О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива Республиканская клиническая больница МЗ РТ

В целях практического исполнения Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 - 1997 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 383, Уголовного кодекса Российской Федерации, в части, касающейся мер медицинского характера, и комплексного подхода к решению этих задач приказываем:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации взаимодействия органов здравоохранения и внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами.

2. Руководителям органов управления здравоохранением и руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России:

2.1. Изучить в первом квартале 1997 года утвержденную Инструкцию с медицинскими работниками и сотрудниками соответствующих подразделений органов внутренних дел и принять меры к ее исполнению.

2.2. Обеспечить взаимодействие соответствующих подразделений органов здравоохранения и органов внутренних дел в работе с лицами, страдающими психическими расстройствами, а также неразглашение сведений о состоянии психического здоровья граждан, тактичное и гуманное отношение к ним при исполнении служебных обязанностей.

2.3. Проводить служебные проверки по фактам совершения лицами, страдающими психическими расстройствами, общественно опасных действий, в процессе которых вскрывать причины, способствовавшие их совершению, давать оценку эффективности ранее проведенных в отношении этих лиц лечебных, социально-реабилитационных и профилактических мероприятий, принимать меры к виновным и устранению выявленных недостатков.

3. Руководителям органов управления здравоохранением:

3.1. Установить контроль за деятельностью психиатрических, психоневрологических и наркологических учреждений по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, выявлению этих лиц, активному наблюдению за ними, проведению амбулаторной терапии и своевременной госпитализации.

3.2. Обеспечить преемственность в деятельности внебольничных и стационарных учреждений по наблюдению, лечению и социально - трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами, оказанию им правовой помощи, особенно при наличии общественно опасных тенденций.

3.3. Запретить выписку из стационаров, в нарушение действующего законодательства, лиц с психическими расстройствами, представляющих общественную опасность. Установить контроль за своевременным оформлением инвалидности лицам, утратившим трудоспособность, направлением больных, не имеющих определенного места жительства, в общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи, оформлением материалов при наличии показаний для опеки и направления в психоневрологические интернаты, обеспечением совместно с органами внутренних дел больных необходимыми документами.

3.4. Обязать руководителей учреждений здравоохранения своевременно информировать горрайорганы внутренних дел о самовольно ушедших из психиатрических стационаров больных, находящихся на принудительном лечении и госпитализированных в недобровольном порядке. Запретить выписку указанных лиц, самовольно ушедших из стационара.

4. Руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России:

4.1. Планировать и проводить занятия с личным составом соответствующих подразделений органов внутренних дел по вопросам осуществления недобровольной госпитализации лиц с психическими расстройствами, предупреждения с их стороны антиобщественного поведения.

4.2. Реагировать на факты агрессивного поведения и своевременно информировать соответствующие учреждения здравоохранения о возможном совершении общественно опасных действий лицом, страдающим психическим расстройством.

При оказании содействия медицинским работникам в недобровольной госпитализации руководствоваться Законом РСФСР "О милиции", ведомственными нормативными актами, гарантирующими строгое соблюдение прав граждан и их безопасность.

4.3. По каждому факту совершения лицами с психическими расстройствами преступлений, проводить предварительное следствие. Устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению таких действий, и в установленном порядке вносить в соответствующие органы и учреждения представления об устранении имеющихся недостатков.

4.4. Паспортно-визовым подразделениям органов внутренних дел осуществлять:

4.4.1. По просьбе психиатрических и психоневрологических учреждений документирование (паспортизацию) лиц с психическими расстройствами, а также восстановление регистрации их по месту жительства.

4.4.2. По месту нахождения следственных изоляторов документирование находящихся в них лиц с психическими расстройствами, освобождаемых судом от уголовной ответственности и подлежащих переводу в психиатрические стационары для применения к ним принудительных мер медицинского характера.

5. Установить, что Минздрава СССР и МВД СССР от 5 мая 1988 г. N 357/93 в органах здравоохранения и в органах внутренних дел Российской Федерации не применяется.

6. Ответственность за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Стародубова В.И. и заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Латышева П.М.

Министр здравоохранения

Российской Федерации

Т.Б.ДМИТРИЕВА

Министра внутренних дел

Российской Федерации

В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом МЗ и СР РФ от 17 мая 2012 г. № 565н по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации утвержден Порядок информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

Порядок определяет правила информирования медицинскими организациями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о фактах поступления (обращения) пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

Медицинские организации должны передавать сведения в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - территориальные органы МВД России) по месту нахождения медицинской организации о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них следующих признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий:

1) огнестрельные ранения, в том числе полученные при неосторожном обращении с оружием и боеприпасами;

2) ранения и травмы, полученные при взрывах и иных происшествиях, разрешение заявлений и сообщений о которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;

3) колотые, резаные, колото-резаные, рваные раны;

4) переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей;

5) гематомы внутренних органов;

6) ушибы, сотрясения головного мозга;

7) повреждения, связанные с воздействием высоких или низких температур, высокого или низкого барометрического давления;

8) механическая асфиксия;

9) поражения электрическим током;

10) состояния, вызванные воздействием токсичных, ядовитых и психотропных веществ;

11) признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;

12) признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера;

13) истощение;

14) иные признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых есть основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий.

При выявлении у пациента признаков, указанных в Порядке, и наличии достаточных оснований полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, медицинский работник медицинской организации передает информацию об этом в территориальный орган МВД России телефонограммой с последующим направлением в течение одного рабочего дня письменного извещения о поступлении (обращении) пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий (далее - Извещение), подписанного руководителем медицинской организации или одним из его заместителей и заверенного круглой печатью медицинской организации.

Извещение должно содержать следующие сведения о пациенте:

1) фамилия, имя, отчество, возраст (при наличии таких сведений);

2) адрес регистрации по месту жительства либо по месту пребывания (при наличии таких сведений);

3) дата, время поступления (обращения) пациента;

4) характер имеющегося состояния, возможные его причины, степень тяжести состояния пациента.

В медицинской организации осуществляется ведение журнала регистрации сведений о фактах поступления (обращения) пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, в который вносятся следующие сведения:

1) дата, время, способ передачи информации о пациенте, поступившем (обратившемся) в медицинскую организацию, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, в территориальный орган МВД России;

2) фамилия, имя, отчество, возраст поступившего (обратившегося) пациента (при наличии таких сведений);

3) адрес регистрации по месту жительства либо по месту пребывания (при наличии таких сведений);

4) дата, время поступления (обращения) пациента;

5) характер имеющегося состояния, возможные его причины, степень тяжести состояния пациента;

6) фамилия, имя, отчество медицинского работника, передавшего телефонограмму;

8) фамилия, имя, отчество, должность сотрудника территориального органа МВД России, принявшего информацию;

9) дата и время направления Извещения.

В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и «Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации», утвержденной приказом МВД России от 30 июня1994 г. № 332, а также в целях обеспечения взаимодействия между учреждениями здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и территориальными органами МЧС России по вопросам обмена информацией, а также регистрации пострадавших при пожаре издано информационное письмо МЗ и СР РФ №4481 ВС и Управления государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 43-1659-19 от 5 июня2007 г. в котором органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать передачу сообщений учреждениями здравоохранения в территориальные органы МЧС России обо всех случаях первичного обращения за медицинской помощью с ожогами или иными телесными повреждениями (травмами), полученными при пожаре или при его ликвидации.

Учреждениям здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь, рекомендовано выдавать выписки о пострадавших при пожаре из первичной медицинской документации, подтверждающей регистрацию телесных повреждений или факта смерти гражданина, пострадавшего при пожаре или при его тушении, по запросам территориальных органов МЧС России, проводящих проверку сообщений о происшествиях, связанных с пожарами. Бюро судебно-медицинской экспертизы, по требованию территориальных органов МЧС России, - предоставлять результаты проведенной экспертизы лиц, пострадавших при пожаре или при его тушении.

Оперативный журнал учета первичных обращений граждан, пострадавших при пожаре (далее - Журнал) должен заполняется всеми учреждениями здравоохранения, оказывающими медицинскую помощь при обращении пострадавших. Журнал должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью учреждения. Журнал хранится в кабинете (отделении) медицинской статистики, оргметодкабинете либо в другом структурном подразделении, на которое возложены функции учета пострадавших при пожаре.

При заполнении Журнала указываются:

1) в графе 1 - порядковый номер записи об обращении в учреждение здравоохранения гражданина, пострадавшего при пожаре в ЛПУ;

2) в графе 2 - число, месяц, год, часы, минуты обращения;

3) в графе 3 - вписывается полностью фамилия, имя, отчество пострадавшего;

4) в графе 4 - дата рождения, проставляется число, месяц, год;

5) в графе 5 - адрес (место происшествия) и время (число, месяц, год, часы, минуты) происшествия;

6) графа 6 заполнятся по мере поступления сведений о пострадавшем от лечащего врача (медработника);

8) в графе 8 - фамилия, имя, отчество врача (медработника), вписывается полностью.

Сведения направляются по телефону или иным видам связи по мере обращения пострадавших в порядке, установленном в субъекте РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня1995 г. № 647 «Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий» определен порядок учета погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях в медицинских организациях.

Медицинские организации учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях.

Форма учета медицинскими организациями сведений о раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Медицинские организации обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения:

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях;

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, направленных в другие медицинские организации (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859).

Медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, обязаны сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения сведения о раненых, скончавшихся в течение 30 суток после дорожно-транспортного происшествия.

Медицинские организации предоставляют органам внутренних дел возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.

Медицинские организации обязаны представлять органам внутренних дел по их запросам справки о раненых, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в письме от 30 декабря 2008 г. № 10327-ВС сообщает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 859 «О внесении изменений в правила учета дорожно-транспортных происшествий» органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации обеспечивают учет дорожно-транспортных происшествий и сведений о раненых, скончавшихся в течение 7 и в течение 30 суток от их последствий, в связи с чем медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, сообщают в органы внутренних дел по месту своего нахождения сведения о раненых, скончавшихся в течение 7 и в течение 30 суток от последствий дорожно-транспортных происшествий.

В связи с обращением в МЗ РФ Главного управления уголовного розыска службы криминальной милиции МВД России с указанием на неудовлетворительное состояние работы по установлению личности граждан, которые по состоянию здоровья не могут сообщить сведений о себе, МЗ РФ направило в медицинские учреждения письмо 17 апреля2003 г. № 2510/4098-03-25 «Об установлении личности граждан», в котором рекомендует:

совместно с территориальными органами внутренних дел провести проверку лечебно-профилактических учреждений на предмет выявления неизвестных граждан, которые по состоянию здоровья не могут сообщить сведения о себе;

проанализировать работу лечебно-профилактических учреждений по установлению личности граждан, обеспечить ее обязательность и систематичность;

установить порядок, в соответствии с которым лечебно-профилактическое учреждение в течение суток сообщает в территориальный орган внутренних дел о поступлении пациента без документов, удостоверяющих личность (если пациент неизвестен медицинскому учреждению), или с документами, вызывающими сомнение в их принадлежности пациенту, а также о поступлении пациента, который по состоянию здоровья не может сообщить о себе сведения (данный порядок применительно к психиатрическим учреждениям предусмотрен Инструкцией, утвержденной совместным приказом Минздрава России и МВД России от 30.04.1997 г. № 133/269).

Приказом МЗ РФ № 133 и МВД № 269 от 30 апреля 1997 года «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» в целях практического исполнения Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Уголовного кодекса Российской Федерации, в части, касающейся мер медицинского характера, и комплексного подхода к решению этих задач, утверждена Инструкция об организации взаимодействия органов здравоохранения и внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами.

Руководителям органов управления здравоохранением и руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России необходимо обеспечить взаимодействие соответствующих подразделений органов здравоохранения и органов внутренних дел в работе с лицами, страдающими психическими расстройствами, а также неразглашение сведений о состоянии психического здоровья граждан, тактичное и гуманное отношение к ним при исполнении служебных обязанностей.

Проводить служебные проверки по фактам совершения лицами, страдающими психическими расстройствами, общественно опасных действий, в процессе которых вскрывать причины, способствовавшие их совершению, давать оценку эффективности ранее проведенных в отношении этих лиц лечебных, социально-реабилитационных и профилактических мероприятий, принимать меры к виновным и устранению выявленных недостатков.

Обязать руководителей учреждений здравоохранения своевременно информировать органы внутренних дел о самовольно ушедших из психиатрических стационаров больных, находящихся на принудительном лечении и госпитализированных в недобровольном порядке. Запретить выписку указанных лиц, самовольно ушедших из стационара.

При госпитализации лиц с психическими расстройствами в психиатрический стационар, переводе из одного стационара в другой или передаче под диспансерное наблюдение ПНД направляющее учреждение в обязательном порядке извещает принимающее учреждение о склонности этих лиц к общественно опасным действиям, либо нахождении на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра. В дополнение к сведениям, включаемым в медицинскую документацию, сообщаются также следующие данные о больном: ведущий синдром, тип течения заболевания; психопатологический механизм, характер и кратность общественно опасных деяний; личностные и ситуационные факторы, способствующие или препятствующие их осуществлению; проведенные на данном этапе лечебно-реабилитационные мероприятия и их эффективность; рекомендуемые меры по предотвращению общественно опасных деяний.

Психиатрическая больница в течение суток сообщает в территориальный орган внутренних дел о поступлении психически больного без документов, удостоверяющих личность (если он неизвестен медицинскому учреждению), или с документами, вызывающими сомнение в их принадлежности больному, а также о поступлении больного, который по психическому состоянию не может сообщить о себе сведения.

Принимает меры к розыску и возвращению совершившего побег психически больного из психиатрического стационара, склонного к общественно опасным действиям (в том числе находящегося на принудительном лечении), а также информирует об этом:

— орган внутренних дел, на территории обслуживания которого находится психиатрический стационар, а также орган внутренних дел, на территории которого проживает лицо, совершившее побег (с указанием полных анкетных данных, примет, в том числе особых, одежды, адресов места жительства бежавшего и его родственников, законных представителей);

— лечебно-профилактические учреждения, оказывающие внебольничную (в том числе экстренную) психиатрическую помощь населению территории, на которой расположен стационар, а также территории, на которой проживает лицо, совершившее побег, на предмет психиатрического освидетельствования и госпитализации.

При обнаружении (задержании) бежавшего больного администрация психиатрической больницы, психоневрологический диспансер и орган внутренних дел обеспечивают взаимную информацию о прекращении розыскных мероприятий.

Письменно или телефонограммой информирует психоневрологический диспансер, орган внутренних дел по месту жительства больного, а также его родственников, либо законных представителей о его предстоящей выписке после принудительного лечения или недобровольной госпитализации.

Получив сообщение о поступлении в психиатрическую больницу (отделение) больного без документов, удостоверяющих личность, или с документами, вызывающими сомнение в их принадлежности больному, а также психически больного, который по состоянию здоровья не может сообщить о себе сведения, орган внутренних дел принимает меры по установлению его личности.

При получении из психоневрологического диспансера сведений, об изменении лицом с психическим расстройством, находящимся на активном диспансерном наблюдении, амбулаторном принудительном наблюдении и лечении, места жительства, длительном отсутствии его по месту регистрации, орган внутренних дел незамедлительно принимает меры к установлению места нахождения лица и предупреждению возможных с его стороны общественно опасных действий. Об установлении данного лица орган внутренних дел информирует психоневрологический диспансер.

Д.К. Хусаинова

Республиканская клиническая больница МЗ РТ

Хусаинова Дина Камильевна — кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе

Подробности Опубликовано: 30.11.-0001 02:30 Просмотров: 1635

В целях практического исполнения Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральной целевой программы «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 383, Уголовного кодекса Российской Федерации, в части, касающейся мер медицинского характера, и комплексного подхода к решению этих задач приказываем:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами.

2. Руководителям органов управления здравоохранением и руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России:

2.1. Изучить в первом квартале 1997 года утвержденную Инструкцию с медицинскими работниками и сотрудниками соответствующих подразделений органов внутренних дел и принять меры к ее исполнению.

2.2. Обеспечить взаимодействие соответствующих подразделений органов здравоохранения и органов внутренних дел в работе с лицами, страдающими психическими расстройствами, а также неразглашение сведений о состоянии психического здоровья граждан, тактичное и гуманное отношение к ним при исполнении служебных обязанностей.

2.3. Проводить служебные проверки по фактам совершения лицами, страдающими психическими расстройствами, общественно опасных действий, в процессе которых вскрывать причины, способствовавшие их совершению, давать оценку эффективности ранее проведенных в отношении этих лиц лечебных, социально-реабилитационных и профилактических мероприятий, принимать меры к виновным и устранению выявленных недостатков.

3. Руководителям органов управления здравоохранением:

3.1. Установить контроль за деятельностью психиатрических, психоневрологических и наркологических учреждений по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, выявлению этих лиц, активному наблюдению за ними, проведению амбулаторной терапии и своевременной госпитализации.

3.2. Обеспечить преемственность в деятельности внебольничных и стационарных учреждений по наблюдению, лечению и социально-трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами, оказанию им правовой помощи, особенно при наличии общественно опасных тенденций.

3.3. Запретить выписку из стационаров, в нарушение действующего законодательства, лиц с психическими расстройствами, представляющих общественную опасность. Установить контроль за своевременным оформлением инвалидности лицам, утратившим трудоспособность, направлением больных, не имеющих определенного места жительства, в общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи, оформлением материалов при наличии показаний для опеки и направления в психоневрологические интернаты, обеспечением совместно с органами внутренних дел больных необходимыми документами.

3.4. Обязать руководителей учреждений здравоохранения своевременно информировать горрайорганы внутренних дел о самовольно ушедших из психиатрических стационаров больных, находящихся на принудительном лечении и госпитализированных в недобровольном порядке. Запретить выписку указанных лиц, самовольно ушедших из стационара.

4. Руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России:

4.1. Планировать и проводить занятия с личным составом соответствующих подразделений органов внутренних дел по вопросам осуществления недобровольной госпитализации лиц с психическими расстройствами, предупреждения с их стороны антиобщественного поведения.

4.2. Реагировать на факты агрессивного поведения и своевременно информировать соответствующие учреждения здравоохранения, о возможном совершении общественно опасных действий лицом, страдающим психическим расстройством.

При оказании содействия медицинским работникам в недобровольной госпитализации руководствоваться Законом РСФСР «О милиции», ведомственными нормативными актами, гарантирующими строгое соблюдение прав граждан и их безопасность.

4.3. По каждому факту совершения лицами с психическими расстройствами преступлений, проводить предварительное следствие. Устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению таких действий, и в установленном порядке вносить в соответствующие органы и учреждения представления об устранении имеющихся недостатков.

4.4. Паспортно-визовым подразделениям органов внутренних дел осуществлять:

4.4.1. По просьбе психиатрических и психоневрологических учреждений документирование (паспортизацию) лиц с психическими расстройствами, а также восстановление регистрации их по месту жительства.

4.4.2. По месту нахождения следственных изоляторов документирование находящихся в них лиц с психическими расстройствами, освобождаемых судом от уголовной ответственности и подлежащих переводу в психиатрические стационары для применения к ним принудительных мер медицинского характера.

5. Установить, что приказ Минздрава СССР и МВД СССР от 5 мая 1988 г. N 357/93 в органах здравоохранения и в органах внутренних дел Российской Федерации не применяется.

6. Ответственность за выполнение настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Стародубова В.И. и заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Латышева П.М.

Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.Дмитриева

Министр внутренних дел
Российской Федерации
А.С.Куликов

Приложение
к приказу Минздрава РФ и МВД РФ
от 30 апреля 1997 г. N 133/269

Инструкция
об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов
внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно
опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами

1. Общие положения

1.1. Лица, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, склонные к общественно опасным действиям, а равно лица, направленные судом на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, подлежат активному диспансерному наблюдению в психоневрологических диспансерах (диспансерных отделениях, кабинетах)*.

Контрольные карты диспансерного наблюдения за этими лицами (формы N 030-1/У) располагаются в общих картотеках психоневрологических диспансеров с пометкой в верхнем углу лицевой стороны карты «АДН» (активное диспансерное наблюдение), «ПЛ» (принудительное лечение) и цветной маркировкой либо формируются отдельным массивом с той же пометкой.

1.2. Решение о включении в группу лиц с психическими расстройствами, склонных к общественно опасным действиям, а также о выведении из нее в каждом конкретном случае принимается комиссией врачей-психиатров на основании медицинской документации психиатрических стационаров, а также данных, полученных врачами психоневрологических диспансеров.

1.3. На указанную в пункте 1.2. настоящей Инструкции комиссию направляются лица:

1.3.1. Совершившие в прошлом общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством, с освобождением от уголовной ответственности или наказания и применением к ним принудительных мер медицинского характера.

1.3.2. Отбывшие наказание за преступления, совершенные до установления у них психического расстройства.

1.3.3. В структуру психических расстройств больных входят симптомы, обусловливающие склонность к совершению общественно опасных действий (императивные галлюцинации, некоторые формы бреда, психопатоподобные состояния с повышенной поведенческой активностью и патологией влечений и т.п.), в том числе приводившие в прошлом к недобровольной госпитализации.

1.3.4. Страдающие пограничными формами психических расстройств, совершившие в прошлом общественно опасные деяния, в отношении которых они признавались невменяемыми в связи с развившимся на этой почве психозом.

1.4. Лица с психическими расстройствами, включенные в группу активного диспансерного наблюдения, а также находящиеся на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, обследуются врачом-психиатром психоневрологического диспансера не реже одного раза в месяц.

1.5. При госпитализации лиц с психическими расстройствами в психиатрический стационар, переводе из одного стационара в другой или передаче под диспансерное наблюдение ПНД направляющее учреждение в обязательном порядке извещает принимающее учреждение о склонности этих лиц к общественно опасным действиям, либо нахождении на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра. В дополнение к сведениям, включаемым в медицинскую документацию, сообщаются также следующие данные о больном: ведущий синдром; тип течения заболевания; психопатологический механизм, характер и кратность общественно опасных деяний; личностные и ситуационные факторы, способствующие или препятствующие их осуществлению; проведенные на данном этапе лечебно-реабилитационные мероприятия и их эффективность; рекомендуемые меры по предотвращению общественно опасных деяний.

1.6. Лицо, страдающее психическим расстройством и представляющее по своему психическому состоянию непосредственную опасность для себя или окружающих, в соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя по решению врача-психиатра до постановления судьи, с немедленным уведомлением об этом его родственников или законного представителя.

При необходимости госпитализации из дома психически больного, представляющего непосредственную опасность для себя или окружающих, и при наличии оснований предполагать, что он или его родственники окажут сопротивление, работники психоневрологического диспансера, скорой психиатрической помощи обращаются за содействием в орган внутренних дел, на территории обслуживания которого находится психически больной.

Начальник органа внутренних дел; его заместитель по просьбе работников психиатрической службы обеспечивает к назначенному времени (при необходимости - немедленно) и по указанному адресу прибытие сотрудников милиции для оказания содействия медицинским работникам.

1.7. Недобровольная госпитализация возлагается на работников психиатрической службы.

Сотрудники милиции осуществляют розыск и оказывают содействие в задержании лиц, подлежащих госпитализации, обеспечивают охрану общественного порядка, безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра, пресекают противоправные действия граждан, препятствующих госпитализации.

Сотрудниками милиции совместно с медицинскими работниками в обязательном порядке производится личный досмотр больного с целью изъятия предметов, которые могут быть использованы им в качестве орудий нападения.

При госпитализации психически больных не имеющих родственников либо проживающих отдельно, сотрудниками милиции принимаются меры по обеспечению сохранности их имущества.

2. Порядок взаимодействия органов здравоохранения с органами внутренних дел по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами.

2.1. Психоневрологический диспансер:

2.1.1. Направляет в орган внутренних дел по месту жительства лиц с психическими расстройствами, состоящих на активном диспансерном наблюдении и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра следующую письменную информацию:

Ежегодно, до 20 января, список лиц, находящихся на активном диспансерном наблюдении и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра;

Сведения об изменении места жительства лицом с психическим расстройством, находящимся на активном диспансерном наблюдении, или амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, а также при длительном отсутствии его по месту регистрации;

Данные о лицах, вновь включенных в список активного диспансерного наблюдения, принятых на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра и снятых с него, - немедленно по принятии соответствующих решений.

2.1.2. Получив информацию органа внутренних дел о совершении лицом, страдающим психическим расстройством, действий, содержащих признаки уголовно наказуемого деяния, административного правонарушения либо о проявлении у него особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения общественно опасных действий, а также информацию о лицах, поведение которых объективно свидетельствует о возможности наличия у него психического расстройства и совершения по этой причине общественно опасных действий, незамедлительно обеспечивает их освидетельствование (в необходимых случаях с выездом в подразделение органа внутренних дел, которым задержано указанное лицо) и решает вопрос о целесообразности немедленной госпитализации.

2.2. Психиатрическая больница:

2.2.1. В течение суток сообщает в территориальный орган внутренних дел о поступлении психически больного без документов, удостоверяющих личность (если он неизвестен медицинскому учреждению), или с документами, вызывающими сомнение в их принадлежности больному, а также о поступлении больного, который по психическому состоянию не может сообщить о себе сведения.

2.2.2. Принимает меры к розыску и возвращению совершившего побег психически больного из психиатрического стационара, склонного к общественно опасным действиям (в том числе находящегося на принудительном лечении), а также информирует об этом:

Орган внутренних дел, на территории обслуживания которого находится психиатрический стационар, а также орган внутренних дел на территории которого проживает лицо, совершившее побег (с указанием полных анкетных данных, примет, в том числе особых, одежды, адресов места жительства бежавшего и его родственников, законных представителей);

Лечебно-профилактические учреждения, оказывающие внебольничную (в том числе экстренную) психиатрическую помощь населению территории, на которой расположен стационар, а также территории, на которой проживает лицо, совершившее побег, на предмет психиатрического освидетельствования и госпитализации.

При обнаружении (задержании) бежавшего больного администрация психиатрической больницы, психоневрологический диспансер и орган внутренних дел обеспечивают взаимную информацию о прекращении розыскных мероприятий.

2.2.3. Письменно или телефонограммой информирует психоневрологический диспансер, орган внутренних дел по месту жительства больного, а также его родственников, либо законных представителей о его предстоящей выписке после принудительного лечения или недобровольной госпитализации.

2.3. Орган внутренних дел:

2.3.1. Направляет в психоневрологический диспансер информацию о лицах с психическими расстройствами, находящихся под активным диспансерным наблюдением и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, в случаях:

Совершения ими общественно опасных деяний, возбуждения уголовного дела, задержания, заключения под стражу;

Совершения ими административных правонарушений;

Появления у них особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения ими общественно опасных деяний, и необходимости их освидетельствования;

Перемены ими места жительства (аналогичное сообщение направляется в орган внутренних дел по новому месту проживания больных).

2.3.2. Перечисленная информация на лиц с психическими расстройствами направляется в психоневрологический диспансер в течение трех дней с момента возбуждения в отношении него уголовного дела, задержания, заключения под стражу, совершения административного правонарушения, снятии с регистрационного учета по месту жительства. В случае появления у такого лица особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения им общественно опасного деяния, и необходимости его освидетельствования, информация доводится до органов здравоохранения незамедлительно.

2.3.3. Получив сообщение о поступлении в психиатрическую больницу (отделение) больного без документов, удостоверяющих личность, или с документами, вызывающими сомнение в их принадлежности больному, а также психически больного, который по состоянию здоровья не может сообщить о себе сведения, орган внутренних дел принимает меры по установлению его личности.

2.3.4. При получении из психоневрологического диспансера сведений, об изменении лицом с психическим расстройством, находящимся на активном диспансерном наблюдении, амбулаторном принудительном наблюдении и лечении, места жительства, длительном отсутствии его по месту регистрации, орган внутренних дел незамедлительно принимает меры к установлению места нахождения лица и предупреждению возможных с его стороны общественно опасных действий. Об установлении данного лица орган внутренних дел информирует психоневрологический диспансер.

  • Постановлением Правительства РФ от 24.01.2018 №60 скорректированы Правила признания лица инвалидом

    Постановлением Правительства РФ от 24.01.2018 №60) скорректированы Правила (Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля…

  • Приказ от 12 января 2017 г. №3н «Об утверждении порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы»

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 12 января 2017 г. N 3н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКАПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В соответствии с частью 2 статьи 62…

  • Приказ от 29 июня 2016 г. №425Н «Об утверждении порядка ознакомления пациента либо его законного…

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 29 июня 2016 г. N 425н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКАОЗНАКОМЛЕНИЯ ПАЦИЕНТА ЛИБО ЕГО ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯС МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ, ОТРАЖАЮЩЕЙ…

  • О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25 мая 1994 г. N 522О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц…

  • Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения…

    МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСРПРИКАЗот 27 декабря 1978 г. N 145 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙО ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ МИНИСТЕРСТВАСОЦИАЛЬНОГО…

  • Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 522. «О мерах по обеспечению психиатрической…

  • Приказ Минздравмедпрома РФ от 13 февраля 1995 г. N 27. «О штатных нормативах учреждений, оказывающих…

    В целях реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части обеспечения гарантированных…

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕот 25 мая 1994 г. N522 О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ЛИЦ,СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИСписок изменяющих документов(в…

  • Приказ Минздрава РФ от 8 апреля 1998 г. N 108 "О скорой психиатрической помощи"

    В целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", совершенствования и дальнейшего развития…

  • Приказ Минздравмедпрома РФ от 12 августа 1994г. N167 "Об объявлении постановления Правительства Российской Федерации "О…

    Приказ Минздравмедпрома РФ от 12 августа 1994г. N167 "Об объявлении постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по обеспечению психиатрической помощью…

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ24 апреля 2008 года N 48-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 N 358-ФЗ) ПринятГосударственной Думой11 апреля 2008…

  • Конституция Российской Федерации (извлечение)

    Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного…

Prev Next

«ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬУЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДУЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ И ВЕДЕНИЮ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ»

Индивидуальная профилактическая деятельность участкового уполномоченного полиции с гражданами, состоящими на профилактическом учете – это систематическая деятельность, непосредственно направленная на лиц, предрасположенных к совершению противоправных деяний, с целью предупреждения, пресечения административных правонарушений и преступлений. В частности:

Индивидуальная профилактическая работа с освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, в отношении которых судом установлены временные ограничения прав и свобод и обязанности, предусмотренных федеральными законами (то есть поднадзорными лицами), а также освобожденными из мест лишения свободы и имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В соответствии с п. 37.16. Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» участковый уполномоченный участвует в пределах компетенции в осуществлении контроля (административного надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» запретов и ограничений.

Обязанности участкового уполномоченного по административному надзору вытекают из п. 26 ч. 1 ст. 12 Закона «О полиции»; ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Алгоритм действий участкового и круг его обязанностей в этой области установлен п. 8 Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденного приказом МВД России от 8 июля 2011г. № 818 (ред. от 30.06.2012).

Одним из видов индивидуальной профилактической работы является контроль за такими лицами, который осуществляется в форме наблюдения и проведения профилактических бесед с ними по месту их жительства, беседы с близкими, родственниками, соседями.

Большое значение имеет трудоустройство поднадзорного лица. Участковый уполномоченный полиции в ходе проведения работы с данной категорией граждан обязан изучить личность контролируемого лица, его окружение, образ жизни, увлечения, жилищно-бытовые условия, отношения с соседями, с целью получения необходимой, полезной информации.

Целью использования в служебной деятельности полученной информации является недопущение со стороны контролируемого лица совершения преступления или административного правонарушения. В случае совершения этими лицами преступлений и административный правонарушений участковый уполномоченный полиции принимает меры по их привлечению к административной или уголовной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

Индивидуальная профилактическая работа с больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружающих

В соответствии с п. 35 ч. 1 ст. 12 Закона «О полиции» сотрудники полиции обязаны участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке , предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений. Например, приказ Минздрава России и МВД России от 30 апреля 1997 г. № 133/269 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» определяет порядок взаимодействия органов здравоохранения с органами внутренних дел по предупреждению общественно опасных действий со стороны лиц, страдающих психическими расстройствами.

В обязанности участкового входит профилактическая работа с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, ведущими антиобщественный образ жизни, которые систематически совершают правонарушения.

В сферу профилактической деятельности участкового входит:

* организация бесед с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками с врачом наркологом, представителями трудовых коллективов, общественности, членов семей, других родственников и лиц способных оказать на них воспитательное воздействие;

* установление лиц злоупотребляющих спиртными напитками и хронических алкоголиков среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, оказывающих отрицательное влияние на детей;

* разъяснение лицам, злоупотребляющих спиртными напитками и членам их семей порядок ограничения дееспособности злостных пьяниц, хронических алкоголиков, ставящих свою семью в тяжелое материальное положение, оказание помощи в оформлении материалов для направления в суд;

* привлечение их к административной ответственности в случае совершения административных правонарушений;

* проведение профилактических бесед с несовершеннолетними, общающимися, проживающими по соседству с данной категорией лиц, с целью недопущения вовлечения их в употребление наркотиков и спиртных напитков.

Одной из профилактических мер, осуществляемых участковым, является выявление среди проживающих на административном участке лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача; приобретающих, хранящих, перевозящих пересылающих и сбывающих наркотические средства; содержащих притоны для потребления наркотиков и занятия токсикоманией, предоставляющих помещение для этих целей; занимающихся незаконным культивированием растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; а также склоняющих к потреблению наркотических средств и занятию токсикоманией других лиц, в том числе несовершеннолетних.

Для выявления указанных лиц участковый уполномоченный полиции использует информацию сотрудников уголовного розыска, исправительных учреждений, следователей, дознавателей, других работников горрайорганов, внештатных сотрудников полиции, представителей общественности, должностных лиц, граждан.

Кроме того, преследуя цель возвращения лиц, потребляющих наркотические средства без назначения врача к активной трудовой деятельности, участковый уполномоченный полиции убеждает их в необходимости добровольного лечения, разъясняет пагубность потребления наркотиков, осуществляет индивидуальные формы воздействия с учётом рекомендации лечащего врача нарколога.

Основаниями постановки рассматриваемой категории лиц на профилактический учет являются:

* постановка их на учет в наркологическом диспансере;

* ведение ими антиобщественного образа жизни, систематическое совершение ими правонарушений.

Если же лицо, состоящее на учете, продолжает нарушать общественный порядок, участковый может увеличить срок индивидуально профилактического учета данного лица.

Профилактическая работа и наблюдение за указанными лицами при наличии документа (справки) органа здравоохранения о снятии таких лиц с учёта, как правило, заканчивается по истечении трёхлетнего срока воздержания этих лиц от немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Необходимо отметить, что для участкового уполномоченного полиции также важно установить причины и условия, способствующие распространению наркомании на обслуживаемом участке, каналы и источники поступления наркотических веществ, для немедицинского потребления,что в перспективе даст возможность внесения предложений начальнику горрайоргана об их ликвидации.

Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача.

К таким правонарушениям относятся: незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 6.8. КоАП РФ); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9. КоАП РФ).

Административная ответственность в данном случае наступает за нарушение норм Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 01.03.2012 г.) «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Индивидуальная профилактическая работа с лицами, совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих.

Специфика работы участкового с лицами, допускающими правонарушения и преступления в сфере семейно-бытовых отношений, заключается не только в организации эффективной системы реагирования на сигналы об уже совершённых правонарушениях и преступлениях, но и в проведении профилактической работы с лицами, в отношении которых прогнозируется возможность преступного поведения в быту.

Основанием постановки данной категории лиц на учет является совершения ими преступления или более двух административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Данная категория граждан ставится на профилактический учет на один год, но данный срок может быть увеличен.

В процессе проведения профилактической работы по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений участковый уполномоченный полиции в соответствии с должностной инструкцией выполняет следующие обязанности:

* выявляет и ведёт учёт лиц, совершающих административные правонарушения и преступления в быту, обращает особое внимание на семейно-бытовые конфликты, в результате которых потерпевшими являются дети;

* в целях своевременного выявления лиц, совершающих административные правонарушения и преступления в быту, систематически изучает и обобщает информацию дежурной части горрайоргана о выездах дежурных нарядов полиции по сообщениям о бытовых конфликтах; о лицах привлеченным к мерам административного взыскания или общественного воздействия за мелкое хулиганство, совершённое в квартирах и общежитиях; делает сверку в травматических пунктах, бюро судебно-медицинских экспертиз, других учреждений здравоохранения о причинении на почве семейных конфликтов телесных повреждений и побоев взрослым и детям по заявлениям, жалобам граждан, должностных лиц о правонарушениях совершаемых в быту; анализирует прекращенные уголовные дела, материалы по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам хулиганств, нанесение телесных повреждений, истязаний, угроз убийством в сфере семейно-бытовых отношений;

* проводит профилактическую работу с учетом индивидуальных особенностей личности правонарушителя в сфере семейно-бытовых отношений (с учётом прежних судимостей, злоупотребления спиртными напитками, признание хроническим алкоголиком, психическое состояние или заболевание, склонность к наркомании и т.д. являющейся причиной семейно-бытовых конфликтов);

* привлекает к профилактической работе с правонарушителями в сфере семейно-бытовых отношений врачей наркологов, руководителей коллективов, где работают или учатся профилактируемые лица;

* по указанию начальника ОВД доставляет в горрайорган лиц систематически совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений для соответствующей регистрации и официального предостережения о необходимости прекращения антиобщественного поведения;

* систематически контролирует поведение лиц, совершающих правонарушения в сфере быта, привлекает к этой работе трудовые коллективы;

* при совершении контролируемыми лицами правонарушений на почве семейно-бытовых отношений обеспечивает привлечение их к административной или уголовной ответственности;

* контролирует надлежащее исполнение лицами, совершающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений своих родительских обязанностей, а в случае неисполнения ими обязанностей, направляет материалы в инспекцию по делам несовершеннолетних;

* осуществляет рассмотрение на совете общественности противоправное поведение в быту данных лиц.

При выявлении лица, совершившего правонарушения в быту участковый обращается с рапортом к начальнику территориального органа МВД России, согласованного с начальником ОУУП, о необходимости постановки на профилактический учет гражданина (п. 65.3 Наставления).

Индивидуальная профилактическая работа с лицами, совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно значимых мероприятий.

Административные наказания, установленные для граждан, за совершение противоправных действий (бездействия) против порядка управления сконцентрированы в гл. 19 КоАП РФ. За нарушение конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования и порядка и организации публичного мероприятия, закрепленного в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях», установлена административная ответственность ст. 5.38 КоАП РФ «Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании»; ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»; ст. 20.2.2 КоАП РФ «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка».

Индивидуальная профилактическая работа с лицами, входящими в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Профилактическая деятельность участкового уполномоченного полиции направлена на предотвращение вовлечения несовершеннолетних в раннем возрасте в криминальную среду. Она предполагает как совместное проведение с заинтересованными органами профилактических мероприятий, так и внесение предложений субъектам профилактики, иным органам и учреждениям об осуществлении ими действий, входящих в их компетенцию (об оказании социальной помощи подросткам и их семьями и т.д.).

Участковый уполномоченный полиции в пределах своей компетенции участвует в осуществлении контроля:

1.За поведением осужденных за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.

При назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. Копия приговора суда направляется в Уголовно-исполнительную инспекцию (далее – УИИ) для постановки данного лица на учет и осуществления контроля за условно осужденным.

В дальнейшем УИИ направляет в ОВД, обслуживающий территорию, на котором проживает условно-осужденный, рапорт – уведомление с целью постановки на учет в ОВД и осуществления контроля за условно осужденным по месту жительства и проведения с ним профилактической работы.

2. За поведением несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН.

Участковый уполномоченный полиции осуществляет профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, родителями и лицами их заменяющими, отрицательно влияющими на воспитание детей.

Он проводит профилактическую работу среди подростков, освобожденных из мест лишения свободы, осужденных условно или к мерам наказания не связанным с лишением свободы, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими или психотропными веществами, занимающихся токсикоманией, систематически самовольно уходящих из дома или из специальных учебно-воспитательных учреждений, злостно уклоняющихся от учёбы, работы, занимающихся азартными играми, ведущих антиобщественный образ жизни.

Участковый уполномоченный полиции должен своевременно информировать подразделения по делам несовершеннолетних о фактах антиобщественного поведения подростков, принимает к ним соответствующие меры воздействия, контролирует поведение родителей и лиц их заменяющих, которые отрицательно влияют на несовершеннолетних, не выполняют обязанности по их воспитанию, докладывает рапортом начальнику территориального органа МВД России о каждом совершённом ими правонарушении в целях принятия мер, предусмотренных действующим законодательством.

Профилактический учет граждан, проживающих на административном участке, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы устанавливается решением начальника территориального органа МВД России при поступлении:

* сообщения из исправительного учреждения и постановления суда для лица, освобожденного из мест лишения свободы, в отношении которых судом установлены ограничения в соответствии с федеральным законом;

* медицинских документов из медицинской организации на лицо, больное алкоголизмом или наркоманией, состоящее на учете в медицинской организации и представляющее опасность для окружающих;

* рапорта участкового уполномоченного полиции на имя начальника территориального органа МВД России, согласованного с начальником ОУУП, о необходимости постановки на профилактический учет гражданина, входящего в категорию, указанную в подпунктах 63.3 - 63.6 Наставления;

* сообщения из территориального органа или уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний и копии приговора суда для осужденных лиц, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

* информации ПДН о необходимости проведения профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН.

При осуществлении индивидуальной профилактической работы участковый обязан:

1. Проводить профилактические беседы с лицами, состоящими на профилактическом учете.

2. Наблюдать за поведением лиц, состоящих на профилактическом учете, их образом жизни, кругом общения.

3. Опрашивать родственников лиц, состоящих на профилактическом учете, их соседей и других лиц.

4. Применять меры административного принуждения к лицам, состоящим на профилактических учетах и нарушающим законодательство Российской Федерации.

Срок нахождения на профилактическом учете устанавливается в отношении лиц:

1. Освобожденных из мест лишения свободы, которым установлены ограничения в соответствии с федеральным законом - до истечения срока, установленного решением суда.

2. Больных алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в медицинской организации и представляющих опасность для окружающих - до срока снятия их с учета в медицинской организации.

3. Допускающих правонарушения в сфере бытовых отношений и представляющих опасность для окружающих, административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно значимых мероприятий, входящих в неформальные молодежные объединения противоправной направленности - один год с момента постановки на профилактический учет.

4. Осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно - до истечения срока наказания, указанного в приговоре суда (снятия с учета в территориальном подразделении уголовно-исполнительной системы).

5. Несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН - до снятия с учета в ПДН.

Основаниями для снятия лиц с профилактического учета и прекращения индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, в территориальных органах МВД России, отделах (отделениях, пунктах) полиции являются:

1. Окончание (истечение) сроков нахождения на профилактическом учете.

2. Осуждение к лишению свободы и направление к месту отбывания наказания.

3. Прекращение противоправного поведения, когда поведение и образ жизни лица, состоящего на профилактическом учете, не нуждаются в дальнейшем наблюдении.

4. Прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках МВД России, воинских формированиях и органах.

5. Признание гражданина безвестно отсутствующим (умершим) по решению суда.

6. Смерть гражданина.

7. Иные основания, установленные законодательством Российской Федерации.

Снятие лиц, состоящих на учете в территориальных органах МВД России, с профилактического учета и прекращение индивидуальной профилактической работы с ними производится решением начальника территориального органа МВД России по рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП.

Срок нахождения на профилактическом учете может продлеваться при совершении лицами, состоящими на профилактическом учете, административных правонарушений (против порядка управления и (или) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность) и поступлении на них неоднократных (двух и более) жалоб в течение года решением начальника территориального органа МВД России по рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП.

При установлении, продлении или прекращении профилактического учета в паспорте на административный участок делается соответствующая запись.

При перемене места жительства (пребывания) лица, состоящего на профилактическом учете, участковым уполномоченным полиции, по согласованию с начальником ОУУП, направляется информация и все имеющиеся материалы в соответствующий территориальный орган МВД России по территориальности.

Участковый уполномоченный полиции не реже одного раза в квартал проводит с лицами, а также с членами их семей, другими гражданами, которые могут оказать на них профилактическое воздействие, беседы с целью предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Результаты проведения индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, докладываются участковым уполномоченным полиции рапортом (ежеквартально) на имя начальника территориального органа МВД России, а затем рапорты передаются начальнику ОУУП для исполнения резолюции руководителя, анализа, обобщения результатов деятельности участковых уполномоченных полиции и хранения в течение пяти лет.

Профилактика семейно-бытовых преступлений включает в себя:

выявление и постановка на учет лиц с противоправным поведением в быту;

наблюдение за поведением и образом жизни;

своевременное принятие к ним мер правового воздействия;

устранение обстоятельств, вызывающих конфликты и способствующих их перерастанию в тяжкие преступления.

Участковому необходимо знать:

во-вторых, источники информации, которые способствуют выявлению подобных лиц.

Анализ борьбы с бытовыми правонарушениями показывает, что такие лица, как правило, находятся среди лиц:

освобожденных из мест лишения свободы, судимых за совершение преступлений на бытовой почве и хулиганства;

осужденных за совершение бытовых преступлений и хулиганства условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

привлекавшихся к административной ответственности за совершение мелкого хулиганства;

лиц, отмеченных в материалах о бытовых правонарушениях, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела;

склонных к злоупотреблению спиртными напитками;

находящихся в конфликтных отношениях с родственниками и соседями;

состоящих на учете в психоневрологических диспансерах, поведение которых свидетельствует о возможном совершении ими бытовых преступлений и др.

Источниками информации о бытовых правонарушениях служат:

заявления, письма, жалобы граждан и должностных лиц об угрозах, оскорблениях, побоях, телесных повреждениях и других правонарушениях, совершенных на почве семейно-бытовых отношений;

сообщения администрации ТСЖ и коллективов общественности с места жительства о случаях нарушения общественного порядка жильцами, о сложившихся ненормальных семейно-бытовых отношениях в конкретных квартирах;

извещения, поступающие из женских и детских консультаций о фактах издевательства и насилия над женами и детьми;

журналы учета задержанных и доставленных в дежурную часть за совершение правонарушений;

приговоры судов на лиц, осужденных за бытовые преступления условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

материалы судов по делам частного обвинения, о расторжении брака, выселении за невозможностью совместного проживания, об имущественных спорах, ограничении дееспособности;

постановления о прекращении уголовных дел или об отказе в возбуждении их по фактам правонарушений бытового характера;

рапорты сотрудников различных служб территориального органа МВД России и внештатных сотрудников полиции о фактах бытовых правонарушений;

сообщения из больниц, поликлиник, пунктов неотложной медицинской помощи, травматологических пунктов об обращении или доставлении туда лиц с травмами, полученными в бытовых ссорах, о попытках самоубийства, вызванных тяжелой семейной обстановкой.

Информацию участковый может получить от членов педагогических коллективов и родительских комитетов школ, техникумов, училищ. Учителя и члены родительского комитета при посещении учеников на дому знакомятся с отношениями в семьях, бытовыми условиями.

О неблагополучном положении в отдельных семьях они могут информировать участкового при условии, если он проявляет к этому интерес.

О положении в семье участковый может узнать и при личном приеме граждан, проверке соблюдения паспортного режима, опросе дворников, техников-смотрителей, комендантов и дежурных общежитии, при профилактическом обходе административного участка.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам