Как называются клеточные структуры, изображенные на картинке? Органоиды клетки огэ биология Какая клеточная структура изображена на рисунке

На заре развития жизни на Земле все клеточные формы были представлены бактериями. Они всасывали органические вещества, растворённые в первичном океане, через поверхность тела.

Со временем некоторые бактерии приспособились производить органические вещества из неорганических. Для этого они использовали энергию солнечного света. Возникла первая экологическая система, в которой эти организмы были производителями. В результате этого в атмосфере Земли появился кислород, выделяемый этими организмами. С его помощью можно из той же самой пищи получить гораздо больше энергии, а добавочную энергию использовать на усложнение строения тела: разделение тела на части.

Одно из важных достижений жизни — разделение ядра и цитоплазмы. В ядре находится наследственная информация. Специальная мембрана вокруг ядра позволила защитить от случайных повреждений. По мере необходимости цитоплазма получает из ядра команды, направляющие жизнедеятельность и развитие клетки.

Организмы, у которых ядро отделено от цитоплазмы, образовали надцарство ядерных (к ним относятся — растения, грибы, животные).

Таким образом, клетка — основа организации растений и животных — возникла и развилась в ходе биологической эволюции.

Даже не вооружённым глазом, а ещё лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок, или зёрнышек. Это клетки — мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов, в том числе и растительных.

Жизнь растения осуществляется соединённой деятельностью его клеток, создающих единое целое. При многоклеточности частей растения существует физиологическое разграничение их функций, специализация различных клеток в зависимости от местоположения их в теле растения.

Растительная клетка отличается от животной тем, что имеет плотную оболочку, покрывающую внутреннее содержимое со всех сторон. Клетка не является плоской (как её принято изображать), она скорей всего похожа на очень маленький пузырёк, наполненный слизистым содержимым.

Строение и функции растительной клетки

Рассмотрим клетку как структурно-функциональную единицу организма. Снаружи клетка покрыта плотной клеточной стенкой, в которой имеются более тонкие участки — поры. Под ней находится очень тонкая плёнка — мембрана, покрывающая содержимое клетки — цитоплазму. В цитоплазме есть полости — вакуоли, заполненные клеточным соком. В центре клетки или около клеточной стенки расположено плотное тельце — ядро с ядрышком. От цитоплазмы ядро отделено ядерной оболочкой. По всей цитоплазме распределены мелкие тельца — пластиды.

Строение растительной клетки

Строение и функции органоидов растительной клетки

Органоид Рисунок Описание Функция Особенности

Клеточная стенка или плазматическая мембрана

Бесцветная, прозрачная и очень прочная

Пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества.

Клеточная мембрана полупроницаемая

Цитоплазма

Густое тягучее вещество

В ней располагаются все другие части клетки

Находится в постоянном движении

Ядро (важная часть клетки)

Округлое или овальное

Обеспечивает передачу наследственных свойств дочерним клеткам при делении

Центральная часть клетки

Сферической или неправильной формы

Принимает участие в синтезе белка

Резервуар, отделённый от цитоплазмы мембраной. Содержит клеточный сок

Накапливаются запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности ненужные клетке.

По мере роста клетки мелкие вакуоли сливаются в одну большую (центральную) вакуоль

Пластиды

Хлоропласты

Используют световую энергию солнца и создают органические из неорганических

Форма дисков, отграниченных от цитоплазмы двойной мембраной

Хромопласты

Образуются в результате накопления каротиноидов

Жёлтые, оранжевые или бурые

Лейкопласты

Бесцветные пластиды

Ядерная оболочка

Состоит из двух мембран (наружная и внутренняя) с порами

Отграничивает ядро от цитоплазмы

Даёт возможность осуществляться обмену между ядром и цитоплазмой

Живая часть клетки — это ограниченная мембраной, упорядоченная, структурированная система биополимеров и внутренних мембранных структур, участвующих в совокупности метаболических и энергетических процессов, осуществляющих поддержание и воспроизведение всей системы в целом.

Важной особенностью является то, что в клетке нет открытых мембран со свободными концами. Клеточные мембраны всегда ограничивают полости или участки, закрывая их со всех сторон.

Современная обобщенная схема растительной клетки

Плазмалемма (наружная клеточная мембрана) — ультрамикроскопическая плёнка толщиной 7,5 нм., состоящая из белков, фосфолипидов и воды. Это очень эластичная плёнка, хорошо смачивающаяся водой и быстро восстанавливающая целостность после повреждения. Имеет универсальное строение, т.е.типичное для всех биологических мембран. У растительных клеток снаружи от клеточной мембраны находится прочная, создающая внешнюю опору и поддерживающая форму клетки клеточная стенка. Она состоит из клетчатки (целлюлозы) — нерастворимого в воде полисахарида.

Плазмодесмы растительной клетки, представляют собой субмикроскопические канальцы, пронизывающие оболочки и выстланные плазматической мембраной, которая таким образом переходит из одной клетки в другую, не прерываясь. С их помощью происходит межклеточная циркуляция растворов, содержащих органические питательные вещества. По ним же идёт передача биопотенциалов и другой информации.

Порами называют отверстия во вторичной оболочке, где клетки разделяют лишь первичная оболочка и срединная пластинка. Участки первичной оболочки и срединную пластинку, разделяющие соседствующие поры смежных клеток, называют поровой мембраной или замыкающей пленкой поры. Замыкающую пленку поры пронизывают плазмодесменные канальцы, но сквозного отверстия в порах обычно не образуется. Поры облегчают транспорт воды и растворенных веществ от клетки к клетке. В стенках соседних клеток, как правило, одна против другой, образуются поры.

Клеточная оболочка имеет хорошо выраженную, относительно толстую оболочку полисахаридной природы. Оболочка растительной клетки продукт деятельности цитоплазмы. В её образовании активное участие принимает аппарат Гольджи и эндоплазматическая сеть.

Строение клеточной мембраны

Основу цитоплазмы составляет ее матрикс, или гиалоплазма, — сложная бесцветная, оптически прозрачная коллоидная система, способная к обратимым переходам из золя в гель. Важнейшая роль гиалоплазмы заключается в объединении всех клеточных структур в единую систему и обеспечении взаимодействия между ними в процессах клеточного метаболизма.

Гиалоплазма (или матрикс цитоплазмы) составляет внутреннюю среду клетки. Состоит из воды и различных биополимеров (белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов, липидов), из которых основную часть составляют белки различной химической и функциональной специфичности. В гиалоплазме содержатся также аминокислоты, моносахара, нуклеотиды и другие низкомолекулярные вещества.

Биополимеры образуют с водой коллоидную среду, которая в зависимости от условий может быть плотной (в форме геля) или более жидкой (в форме золя), как во всей цитоплазме, так и в отдельных ее участках. В гиалоплазме локализуются и взаимодействуют между собой и средой гиалоплазмы различные органеллы и включения. При этом расположение их чаще всего специфично для определенных типов клеток. Через билипидную мембрану гиалоплазма взаимодействует с внеклеточной средой. Следовательно, гиалоплазма является динамической средой и играет важную роль в функционировании отдельных органелл и жизнедеятельности клеток в целом.

Цитоплазматические образования – органеллы

Органеллы (органоиды) — структурные компоненты цитоплазмы. Они имеют определённую форму и размеры, являются обязательными цитоплазматическими структурами клетки. При их отсутствии или повреждении клетка обычно теряет способность к дальнейшему существованию. Многие из органоидов способны к делению и самовоспроизведению. Размеры их настолько малы, что их можно видеть только в электронный микроскоп.

Ядро

Ядро — самая заметная и обычно самая крупная органелла клетки. Оно впервые было подробно исследовано Робертом Броуном в 1831 году. Ядро обеспечивает важнейшие метаболические и генетические функции клетки. По форме оно достаточно изменчиво: может быть шаровидным, овальным, лопастным, линзовидным.

Ядро играет значительную роль в жизни клетки. Клетка, из которой удалили ядро, не выделяет более оболочку, перестаёт расти и синтезировать вещества. В ней усиливаются продукты распада и разрушения, вследствие этого она быстро погибает. Образование нового ядра из цитоплазмы не происходит. Новые ядра образуются только делением или дроблением старого.

Внутреннее содержимое ядра составляет кариолимфа (ядерный сок), заполняющая пространство между структурами ядра. В нём находится одно или несколько ядрышек, а также значительное количество молекул ДНК, соединённых со специфическими белками — гистонами.

Строение ядра

Ядрышко

Ядрышко — как и цитоплазма, содержит преимущественно РНК и специфические белки. Важнейшая его функция заключается в том, что в нём происходит формирование рибосом, которые осуществляют синтез белков в клетке.

Аппарат Гольджи

Аппарат Гольджи — органоид, имеющий универсальное распространение во всех разновидностях эукариотических клеток. Представляет собой многоярусную систему плоских мембранных мешочков, которые по периферии утолщаются и образуют пузырчатые отростки. Он чаще всего расположен вблизи ядра.

Аппарат Гольджи

В состав аппарата Гольджи обязательно входит система мелких пузырьков (везикул), которые отшнуровываются от утолщённых цистерн (диски) и располагаются по периферии этой структуры. Эти пузырьки играют роль внутриклеточной транспортной системы специфических секторных гранул, могут служить источником клеточных лизосом.

Функции аппарата Гольджи состоят также в накоплении, сепарации и выделении за пределы клетки с помощью пузырьков продуктов внутриклеточного синтеза, продуктов распада, токсических веществ. Продукты синтетической деятельности клетки, а также различные вещества, поступающие в клетку из окружающей среды по каналам эндоплазматической сети, транспортируются к аппарату Гольджи, накапливаются в этом органоиде, а затем в виде капелек или зёрен поступают в цитоплазму и либо используются самой клеткой, либо выводятся наружу. В растительных клетках Аппарат Гольджи содержит ферменты синтеза полисахаридов и сам полисахаридный материал, который используется для построения клеточной оболочки. Предполагают, что он участвует в образовании вакуолей. Аппарат Гольджи был назван так в честь итальянского учёного Камилло Гольджи, впервые обнаружившего его в 1897 году.

Лизосомы

Лизосомы представляют собой мелкие пузырьки, ограниченные мембраной основная функция которых — осуществление внутриклеточного пищеварения. Использование лизосомного аппарата происходит при прорастании семени растения (гидролиз запасных питательных веществ).

Строение лизосомы

Микротрубочки

Микротрубочки — мембранные, надмолекулярные структуры, состоящие из белковых глобул, расположенных спиральными или прямолинейными рядами. Микротрубочки выполняют преимущественно механическую (двигательную) функцию, обеспечивая подвижность и сокращаемость органоидов клетки. Располагаясь в цитоплазме, они придают клетке определённую форму и обеспечивают стабильность пространственного расположения органоидов. Микротрубочки способствуют перемещению органоидов в места, которые определяются физиологическими потребностями клетки. Значительное количество этих структур расположено в плазмалемме, вблизи клеточной оболочки, где они участвуют в формировании и ориентации целлюлозных микрофибрилл оболочек растительных клеток.

Строение микротрубочки

Вакуоль

Вакуоль — важнейшая составная часть растительных клеток. Она представляет собой своеобразную полость (резервуар) в массе цитоплазмы, заполненную водным раствором минеральных солей, аминокислот, органических кислот, пигментов, углеводов и отделённую от цитоплазмы вакуолярной мембраной — тонопластом.

Цитоплазма заполняет всю внутреннюю полость только у самых молодых растительных клеток. С ростом клетки существенно изменяется пространственное расположение вначале сплошной массы цитоплазмы: у неё появляются заполненные клеточным соком небольшие вакуоли, и вся масса становится ноздреватой. При дальнейшем росте клетки отдельные вакуоли сливаются, оттесняя к периферии прослойки цитоплазмы, в результате чего в сформированной клетке находится обычно одна большая вакуоль, а цитоплазма со всеми органеллами располагаются около оболочки.

Водорастворимые органические и минеральные соединения вакуолей обусловливают соответствующие осмотические свойства живых клеток. Этот раствор определённой концентрации является своеобразным осмотическим насосом для регулируемого проникновения в клетку и выделения из неё воды, ионов и молекул метаболитов.

В комплексе со слоем цитоплазмы и её мембранами, характеризующимися свойствами полупроницаемости, вакуоль образует эффективную осмотическую систему. Осмотически обусловленными являются такие показатели живых растительных клеток, как осмотический потенциал, сосущая сила и тургорное давление.

Строение вакуоли

Пластиды

Пластиды — самые крупные (после ядра) цитоплазматические органоиды, присущие только клеткам растительных организмов. Они не найдены только у грибов. Пластиды играют важную роль в обмене веществ. Они отделены от цитоплазмы двойной мембранной оболочкой, а некоторые их типы имеют хорошо развитую и упорядоченную систему внутренних мембран. Все пластиды едины по происхождению.

Хлоропласты — наиболее распространённые и наиболее функционально важные пластиды фотоавтотрофных организмов, которые осуществляют фотосинтетические процессы, приводящие в конечном итоге к образованию органических веществ и выделению свободного кислорода. Хлоропласты высших растений имеют сложное внутреннее строение.

Строение хлоропласта

Размеры хлоропластов у разных растений неодинаковы, но в среднем диаметр их составляет 4-6 мкм. Хлоропласты способны передвигаться под влиянием движения цитоплазмы. Кроме того, под воздействием освещения наблюдается активное передвижение хлоропластов амебовидного типа к источнику света.

Хлорофилл — основное вещество хлоропластов. Благодаря хлорофиллу зелёные растения способны использовать световую энергию.

Лейкопласты (бесцветные пластиды) представляют собой чётко обозначенные тельца цитоплазмы. Размеры их несколько меньше, чем размеры хлоропластов. Более и однообразна и их форма, приближающая к сферической.

Строение лейкопласта

Встречаются в клетках эпидермиса, клубнях, корневищах. При освещении очень быстро превращаются в хлоропласты с соответствующим изменением внутренней структуры. Лейкопласты содержат ферменты, с помощью которых из излишков глюкозы, образованной в процессе фотосинтеза, в них синтезируется крахмал, основная масса которого откладывается в запасающих тканях или органах (клубнях, корневищах, семенах) в виде крахмальных зёрен. У некоторых растений в лейкопластах откладываются жиры. Резервная функция лейкопластов изредка проявляется в образовании запасных белков в форме кристаллов или аморфных включений.

Хромопласты в большинстве случаев являются производными хлоропластов, изредка — лейкопластов.

Строение хромопласта

Созревание плодов шиповника, перца, помидоров сопровождается превращением хлоро- или лейкопластов клеток мякоти в каратиноидопласты. Последние содержат преимущественно жёлтые пластидные пигменты — каратиноиды, которые при созревании интенсивно синтезируются в них, образуя окрашенные липидные капли, твёрдые глобулы или кристаллы. Хлорофилл при этом разрушается.

Митохондрии

Митохондрии — органеллы, характерные для большинства клеток растений. Имеют изменчивую форму палочек, зёрнышек, нитей. Открыты в 1894 году Р. Альтманом с помощью светового микроскопа, а внутреннее строение было изучено позднее с помощью электронного.

Строение митохондрии

Митохондрии имеют двухмембранное строение. Внешняя мембрана гладкая, внутренняя образует различной формы выросты — трубочки в растительных клетках. Пространство внутри митохондрии заполнено полужидким содержимым (матриксом), куда входят ферменты, белки, липиды, соли кальция и магния, витамины, а также РНК, ДНК и рибосомы. Ферментативный комплекс митохондрий ускоряет работу сложного и взаимосвязанного механизма биохимических реакций, в результате которых образуется АТФ. В этих органеллах осуществляется обеспечение клеток энергией — преобразование энергии химических связей питательных веществ в макроэргиеские связи АТФ в процессе клеточного дыхания. Именно в митохондриях происходит ферментативное расщепление углеводов, жирных кислот, аминокислот с освобождением энергии и последующим превращением её в энергию АТФ. Накопленная энергия расходуется на ростовые процессы, на новые синтезы и т. д. Митохондрии размножаются делением и живут около 10 дней, после чего подвергаются разрушению.

Эндоплазматическая сеть

Эндоплазматическая сеть — сеть каналов, трубочек, пузырьков, цистерн, расположенных внутри цитоплазмы. Открыта в 1945 году английским учёным К. Портером, представляет собой систему мембран, имеющих ультрамикроскопическое строение.

Строение эндоплазматической сети

Вся сеть объединена в единое целое с наружной клеточной мембраной ядерной оболочки. Различают ЭПС гладкую и шероховатую, несущую на себе рибосомы. На мембранах гладкой ЭПС находятся ферментные системы, участвующие в жировом и углеводном обмене. Этот тип мембран преобладает в клетках семян, богатых запасными веществами (белками, углеводами, маслами), рибосомы прикрепляются к мембране гранулярной ЭПС, и во время синтеза белковой молекулы полипептидная цепочка с рибосомами погружается в канал ЭПС. Функции эндоплазматической сети очень разнообразны: транспорт веществ как внутри клетки, так и между соседними клетками; разделение клетки на отдельные секции, в которых одновременно проходят различные физиологические процессы и химические реакции.

Рибосомы

Рибосомы — немембранные клеточные органоиды. Каждая рибосома состоит из двух не одинаковых по размеру частичек и может делиться на два фрагмента, которые продолжают сохранять способность синтезировать белок после объединения в целую рибосому.

Строение рибосомы

Рибосомы синтезируются в ядре, затем покидают его, переходя в цитоплазму, где прикрепляются к наружной поверхности мембран эндоплазматической сети или располагаются свободно. В зависимости от типа синтезируемого белка рибосомы могут функционировать по одиночке или объединяться в комплексы — полирибосомы.

    Первый микроскоп был изобретен Янсеном в (_).

    В 1665 году Роберт Гук (_).

    Антоний Ван Левенгук открыл мир (_).

    Роберт Броун описал в растительных клетках (_).

    В 1838–1839 гг. ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн сформулировали (_).

    Т.Шванн считал, что новые клетки образуются (_).

    В 1855 г. Рудольф Вирхов доказал, что (_).

    Основной единицей строения и жизнедеятельности живых организмов является (_).

    Все клетки живых организмов имеют (_).

    Клетки образуются только (_).

Задание 2. «Строение клеточной оболочки»

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 - 5?

    Из каких двух частей состоит оболочка животной клетки? Растительной клетки?

    Какова толщина плазмалеммы?

Задание 3. «Строение плазмалеммы»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Оболочка какой клетки на рисунке? Ответ поясните.

    Что обозначено на рисунке цифрами 1-6?

    Какие молекулы образуют гликокаликс?

Задание 4. «Электрохимический градиент»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что такое концентрационный градиент?

    Что такое электростатический градиент?

    Что такое электрохимический градиент?

Задание 5. «Транспорт веществ через мембрану»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Какие виды транспорта обозначены цифрами 1 - 4?

    Какой вид транспорта требует затраты энергии?

    Как жирорастворимые вещества попадают в клетку?

    Как ионы Na + выводятся из цитоплазмы клетки наружу?

Задание 6. Рассмотрите рисунок «Плазмолиз»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что называется плазмолизом?

    Каким образом осуществляется движение воды через клеточную мембрану?

    Причины плазмолиза?

Задание 7. «Оболочка клетки»

Запишите номера предложений и пропущенные слова:

    Оболочка растительной клетки представлена (_).

    Плазматическая мембрана образована (_).

    Образуют гидрофобную основу клеточной мембраны (_).

    Основная часть воды попадает в клетку через клеточную оболочку (_).

    Захват плазматической мембраной твердых частиц – (_).

    Захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь клетки – (_).

    Поступление веществ в клетку – (_), выведение веществ из клетки – (_).

    Транспорт веществ через оболочку клетки, который идет с затратой энергии АТФ – (_).

    Поступление воды в клетку в процессе деплазмолиза происходит за счет (_).

    Плазмолизом называется (_).

    Осмосом называется (_).

Задание 8. «Комплекс Гольджи и лизосомы»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено на рисунке буквами А-В?

    Где образуются лизосомы?

    Сколько мембран окружает содержимое лизосом?

    Каковы размеры лизосом?

    Каковы основные функции лизосом?

Задание 9. «Одномембранные органоиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Каковы основные функции комплекса Гольджи?

    Какие два вида ЭПС известны?

    Каковы основные функции ЭПС?

    Каковы функции ресничек и жгутиков?

    Чем реснички отличаются от жгутиков?

Задание 10. «Митохондрии»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 5?

    Каковы основные функции митохондрий?

    Как образуются новые митохондрии?

    Какова масса митохондриальных рибосом?

    Что известно о наследственном аппарате митохондрий?

    Каковы размеры митохондрий?

Задание 11. «Пластиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 6?

    Каковы основные функции хлоропластов?

    Как образуются новые пластиды?

    Какова масса пластидных рибосом?

    Что известно о наследственном аппарате хлоропластов?

    Каковы размеры хлоропластов?

Задание 12. «Взаимопревращения пластид»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Приведите примеры превращения пропластид в различные виды пластид.

    Приведите примеры превращения лейкопластов в хлоропласты и наоборот.

    Каковы функции лейкопластов?

    Каковы функции хромопластов?

Задание 13. «Немембранные органоиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 5?

    Каковы основные функции клеточного центра?

    Как образуются центриоли клеточного центра?

    Что характерно для клеточного центра высших растений?

    Каковы функции микротрубочек и микронитей?

    Где образуются субъединицы рибосом?

    Каковы функции рибосом?

    Каковы размеры рибосом?

    Что входит в состав рибосомы?

Задание 14. «Органоиды клетки»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1 . К одномембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

**Тест 2 . К двумембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

    Митохондрии. 8. Ядро.

    Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

    Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

**Тест 3 . К немембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

    Митохондрии. 8. Миофибриллы из актина и миозина.

    Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

    Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

Тест 4. За образование лизосом, накопление, модификацию и вывод веществ из клетки отвечает:

    Комплекс Гольджи.

    Клеточный центр.

    Митохондрии.

Тест 5. Биосинтез белков в цитоплазме клетки осуществляют:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Рибосомы.

Тест 6. "Органоиды дыхания", обеспечивающие клетку энергией:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Рибосомы.

Тест 7. Расщепляют сложные органические молекулы до мономеров, даже собственные органоиды и пищевые частицы, попавшие в клетку путем фагоцитоза:

    Лизосомы.

    Рибосомы.

    Комплекс Гольджи.

Тест 8. В клетках высших растений отсутствуют:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Центриоли.

Тест 9. За образование цитоскелета отвечает:

    Комплекс Гольджи.

    Клеточный центр.

    Миофибриллы.

Тест 10. Способны преобразовывать энергию солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Лизосомы.

    Комплекс Гольджи.

1 вариант

а) фотосинтез

б) образование лизосом

в) синтез белка

2. Какая из перечисленных клеточных структур участвует в делении клетки:

а) клеточный центр

б) рибосомы

в) эндоплазматическая сеть

г) аппарат Гольджи

3. Какие из перечисленных клеточных структур имеют немембранное строение:

а) рибосомы

б) митохондрии

в) пластиды

г) лизосомы

4. И растительные и животные клетки имеют:

а) пластиды

б) клеточный центр

в) гликокаликс

г) плазматическую мембрану

5. Найдите соответствия между органоидами клетки и их функциями:

ОРГАНОИД ФУНКЦИЯ

  1. Митохондрия а) синтез белка
  2. Пластиды б) внутриклеточное пищеварение
  3. Аппарат Гольджи в) синтез АТФ
  4. Лизосомы г) окраска плодов
  5. Эндоплазматическая сеть д) синтез углеводов и липидов
  6. Рибосомы е) накопление веществ, синтезируемых в клетке

Тест по теме «Строение клетки»

2 вариант

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Какую функцию выполняет изображенный на рисунке органоид:

а) синтез АТФ

б) образование лизосом

в) синтез белка

г) синтез углеводов и липидов

2. Какая из перечисленных клеточных структур участвует в формировании рибосом

а) клеточный центр

б) ядрышко

в) эндоплазматическая сеть

г) аппарат Гольджи

3. Какие из перечисленных клеточных структур являются двумембранными органоидами растительных клеток:

а) рибосомы

б) эндоплазматическая сеть

в) пластиды

г) лизосомы

4. Какая из перечисленных клеточных структур представлена в виде небольших пузырьков, содержащих ферменты:

а) эндоплазматическая сеть

б) клеточный центр

в) лизосомы

г) плазматическая мембрана

5. Найдите соответствия между структурными компонентами клетки и их функциями:

КОМПОНЕНТ КЛЕТКИ ФУНКЦИЯ

  1. Плазматическая мембрана а) связывает части клетки в единое целое
  2. Ядро б) внутриклеточное пищеварение
  3. Цитоплазма в) хранение наследственной информации
  4. Лизосомы г) транспорт веществ в клетку и из клетки
  5. Эндоплазматическая сеть д) синтез белка
  6. Рибосомы е) синтез углеводов и липидов

6.Как называется структура клетки, изображенная на рисунке? Каковы ее функции? Что обозначено цифрами 1, 2, 3

Правильные ответы:

1 вариант

1 - б, 2 - а, 3 - а, 4 – г

5. 1 – в, 2 - г, 3 – е, 4 – б, 5 – д, 6 – а

6. Это клеточное ядро.

Функции: хранение и передача наследственной информации, регуляция процессов жизнедеятельности клетки. 1 – ядрышко, 2 – ядерная пора, 3 – кариоплазма

2 вариант

1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 – в

5. 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – б, 5 – е, 6 – д

6. Это цитоплазматическая мембрана.

Функции: защитная, барьерная, транспортная, соединение клеток в ткани

1 – гликокаликс, 2 – билипидный слой, 3 - белки


Тема «Клетка»

Вариант 1

Часть 1

1. Уменьшение числа и размеров митохондрий в клетках дрожжей вызывает

1) прекращение деления клеток 2) нарушение энергетического обмена 3) прекращение синтеза белков 4) образование новых видов дрожжей

2. В состав какого органоида клетки входят растительные пигменты?

1) митохондрия 2) хлоропласт 3) комплекс Гольджи 4) вакуоль

3. Как называют изображённую на рисунке клеточную структуру?

1) ядро 2) вакуоль 3) лизосома 4) митохондрия

4. Как называется полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро?

1) вакуоль 2) цитоплазма 3) лизосома 4) клеточный сок

5. Какова функция клеточной структуры, изображённой на рисунке?

1) биосинтез белка 2) синтез крахмала 3) защита от внешних воздействий 4) хранение генетической информации

1) хромопласт 2) ЭПС 3) комплекс Гольджи 4) лизосома

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) синтез АТФ 2) синтез белка 3) выведение веществ из клетки 4) хранение информации

8. Установите соответствие между процессом и органоидом, в котором этот процесс происходит. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Часть 2

1. Клетка гриба отличается от растительной клетки отсутствием

1) клеточной стенки 2) пластид 3) эндоплазматической сети 4) ядра

2. Клетка гриба отличается от животной клетки наличием

1) клеточной стенки 2) митохондрий 3) пластид 4) ядра

3. Бактерии отличаются от одноклеточных зелёных водорослей отсутствием

1) ядра 2) цитоплазмы 3) жгутиков 4) клеточной оболочки

4. Гетеротрофами не являются

1) грибы 2) животные 3) болезнетворные бактерии 4) одноклеточные водоросли

5. Укажите органоиды, характерные только для растительной клетки. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны .

1) эндоплазматическая сеть 2) хлоропласты 3) клеточная оболочка 4) ядро 5) рибосомы 6) центральная вакуоль

Тема «Клетка»

Вариант 2

Часть 1

1. Какую из перечисленных клеточных структур имеют в своём составе клетки всех организмов?

1) цитоплазматическую мембрану 2) хлоропласт 3) митохондрию 4) ядро

2. Как называют изображённый клеточный органоид?

1) рибосома 2) лизосома 3) хлоропласт 4) митохондрия

3. Какая из перечисленных клеточных структур НЕ является органоидом?

1) включение 2) вакуоль 3) лизосома 4) клеточный центр

4. Как называют органоид клетки, который по выполняемой функции напоминает пищеварительную систему многоклеточного животного?

1) аппарат Гольджи 2) митохондрия 3) лизосома 4) ядро

5. Как называют изображённый на рисунке клеточный органоид?

1) ядро 2) хлоропласт 3) митохондрия 4) комплекс Гольджи

6. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) ядро 2) митохондрия 3) рибосома 4) хлоропласт

7. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) ЭПС 2) хлоропласт 3) рибосома 4) ядро

8. Установите соответствие между строением клетки и её видом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца .

Часть 2

1. Бактериальная клетка отличается от растительной клетки отсутствием

1) клеточного ядра 2) клеточной стенки 3) нуклеиновых кислот 4) оболочки клетки

2. Характерный признак царства Грибов –

1) наличие хитина в клеточной оболочке 2) ограниченный рост 3) отсутствие в клетках ядра 4) автотрофный тип питания

3. Что характерно для автотрофных организмов?

1) живут без пищи 2) способны синтезировать органические вещества из неорганических 3) потребляют готовые органические вещества 4) поедают друг друга

4. В состав клеток растений, в отличие от грибов, входят

1) ядра 2) крупные центральные вакуоли 3) митохондрии 4) рибосомы

5. Укажите органоиды, характерные для животной клетки. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) клеточная оболочка 2) ядро 3) центральная вакуоль 4) пластиды 5) клеточная мембрана 6) митохондрия

39. Дайте определения понятий.
Цитология - наука об устройстве клетки.
Клетка - элементарная единица жизни на Земле.

40. Закончите предложения.
Из организмов, живущих на Земле, клеточное строение имеют все, кроме вирусов,
а неклеточное - вирусы.
Для клетки характерны следующие жизненные свойства: рост, питание, размножение, дыхание и так далее.

41.

42. Открытие клетки связано с именами великих учёных, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа (микроскопистов). Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток.
1) Р. Гук (1635-1703) - впервые увидел клетку под микроскопом.
2) А. Левенгук (1632-1723) - изобрел микроскоп, впервые наблюдал животные клетки.
3) М. Шлейден (1804-1881) - выдвинул теорию об идентичности растительных клеток с точки зрения их развития.
4)Т. Шванн (1810-1882) - окончательно сформулировал клеточную теорию.
5) Р. Вирхов (1821 - 1902) - дополнил теорию клеток тем, что все живое происходит из клеток.
6) С. Г. Навашин (1857-1930) - открыл двойное оплодотворение у растений.

43. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.

Все живые существа состоят из клеток.

Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным циклам.

Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. могут питаться, расти, размножаться.

44. Как вы думаете, какое значение имело открытие клеточной теории для развития современной биологии?

Клеточная теория была дополнена Вирховом. Его утверждение, что всякое болезненное изменение связано с каким-то патологическим процессом в клетках, составляющих организм, внесло большой вклад в медицину.

45. Рассмотрите клетки организмов, представленные на рисунке.
Установите, каким организмам принадлежат изображённые клетки. Впишите их номера в соответствующие строки.
Клетки бактерий: 2, 3.
Клетки грибов: 6, 11.
Клетки растений: 7, 1, 5, 4.
Клетки животных: 10, 8.
46. Как вы думаете, от чего зависит форма клеток?

От выполняемых ими функций, от их специализации и происхождения.

47. Объясните, в чём заключается значение цитоплазмы.

Она выполняет функцию объединения всех органоидов клетки, является средой для прохождения всех химико-биологических процессов в клетке, обеспечивает ее механические свойства.

48. Как вы думаете, к каким последствиям может привести удаление или нарушение целостности клеточной мембраны?

Нарушение целостности мембраны, а тем более ее удаление, приведет к вытеканию внутреннего содержимого клетки и ее гибели.

49. На рисунке подпишите основные структурные компоненты кле-точной мембраны.
1 - молекулы липидов.
2 - периферические белки.
3 - углеводные цепочки.
4 - полуинтегральный белок.

50. Закончите предложения.
Рассмотреть строение клеточной мембраны возможно с помощью электронного микроскопа.
Основу клеточной мембраны составляет билипидный слой, в котором расположены белки.
Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают трансмембранный транспорт, являются также рецепторами и ферментами.
Питательные вещества попадают в клетку путём пассивного и активного транспорта.
Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в расщеплению под действием ферментов.

51. Рассмотрите в учебнике схематическое изображение процессов фагоцитоза и пиноцитоза. Вспомните из курса «Человек и его здоровье», что такое фагоциты и каково их значение в организме человека. Укажите, на каком из рисунков показан механизм действия данных клеток.
Приведите ещё примеры клеток, для которых характерны данные процессы.

Кроме фагоцитов, путем фагоцитоза питаются некоторые простейшие (например, амеба обыкновенная).

52. Как вы думаете, возможен ли обратный транспорт веществ через мембрану клетки? Если да, приведите примеры, если нет, объясните почему.

Обратный транспорт из клетки через мембрану происходит, когда клетка выделяет из себя ненужные продукты обмена, так же происходит синтез и выделение гормонов, ферментов.

53. Заполните таблицу.

54. Дайте определения понятий.
Прокариоты - организмы, в клетках которых отсутствует оформленное ядро и органеллы (вместо органелл – мезосомы).
Эукариоты - организмы, клетки которых имеют ядро с ядерной мембраной и все мембранные органоиды.

55. На рисунке подпишите основные структурные компоненты ядра.

56. Продолжите заполнение таблицы.

57. Заполните таблицу. Строение и функции ядерных структур.


58. Известно, что эритроциты человека, являющегося эукариотическим организмом, не содержат ядра. Как можно объяснить это явление?

Это объясняется законами эволюции. В процессе развития животного мира человек стоит на высшей ступени, поэтому и кровеносная система у него наиболее развитая. Место ядра в эритроцитах человека заполнено гемоглобином. Поэтому они захватывают больше кислорода, чем, например, лягушки.

59. Закончите предложения.
Несколько ядер может содержаться в клетках волокон поперечно-полосатых мышц.
Внутреннее содержание ядра называют кариоплазма или ядерный сок , в нём расположены хроматин и ядрышки.
В ядре содержатся молекулы ДНК , обеспе чивающие хранение и передачу наследственной информации о клетке .
Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки обеспечивают синтез РНК и белков.

60. Дайте определения понятий.
Хромосомы - нити ДНК хроматина, плотно накрученные спиралью на белки.
Хроматин - нити ДНК в ядре.
Хроматиды - половина удвоенной хромосомы.
Кариотип - набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида.
Соматические клетки - клетки, составляющие органы и ткани любого многоклеточного организма.
Половые клетки (гаметы) - клетки, характерные для мужского и женского пола.
Гаплоидный набор хромосом - набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, но каждая хромосома представлена в единственном числе.
Диплоидный набор хромосом - набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, где каждой хромосомы по две.
Гомологичные хромосомы - парные хромосомы.

61. В таблице дано число хромосом, содержащихся в гаплоидном и диплоидном наборах различных организмов. Заполните пропуски.
Наборы хромосом у различных организмов.

62. Продолжите заполнение таблицы.

63. Рассмотрите рисунок. Назовите органоиды, изображённые на нём, и подпишите их основные части.

64. Продолжите заполнение таблицы. Строение и функции клеточных структур.


65. Закончите предложения.
Клеточный центр выполняет функции: построение веретена деления, образование микротрубочек, ресничек и жгутиков.
Основой цитоскелета являются микротрубочки и микрофиламенты.
У животных и низших растений клеточный центр обра зован центриолями, состоящими из микротрубочек, и центросферы.
У высших растений клеточный центр
Микротрубочки образуют такие органоиды движения клеток, как реснички и жгутики.

66. Продолжите заполнение таблицы.
Строение и функции клеточных структур.


67. На рисунке представлена схема строения прокариотической клетки (цианобактерия). Подпишите ее основные части.


68. На рисунке изображены прокариотические и эукариотические клетки.
Установите, к какой группе принадлежит каждая из них.
Прокариоты: 1, 2
Эукариоты: 3, 4.

69. Заполните таблицу, поставив знаки + и – в соответствующие графы.


70. Дайте определения понятий.

Ассимиляция – весь набор реакций биологического синтеза веществ в клетке, сопровождающийся тратой энергии.
Диссимиляция – совокупность реакций распада веществ в клетке, сопровождающийся выделением энергии.
Метаболизм – процесс обмена веществ, объединяющий ассимиляцию и диссимиляцию.

71. Ниже перечислены процессы, протекающие в клетках организмов:

1. Испарение воды, 2. Гликолиз, 3. Расщепление жиров, 4. Биосинтез белков, 5. Фотосинтез, 6. Расщепление полисахаридов, 7. Брожение, 8. Дыхание, 9. Биосинтез жиров.

Впишите номера, которыми они обозначены, в соответствии с принадлежностью их к ассимиляции и диссимиляции.
Процессы ассимиляции: 4, 5, 9.
Процессы диссимиляции: 1, 2, 3, 6, 7, 8.

72. Прочитайте материал учебника и заполните таблицу.


73. Закончите предложения.

Основной функцией митохондрий, называемых «силовыми станциями клетки», является синтез АТФ.

Наиболее эффективно процессы синтеза АТФ идут у организмов, называемых аэробами, в отличие от анаэробов, которые больше всего среди прокариот.

74. Как вы думаете, клетки каких тканей животных и человека должны содержать большое количество митохондрий? Почему?

Наибольшее количество митохондрий содержится в мышечной ткани, печени. В этих тканях и органах требуются большие затраты энергии.

76. Закончите предложения.
Способ питания организма зависит от того, способен ли он самостоятельно создавать необходимые для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических, или получает их из внешней среды.
По способу питания зеленые растения являются автотрофами (фототрофами).
Основной источник энергии на нашей планете – солнечный свет.

77. Как вы думаете, можно ли считать, что все клетки зеленого растения питаются автотрофно? Ответ обоснуйте.
Нельзя. Некоторые клетки зеленого растения питаются гетеротрофно: клетки камбия, корня. Клетки этих частей растения не способны к фотосинтезу и питаются за счет органических веществ, синтезированных зелеными частями растения.

78. Заполните таблицу.


79. Заполните таблицу.

Классификация гетеротрофных организмов по способу получения органических веществ.


80. Дайте определение понятия.
Фотосинтез – процесс синтеза органических соединений из воды и углекислого газа при помощи энергии света.

81. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза.
6СО2 + 6Н2О + энергия света = С6Н12О6 + 6О2.

82. Закончите предложения.
Фотосинтез происходит в клетках зеленых растений, в хлоропластах.
Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется в результате фотолиза воды.

83. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика фаз фотосинтеза.


84. Закончите схему, подписав названия веществ.
1. – вода
2. – кислород
3. – воды
4. – ионы водорода
5. – углекислый газ
6. – глюкоза.

85. Дайте определение понятия.
Хемотрофы – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке.

86. Закончите предложения.
Хемотрофами являются автотрофами.
Хемосинтез открыл в 1887 году С. Н. Виноградский.
Хемотрофы отличаются от фототрофов тем, что они синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке. Фототрофы же синтезируют необходимые вещества за счет энергии солнечного света.

87. Заполните таблицу.
Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза.


88. Как вы думаете, можно ли, рассмотрев единственную клетку многоклеточного организма, определить его тип питания? Ответ обоснуйте.
Да можно, так как многоклеточные организмы являются либо фототрофами, либо гетеротрофами. Растения являются автотрофами, кроме некоторых их частей. Но в подобных клетках не будет хлоропластов. Распознав, какому царству живых организмов принадлежит организм, легко можно определить его тип питания.

89. Дайте определения понятий.
Ген – участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного белка.
Генетический код – свойственный всем живым организмам способ кодирования аминокислотной последовательности белков при помощи последовательности нуклеотидов.
Триплет – последовательность из трех расположенных друг за другом нуклеотидов.
Кодон – один из триплетов, кодирующий аминокислоту.
Антикодон – триплет, расположенный на тРНК, который соответствует той аминокислоте, которую предстоит переносить этой тРНК.

90. Закончите предложения.
Информация о структуре белка хранится в ДНК, а его синтез осуществляется в рибосомах.
Роль иРНК в процессе биосинтеза белка – доставка информации о белке к рибосомам.
Роль тРНК в процессе биосинтеза белка – перенос аминокислот к рибосомам.

91. Дайте определения понятий.
Транскрипция – процесс «переписывания» информации о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК на иРНК.
Трансляция – этап синтеза белка на рибосомах.

92. Используя таблицу генетического кода, составьте схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка, дополнив таблицу.
(ответы - вписать в пустые клетки).
Реализация наследственной информации в процессе биосинтеза белка
иРНК (кодоны) ЦЦУ, ГГГ, АУГ, АГУ, ЦЦА, ГЦА.
тРНК (антикодоны) ГГА, ЦЦЦ, УАЦ, УЦА, ГГУ, ЦГУ.

93. Заполните таблицу.
Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме.


94. Митоз – важнейшее жизненное свойство. Объясните, каким образом оно проявляется на клеточном уровне.
Митоз – основной способ деления клетки, в результате которого из одной материнской клетки образуется 2 идентичные дочерние клетки.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам