Типовые неисправности аудиоцентров AIWA. Ремонт музыкальных центров Проблемы со звуком

Устранение неисправностей в музыкальных центрах

В статье описаны способы устранения наиболее вероятных неисправностей, возникающих в музыкальных центрах и иной аналогичной бытовой аудиоаппаратуры: отказы или сбои в чтении компактдисков проигрывателя, нарушения в работе регулятора громкости или ЛПМ магнитофонов с реверсом, неисправности усилителей мощности и сетевого блока питания.

Занимаясь ремонтом музыкальных центров различных фирм (AIWA, JVC, LG и др.), приходится сталкиваться с рядом наиболее частых неисправностей, причем независимо от фирмы-производигеля. Хотя по опыту можно сказать, что аппараты более серьезных фирм, таких как MATSUSHITA, SONY и т. п., весьма надежны и выходят из строя значительно реже. Разумеется, многие неисправности возникают по вине пользователя, из-за небрежного обращения с аппаратом, однако есть ряд таких, причины которых связаны со старением деталей и узлов самого устройства, изнашиваемостью резины, окислением контактов, наличием слоя пыли и др.

Самая распространенная неисправность большинства музыкальных центров — ухудшение считывания данных или полный отказ чтения в проигрывателе звуковых компакт-дисков (CD-DA). В основном это происходит из-за загрязнения лазерной головки, старения и соответственно ухудшения прозрачности пластмассовой линзы. Нарушения работоспособности выражаются в том, что проигрыватель долго пытается прочесть начальные дорожки компакт-диска и, в конце концов, останавливается. Иногда ему удается идентифицировать диск и начать воспроизведение, однако возможны частые сбои во время звучания музыки.

При таких отказах в первую очередь следует проверить исправность самого лазера и прозрачность линзы 3 (на рис. 1 изображен упрощенный чертеж лазерной головки), а также устройство коррекции ошибки на электромагните 4. Для этого достаточно, не вставляя компакт-диск, открыть и закрыть каретку проигрывателя музыкального центра. Крышку самого аппарата, разумеется, нужно предварительно снять, чтобы была видна лазерная головка. Как только каретка переместится на свое место и начнет вращаться ротор двигателя привода диска, линза на лазерной головке должна двигаться вверх—вниз с помощью электромагнита. При этом, если посмотреть на линзу под некоторым углом, можно заметить тонкий луч лазера красного цвета. Выполнение всех перечисленных выше процессов свидетельствует о исправности лазерной головки. Чтобы устранить сбои в чтении компакт-дисков, иногда достаточно протереть мягкой тряпочкой поверхность линзы. Это следует делать очень аккуратно, чтобы не повредить линзу и не сорвать ее с крепления на электромагните. Если улучшения нет или оно незначительно, наиболее вероятно, что загрязнена не только линза, но и призма 2, находящаяся под линзой (см. рис. 1). Для очистки поверхности призмы необходимо извлечь лазерную головку из аппарата.

Линза и электромагнит закреплены на металлической пластине 1. Они могут быть прикрыты небольшим пластмассовым колпачком на защелках. Этот колпачок необходимо снять, затем отвинтить винты крепления 6, которые прижимают металлическую пластину к основанию 5. Аккуратно приподняв пластину, под линзой можно увидеть небольшое отверстие. Намотав на спичку небольшой кусочек ваты и обмакнув ее в спирт, протирают поверхность призмы. Затем очень аккуратно устанавливают на место металлическую пластину с линзой и прикручивают винтами 6. После этого закрывают электромагнит головки защитным пластмассовым колпачком и устанавливают головку на место. Очищенная таким образом лазерная головка в большинстве случаев начинает нормально считывать информацию с вращающегося компакт-диска. Если это не помогло, то, скорее всего, ухудшилась прозрачность линзы либо неисправен лазерный диод и требуется замена лазерной головки на новую.

В музыкальных центрах с магнитофоном, в котором есть автореверс движения ленты, могут возникать некоторые специфические нарушения в работе ЛПМ магнитофона. При нажатии на кнопку воспроизведения вал двигателя начинает вращаться, но через несколько секунд останавливается. В таких случаях перемотка может работать.

Эта неисправность происходит в основном из-за ослабления натяжения пассика между шкивами двигателя и ведущего вала магнитофона. В большинстве ЛПМ с автореверсом, применяемых в музыкальных центрах, вместо четырехдорожечной головки устанавливают двухдорожечную с механизмом поворота. Вращение головки при реверсировании направления перемещения ленты в магнитофоне требует определенного усилия в момент переключения. При ослаблении натяжения пассика (из-за старения резины) механизм поворота головки заклинивает в каком-либо положении и ЛПМ перестает работать. Подобная неисправность легко устраняется заменой старого пассика новым.

Еще одна неисправность, возникающая иногда в аппаратах с цифровым управлением, которые проработали несколько лет, проявляется в прекращении управления громкостью регулятором, расположенным на самом аппарате; при этом регулировка громкости с пульта дистанционного управления действует. Подобные отказы возникают потому, что в таких музыкальных центрах вместо обычных переменных резисторов — регуляторов громкости установлены специальные датчики — валкодеры, при вращении которых происходит замыкание соответствующих контактов, и процессор, в зависимости от направления вращения вала, изменяет усиление в тракте. При загрязнении или окислении этих контактов возникают сбои и нарушается нормальная регулировка громкости звука.

Устранение неисправности заключается в чистке контактов валкодера. Так как он находится на передней панели устройства, следует разобрать аппарат. На передней панели большинства музыкальных центров закреплена большая печатная плата, в которую и впаян валкодер — регулятор громкости. После демонтажа его разбирают, разогнув металлический каркас-крепление, затем промывают спиртом внутренние контактные дорожки, зачищают их от окисла ластиком (стирательной резинкой) и снова промывают спиртом. Перед сборкой смазывают контактные дорожки небольшим количеством смазки. Отремонтированный валкодер обычно работает нормально еще в течение нескольких лет.

Выход из строя усилителя мощности в музыкальном центре зачастую возникает в связи с неаккуратным обращением — замыканием выхода усилителя на общий провод или корпус. Так как в большинстве музыкальных центров усилители мощности выполнены на интегральных микросхемах, то ремонт может заключаться в банальной замене микросхемы на исправную. Однако могут быть случаи, когда найти аналогичную микросхему оказывается сложно, особенно там, где нет магазинов, торгующих импортными радиодеталями, а запастись заранее широким ассортиментом элементов нет возможности. Бывают также случаи, когда в результате сгорания микросхемы надпись на ней исчезла и определить тип микросхемы нет возможности. Если схему аппарата найти не удалось, отремонтировать аппарат можно, использовав вместо сгоревшей микросхемы TDA1557 или TDA1552. Эти микросхемы отличаются тем, что не требуют для работы никаких навесных элементов, и поэтому замена любого интегрального усилителя мощности на одну из этих микросхем потребует минимума работы. Выходная мощность этих микросхем — 2x22 Вт — соответствует большинству музыкальных центров средней стоимости.

До установки микросхемы TDA1557 или TDA1552 вместо неисправной в первую очередь проверяют соответствие напряжения питания в музыкальном центре напряжению питания самой микросхемы. Как правило, оно не превышает 15... 17 В, что вполне подходит. При отсутствии схемы музыкального центра с помощью осциллографа находят, на какие выводы микросхемы поступает входной сигнал. Включив воспроизведение с компакт-диска или кассеты и выставив регулятор громкости на максимум, дотрагиваются щупом осциллографа поочередно до контактных площадок в месте расположения старой микросхемы. Найдя сигнальные цепи, следует оценить амплитуду сигнала и в зависимости от этого использовать микросхему TDA1557 (чувствительность ее усилителей высока — 50... 100 мВ) или TDA1552 (при амплитуде сигналов до 250...500 мВ). Следует обратить внимание, что входные сигналы на микросхему должны поступать через разделительные конденсаторы, расположенные на плате. Схема включения микросхем представлена на рис. 2. Как видно из схемы, на TDA1557 (TDA1552) подаются только питание и входной сигнал обоих каналов, а нагрузка подключается непосредственно к выходным выводам. Микросхему закрепляют на установленном на плате теплоотводе, к ее выводам припаивают провода, которыми и соединяют их с платой. Различные навесные элементы, использовавшиеся со старой микросхемой, можно не удалять.

На вход 11 микросхемы (см. рис. 2) нужно подать сигнал Stand-By, который управлял работой старой микросхемы. Его можно найти следующим образом. Подсоединяя по очереди к контактным площадкам в месте расположения старой микросхемы вольтметр или осциллограф, включают и выключают музыкальный центр кнопкой на передней панели и находят место, в котором при выключенном центре напряжение близко к нулю, а при включенном — к напряжению питания. Если этот сигнал найти не удается, то в крайнем случае вывод 11 (рис. 2) можно просто подключить к плюсовой шине питания микросхемы.

Мне доводилось менять выходные усилители в музыкальных центрах JVC и Panasonic (одна из торговых марок MATSUSHITA). Результаты подобной замены выходной микросхемы оказались хорошими. Если выходная мощность оказывается немного завышенной, то ее можно уменьшить до необходимого уровня, разрезав на плате музыкального центра дорожки в цепи входного сигнала перед разделительными конденсаторами и впаяв резистивные делители, показанные на рис. 3. Подбирая резисторы R1 и R3, добиваются получения выходной мощности, воспроизводимой громкоговорителями музыкального центра без искажений. Превышать выходную мощность больше прежней недопустимо, так как это может привести к выходу из строя динамических головок или блока питания музыкального центра. Если использовать в качестве R1—R4 резисторы для поверхностного монтажа, эту доработку можно сделать очень аккуратно, не испортив внешний вид платы.

Описанная замена усилителя мощности пригодна также и для ремонта УМЗЧ автомобильных магнитол; она позволяет существенно повысить качественные показатели и выходную мощность автомагнитолы среднего качества.

И наконец, еще одна неисправность, которая тоже встречается нередко, — это дефект сетевого трансформатора. При наличии схемы и известных значениях напряжения на вторичных обмотках трансформатора этот ремонт не представляет особой сложности, но если этой информации нет, могут возникнуть проблемы с заменой трансформатора или его перемоткой, особенно, если вторичных обмоток несколько.

Устранять эту неисправность нужно, начиная с проверки исправности сетевого шнура и предохранителей. Если предохранители включены во вторичных цепях и сетевое напряжение приходит непосредственно на первичную обмотку трансформатора, а на выходе его никаких напряжений нет, скорее всего, предохранитель встроен в трансформатор. Этот предохранитель присутствует в большинстве трансформаторов и закреплен поверх первичной обмотки, но возможны и другие варианты его расположения. Если этого предохранителя нет или он оказывается цел, а обрыв в первичной обмотке, то трансформатор придется соответственно менять или перематывать. Перемотать первичную обмотку в трансформаторе из музыкального центра порой оказывается непросто. Во-первых, обмотка залита лаком, а провод тонкий и посчитать витки, постепенно сматывая ее, оказывается невозможным (провод часто рвется). Во-вторых, даже зная число витков, уложить их так плотно при намотке, как это было сделано на заводе, часто не удается, и в результате намотанная обмотка не умещается в каркасе трансформатора или в окне магнитопровода. Поэтому проще выяснить, какими должны быть вторичные напряжения, и намотать другой трансформатор или подобрать уже готовый — благо места внутри музыкального центра обычно достаточно.

Уточнение значений напряжения в цепях вторичной обмотки лучше всего начать с поиска схемы или каких-либо надписей о напряжениях на печатной плате. Если этого нет, то можно попробовать определить напряжение по одной из микросхем. Лучше всего — по микросхеме усилителя мощности (выяснив по справочнику номинальное напряжение ее питания). Как отмечалось выше, в большинстве случаев это напряжение оказывается в пределах 14... 17 В. Зная его, можно соответственно предположить, какое должно быть напряжение на обмотке трансформатора. Если, к примеру, номинальное напряжение питания микросхемы 15 В, то в связи с тем, что после диодного моста и конденсаторов фильтра напряжение увеличивается примерно в 1,4 раза (при малой нагрузке), на обмотке трансформатора должно быть соответственно 12—13 В. Затем уже можно смотать все вторичные обмотки трансформатора и посчитать их витки. Так как провод вторичных обмоток достаточно толстый, то даже при залитых лаком обмотках это нетрудно сделать. Зная число витков обмоток и напряжение на одной из них, уже не сложно вычислить остальные напряжения, воспользовавшись известной формулой

U Н = w Н. U 2 /w 2

где U Н и U 2 — напряжение соответственно неизвестной и известной обмоток; w Н и w 2 — число витков соответствующих обмоток.

При намотке обмоток нового трансформатора диаметр проводов следует выбирать не менее того, которым были намотаны обмотки старого трансформатора. Даже если напряжение обмоток нового трансформатора будет отличаться от требуемого на 1—2 В, это не окажет существенного воздействия на работу музыкального центра.

Каждая из рассмотренных в статье неисправностей может потребовать индивидуального подхода, и способы их устранения могут отличаться от описанных автором, однако хочется надеяться, что изложенные здесь рекомендации помогут мастерам, особенно начинающим, при ремонте музыкальных центров и другой бытовой аудиоаппаратуры.

И. КОРОТКОВ, п. Буча Киевской обл., Украина

При таких отказах в первую очередь следует проверить исправность самого лазера и прозрачность линзы 3 (на рис . 1 изображен упрощенный чертеж лазерной головки), а также устройство коррекции ошибки на электромагните 4. Для этого достаточно, не вставляя компакт - диск, открыть и закрыть каретку проигрывателя музыкального центра. Крышку самого аппарата, разумеется, нужно предварительно снять, чтобы была видна лазерная головка. Как только каретка переместится на свое место и начнет вращаться ротор двигателя привода диска, линза на лазерной головке должна двигаться вверх-вниз с помощью электромагнита. При этом, если посмотреть на линзу под некоторым углом, можно заметить тонкий луч лазера красного цвета. Выполнение всех перечисленных выше процессов свидетельствует о исправности лазерной головки. Чтобы устранить сбои в чтении компактдисков, иногда достаточно протереть мягкой тряпочкой поверхность линзы. Это следует делать очень аккуратно, чтобы не повредить линзу и не сорвать ее с крепления на электромагните. Если улучшения нет или оно незначительно, наиболее вероятно, что загрязнена не только линза, но и призма 2, находящаяся под линзой (см. рис.1). Для очистки поверхности призмы необходимо извлечь лазерную головку из аппарата.

Линза и электромагнит закреплены на металлической пластине 1. Они могут быть прикрыты небольшим пластмассовым колпачком на защелках. Этот колпачок необходимо снять, затем отвинтить винты крепления 6, которые прижимают металлическую пластину к основанию 5.

Аккуратно приподняв пластину, под линзой можно увидеть небольшое отверстие. Намотав на спичку небольшой кусочек ваты и обмакнув ее в спирт, протирают поверхность призмы. Затем очень аккуратно устанавливают на место металлическую пластину с линзой и прикручивают винтами 6. После этого закрывают электромагнит головки защитным пластмассовым колпачком и устанавливают головку на место. Очищенная таким образом лазерная головка в большинстве случаев начинает нормально считывать информацию с вращающегося компактдиска. Если это не помогло, то, скорее всего, ухудшилась прозрачность линзы либо неисправен лазерный диод и требуется замена лазерной головки на новую.

В музыкальных центрах с магнитофоном, в котором есть автореверс движения ленты, могут возникать некоторые специфические нарушения в работе ЛПМ магнитофона. При нажатии на кнопку воспроизведения вал двигателя начинает вращаться, но через несколько секунд останавливается. В таких случаях перемотка может работать.

Эта неисправность происходит в основном из - за ослабления натяжения пассика между шкивами двигателя и ведущего вала магнитофона. В большинстве ЛПМ с автореверсом, применяемых в музыкальных центрах, вместо че тырехдорожечной головки устанавливают двухдорожечную с механизмом поворота. Вращение головки при реверсировании направления перемещения ленты в магнитофоне требует определенного усилия в момент переключения. При ослаблении натяжения пассика (из - за старения резины) механизм поворота головки заклинивает в каком - либо положе­нии и ЛПМ перестает работать. Подобная неисправность легко устраняется заменой старого пассика новым.

Еще одна неисправность, возникающая иногда в аппаратах с цифровым управлением, которые проработали несколько лет, проявляется в прекращении управления громкостью регулятором, расположенным на самом аппарате; при этом регулировка громкости с пульта дистанционного управления действует. Подобные отказы возникают потому, что в таких музыкальных центрах вместо обычных переменных резисторов - регуляторов громкости установлены специальные датчики - валкодеры, при вращении которых происходит замыкание соответствующих контактов, и процессор, в зависимости от направления вращения вала, изменяет усиление в тракте. При загрязнении или окислении этих контактов возникают сбои и нарушается нормальная регулировка громкости звука. Устранение неисправности заключается в чистке контактов валкодера. Так как он находится на передней панели устройства, следует разобрать аппарат. На передней панели большинства музыкальных центров закреплена большая печатная плата, в которую и впаян валкодер - регулятор громкости. После демонтажа его разбирают, разогнув металлический каркас - крепление, затем промывают спиртом внутренние контактные дорож­ ки, зачищают их от окисла ластиком (стирательной резинкой) и снова промывают спиртом. Перед сборкой смазывают контактные дорожки небольшим количеством смазки. Отремонтированный валкодер обычно работает нормально еще в течение нескольких лет.

Выход из строя усилителя мощности в музыкальном центре зачастую возникает в связи с неаккуратным обращением - замыканием выхода усилителя на общий провод или корпус. Так как в большинстве музыкальных центров усилители мощности выполнены на интегральных микросхемах, то ремонт может заключаться в банальной замене микросхемы на исправную. Однако могут быть случаи, когда найти аналогичную микросхему оказывается сложно, особенно там, где нет магазинов, торгующих импортными радиодеталями, а запастись заранее широким ассортиментом элементов нет возможности. Бывают также случаи, когда в результате сгорания микросхемы надпись на ней исчезла и определить тип микросхемы нет возможности. Если схему аппарата найти не удалось, отремонтировать аппарат можно, использовав вместо сгоревшей микросхемы TDA 1557 или TDA 1552. Эти микросхемы отличаются тем, что не требуют для работы никаких навесных элементов, и поэтому замена любого интегрального усилителя мощности на одну из этих микросхем потребует минимума работы. Выходная мощность этих микросхем - 2x22 Вт соответствует большинству музыкальных центров средней стоимости.

Музыка - это одно из любимейших развлечений человека. Она сопровождает его везде в дороге, на работе, учёбе и, конечно же, дома. Хорошая музыка, конечно, здорово, но не надо забывать и о том, что для наслаждения любимыми композициями нужен качественный звук. Для того чтобы его достичь было придумано такое электротехническое устройство, как музыкальный центр. В течение длительного времени его электронная начинка корректировалась и дорабатывалась, а все для того, чтобы расширить его функциональные возможности, в частности, для улучшения звука. На сегодняшний день музыкальные центры представляют конструктивно сложные устройства, которые состоят из передовой электроники и современных механических элементов. Стоит отметить что процесс их модернизации и ремонта своими руками до сих пор идёт полным ходом, и это несмотря на обширный и разнообразный выбор продукции.

Современная аппаратура

Музыкальная аппаратура этого типа является универсальным устройством электроакустического типа предназначенным для воспроизведения и записи аудиофайлов. Оно поддерживает обширный спектр звуковых форматов, которые направлены на работу с различного рода звуковыми носителями.

Устройство (комплектация)

Современные музыкальные центры представляют собой сложные электротехнические устройства, состоящие из множества сложных электрических узлов и механических компонентов.

Кассетные деки

Представляют собой площадки для установки плёночных кассет. Этот элемент комплектации считается устаревшим, однако, в определённых моделях его все же ещё можно найти. При покупке музыкального центра следует посмотреть оснащена ли, выбранная модель, устройства парой дек. Если, не то его лучше не приобретать его, так как в случае необходимости не сможете перезаписать музыку или прослушать одну кассету в процессе перемотки другой.

По механизму управления деки бывают двух типов: механические - открываются с помощью нажатия кнопки - и сенсорные (открываются с помощью легко прикосновения).

Проигрыватель оптических дисков

Проигрыватель оптических дисков - это неотъемлемая составляющая любого современного аппарата.

Основным составным элементом проигрывателя оптических дисков является оптический привод. В основном оптические приводы, входящие в комплектацию современных центров, относятся к универсальному типу, который способен поддерживать обширный спектр различных популярных медиаформатов.

Стоит отметить, что простые центры снабжаются оптическим приводом способным воспроизводить только один диск. В более сложных МЦ привод дополняется чейнджером - устройством, предназначенным для одновременного вмещения нескольких дисков (обычно от трёх до семи) и последовательного их воспроизведения.

Говоря о проигрывателях оптических дисков, стоит упомянуть о способах, с помощью которых можно загрузить диски в оптический привод.

На рынке аудиотехники присутствует большое количество музыкальных центров, которые можно подразделить на устройства с фронтальной и вертикальной загрузкой.

  • Фронтальная загрузка дисков осуществляется путём внедрения диска в вертикальную плоскость под передней панелью. Причём за вращением диска в устройстве можно наблюдать.
  • Вертикальная загрузка основывается на непосредственной установке диска на шпиндель оптического привода, располагающегося на верху центра (под крышкой). Перед загрузкой диска открываем крышку или сдвигаем защитную шторку.

Кроме, описанных выше способов, существуют различные загрузочные механизмы:

  • Лоток является самым распространённым типом загрузки диска. Перед воспроизведением оптический диск устанавливают на выдвижной лоток, осуществляющий его перемещение вглубь оптического привода.
  • Прорезь - специальное отверстие на музыкальном центре в которое устанавливается диск. После установки слегка подталкиваем его и дальнейшей обработкой займётся сам загрузчик.

Следующие виды загрузочных механизмов, используются в устройствах, которые оснащены возможностью работы сразу с несколькими дисками. К таким механизмам относятся:

  • Карусель - это объёмный лоток, выдвижного типа предназначенный для установки группы дисков, причём эти диски можно перемещать. После того как диски установлены можно выбрать один из них и он будет перемещён механизмом в оптический привод для воспроизведения.
  • Магазин - это специальная кассета для хранения дисков. Перед воспроизведением аудиофайлов в неё следует установить выбранные диски в последовательном порядке.

Радиотюнер

Радиотюнер - это электронное устройство, предназначенное для приёма сигналов, которые поступают от эфирных радиостанций.

Современные музыкальные центры могут быть оснащены как цифровыми, так и аналоговыми радиотюнерами. Все они выполняют одну и туже задачу - обеспечивают высококачественный приём радиопрограмм в различных диапазонах звуковых частот (FM, AM, MW и LW), однако, тюнеры цифрового типа по сравнению с аналоговыми обладают рядом преимуществ. Среди которых:

  • Осуществление более качественного приёма сигнала.
  • Более точная подстройка частоты, что позволяет легче обнаружить необходимую радиостанцию, используя ручной режим.
  • Фиксация пользовательских настроек.
  • Возможность сохранения настроек для более десятка радиостанций.
  • Воспроизведение стереофонического звука на частотах FM и AM диапазона.
  • Поддержка сервиса, Radio Data System (RDS) предоставляющего слушателям возможность принимать сообщения, которые транслируются большинством FM-станциями (в параллели с основным сигналом).

Эквалайзер:

Эквалайзер (EQ, темброблок) – это устройство, которое используется для специальной обработки звукового сигнала в выбранном диапазоне частот. Является элементов, входящим в состав практически всех современных МЦ, однако, их устройство и характеристики сильно отличаются (в зависимости от выбранной модели).

Встроенный жёсткий диск

Устройство, предназначенное для хранения аудиофайлов, предназначенных для воспроизведения, и их непосредственной записи. Ёмкость жёстких дисков зависит от производителя и обычно составляет от 80 до 250 Гбайт.

Представляют собой устройства, служащие для вывода звуковой информации (воспроизведения музыки). В зависимости от комплектации центра может быть разное количество колонок. По количеству колонок и их конструктивным особенностям музыкальные центры строятся на основе трёх акустических систем:

Микросистема:

Самые простые модели музыкальных центров строятся на основе стереопары (двух колонок, содержащих по одному динамику). В этом случае звуковой сигнал подразделяется на две части, которые передаются по одному из каналов (широкополосному динамику) левому или правому.

Мини и микросистемы:

Применяются в более сложных музыкальных центрах, где в каждой из колонок используется более 2 динамиков. В этом случае спектр звуковых частот подразделяется на несколько узких частотных полос (поддиапазонов). Каждая из этих полос имеет свои особенности и поэтому динамики, входящие в состав колонок, обладает своей индивидуальной конструкцией, которая характерна для той или иной полосы. Различие конструкций обуславливает улучшение воспроизводимого звука.

Достоинство - высокое качество звука и его чистота.

Недостаток - сложность изготовления (из-за того, что необходимо создавать индивидуальную конструкцию каждого динамика).

Отдельным и наиболее интересным видом акустических систем является двухполосная.

Этот вид системы применяется в музыкальных центрах, использующих колонки, которые оснащены двумя динамиками с принципиально разными конструкциями. В этом случае происходит разделение диапазона частот на две широкие полосы. Как правило, в системах такого вида применяются: динамик, комбинированного типа воспроизводящий как низкие, так и средние частоты, и высокочастотный.

Количество частотных полос и каналов можно посмотреть в техническом описании МЦ, выбранной модели.

Электронные компоненты музыкальных центров

Кроме различных видов акустических систем, рассмотренных выше, для формирования звукового сигнала и улучшения его свойств применяются следующие электронные компоненты и модули.

Электронный декодер

Используется для того чтобы преобразовывать информацию, которая записан на цифровые дорожки диска, в сигнал многоканального звука. В том случае, если в музыкальном центре установлены новейшие модели декодеров возможно увеличить формат аудиосистемы и повысить качество её звучания.

Звуковой процессор

Цифровой звуковой процессор (Digital Sound Processor ) осуществляет комплексную обработку звукового сигнала.

С помощью процессора происходит обработка звука, которая основывается на требуемой частоте, количестве полос, а также звуковой атмосфере помещения, использующегося в качестве места установки аудиосистемы.

Ранее звуковой процессор являлся элементом, который монтировался только в дорогостоящие модели музыкальных центров, но сейчас он используется практически в любых центрах.

Регулятор НЧ (низкой частоты) и ВЧ (высокой частоты)

Реализует возможность грубой подстройки звукового сигнала посредством усиления/ослабления, которое осуществляется регулируемым фильтром высоких и низких частот.

В процессе эксплуатации музыкальных центров могут возникнуть различные неисправности, например, из строя могут выйти электронные компоненты и модули или повредиться механические части. Ниже рассмотрим их.

Основные виды неисправностей и варианты ремонта своими руками

Наиболее частыми неисправностями, на которые жалуются пользователи музыкальных центров являются:

«не читает диски»

Не включается

Одной из вероятных причин неисправности может быть повреждение или сгорание предохранителя, расположенного во входной цепи блока питания.

Для проведения диагностики выполним следующие шаги:

  1. Откроем заднюю крышку музыкального центра.
  2. Отсоединим все разъёмы от блока питания.
  3. Открутим все винты, фиксирующие плату, и вынем блок питания.
  4. Проведём визуальный осмотр платы.
  5. Если присутствуют следов гари или неприятного запаха во входной цепи блока питания (в районе предохранителя), то следует его заменить.

Помните, что для замены элемента необходимо подобрать предохранитель такого же номинала (можно посмотреть в схеме прибора или на самом элементе), как и повреждённый! Иначе возможен ряд неприятных моментов, например, может сгореть микросхема правого или левого канала.

Если после замены предохранителя все нормально и с микросхемами ничего не произошло, то на всякий случай проверим их для этого:

  1. Возьмём тестер или мультиметр (закорачиваем оба щупа для проверки работоспособности).
  2. Подключаем плату блока питания к сети (на 3 секунды) и выключаем её.
  3. Переводим измерительный прибор в режим «Измерения напряжения».
  4. По схеме аппарата или описанию микросхемы - TDA -7265 - (можно найти в интернет) изучаем ножки.
  5. Ко входу микросхемы подносим красный щуп («+»), а к выходу чёрный («-») т.е проверяем прохождение напряжения.
  6. Если этот параметр стал ниже минимального, то производим замену микросхемы.

Микросхема TDA -7265 также подлежит обязательной замене, если она сгорела в результате пайки нового предохранителя (см. видеовозможное последствие от монтажа неправильно подобранного предохранителя).

Видео: возможное последствие от монтажа неправильно подобранного предохранителя

А также довольно часто возникают проблемы с усилением и качеством воспроизведения звука. Эти неисправности можно подразделить на следующие:

  • Нет звука во всех режимах работы (тюнер, кассетная дека, CD/MP 3-проигрыватель, внешний сигнал).
  • Хрип, некачественное воспроизведение звука с любого источника.
  • Отсутствует звук в одной из колонок.
  • Время от времени пропадает звук и снова проявляется.

Не читает диски, снижение скорости считывания

Подобные неисправности в большинстве случаев возникают из-за того, что со временем в процессе эксплуатации лазерная головка загрязняется и стареет. Они (загрязнение и старение), в свою очередь, способствуют снижению прозрачности пластмассовой линзы. В совокупности или поодиночке эти явления могут проявлять себя по-разному, например, после установки диска в музыкальный центр проигрыватель начинает сканировать информационные дорожки носителя и пытается считать данные, но некоторое время спустя происходит остановка считывания или же аппарат считал информацию и начал воспроизведение, однако, в процессе возникают шумы, сопровождаемые частыми сбоями во время проигрывания музыки.

В целях диагностики этих неисправностей проверяем работоспособность самого лазера и степень прозрачности линзы для этого:

  1. Снимаем корпус музыкального центра (необходимо для того, чтобы наблюдать за лазерной головкой).
  2. Открываем и через несколько секунд закрываем каретку проигрывателя аппарата.
  3. Дожидаемся того момента пока каретка вернётся в своё первоначальное положение и спровоцирует вращение ротора двигателя оптического привода.
  4. Смотрим чтобы линза двигалась по направлению «сверху вниз» и «снизу вверх» соответственно (за счёт электромагнита) по оси лазерной головки.

Одним из простых способов устранения сбоёв и некорректного воспроизведения компакт-дисков является очистка лазерной головки, которая состоит из двух этапов:

На первом этапе производим очистку линзы. Для этого выполним следующие шаги:

  1. Возьмём мягкую влажную тряпку.
  2. Протираем поверхность линзы (это действие выполняем с максимальной осторожностью).

На втором этапе приступаем к очискте призмы (выполняем, только если очистка линзы не привела к положительному результату). Для этого:

  1. Вынимаем лазерную головку из устрйства.
  2. Снимаем пластмассовый колпачок, закрывающий линзу и электромагнит, которые установлены на металлическую пластину.
  3. Откручиваем все винты, фиксирующие пластину на основании.
  4. Приподнимаем пластину и видим небольшое отверстие.
  5. Берём спичку и обматываем её тонким слоем ваты.
  6. Макаем спичку с ватой в банку со спиртом.
  7. Протираем поверхность призмы.
  8. В обратном порядке собираем головку и устанавливаем её в центр.

Видео: очистка лазерной головки

Не регулируется звук с помощью кнопки, периодически самостоятельно регулирует громкость

Эти неисправности в основном возникают в музыкальных центрах, которые выстроены на системе цифрового управления (микропроцессорного). Все дело в том что вместо обычного переменного резистора, использующегося для регулирования уровня громкости, в этих аппаратах применяется валкодер (энкодер) - специальный датчик.

Вращение валкодера провоцирует замыкание соответствующих контактов. Процессор, в свою очередь, отслеживает направление вращения «регулятора» и на основании полученной информации производит изменение усиления в тракте. Соответственно, если контакты окислились или загрязнились в процессе работы то периодически будут появляться сбои и произойдёт нарушение нормальной регулировки звука.

Эта неисправность не требует сложной диагностики, так как её можно провести визуально поэтому сразу перейдём к устранению неисправности. Для того чтобы очистить контакты валкодера выполним следующие:

Разбираем валкодер:


После этого:

  1. Собираем валкодер.
  2. Припаиваем на плату.
  3. Плату прикручиваем к аппарату.
  4. Соединяем шлейфы и проверяем работу.

Видео: чистка валкодера

Проблемы с воспроизведением и усилением звука (методика диагностики)

Среди специалистов и начинающих радиолюбителей уже давно сложилась определённая методика диагностики музыкальных центров, в которых появляются проблемы с усилением и качеством звука. Она довольно проста поэтому её может применить любой. На её первом этапе нужно проверить работают ли колонки (динамики) и оценить качество звука.

Проверка колонок (динамиков)

Проверка колонок проводится в любом случае (при хриплом звуке, его отсутствии и так далее) так как она поможет сузить круг поиска неисправностей и более-менее точно определить их источник.


После выполнения этих действий, возможно, два варианта:

  • Неисправность исчезла это указывает на то, что повреждены (неисправны) сами колонки и нужно будет проводить ремонт.
  • Неисправность осталась-то следует ремонтировать сам аппарат, а не выносные элементы (колонки).

Проверка целостности соединения выходного разъёма и контактных медных дорожек

На втором этапе диагностики следует проверить целостность соединения выходного разъёма и контактных медных дорожек на плате управления устройства. (только в том случае, если исправны колонки), так как оно тоже оказывает влияние на качество звука и может: вызывать хрип или способствовать внезапному пропаданию/появлению звука.

Для того чтобы произвести оценку качество пайки выполним следующие действия:


Видео: разборка музыкального центра

Хотелось бы отметить, что повреждение контакта или некачественную пайку обычно находят сразу же, так как эти вещи хорошо заметны.

В целях профилактики, а также исключения возможной деградации пайки - небольшие зазоры между контактом разъёма и краями паза платы -, которые образуются в аппарате после длительной эксплуатации в связи с перегревом или высокой механической нагрузкой. Следует осуществить пропайку контактов разъёма.

Проверка выходного тракта усиления

В этом случае проблемы могут быть связаны с некорректной работой двух микросхем: усилителя, предназначенного для усиления мощности звуковой частоты (УЧМЗ), процессора, а также коммутатора сигналов.

Для проведения диагностики и точного определения неисправной микросхемы выполним следующие шаги:

  1. Включаем аппарат.
  2. Выбираем один из режимов работы (тюнер - приёмник -, кассетная дека, CD/MP 3-проигрыватель или внешний источник сигнала, подключённый через вход AUX IN).
  3. Оцениваем качество сигнала и наличие/ отсутствие неисправности (чрезмерных басов, пропадания звука одного из каналов и т. д.).
  4. Проверяем оставшиеся режимы работы.

В том случае, если проявление неисправности проходит при включении каждого из режимов, вероятнее всего, причина проблемы кроится в микросхеме УМЗЧ. Однако, причиной неисправности может быть в неисправности и другого узла аппарата, например, в некорректной работе микросхемы звукового процессора, отвечающей за коммутацию сигналов.

Такая ситуация может привести в заблуждение и послужить тому, что неисправность будем искать не в том узле. Для того чтобы подобного не произошло проведём дополнительную диагностику:

  1. Достаём бытовые наушники (можно и от телефона).
  2. Подсоединяем их к разъёму Phone.
  3. Убавляем громкость центра, если она выставлена на большое значение.
  4. Поочерёдно прослушиваем музыку в каждом режиме работы.
  5. Осуществляем на слух проверку тракта до УМЗЧ.

Выполнив эти простые шаги, возможно, существенно сузить зону поиска неисправности, так как если наушники воспроизводят качественный и «ровный» звук это свидетельствует об исправной работе всех узлов звукового тракта: звукового процессора, коммутатора сигналов, предусилителей. Соответственно неисправность связана возникла в той части электронной схемы, которая обеспечивает усиление мощности сигнала.

В том случае если после осуществления, описанных выше шагов, неисправность осталась то это значить, что неисправна микросхема УМЧЗ или же она некорректно работает (из двух каналов звук воспроизводиться только в одном или звук проходит в обоих канала, но в одном из них с искажениями). Соответственно эта микросхема (может быть разных серий, например, TDA 8588J. 4 или STK 403–070) подлежит замене на новую.

Хриплый и искажённый звук со всех источников сигнала

Осуществляем проверку аппарата по методике, описанной выше, и определяем неисправность. В том случае, если по результатам диагностики окажется некорректно работающая УМЧЗ то её следует выпаять и заменить на новую.

Замена микросхемы УМЧЗ, на примере, STK 403–070

Перед тем как приступить к демонтажу микросхемы сделаем следующие:


После того как выпаяли микросхему делаем следующие:

  1. Очищаем площадку от припоя, оставшегося после выпайки микросхемы, для этого можно воспользоваться медной оплёткой.
  2. Берём новую микросхему.
  3. Вставляем контактами вниз на прежнее место.
  4. Намазываем флюсом, берём припой, переводим паяльную станцию в режим «Паяльник».
  5. Припаиваем микросхему.
  6. Проводим тестирование после ремонта (соединяем все шлейфы и включаем во всех режимах работы).

Из динамика слышны шум и треск или он вовсе не работает

Эти неисправности могут быть вызваны обрывом обмотки катушки или касанием обмотки катушки магнитной системы динамиков. Однако перед тем как разбирать колонки следует проверить работоспособность колонок музыкального центра путём подключения других колонок (как описано в методике и выполнить другие шаги).

Обратите внимание, что этот ремонт является весьма сложным и трудоёмким. Его не следует выполнять без должного опыта и навыков, а также наличия инструментов для работы!

Если во время проверки тракта дефектов (проблем с микросхемами) выявлено не было, а неисправности исчезли то необходимо производить ремонт колонок. Для этого:


Перед тем как приступить к перемотке катушки необходимо разобрать динамик. Для этого:


Процесс разборки динамика окончен и теперь можно приступать к перемотке катушки.

  1. Проводим осмотр катушки (может быть окрашена чёрной краской).
  2. Для удобства перемотки в катушку вставляем в неё большой конденсатор желательно по диаметру гильзы (если ёмкость меньше то обматываем её молярным скотчем пока диаметры не совпадут).
  3. Берём небольшие настольные тиски и закрепляем диффузор за конденсатор.
  4. Ищем конец провода обмотки и перекусываем его.
  5. Слегка откручиваем и делаем помечаем сторону в которую идёт провод от вывода.
  6. Разматываем катушку. При этом можно не считать количество витков.
  7. Для второго провода делаем также пометку направления намотки (от вывода).
  8. Берём катушки с медным проводом (диаметр сечения может быть 0,2– 0,4 мм).
  9. Подбираем провод (визуально сравниваем диаметры провода снятого с катушки и выбранного).
  10. Если, сечение выбранного провода больше то соответственно больше провода наматываем.
  11. Берём щётку и слегка очищаем поверхность гильзы (основа катушки) от краски.
  12. Зачищаем выводы и залуживаем их.
  13. Зачищаем, залуживаем и припаиваем провод к выводу нижней катушки.
  14. Берём клей и немного смазываем поверхность гильзы.
  15. Потихоньку и с небольшой натяжкой наматываем его на катушку. Смотрим, чтобы намотка была аккуратной и ровной.
  16. Наносим дополнительный слой клея и даём ему подсохнуть (во избежание провала витков).
  17. Аналогичные действия производим со вторым проводом.
  18. Снова наносим клей на катушку и равномерно размазываем.
  19. Снова зачищаем провод и припаиваем к выводу.

Видео: перемотка звуковой катушки динамика

Перед сборкой динамика проверим не задевает ли катушка магнитную систему. Для этого:

  1. Вставляем диффузор с перемотанной катушкой в корпус.
  2. Проводим тест на «шуршание».
  3. Если шуршания нет то смазываем выводы катушки клеем и подсушиваем.
  4. Затем измеряем сопротивление перемотанной катушки с помощью тестера (мультиметра).

Осуществляем сборку динамиков:

  1. Продуваем пыль с корпуса динамика.
  2. Наносим клей для центрирующей шайбы и подвеса диффузора.
  3. Устанавливаем диффузор по метке.
  4. Впаиваем проводящие провода и тестируем динамик.
  5. Аккуратно берёмся за центрирующую шайбу и плавно передвигаем её вместе с диффузором, добиваясь тем самым чистоты звука (в идеале без незначительных искажений, которые могут присутствовать).
  6. После нахождения нужного положения диффузора наносим дополнительный тонкий слой клея под центрирующую шайбу.
  7. Оставляем на день сохнуть.
  8. Вторично проверяем работу.
  9. Наносим клей на поверхность колонки и приклеиваем динамик.

Помните, что работу на всех этапах устранения этих двух неисправностей необходимо производить очень аккуратно. Особенно сборку динамика с перемотанной катушкой иначе при неаккуратной сборке шум может остаться, но качество звука тем не менее станет выше.

В условиях современного рынка аудиотехники продаются всевозможные музыкальные центры. Каждый из них обладает собственными характеристиками, которые обуславливаются применяемыми компонентами и модулями, использовавшимися при разработке и создании устройства. В некоторых современных центрах есть встроенный Wi-Fi модуль, что позволяет выходить в сеть и скачивать музыку. Кроме того, большинство МЦ могут переукомплектовываться и дополняться колонками, внешними акустическими системами, усилителями, настольными эквалайзерами и прочими устройствами тем или иным образом связанными со звуком.

В период с 1992 по 1998 год в нашей стране большее распространение получили аудиоцентры Aiwa серии NSX (CX-N). За время их эксплуатации выявлено немало типовых дефектов и конструктивных недостатков. Предлагаемая статья подготовлена на основе богатого практического материала по ремонту этих аудиоцентров, описывает типовые неисправности и методы их устранения.

Серия NSX (также встречается аббревиатура “CX-N”, она обозначает одну и ту же модель аппарата, например, NSX-V70 и CX-NV70) Это, так называемые минисистемы, относящиеся к средней ценовой категории аудиоцентров. В состав типичной минисистемы входят: тюнер, проигрыватель CD и магнитофонная дека. Типичные параметры серии NSX, - цифровой тюнер в FM и AM диапазоне, проигрыватель CD на три диска и двух кассетная дека с полностью электронным управлением, автостопом и автореверс (вращающиеся головки). Выходная мощность от 10 до 100 Ватт. Ряд моделей имеют пассивный выход на сабвуфер и подготовлен для создания домашнего кинотеатра, благодаря встроеному декодеру Dolby Surround Prologic и комплекту из пяти колонок. Ранее такие модели имели в названии суффикс “AV”, например, NSX-AV90, но, в последнее время, декодер Dolby появился и в других моделях, например NSX-S505, S555. Достоинства миницентров серии NSX в их хорошем качестве звука, при относительно недорогой цене. Приятное дополнение - наличие в некоторых моделях Dolby Prologic, что позволяет создать на их основе домашний кинотеатр, что немаловажно, учитывая возрастающий интерес к качественному домашнему видео.

Вся серия NSX построена на однотипных блоков, что упрощает диагностику и ремонт аппаратуры данной серии. Основные узлы и блоки в аудиоаппаратуре серии NSX: Главная плата (Main Board) тюнер, блок питания (без трансформатора), усилитель низкой частоты. Блок не имеет номера для разных модификаций.

    Двух кассетный механизм магнитофонной деки, применяемые номера механизмов
  • 2ZM-3MK2-PR - xx (электронное управление)
  • 6ZM-3-PR - xx (электронное управление)
  • TN-591SW - xx (механическое управление)
  • TN-21ZSW - xx (механическое управление)
    Проигрыватель CD, следующие модификации:
  • 4ZG-1
  • 6ZG-1
  • 3ZG -3
  • 5ZG-2

Различия между механизмами в количестве дисков, используемых микросхемах и в некоторых дополнительных возможностях, например, воспроизведение Video CD, подсветка светодиодами, разные типы используемых микросхем.

Приведенные ниже дефекты встречаются в серии NSX достаточно часто и надеюсь они помогут Вам справится с ремонтом в более короткие сроки.

Перед началом ремонта разрядите фильтрующие конденсаторы С101 и С102 в блоке питания. Для разряда воспользуйтесь резистором сопротивлением 150…200 Ом и мощностью 3…5 Вт, закоротив им выводы конденсаторов на 3…5 с. Пренебрежение этим правилом может повлечь при ремонте выход из строя других компонентов аудиоцентра.

Проблемы с управлением аудиоцентра

Предостережение: при ремонте аппарата вам может встретится проявление дефекта внешне очень похожее на вышедший из строя микропроцессор. Например, есть питание на процессоре, но нет генерации тактовой частоты или дисплей светится, но нет реакции на кнопки управления. Прежде чем дефектовать микропроцессор проверьте есть ли все необходимые условия для его нормальной работы как описано ниже.

Микропроцессор управления мини- и миди-системами нормально работает в том случае, если сигнал HOLD находится в состоянии лог. 1. Если же сигнал HOLD в состоянии лог. 0, то внутренняя схема запрещает работу микропроцессора. Поэтому перед принятием решения о замене микропроцессора проверьте состояние сигнала HOLD на нем. Как правило, если сигнал HOLD находится в состоянии лог. 0, то это свидетельствует о неисправности или блока питания, или УНЧ. В большинстве моделей аудиоаппаратуры фирмы Aiwa используются микропроцессоры Sanyo серии LC****. У этих микросхем сигнал HOLD на 19 выводе. Встречаются случаи отсутствия “сброса” микропроцессора. Внешне это выглядит следующим образом: на дисплее отсутствуют свечение символов, или светятся все символы, аппарат не реагирует на кнопки управления. Не помогает и полное обесточивание аппарата. Перед тем, как решиться на замену микропроцессора, попробуйте выполнить операцию принудительного сброса, нажав Stop и Power. Если это не помогло, то полностью обесточьте аппарат и разрядите конденсатор C113. Включите аппарат. Если он начал нормально функционировать, то микропроцессор исправен. Проверьте исправность схемы формирование сигнала RESET и питания процессора.

Модели: NSX-F9,F98, F99

Проявление дефекта: аппарат выключается, когда проигрыватель компакт-дисков играет на полную мощность.
Устранение дефекта: закоротить эмиттер и коллектор Q117, увеличить номиналы резисторов R131, R132 до 1,5 кОм, добавить конденсаторы емкостью 0,027 мкФ параллельно конденсаторам C145, C146.

Модели: NSX-F9, F12,F15, S94, S95

Проявление дефекта: аппарат не включается. Причиной может являться выход из строя блока питания вследствие пробоя выходных транзисторов в УНЧ. Устранение неисправности: замените неисправные детали и, во избежание повторения дефекта в будущем, проведите следующие изменения в схеме:

  • Удалите R237 (470 кОм) и R239 (1 кОм);
  • Отрежьте катод диода D227 от схемы;
  • Добавьте стабилитрон с напряжением стабилизации 10 В (например, MTZJ10C) параллельно конденсатору C215. Анод стабилитрона должен соединяться с R290;
  • Добавьте диод 1N4148N между затвором Q219 (вывод транзистора, подсоединенный ранее к резистору R237) и катодом D219. Анод добавляемого диода должен соединяться с катодом диода D219.

Модели: все мини- и миди-системы.

Проявление дефекта: неправильное воспроизведение запрограммированной последовательности проигрывания треков. Для уточнения диагноза запрограммируйте воспроизведение 10 и 12 треков. Если после 10 трека аппарат начнет проигрывать 11 трек, а не 12, то необходимо заменить системный микропроцессор (микросхема расположена на передней плате аппарата, номер м/с, как правило, IC101, иногда IC201).

Проблемы с проигрывателем компакт-дисков

Частая неисправность - сбой при воспроизведении компакт-дисков. Причина кроется в загрязнении оптической системы. Самый простой случай - запыление верхней линзы. Здесь достаточно протереть поверхность линзы ватной гигиенической палочкой. Ни в коем случае не используйте растворители и не нажимайте сильно на оптику. Сама фирма Aiwa поставляет специальный состав для очистки линз, но вполне можно обойтись и без него.

Хуже, если произошло загрязнение призмы внутри оптического блока. Здесь возможны два варианта выхода из возникшей ситуации. Можно взять тоненькую (0,5 мм) гибкую пластиковую палочку и намотать на нее кусочек ваты. Подсунуть палочку под линзу лазера, дать изогнуться и поступательно-возвратными движениями очистить поверхность призмы. Этот метод рекомендует фирма Aiwa. Но у него есть ряд недостатков: необходимо иметь эти самые тонкие палочки (поставляются фирмой Aiwa), да и качество очистки невысокое. Второй метод - разобрать оптический блок. Надо аккуратно отвинтить винты, которыми крепится основание с линзой к лазеру. Перед тем, как отвинтить основание, надо пометить, как оно стоит, нанеся тонкие риски. Как правило, основание прикреплено, помимо винтов, еще и клеем - в этом случае надо аккуратно поддеть его скальпелем. Сняв линзу, вы увидите “колодец”, на дне которого стоит призма. Оценить загрязненность призмы можно, посмотрев сквозь нее на источник света. Очистите ее и установите линзу обратно, точно соблюдая соответствие нанесенных рисок.

Как показывает практика, причиной до 70…80 % жалоб на работу проигрывателей компакт-дисков является именно загрязненная оптика. Особенно плохо влияет на нее курение вблизи аудиоцентра. Кроме того, изучив проблему загрязнения оптики лазеров, фирма Aiwa выяснила, что дефекты при сбое чтения CD возникают по двум причинам:

  • Если аппарат долго стоит в режиме Stand-by, то теплый воздух, поднимающийся от трансформатора блока питания, заметно нагревает оптический блок, что ведет к изменению характеристик считывающего фотодиода.
  • Вместе с потоками теплого воздуха поднимается и пыль, которая оседает на оптике.

Фирма рекомендует закрывать нижнюю поверхность CD-механизма с помощью специальной пластиковой крышечки, для чего высылает их в свои сервисные центры. Если оригинальные крышки недоступны, можно воспользоваться, например, листом толстой полиэтиленовой пленки для парников. Разбирать CD-механизм не следует, достаточно просто снять крышку самого аппарата и закрепить лист под платой управления CD термоклеем.

Обратите внимание при ремонте блока CD на наличие смазки на металлической направляющей. Если смазки нет или она загрязнена (пылью, песком), то лазер может застревать при передвижении. Аналогичный дефект наблюдается и при попадании грязи на шестеренки привода лазера.

Модели:NSX-S22, S50, S70.

Проявление дефекта: не воспроизводятся некоторые CD диски, как правило - пиратские.
Устранение дефекта: удалите конденсатор C30, подключенный к выводам 41 и 42 микросхемы IC11 (LA9241M). Измените емкость конденсатора C101, подключенного к выводу 3 микросхемы IC101 (LC78622ED), с 0,1 мкФ на 0,033 мкФ.

Проблемы со звуком

Модели: все комплексы со встроенным декодером Dolby Pro-Logic.

Проявление дефекта: отсутствие звука в канале Surround.
Устранение дефекта: необходимо правильно подключить обе колонки. Дело в том, что канал Surround монофонический, и колонки включены последовательно.

Модели: NSX-AV65, 75, 85.

Проявление дефекта: при работе Dolby Prologic, при небольшой громкости, может наблюдаться произвольное изменение показаний баланса звука на дисплее.
Устранение дефекта: замените микропроцессор IC101 . Возможно, после замены процессора будет наблюдаться слабое свечение на индикаторе вне зоны показаний. В этом случае добавьте 25 резисторов номиналом 100 кОм, мощностью 0,25 Вт между выводами 14…36, 41, 42 и “землей”.

Модели: NSX-S888, S999,S989, S898, A888, A999.

Жалобы клиентов: в звуке слишком много басов, динамики “захлебываются” низкими частотами. Для устранения этого неприятного явления предлагается следующая доработка: Измените номинал конденсатора C614 с 0,1 мкФ на 0,33 мкФ; Соедините аноды конденсаторов С451 и С452 резисторами сопротивлением 1 кОм с выводом 16 микросхемы IC601; Измените номинал резисторов R635 и R636 со 180 кОм на 100 кОм. Измените номинал конденсаторов C451 и С452 с 1,0 мкФ на 0,47 мкФ Измените номинал конденсаторов С471 и С472 с 0,33 мкФ на 0,22 мкФ. Эта доработка смещает пик усиления на низких частотах с 75 Гц на 100 Гц и изменяет пик усиления низкой частоты системой T-Bass с 60 Гц на 75 Гц.

Модели: NSX-AV65, AV66, AV75

Проявление дефекта: сильный шум в центральном канале при работе Dolby Pro-Logic. При регулировке громкости уровень шума изменяется. Устранение неисправности: Закоротите выводы 24 и 25 микросхемы IC501; Перережьте дорожку между выводом 24 IC501 и выводом анодом конденсатора C702; Удалите конденсатор С701; Удалите перемычку между выводом 27микросхемы IC501 и резистором R551; Соедините вывод 27 IC501 и анод конденсатора C702 проводом. Соедините проводом вывод резистора R551, который ранее соединялся с выводом 27 IC501, с дорожкой, на которую был припаян катод конденсатора C701.

Модели: все, где в CD-механизме используется сигнальный процессор CXD2540Q.

Проявление дефекта: иногда при воспроизведении дисков слышны щелчки в обоих каналах.
Устранение дефекта: изменить номинал резистора R155 (20 вывод CXD2540Q) с 3,3 кОм на 1,5 кОм.

Проблемы с лентопротяжным механизмом

Лентопротяжный механизм (ЛПМ) у этих моделей достаточно надежный. Как правило, встречаются два дефекта. Первый - ЛПМ заклинивает. Владелец обращается с жалобой на неоткрывающийся “карман” или периодическое заклинивание кассеты при выполнении операции “реверс”.

Дефект кроется в износе пассиков. Обратите внимание, что владелец может попытаться сам силой открыть крышку деки и сломать механизм замка. Как правило, ломается штырек на крышке кассетного отсека. Поскольку вне сервисного центра достать крышку затруднительно, то можно аккуратно просверлить отверстие на месте сломанного штырька и установить винт М3 со спиленной головкой или вставить “с натугой” металлический штырек, а на него надеть подходящий по диаметру кембрик. Второй по распространенности дефект - тихие щелчки при прослушивании фонограммы при небольшой громкости. Этот же дефект встречается и в любой другой аудиоаппаратуре, где ЛПМ выполнен с применением пассиков и пластиковых маховиков тонвалов. Причина - в разрядах статического электричества, которое накапливается в результате трения износившегося пассика и пластмассовой поверхности маховика тонвала. Для устранения надо протереть чистой х/б тканью маховик тонвала и заменить пассики.

Проблемы с тюнером

Модели: все аудиоцентры, где настройка тюнера осуществляется с помощью синтезатора PLL на микросхеме LC72131. Проявление дефекта: нет приема в диапазоне FM, не работают часы (время “стоит”). Возможны три причины такого поведения аудиокомплекса: Неисправна микросхема IC720 (LC72131); Неисправен кварц Х721 (7,2 МГц), стабилизирующий частоту генератора в микросхеме LC72131; Нет питания (5,6 вольта) на выв. 17 микросхемы LC72131.

Этот дефект встречается и в других моделях аудиоаппаратуры Aiwa, где используется аналогичная микросхема синтезатора PLL. Поэтому при схожих симптомах сам дефект можно искать аналогичным путем. При установке кварца с некоторым отклонением от заданной частоты часы могут спешить или отставать. Возможно, кварц придется подбирать, так как подстроечных емкостей не предусмотрено.

Музыкальный центр предназначен считывать носители, прослушивать трансляцию радиодиапазона. Модуль приемника легко обнаружить после разборки по наличию тонкого металлического (фольга) экрана. Внутри стальной коробки: усилитель высокой частоты, гетеродин, смеситель, прочие каскады. Ремонту электронные микросхемы не подлежат, отдельные запасные части стоят дороже, нежели приспособление в целом. В музыкальных центрах используется супергетеродинная схема с одним преобразованием частоты. Заключительным каскадом ставят стереоусилитель низкой частоты, через который в музыкальном центре на колонки проходит звук. Развязка через транзисторные ключи, управляемые положением регулятора на передней панели бытового прибора. Ремонт музыкального центра своими руками не всегда возможен, интересно посмотреть, что внутри.

Устройство типичного музыкального центра времен миллениума

Попробуем посмотреть, как самостоятельно починить музыкальный центр Samsung. Попалось в руки дельное техническое описание, будем читать. Ремонт музыкальных центров Sony оставим на следующий раз. Радиоприемники в музыкальных центрах широковолновые, причем создатели не слишком заморачивались со схемой, делали два тракта:

  1. Для амплитудной модуляции на средних и низких частотах.
  2. Для частотной модуляции на УКВ.

Избегаем расписывать тонкости деления диапазонов, просто запомните: маленькие антенны FM ведут прием частотно модулированного сигнала. Тракты могут быть выполнены на одной микросхеме (наподобие КА2295Q) и отдельно. До детектора оба тракта несовместимы в силу специфики обработки сигнала. Усилить слабый, смешать с частотой гетеродина можно, не помешай тонкость: каждый каскад Земли пока имеет ограниченную полосу частот. Повторимся, до детектора включительно тракты идут раздельно. Преимущество интегрированного решения описано высокой специализации, автоматическая подстройка частоты избавляет от беспокойства по поводу неуверенного приема сигнала музыкальным центром.

Многие не представляют прибор, отказывающийся проигрывать кассеты. Дек чаще две, работают на воспроизведение попеременно, контролируется механически. На уровне схемы происходит переключение усилителя на нужную головку. Лентопротяжный механизм одним мотором, тянет ленту, бобины чуть подпружинены. Тракты записи-воспроизведения раздельные, можно писать:

  • кассета-кассета;
  • приемник-кассета;
  • считыватель лазерных дисков-кассета.

Сегодня добавляется микросхема дешифровки форматов MP3 и других. Поток входит на усилитель низкой частоты. Заметить микросхему не сложно, корпус посажен под добротный радиатор солидных размеров. Здесь теряется львиная доля энергии, потребляемой музыкальным центром, прочие каскады работают с сигналом малой амплитуды.

Воспроизведение одновременно с магнитофона и лазерного диска не предусматривается. Имело бы смысл при микшировании домашних авторских записей. Микрофон работает во всех режимах. Позволяет писать на пленку караоке, подпевать артистам по радио.

Предварительные усилители записи-считывания собираются одной микросхемой, например, К22291. Ток стирания пленки вырабатывается транзисторным генератором. Понятно, частота отличается от звуковой сильно. Нельзя забывать о программно или микросхемно реализованном эквалайзере. Проще пареной репы, каскад, который делающий акцент на выбранный участок спектра проигрываемой записи. Рок принято слушать, поливая соседей басами, фильтр нижних частот вносит лепту.

Работой привода лазерных дисков заправляет контроллер, отвечающий за фокусировку, отслеживание дорожек. Samsung применяется микросхема КА9220, управляющая двигателями через приводное устройство КА9258 и усилители. Моторов привода два, один вращает диск, второй позиционирует головку. Контроллер КА9220 заправляет работой, предварительно расшифровывает сигнал головки. Дальнейшая обработка звука ведется процессором сигналов KS9282, волны корректируются, интерполируются. Для устранения высокочастотных помех проводится фильтрация микросхемой КА9270.

В музыкальном центре обязательно стоит системный контроллер. Микросхема, ведающая режимами работы оборудования. В некоторых музыкальных центрах Samsung для этих целей используется MICOM LC866216. Для интерактивности контроллер дополнен панелью индикации и клавишами. Посредством интерфейса пользователь управляет музыкальным центром. На фронтальной панели расположен приемник инфракрасного излучения пульта управления. Стоит отметить: центральный контроллер анализирует положение ручки громкости, формирует сигналы подстройки усилителя низких частот (микросхема на большом радиаторе). Шина управления цифровая, поэтому не стоит искать регулятор звука на транзисторе.

Источник питания импульсный. Содержит фильтры входного сигнала, генератор высокочастотных импульсов, управляющий ключом на транзисторе, выходные фильтры, иногда выпрямители на диодах Шоттки. Напряжения стабилизируются. Трансформатор, предохранители выносятся на отдельную плату. Прибор отказывается включаться — ремонт музыкального центра своими руками логично начинать отсюда. Напряжений питания несколько, обязательно прозвоните вторичные обмотки.

Принципиальная схема музыкального центра

Рассмотрим приемник. В случае музыкальных центров Samsung в УКВ диапазоне сигнал телескопической антенны приходит на преселектор (набор резонансных контуров фильтрации канала плюс усилитель высокой частоты). Далее следует типичная схема: смеситель с гетеродином, детектор. Перестройка контуров проводится варикапами при помощи напряжения микросхемы автоподстройки частоты музыкального центра LM7000. Для сглаживания сигнал фильтруется перед подачей на варикапы. Частота гетеродина приемника контролируется микросхемой LM7000. Селекция сигнала производится преимущественно в усилителе промежуточной частоты. До него частота скачет, здесь принимает фиксированное значение (10,7 МГц). Следовательно, пьезокерамические фильтры настраиваются попроще.

Микросхема КА2295Q, указывалось выше, представлена комбинацией амплитудного и частотного детектора и выделяет полезный сигнал из несущей. Сюда входит тракт средних, длинных волн. Включая гетеродины, смесители, усилители. Первый каскад снабжен автоматической регулировкой усиления. Для корректной работы частотного детектора музыкального центра необходим фазосдвигающий колебательный контур. Автоматическая регулировка усиления работает по сигналу смесителя. Необходимо, чтобы усилитель промежуточной частоты, преобразователь частоты не вышли в режим отсечки.

С детектора частотной модуляции через фильтр сигнал подается стереодекодеру пилот-тон. Информация о наличии стереосигнала выдается на центральный контроллер. Можно выбрать режим регулятором принудительно. Центральный контроллер музыкального центра получает информацию о состоянии сигнала, управляет формированием звука. Балансировка каналов происходит посредством переменного резистора. Фильтрованный сигнал поступает на микросхему TDA 7318, где начинается каскад главного усилителя низкой частоты музыкального центра.

В диапазонах СВ и ДВ используются рамочные антенны с трансформаторной связью. Устройство музыкального центра включает транзисторы коммутации каналов по диапазонам. Гетеродины коммутируются по мере необходимости электронными ключами. Подстройка ведется варикапами, подстройка производится по сигналам АПЧ. Усилитель высокой частоты является широкополосным, не коммутируется в музыкальном центре. Промежуточная частота в СВ и ДВ диапазонах составляет 450 кГц (типичное значение). Детектированный сигнал, не проходя схему пилот-тон, сразу подается фильтрам, на выходной усилитель приемника. Что касается СВ и ДВ, схема обменивается с центральным контроллером музыкального центра о факте захвата частоты, что помогает «мозгу» быть в курсе событий.

Осталось добавить, имеется два канала, просто на частотах FM звучание разное, на ДВ и СВ одинаковое. Что и называется, собственно, стерео и моно. При чтении кассет, дисков аналогичная ситуация, можно искусственно привести раздельное воспроизведение к слитному. Различия меж каналами музыкального центра нивелируются.

Важно понимать, основные виды неисправностей можно представить внимательным изучением схемы. Не вместил обзор полное и законченное описание музыкального центра, еще вернемся к этому. Мастер должен заранее знать, что сломается. Самостоятельный ремонт музыкальных центров покажется детской забавой.

Всегда ищите оригинальные заводские схемы, описания, предваряя копание электронного нутра бытовой техники. Чертежи микросхем открыты правообладателями свободному доступу. Назначение чипов расписано сайтами заводов-изготовителей.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам