Техническое описание блока питания музыкального центра. Общий вид блока питания музыкального центра Трансформатор от музыкального центра мощность

Музыкальный центр предназначен считывать носители, прослушивать трансляцию радиодиапазона. Модуль приемника легко обнаружить после разборки по наличию тонкого металлического (фольга) экрана. Внутри стальной коробки: усилитель высокой частоты, гетеродин, смеситель, прочие каскады. Ремонту электронные микросхемы не подлежат, отдельные запасные части стоят дороже, нежели приспособление в целом. В музыкальных центрах используется супергетеродинная схема с одним преобразованием частоты. Заключительным каскадом ставят стереоусилитель низкой частоты, через который в музыкальном центре на колонки проходит звук. Развязка через транзисторные ключи, управляемые положением регулятора на передней панели бытового прибора. Ремонт музыкального центра своими руками не всегда возможен, интересно посмотреть, что внутри.

Устройство типичного музыкального центра времен миллениума

Попробуем посмотреть, как самостоятельно починить музыкальный центр Samsung. Попалось в руки дельное техническое описание, будем читать. Ремонт музыкальных центров Sony оставим на следующий раз. Радиоприемники в музыкальных центрах широковолновые, причем создатели не слишком заморачивались со схемой, делали два тракта:

  1. Для амплитудной модуляции на средних и низких частотах.
  2. Для частотной модуляции на УКВ.

Избегаем расписывать тонкости деления диапазонов, просто запомните: маленькие антенны FM ведут прием частотно модулированного сигнала. Тракты могут быть выполнены на одной микросхеме (наподобие КА2295Q) и отдельно. До детектора оба тракта несовместимы в силу специфики обработки сигнала. Усилить слабый, смешать с частотой гетеродина можно, не помешай тонкость: каждый каскад Земли пока имеет ограниченную полосу частот. Повторимся, до детектора включительно тракты идут раздельно. Преимущество интегрированного решения описано высокой специализации, автоматическая подстройка частоты избавляет от беспокойства по поводу неуверенного приема сигнала музыкальным центром.

Многие не представляют прибор, отказывающийся проигрывать кассеты. Дек чаще две, работают на воспроизведение попеременно, контролируется механически. На уровне схемы происходит переключение усилителя на нужную головку. Лентопротяжный механизм одним мотором, тянет ленту, бобины чуть подпружинены. Тракты записи-воспроизведения раздельные, можно писать:

  • кассета-кассета;
  • приемник-кассета;
  • считыватель лазерных дисков-кассета.

Сегодня добавляется микросхема дешифровки форматов MP3 и других. Поток входит на усилитель низкой частоты. Заметить микросхему не сложно, корпус посажен под добротный радиатор солидных размеров. Здесь теряется львиная доля энергии, потребляемой музыкальным центром, прочие каскады работают с сигналом малой амплитуды.

Воспроизведение одновременно с магнитофона и лазерного диска не предусматривается. Имело бы смысл при микшировании домашних авторских записей. Микрофон работает во всех режимах. Позволяет писать на пленку караоке, подпевать артистам по радио.

Предварительные усилители записи-считывания собираются одной микросхемой, например, К22291. Ток стирания пленки вырабатывается транзисторным генератором. Понятно, частота отличается от звуковой сильно. Нельзя забывать о программно или микросхемно реализованном эквалайзере. Проще пареной репы, каскад, который делающий акцент на выбранный участок спектра проигрываемой записи. Рок принято слушать, поливая соседей басами, фильтр нижних частот вносит лепту.

Работой привода лазерных дисков заправляет контроллер, отвечающий за фокусировку, отслеживание дорожек. Samsung применяется микросхема КА9220, управляющая двигателями через приводное устройство КА9258 и усилители. Моторов привода два, один вращает диск, второй позиционирует головку. Контроллер КА9220 заправляет работой, предварительно расшифровывает сигнал головки. Дальнейшая обработка звука ведется процессором сигналов KS9282, волны корректируются, интерполируются. Для устранения высокочастотных помех проводится фильтрация микросхемой КА9270.

В музыкальном центре обязательно стоит системный контроллер. Микросхема, ведающая режимами работы оборудования. В некоторых музыкальных центрах Samsung для этих целей используется MICOM LC866216. Для интерактивности контроллер дополнен панелью индикации и клавишами. Посредством интерфейса пользователь управляет музыкальным центром. На фронтальной панели расположен приемник инфракрасного излучения пульта управления. Стоит отметить: центральный контроллер анализирует положение ручки громкости, формирует сигналы подстройки усилителя низких частот (микросхема на большом радиаторе). Шина управления цифровая, поэтому не стоит искать регулятор звука на транзисторе.

Источник питания импульсный. Содержит фильтры входного сигнала, генератор высокочастотных импульсов, управляющий ключом на транзисторе, выходные фильтры, иногда выпрямители на диодах Шоттки. Напряжения стабилизируются. Трансформатор, предохранители выносятся на отдельную плату. Прибор отказывается включаться — ремонт музыкального центра своими руками логично начинать отсюда. Напряжений питания несколько, обязательно прозвоните вторичные обмотки.

Принципиальная схема музыкального центра

Рассмотрим приемник. В случае музыкальных центров Samsung в УКВ диапазоне сигнал телескопической антенны приходит на преселектор (набор резонансных контуров фильтрации канала плюс усилитель высокой частоты). Далее следует типичная схема: смеситель с гетеродином, детектор. Перестройка контуров проводится варикапами при помощи напряжения микросхемы автоподстройки частоты музыкального центра LM7000. Для сглаживания сигнал фильтруется перед подачей на варикапы. Частота гетеродина приемника контролируется микросхемой LM7000. Селекция сигнала производится преимущественно в усилителе промежуточной частоты. До него частота скачет, здесь принимает фиксированное значение (10,7 МГц). Следовательно, пьезокерамические фильтры настраиваются попроще.

Микросхема КА2295Q, указывалось выше, представлена комбинацией амплитудного и частотного детектора и выделяет полезный сигнал из несущей. Сюда входит тракт средних, длинных волн. Включая гетеродины, смесители, усилители. Первый каскад снабжен автоматической регулировкой усиления. Для корректной работы частотного детектора музыкального центра необходим фазосдвигающий колебательный контур. Автоматическая регулировка усиления работает по сигналу смесителя. Необходимо, чтобы усилитель промежуточной частоты, преобразователь частоты не вышли в режим отсечки.

С детектора частотной модуляции через фильтр сигнал подается стереодекодеру пилот-тон. Информация о наличии стереосигнала выдается на центральный контроллер. Можно выбрать режим регулятором принудительно. Центральный контроллер музыкального центра получает информацию о состоянии сигнала, управляет формированием звука. Балансировка каналов происходит посредством переменного резистора. Фильтрованный сигнал поступает на микросхему TDA 7318, где начинается каскад главного усилителя низкой частоты музыкального центра.

В диапазонах СВ и ДВ используются рамочные антенны с трансформаторной связью. Устройство музыкального центра включает транзисторы коммутации каналов по диапазонам. Гетеродины коммутируются по мере необходимости электронными ключами. Подстройка ведется варикапами, подстройка производится по сигналам АПЧ. Усилитель высокой частоты является широкополосным, не коммутируется в музыкальном центре. Промежуточная частота в СВ и ДВ диапазонах составляет 450 кГц (типичное значение). Детектированный сигнал, не проходя схему пилот-тон, сразу подается фильтрам, на выходной усилитель приемника. Что касается СВ и ДВ, схема обменивается с центральным контроллером музыкального центра о факте захвата частоты, что помогает «мозгу» быть в курсе событий.

Осталось добавить, имеется два канала, просто на частотах FM звучание разное, на ДВ и СВ одинаковое. Что и называется, собственно, стерео и моно. При чтении кассет, дисков аналогичная ситуация, можно искусственно привести раздельное воспроизведение к слитному. Различия меж каналами музыкального центра нивелируются.

Важно понимать, основные виды неисправностей можно представить внимательным изучением схемы. Не вместил обзор полное и законченное описание музыкального центра, еще вернемся к этому. Мастер должен заранее знать, что сломается. Самостоятельный ремонт музыкальных центров покажется детской забавой.

Всегда ищите оригинальные заводские схемы, описания, предваряя копание электронного нутра бытовой техники. Чертежи микросхем открыты правообладателями свободному доступу. Назначение чипов расписано сайтами заводов-изготовителей.

Введение.

Теоретическая часть.

Технологическая часть.

3.Требование охраны труда ……………………..……………………………….20

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность.

Цель курсового проекта:

Задачи курсового проекта:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Рисунок. 1.


Рисунок.2.

Рисунок.3.

Выводы по первой главе.

В данной главе приставлены структурная и принципиальная схемы, внешний вид блока питания. Показаны технические характеристики и техническое описание блока питания музыкального центра.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Выводы по второй главе.

В данной главе произведен обоснованый выбор оборудования, инструментов, приспособлений, необходимых для настройки и регулировки блока питания, а также обоснование выбора методов, способов диагностики и устранения неисправностей блока питания. И произведена технологическая последовательность выполнения настройки и регулировки блока питания музыкального центра.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА.

Заключение.

- представлена структурная и принципиальная схема блока питания музыкального центра;

Обоснован выбор методов, способов применяемых для диагностики и устранения неисправностей блока питания музыкального центра;

Обоснован выбор материалов, идущих на изготовление элементов или замену комплектующих деталей и узлов блока питания музыкального центра;

Обоснован выбор инструментов, необходимых для диагностики и ремонта блока питания музыкального центра;

Определены и составлены требования охраны труда и техники безопасности при ремонте блока питания музыкального центра;

Рассчитана себестоимость технологического процесса ремонта блока питания музыкального центра;

Разработано электронное учебное пособие, в котором представлен каждый этап технологического процесса выполнения ремонта блока питания музыкального центра.

Поставленные задачи были решены, это способствовало достижению поставленной цели по разработки и описанию технологического процесса настройки и регулировки блока питания музыкального центра.

В курсовом проекте было описано устройство и принцип работы блока питания музыкального центра.

Основная література.

1. Банк, М.У. Параметры бытовой приёмно-усилительной аппаратуры / Банк М.У. - М: Изд. «Академия», 2007г.

2. Гальперин, М.В. Электронная техника / Гальперин М.В. - М: Изд. ИНФА, 2008 год.

3. Журавлев, Л.В. Электрорадиоизмерения / Журавлев Л.В.- М: Изд. «Академия», 2008г.

4. Куликов, Г.В. Бытовая техника. Устройство и ремонт / Куликов Г.В., М.: Профессиональное Образовательное Издательство, 2009 год.

5. Помазанов, А.В. Бытовая приемно-усилительная аппаратура / Помазанов А.В. – М.: Изд. «Академия», 2009 г.

6. Куликов.Г.В. Бытовая аудиотехника. Устроиство и ремонт.2006 г.

7. Александр Майстренко. Ремонт электронной техники 2008г.

Дополнительные источники.

8. http://vashtehnik.ru/elektronika/muzykalnyj-centr-svoimi-rukami.html

9. http://el-shema.ru/publ/remont/remont_muzykalnogo_centra_lg/6-1-0-74

10. http://blok-pitaniya.to-ask.ru/answer/625357/blok-pitaniya-ot-muzykalnogo- centra

Введение.

Актуальность выбранной темы………………………………………………5

Цели и задачи курсового проекта.

Теоретическая часть.

1.1. Общий вид блока питания музыкального центра ……………………....7

1.2. Техническое описание блока питания музыкального центра …….....…9

1.3. Технические характеристики блока (устройства)……………….……...10

Технологическая часть.

2.1. Обоснование выбора оборудования, инструментов, приспособлений, необходимых для настройки и регулировки блока питания музыкального центра ………………………………………………………………………………11

2.2. Обоснование выбора методов, способов диагностики и устранения неисправностей блока питания музыкального центра ………………………….15

2.3. Алгоритм выполнения технологического процесса настройки и регулировки блока питания музыкального центра …………………………...…17

2.4. Технологическая последовательность выполнения настройки и регулировки блока питания музыкального центра………………………...…….18

3.Требование охраны труда ……………………..……………………………….20

Заключение.

Оценка полноты решения поставленных задач и достижения цели проекта…………………………………………………………………...……22

Основная литература………………………………………………………….…23

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность.

Источники питания бытовой аудиоаппаратуры строятся с использованием классических принципов, основанных на понижении переменного сетевого напряжения и поледующего его выпрямления и стабилизации.

В аудиосистемах, где источником питания является гальванические батареи, первые две функции отпадают автоматически. В этом случае построение источника питания сводится к созданию делителей и стабилизаторов напряжения. Иногда для обеспечения питания индикаторных схем используются преобразователи напряжения. Аналогично решается задача и в автомобильных аудиосистемах, подключаемых к бортовой сети или к аккумуляторной батарее.

В аппаратуре среднего и высокого классов работой источников питания обычно управляет системный контроллер, разрешая или запрещая их подключение к основной схеме аудиокомплекса.

Данная аудиосистема востребованая за счет хороших показателей характеристик, а также благодаря надежности, высокому качеству на протижении всей эксплуатации устройства.

Цель курсового проекта: разработка и описание технологического процесса настройки и регулировки блока питания музыкального центра

Задачи курсового проекта:

Представить структурную и принципиальную схему блока питания музыкального центра;

Обосновать выбор методов, способов настройки и регулировки блока питания музыкального центра;

Обосновать выбор материалов, идущих на изготовление элементов или замену комплектующих деталей и узлов блока питания музыкального центра;

Обосновать выбор оборудования, инструментов, необходимых для настройки и регулировки блока питания музыкального центра;

Разработать технологическую последовательность выполнения для настройки и регулировки блока питания музыкального центра;

Определить и составить требования охраны труда и техники безопасности;

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Общий вид блока питания музыкального центра.

Сетевое напряжение попадает на выпрямитель. Полученное постоянное напряжение модулируется с помощью широтно-импульсного модулятора и попадает на трансформатор. За счет высокой частоты работы модулятора может быть использован более эффективный и маленький трансформатор.

Рисунок. 1. Структурнаясхема блока питания музыкального центра:

А)От сети; Б)От гальванического элемента батареи или аккумулятора.


Трансформатор понижает напряжение, и с вторичной обмотки необходимое напряжение попадает на выпрямитель и далее на выход источника питания.

Рисунок.2. Принципиальная схема блока питания музыкального центра.

При этом специальная схема отслеживает отклонение выходного напряжения и в зависимости от этого отклонения управляет широтно-импульсным модулятором. При увеличении ширины импульсов выходное напряжение увеличивается, а при уменьшении уменьшается.

Рисунок.3. Внешний вид блока питания музыкального центра.


Трансформатор от музыкального центра LG

Состояние б/у. Снят с разобранного рабочего музыкального центра. Смотрите фотографии, обращайтесь с вопросами.

Покупатель выходит на связь в течение 2-х дней и в срок 4-х дней после окончание торгов производите оплату. Оплата почтовым переводом, на сберкарту, платежными системами Контакт, Золотая Корона. Лот отправляю в течение 3-х рабочих дней после получения оплаты. Упаковываю хорошо. Дополнительные почтовые услуги по желанию покупателя (опись, осторожно, страховка), оплачиваются отдельно. В связи с изменением тарифов почты, стоимость доставки рассчитывается в зависимости от веса и расстояния, указана ориентировочно до Москвы. Вы можете предварительно уточнить сумму доставки или приобрести лот, а в дальнейшем я рассчитаю ее индивидуально.

Уважаемые покупатели! Если вам понравился лот и вы решили его купить или поставить ставку, обязательно уточните наличие лота . Лоты выставлены на разных торговых площадках и может случится так, что вы будете вторым покупателем. Соответственно я не смогу его вам продать. По правилам аукциона вы можете купить лот без уточнения наличия лота, но срыв сделки при покупке лота без обязательного уточнения наличия лота лежит полностью на покупателе. Претензии в данном случае не принимаются.


Хотелось бы разъяснить покупателям, считающим, что их обманывают, завышая стоимость доставки. В стоимость доставки включены только лишь тариф почты на пересылку, упаковка. Все претензии нужно переадресовывать Почте РФ. Необходимо также отличать доставку товарных и печатных вложений. Доставка последних стоит намного дешевле первых, но я не отправляю товарные вложения под видом печатных. Вы можете посетить сайт Почты РФ и сами рассчитать ориентировочную стоимость доставки на калькуляторе. В связи с тем, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства по вине почты (потеря отправления, вскрытие, воровство, бой вложения), за которые я ответственности не несу, по вашему желанию и за дополнительную плату я могу оформить на почте дополнительные услуги :

- оценка отправления (4% от оценочной стоимости);

- опись вложения (30 руб), только на отправления с оценкой;

- надпись (услуга) "осторожно" (30% от почтового тарифа на доставку).

Не запрещенные к вывозу за пределы РФ товары продаю и отправляю покупателям из других стран. Оплата производится в рублях, евро, долларах, способ оплаты - карта Сбербанка, банковский перевод на счет (только евро), WesternUnion, Золотая Корона (не все страны), другие способы по согласованию, PayPal не использую. Недобросовестным покупателям, если в течении указанного в описании срока вы не вышли на связь и не оплатили купленный товар, вам будет поставлен отрицательный отзыв с занесение в черный список, лот перевыставляется. Вы сможете его выкупить, если он будет в наличии и вы передумаете, но цена может быть другой, уточните. Срок оплаты можно продлить, только заранее напишите об этом в переписке.

Смотрите внимательно фотографии, я стараюсь максимально отразить все недостатки или достоинства товара, читайте описание лота, если что-то не понятно, обращайтесь с вопросами. Если обнаружили несоответствие описания, названия, фотографий, напишите и все неясности будут по возможности разрешены. Я не обладаю полнотой знаний во всех областях, что-то могу упустить. Если до покупки вы не обратились с вопросами, это означает, что вы ознакомлены с потребительскими характеристиками товара, претензий к качеству, внешнему виду не имеете, вследствие чего возвраты не осуществляются. Отговорки типа - я не все прочитал, не увидел, не обратил внимание, я думал, что это совсем другое, а это мне не нужно и аналогичные не принимаются. Покупая товар, вы соглашаетесь с тем, что вы ознакомлены со всеми его характеристиками и описанием.

Трансформатор - преобразует переменное напряжение в магнитное поле, которое понижает напряжение во вторичной обмотке. Степень понижения выходного напряжения, иначе говоря «коэффициент трансформации» зависит от соотношения числа витков в этих обмотках (рисунок 7).

Рисунок 7 – Трансформатор.

Выпрямитель – предназначен для преобразования входного электрического тока переменного напряжения в ток постоянного напряжения (рисунок 8). Использование их в блоках питания радио- и электроаппаратуры обусловлено тем, что обычно в системах электроснабжения зданий или транспортных средств (самолётов, поездов) применяется переменный ток, и выходной ток любого электромагнитного трансформатора. Для понижения напряжения, всегда переменный, тогда как в большинстве случаев электронные схемы рассчитаны на питание постоянным током.

Двухполупериодные выпрямители содержат две однополупериодные схемы, включенные параллельно.

Рисунок 8 – Диоды.

Действие диода, как полупроводникового прибора с p-n переходом, заключается в том, что он пропускает электрический ток только в одном направлении (от анода к катоду), в обратном же направлении (от катода к аноду) ток не течет.

Фильтр - используются для сглаживания пульсаций выпрямленного напряжения, используют электролитические конденсаторы емкостью от нескольких десятков до нескольких тысяч микрофарад (рисунок 9). К полярным относятся только электролитические конденсаторы.

Рисунок 9 – Электролитический конденсатор.

Они впаиваются в плату только с соблюдение полярности к плюсу плюсовой контакт, к минусу минусовой контакт. На плате минус указывается точкой, палочкой и.т.п. На корпусе конденсатора минус указывается светлой продольной линией.

Устранение неисправностей в музыкальных центрах

В статье описаны способы устранения наиболее вероятных неисправностей, возникающих в музыкальных центрах и иной аналогичной бытовой аудиоаппаратуры: отказы или сбои в чтении компактдисков проигрывателя, нарушения в работе регулятора громкости или ЛПМ магнитофонов с реверсом, неисправности усилителей мощности и сетевого блока питания.

Занимаясь ремонтом музыкальных центров различных фирм (AIWA, JVC, LG и др.), приходится сталкиваться с рядом наиболее частых неисправностей, причем независимо от фирмы-производигеля. Хотя по опыту можно сказать, что аппараты более серьезных фирм, таких как MATSUSHITA, SONY и т. п., весьма надежны и выходят из строя значительно реже. Разумеется, многие неисправности возникают по вине пользователя, из-за небрежного обращения с аппаратом, однако есть ряд таких, причины которых связаны со старением деталей и узлов самого устройства, изнашиваемостью резины, окислением контактов, наличием слоя пыли и др.

Самая распространенная неисправность большинства музыкальных центров — ухудшение считывания данных или полный отказ чтения в проигрывателе звуковых компакт-дисков (CD-DA). В основном это происходит из-за загрязнения лазерной головки, старения и соответственно ухудшения прозрачности пластмассовой линзы. Нарушения работоспособности выражаются в том, что проигрыватель долго пытается прочесть начальные дорожки компакт-диска и, в конце концов, останавливается. Иногда ему удается идентифицировать диск и начать воспроизведение, однако возможны частые сбои во время звучания музыки.

При таких отказах в первую очередь следует проверить исправность самого лазера и прозрачность линзы 3 (на рис. 1 изображен упрощенный чертеж лазерной головки), а также устройство коррекции ошибки на электромагните 4. Для этого достаточно, не вставляя компакт-диск, открыть и закрыть каретку проигрывателя музыкального центра. Крышку самого аппарата, разумеется, нужно предварительно снять, чтобы была видна лазерная головка. Как только каретка переместится на свое место и начнет вращаться ротор двигателя привода диска, линза на лазерной головке должна двигаться вверх—вниз с помощью электромагнита. При этом, если посмотреть на линзу под некоторым углом, можно заметить тонкий луч лазера красного цвета. Выполнение всех перечисленных выше процессов свидетельствует о исправности лазерной головки. Чтобы устранить сбои в чтении компакт-дисков, иногда достаточно протереть мягкой тряпочкой поверхность линзы. Это следует делать очень аккуратно, чтобы не повредить линзу и не сорвать ее с крепления на электромагните. Если улучшения нет или оно незначительно, наиболее вероятно, что загрязнена не только линза, но и призма 2, находящаяся под линзой (см. рис. 1). Для очистки поверхности призмы необходимо извлечь лазерную головку из аппарата.

Линза и электромагнит закреплены на металлической пластине 1. Они могут быть прикрыты небольшим пластмассовым колпачком на защелках. Этот колпачок необходимо снять, затем отвинтить винты крепления 6, которые прижимают металлическую пластину к основанию 5. Аккуратно приподняв пластину, под линзой можно увидеть небольшое отверстие. Намотав на спичку небольшой кусочек ваты и обмакнув ее в спирт, протирают поверхность призмы. Затем очень аккуратно устанавливают на место металлическую пластину с линзой и прикручивают винтами 6. После этого закрывают электромагнит головки защитным пластмассовым колпачком и устанавливают головку на место. Очищенная таким образом лазерная головка в большинстве случаев начинает нормально считывать информацию с вращающегося компакт-диска. Если это не помогло, то, скорее всего, ухудшилась прозрачность линзы либо неисправен лазерный диод и требуется замена лазерной головки на новую.

В музыкальных центрах с магнитофоном, в котором есть автореверс движения ленты, могут возникать некоторые специфические нарушения в работе ЛПМ магнитофона. При нажатии на кнопку воспроизведения вал двигателя начинает вращаться, но через несколько секунд останавливается. В таких случаях перемотка может работать.

Эта неисправность происходит в основном из-за ослабления натяжения пассика между шкивами двигателя и ведущего вала магнитофона. В большинстве ЛПМ с автореверсом, применяемых в музыкальных центрах, вместо четырехдорожечной головки устанавливают двухдорожечную с механизмом поворота. Вращение головки при реверсировании направления перемещения ленты в магнитофоне требует определенного усилия в момент переключения. При ослаблении натяжения пассика (из-за старения резины) механизм поворота головки заклинивает в каком-либо положении и ЛПМ перестает работать. Подобная неисправность легко устраняется заменой старого пассика новым.

Еще одна неисправность, возникающая иногда в аппаратах с цифровым управлением, которые проработали несколько лет, проявляется в прекращении управления громкостью регулятором, расположенным на самом аппарате; при этом регулировка громкости с пульта дистанционного управления действует. Подобные отказы возникают потому, что в таких музыкальных центрах вместо обычных переменных резисторов — регуляторов громкости установлены специальные датчики — валкодеры, при вращении которых происходит замыкание соответствующих контактов, и процессор, в зависимости от направления вращения вала, изменяет усиление в тракте. При загрязнении или окислении этих контактов возникают сбои и нарушается нормальная регулировка громкости звука.

Устранение неисправности заключается в чистке контактов валкодера. Так как он находится на передней панели устройства, следует разобрать аппарат. На передней панели большинства музыкальных центров закреплена большая печатная плата, в которую и впаян валкодер — регулятор громкости. После демонтажа его разбирают, разогнув металлический каркас-крепление, затем промывают спиртом внутренние контактные дорожки, зачищают их от окисла ластиком (стирательной резинкой) и снова промывают спиртом. Перед сборкой смазывают контактные дорожки небольшим количеством смазки. Отремонтированный валкодер обычно работает нормально еще в течение нескольких лет.

Выход из строя усилителя мощности в музыкальном центре зачастую возникает в связи с неаккуратным обращением — замыканием выхода усилителя на общий провод или корпус. Так как в большинстве музыкальных центров усилители мощности выполнены на интегральных микросхемах, то ремонт может заключаться в банальной замене микросхемы на исправную. Однако могут быть случаи, когда найти аналогичную микросхему оказывается сложно, особенно там, где нет магазинов, торгующих импортными радиодеталями, а запастись заранее широким ассортиментом элементов нет возможности. Бывают также случаи, когда в результате сгорания микросхемы надпись на ней исчезла и определить тип микросхемы нет возможности. Если схему аппарата найти не удалось, отремонтировать аппарат можно, использовав вместо сгоревшей микросхемы TDA1557 или TDA1552. Эти микросхемы отличаются тем, что не требуют для работы никаких навесных элементов, и поэтому замена любого интегрального усилителя мощности на одну из этих микросхем потребует минимума работы. Выходная мощность этих микросхем — 2x22 Вт — соответствует большинству музыкальных центров средней стоимости.

До установки микросхемы TDA1557 или TDA1552 вместо неисправной в первую очередь проверяют соответствие напряжения питания в музыкальном центре напряжению питания самой микросхемы. Как правило, оно не превышает 15... 17 В, что вполне подходит. При отсутствии схемы музыкального центра с помощью осциллографа находят, на какие выводы микросхемы поступает входной сигнал. Включив воспроизведение с компакт-диска или кассеты и выставив регулятор громкости на максимум, дотрагиваются щупом осциллографа поочередно до контактных площадок в месте расположения старой микросхемы. Найдя сигнальные цепи, следует оценить амплитуду сигнала и в зависимости от этого использовать микросхему TDA1557 (чувствительность ее усилителей высока — 50... 100 мВ) или TDA1552 (при амплитуде сигналов до 250...500 мВ). Следует обратить внимание, что входные сигналы на микросхему должны поступать через разделительные конденсаторы, расположенные на плате. Схема включения микросхем представлена на рис. 2. Как видно из схемы, на TDA1557 (TDA1552) подаются только питание и входной сигнал обоих каналов, а нагрузка подключается непосредственно к выходным выводам. Микросхему закрепляют на установленном на плате теплоотводе, к ее выводам припаивают провода, которыми и соединяют их с платой. Различные навесные элементы, использовавшиеся со старой микросхемой, можно не удалять.

На вход 11 микросхемы (см. рис. 2) нужно подать сигнал Stand-By, который управлял работой старой микросхемы. Его можно найти следующим образом. Подсоединяя по очереди к контактным площадкам в месте расположения старой микросхемы вольтметр или осциллограф, включают и выключают музыкальный центр кнопкой на передней панели и находят место, в котором при выключенном центре напряжение близко к нулю, а при включенном — к напряжению питания. Если этот сигнал найти не удается, то в крайнем случае вывод 11 (рис. 2) можно просто подключить к плюсовой шине питания микросхемы.

Мне доводилось менять выходные усилители в музыкальных центрах JVC и Panasonic (одна из торговых марок MATSUSHITA). Результаты подобной замены выходной микросхемы оказались хорошими. Если выходная мощность оказывается немного завышенной, то ее можно уменьшить до необходимого уровня, разрезав на плате музыкального центра дорожки в цепи входного сигнала перед разделительными конденсаторами и впаяв резистивные делители, показанные на рис. 3. Подбирая резисторы R1 и R3, добиваются получения выходной мощности, воспроизводимой громкоговорителями музыкального центра без искажений. Превышать выходную мощность больше прежней недопустимо, так как это может привести к выходу из строя динамических головок или блока питания музыкального центра. Если использовать в качестве R1—R4 резисторы для поверхностного монтажа, эту доработку можно сделать очень аккуратно, не испортив внешний вид платы.

Описанная замена усилителя мощности пригодна также и для ремонта УМЗЧ автомобильных магнитол; она позволяет существенно повысить качественные показатели и выходную мощность автомагнитолы среднего качества.

И наконец, еще одна неисправность, которая тоже встречается нередко, — это дефект сетевого трансформатора. При наличии схемы и известных значениях напряжения на вторичных обмотках трансформатора этот ремонт не представляет особой сложности, но если этой информации нет, могут возникнуть проблемы с заменой трансформатора или его перемоткой, особенно, если вторичных обмоток несколько.

Устранять эту неисправность нужно, начиная с проверки исправности сетевого шнура и предохранителей. Если предохранители включены во вторичных цепях и сетевое напряжение приходит непосредственно на первичную обмотку трансформатора, а на выходе его никаких напряжений нет, скорее всего, предохранитель встроен в трансформатор. Этот предохранитель присутствует в большинстве трансформаторов и закреплен поверх первичной обмотки, но возможны и другие варианты его расположения. Если этого предохранителя нет или он оказывается цел, а обрыв в первичной обмотке, то трансформатор придется соответственно менять или перематывать. Перемотать первичную обмотку в трансформаторе из музыкального центра порой оказывается непросто. Во-первых, обмотка залита лаком, а провод тонкий и посчитать витки, постепенно сматывая ее, оказывается невозможным (провод часто рвется). Во-вторых, даже зная число витков, уложить их так плотно при намотке, как это было сделано на заводе, часто не удается, и в результате намотанная обмотка не умещается в каркасе трансформатора или в окне магнитопровода. Поэтому проще выяснить, какими должны быть вторичные напряжения, и намотать другой трансформатор или подобрать уже готовый — благо места внутри музыкального центра обычно достаточно.

Уточнение значений напряжения в цепях вторичной обмотки лучше всего начать с поиска схемы или каких-либо надписей о напряжениях на печатной плате. Если этого нет, то можно попробовать определить напряжение по одной из микросхем. Лучше всего — по микросхеме усилителя мощности (выяснив по справочнику номинальное напряжение ее питания). Как отмечалось выше, в большинстве случаев это напряжение оказывается в пределах 14... 17 В. Зная его, можно соответственно предположить, какое должно быть напряжение на обмотке трансформатора. Если, к примеру, номинальное напряжение питания микросхемы 15 В, то в связи с тем, что после диодного моста и конденсаторов фильтра напряжение увеличивается примерно в 1,4 раза (при малой нагрузке), на обмотке трансформатора должно быть соответственно 12—13 В. Затем уже можно смотать все вторичные обмотки трансформатора и посчитать их витки. Так как провод вторичных обмоток достаточно толстый, то даже при залитых лаком обмотках это нетрудно сделать. Зная число витков обмоток и напряжение на одной из них, уже не сложно вычислить остальные напряжения, воспользовавшись известной формулой

U Н = w Н. U 2 /w 2

где U Н и U 2 — напряжение соответственно неизвестной и известной обмоток; w Н и w 2 — число витков соответствующих обмоток.

При намотке обмоток нового трансформатора диаметр проводов следует выбирать не менее того, которым были намотаны обмотки старого трансформатора. Даже если напряжение обмоток нового трансформатора будет отличаться от требуемого на 1—2 В, это не окажет существенного воздействия на работу музыкального центра.

Каждая из рассмотренных в статье неисправностей может потребовать индивидуального подхода, и способы их устранения могут отличаться от описанных автором, однако хочется надеяться, что изложенные здесь рекомендации помогут мастерам, особенно начинающим, при ремонте музыкальных центров и другой бытовой аудиоаппаратуры.

И. КОРОТКОВ, п. Буча Киевской обл., Украина



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам