Староверы и старообрядцы если у них священник. Кто такие староверы? Реформы патриарха Никона

противники и сторонники главы старообрядцев митрополита Корнилия обличают "содомитов"
старообрядческий священник Елисей Елисеев объясняет причины появления у староверов этого явления, ранее для них не свойственного

протоиерей Елисей Елисеев привез в Улан-Удэ частицы мощей христианских святых

Радости и печали старообрядцев

Старообрядцы Восточной Сибири и Дальнего Востока имеют повод «возрадоваться». У них появились свои святыни - частицы мощей христианских святых. На фоне этого в Москве, в митрополии старообрядцев-поповцев разгорается серьезный скандал, связанный с первыми известными случаями так называемого «содомского греха» в старообрядческой среде. Простые верующие опасаются, что в Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) появится первый епископ-педофил.

В ноябре этого года епархиальный съезд Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии «христиан РПСЦ, непоминающих митрополита Корнилия» впервые прошел в столице Бурятии Улан-Удэ. Сюда с недавнего времени переместился центр епархии «непоминающих», который раньше находился в Приморье. В этом году все старообрядцы-поповцы отмечают 100-летие своей Иркутско-Амурской епархии. Юбилейный год завершился тем, что в Улан-Удэ из мирового центра старообрядчества - города Браила в Румынии были привезены частички мощей христианских святых.

Благочинный епархии протоиерей Елисей Елисеев, который доставил в Улан-Удэ частички мощей, сообщил «Новой Бурятии», что местные старообрядцы специально не ходатайствовали в Белокриницкой митрополии о передаче им этих святынь. По его мнению, частицы мощей этих общехристианских святых были обретены старообрядцами Восточной Сибири и Дальнего Востока как «Божие благословение».

Мощи как защита от алкогольной и урановой угрозы

Епархиальный съезд старообрядцев в Улан-Удэ определил места пребывания каждой из частиц святых мощей. Частица пророка Иоанна Крестителя с этого момента будет находиться в храме Ражества Иоанна Крестителя села Верхний Жирим Тарбагатайского района Бурятии, великомученика Георгия Победоносца - в храме великомученика Георгия поселка Вольно-Надежденское в Приморье, преподобного Сергия Радонежского - в храме Сергия Радонежскаго села Суходол Приморского края, преподобного Ефрема Сирина - в старообрядческой общине Читы, преподобной Марии Египтянены - в монашеском ските инока Иоанна (Данова), и, наконец, мученика Внифантия - в Верхнеудинской старообрядческой общине Улан-Удэ. Любопытно, что кафедра главы епархии епископа Внифантия (Смольникова), улан-удэнца по рождению, также находится здесь.

У владыки Внифантия ангелом-хранителем является мученик Внифантий (у католиков св. Бонифаций - С.Б.), и день почитания этого святого - 1-е января, когда христиане обращаются к нему с просьбой ходатайствовать об избавлении от «винного запойства», - рассказывает протоиерей Елисей Елисеев. - Передача частицы мощей святого Внифантия верующим в Улан-Удэ - торжественный момент в нашей жизни. По этому поводу здесь состоялись торжественная встреча, молебен, величание. Ведь сейчас все мы, и здесь в Бурятии, и на Дальнем Востоке, страдаем от последствий тотального алкоголизма.

Помимо внутрицерковных дел на епархиальном съезде рассматривался вопрос о ситуации вокруг возможного начала разработок уранового месторождения Горное в Красночикойском районе Забайкальского края. Совместно с другими религиозными конфессиями и экологами-общественниками из Бурятского регионального объединения по Байкалу сибирские и дальневосточные старообрядцы выступили против зловещих намерений госкорпорации «Росатом» иОАО «Атомредметзолото» начать освоение еще одного крупного уранового рудника (планируемая производительность 400 тысяч тонн руды в год) в кедровой житнице Забайкалья и верховьях реки Чикой, притока Селенги. Священники и миряне направили в госорганы и СМИ свое обращение о недопустимости разработки нового месторождения.

Как известно, позже в селе Красный Чикой на общественных слушаниях проекта освоения месторождения Горное большинство участников слушаний проголосовали против урановой угрозы Байкалу. Этот проект не был ими поддержан, и теперь его инициаторам нужно будет проводить повторные общественные слушания.

Началось…

Кроме того, делегаты епархиального съезда старообрядцев обратились к главе всех старообрядцев мира, митрополиту Леонтию, в котором укоряли главу Русской православной старообрядческой церкви митрополита Корнилия (Титова), который, кстати, впервые посетил Бурятию в сентябре этого года, в нескольких, якобы, нарушениях церковных правил. В этом обращении сообщалось также и о первом педофильском скандале в среде русских староверов. Местные старообрядцы говорят, что не причастны к избранию кандидата в епископы, который признал свое «домогательство к ребенку в содомском грехе».

Скандалы, связанные с выявлением среди священников гомосексуалистов и педофилов, до недавнего времени обходили стороной Русскую православную старообрядческую церковь. Первый такой скандал разразился в 2005 году. Казаки рогожской казачьей станицы обратились в митрополию, рассказав о «факте противоестественных сексуальных домогательств к солдатам соседней воинской части» старообрядческого священника Александра Тимофеева. Последний присоединился к РПСЦ в 2004 году, покинув место клирика Ивановской епархии Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП). Жалобы на «домогательства» поступали и от студентов старообрядческого духовного училища. Тогда внутрицерковное расследование деяний «батюшки Александра» не было проведено. Однако через два годаего решено было направить «на послушание» в один из монашеских скитов вдали от воинских частей и училищ. Александр Тимофеев не проявил должного послушания и «вернулся в лоно» РПЦ МП.

Осенью 2010 года прямо во время Освященного Собора РПСЦ в Москве, проходившего под председательством митрополита Корнилия, тема «содомского греха» у старообрядцев зазвучала уже на епископском уровне. Во время выборов кандидатов в епископы несколько верующих-активистов прямо у дверей храма, где проходил собор, развернули лозунг «Извержение коммунистам и содомитам!». Как выяснилось, их протест был направлен против выдвижения в епископы «новопостриженного священноинока Викентия» (Александра Новожилова).

Против «производства его в епископы» выступили священники и миряне сразу нескольких старообрядческих общин, относящихся к РПСЦ и пока признающих своим главой митрополита Корнилия. Они представили доказательства обвинений на архиерейский суд, который проходил во время Собора РПСЦ 2010 года. Как сообщил в своем обращении «к чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви» один из активистов Герман Артемьев, под давлением доказательств Александр Новожилов признался по двум «эпизодам обвинения»: в сексуальных домогательствах к новокрещенному им мальчику и в «хождении к колдунье», то есть, гадалке на картах Нине Чуканиной. Тем не менее, он был избран кандидатом в епископы.

После долгих разбирательств, в том числе и во время Освященного Собора-2010, было решено признать возможным поставление священноинока Викентия (Новожилова) епископом Костромским и Ярославским. Мотивируется такое решение тем, что, хотя факт насильственных действий сексуального характера был, полового акта с истецанием семени в афедрон не состоялось (мальчик вырвался и смог убежать), а ведьма, по словам о. Леонтия Пименова, не ведьма, а экстрасенс, - пишет в своем обращении Герман Артемьев.

И поминающие и непоминающие против «содомитов»

«Непоминающий» митрополита Корнилия священник Елисей Елисеев из Бурятии, как и его недоброжелатель из «поминающих» Герман Артемьев в Москве, не может поверить в то, что «содомское зло коснулось и староверия».

Мы не принимали участия в событиях на Соборе 2010 года, но я примерно понимаю, почему такое происходит в нашей Церкви, - сказал «Новой Бурятии» протоиерей Елисей Елисеев. - Дело в том, что никонианский епископат уже давно себя дискредитировал в этом смысле. И люди, ища где есть чистота, смотрят в сторону старообрядчества. Поэтому никонианскому епископату нужно, чтобы у нас появилась та же самая проблема! Я уверен, что митрополит Корнилий - инициатор всего этого, ему нужны такие епископы и священники, которыми легко управлять. Раньше таких людей у нас не было. Это будет первый известный случай епископа-содомита у старообрядцев!

Согласно решению последнего епархиального съезда старообрядцев-дальневосточников, следующий съезд пройдет в октябре 2011 года в Улан-Удэ.

Сергей Басаев

Старообрядцы скорректировали правила общения с РПЦ

22 октября в Москве завершился очередной Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Среди документов, принятых Собором, особый резонанс вызвало «Положение о порядке проведения встреч клириков Церкви с инославными священнослужителями», запрещающий старообрядцам по-христиански приветствовать инославных, к которым они приравнивают и «никониан». Помешают ли новые правила диалогу церквей?

Б.М.Кустодиев "Встреча (Пасхальный день)" 1917

Общий, весьма суровый, тон «положения» удивил значительную часть православной общественности, за последние годы уже привыкшей к заметному потеплению в отношениях двух церквей. « Действия старообрядческих священнослужителей во время проведения таких встреч должны исключать возможность возникновения каких — либо подозрений, — гласит документ. При встрече клирик РПСЦ приветствует клирика инославной конфессии неглубоким поклоном (взаимным) и устным пожеланием здравствования и спасения.. . Д опускается совершение светского рукопожатия — без излишнего взаимного приближения. Не допускаются формулы приветствия, выражающие церковное единство (« Христос посреде нас »). .. Если при встрече предлагается трапеза — участие в трапезе допускается в крайнем случае, с четким соблюдением требования « немоления ». Архиерею от трапезы предпочтительнее воздержаться» .

Кроме того, предстоятель старообрядческой ц еркви теперь « не может совершать межконфессиональные встречи частного характера» , «совершает межконфессиональные встречи в сопровождении, если это возможно, не менее двух членов делегации» , причем каждая его встреча протоколируется в соответствии с указанным в Положении регламентом.

Как понимать такую строгость? «Это не охлаждение отношений, а общий подход», — убежден секретарь Комиссии РПЦ по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель единоверческой общины храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове иерей Иоанн Миролюбов. Он не согласен с пессимистическими опасениями вокруг «Положения»: «В каждой церкви есть свой этикет и свои устоявшиеся правила. Мы, например, не молимся с католиками, но это не значит, что мы с ними враждуем. Формально у нас со старообрядцами молитвенного общения не было никогда, но был такой случай, когда на форуме «Всемирный русский народный собор» в 2007 году глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий приветствовал покойного Патриарха Алексия христианским лобзанием: они просто увидели друг друга, сделали шаг навстречу и поцеловались, как это принято у христиан. Это вызвало бурную реакцию среди части старообрядцев. Некоторым из них сейчас кажется очень важным сохранить изоляцию своей церкви, чтобы сохранить идентичность. И даже если такой позиции не придерживается большинство, то для сохранения внутреннего мира РПСЦ решила выработать общие правила для встреч с «инославными». Получается обратная картина: теперь есть жесткие правила, но зато можно теперь меньше опасаться какой-то критики или упреков».

Напомним, что старообрядческий раскол был реакцией на проведенную в середине XVII века патриархом Никоном унификацию русского богослужения по греческим образцам, эта унификация вызвала настоящие волнения среди консервативно настроенных верующих и закончилась отделением от патриаршей Церкви значительного количества приходов по всей стране. Так как единственный епископ, присоединившийся к старообрядческому расколу, погиб в ссылке, то к концу XVII века сторонники старых обрядов остались практически без священства, и разделились на два течения: поповцев, принимавших беглых «никонианских» священников, и беспоповцев, считавших всю никоновскую иерархию «безблагодатной». Беспоповцам пришлось со временем научиться обходиться без священников и первое время без таинств, впоследствии многие таинства стали у них совершаться мирянами. Поповское согласие (или «беглопоповское») сохранило богослужебный строй русской Церкви. В начале XIX века часть старообрядцев-поповцев вернулась в «синодальную» Церковь, но сохранила старый обряд. Такие приходы получили название «единоверческих», большая же часть осталась вне евхаристического общения с мировым Православием и к началу XX века сформировала две юрисдикции: «белокриницкую», от присоединившегося неожиданно к русским старообрядцам Сараевского греческого епископа, (московская митрополия «Белокриницкого согласия» — это собственно и есть нынешняя РПСЦ), и «новозыбковскую» восстановившую свою епископскую иерархию только к 1923-му от двух епископов: «обновленческого» и «иосифлянского».

Старообрядческая церковь считает «никониан» еретиками, что неоднократно подтверждала в прошлом. Церковная традиция запрещает молитвенное общение с еретиками, какого бы чина эти «еретики» ни были. Стало быть, оказывать еретикам такие знаки внимания как христианское приветствие, предназначенное для «верных», нельзя — такова логика принятого «Положения».

«В старообрядческой среде существует дискуссия о чине приема «никонианцев» в старообрядческую церковь, но пока бывшие «никониане» принимаются через миропомазание и покаяние, — объясняет отец Иоанн Миролюбов. — При этом наше апостольское преемство старообрядцы признают, ведь в течение двухсот лет они не могли рукополагать священников сами, и поэтому принимали «никонианских» в сущем сане. Русская Православная Церковь, наоборот не признает апостольского преемства за старообрядческой иерархией, по крайней мере, за митрополией т.н. «Белокриницкого согласия», что справедливо: перешедший к старообрядцам Сараевский епископ для восстановления «иерархии» рукоположил еще двоих епископов в одиночку, что совершенно неканонично (епископа рукополагает не менее двух епископов). Если их священники переходят к нам, мы их рукополагаем заново. В плане же этикета, при личных встречах, или в переписке, мы обращаемся к старообрядцам в соответствии с их достоинством в старообрядческой иерархии: к епископам, как к епископам, к священникам, как к священникам. Это не меняет нашего к ним отношения».

РПЦ сегодня ведет активный диалог со старообрядчеством. С РПСЦ —относительно социальных вопросов, преподавания религии в школе, проблем борьбы с пьянством, утверждения христианской нравственности. «Канонические и богословские вопросы пока не рассматриваются, — говорит свящ. Иоанн Миролюбов. — В первую очередь из-за отсутствия желания со стороны самой РПСЦ. А вот с Древлеправославной Церковью (т.н. «новозыбковская иерархия». — Ред. ) кроме общественного, ведется и богословский, исторический, канонический диалог». Межконфессиональному диалогу новые правила этикета, принятые РПСЦ не помеха, убежден отец Иоанн: «Новые, пускай и жесткие правила приняли, чтобы сам наш диалог не зависел от недоразумений этикета и мог спокойно развиваться».

Д митрий Р ЕБРОВ

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах - людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален : они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы -это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы -это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам - Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера ? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви . Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений - перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I , эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное - разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру ». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин :

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола - уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой , а послераскольное реформированное исповедание - новой верой .

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера », а людей, исповедующих её, стали называть «староверы », «староверцы ». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры . Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы ». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками ». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол . Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники », а как « », что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы , однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII - первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни » Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы » и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории » издания 1870 года говорит:

Петр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы ». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы » - лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы , «староверцы » всё чаще стали употреблять «старообрядцы ». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости ». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев , взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами . Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина », издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия - нигде не встречается наименования «старообрядец .

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них - , погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы , однако, не представляют собой единого сообщества или церкви - в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверы поповцы

Староверы поповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами ?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное - это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы ». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан - поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами ».

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы - это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов - Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов ». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов », даже заявлял:

Старообрядцы - это сторонники старого христианского обряда, а староверы - это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы » стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами ».

Г. С. Чистяков

Староверие, или старообрядчество - явление уникальное. И духовно, и культурно. Экономисты отмечают, что староверческие общины за рубежом часто успешнее, чем местное население.

1. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

2. Вплоть до первой половины XIX века термин «старообрядческий» в духовной литературе не использовался.

3. Основных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

4. В старообрядчестве выделяется несколько десятков толков и ещё больше согласий. Есть даже поговорка «Что ни мужик то толк, что ни баба то согласие».

5. На нательном кресте у староверов нет изображения Христа, так как этот крест символизирует собственный крест человека, способность человека к подвигу за веру. Крест же с изображением Христа считается иконой, его носить не положено.

6. Самое большое в Латинской Америке место компактного проживания русских староверов-часовенных - Колониа-Русса или Масса-Пе. Здесь живет около 60 семей, или порядка 400–450 человек, действуют три собора с тремя отдельными моленными.

7. У старообрядцев сохраняется монодическое, крюковое пение (знаменное и демественное). Оно получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».

8. С точки зрения староверов – патриарх Никон и его сторонники ушли из церкви, а не наоборот.

9. У староверов крестный ход совершается по солнцу. Солнце в данном случае символизирует Христа (дающего жизнь и свет). Во время реформы указ совершать крестный ход против Солнца воспринялся как еретический.

10. В первое время после раскола была привычка записывать в «старообрядцы» вообще все возникавшие в то время секты (в основном, «духовно-христианского» направления, вроде «скопцов») и еретические течения, что впоследствии создало определенную путаницу.

11 . Долгое время среди староверов халтурное выполнение работы считалось грехом. Нужно признать, что на материальном положении староверов это сказывалось самым благоприятным образом.

12. Староверы-«беглопоповцы» признают священство новой церкви «действующим». Перешедший к староверам-беглопоповцем священник из новой церкви сохранял свой сан. Часть из них восстановило собственное священство, образовав «поповские» согласия.

13. Староверы-беспоповцы считают священство полностью утраченным. Перешедший к староверам-беспоповцам священник из новой церкви становится простым мирянином

14. Согласно старой традиции, есть лишь часть таинств, которые могут совершать только священники или епископы – все остальное доступно и простым мирянам

15. Таинством, доступным лишь священникам, является бракосочетание. Несмотря на это, в поморском согласии бракосочетание все равно практикуется. Также в отдельных общинах поморцев порой совершается и другое недоступное таинство – причастие, хотя его действенность и ставится под сомнение

16. В отличие от поморцев, в федосеевском согласии бракосочетание считают утраченным, вместе со священством. Тем не менее, семьи заводят, но считают, что всю жизнь живут в блуде.

17. У староверов положено произносить либо тройное «Аллилуйя», в честь Святой Троицы, либо два «Аллилуйя» в честь Отца и Святого духа, и «Слава тебе Боже!» в честь Христа. Когда в реформированной церкви стали произносить три «Аллилуйя» и «Слава тебе Боже!» староверы посчитали, что лишняя «Аллилуйя» произносится в честь дьявола.

18. Среди староверов не приветствуются иконы на бумаге (как и любом другом материале, который легко может повредиться). Напротив, широкое распространение получили литые металлические иконы.

19 . Староверы совершают крестное знамение двумя перстами. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек).

20. Староверы пишут имя Господа как «Исус». Традиция написания имени была изменена в ходе никоновской реформы. Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

21. У староверов не положено молиться стоя на коленях (земные поклоны таковыми не считаются), а также разрешено стоять во время молитвы со сложенными на груди руками (правая поверх левой).

22. Староверы беспоповцы дырники отрицают иконы, молятся строго на восток, для чего прорубают в стене дома отверстия, чтобы молиться в зимнее время.

23. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы».

24. В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса. Лестовку .

25. Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

26. В царской России были периоды, когда законным считался лишь брак (со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая права наследования и т.п.), заключенный официальной церковью. В этих условиях многие староверы нередко прибегали к уловке, на время свадьбы формально принимая нововерие. Впрочем, к таким уловкам в то время прибегали не одни только староверы

27. Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России - Русская православная старообрядческая церковь - относится к поповцам.

28. Очень неоднозначное отношение у староверов было к царям: в то время, как одни норовили записать очередного царя-гонителя в антихристы, другие же, напротив, царей всячески выгораживали. Никон, по представлениям староверов, околдовал Алексея Михайловича, а в староверских вариантах сказаний о подмене царя Петра, истинный царь Петр возвращался в старую веру и погибал мученической смертью от рук сторонников самозванца.

29. По мнению экономиста Данила Раскова, старообрядцы за границей несколько успешнее аборигенов, поскольку более трудолюбивы, способны к выполнению монотонной и сложной работы, больше ориентируются на проекты, требующие времени, не боятся инвестировать, у них более крепкие семьи. Один из примеров: село Покровка в Молдавии, которое, вопреки общим тенденциям, даже несколько разрослось, поскольку молодежь остается в селе.

30. Старообрядцы, или староверы, несмотря на название, весьма современны. Они обычно успешны в работе и сплочены. Старообрядческие книги можно почитать и скачать в интернете, а у крупных течений, например у Древлеправославной церкви есть и свои сайты .

Ответ священника:

Старообрядческий раскол возник в Русской Православной Церкви в середине 17 века при патриархе Никоне. Предпосылкой его появления стало обрядоверие, усилившееся в результате нескольких благоприятных условий: падения Константинополя и недоверчевого отношения русских к грекам в результате заключения последними Флорентийской унии с Католиками, отсутствия в России того времени религиозного образования (богословских школ), пастырских проповедей за богослужениями (бывали периоды, когда они не произносились десятилетиями). Естественно, простой народ о вере ничего не знал, поэтому и стал воспринимать внешние её проявления - обряды, за средства спасения, а любое изменение обрядов – чуть - ли не за богоотступничество. Эта болезнь существовала в Церкви всегда. Сильна она и в наши дни, при всём изобилии духовной литературы, воскресных школ, православных телеканалов, и прочего. Необходимость богослужебных реформ, проведённых патриархом Никоном, назрела давно. За период татаро – монгольского ига, в богослужебные книги, переписывавшиеся тогда от руки, вкралось большое количество серьёзных ошибок. Достаточно упомянуть такой текст: «Христос умер смертью бесконечной», то есть, фактически, не воскрес! В Символ Веры было добавлено три слова, отсутствовавших в оригинальном греческом тексте: 1 «Рожденна, а не сотворенна», 2 «Его же Царствию несть конца», 3 «И в Духа Святаго, Господа Истинного и Животворящего». Однако, начатые Никоном реформы привели к расколу в Церкви и возникновению, так называемого, старообрядчества. Причин к тому было несколько: радикальный характер самого патриарха, личная обида против него его бывших единомышленников: протопопа Аввакума, Ивана Неронова, Лонгиниа. Распространение в России ереси манихейства под видом движения Капитоновцев, в кругу которых вращались вожди старообрядчества (у них, старообрядцами, впоследствии, и была воспринята практика самосожжений). Исправление книг по греческим текстам, к которым, в результате заключения греками Флорентийской унии, многие относились, как повреждённым латинством. Суровые преследования старообрядцев государственными властями России.

Старообрядчество, возникнув, разделилось на два крупных течения: поповцы и беспоповцы, которые, в свою очередь, дробились на десятки толков. Беспоповцы – совершенно упразднили священство, Таинства (Евхаристию, Исповедь), а богослужения у них совершали начётчики – миряне. Поповцы – сохраняли представления о необходимости священства и Таинств. Однако, в движение поповцев входили лишь некоторые священники, разорвавшие отношения с Церковью. Ни одного епископа к ним не присоединилось И когда все законно рукоположенные пастыри у них, со временем поумирали, возник вопрос о поставлении епископа, который – бы продолжил череду рукоположения. С этой целью поповцы обратились к некоему митрополиту Амвросию (запрещённому в священнослужении), который в селе Белая Криница, рукоположил для них епископа. И у поповцев появилась, так называемая, Белокриницкая иерархия, возглавляемая ныне старообрядческим «патриархом».

В чем заключались основные ошибки старообрядцев?

Во-первых, как уже было сказано выше, в приписывании обрядам некой спасительной силы, и, как следствие, в боязни их менять, что противоречит историческим фактам церковной жизни, свидетельствующим, что обряды в определённых границах, могут меняться. Если обряд отражает догматы Церкви и полезен для распространения благочестия, он – принимался. Если - же он становится проводником ересей, то хотя - бы он был и старый – отвергался. Так, в частности, произошло с двуперстным крестным знамением, заменённым в результате реформ Никона, на троеперстие. Внешний вид крестного знамения в истории Христианства изменялся по мере того, каким лжеучениям противостояла Церковь. В первые века, Христиане крестились одним большим пальцем правой руки на лбу для утверждения, в противовес языческому многобожию, что истинный Бог – Един. В борьбе с арианством, Церковь, дабы показать, что Бог – Троица, использовала троеперстие. Для утверждения двух Природ во Христе, употреблялось двуперстие. Но когда в истории старообрядческого раскола в России, его идейные вожди стали употреблять двуперстие для отстаивания Несторианской ереси, рассекавшей единую Богочеловеческую природу Иисуса Христа на Сына Божия и Человека Иисуса (что, кстати, в своих, т. н. спорных письмах, проповедовал Аввакум), двуперстие пришлось заменить на троеперстие.

Во-вторых, отстаивая второстепенное (обряды), старообрядцы потеряли главное: они откололись от Церкви, именуемой апостолом Павлом – Телом Христовым (1 Кор. 12, 27). Когда ветка отламывается от дерева, она, больше не имея возможности питаться его соком, засыхает. Так и в старообрядчестве остались внешние формы без внутреннего содержания: храмы, иконы, святоотеческие творения, литургия и прочие Таинства, старинные напевы присутствуют, а спасительная благодать – иссякла.

Подтверждением тому стала последующая история старообрядческого раскола. Старообрядцы поддерживали всех врагов России. Они инициировали стрелецкий бунт, восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева. В Отечественную войну 1812 года, часть старообрядцев поддержала Наполеона, за что он разрешил им грабить православные храмы Москвы. Наконец, на деньги старообрядцев был совершен большевицкий переворот 1917 года. Однако, это не осталось для них самих, без последствий. К моменту революции в России насчитывалось 12 млн. старообрядцев, а в наше время, по официальным данным, их осталось 225 тыс., хотя реально, в московские старообрядческие храмы ходит всего несколько тысяч человек.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам