей научных исследований, занимающих пограничное положение между психологией и другими науками, в том числе психофизику, психогенетику и психофизиологию.

Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике (результаты фундаментальных исследований не рассчитаны на их прямое практическое использование). Фундаментальные отрасли науки ставят и решают вопросы, одинаково важные для всех без исключения наук, а прикладные - вопросы, представляющие интерес в основном для познания и понимания психологии человека в специальных видах деятельности человека.

Наиболее известные отрасли психологии: Социальная, Педагогическая, Возрастная, Труда, Инженерная, Управления, Юридическая, Политическая, Медицинская, Искусства, Спорта, Аномальных явлений, Религии, Семьи и брака, Психодиагностика, Экологическая, Психолингвистика, Виртуальная и др.


Список используемой литературы

психология сознание наука

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2010. - 352 с.

2.Горбунова М.Ю. Шпаргалка по психологии / М.Ю. Горбунова, Т.В. Ножкина. - М: Аллел, 2011. - 64 с.

Луковцева А.Л. Психология и педагогика. Курс лекций / А.Л. Луковцева. - М.: КДУ, 2008. - 192 с.

Немов С.Р. Общая психология. Краткий курс / С.Р. Немов. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

Общая психология. Учебник для вузов / Под ред. Р.Х. Тугушева. - М.: Эксмо, 2006. - 560 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психология это наука, которая постоянно развивается. Еще недавно психологию, считали одним из разделов философии. Однако сейчас психология — это самостоятельная наука, с множеством подразделов.

Практически каждый год появляются новые отрасли современной психологии. В основном это связано с увеличивающимся интересом к психологии, вернее сказать к ее результатам, которые она позволяет достичь.

В настоящий момент известно более 100 самостоятельных разделов психологии. Большинство из них появились на волне повышенного интереса и не имеют научной ценности. Про остальные отрасли психологии, такого не скажешь, поскольку их появление, являлось практической важностью.

Главным разделом психологии является «Общая психология» или по другому его называют «Основы психологии». Этот раздел является базисным, для тех кто изучает психологию, на его основе и происходит появление новых отраслей психологии.

Основные отрасли психологии

Общая психология — это раздел познакомит с основными теоретическими принципами и методами используемыми в психологии, а так же с психическими особенностями, процессами, состояниями свойственными личности.

Социальная психология — занимается изучением поведения отдельного человека, так и группы в целом, с целью выявления психологических закономерностей и явлений в процессе общения и взаимодействий друг с другом. В своих исследованиях использует научные методы психологии и социологии.

Возрастная психология — этот раздел психологии, который занимается изучением этапов психологического развития личности, на протяжении всего онтогенеза. При изучении возрастных периодов, во внимание принимаются социальные, биологические и психологические факторы.

Педагогическая психология — психологическая отрасль, которая занимается изучением психологических закономерностей, свойственных при обучении либо воспитании личности. На этой основе ведется разработка методов обучения и воспитания, способствующих эффективному развитию личности.

Психология труда — раздел психологии, который ставит перед собой задачу изучить психологические особенности организации трудовой деятельности и ее совершенствования с целью получения эффективных результатов.

Клиническая психология — отрасль психологии, которая иногда именуется как медицинская психология. Имеет близкие отношения с психиатрией. Этот раздел занимается изучением психических явлений, которые так или иначе имеют связь с заболеваниями. Клиническая психология, это один из разделов, который реально помогает нуждающимся в психологической помощи людям. Поскольку в рамках ее предмета, разрабатываются методики по диагностике психического здоровья, а так же способы коррекции в случае выявленных отклонений.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, которая изучает психологические различия свойственные различным представителям социальных, классовых, этническим и другим группам. В результате выявленные особенности, систематизируются и количественно оцениваются для каждой группы отдельно.

Психофизиология — отрасль психологии, которая занимается исследованием нейрофизиологических механизмов психических процессов. Проще говоря, психофизиология ищет физиологические причины, в психической деятельности человека.

Когнитивная психология — раздел психологии, который занимается изучением интеллектуальных особенностей присущих каждому человеку. На его основе, разрабатываются методики по тренировке памяти, логического мышления, воображения, творческой деятельности, различных способностей и навыков.

Биопсихология — психологическая наука, которая занимается изучением биологических процессов, которые происходят в организме, а так же их влиянием на психику человека. Основываясь на знаниях этой науки, появляются различные стимулирующие психотропные средства.

Сравнительная психология — отрасль психологии, которая занимается изучением поведения животных. Таким образом происходит сравнение психологии животных и человека, что помогает лучше понять мотивы и причины поступков человека.

Кросс-культурная психология — отрасль психологии, которая направлена на изучение культурных особенностей присущих каждому народу. Основная цель данного раздела выделение особенностей развития личности в зависимости от принадлежности к той или иной культуре.

Экспериментальная психология — отрасль психологии, которая является основой для всех видов научно психических исследований. С ее помощью проводятся психологические исследования во всех отраслях психологии.

Судебная психология — раздел психологии в задачи которого входит изучение психологических проблем связанных с судопроизводством. Основываясь на знаниях этого раздела, судебные психологи определяют степень аффекта, вменяемость, жесткость обращения, моральные принципы и другое, что позволяет судье объективно оценить психологическую ситуации и вынести соответствующий приговор.

Психология здоровья — занимается изучением биологических, социальных, психологических факторов с целью определения их влияния на здоровье человека. С ее помощью разрабатываются методики способные влиять на здоровье положительным образом.

Психология личности — раздел психологии, который изучает личность в целом и ее совокупности. Главной целью является создание подробной картины личности, а так же ее взаимосвязей с миром, жизнью, обществом в процессе ее развития.

Психология отношений — раздел психологии, главная цель которого изучение отношений возникающих между различными социальными группами. Большинство тем этой отрасли посвящено отношениям возникающим между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, руководителями и подчиненными.

Основными новообразованиями младенческого периода явля­ются хватание и ходьба, создающие предпосылки для формиро­вания предметно-манипулятивной деятельности последующего периода развития.

Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребен­ка, он связан с возникновением акта хватания - первого органи­зованного, направленного действия. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Акт хватания подготав­ливается всей предшествующей его жизнью. Он организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребенка со взрослым, но это обычно не замечают.

Акт хватания - это поведенческий акт, а поведение предпо­лагает обязательное участие ориентировки. Поэтому, для того чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась


в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осу­ществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.

Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. Когда раздражитель падает на глаз, образа еще нет. Образ возникает тогда, когда есть практический, действенный контакт между изображением и предметом. Благодаря хватанию возникает пространство. Это пространство вытянутой руки, про­тяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. До этого восприятие предмета осуществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, рот закрывается. Бла­годаря акту хватания развивается рука: возникает противопо­ставление большого пальца, что служит одним из родовых отли­чий человека от его ближайших обезьяньих предков.

На основе акта хватания расширяются возможности манипу­лирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двига-ние им, извлечение из него звуков. В возрасте 7-10 месяцев фор­мируются соотносимые действия: ребенок может манипулиро­вать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соот­нося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него. К концу младенческого возраста (10-11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершен­ные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему спо­собом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается вос­произвести действие на всех возможных объектах.



На первый взгляд, кажется, что развитие действий - спонтан­ный процесс. Действительно, казалось бы, ребенка первого года жизни почти ничему научить нельзя, но человек оказался хитрее. Д. Б. Эльконин говорил, что человек очень давно придумал про­граммированное обучение для детей первого года жизни. Это иг­рушки, в которых запрограммированы те действия, которые с их помощью должен осуществить ребенок. Манипулирование ребенка с игрушками - это скрытая совместная деятельность. Здесь взрослый присутствует не непосредственно, а опосредо­ванно, будучи как бы запрограммированным в игрушке.

Хватание, направление к предмету стимулируют возникнове­ние сидения - когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притро-



нуться нельзя. Снова проявляется закон опережающего знаком­ства ребенка с миром, опережающей ориентировки. Ребенок тя­нется к предмету, он привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого. Благодаря этому общение приоб­ретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. М. И. Лисина назвала его ситуативно-деловым.

Изменение предмета общения требует новых средств и спосо­бов воздействия на взрослого. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова. Прекрасно писал о возникновении указательного жеста Л. С. Выготский: «Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хва­тательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком да­леко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, оста­ются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация - исходная для дальнейшего развития... Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других... Однако жестом для себя движение становится не иначе, как будучи сначала указанием в себе, т. е. обладая объективно всеми необходимыми функциями для указания и жеста для других, т. е. осмыслено и понято окру­жающими людьми как указание».

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, глав­ное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впер­вые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Другое основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят ха­рактер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, но­сит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоцио­нально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация разви-


тия ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрос­лый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - пред­метная деятельность.

Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно ска­зать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии чело­веческого развития: линия развития ориентации в смыслах чело­веческой деятельности (в ситуативно-личностном общении) и линия развития ориентации в способах человеческой деятель­ности (в ситуативно-деловом общении).

Психология изучает закономерности возникновения развития и функционирования психических процессов состояний свойств личности занимающейся той или иной деятельностью закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Особенности психологии: психология представляет собой науку о самом сложном понятии что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10977. Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности 30.42 KB
Методологические основы психологии как науки. Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины насчитывает менее полтора веков но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор как существует философия. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении.
2671. История становления специальной психологии. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками 33.36 KB
Предмет специальной психологии ее задачи связь с другими науками Вопросы: История становления специальной психологии. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Предмет отрасли специальной психологии.
3661. Отрасли права 41 KB
Право – один из видов регуляторов общественных отношений, который существует в любом цивилизованном обществе. Но, говоря о праве, мы должны знать, это не просто совокупность правовых норм, а упорядоченная система, действующая на основе определенных взаимозависимостей и взаимосвязей.
6895. 8.23 KB
Источник права в широком смысле слова – совокупность документов и принципиальных положений на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности включая принципы морали и правосознания. Источник права в узком смысле – действующие в государстве официальные документы устанавливающие или санкционирующие нормы права. Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ международными актами федеральными конституционными и федеральными законами нормы регулирующие основные принципы организации...
5603. Анализ особенностей экономического развития отрасли 103.37 KB
Экономика – наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства продуктов или услуг и распределяет их среди различных групп людей. В зависимости от уровня рассматриваемых экономических проблем, экономика подразделяется на макроэкономику (наука о народном хозяйстве в целом в международном контексте) и микроэкономику)науку о хозяйственном механизме и субъектах рынка).
20916. Сделки по слияниям и поглощениям, их специфика в фармацевтической отрасли 400.29 KB
Сделки по слияниям и поглощениям – неотъемлемый атрибут любого развитого финансового рынка. Мотивами для подобных сделок могут быть как хорошие условия на рынке бурный рост индексов так и плохие резкое падение индексов и как следствие снижение капитализации компаний что делает их более доступными для...
17043. Экспортная стратегия России (на примере газовой отрасли) 145.01 KB
Статьи на иностранном языке: Energy Informtion dministrtion Office of Integrted nlysis nd Forecsting U. Deprtment of Energy - The Ntionl Energy Modeling System:n Overview 1998 Energy Chrter Secretrit Putting Price on energy Energy Chrter Secretrit 2011 d J. Goldstein Koen Smekens Energy Environmentl Modeling with the MRKL Fmily of Models Pvel K. Bev From Europen to Eursin energy security: Russi needs nd energy Perestroik Journl of Eursin Studies 3 2012 177–184 Uwe Remme Mrkus Blesl Ulrich Fhl Future Europen gs supply...
17913. Импорт машин и оборудования для нефтегазовой отрасли России 614.23 KB
Обосновать потребность нефтегазовой промышленности РФ в импортном оборудовании; сформулировать особенности импорта и формы торговли нефтегазовым оборудованием в РФ; рассмотреть формирование основных условий контракта на импорт нефтегазового оборудования; сделать прогнозные оценки развития импорта нефтегазового оборудования с учетом вступления России в ВТО.
11625. Преступность в лесной отрасли и кризисное состояние криминалистики 24.21 KB
Следует заметить что для преступлений в лесной отрасли характерен признак рациональности то есть в субъектах РФ где большие территории лесного фонда и имеется спрос на лес в том числе зарубежный усматривается резкий рост таких преступлений. Кроме того в отличие от других лесных регионов Иркутская область обладает развитой железнодорожной и автомобильной транспортными системами что создает дополнительные условия для сбыта незаконно добытой древесины. Получается что в реальности противодействие организованной преступности не...
17111. Управление партнерскими отношениями на предприятиях нефтегазовой отрасли 761.91 KB
В настоящее время по мере развития рыночных отношений усиления конкуренции на внутренних и мировых рынках предприятия нефтегазовой отрасли далее НГО претерпевают реструктуризацию и организационные трансформации которые влекут за собой смену представлений о системах управления от жёсткой вертикальной интеграции к гибридным формам организации. Непрофильные обеспечивающие и вспомогательные виды деятельности выводятся на аутсорсинг одновременно увеличивается частота и значимость партнёрских отношений с такими структурами либо с фирмами...

Федеральное агентство по образованию РФ

по дисциплине «Психология и педагогика»

Основные отрасли психологии и связь с другими науками

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересует психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии.

Общая психология исследуетиндивида , выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах.

Общая психология включает в себя следующие разделы:

    Теоретический – содержит основные понятия, категории о процессах, свойствах и явлениях;

    Психология личности – патопсихология, нейропсихология.

Рис.1. Структура общей психологии

Специальные отрасли психологии , тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включает генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Рис.3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию

Генетическая психология (от греч. происхождение) – отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека, изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно в сфере интересов ученых перемещаются на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 3/4 жизненного пути человека. Одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980).

Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом - рассматривает соотношениемозгаи психики,рольбиологических факторов, в том числе свойств системы нервной, в выполнении деятельности психической. В сущности,познаниефункций структур мозга головного и системы нервной только начинается. Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны - от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений.

В этих исследованиях выяснена важнейшая роль "примитивных" мозговых структур, наличных у животных и человека, служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и пр.

Главная задача психофизиологии - причинное объяснение явлений психических путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами - регистрацией сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализом последствий повреждения и стимуляции мозга головного - в исследованиях широко распространились электрофизиологические методы - энцефалография и прочие, а также математические способы обработки экспериментальных данных.

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:

1) психофизиология сенсорная - психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;

2) психофизиология организации движений;

3) психофизиология активности;

4) психофизиология действий произвольных;

5) психофизиология внимания, памяти и обучения;

6) психофизиология речи и мышления;

7) психофизиология мотивации и эмоций;

8) психофизиология сна, психофизиология стресса;

9) психофизиология состояний функциональных, и пр.

Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические основы различий индивидуально-психологических.

Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта, и пр.

В отличие от многих западных исследований, не преодолевших принцип психофизического дуализма (психофизическая проблема) и ограничивающихся установлением корреляций между определенными психологическими и физиологическими параметрами, отечественная психофизиология рассматривала психическое как продукт деятельности мозга головного.

Дифференциальная психология - раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально–психологических различий.Предпосылкой возникновения "дифференциальной психологии" на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Пионером разработки дифференциальной психологии былФ. Гальтон(Великобритания), который изобрёл ряд приёмов и приборов для изучения индивидуальных различий.В. Штерн(Германия) ввёл самый термин "дифференциальная психология" (1900). Первыми крупными представителями дифференциальной психологии былиА. Бине(Франция), А. Ф. Лазурский (Россия), Дж. Кеттел (США) и другие.

В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими.

В дифференциальной психологии широко применяются тесты- как индивидуальные, так и групповые; они используются для определения умственных различий, а с изобретением так называемых проективных тестов - для определения интересов, установок, эмоциональных реакций. С помощью тестов методами факторного анализа выявляются факторы, характеризующие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов.Факты и выводы дифференциальной психологии важны для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).

В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются основой для понимания законов психического развития ребёнка.

Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжениионтогенеза человека от рождения до старости (т.е. изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой). Возрастная психологияоформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В. п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. В настоящее время разделами В. п. являются: детская психология (см.Детство ), психология юности (см.Юность ), психология. зрелого возраста (см.Зрелость ); геронтопсихология (см.Старость ). В. п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для В. п. весьма существенны дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Значительное число исследований строится на основе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся друг от друга по хронологическому возрасту. Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают лонгитюдные (продольные) исследования, в которых развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении более или менее длительного периода онтогенеза. Особое место в современной В. п. занимает группа генетико-моделирующих методов, основанных на каузально-генетическом методеЛ.С.Выготского . Изучение развития с помощью метода активного формирующего эксперимента (П.Я.Гальперин ) и других обучающих методов ведется в процессе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта. К числу важнейших практических задач, стоящих перед В. п., относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения,психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. Возрастная психология составляет научное основаниепедагогической психологии .

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.Эта отрасль психологического знания, имеет короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологической науки, она существует менее 100 лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитарной дисциплине. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части.

В процессе развития социальная психология прошла нелёгкий путь поиска своего предмета исследования. Если в начале века интерес исследователей в основном концентрировался на изучении общественной психологии, массовых социальных явлений (толпа, заражение в массах, нация и её психический склад и др.), то в середине века всё внимание было отдано исследованию малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микроклимат группы и отношения между различными людьми. В настоящее время перед социальной психологией остро стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. pais (paidos) - дитя и ago - веду, воспитываю) - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П. п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива; психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя). Зарождение П. п. как самостоятельной отрасли психологической науки связано с проникновением в психологию идей развития во второй половине XIX в. Первые успехиэкспериментальной психологии позволяли надеяться, что учет данных, полученных в психологических лабораториях, и их применение в процессе обучения существенно оптимизируют педагогический процесс. Это представление нашло отражение в первых трудах по П. п., ориентированных на практику. Однако знания законовпсихофизики , некоторых характеристикзапоминания изабывания , показателейвремени реакции оказалось явно недостаточно. Выносимые П. п. рекомендации носили туманный и схоластический характер. Помимо бедности экспериментальных фактов причиной этого явилась ограниченность теоретических воззрений представителей П. п. того времени. Применениебиогенетического закона в психологии (наряду с другими теориями спонтанного развития), подведя теоретическую базу под теорию и практику “свободного воспитания”, фактически закрывало дорогу разработке вопросов целенаправленного формирования личности человека. Бихевиористская (см.Бихевиоризм ) психолого-педагогическая концепция (ее современный вариант - теорияБ.Ф.Скиннера ) предлагала ориентироваться на жесткую“модификацию поведения” : без должных оснований предполагалось, что достаточно организовать соответствующую систему внешних воздействий - и все вопросы обучения и воспитания будут решены. Теория “двух факторов”, отыскивая компромисс между биологизаторским и социологизаторским подходами, не могла создать адекватную концептуальную основу для П. п. и в 20-е гг. оказала заметное влияние напедологию , которое было успешно преодолено ею в начале 30-х гг. В основе современной советской П. п. лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры; усвоение это осуществляется посредством активной деятельности человека, средства и способы которой актуализируются в общении с другими людьми. Тем самым резко перестраивается направленность исследований по П. п.: основой ее стратегии становится не регистрация достигнутого уровня психического развития, а активное формирование психических процессов и свойств личности. В соответствии с этой общей стратегией разрабатываются и другие вопросы П. п. Так, пути и возможности целенаправленного формированиядействий ,образов ипонятий , лежащих в основе знаний и умений, исследуются теориейпоэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин , Н.Ф.Талызина и др.). Изучаются средства и методы развивающего обучения, анализируются взаимосвязи организации обучения с ходом умственного развития (В.В.Давыдов), роль дифференцированного подхода к проблемеобучаемости , средства и методы контроля и оценки учебной деятельности. Особое место занимают разработки по целенаправленному формированию требуемых свойств личности. С известной мерой условности, связанной с реальным единством обучения и воспитания, П. п. можно разделить на психологию обучения (исследующую закономерности усвоения знаний, умений инавыков ) и психологию воспитания (изучающую закономерности активного, целенаправленного формирования личности). В последние годы выделились психология учителя и исследования взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе. По сферам применения П. п. можно выделить психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику (см.Возрастная психология ), психологию профессионально-технического образования, психологию высшей школы.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. medicus - врачебный, лечебный) - отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования М. п. входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура М. п. включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология, включающаяпатопсихологию ,нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли М. п., связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология,психотерапия ,психическая реабилитация . Среди важнейших проблем М. п. - взаимодействие психических и соматических (телесных, физиологических) процессов при возникновении и развитии болезней, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания болезни, формирования адекватных личностных установок, связанных с лечением, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние пациента. Существенное место среди исследуемых М. п. вопросов занимают психологические аспекты организации лечебной среды (стационара, санатория, поликлиник и т. д.), изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом. В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеет изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной, профилактической работы, рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса предупреждениеятрогений .

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч pathos - страдание, болезнь) - раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом состоит основное отличие П., интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии - области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (возникновение и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). При этом если клинические (психопатологические) исследования обнаруживаются, описывают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, то П. вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. П. изучает психические расстройства в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Прикладное значение П. в практике медицины проявляется в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств пеихики, установления степени выраженности психического дефекта в интересах экспертизы (судебной, трудовой, военной и т. д.), оценки эффективности проводимого лечения по объективным характеристикам динамики психического состояния больных, анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств в целях выбора оптимальных психотерапевтических мероприятий, проведения индивидуальной психической реабилитации. Значение П. исследований для психологии заключается в возможности более глубокого познания закономерностей функционирования и развития нормальной психики, изучения категорий “психической нормы”, “психического здоровья”, а также факторов, активизирующих или тормозящих развитие личности в ходе ее онто- и социогенеза. П. относится к числу наиболее интенсивно и плодотворно развиваемых областей отечественной медицинской психологии. Основы современной П. заложены в трудах советских психологовА.Р.Лурии ,Б.В.Зейгарник и др.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. juris - право) - отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Под влиянием успеховэкспериментальной психологии в конце XIX - начале XX в. были проведены первые лабораторные исследования в области Ю. п. Основные усилия были направлены на изучение психологии свидетельских показаний и допроса (А.Бине , Г.Гросс, К.Марбе,В.Штерн и др.), “диагностики причастности” к преступлению (К.Юнг и др.), судебной и следственной работы, психологических основ профессионального отбора и обучения юристов (Г.Мюнстерберг ). Исследования по Ю. п. стали интенсивно проводиться в СССР в 20-х гг. Были выполнены многочисленные работы по изучению психологии преступников и заключенных, быта преступного мира, закономерностей формирования свидетельских показаний и причин возникновения в них ошибок, по теории и методике судебно-психологической экспертизы (А.Е.Брусиловский, М.Н.Гернет, М.М.Гродзинский, Я.А.Канторович, А.С.Тагер и др.), проведены оригинальные опыты по обнаружению психологическими методами следов преступления (А.Р.Лурия ). Значительно активизировались научные исследования в области Ю. п., уточнен ее предмет, сформулированы юридические принципы (А.В.Дулов, А.Р.Ратинов и др.). Систему современной отечественной Ю. п. образуюткриминальная психология , изучающая психологические механизмы преступного поведения и личность преступника;судебная психология , охватывающая широкий круг вопросов, связанных с судопроизводством (см. такжеСудебно-психологическая экспертиза ); исправительная психология, разрабатывающая проблемы исправления правонарушителей; правовая психология, изучающая правосознание, принципы его воспитания, причины его деформации. В Ю. п. применяются все основные методы психологии (эксперимент ,наблюдение ,беседа , анкетирование (см.Анкетный опрос ), тестирование и др.), разрабатываются и специфические для данной области знаний методы (например, психологический анализ материалов уголовного дела и др.).

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Оформление П. в качестве самостоятельного направления исследований происходило в 20-е годы XX в. Значительный вклад в становление П. внесли трудыФ.Гальтона , Дж.Кэттелла,Г.Эббингауза , Э.Крепелина,А.Бине и др. Начавшись с попыток “охватить числом операции ума” (Ф.Гальтон) и с применениятестов интеллекта , П. для измерения индивидуально-психологических различий разрабатывала методы исследования личности, которые в дальнейшем послужили основанием для создания проективных методик и опросников. Вместе с тем на развитии П. сказывалось отставание теоретического уровня осмысления явлений от методического оснащения. Появление и совершенствование математико-статистического аппарата и прежде всего корреляционного ифакторного анализа , использование возможностейпсихометрии оказали влияние на практическую эффективность П. В советской психологии выделяют два периода развития Л. Первый относится к началу 20 - середине 30-х гг. XX в. Эти годы отмечены массовым применением тестов в народном образовании,профотборе ипрофориентации . Для тогдашнего уровня развития П. характерно достаточно широкое заимствование зарубежных тестов, поскольку собственным методикам, как правило, не хватало серьезного теоретического и экспериментального обоснования. Результаты тестовых обследований нередко рассматривались в качестве решающих, абсолютизировались. В то же время советскими учеными был выдвинут ряд прогрессивных идей, разработка которых была прервана постановлением ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” (1936) (см.Педология ). В этот период плодотворно работали в П.М.С.Бернштейн ,М.Я.Басов ,П.П.Блонский ,С.Г.Геллерштейн , Н.Д.Левитов, А.М.Мандрыка,Г.И.Россолимо , М.Ю.Сыркин,И.Н.Шпильрейн , А.М.Шуберт и др. Значительный вклад в разработку учения о психологическом диагнозе был внесенЛ.С.Выготским. Второй период развития советской П. начался в конце 60-х гг. и отмечен дискуссиями о ее месте в системе психологического знания, о принципах и методах исследования, об отношении к зарубежному опыту. Разработкой проблематики П. занимаются В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук, Е.Т.Соколова, Л.А.Венгер, А.Е.Личко, К.М.Гуревич, Б.Д.Карвасарский, Н.И.Непомнящая, В.И.Лубовский и др. Одной из первостепенных задач советской П. является преодоление разрыва между теорией и практикой, между академическими концепциями личности и реальностью ее исследования.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам