Основные положения психопатологии детского возраста классификации детская. Некоторые особенности психопатологии детского возраста Описание презентации Невропатология и психопатология детского возраста Невропатология по слайдам

Детская психопатология n Раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детских и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, особенности их проявления

Психическая болезнь заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга n нарушение отражательной деятельности выражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, n влечет за собой неправильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, n ведет к нарушению познания. n

Болезнь (нозос) динамическое, текущее образование. n имеет нозологическую специфичность, n типичный механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу. n От психического здоровья к болезни существует скачок, т. е. новая качественная ступень. n Пример болезни шизофрения. n

Патология (патос) n n n стойкое изменение, отклонение развития. состояние, не склонное к существенным трансформациям, не имеющее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, обладающее стабильностью и устойчивостью по отношению к терапии. От болезни к патологическому состоянию плавный переход. Иллюстрация: умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм, дефектные состояния, как следствие шизофрении. Психическое состояние диагностируют если психопатологический синдром днржится более 6 месяцев.

Психическая реакция изменение психики, продолжающееся не более 6 месяцев. n Примеры: эпилептическая реакция, которая у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, невротическая реакция при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами. n

Психическое развитие патологический процесс с внутренними, определяемыми этим процессом, закономерностями симптомообразования. n Изменения личности, развивающиеся у индивида в процессе длительно протекающего или не поддающегося терапии невроза. n Примеры: истерическое, ипохондрическое, астеническое развитие. n

Психоз нарушение сознания, грубые изменения личности, дезинтеграция всей психической деятельности: n с неадекватность реакций, n нарушение отражения окружающего, n исчезновение критики к своим поступкам, n неспособность осмысления происходящего, n неспособность руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями. n

Непсихотическое расстройство Невроз: n симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, n поведение больного соответствует социально принятым нормам. n

Экзогенный тип реагирования психические реакции, заболевания, состояния, развитие, развившиеся вследствие органического поражения головного мозга. Наиболее характерные клинические проявления: ь судорожный синдром, ь психо органическийсиндром, ь амнестический синдром, ь синдромы расстроенного сознания

Психогенный тип реагирования психические реакции, заболевания и развитие, возникающие при переживании трудных жизненных ситуациях или катастрофах n Пример: псевдодементный синдром у подростков когда им угрожает потеря социального статуса. n

Эндогенный тип реагирования qпсихические реакции, заболевания, состояния и развитие, как следствие внутренних, наследственно конституциональных факторов. q Пример: наследственная предрасположенность к заболеваниям или заболевания (шизофрения, умственная отсталость). q. Характерен синдром психического автоматизма.

Течение психических заболеваний Непрерывное n Приступообразное n Смешанное n Волнообразное n Пароксизмальное n Прогредиентное n Регредиентное n

Продуктивные симптомы выражение деятельности неповрежденных слоев нервной системы, n отражают относительно неспецифическую реакцию организма на этиологические факторы. n Качественно новые, связанные с возникновением заболевания, психические проявления, которые не есть возрастные особенности больного. n Пример: астенические, депрессивные, маниакальные, навязчивые, галлюцинаторные, бредовые, кататонические и др. проявления психических реакций, болезней, состояний. n

Негативные симптомы вызванные патологическим процессом и связанные с этиологическим фактором. n Часто отражают нозологическую специфику заболевания их выявление облегчает диагностику. n Пример: истощаемость психических процессов, субъективно осознаваемая измененность «Я» , дисгармония личности, снижение энергетического потенциала, снижение уровня личности, регресс личности, амнестические расстройства, тотальное слабоумие. n

Взаимоотношения биологического и социального Меняются в процессе развития заболевания n Временно или на продолжительный период усиливаются природно психические явления. n Примеры: 1. расторможение влечений при психопатоподобных состоя ниях; 2. регресс психики на более ранний уровень развития при органических заболеваниях. n

Дизонтогенез Проявление разлада между психическим и социальным, n Может лежать в основе возникновения симптомов. n Различные варианты асинхронии развития: сосуществования задержек развития одних функциональных систем, своевременного и обгоняющего развития других. n

Психическийдизонтогенез: нарушения темпа, сроков развития психики в целом и отдельных ее частей, n нарушение со отношения компонентов развивающейся психики. n Может быть детерминирован воздействиями: Ø биологическими (генетическими и экзогенно органическими) Ø микросоциальными Ø психологическими. n

Биологические факторы Вызванные средовыми n участвуют в воздействиями формировании нервно отклонения психического n В основе имеют состояния, механизм перехода взаимодействуя с социально психического факторами социально через природно психологической психическое в среды нейродинамические изменения.

Психический дизонтогенез в форме задержанного, n искаженного (диспропорционального) развития психики n n основа доманифестной (до развертывания выраженных симптомов) шизофрении или ее суть.

Типы шизофренического дизонтогенеза n Аутизм, аутистическая психопатия. Биологическое происхождение этап скрытое течение начальный постпроцессуа льный дефект

Олигофреноподобный дефект При злокачественном течении детской шизофрении. n Уровень функционирования психики в манифестный период снизился и остается неизменным n

Регресс речи и поведения При неблагоприятном, но не злокачественном течениии шизофрении. n Уровень функционирования психики в сравнении с манифестным периодом постоянно в течение шизофренического процесса снижается. n

Психофизический инфантилизм Связан с относительно благоприятно протекающими формами шизофрении n Характеризуется незрелостью, главны мобразом, эмоционально волевой сферы. n Неравномерен, сочетается с аутизмом, другими шизофреническими изменениями личности. n

Ретардация Задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем организма. n Определяется по отставанию развития системы от паспортного, био логического или психического возраста. n В патогенезе психических заболеваний детского возраста могут участвовать механизмы об щей и парциальной ретардации развития. n

Примеры ретардации: Умственная отсталость, задержка психического развития, включая общий и частичный психический инфантилизм. n Запаздывает переход (оформление) природно психических функциональных систем в более сложные социально психические образования, что приводит к недостаточности последних n Больше всего страдают познавательные функции. n

Примеры ретардации: От степени недоразвития нейрофизио логических механизмов зависит формирование психосоциальных образований, n Процесс социализации обычно выявляет потенциальные возможности высшей нервной деятельности и способствует облегчению развития компенсаторных механизмов. n

Фор мы психическогодизонтогенеза эволютивные психическое недоразвитие n Психический инфантилизм n Невропатия n Психопатии n процессуальные n Олигофреноподобные состояния n Психопатоподобные состояния n Процессуальный инфантилизм

Дизонтогенетические симптомы Не являются специфичными n Характеризуют период онтогенеза, в котором произошло повреждение структуры или тяжелое нарушение функции развивающегося мозга. n Не все дизонтогенетические симптомы стойкие n Некоторые имеют преходящий характер. n

Акселерация Формирующаяся одна или несколько функциональных систем развиваются и созревают быстрее, чем в норме. n Ускоренное половое созревание способно повлиять на течение шизофрении, эпилепсии. n Акселерация ускоряет появление пер вых симптомов шизофрениии, способствует ее обострению. n Уребят акселератовчаще встречается острое/ подострое начало заболевания, большая вероятность тяжелого течения. n

Классификации психических расстройств Отражают достижения, методологию, перспективы развития, теоретические основы, практические подходы психиатрии. n Классификация В. Моге 1(1857)отражает идеи о вырождении: синдромы, отмечаемые у предков, утяжеляются из поколения в поколение. n W. Grisinger (1867) различные патологические проявления рассматривал как cтадии одного психоза. n

Международная классификация психических расстройств детского возраста трехосевая классификационная схема создана в 196 9 г. 1. ось - клинический психиатрический синдром, 2. ось - интеллектуальный уровень, 3. ось - сопутствующие или этиологигеские факторы. 4. ось – биологические факторы введена в 1975 г. 5. ось –психосоциальная введена в 1988 г. n

1 ось. Клинический психиатрический синдром 0. Нормальные отклонения n 1. Адаптационные реакции n 2. Специфические расстройства развития n 3. Поведенческие расстройства n 4. Невротические расстройства n 5. Психозы n 6. Расстройства личности n 7. Психосоматические расстройства. n 8. Другие клинические синдромы. n 9. Проявления легких психических отклонений n

2 ось Интеллектуальный уровень 0. Нормальные варианты интеллекта n 1. Легкая отсталость n 2. Умеренная отсталость n 3. Тяжелая отсталость n 4. Глубокая отсталость n 5. Отсталость, степень которой невозможно оценить n 6. Неизвестно, отсталый ребенок или нет n

3 ось Биологические факторы 0. Неневрологические состояния n 1. Инфекционные и постинфекционные иммунологические заболевания ЦНС n 2. Новообразования и сосудистые заболевания n 3. Нарушения питания и обмена веществ, поражающие ЦНС n 4. Хромосомные аномалии n 5. Врожденные пороки ЦНС n

3 ось Биологигеские факторы 6. Семейные наследственные и дегенеративные заболевания ЦНС. n 7. Специфические нарушения развития n 8. Хронические неврологические синдромы n 9. Нарушения органов чувств, спинного мозга и периферических нервов n 4 ось Сопутствующие влияния

5 ось Психосоциальная 0. Нормальная психосоциальная ситуация n 1. Нарушенные внутрисемейные отношения n 2. Психические расстройства, отклонения, инвалидность у воспитателей детей n 3. Неадекватная или искаженная внутрисемейная коммуникация n 4. Плохое качество воспитания n 5. Нарушенное непосредственное окружение n

5 ось Психосоциальная 6. Неблагоприятные жизненные события n 7. Социальные стрессоры n 8. Хронические межперсональные трудности, связанные со школой или работой n 9. Стрессогенные события, ситуации, вызванные инвалидностью или расстройствами, имеющимися у ребенка n

Отечественная классификация психических расстройств детского возраста предложена в 1984 г. для клинико диагностических целей. n Основана на четырех осях. n

1 ось Патогенетически динамическая систематизирует психические расстройства: а)патологические реакции и неэволютивные состояния; б)нарушения психического развития и эволютивные патологические состояния; в)болезненные процессы.

2 ось Патогенетически уровневая обозначает: а)психотический уровень; б)непсихотический уровень. 3 ось. Клинико нозологигеская Позволяет отнестипсихическое расстройство к заболеванию.

4 ось Клинико синдромологическая q Определяет синдромы заболеваний: n формы шизофрении (кататоническую, гебефреническую, простую, параноидную) n Клинические варианты неврозов (страха, истерический, навязчивости, астенический…) q Не оценивает интеллектуальный уровень, неврологические и соматические расстройства, личностные особенности больного ребенка и социальные влияния.

Американская классификация DSМ 1 Y Используется во многих странах n Предназначена для систематизации психических расстройств у взрослых и детей. n Оценивает психического больного по пяти главным осям: 1. Клинические синдромы 2. Расстройства личности, умственная отсталость 3. Соматические заболевания 4. Психосоциальные проблемы 5. Наивысший уровень функциональной адаптации в тече ние истекшего года n

Первый раздел. 10 подразделов: n 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. расстройства мла денцев, детей и подростков. Умственная отсталость Расстройства обучения Расстройство развития моторных навыков Расстройства общения Общие расстройства развития Расстройство с дефицитом внимания и расстройство с де структивным поведением; Расстройства пищевого поведения Расстройства в виде тика Расстройства, связанные с выделениями Другие расстройства

Американская классификация Одна из задач этой диагностической системы- создание об легчающего диагностику инструмента связи: Ø между специалистами, участвующими в лечении, воспитании и коррекционной пе дагогике Ø между учреждениями. n Другая задача – способствовать целостному подходу к анализу психических расстройств у детей на основе многоосевой систематики. n

Международная классификация болезней 10 пересмотра 5 глава создана для унификаци диагнозов психических расстройста в разных странах n Основное назначение - статистический учет заболеваний, необ ходимый для организации служб помощи больным. n Используется для сравнения заболеваемости в разных регионах и государствах n

F 8 Нарушения психологического развития F 80 Специфические расстройства развития речи n F 80. 0 Специфические расстройства артикуляции речи n F 80. 1 Расстройство экспрессивной речи n F 80. 2 Расстройство рецептивной речи n F 80. 3 Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау Клеффнера) n F 80. 8 Другие расстройства развития речи n F 80. 9 Расстройства развития речи, неуточненные n

F 81 Специфическиерасстройства развития школьных навыков F 81. 0 Специфическое расстройство чтения n F 81. 1 Специфическое расстройство спеллингования n F 81. 2 Специфическое расстройство навыков счета n F 81. 3 Смешанное расстройство школьных навыков n F 81. 8 Другие расстройства школьных навыков n F 81. 9 Расстройство развития школьных навыков, неуточненное n

F 84 Общие расстройства развития F 84. 0 Детский аутизм n F 84. 1 Атипичный аутизм n F 84. 2 Синдром Ретта n F 84. 3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста n F 84. 4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отста лостью и стереотипными движениями n F 84. 5 Синдром Аспергера n F 84. 8 Другие общие расстройства развития n F 84. 9 Общее расстройство развития, неуточненное n

F 90 Гиперкинетическиерасстройства F 90. 0 Нарушение активности внимания n F 90. 1 Гиперкинетическое расстройство поведения n F 90. 8 Другие гиперкинетические расстройства n F 90. 9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное n

F 91 Расстройства поведения F 91. 0 Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи n F 91. 1 Несоциализированное расстройство поведения n F 91. 2 Социализированное расстройство поведения n F 91. 3 Оппозиционно вызывающее расстройство n F 91. 8 Другие расстройства поведения n F 91. 9 Расстройство поведения, неуточненное n

F 92 Смешанные расстройства поведения и эмоций F 92. 0 Депрессивное расстройство поведения n F 92. 8 Другие смешанные расстройства поведения и эмоций n F 92. 9 Смешанное расстройство поведения и эмоций, неуточненное n

F 93 Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста F 93. 0 Тревожное расстройство в связи с разлукой n F 93. 1 Фобическое тревожное расстройство n F 93. 2 Социальное тревожное расстройство n F 93. 3 Расстройство сиблингового соперничества n F 93. 8 Другие эмоциональные расстройства детского возраста n F 93. 9 Эмоциональное расстройство детскогов озраста, неуточненное n

F 94 Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста F 94. 0 Элективный мутизм n F 94. 1 Реактивное расстройство привязанности n F 94. 2 Расторможенное расстройство привязанности детского возраста n F 94. 8 Другие расстройства социального функционирования детского возраста n F 94. 9 Расстройство социального функци онирования детского возраста, неуточненное n

F 95 Тикозныерасстройства F 95. 0 Транзиторное тикозное расстройство n F 95. 1 Хроническое двигательное или голосовое тикозное расстройство n F 95. 2 Комбинированное голосовое и множественное двигательное тикозное расстройство (синдром де ля. Туретта) n F 95. 8 Другие тикозные расстройства n F 95. 9 Тикозное расстройство, неуточненное n

F 98 Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте n F 98. 0 Неорганический энурез F 98. 1 Неорганический энкопрез n F 98. 2 Расстройство питания в младенческом возрасте n F 98. 3 Поедание несъедобного (симптом Пика) в младенчестве и детстве n F 98. 4 Стереотипные двигательные расстройства n F 98. 5 Заикание F 98. 6 Речь в захлеб n

F 98. 8 Другие специфические поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте F 98. 9 Неуточненные поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Детская психопатология - медицинская дисциплина, занимающаяся исследованием причин, описывающая симптомы, течение и возможности профилактики, лечения и реабилитации психических расстройств у детей.

Представители разных психиатрических школ вкладывают несколько различное содержание в определение самой психопатологии и ее отличия от психиатрии. Например, существует понятие специальной, или общей, психопатологии - научной дисциплины, занимающейся общими вопросами сути и происхождения психических расстройств, основных устойчивых форм их проявления, отражающихся в наиболее распространенных симптомах и их группах (синдромах), в вариантах их течения и в подходах к лечению. Частная психопатология изучает синдромы психических расстройств применительно к отдельным нозологическим единицам.

Последнее определение наиболее близко к психиатрии. Психопатология определяется как наука о развитии психических расстройств; психиатрия определяется как прикладная дисциплина, направленная на помощь конкретному больному. Это понимание отражено в работах теоретика психиатрии Карла Ясперса (1883-1969), считавшего, что психопатология является теорией, а психиатрия - клинической практикой. Вместе с тем приходится встречаться и с узким пониманием психопатологии как проявления психического расстройства.

Несмотря на то, что изучение детской психопатологии началось сравнительно недавно, можно выделить ряд ее особенностей и направлений. Начиная с работ Рене Шпитца, а затем Джона Боулби, психические расстройства, характерные для детей грудного возраста, рассматриваются системно. Так, в работах Р. Шпитца 1967 г. психопатологию грудного ребенка определяет этиологический фактор - отношение матери к ребенку. Случаи полного отвержения младенца могут привести к коме новорожденного; чрезмерная, полная тревоги забота о нем - к коликам третьего месяца жизни. Частые колебания материнского отношения от баловства к враждебности провоцируют возникновение у младенца бесцельной чрезмерной подвижности (раскачивание, як- тация), а сознательное контролирование проявлений враждебности к ребенку приводит к появлению у него гиперактивности (агрессивный гипертим по Дж. Боулби). Таким образом, детская психиатрия рассматривала возникновение психопатологии в младенчестве и раннем детстве в системе отношений с близким взрослым. Феномены психических нарушений в раннем детстве являются отражением больших или меньших проблем функционирования эмоциональной системы.

Эмоции при этом рассматриваются не только как фундаментальная возможность самовыражения человека, но и как важная основа для ситуаций выбора, принятия решений. Эмоции определяют внутренний климат для протекания мыслительных процессов и формирования представлений. Они устанавливают ценности и создают значения. Эмоции влияют на коммуникацию с другими людьми благодаря мимическим и другим невербальным сигналам и образуют этим основу для ранних взаимоотношений. При этом эмоциональный диалог представляет собой матрицу для развития самости (более подробно об этих аспектах раннего взаимодействия см. в литературных источниках, указанных в рекомендуемой литературе к разделу 1).

Следующей чертой, характеризующей детскую психопатологию, а особенно психопатологию младенческого и раннего возрастов, является отсутствие известных во взрослой психиатрии четко очерченных расстройств, симптомов и синдромов. Понять проявления психопатологических состояний возможно при изучении соматических жалоб и расстройств, описываемых другими медицинскими дисциплинами - педиатрией, неврологией и т.п.

Психопатологическая симптоматика зависит от возраста ребенка. Детское развитие в первые годы чрезвычайно динамично. При этом необходимо отметить, что в специальной литературе традиционно используются различные определения границ возрастных периодов раннего детства. В рассматриваемом возрастном диапазоне выделяются два периода: первый год жизни - грудной, младенческий возраст; далее до 3-х лет включительно - ранний возраст. Однако это подразделение не является общепринятым. Так, например, в англоязычной литературе принято говорить о младенческом возрасте - infancy, определяя его как период от 0 до 18 месяцев. Согласно корню, латинское действительное причастие наст. вр. infans означает неговорящий, немой, безмолвный, то есть подходит для характеристики ребенка, еще не освоившего речь. Следующий возрастной период обозначается как тоддле- ровский. Глагол to toddle имеет общее значение ковылять, в применении же к ребенку - значение учиться ходить, а существительные a toddler и разг. a toddle означают ребенок, начинающий ходить. Возрастной диапазон этого периода от 18 месяцев до 3 лет. Наконец, a preschooler - дошкольник - ребенок в возрасте 4-5 лет. В немецкоязычном профессиональном сообществе в силу традиции закрепилось другое деление по возрастам раннего детства - период новорожденности (1-4 неделя жизни), грудной возраст (1-12 месяц жизни) и ранний детский возраст - возраст от 1 до 5 лет.

Связь психопатологии с возрастом ребенка в отечественной литературе наиболее полно представлена в работах одного из основателей отечественной детской психиатрии В. В. Ковалева (понятие об уровне нервно-психического реагирования). Согласно В. В. Ковалеву, возраст от 0 до 3 лет включительно является возрастом соматовегетативного реагирования. Для него характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.

Нередко с возрастом ребенка происходит трансформация психических расстройств (рис. 1).

В каждом возрастном периоде существуют наиболее уязвимые к возникновению психопатологии области развития и наиболее часто встречающиеся симптомы.

Представляется важным отдельно обсудить взаимоотношения психопатологии и с неврологией как дисциплиной, занимающейся изучением функционирования, повреждений и заболеваний нервной системы (устаревшее название - невропатология). Необходимо отметить, что предполагаемой основой психической деятельности является нервная система, особенно центральный ее отдел - головной мозг. Во время активного развития дисциплин неврологии и психиатрии они были тесно связаны. Нередко врачи объединяли в себе эти две ипостаси. Например, Жан Мартен Шарко - невролог - известен в психиа-

Рис. 1.

трии как один из первых исследователей истерии. Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, начинавший как невролог, предложил название одного из самых известных детских неврологических заболеваний - детского церебрального паралича. В России это целая плеяда выдающихся ученых, внесших вклад в развитие обеих дисциплин, - А. Я. Кожевников, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо. В настоящее время можно отметить новый виток интереса к неврологической и нейрофизиологической основе психического расстройства, поддерживаемый открытиями последних лет и достижениями в области нейродиагностики. Представляется важным изучение психологических и биологических последствий травмы, общих стрессовых воздействий и негативного опыта взаимодействия в течение всего периода развития [Чиккетти, Валькер, 2001].

В рамках психиатрического подхода существуют различные представления о природе психических расстройств. Вопрос о том, чему следует личность ребенка в своем развитии - определенному врожденному плану или же детерминантам, характеризующим окружающую ребенка среду, - до сих пор не снят с повестки дня и отражается в научных дискуссиях между представителями естественных и гуманитарных наук.

В научной среде тем не менее сформировалось представление о том, что не только сама природа человека определяет его судьбу, в том числе, заболевание, но и взаимодействие его природы с жизненным контекстом, в котором протекает его развитие.

В области психиатрии эти изменения мы наблюдаем в невозможности считать причиной заболевания только биологические факторы (уход от «биологической психиатрии»), или только влияние биографических данных, или только воздействие жизненного опыта. Поведение ребенка нельзя рассматривать как выражение мозговых функций. В то же время нельзя и нарушенные церебральные функции изучать только через призму индивидуального опыта. В своем развитии уже с рождения ребенок нуждается в социальных рамках и в дальнейшем формирование его психики во многом определяется эмоциональным взаимодействием с близкими.

Психопатология развития - это подход, использующий методы психиатрии и психотерапии для понимания феноменов психических нарушений как результата приспособления и развития. Психопатологические симптомы при этом рассматриваются не как отражение психического заболевания, а как проявление нарушений развития, вызванных сложностями взаимодействия со своим (социальным) окружающим миром.

Подобный подход освобождает от необходимости подразделения на классические психические заболевания, пытается сформировать гипотезы о возникновении проблем взаимоотношений и развивает терапевтические представления о возможных изменениях в дисфункциональных взаимоотношениях.

Психические расстройства в раннем детском возрасте могут появляться тремя путями, которые нередко пересекаются.

Во-первых, существуют нарушения, носящие врожденный характер и ведущие к массивным нарушениям материнско-детского взаимодействия. Один из примеров этому - аутизм. При этом заболевании имеется врожденная неспособность к различению аффектов, а нейро- психологические дефициты ведут к выраженным нарушениям ранней коммуникации.

Второй механизм - специфическое душевное повреждение, называемое также травматизацией. Ребенок подвергается насилию и испытывает неуверенность, при этом не получая помощи взрослого. Нередко сам взрослый принимает участие в актах физического или сексуального насилия. В результате механизмов переработки травмы возникают диссоциативные расстройства, оказывается влияние на процессы памяти, развития личности, аффективной регуляции. Эти расстройства весьма подробно изучены у взрослых пациентов. Наиболее часто указание на травму находят в анамнезе у пациентов с нарушениями пищевого поведения по типу булимии, с юношескими депрессиями, с синдромом Бор- дерлайн. При юношеском синдроме самоповреждения травмы в раннем возрасте определяются в 60% случаев [Реш, 2001].

Третий, наиболее частый, механизм раннедетских нарушений - нарушения родительско-детского взаимодействия и их тонкая настройка посредством детских, родительских или ситуативных факторов. И отнюдь не острые стрессовые события, а повседневные кризисы, приводящие к постоянной недооценке детских чувств, суммация недопонимания, ошибочной оценки, невнимания и неумения правильно реагировать друг на друга образуют материал, из которого возникают психогенные нарушения саморегуляции, ранние нарушения отношений и синдромы перестимуляции. Особенности психоэмоционального развития раннего детства оказывают выраженное влияние на развитие и проявление психопатологических расстройств во все последующие периоды жизни. Дети с ненадежной привязанностью в более позднем возрасте склонны к эмоциональным расстройствам [Реш, Мёлер, 2001].

Дети с ненадежной привязанностью из низких социальных слоев населения в школьном и юношеском возрасте чаще демонстрируют психические отклонения: ограниченные контакты со сверстниками, депрессию, колебания настроения и экспансивные нарушения с агрессивными тенденциями [Гринберг, 1999].

Существуют многочисленные конвергирующие пути к возникновению психопатологии, которые базируются не только на нейрональных особенностях, но которые изменяются благодаря психологическим или же соматическим стрессорам и на которые при этом оказывают влияние генетические повреждения, ранний опыт и сохраняющиеся негативные жизненные события.

Вопросы и задания для самоконтроля к разделу 1

Вопрос 1. Что является предметом изучения детской психопатологии, в чем заключается ее специфика?

Вопрос 2. Каковы особенности психопатологии в раннем детском возрасте?

Вопрос 3. Опишите влияние социальных, психологических и биологических факторов в развитии психопатологии детского возраста.

Темы реферативных сообщений к разделу 1

  • 1. Роль социальных, психологических и биологических факторов в развитии психопатологии детского возраста.
  • 2. Возрастные особенности психопатологических проявлений у детей и возможности прогностической оценки развития.
  • 3. Интердисциплинарный подход к проблемам развития психопатологии раннего возраста.

Детская психиатрия - клиническая дисциплина, изуча­ющая этиологию, патогенез, клинику, распространенность детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая ме­тоды их клинической и лабораторной диагностики, вопросы про­гноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

Детская психопатология - раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детских и подрост­ковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симпто­мов и синдромов.

Психигеская болезнь - это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой де­ятельности. П. Б. Ганнушкин (1924) уточняет: «Душевная болезнь связывается с состоянием всего организма, с врожденной консти­туцией индивидуума, с состоянием его обмена веществ, с функцио­нированием эндокринной системы, наконец, с состоянием нервной системы, как цереброспинальной, так и вегетативной».

При психической болезни извращается, нарушается отража­тельная деятельность, что ведет к нарушению познания. Она вы­ражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, влечет за собой не­правильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, в которых чаще всего и проявляется.

Распознавание психических расстройств и последующее их ле­чение, а также реабилитация (абилитация) больных требуют бо­лее точного, дифференцированного подхода к нарушениям психи­ки. С этой целью используются понятия болезни (нозос) и пато­логии (патос).

Болезнь (нозос) - болезненный процесс, динамическое, теку­щее образование. Она в связи с определенным комплексом факто­ров имеет нозологическую специфичность, типичный для нее ме­ханизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу. От психического здо­ровья к болезни существует скачок, т. е. новая качественная сту­пень. Примерами болезни (нозоса) в психиатрии являются ши­зофрения, соматогеннный и инфекционный психоз.

Патология (патос) - патологическое состояние, стойкое из­менение, результат патологических процессов или порок, отклоне­ние развития. Это состояние - патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имею­щее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью. От болезни к патологи­ческому состоянию - плавный, иногда незаметный переход от од­ного состояния к другому. Иллюстрацией того, что такое патос (патологическое состояние), могут быть отклонения в развитии (умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм), психопатия (расстройства формирования личности), дефектные состояния, возникающие как следствие психозов (шизофрении), мозговых инфекционных заболеваний (энцефалитов), травматиче­ских повреждений мозга. Для того чтобы диагностировать психи­ческое состояние, необходимо констатировать, что психопатологи­ческий синдром не развивается и не регрессирует в течение более 6 месяцев.

В описанные понятия «нозос» и «патос» не укладываются все обнаруживаемые расстройства.

Так, например, кратковременное, продолжающееся не более 6 месяцев изменение психики называ­ется психигеской реакцией. К такого рода реакциям относятся эпилептическая реакция, которая может возникнуть у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, или невротическая реакция, возникшая при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами (разлука с ро­дителями).

Психигеское развитие - патологический процесс с внутрен­ними, т. е. определяемыми этим процессом, закономерностями симптомообразования. К этому типу нарушений относится, напри­мер, невротическое (истерическое, ипохондрическое, астениче­ское) развитие, т. е. изменения личности, развивающиеся у инди­вида в процессе длительно протекающего или не поддающегося терапии невроза.

При обнаружении отклонений в психике у ребенка работаю­щий с ним психолог (педагог) может заподозрить различные рас­стройства - психоз, если предполагает серьезные нарушения, или невроз (эмоциональные, поведенческие нарушения), если считает их легкими. Однако для таких диагностических предположений, которые необходимы для оценки социально значимых сторон дея­тельности индивида, требуются твердые знания того, в чем осо­бенности этих расстройств психики.

Психоз - тяжелое нарушение психики, характеризующееся не­адекватностью реакций, нарушением отражения окружающего, ис­чезновением критики к своим поступкам, неспособностью осмыс­ления происходящего, неспособностью руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями. Иными словами, пси­хоз проявляется нарушением сознания, грубыми изменениями личности или дезинтеграцией всей психической деятельности.

Непсгасотигеские расстройства (например, невроз) - это симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, а поведение больного, страдающего этими расстройствами, соответствует социально принятым нормам.

Диагностика психических расстройств не может быть точной без понимания типа реагирования личности и организма на ту или иную вредность. Это важно не только для определения не­обходимого терапевтического вмешательства, но и для прогноза возникшего психического нарушения.

Экзогенный тип психического реагирования - психические ре­акции, заболевания, состояния, развитие, своим происхождением обязанные органическим поражениям головного мозга. Органи­ческие поражения мозга - вредности (черепно-мозговые травмы, опухоли, сосудистые и инфекционные заболевания мозга, интоксикации), непосредственно действующие на мозг. Наиболее характерные клинические проявления: судорожный синдром, психо­органический синдром, амнестический синдром, синдромы рас­строенного сознания.

Психогенный тип психического реагирования - психические реакции, заболевания и развитие, возникающие при переживании трудных (разрушение семьи, измена близкого человека и т. д.) или катастрофических (пожар, землетрясение, дорожно-транспортное происшествие) жизненных обстоятельств. Примером этого типа реагирования может быть псевдодементный синдром, нередко воз­никающий у подростков, находящихся под угрозой потерять свой социальный статус.

Эндогенный тип психического реагирования - психические ре­акции, заболевания, состояния и развитие, причиной которых яв­ляются внутренние (эндогенные), наследственно-конституциональ­ные факторы. Наиболее типичный пример этого типа реагирова­ния - передача по наследству (через гены или хромосомы) предрасположения или самого заболевания (шизофрения, некото­рые формы эпилепсии, умственная отсталость, связанная с нару­шениями метаболизма или зависящая от хромосомных аберра­ций). Очень характерен для этого типа реагирования синдром психического автоматизма.

Приводя эти традиционно выделяемые типы реагирования, следует сказать, что в чистом виде эти реакции встречаются не ча­сто. Наиболее вероятно возникновение экзогенного или психоген­ного типа реагирования на фоне неблагоприятной наследственно­сти или своеобразной конституции (совокупности относительно устойчивых анатомических и функциональных свойств человека, обусловленных наследственностью, а также длительным влиянием

окружающей среды). В то же время возникновение эндогенных реакций, как правило, определяется провокацией экзогенными факторами (инфекционными заболеваниями, травматическими по­ражениями мозга, интоксикациями). Естественно, клиническая картина в этих случаях несет черты и эндогенного, и экзогенного типов реагирования. Это обстоятельство необходимо учитывать, в частности, потому, что такое сочетание приводит к изменению классических клинических форм реагирования, затруднению диа­гностики и повышению резистентности в отношении применяемой терапии. Действительно, в последнее время все больше и больше встречается таких экзогенных типов реакций, которые напомина­ют эндогенные. Они получили название эндоформных синд­ромов, или клинических картин, и во многих случаях протекают менее благоприятно.

Течение психических заболеваний. Непрерывное теге- ние - неуклонное нарастание и усложнение психических рас­стройств (соматогенный психоз).

Приступообразное тегение - чередование приступов заболева­ния и промежутков, свободных от болезненных проявлений (аф­фективные психозы).

Смешанное тегение - нарастание изменений личности, на фо- . не которого эпизодически возникают обострения (сдвиги) заболе­вания. После каждого сдвига появляются все более выраженные изменения личности (шизофрения).

Волнообразное тегение проявляется периодами ослабления или исчезновения симптоматики, однако в дальнейшем под влиянием дополнительных факторов появляются ранее исчезнувшие прояв­ления болезни, обычно в форме новых нарастающих симптомов и синдромов (невротические расстройства).

Пароксизмальное тегение - остро возникающие кратковремен­ные приступы заболевания (эпилепсия).

Прогредиентное тегение - постепенное нарастание и усложне­ние симптоматики с появлением стойких психических нарушений (шизофрения).

Регредиентное тегение - с каждым последующим приступом заболевания сокращается число синдромов и симптомов, ослабля­ется и исчезает бывшая ранее симптоматика (психические рас­стройства при черепно-мозговых травмах).

Как уже указывалось, исход психического заболевания мо­жет быть различным. Неблагоприятно протекающее заболевание может завершиться дефектом - продолжительным, стойким нару­шением - одной (познавательной, аффективной) из психических сфер или общим нарушением формирования психики (слабоумие вследствие энцефалита).

Выздоровление является полным восстановлением организма после возникших в процессе психического заболевания рас-

2 Зак. 4344
стройств. Вопреки существующим заблуждениям именно выздо­ровление - наиболее частый исход психических расстройств. Од­нако вероятность полного выздоровления находится в зависимо­сти от преморбидного (доболезненного) состояния индивида. В тех случаях, когда психическая реакция или заболевание возни­кает на фоне отягощенного преморбида (умственная отсталость, психопатия, перенесенная в прошлом черепно-мозговая травма), степень восстановления психических функций будет зависеть от выраженности остаточных явлений после ранее перенесенной вредности или от тяжести психического состояния, имевшегося до заболевания.

Третий вариант исхода - переход в хронигеское состояние, в те­чение которого продолжают оставаться хотя и менее выраженные, но преобладающие в клинической картине продуктивные симптомы.

Продуктивные симптомы - выражение деятельности неповрежденных слоев нервной системы, они отражают относи­тельно неспецифическую реакцию организма на этиологические факторы, вызвавшие заболевание. Это кагественно новые, связан­ные с возникновением заболевания психигеские проявления, кото­рые в то же время не могут быть возрастными особенностями больного. К этим симптомам относятся астенические, депрессивные, маниакальные, навязчивые, галлюцинаторные, бредовые, кататони­ческие и др. проявления психических реакций, болезней, состояний.

Негативные симптомы - симптомы, вызванные самим патологическим процессом и связанные с этиологическим факто­ром. В связи с этим в большинстве случаев они отражают нозоло­гическую специфику заболевания; таким образом, их выявление облегчает диагностику. К негативным симптомам относятся следу­ющие: истощаемость психических процессов, субъективно осозна­ваемая измененность «Я», дисгармония личности, снижение энер­гетического потенциала, снижение уровня личности, регресс лич­ности, амнестические расстройства, тотальное слабоумие.

Особенность детского организма - непрерывный и неравно­мерный процесс созревания структур и функций всего организма. Это характерно, как указано выше, и для развития психики, фор­мирующейся в процессе взаимодействия со средой. Возникающие нарушения при психических заболеваниях - в значительной сте­пени результат расстройства биологического и/или психического созревания. В связи с этим методологический подход к изучению нервно-психических заболеваний должен быть эволюционно-ди­намическим (онтогенетическим). Этот подход к анализу нерв­но-психических заболеваний был впервые разработан Г. Модели, X. Джексоном. Физиологический фундамент он получил в работах И. М. Сеченова.

Другой принцип, на котором строится клинический анализ в детской психопатологии, - единство биологического и социально­го в человеке в процессе формирования личности (В. Н. Мяси- щев). Социально-психические явления (сознание, свойства лично­сти, характер, некоторые бессознательные явления) непрерывно взаимодействуют с природно-психическими явлениями (темпера­ментом, инстинктами, влечениями, потребностями). Природно­психическое в человеке - непосредственное отражение нейрофи­зиологических процессов в организме человека. В процессе эволю­ции человека и общественного развития природно-психическое все больше и больше опосредуется социально-психическим. В он­тогенезе человека это повторяется: преобладающие в психике ре­бенка раннего возраста элементарные потребности в еде, сне, при­митивные эмоции удовольствия-неудовольствия с возрастом от­тесняются и поглощаются социально-психическими явлениями. Ведущая роль в этом движении принадлежит воспитанию в широ­ком смысле слова.

В процессе развития психического заболевания существенно изменяются взаимоотношения биологического и социального. Временно или на более продолжительный период усиливаются природно-психические явления. Примером этого могут быть, в ча­стности, расторможение влечений при психопатоподобных состоя­ниях. Другой пример - регресс психики на более ранний уровень развития при органических заболеваниях, шизофрении, а иногда и при психогенных (истерических) расстройствах. В этих случаях появляются двигательные стереотипии, эхопраксии, эхолалии, мо­торные автоматизмы, утрата двигательных навыков, возвращение лепетной речи, утрированная боязливость.

Дизонтогенез. Еще один вид разлада между психическим и социальным, который может лежать в основе возникновения не­которых симптомов - различные типы общего и психического дизонтогенеза [Ковалев В. В., 1979]. Психический дизонтогенез выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития пси­хики в целом и отдельных ее частей, а также в нарушении со­отношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка. Психический дизонтогенез может быть детерминиро­ван биологическими (генетическими и экзогенно-органическими) или неблагоприятными микросоциальными и психологическими воздействиями. Биологические факторы участвуют в формирова­нии нервно-психического состояния, взаимодействуя с факторами социально-психологической среды, а вызванные средовыми воз­действиями отклонения психики в своей основе имеют механизм перехода социально-психического через природно-психическое в нейродинамические изменения.

Психический дизонтогенез в форме задержанного или иска­женного (диспропорционального) развития психики может быть основой доманифестной (до развертывания выраженных симпто­мов) шизофрении (Г. Е. Сухарева) или ее сутью (Л. Бендер).

Шизофренигеские нарушения развития (дизонтогенез) М. Ш. Вро- но (1979) систематизирует, например, следующим образом:

1. Шизофренический дизонтогенез генетического происхожде­ния, чаще всего проявляющийся аутизмом или аутистической пси­хопатией. Биологическое происхождение его - либо скрытое тече­ние шизофренического процесса, либо самый его начальный этап, либо постпроцессуальный дефект.

2. Олигофреноподобный дефект при злокачественном течении детской шизофрении.

3. Регресс речи и поведения при неблагоприятно, но не злока­чественно протекающей шизофрении. Уровень функционирования психики в сравнении с доманифестным периодом постоянно в те­чение шизофренического процесса снижается, тогда как при оли­гофреноподобном дефекте, раз возникнув, остается неизменным.

4. Психофизический инфантилизм, связанный с относительно благоприятно протекающими формами шизофрении, характеризу­ется незрелостью, главным образом, эмоционально-волевой сфе­ры. Он неравномерен, сочетается с аутизмом и другими шизофре­ническими изменениями личности.

Эти типы дизонтогенеза - различные варианты асинхронии развития, т. е. сосуществования задержки своевременного развития одних функциональных систем и обгоняющего развития других систем.

Другой вариант дизонтогенеза - ретардация [Ушаков Г. К., 1973] - задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем организма. Определяется ретардация по отставанию развития системы от паспортного, био­логического или психического возраста. В патогенезе психических заболеваний детского возраста могут участвовать механизмы об­щей и парциальной ретардации развития. Примеры ретардации: умственная отсталость, задержка психического развития, включая общий и частичный (парциальный) психический инфантилизм. В перечисленных случаях имеет место запаздывание перехода (оформления) природно-психических функциональных систем в более сложные социально-психические образования, что приводит к недостаточности последних, при этом больше всего страдают познавательные функции. От степени недоразвития нейрофизио­логических механизмов зависит формирование психосоциальных образований, причем процесс социализации обычно выявляет по­тенциальные возможности высшей нервной деятельности и спо­собствует облегчению развития компенсаторных механизмов.

В. В. Ковалев различает эволютивные и процессуальные фор­мы психического дизонтогенеза. К числу первых относятся со­стояния психического недоразвития, психический инфантилизм, невропатия, психопатии, являющиеся следствием разных типов нарушения развития психики. Ко вторым - олигофреноподобные, психопатоподобные состояния, возникающие в ходе шизофрении, экзогенно-органических заболеваний (энцефалиты), а" также про­цессуальный инфантилизм.

В основе формирования дизонтогенетических симптомов ле­жит задержка, замедление, остановка или искажение развития нервно-психических функций. К дизонтогенетическим симптомам относятся отставание развития познавательных функций при ум­ственной отсталости, симптомы недоразвития и задержки речи, проявления задержки психомоторных функций: «моторная де- бильность» (Дюпре), «моторный инфантилизм» (Гомбургер), це- ребеллярно-двигательная, экстрапирамидная, фронтальная мотор­ная недостаточность [Гуревич М. О., 1932]. Дизонтогенетические симптомы, связанные с механизмом искажения развития психи­ки,- это главным образом различные проявления диспропорцио­нального [Сухарева Г. Е„ 1959] развития темперамента, влечений, инстинктивных потребностей и эмоционально-волевых свойств формирующейся личности при невропатии, детском аутизме, пси­хопатиях.

Дизонтогенетические симптомы не являются специфичными и характеризуют период онтогенеза, в котором произошло повреж­дение структуры или тяжелое нарушение функции развивающего­ся мозга. Не все дизонтогенетические симптомы являются стойки­ми. Некоторые из них отличаются преходящим характером.

Наряду с проявлениями дизонтогенеза, задерживающими фор­мирование нормальной психики, наблюдаются и явления акселе­рации. В этом случае формирующаяся функциональная система или несколько систем отличаются тем, что развиваются и созрева­ют более быстрыми темпами, чем в норме. Ускоренное половое созревание, например, способно повлиять (сделать его более зло­качественным, тяжелым)- на течение таких заболеваний, как ши­зофрения, эпилепсия и т. д. Акселерация ускоряет появление пер­вых симптомов шизофрении и способствует ее обострению в пери­оды ремиссии. У ребят-акселератов чаще встречается острое или подострое начало заболевания и в дальнейшем большая вероят­ность приступообразно-прогредиентного течения, аффективных нарушений, сенестопатически-ипохондрических и дисморфофоби- ческих проявлений [Сосюкало О. Д., Большаков А. Г., Кашнико- ва А. А., 1978.].

  • 25.3. Особенности проявления основных * психических заболеваний в детском возрасте
  • § 6. Основные методы игровой психологической коррекции в детском возрасте
  • Глава 1МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БРОНХОЛЕГОЧНОЙ СИСТЕМЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
  • Альтернативные препараты (перечислены в порядке возрастания стоимости)
  • Вопрос 1: понятие о синдроме и симптоме. Психопатология детского возраста
  • СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Г.В. Гуровец

    Психопатология детского возраста

    Допущено Министерством образования и науки

    Российской Федерации в качестве учебного пособия

    для студентов педагогических училищ и колледжей,

    обучающихся по специальностям "Дошкольное образование",

    "Специальное дошкольное образование", "Специальная

    педагогика в специальных (коррекционных) образовательных

    учреждениях","Коррекционная педагогика в начальном образовании"

    ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ

    ЦЕНТР ВЛАДОС

    УДК 616.89-053.2(075.32)

    ББК 56.14я723-1+57.33я723-1

    Руководитель издательской программы подготовки учебников и учебных по­собий по коррекционной педагогике и специальной психологии для высших и средних специальных учебных заведений - лауреат Государственной премии в области образования Российской Федерации, заслуженный работник выс­шей школы Российской Федерации, профессор В.И. Селиверстов

    Рецензенты:

    кафедра дошкольной дефектологии МПГУ;

    кафедра анатомо-физиологических основ дефектологии МПГУ;

    В.Г. Петрова - доктор психологических наук, профессор;

    Е.А. Стребелева - доктор педагогических наук, профессор;

    А.А. Кашникова - кандидат медицинских наук, ведущий научный

    сотрудник НИИ психиатрии Министерства здравоохранения РФ

    Гуровец Г.В.

    Психопатология детского возраста: учеб. пособие для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по специальностям "Дошк. образование", "Спец. дошк. образование", "Спец. педагогика в спец. (коррекц.) образов, учреждениях", "Коррекц. педагогика в нач. об­разовании" / Г.В. Гуровец. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 359 с. - (Специальное образование).

    ISBN 978-5-691-01637-0.

    Агентство CIP РГБ.

    В пособии даны основные сведения о развитии общей и детской психиатрии. Подчеркивается тесная связь детской психиатрии с нев­рологией, со специальной педагогикой и физиологией. Обращается внимание на значение наследственного, социального и возрастного факторов в этиологии психических расстройств. Излагаются общие принципы клинического и психолого-педагогического обследования детей с различными отклонениями. Описываются проявления общей (симптомы и синдромы) и частной психиатрии (психопатологии), наиболее часто встречающиеся в детском и подростковом возрасте.

    Учебное пособие предназначено для студентов высших и средних специальных учебных заведений, педагогов и воспитателей дошко­льных учреждений комбинированного и компенсирующего видов.

    УДК 616.89-053.2(075.32) ББК 56.14я723-1+57.33я723-1

    ISBN 978-5-691-01637-0

    © Гуровец Г.В., 2008

    © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008

    © Оформление. ООО «Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС», 2008

    ВВЕДЕНИЕ.. 5

    РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИИ (ПСИХИАТРИИ) 7

    ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХИАТРИИ.. 7

    1. История развития общей психиатрии. 7

    2. История развития детской психиатрии и специальной педагогики. 9

    ГЛАВА 2. КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОПАТОЛОГИИ.. 13

    1. Детская психиатрия и физиология. 13

    2. Эволюционно-динамический подход. 18

    РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ.. 24

    ГЛАВА 1. СИМПТОМЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.. 24

    1. Формирование познавательного процесса. 24

    2. Расстройства процесса познания. 25

    3. Аффективные и эффекторные расстройства. 41

    ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ... 50

    1. Синдром ранней детской невропатии. 51

    2. Гипердинамический синдром.. 52

    3. Синдром уходов из дома и бродяжничества (дромомания) 55

    4. Синдром страхов. 57

    5. Синдром патологического фантазирования. 60

    6. Синдром раннего детского аутизма. 62

    7. Синдром дисморфофобии. 65

    8. Церебрастенический синдром.. 67

    9. Синдром расстройства сознания. 68

    10. Судорожный синдром.. 71

    11. Психоорганический синдром.. 72

    РАЗДЕЛ III. ЧАСТНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ.. 75

    ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ, ИНФЕКЦИЯХ, ИНТОКСИКАЦИЯХ, ТРАВМАХ ЧЕРЕПА.. 75

    1. Соматические заболевания. 75

    2. Детские инфекции. 77

    3. Нейроинфекции (менингиты, энцефалиты) 79

    4. Интоксикации (алкоголизм, наркомания) 85

    5. Травмы черепа (энцефалоастения, энцефалопатия, травматическая эпилепсия, расстройства поведения, травматическое слабоумие) 94

    ГЛАВА 2. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЯХ 99

    1. Эпилепсия. 99

    2. Шизофрения. 105

    3. Маниакально-депрессивный психоз. 112

    4. Реактивные состояния (психозы, неврозы) 113

    5. Психопатия (патология личности) 126

    РАЗДЕЛ IV. КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ) 136

    ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ.. 136

    1. Исторический аспект изучения интеллектуальных нарушений. 136

    2. Общая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями. 138

    3. Классификация умственной отсталости. 139

    4. Клинические особенности трех степеней умственной отсталости. 140

    5. Вопросы этиологии умственной отсталости. 142

    6. Вопросы патогенеза и патологической анатомии умственной отсталости. 143

    ГЛАВА 2. КЛИНИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ.. 146

    1. Умственная отсталость эндогенной природы.. 146

    2. Умственная отсталость, обусловленная внутриутробными вредностями. 154

    3. Умственная отсталость, возникающая в связи с различными вредностями, во время родов и в раннем детстве. 164

    4. Задержка психического развития (ЗПР) соматогенного, конституционального, церебрально-органического и психогенного происхождения. 167

    1. Методы клинического обследования детей с психоневрологической симптоматикой. 170

    2. Неправильное воспитание детей как одна из причин их нарушенного психического здоровья 175

    3. Коррекционное воспитание детей с задержкой психического развития. 177

    4. Коррекционное воспитание детей с недостатками умственного развития. 178

    5. Коррекционное воспитание детей при ранней детской невропатии. 179

    6. Коррекционное воспитание детей при нарушениях эмоционально-волевой сферы и общения 180

    7. Коррекционное воспитание детей с трудным поведением.. 181

    ЛИТЕРАТУРА.. 186

    Светлой памяти профессора

    Груни Ефимовны Сухаревой

    Галина Владимировна Гуровец

    Психопатология детского возраста

    Светлой памяти профессора

    Груни Ефимовны Сухаревой

    посвящается

    ВВЕДЕНИЕ

    Психиатрия и психопатология. Определение понятия психопатологии . Цели и задачи психопатологии. Роль психопатологии в деле охраны нервно психического здоровья человека. Значение курса психопатологии для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений.

    Организация специальной помощи детям. Подготовка специальных медицинских и педагогических кадров. Роль воспитателя в дошкольных учреждениях .

    Цели и задачи курса

    В последние десятилетия увеличилось количество детей с различными отклонениями в физическом и психическом развитии , с нарушениями слуха , зрения, речи и поведения. В связи с этим организовываются новые специализированные дошкольные и школьные учреждения, в которых работают педагоги, воспитатели и психологи, получившие специальное дефектологическое образование. Подготовку квалифицированных кадров осуществляют дефектологические факультеты при педагогических университетах и дефектологические отделения при педагогических училищах (колледжах), в которых студенты получают наряду с общеобразовательными предметами медицинские и психолого педагогические знания, необходимые для работы с детьми.

    В детском возрасте клинические проявления соматических, неврологических и психических расстройств тесно связаны между собой, что разрешает их объединить в единую психоневрологическую и психосоматическую проблему, разрешение которой осуществляется комплексно медицинскими и психолого педагогическими мероприятиями.

    Невропатология – медицинская наука о заболеваниях нервной системы , занимается выявлением, лечением и профилактикой нервных болезней.

    Педиатрия – изучает развитие ребенка, занимается профилактикой, диагностикой и лечением различных детских заболеваний.

    Психиатрия («психея» – душа) – медицинская наука, изучающая причины возникновения, проявления, лечение и профилактику психических расстройств.

    Психопатология детского возраста тоже медицинская наука, является частью детской психиатрии, изучающая общие закономерности и развитие детских и подростковых психических расстройств, направленная на создание методов лечебно коррекционного воздействия.

    В специальной литературе мы часто встречаем термин «психоневрология», который подчеркивает тесную связь психиатрии с неврологией. В детском возрасте различные психические расстройства чаще имеют генетические корни, которые проявляют себя на фоне соматических, инфекционных и неврологических расстройств, а также в неблагоприятной социальной обстановке. Поэтому психиатрия детского возраста тесно связана с невропатологией и педиатрией, с физиологией и психологией, которые раскрывают основные процессы функционирования всего организма и высшей нервной деятельности, обуславливающие психические процессы.

    Для подготовки специалистов – детских психиатров – существует кафедра детской психиатрии при Академии постдипломного образования врачей, которой руководила Г.Е. Сухарева. В 50 60 х годах в детских поликлиниках работали районные психоневрологи, в задачи которых входило выявление детей с отклонениями в развитии , амбулаторное лечение и при необходимости направление детей в стационар. Совместная работа врачей разных специальностей с педагогами дошкольных и школьных учреждений обусловливала преемственность профилактики и раннего выявления отклонений в развитии детей .

    Расширялась сеть специальных школ, необходима была подготовка квалифицированных педагогических кадров. В Москве и Ленинграде активизируются дефектологические факультеты по подготовке педагогов дефектологов разных направлений: олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов. Основная задача на данном этапе – подготовка педагогов дефектологов для специальных школ.

    Однако наблюдения показали, что коррекционные занятия с детьми необходимо начинать с дошкольного возраста, в связи с этим стали организовываться детские сады и интернаты для детей с отклонениями в развитии . Возникла необходимость подготовки специальных кадров педагогов и воспитателей для работы в дошкольных учреждениях. В 80 90 х годах при дефектологическом факультете Московского педагогического государственного университета (МПГУ) открылась специализированная кафедра дошкольной дефектологии для подготовки педагогов дефектологов дошкольных учреждений различных профилей. Руководит кафедрой лауреат Государственной премии в области образования РФ , заслуженный работник высшей школы РФ, профессор В.И. Селиверстов.

    С целью подготовки специалистов со средним образованием – воспитателей дошкольных учреждений, при педагогических училищах и колледжах открываются дефектологические отделения, в которых студенты получают теоретические и практические знания. Во время практических занятий студенты работают в специальных дошкольных учреждениях , набирая нужный педагогический опыт и мастерство. После окончания средних педагогических училищ многие выпускники поступают на дефектологический факультет МПГУ для продолжения обучения и получения высшего педагогического образования.

    Для квалификации воспитателя и педагога большое значение имеют знания по медицинским дисциплинам, так как в детском возрасте дети часто болеют, что сказывается на состоянии нервной системы и психической деятельности. Воспитателям, психологам, педагогам дефектологам, медицинским работникам дошкольных учреждений необходимы основополагающие знания по невропатологии и психиатрии (психопатологии), педиатрии и физиологии детского возраста для своевременного выявления отклонения в развитии ребенка и организации консультаций квалифицированной медико психолого педагогической помощи. Современные требования к уровню образованности воспитателя и педагога предполагают культуру мышления и поведения, умение разбираться во влиянии на психическое здоровье ребенка экологических и социальных проблем, обуславливающих отклонения в развитии и возникновения нервно психических расстройств у детей и подростков.

    В связи с этим задачей данного учебного пособия явилась необходимость раскрыть формирование основных психических процессов, подчеркнуть их возрастные особенности, значение нормы и патологии в психическом развитии, выявить причины отклонений и описать соответствующую клиническую картину болезни. Целью данного учебного пособия является знакомство воспитателей и педагогов в основами детской психиатрии (психопатологии) и с основными методами коррекционного воздействия при различных отклонениях психической деятельности.

    При создании данного пособия мы опирались на работы основоположников детской психиатрии и неврологии, психологии и дефектологии Г.Е. Сухаревой, Т.П. Симеон, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, М.Б. Цукер, В.В. Ковалева, Е.М. Мастюковой, Д.И. Азбукина, С.С. Ляпидевского, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой и других отечественных и зарубежных авторов.

    В первом разделе предлагается краткий очерк истории общей и детской психиатрии, рассказывающей об истоках организации специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Представлены основные положения физиологии высшей нервной деятельности, обусловливающие эволюционно динамический подход к формированию психических функций.

    По втором разделе приводятся общие сведения о формировании психической деятельности детей и подростков и различные виды отклонений: симптомы и синдромы психических расстройств.

    В третьем разделе раскрываются закономерности формирования познавательного процесса в возрастном аспекте и виды психических расстройств. Частная психопатология.

    В четвертом разделе рассматривается клиника интеллектуальных нарушений, причины их возникновений и проявлений, степени выраженности. Приведена дифференциальная диагностика различных форм интеллектуальных расстройств.

    В пятом разделе описываются методы обследования детей и лечебная педагогика по отношению к разным категориям детей



    Похожие статьи

    • Английский - часы, время

      Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

    • "Алхимия на бумаге": рецепты

      Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

    • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

      Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

    • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

      Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

    • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

      Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

    • Сроки поступления средств на ЯД

      СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам