Замедленное мышление. Патологии мышления. Всероссийский конгресс с международным участием "Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития"

Последующие единичные понятия задуманы как вспомогательные понятия для описания и понимания, но ни в коем случае как понятия для того, чтобы разложить больного человека на единичные функции, а для того, чтобы представлять Dasein — а это значит, и становление, — как единое целое. Понятия отвечают такому представлению в том случае, если они употребляются правильно. Правильное представление помогает лучше понять человека, подойти к нему ближе — и, тем самым, является основой терапии.

Ф ормальные нарушения мышления

Под этим обозначением понимаются некоторые часто встречающиеся нарушения процесса протекания мышления. Во многих случаях они нозологически неспецифичны. Их наблюдение помогает точнее представить, что под силу больному (на что способен больной).

1) Задержанное (замедленное) мышление

Совокупное мышление идет замедленно, неравномерно, буксует, затруднено, как бы преодолевает препятствия. Затруднение процесса мышления в отношении темпа, содержания и целенаправленности не может быть преодолено, даже если больной явно прилагает усилие к этому.

Клинически замедленное мышление проявляется в затруднении (вплоть до отсутствия) речевого общения.

Замедление мышления может быть следствием общего снижения влечений (непродуктивность, аспонтанность, мыслительная «пустота») или имеет аффективную природу, или происходит вследствие бредовых препятствий (страх, вина).

2) Персеверация мышления

Мышление «пробуксовывает на месте», в голову приходит постоянно одна и та же мысль (или несколько мыслей), она постоянно повторяется без переработки и завершения.

В ряде случаев описываются «круги мыслей» — депрессивные раздумья, скорбное «штудирование», размышление.

3) «Блокады» мышления

Внезапный обрыв хода мыслей. Больной прекращает разговор, молчит, «теряет нить», после возобновления разговора начинает говорить на другую тему. «Шперрунги» происходят при ясном сознании, их нельзя путать с перерывом мыслительного процесса при абсансах.

Шперрунги могут также быть следствием внезапно возникшей беспомощности, при испуге, при чувстве внутренней пустоты и т. д. При бывает также «активная» блокада вследствие негативизма.

4) Обрыв мышления

Больной сам ощущает внезапное прерывание своего мыслительного процесса. Обрыв мыслей, как и «шперрунг», можно распознать по внезапному обрыву разговора.

5) «Растянутое» мышление

Под ним понимается континуальное затягивание течения мыслей. Оно распознается по вязкости и торпидности разговора и реагирования больного.

Замедленное мышление часто бывает «растянутым». «Растягивание» мышления встречается при помрачениях сознания, сомноленции, у депрессивных заторможенных больных, при , при злокачественных формах шизофрении.

6) Ускоренное и беглое мышление (скачка идей).

Скорость мышления и речи увеличена. Беглое мышление уже не является строго целенаправленным, напротив, часто меняет цель или теряет ее. Мышление легко отвлекается другими приходящими в голову посторонними мыслями.

В большинстве случаев исследователь еще может следвать за поверхностными и беглыми ассоциациями (в отличие от разорванности мышления и инкогеренции). См. также Тахифазия и логорея.

Сам больной может воспринимать скачку идей и вторжение мыслей как бег идей.

7) Суженное мышление.

Ограничение содержательного объема мышления, тематическое обеднение, фиксация на небольшом количестве представлений, уменьшение «духовной подвижности». При суженном мышлении отсутствует широта кругозора со включением различных точек зрения. В разговоре больной испытывает трудности при переходе с одной темы на другую. Сам больной может воспринимать сужение как неприхождение определенных мыслей, как «круги мыслей» и раздумье.

8) Обстоятельное мышление.

Мышление протекает с многоречивостью или педантично, фиксируя неважные подробности, и протекает нецеленаправленно. Второстепенное не отбрасывается.

Обстоятельное мышление может возникать вследствие снижения способности к абстрагированию, а также вследствие невозможности отграничить важное от неважного, когда первое и второе интеллектуально расцениваются как близкие (педантичность, ананкастность).

9) Неясное мышление.

Отсутствует акцентуация мышления, вследствие чего недостаточно ясно различаются предний и задний план, главное и побочное, и страдает целенаправленность мышления. Мышление во многих случаях может вообще быть нецеленаправленным, ускоренным, беглым и неотчетливым.

10) Паралогическое мышление.

Больные объединяют гетерогенные положения вещей (контаминация), сопрягают многочисленные, не обязательно соответствующие идеи, картины (сгущение, конденсация), заменяют употребляемые здоровыми понятия на другие (субституция) или могут соскальзывать с основной мысли на побочные (соскальзывание), теряют логическую связь, могут совершать мысленные «прыжки» (см. инкогеренция) или иметь заметно жесткое, «одноколейное» мышление.

11) Инкогерентное (бессвязное) мышление.

Мышление (а, соответственно, и речь) больного утрачивает логическую связность и эмоциональную понятность, разорвана вплоть до распада на отдельные случайно связанные отрывки (диссоциированное мышление).

Инкогеренция мышления может быть связана с любым изменением подвижности мышления. Построение предложения может быть нарушенным (параграмматизмы, парасинтаксис)вплоть до непонятного, бессмысленного смешения слов или слогов (). С другой стороны, существует такая бессвязность, при которой больной строит предложения синтаксически правильно, но содержание сказанного не улавливается здоровым человеком.

Замедление (заторможенность) мышления характеризуется замедлением темпа течения мыслительных процессов, уменьшением количества идей. Сами больные говорят о чувстве затруднения мышления, об ощущении своей интеллектуальной несостоятельности, жалуются, что у них «мало мыслей». У таких лиц отмечается существенное замедление темпа ассоциаций, отчетливо проявляющееся увеличением латентного периода словесных реакций в ассоциативном эксперименте. Замедленное мышление характеризуется уменьшением количества представлений, оно малоподвижно, инертно. Затруднен переход от одной мысли к другой. Это приводит как бы к застреванию на мысли. Такое явление обозначается как моноидеизм. Можно думать, что он играет существенную роль в стойкости бредовых переживаний у больных с замедленным мышлением. Хотя уровень процессов обобщения и отвлечения при этом не снижен, отмечаются затруднения осмысления. В своих рассуждениях больной медлителен, с трудом подходит к цели, испытывая затруднения и в формировании словесного отчета о ходе мыслей. Качественное изменение мышления проявляется и в том, что страдает его направленность – больные жалуются на невозможность закончить процесс размышления, говорят, что им трудно довести свои рассуждения до конца.

Представление больного о цели мыслительной деятельности существенно не страдает, но формируется оно значительно медленнее, чем у здорового человека. Но, даже осознав цель мышления и не обнаруживая снижения интеллектуального уровня в своей мыслительной деятельности, больной ее либо вовсе не достигает, либо достигает лишь частично и с большим трудом. Замедление мышления одинаково сказывается в затруднениях как формирования цели мышления, так и в достижении этой цели, т. е. в результативности мыслительной деятельности.

Замедленное мышление часто входит в структуру брадипсихизма, включающего замедление и других психических функций – речи, эмоциональной реактивности, психомоторики.

Замедление мышления по своим клиническим проявлениям противоположно ускорению мышления и чаще всего наблюдается при депрессивных состояниях, при астении. Классическая картина замедленного мышления наблюдается при циркулярной депрессии. Тугоподвижность протекания мышления, моноидеизм, своеобразная избирательность мышления, обусловленная аффективным состоянием больного (наиболее актуальными представляются больному отрицательно эмоционально окрашенные мысли и неприемлемыми – мысли, противоречащие грустному настроению), что способствует возникновению у больных бредовых идей самообвинения, самоуничижения, греховности.

Замедленное, заторможенное мышление наблюдается и при органических поражениях головного мозга, например при некоторых формах эпидемического энцефалита, опухолях головного мозга, в этих случаях оно тесно связано с явлениями брадипсихизма. Причина замедленного мышления в этом случае – общее замедление темпа психических процессов в связи с патологией подкорковых образований лобных отделов и ствола мозга.

Замедленное мышление может наблюдаться и при шизофрении, главным образом при мутизме, отмечающемся в дефектных состояниях, при наличии выраженных эмоционально-волевых изменений, бедности побуждений. При этом имеют место как значительная заторможенность мыслительного процесса, так и снижение моторно-речевой деятельности, затруднения вербализации мысли.

Е. Bleuler (1920) указывал на то, что мутизм может иметь в своей основе различные причины (негативизм, бредовые переживания, наличие императивных, запрещающих больному разговаривать галлюцинаций). Однако главная его причина – обеднение душевного мира больного шизофренией, безразличие к задаваемым ему вопросам, отсутствие интереса к окружающему. В ряде случаев шизофренический мутизм отражает присущую этому заболеванию парадоксальность протекания психических процессов. Например, в кататоническом ступоре больной не отвечает на обычную речь, но обнаруживает естественную реакцию на тихую, шепотную речь (этот признак трактуется с точки зрения концепции И. П. Павлова о гипноидно-фазовых состояниях и поэтому носит название симптома Павлова). Другим таким симптомом является симптом последнего слова (К. Kleist, 1908) –больной отвечает на вопрос уже после того, как задававший его удалился из комнаты.

Замедление (заторможенность) мышления характеризуется замедлением темпа течения мыслительных процессов, уменьшением количества идей. Сами больные говорят о чувстве затруднения мышления, об ощущении своей интеллектуальной несостоятельности, жалуются, что у них «мало мыслей». У таких лиц отмечается существенное замедление темпа ассоциаций, отчетливо проявляющееся увеличением латентного периода словесных реакций в ассоциативном эксперименте. Замедленное мышление характеризуется уменьшением количества представлений, оно малоподвижно, инертно. Затруднен переход от одной мысли к другой. Это приводит как бы к застреванию на мысли. Такое явление обозначается как моноидеизм. Можно думать, что он играет существенную роль в стойкости бредовых переживаний у больных с замедленным мышлением. Хотя уровень процессов обобщения и отвлечения при этом не снижен, отмечаются затруднения осмысления. В своих рассуждениях больной медлителен, с трудом подходит к цели, испытывая затруднения и в формировании словесного отчета о ходе мыслей. Качественное изменение мышления проявляется и в том, что страдает его направленность - больные жалуются на невозможность закончить процесс размышления, говорят, что им трудно довести свои рассуждения до конца.

Представление больного о цели мыслительной деятельности существенно не страдает, но формируется оно значительно медленнее, чем у здорового человека. Но, даже осознав цель мышления и не обнаруживая снижения интеллектуального уровня в своей мыслительной деятельности, больной ее либо вовсе не достигает, либо достигает лишь частично и с большим трудом. Замедление мышления одинаково сказывается в затруднениях как формирования цели мышления, так и в достижении этой цели, т. е. в результативности мыслительной деятельности.

Замедленное мышление часто входит в структуру брадипсихизма, включающего замедление и других психических функций - речи, эмоциональной реактивности, психомоторики.

Замедление мышления по своим клиническим проявлениям противоположно ускорению мышления и чаще всего наблюдается при депрессивных состояниях, при астении. Классическая картина замедленного мышления наблюдается при циркулярной депрессии. Тугоподвижность протекания мышления, моноидеизм, своеобразная избирательность мышления, обусловленная аффективным состоянием больного (наиболее актуальными представляются больному отрицательно эмоционально окрашенные мысли и неприемлемыми - мысли, противоречащие грустному настроению), что способствует возникновению у больных бредовых идей самообвинения, самоуничижения, греховности.

(от греч. bradys - медленный + ум, разум), брадипсихизм, брадипсихия, брадилогия (медленный + греч. logos - слово, речь, разум). Наряду с замедлением темпа течения умственных процессов наблюдаются брадифазия (брадифразия) - замедление речи, брадитимия - замедленная смена эмоциональных проявлений, а также брадикинезия - замедление темпа и ограничение амплитуды движений, включая акты экспрессии.

Вариантом брадикинезии является брадипраксия - замедленность целенаправленных действий. Замедление походки обозначается термином брадибазия, замедление чтения - брадилексия. Термином брадителекинезия обозначают замедление движения к концу двигательного акта. Типичные проявления замедления мышления наблюдаются при .

Расстройство проявляется замедленной сменой мыслей и представлений, значительным обеднением общего их числа. Удлиняется время обдумывания ответов на вопросы, растягиваются паузы между словами и фразами, уменьшается число произносимых за единицу времени слов. Считается, что при брадифрении произносится 40–50 слов в минуту и менее. Замедление речи сопровождается нечётким произношением фонем, спотыканием речи, а также усилением заикания, если пациенты страдали ранее логоневрозом. Голос становится глухим, тихим, порой речь приближается к шепотной.

Субъективно брадифрения переживается не только как замедленность течения мыслей, их «заторможенность», но и как тягостное чувство «ватности», «неясности мышления», его «притупления», когда мысли осознаются неотчётливо, туманно и кажутся призрачными. Это указывает на расстройство самовосприятия в виде снижения активности процессов самоосознавания. Мыслей, кажется пациентам, становится намного меньше, чем в нормальном состоянии - «голова пустая, в ней ничего нет, там всё остановилось, появилась какая-то преграда, она мешает думать».

Возможно, это связано с тем, что то, что в норме осознаётся в качестве мыслей, не достигает порога сознания. В некоторых случаях мышление как бы останавливается совсем, в таком состоянии, по словам пациентов, «не думается ни о чём» - идеаторный ступор (от лат. stupor - оцепенение). Идеаторный ступор возникает, вероятно, и в силу аспонтанности мышления, а может быть, также потому, что пациенты теряют способность осознавать собственные побуждения к мышлению, всякий интерес к умственной деятельности, потребность в ней. С этим пациенты связывают утрату способности быстро понимать происходящее: «Меня о чём-то спрашивают, я слышу это, а смысл не доходит, я не понимаю, о чём спросили. Хоть и неудобно, но я бываю вынужден переспрашивать вопросы. Только когда мне их повторяют, я начинаю понимать, о чём же меня спросили. Отвечать мне легче словами «да» или «нет», фразы не вяжутся, подворачиваются слова не те, что нужно».

У части пациентов, напротив, наблюдается неуправляемый поток мыслей, когда «мысли наплывают, идут сами по себе» и их течение обычно воспринимается с оттенком назойливости, то есть отчуждения, - депрессивный ментизм (от лат. mens - ум, разум). Депрессивный ментизм не следует смешивать с навязчивыми мыслями, хотя при депрессии могут, вероятно, возникать и настоящие навязчивости. Обычно при замедленном мышлении преобладают мысли мрачного, печального, траурного содержания - «мысли ходят по кругу, перемалываешь одно и то же, на ум не идёт ничего нового» - симптом депрессивного моноидеизма (от греч. monos - один, idea - мысль, образ, представление).

Нарушается внимание. Пациенты отмечают, что они не могут сосредоточиться на чём-либо, не в состоянии «додумать до конца ни одной мысли». Им кажется также, что воспоминаний стало мало, они неполны, неточны, появляются медленно, запаздывают. С этим связана обычная жалоба пациентов на снижение памяти. Внешние впечатления нередко воспринимаются как «поверхностные», «быстро затухающие», «блёклые», порой не оставляющие никакого следа в памяти.

Страдает перевод мыслей в речевые формы. С трудом подыскиваются нужные слова, тяжело, неполно и неточно формируются фразы. Рассказать о своём самочувствии более или менее обстоятельно пациенты обычно не могут без посторонней помощи, даже если сами хотят это сделать. Обедняется воображение.

Особенно тяжело это переживают пациенты, занятые творческим трудом. Н.В.Гоголь с горечью констатировал, что за шесть лет, которые он провёл в депрессии, он не написал «для света» ни единой строчки. Нарушаются сложные формы умственной деятельности, такие как планирование, прогнозирование, находчивость, способность интегрировать разнородные впечатления в целостные структуры. Поэтому, хотя бы отчасти, собственная жизненная ситуация представляется пациентам более простой, чем это есть на самом деле, она выглядит в их глазах как бы руинированной и нередко воспринимается под знаком отчаяния. В целом продуктивность мышления существенно снижается, исключая, пожалуй, лёгкие степени брадифрении, когда пациенты компенсируют замедленность мышления упорными усилиями.

Брадифрения наблюдается также при оглушённости сознания, постэнцефалитическом паркинсонизме, в состояниях апатии, адинамии и кататонической заторможенности.

Заторможенность – это симптом многих психологических или физиологических патологий, который проявляется в виде снижения скорости реакции человека, растянутости речи, замедления мыслительных функций и двигательной активности.

Что представляет собой заторможенность

В серьезных случаях человек вовсе перестает реагировать на окружающую атмосферу и пребывает длительно в апатии или оцепенении. Выделяют несколько видов заторможенности:
  • комплексную;
  • идеаторную (мыслительную);
  • моторную (двигательную).
Заторможенность бывает речевая и мыслительная, то есть имеет психологические причины. Вялые и несвоевременные двигательные реакции вызывает моторная заторможенность. Могут проявляться , провалы в памяти. В большинстве случаев такие состояния вызваны или болезнью, хронической усталостью, или психологическими патологиями.
Двигательная и эмоциональная заторможенность – это патология, выявить причины которой могут только врачи. Они же назначают адекватное лечение.

Патологическую заторможенность мышления еще называют брадипсихия. Это не инертность мышления или апатия, а более обширное понятие. Зачастую она проявляется с возрастом у пожилых людей, но нередка и у детей, и у молодых людей.

Причины и симптомы заторможенности мышления


Поведение, мышление человека, его психологическое состояние могут нарушаться при патологиях нервной системы и головного мозга. К идеаторной заторможенности также приводят:



Угнетение двигательных и мыслительных процессов характерно проявляется после употребления спиртного, даже одноразово. Такие же симптомы порой вызывают и психотропные препараты, а также сильные успокоительные. При их отмене заторможенность проходит.

Причины и симптоматика двигательной заторможенности

Моторная, как и мыслительная заторможенность проявляется в результате психологических нарушений, а также всевозможных заболеваний. В мимике и движениях больного иногда или всегда ощущается вялость. Осанка обычно расслаблена, нередко появляется желание присесть, лечь в кровать, на что-то опереться.

Резкая моторная заторможенность появляется в результате инсульта, сердечной патологии, когда необходима срочная госпитализация. Постоянной двигательной заторможенностью страдают люди с психическими нарушениями, паркинсонизмом, эпилепсией, хроническим депрессивным состоянием. Такие патологии также требуют выявления и лечебной коррекции.


Такой симптом характерен и для детей. Он может иметь хронический характер при некоторых нейровегетативных нарушениях, например, ДЦП, или проявляется спонтанно при высокой температуре, после сильного стресса или впечатления. К заторможенности у детей зачастую приводят:

  • сосудистые патологии головного мозга;
  • эндокринные патологии;
  • менингит;
  • нарушения психологического характера;
  • эпилепсия;
  • энцефалит;
  • резкие стрессовые ситуации.



При любых видах заторможенности у ребенка: речевых, двигательных, мыслительных необходима консультация нескольких специалистов и грамотная диагностика. В большинстве случаев такое состояние у детей корректируется медикаментозно или при помощи психолога.

Диагностика заторможенности

При нарушениях психологического характера, а также физиологических патологиях, обусловленных заторможенностью мыслительной, двигательной или речевой реакции, необходима тщательная диагностика, то есть медицинское и психологическое обследование.

Проводят осмотр таких пациентов логопеды, неврологи, психиатры, психотерапевты и другие специалисты. Необходимо точно определить, есть ли нарушения работы мозга, были ли у человека травмы головы, наследственные заболевания. Для определения органической природы заболевания назначают:

  • ПЭТ и МРТ мозга;
  • анализы крови.
Проводится также диагностика письменной и устной речи. Возможно, человек страдает заиканием, дефектами звукопроизношения, которые приводят к речевой заторможенности. Изучается также интеллектуальное развитие пациента, состояние сенсорных функций, общей моторики, состояние суставов и мышц.


Лечение заторможенности

  • Активизация мыслительных процессов . Для этого читают новые книги, осваивают языки, занимаются творчеством или решают математические задачи. Такие действия тренируют мозг, активизируют мыслительную деятельность.
  • Нейропротекторы и ноотропы . Медикаментозное лечение, направленное на восстановление и укрепление нервных клеток и тканей.
  • Сосудистая терапия . Препараты помогают очистить стенки сосудов, особенно это важно для головного мозга. В результате активизируется двигательная активность, и мыслительная заторможенность постепенно отступает.
  • Психотерапия. Ею дополняют медикаментозное лечение. Современные методики психотерапии помогают справляться с последствиями стрессовых ситуаций, корректируют личностную оценку, формируют правильные модели реагирования на определенные моменты.
  • Спорт и свежий воздух. Умеренная физическая нагрузка, прогулки на улице помогают мозгу отдыхать, а нервным клеткам восстанавливаться за счет дополнительного притока кислорода.
Если заторможенность временная, вызвана сильным жаром, то следует принять таблетки или сиропы, снижающие температуру. Вызванную медикаментами и сильными успокоительными временную заторможенность купируют, отказавшись от таких препаратов. Обычно она проходит без следа, реакции организма полностью восстанавливаются.

Заторможенность эмоций и движений (видео)

Что такое заторможенность эмоций и движений. Как правильно выявить и лечить патологию, узнаем рекомендации врача из видеоролика.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам