Какие личностные качества отличают спортсменов. Как спорт влияет на наш характер

Министерство молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“САРАТОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА”

Твердость характера спортсмена и результативность спортивной деятельности

Методическая разработка

Исакова МУЯСАРА Исматовна , методист ГБПОУ «СОУОР»

Педагог-психолог ГБПОУ «СОУОР»

Преподаватель ГБПОУ «СОУОР»

Саратов 2013

Аннотация ………………………………………………………………….. 3

Введение ……………………………………………………………............. 4

Основная часть. Твердость характера спортсмена и результативность спортивной деятельности ………………………………………………………… 5

Раздел 1. Понятие «твердый характер» …………………………………. 5

Раздел 2. Влияние спорта на формирование характера ……………….. 11

Раздел 3. Воля и характер. Волевые черты как важные составляющие твердого характера ………………………………………………………………. 20

Раздел 4. Противостояние внешнему влиянию и черты характера ….. 26

Раздел 5. Морально – волевые черты характера ………………………. 33

Раздел 6. Результаты исследований взаимосвязи твердости характера и уровня спортивных достижений спортсмена в Саратовской области ………. 39

Заключение ………………………………………………………………… 48

Список литературы ……………………………………………………….. 49

Приложение 1. Рецензия на методическую работу «Взаимодействие тренера и спортсмена» ………………………………………………………….. 51

Приложение 2. Выписка из протокола № от заседания методического совета преподавателей ГБОУ СПО «СОУОР» ……………………………….. 52

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – связь твердости характера спортсмена с результативностью его спортивной деятельности. В работе определено понятие твердого характера и выявлены типология характеров, влияние волевых особенностей, самостоятельности и нормативности спортсмена на результативность его спортивной деятельности.

Методическая разработка может быть интересна преподавателям образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования при подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта, преподавателям курсов повышения квалификации для педагогических сотрудников спортивных организаций, тренерам-преподавателям.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. Особенности характера имеют большое значение в любой деятельности человека, в том числе и в спортивной деятельности, предъявляющей свои требования к индивидуальным особенностям спортсмена. От характера спортсмена зависят как особенности протекания тренировочного процесса, так и итоговая успешность его результатов в условиях конкуренции с другими спортсменами. Описания спортсменов, добившихся высочайших достижений в спорте, включают в себя много характеристик и одним из часто встречающихся описаний характера успешного спортсмена является «твердый характер». Вместе с тем, в педагогической и психологической литературе, посвященной вопросам спорта, данное понятие четко не обозначается, отсутствуют исследования особенностей твердого характера и его проявления в достижении определенных спортивных результатов. Неопределенными являются также составляющие твердого характера и специфика формирования его в спорте. Это препятствует формированию программы подготовки и мероприятий, направленных на воспитание характера спортсмена, наилучшим образом способствующего его успешности в спортивной деятельности, а также не позволяет достаточно четко сформировать методы, позволяющие оценить потенциальную успешность спортсмена. Вышеизложенное и предопределило тему исследования.

Предмет исследования – личность спортсмена.

Объект исследования особенности твердого характера спортсмена.

Цель исследования: определить влияние твердости характера спортсмена на успешность спортивной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Провести теоретический анализ понятия твердости характера и определить его значение.

2. Определить особенности влияния спортивной деятельности на твердость характера.

3. Провести анализ с целью выявления индивидуальных свойств, являющихся составляющими твердого характера.

4. Определить метод оценки твердости характера, провести исследование и оценить особенности достижений спортсменов с разными типами характера.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала и выводах сделанных на этой основе.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для прогноза потенциальной эффективности спортсмена в его спортивной деятельности, а также выявления наиболее важных направлений работы тренера.

1 ПОНЯТИЕ «ТВЕРДЫЙ ХАРАКТЕР»

В литературе можно встретить множество случаев употребления понятия «твердый характер», это же понятие широко используется в общении при описании характера того или другого человека. Когда нам говорят о том, что человек обладает твердым характером, мы интуитивно понимаем, о чем идет речь, т. е. у нас складывается образ человека с определенными чертами и особенностями. Однако, несмотря на широту использования в речи, в научной литературе подобный термин практически не встречается. Поэтому необходимо четко определить что такое «твердый характер», выяснить, как это понятие соотносится с близкими к нему по смыслу и каково его психологическое и научное значение.

Среди встречающихся определений твердого характера можно встретить его понимание как способности долго и упорно трудиться над тем, что ты считаешь для себя важным , как упорного достижения долговременных целей , как способности не поддаваться негативному влиянию, жесткой последовательности, упорства в достижении целей, отстаивание взглядов . Человек с твердым характером не позволяет никому влиять на свои решения; он постоянно находится в контакте со своими потребностями, хотя принимает во внимание и потребности других людей и др.

Анализируя приведенные определения можно заметить, что они акцентированы на двух аспектах, первый из которых имеет отношение к упорству, достижению целей, отдаленных во времени, а второй имеет отношение к сфере убеждений, жизненных принципов и ценностей.

Чтобы объединить эти два аспекта в некоторое единое понимание обратимся к самому понятию твердости. В самом общем понимании твердость – это способность сохранять форму, размер и целостность под внешним воздействием. И, действительно, твердость характера можно определить как свойство характера, проявляющееся в умении человека не поддаваться внешнему давлению. Данное свойство проявляется как в поведенческом плане (сохранении собственного поведения), мотивационном плане (движении к поставленным целям, несмотря на возникающие препятствия), так и в сфере убеждений и ценностей – сохранении собственного мнения независимо от внешнего давления со стороны других людей или в противостоянии собственным сиюминутным желаниям – внутреннее противостояние более важных (но менее приятных в реализации) целей менее важным (но более приятных в реализации). Аналогично тому, как твердое вещество сохраняет свою форму благодаря связи между отдельными атомами, сфера целей, убеждений и мотивов человека с твердым характером остается неизменной, сохраняет свою структуру независимо от наличия внешнего давления и обстоятельств. Чтобы дать более целостное определение понятие твердости характера рассмотрим ряд других понятий, которые являются близкими к нему или считаются противоположенными.

Может показаться, что противоположенным понятию «твердый характер» является понятие «мягкий характер». Однако встречающееся в литературе понятие мягкости характера нельзя считать полностью противоположенным. Мягкость характера обычно определяется как гибкое приспособление к изменяющимся условиям, достижение цели за счет некоторых уступок, нахождение разумных компромиссов (напр. ). Человек, про которого говорят что у него «мягкий» характер не отказывается полностью от реализации целей или от собственных убеждений, а скорее находит некоторый компромисс между требованиями среды (окружения) и собственными желаниями. Данное поведение не является полностью противоположенным, поскольку противоположенным должны являться отказ от собственных целей, изменение убеждений под внешним воздействием. Противоположенным понятию твердости следует считать скорее понятие «бесхарактерность». Бесхарактерный – это человек без твердых правил, убеждений; нетвердый, нестойкий в своих убеждениях; слабодушный; легкомысленный, непостоянный , человек, лишенный внутренней определенности: каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого . Если вспомнить нашу предыдущую аналогию с состоянием вещества, то это скорее «газообразное» состояние структуры убеждений и мотивов, в которой местоположение элементов определяется внешним воздействием. Для ценностной и мотивационной сферы бесхарактерного человека как раз и свойственна подобная организация (вернее ее отсутствие), в которой одна цель легко сменяется через пару минут другой, а мнение по одному вопросу легко сменяется противоположным.

Твердость характера следует отличать от такой его характеристики как сила характера (сила воли). Понятие сильного характера встречается настолько же часто, как и понятие твердости характера. Однако и в этом случае однозначное определение этого понятия в литературе не приводится. В описании сильного характера наиболее часто упоминается наличие устойчивых целей, инициативность, смелость в принятии решений, активность в их реализации, выдержка, мужественность. Говорится о том, что человек, обладающий сильным характером, это тот, кто отстаивает все, что считает правильным, у кого хватает духа высказывать и защищать свои убеждения. Сильными называют характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их знаниям и убеждениям, которые способны преодолеть все обстоятельства и добиться своих целей. Человек с сильным характером способен переубедить других людей, влиять на их убеждения и поведение. Под силой характера понимают энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их .

Если обратиться к самому понятию силы (мышечная сила, сила тока, сила воли, сила трения и т. п.), то из определений мы видим, что данная характеристика связана с интенсивностью и энергией влияния на что-либо. В этом случае сила характера выражается не только в сохранении собственных убеждений и настойчивом движении к уже поставленной цели, но и в решительности, интенсивности усилий по достижению целей, активном отстаивании собственных убеждений, а зачастую и в переубеждении окружающих. Понятие сильного характера, судя по всему, более общее по своему содержанию, нежели понятие твердого характера. Т. о. твердость характера входит в понятие силы характера, и имеет отношение в большей степени к стабильности движения к уже поставленным целям, сохранению сформированных убеждений и принципов.

Достаточно часто твердость характера используют как синоним воли. Поэтому следует особо отметить еще один вопрос – соотношения понятий, имеющих отношение к самому характеру, и понятий, относящихся к волевым особенностям (сила воли, слабоволие и др.). Воля - это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей, это сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели . Данные описания касаются одной из рассмотренных ранее сторон – достижения цели, но не связаны напрямую со сферой убеждений и устойчивостью (твердостью) жизненных установок и ценностей. В структуру характера помимо особенностей, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, решительность и другие волевые особенности человека), также входят многие другие черты, непосредственно не связанные с волевыми особенностями (критичность мышления-некритичность мышления, принципиальность-беспринципность, подчиняемость-властность и др.) Например, отсутствие конформизма безусловно является важной составляющей твердого характера, поскольку напрямую связана со способностью противостоять давлению окружения, однако данную характеристику не относят к волевым особенностям как таковым. Таким образом, сила воли и другие волевые особенности являются важной частью силы характера, но сила характера не сводится только к силе воли.

Еще один аспект, который следует рассмотреть для четкости формулирования понятия «твердый характер» – соотношение понятий жесткость характера и твердость характера. Если обратиться к словарю синонимов понятия жесткости, то обнаруживается, что с таковым связывают преимущественно негативные черты, такие как безоговорочность, властность, нетерпимость, суровость, черствость, резкость, строгость. Жёсткость (характера) также определяют как «способность субъекта противостоять внешним воздействиям» . Однако вместе с тем обычно указывают и негативный аспект: «мера, показывающая уровень грубости в поведении». Говорят: «Для достижения порядка, власти приняли жёсткие меры, это повлекло за собой тяжкие последствия».

Даже если обратиться к синонимичным значениям понятия жесткости, то мы обнаруживаем преобладание негативной окраски. В толковом словаре понятие «жесткий» определяют как твердый, негибкий, грубый, недоделанный; суровый, грубый, жестокий; вызывающий неприятные ощущения; не допускающей изменений . Жесткость характера связана с такими чертами как упрямство, фанатизм, жестокость . Понятие же твердости характера не воспринимается негативно, его связывают преимущественно с проявлением социально-положительных качеств, с поведением направленным на социально – одобряемые (или социально – нейтральные) цели. В некоторых описаниях, которые мы использовали ранее, эта тенденция была достаточно явной: «Человек с твердым характером не позволяет никому влиять на свои решения; он постоянно находится в контакте со своими потребностями, хотя принимает во внимание и потребности других людей» .

Итак, жесткий характер связан с чрезмерной эгоистичностью поставленных целей и отсутствием какого-либо соотношения с интересами других людей. Однако можно высказать еще одно предположение. Когда мы говорили о стабильности ценностей и убеждений, являющейся проявлением твердого характера, мы окончательно не определили, какую степень стабильности таковых следует принимать во внимание. Например, естественно, что каждый человек может менять свои текущие, ежедневные цели и отдельное мнение по не очень значительным вопросам. Но более значимые цели, принципы, этические идеалы – являются составляющими твердого характера. Человек с твердым характером способен отступить от малозначимых целей, с тем, чтобы реализовать более общие и важные для себя принципы. А вот у человека с жестким характером, объем неизменных целей и установок, судя по всему, намного больше. Он не отступает ни в большом, ни в малом. Графически это можно представить следующим образом (см. рис. 1)

Рисунок 1. Соотношение неизменяемых и изменяемых установок при твердом характере и при жестком характере.

DIV_ADBLOCK303">

Итак, рассмотрев представления о твердом характере и близких к нему, можно дать следующее определение твердости характера. Твердость характера – это свойство характера, которое проявляется в неизменности жизненных ценностей, убеждений, этических установок, наиболее значимых целей и в неуклонной реализации поставленных целей (задач) вне зависимости от возникающих трудностей и препятствий.

Перед тем как приступить к следующей части следует пояснить, почему в данном определении используются категории «реализации задач», а не «стремления к целям», каковое использовалось в более ранних формулировках. Твердый характер проявляется не только в действиях как таковых (фацера, т. е. действование), но и воздержании от них (нон-фацера, недействование). Примеры фацеры и нон-фацеры дает нам поведение людей в сложных и экстремальных ситуациях: «я держу подразделение под артиллерийским обстрелом; очень трудно не бежать; и мне трудно, и подразделению трудно, но приходится» . Твердый характер включает и первый и второй тип волевых действий.

Полученные в ходе рассмотрения особенности твердого характера и особенности других типов характеров представлены в таблице (см. табл. 1).

Таблица 1. Особенности типов характера

Бесхарактерность

Мягкий характер

Твердый характер

Жесткий характер

Личные принципы и убеждения

Отсутствуют

Оказывают влияние, но не определяют поведение

Определяют поведение

Социальные нормы и общечеловеческие ценности

Не учитываются

Учитываются

Приоритетны

Не учитываются

Желания других людей

Определяют поведение

Оказывают основное влияние на поведение

Учитываются

Не учитываются

Возникновение внешних препятствий в достижении цели

Отказ от цели

Огибание препятствий, нахождение альтернативных целей.

Движение к цели или по типу А (огибание, нахождение альтернатив) или по типу Б (уничтожение)

Движение к цели, уничтожение препятствий.

Выводы:

1. Твердость характера – свойство характера, которое проявляется в неизменности жизненных ценностей, убеждений, позитивных этических установок и наиболее значимых целей и в неуклонной реализации поставленных задач вне зависимости от возникающих трудностей и препятствий.

2. Твердый характер включает в себя волевые особенности, но не сводится к ним и включает в себя также ряд особенностей не являющихся прямыми проявлениями воли.

3. Твердый характер представляет собой определенный тип характера, отличающийся от типа характера, называющегося жестким характером. Противоположенностью твердого характера можно считать понятие «бесхарактерность», отражающее отсутствие четких принципов, целей и неумение противостоять внешнему влиянию и обстоятельствам.

2 ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

Спорт сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на особенности характера не однозначно. Более того, многообразие видов спорта обуславливает многообразие форм воздействия на формирование характера. В спортивной психологии и педагогике накоплен достаточно богатый фактологический материал, связанный с тем, какие именно особенности присущи спортсменам с разным уровнем профессиональных достижений, какие особенности присущи новичкам в спорте, какими особенностями характеризуются профессионалы высокого класса. При этом особенности характера и уровень достижений взаимосвязаны между собой. Например, трудности, с которыми сталкиваются спортсмены в ходе тренировок, не только приводят отсеву тех, кто не выдерживает испытаний, но и вырабатывают у спортсменов личностные качества, позволяющие противостоять этим трудностям.

Как деятельность, связанная с ответственностью, требованиями, долгом, спорт развивает личность в целом, способствуя формированию более зрелых жизненных установок и отношения к жизни. И даже более того, на разных этапах профессионального роста спортсмена спортивная деятельность может предъявлять порой неожиданные требования, вплоть до умения общаться с прессой, этичности спортивного поведения, благотворительной деятельности, толерантности к «звездной болезни» на вершине спортивной карьеры. И от того, какие качества сможет выработать и проявить человек на каждом из этапов во многом зависит его дальнейший успех. Так, неумение противостоять «звездной болезни» очень часто приводит к тому, что спортсмен уже меньшее внимание уделяет тренировкам, теряет форму и оказывается психологически неспособен к дальнейшему профессиональному росту и совершенствованию. Отсутствие должной этики, непозволительные действия с точки зрения общественности вполне могут приводить к уменьшению поддержки со стороны болельщиков , которая для многих спортсменов обладает стимулирующим влиянием и, как следствие, к потере результативности, снижению интереса к деятельности и к краху спортивной карьеры в закономерном финале.

Во многих источниках указывается на то, как именно спорт влияет на формирование характера. Так, говорится о том, что спорт развивает настойчивость, упорство, целеустремленность, умение владеть собой. Помимо этого командные виды спорта позволяют развивать чувство солидарности, понимание других, верность. Занятия спортом оказывают влияние на формирование нравственных идеалов и ценностей, развитие гармоничной личности. Однако далеко не всегда авторы отражают специфику влияния именно спортивной деятельности. Действительно, спортивная деятельность развивает многие волевые качества, способствует умению управлять собой, рассчитывать собственные силы и многое другое. Однако и другие виды деятельность также могут предъявлять похожие требования и также направлены на развитие этих личностных качеств, особенностей характера. Поэтому, с целью определить специфику влияния именно спорта на формирование твердого характера, нам следует обратиться к вопросу, чем же отличается спортивная деятельность от других видов деятельности, а так же определить факторы и особенности влияния, не зависящие от этапа профессионального роста, на котором находится спортсмен.

К спортивной деятельности применимы все категории, характеризующие психологическую структуру профессиональной деятельности людей: ее идейная направленность, потребности, цели, мотивы, средства, продукт (результат). Однако существуют и различия. Спорт, как и всякая другая деятельность, предметен и предмет его специфичен. Им является сам человек, занимающийся спортом. Он сознательно овладевает движениями своего тела, перемещениями его в пространстве с помощью собственных усилий. Он развивает необходимые для этого физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и в то же время совершенствует свои психические процессы, психические состояния и свойства. Он развивает свои способности применительно к видам спорта, конкретным упражнениям. Он учится общаться с другими людьми и управлять самим собой в условиях взаимного содействия и противодействия. Во всем этом он стремится познавать самого себя с целью самосовершенствования физического, духовного, профессионального, спортивного. Можно выделить следующие специфические условия спортивной деятельности:

Первое специфическое условие заключается в том, что сущностью спорта является соревнование. Без соревнования нет и спорта. Пользуясь философским термином, можно сказать, что соревнование - атрибут, т. е. неотъемлемый признак спорта. Психологически оно характеризуется стремлением к достижению все более и более высокого спортивного результата в регламентированных правилами условиях борьбы с другими людьми . Данное отличие больше чем другие определяет формирующую роль спорта. Соревнование – это, так или иначе, прямо или косвенно, некоторое противоборство, противостояние. Здесь цели и интересы спортсмена сталкиваются с целями и интересами соперника и они прямо противоположены друг другу. Есть победитель и есть проигравший, компромисс невозможен. Соревновательная деятельность предъявляет требования к спортсмену в плане его умения противостоять, идти к собственным целям независимо от желаний и поведения окружения, не поддаваться на вполне естественное для человека желание найти компромисс, решение устраивающее всех. Т. е соревновательный характер деятельности сам по себе влияет на формирование твердого характера.

Соревновательная сущность спорта оказывает свое влияние и на этико-моральные характеристики личности и их связь с твердостью характера. Необходимость спортсменов завоёвывать первенство в соревнованиях, проводимых по существующим правилам, побуждает спортсменов и тренеров желать в первую очередь победы над противостоящей командой (соперником) путём достижения выигрышных очков, баллов, призовых мест любыми средствами. А «любые» способы, даже с учетом наличия строгих и четких правил, не всегда этичны. Примеры такого поведения всегда были в спорте. Но настоящими спортсменами всегда и все считали только тех, кто не искал сомнительных путей к победе и побеждал честно. Даже в повседневный обиход вошло понятие «неспортивное поведение», как поведение, противоположенное честной борьбе. На наш взгляд подобное неспортивное поведение не является проявлением твердого характера, а является результатом отсутствия убеждений и принципов, т. е., по сути, проявлением бесхарактерности (слабости характера). Соревнование в данном случае является каждый раз некоторой проверкой и испытанием личных убеждений, позволяя не только развивать свои физические и волевые характеристики, но и формировать и укреплять собственные морально-этические принципы.

Второе специфическое условие деятельности в спорте заключается в том, что предметом ее является сам спортсмен, его физические и психологические особенности. Парадоксальность этого условия заключается в том, что спортсмен одновременно является и объектом и самим субъектом этой деятельности. Естественным следствием соединения в спортивной деятельности объекта и субъекта является развитие характеристик, связанных с самообладанием, умением оценивать и в определенной мере контролировать собственное психофизиологическое состояние.

Одновременно с этим, спортсмен является предметом деятельности и для других людей: тренеров, спортивных судей, партнеров по коллективу , спортивных противников и др. Все они и каждый из них оказывают свое влияние на спортсмена, начиная от техники физических и спортивных упражнений, спортивной тактики, отношением к тем или иным аспектам как спортивной, так и вне спортивной жизни, особенностям отношения к другим людям и заканчивая жизненными целями и мировоззрением . Формирование твердого характера связано как с самосовершенствованием, собственным влиянием на свой характер, так и с уровнем квалификации тренера, влиянием коллектива и поведением соперников. От того, насколько реально-преодолимыми будут задачи для спортсмена, каких усилий будут требовать от него во многом и зависит успешность формирование волевых качеств. Насколько развит коллектив, в котором спортсмен находится, какие ценности доминируют в нем, во многом будет зависеть формирование целостного мировоззрения и убеждений, умение прислушаться к совету других или наоборот – не поддаваться негативному влиянию.

В целом, в случае данной специфики, влияние спортивного окружения на формирование твердого характера неоднозначно. С одной стороны – от спортсмена требуется готовность противостоять соперникам, а с другой стороны – спортсмен не подверженный влиянию тренера и не умеющий работать в команде, в командных видов спорта, не добивается каких-либо серьезных успехов.

Третье специфическое условие деятельности в физическом воспитании спортсменов экстра-класса и в профессиональном спорте высших достижений – необычные по интенсивности и длительности физические и психические напряжения. Необычны они потому, что превышают границы повседневных напряжений, нередко бывают предельными и даже запредельными для организма и психики спортсменов. Но они совершенно неизбежны и необходимы в физическом воспитании и тем более в спорте. Это связано с решением задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности, развития физических и психических качеств - словом, разносторонним физическим и духовным совершенствованием человека, с повышением тренированности и ростом спортивных результатов. Систематическое и разумное использование необычных напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными для спортсмена. Наличие околопредельных физических и психологических нагрузок развивает в спортсмене упорство, умение терпеть дискомфорт, боль, обучает противостоять собственным желаниям «сдаться», «расслабиться» и развивает умение выполнять поставленные цели.

При этом спортивная деятельность предъявляет свои требования не эпизодически, а постоянно, регулярно. Она вносит серьезные изменения в весь уклад жизни профессионального спортсмена, распорядок дня которого гораздо жестче регламентирован по сравнению с таковым у среднего человека. При этом добиться своих целей спортсмен сможет только если неукоснительно следует ему, обучается рациональному использованию своего времени, противостоя как возможным отклонениям и препятствиям, возникающим в течение дня, так и собственным желаниям сделать себе небольшие «поблажки». Твердый характер в этом случае развивается не только в ходе тренировок, соревнований, но и во внеспортивной жизни спортсмена. Именно благодаря данной особенности спорта, он в наибольшей степени влияет на развитие воли человека. Необходимым условием формирования и совершенствования волевых особенностей является чёткое осознание и принятие перспективных и промежуточных целей.

Воля отчетливо проявляется и развивается в сознательных действиях, направленных на достижение определённых целей и связанных с преодолением препятствий. Спортивные тренировки и соревнования обязательно сопряжены с возникновением разнообразных преград. Проблемы теории и практики волевой подготовки спортсменов привлекают пристальное внимание педагогов – тренеров, специалистов. Над разработкой этих проблем работали многие учёные, среди которых профессор. В его работе определенное значение имеет понятие препятствий. Препятствия – это различные предметы и явления, условия и влияния, с которыми человек сталкивается и которые становятся помехами для достижения им сознательно поставленной цели. Препятствия можно разделить на внешние и внутренние. Внешними препятствиями могут быть: техника спортивных упражнений, тактика, ведения спортивной борьбы, условия, в которых проходят соревнования или тренировка (освещенность, температура, влажность , покрытие стадиона или площадки, своеобразие снарядов, инвентаря и т. п.), действия противника, зрителей, судей и др. Внутренними препятствиями могут быть изменения различных систем организма спортсмена, его функционального и психического состояния. Возникновение внутренних препятствий связано, как правило, со столкновением с препятствиями внешними. Например, бегун, чтобы не проиграть в состязании, вынужден бежать в высоком темпе, предложенном его противником. Действия противника (высокий темп, в данном случае) – препятствие внешнее. Необходимость выдерживать этот темп (преодолевать внешнее препятствие) вызывает изменения в ряде систем организма спортсмена, т. е. утомление. Это утомление осознаётся спортсменом, может вызвать у него сомнение в своих силах, неуверенность в возможности победить, страх поражения, тревогу. Это – внутренние препятствия. Их тоже надо преодолеть, чтобы достичь успеха. Однако здесь следует учитывать, что преодолеваемые препятствия должны быть определенной степени трудности, соответствующей особенностям спортсмена. Одно и то же препятствие, будучи сегодня достаточной по степени трудности, потребует для преодоления от спортсмена значительных волевых усилий и тем самым будет способствовать развитию его волевых качеств, а через полгода, когда уровень подготовленности спортсмена возрастёт, это препятствие станет для него лёгким и преодоление его уже не окажет развивающего воздействия на волю спортсмена. Значит, надо, чтобы препятствия усложнялись в соответствии с ростом подготовленности спортсмена. Степень трудности должна соответствовать задачам развития волевых качеств.

Многочисленные исследования доказывают, что регулярные занятия спортом улучшают не только физическое, но и психологическое состояние. Какую роль играет спорт в формировании личности?

Если проанализировать поведение людей, чей день начинается с интенсивной тренировки, то мы поймем, что оно отличается от поведения среднестатистического человека. Эти люди более собраны и менее подвержены стрессам, их сложнее напугать проблемами на работе или кризисом в отношениях. Можно предположить, что спорт отнимает слишком много энергии, и у них просто не хватает сил на простые человеческие переживания, но на самом деле причина кроется не в этом. Привычка организма к физической активности делает выше эффективность кратковременной функции работы мозга.

Недавно в научном журнале «British Journal of Health Psychology» было опубликовано исследование, в котором приняли участие студенты. Результаты показали, что молодые люди, которые начали заниматься спортом, отметили снижение уровня стресса, повышение концентрации внимания, уменьшение употребление кофеина и алкоголя. Спустя несколько месяцев у студентов-участников было отмечено повышение учебной успеваемости, организаторы исследования связывают это с повышением способности к саморегулированию.

Во время спортивной тренировки человек вынужден противостоять дискомфортным для него условиям, он учится противостоять стрессу в повседневной жизни и выполнять поставленные задачи, даже если для этого требуется выйти из зоны комфорта.

Успехи, которые человек делает в одной из областей своей жизни, дают проекцию и на другие области, со спортом это наиболее наглядно. Спорт показывает человеку, как расширяются его возможности, поэтому многие общественные организации используют его для помощи людям. Ярким примером станет проект Back on My Feet, организаторы которого помогают участникам нормализовать свою жизнь при помощи бега. Подготовка к марафону рассматривается как средство для преодоления тяжелых жизненных ситуаций. Проект работает с 2009 года, за это время через него прошли тысячи человек, 40% участников нашли себе работу после участия в проекте, а еще 25% обзавелись собственным жильем.

Очередное любопытное исследование было опубликовано в Европейском журнале прикладной физиологии, его тематикой стало влияние физических нагрузок на стрессовые реакции. Участниками стали студенты Университета Карлсруэ, их поделили на две группы, участники одной из групп выходили на пробежку дважды в неделю, эксперимент продолжался 20 недель. Конец испытательного периода намеренно совпал с началом экзаменов, во время сессии каждый из студентов носил на руке пульсометр. Первым проявлением стресса является учащение ритма сердечных сокращений. Более половины из студентов из бегающей группы показали отличные результаты, они вели и чувствовали себя спокойно в некомфортных обстоятельствах, легче противостояли стрессу.

Блок похожие статьи

Примечательно то, что ранее никто из участников исследования не занимался спортом, поэтому путь от малоподвижного образа жизни до регулярных тренировок стал для них очень сложным. Отсюда вывод о том, что познать все преимущества спорта и изменить свою жизнь может любой человек, для этого не обязательно быть профессионалом. При стрессе организм любого человека выдает мгновенную физиологическую реакцию в виде выброса адреналина, то является посылом к активному действию. До спортивной практики люди предпочитают подавлять этот посыл, они удерживают энергию в себе и бездействуют. Спорт учит поступать по-другому, направлять энергию на разрешение проблемы, приносит двойную пользу – разрешение ситуации и нейтрализацию последствий стресса.

Какой спорт выбрать для себя?

Выбор спортивного направления должен зависеть от того, что вы хотели бы изменить в своей жизни. Девушкам можно порекомендовать восточные танцы и аквааэробику, эти направления развивают женственность и гибкость. Снизить агрессивность и избавиться от негативных эмоций помогут силовые тренажеры. приносит концентрацию внимание, спокойствие, душевную гармонию. При помощи тенниса и бадминтона можно развить гибкость мышления и способность быстро принимать решения Групповой формат любой тренировки способствует развитию коммуникативных навыков, способности к взаимодействию с другими людьми.

По жизни нужно уметь проявить характер. А в спорте бесхарактерные вообще не задерживаются. Возникает вопрос: «Какой характер лучше для успешного спортсмена?». Пора бы ответить.

Видов спорта существует великое множество. Каждый вид весьма специфичен и требует от человека проявления определённых физических и моральных черт. В стрельбе нужно быть спокойным человеком, умеренным во всём, в боксе нужно уметь себя завести, взвинтить, в тяжёлой атлетике нужно уметь мгновенно взорваться в физическом плане и на эмоциях. Всё очень по-разному.

В спорт приходят разные люди. Разные по характеру и по способностям. Не все из них добьются успехов – это нужно понимать.

Главная черта характера, которая должна быть у спортсмена – это упорство. Именно оно. Остальные черты не столь важны. Спорт сам формирует характер, занимающегося, шлифует его, доводя до нужного состояния. И только упорство играет решающую роль. Если человек легко отступает от своей цели – ему не стать чемпионом. Если человек не умеет ни смотря ни на что делать то, что должен – он проиграет. Чемпионами становятся самые упорные. Титулы получают те, кто тяжелее всех работал над собой для этого. Талант – это одно. Упорство – это совсем иное дело. Талант есть у многих, но не многим хватает характера развить его и выжать максимум.

Характер человека развивается под воздействием окружения. Сначала основой для его развития являются родители. Воспитание оформляет первоначальный характер, определяет его. Потом характер пробуют на прочность в различной среде, куда попадает человек – в школе, на улице, в спортивной секции. И там он дорабатывается. Тысячи факторов будут влиять на характер человека на протяжении всей его жизни. Но основы он хранит с детства. И если изначально он не упорен, то стать таковым не поможет ни спорт ни окружение. Только сам человек может решить для себя будет ли он упираться по жизни или поплывёт по течению. Это выбор каждого.

Нет идеального характера для занятия спортом, как и нет идеального характера для того, чтобы быть успешным. Есть отдельные черты, не более. И эти черты стоит в себе развивать. Упорство ведь это, по своей сути, личный выбор человека. Если человек уважает самого себя, он не посмеет отступить от своих целей, иначе он сам себя подведёт. А это ведь недостойно. Осознав это, научившись отвечать самому перед собой, человек приобретает ответственность. Высшую ответственность. Не перед кем-то, кого можно обмануть. А перед собой. Себя ведь не обманешь. И приходится упираться и достигать своих целей, ибо ответственность давит.

Средняя: 5 (2 голосов)

Выберите оценку Сброс рейтинга Ужасно Плохо Удовлетворительно Хорошо Отлично

Спорт и характер

Селюкова Аделина, МБОУ СОШ № 20, 23«Б» класс, г.Невинномысск

Баканова Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20

города Невинномысска

Это здоровье, красота, выносливость. Многие хотят не болеть и иметь красивое тело. Поэтому становится, все более популярен во всем мире. Так хочется, чтобы в нашем обществе занятие спортом стало повседневной нормой для поддержания здоровья и физической формы, для саморазвития и самовоспитания человека. Занятия учат преодолевать чувство страха, концентрировать внимание на своих действиях, принимать быстрые решения, верить в свои силы.

Тема. Спорт и характер. Цель . Определить, как спорт влияет на характер человека.

Задачи : 1.Изучить и проанализировать различные источники информации о видах спорта . 2.Разработать вопросы для проведения анкетирования с учащимися 2-3 классов . 3.Провести исследование по теме. 4.Составить сценарий и провести классный час « Спорт в жизни школьника». Методы и средства . Изучение литературных источников и Интернет ресурсов. Опрос и исследование по теме, анкетирование. Анализ результатов. Выводы. Гипотеза исследования заключается в предположении: спорт формирует характер.

«Движение – кладовая жизни» Плутарх

На самых ранних этапах развития человечества борьба за существование диктовала свои законы. Спорт всегда способствовал мирной, здоровой жизни. В Древней Греции, которая стала родиной Олимпийских игр, физическая культура и спорт достигли наивысшего развития, именно тогда спорт превращается в культурную ценность. Для древних греков спорт неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Современный российский спорт берет свое начало в спортивных играх и физических упражнениях, которые имели широкое распространение в народном быту. Это лапта, игры с мячом, кулачные бои, городки, ходьба на лыжах, катание на санях и другие забавы.

На государственном уровне заметные преобразования в развитии и становлении российского спорта связаны с именем Петра I. Именно в это время в стране открываются учебные заведения, одним из обязательных предметов вводится физическое воспитание. Основными учебными дисциплинами становятся гимнастика, гребля, танцы, парусное дело, стрельба. Начинается становление тех видов спорта, которые на текущий момент являются наиболее популярными как в России, так и за рубежом. Вот лишь некоторые из них. Футбол одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому.Хоккей, соответственно и хоккеисты всегда будут рыцарями без страха и упрека.

Известно, что спорт оказывает влияние на формирование характера, однако и выбор вида спорта, оказывается, зависит от характера. Спокойные, уравновешенные люди получают удовольствие, занимаясь спортом в спокойном темпе. Часто их выбором становятся бильярд, поездки на велосипеде, туристические походы, пешие прогулки, бальные танцы, шахматы. Активным и решительным людям нужна скорость и быстрота реакции, для них: спортивное плаванье, футбол, баскетбол, бег на лыжах или роликовых коньках. Учёные отмечают, часто, занявшись, каким-либо видом спорта человек меняется. Так, например, занятия гимнастикой, влияют на усиление гибкости и женственности. Для эмоциональных и ранимых людей показаны занятия на силовых тренажерах, которые помогают им обрести выдержку, терпение и выносливость. Доказано, что спортивный характер формируется уже в тренировочном процессе. Но по-настоящему он проявляется и закрепляется в период соревнований. Научные исследования и практика показали, что спортивному характеру свойственно: спокойствие, уверенность в себе и боевой дух.

В нашей школе ежедневно до уроков проводится зарядка. Для того чтобы узнать, как ребята относятся к физическим упражнениям, я провела наблюдение в течение недели. Наши наблюдения показали, что все дети приходят на зарядку вовремя. Выполняют упражнения правильно, активно, с хорошим настроением. Работая по теме исследования, мы составили и провели анкету среди учащихся 2е (спортивный класс) и 3б класса. Всего в опросе принимало участие 58 респондентов. Письменный опрос показал, что 46 человек (79 %) занимаются спортом . Самым популярным видом спорта является хоккей (24 человека это 42%) занимаются в СК «Олимпийский», 7 человек посещают танцевальный кружок, борьбой занимаются – 6 человек, футболом – 4 человека. плаванием – 3человека, остальные дети занимаются – фигурным катанием, акробатикой, баскетболом. Не занимаются спортом – 8 человек это 21% , но многие хотели бы посещать секции по волейболу, плаванию. У ребят есть кумиры в большом спорте среди хоккеистов, футболистов, баскетболистов. На вопрос, какие качества характера вам помогает воспитывать спорт, ребята ответили – выносливость, силу воли, терпение, смелость, решительность, уверенность..

В нашем классе есть ребята, которые считают одним из главных приоритетов в жизни. Никита Сергеев, Вова Захаров, Паша Падалица - увлекаются хоккеем, Эмиль Шпитько - футболом, Саша Юсупова – плаванием, а я занимаюсь баскетболом. У каждого есть свои успехи и победы: Никита был неоднократным участником и призёром районных, областных соревнований по хоккею, играя за команду « Хаски » ледового дворца « Олимпийский». Саша – обладательница многих наград городского уровня по плаванию. Селюкова Аделина - участник и призер городских соревнований по баскетболу. Среди одноклассников ребята пользуются уважением и авторитетом.

Был подготовлен и проведен классный час о спорте . В подготовке классного часа участие приняли все ребята нашего класса, а также приглашенные: учитель физический культуры МБОУ СОШ 20 Каспарович М.Ф. Мы подготовили памятки, как правильно выбрать вид спорта. Тестирование у школьного психолога показало, что я человек активный, подвижный, быстро принимаю решение. Занимаясь баскетболом, я выбрала правильный вид спорта, учитывая особенности своего характера.

Заключение

1.Спорт всегда способствовал мирной, здоровой жизни. История спорта насчитывает не одно тысячелетие. Футбол одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому

2. В результате исследования я выяснила, что многие учащиеся нашей школы занимаются спортом. Одним из популярных видом спорта в нашей школе является хоккей.

3. Спорт формирует характер и помогает воспитывать – выносливость, силу воли, терпение, смелость, решительность, уверенность. Моя гипотеза подтвердилась .

4. Зная особенности своей личности, учитывая их при выборе вида спорта, вы не ошибетесь. Вперед к победам!



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам