Болезни Ницше. Биография, жизнь и философия Фридриха Ницше. Ницше - человек, который бросил вызов Богу и проиграл! Какое снотворное предпочитал фридрих ницше название

Экология жизни. Люди: Фридриху Ницше удалось не просто стоически следовать собственному призыву amor fati, но превратить страдание в источник...

Меня привлекает не столько система здоровья, сколько философско-физиологическое восприятие болезни и дискомфорта как условия роста личности, как точка опоры . Думаю, это может вдохновить многих на изменения, вы можете воспринять вашу болезнь как точку опоры, как бесценный опыт и путь преодоления.

Как писал сам Ницше, «мыслитель не может действовать иначе, как превращать свои физические состояния в интеллектуальнейшие формы - данный акт трансформации и является философией».

"Культ страдания, великого страдания - разве не знаете вы, что только этот культ вел до сих пор человека ввысь", - когда Фридрих Ницше произносил эти слова, он определенно знал, о чем говорил. Великий мыслитель сам был обречен на физические и духовные муки всю свою жизнь. Ницше, по сути дела, вынужден был заново сделать сам себя. Он не хотел быть ни креатурой Бога, ни функционером государства, ни «жертвой» карьеры профессора. Считается, что причиной тому стала его болезнь. Однако всякий больной мечтает о возвращении здоровья и снова хочет вести тот образ жизни, который и привел его к болезни. Ницше же воспринял болезнь как величайший урок. Опыт болезни он превратил в философский метод.

«Рассматривать с точки зрения больного более здоровые понятия и ценности, и наоборот, с точки зрения полноты и самоуверенности более богатой жизни смотреть на таинственную работу инстинкта декаданса - таково было мое длительное упражнение, мой действительный опыт, и если в чем, так именно в этом я стал мастером. Теперь у меня есть опыт, опыт в том, чтобы перемещать перспективы: главное основание, почему одному только мне, пожалуй, стала вообще доступна «переоценка ценностей».

Именно Фридрих Ницше сделал широкое обобщение относительно связи своего гения с болезнью, давшее его последователям основание считать гениальность болезнью. Ницше выразил эту мысль следующим образом: «Художника рождают исключительные обстоятельства, они глубоко родственны болезненным явлениям и связаны с ними; так что, видимо, невозможно быть художником и не быть больным». Причиной смерти Ницше является не помешательство, а тяжелая наследственная форма височно-лобной деменции.

"Существование стало для меня мучительным бременем, и я давно покончил бы с ним, если бы терзающий меня недуг и необходимость ограничивать себя решительно во всем не давали мне материала для самых поучительных экспериментов и наблюдений над сферою нашего духа и нравственности... Постоянные изнурительные страдания; многочасовые приступы дурноты, какие бывают при морской болезни; общая расслабленность, чуть ли не паралич, когда я чувствую, что язык у меня отнимается, и в довершение всего жесточайшие припадки, сопровождаемые неудержимой рвотой (в последний раз она продолжалась трое суток, без минуты облегчения. Я думал, что не выдержу этого. Я хотел умереть)… Как рассказать вам об этой всечасной муке, об этой непрекращающейся головной боли, о тяжести, которая давит мне на мозг и на глаза, о том, как все тело мое немеет от головы до кончиков пальцев на ногах!"

Ницше благодарен болезни за участие в его духовном развитии, сыгравшее решающую роль в его жизни. Занимаясь филологией, выполняя обязанности профессора, отдавая дань уважения Вагнеру и Шопенгауэру, разделяя все эти идеалистически-романтические взгляды, он, сам того не замечая, хотел уклониться от своей подлинной миссии - оглядываясь назад он так понимает все с ним произошедшее: «Только болезнь привела меня к разуму» ... «Болезнь - это всегда ответ, который приходит, когда мы хотим усомниться в своем праве на свою задачу, когда мы так или иначе пытаемся облегчить ее для себя. Именно за наше попустительство себе нам приходится платить самым суровым образом!»

Концепция здоровья Ницше

Ницше развивает взгляд на здоровье и болезнь, отличный от классической философской традиции, где здоровье - это гармония противоположностей, спокойствие и благополучие. По мысли Ницше, здоровье есть динамический процесс, борьба за здоровье, предполагающая противника в лице болезни . Болезнь - необходимое условие, элемент отталкивания, преодоления и становления здоровья. Тело человека - это место, где развертывается борьба за здоровье, оно трактуется Ницше как основа индивидуальности человека, тем самым преодолевается известный объектный подход к человеку, имеющий место в медицине сегодня.

О важности темы здоровья в жизни и философии Ницше свидетельствует следующее его признание: «… я сделал из моей воли к здоровью, мою философию». Понимание здоровья у Ницше иное. Ему, тому, которому всей своей жизнью выпало реально сражаться с то подступающей, то отступающей болезнью, здоровье невозможно было представить без борьбы за здоровье. В его интерпретации здоровье всегда активно противостоит разрушительной силе болезни. Можно сказать, что если подход древних делал акцент на результате, «здоровье как цели», то Ницше подчеркивает в проблеме здоровья сам процесс его достижения .

Здоровье организма мыслится не как отсутствие болезни - случай недосягаемый в реальности, но как мера, до которой болезнь может быть допущена и в конечном счете преодолена. Здоровье - это проверка на прочность, самопреодоление как условие становления и развития.

Медицина, предлагаемая Ницше, не совпадает с расхожей психотерапией. Его принцип состоит в том, что надо жить, а не лечиться : здоровая жизнь состоит в абсолютном одиночестве, отказе от привычных условий жизни, от заботы о себе и лечения. Ницше пишет: «...удачный человек приятен нашим внешним чувствам, он вырезан из дерева твердого, нежного и вместе с тем благоухающего. Ему нравится только то, что ему полезно; его удовольствие, его желание прекращается, когда переступается мера полезного. Он угадывает целебные средства против повреждений, он обращает в свою пользу вредные случайности; что его не губит, делает его сильнее. Надо жить со своими болезнями. Проблема в том, чтобы жить, а не лечиться» .

«Энергия к абсолютному одиночеству, отказ от привычных условий жизни, усилие над собою, чтобы больше не заботиться о себе, не служить себе и не позволять себе лечиться, - все это обнаруживает безусловный инстинкт-уверенность в понимании, что было тогда прежде всего необходимо. Я сам взял себя в руки, я сам сделал себя наново здоровым: условие для этого - всякий физиолог согласиться с этим - быть в основе здоровым. Существо типически болезненное не может стать здоровым, и еще меньше может сделать себя здоровым; для типически здорового, напротив, болезнь может даже быть энергичным стимулом к жизни, к продлению жизни. Так фактически представляется мне теперь этот долгий период болезни: я как бы вновь открыл жизнь, включил себя в нее, я находил вкус во всех незначительных вещах, тогда как другие не легко могут находить в них вкус, я сделал из моей воли к здоровью, к жизни, мою философию».

Болезнь как ключ к здоровью

Способ справляться с болезнью путем использования ее в любой форме в качестве незаменимого средства познания, равно как и способ преодоления возникающего при болезни нигилистического мышления, предполагают, согласно Ницше, подлинное здоровье, а именно: здоровье, которое вынуждает предаваться «на время телом и душою болезни», здоровье, которое «даже не может обойтись без болезни как средства и уловляющего крючка для познания».

«Тот, чья душа жаждет пережить во всем объеме прежние ценности и устремления нуждается для этого в великом здоровье - в таком, которое не только имеют, но и постоянно приобретают и должны приобретать, ибо им вечно поступаются, должны поступаться». Это здоровье как бы включает в себя болезнь, оно не способно став болезнью не сделать эту болезнь средством для достижения самого себя. Критерием этого здоровья духа является, «мера болезни, которую он может принять в себя и преодолеть - сделав здоровым».

Так как к подлинному здоровью этот путь ведет только через болезнь, Ницше, как он полагает, обнаруживает, что «именно болезненные писатели (а к ним относятся, к сожалению, почти все великие) выдерживают в своих сочинениях гораздо более уверенный и ровный здоровый тон, потому что лучше физически сильных людей понимают философию душевного здоровья и выздоровления ». Из этих принципов толкования видно, как Ницше понимает свою собственную болезнь: как симптом своего великого всепобеждающего здоровья.

Проявляется это для него в первую очередь в его постоянной воле к здоровью. «Если следует что-нибудь вообще возразить против состояния болезни, против состояния слабости, так это то, что в нем слабеет действительный инстинкт исцеления, а это и есть инстинкт обороны и нападения в человеке». Ницше же, беря болезнь в свои руки, осознает свою «упорную волю к здоровью»: «Вперед! - говорил я себе,- завтра ты будешь здоров; сегодня достаточно притвориться здоровым. Сама воля к здоровью, актерское подражание здоровью были моим целительным средством».

Закономерно, что в понимание здоровья Ницше вносит момент борьбы, стремления и преодоления. B соответствии с тезисом, что «воля к власти может проявиться только тогда, когда встречает противодействие; она, следовательно, ищет того, что может оказать ей сопротивление…», здоровье оказывается непредставимым без борьбы за здоровье. Для Ницше здоровье и болезнь не существуют отдельно друг от друга. «Сообразно с формами сопротивления, оказываемого известной силе в ее стремлении к могуществу, должна возрастать и возможность постигающих ее на этом пути неудач и роковых случайностей, а поскольку всякая сила может проявиться только на том, что оказывает сопротивление, в каждое наше действие необходимо входит ингредиент неудовольтствия.

Но неудовольствие это действует как новое возбуждение к жизни и укрепляет волю к власти!» Таким образом, во-первых, болезнь оказывается условием здоровья, поскольку здоровью, чтобы быть, необходимо отталкиваться от болезни, сопротивляться; а во-вторых, и здоровье и болезнь предстают как активные динамические процессы. Как препятствие и сопротивление «…болезнь может даже быть энергичным стимулом к жизни, к продлению жизни…».

В связи с этим по-новому высвечивается роль болезни в жизни человека. Она необходимое звено в жизни человека.

В другой связи и по другому поводу Ницше писал: «…заблуждение является, быть может, вообще необходимым условием наблюдения».

Необходимость болезни для проявления здоровья

Применяя эти слова к болезни и здоровью, можно считать болезнь необходимым условием здоровья человека. Болезнь – не то, чего следует избегать, но то, что с необходимостью следует пережить, а может быть, как в случае с Ницше, превратить болезнь в позитивное основание жизни и творчества. Очищение души от всего дурного было глубоко ему чуждо: очищаясь от страданий, горя, смерти, - останавливают жизнь. Тело есть движитель жизни, заключающий в себе «волю к могуществу», избыток сил. Ницше пишет: «Наконец, открытым остается еще и большой вопрос: в состоянии ли мы обойтись без заболевания даже в том, что касается развития нашей добродетели, и не нуждается ли больная душа, ничуть не менее здоровой, в нашей жажде познания и самопознания: короче, не есть ли исключительная воля к здоровью предрассудок, трусость и, пожалуй, некое подобие утонченнейшего варварства и отсталости».

Свою задачу Ницше видел в том, чтобы представить болезнь как активную, интерпретирующую силу, выступающую необходимым основанием жизни и здоровья. Здоровье у Ницше выступает как цель, идеал, к которому необходимо стремиться, за который необходимо бороться. В действительности мы имеем дело с борьбой за здоровье. А борьба необходимо предполагает противоположную сторону – болезнь, патологию. Таким образом, диалектика здоровья и болезни проявляется в том, что патология становится потенциально укрепляющей здоровье человека. «Если следует что-либо возразить против состояния болезни, против состояния слабости, так это то, что в нем слабеет действительный инстинкт исцеления, а это и есть инстинкт обороны и нападения в человеке».

Соответственно тому, что Ницше писал о теле как индивидуальных телах, говоря о его здоровье, Ницше замечает: «Здоровья в себе не существует, и все попытки определить такого рода предмет кончаются плачевной неудачей. Чтобы установить, что собственно означает здоровье для твоего тела, надо свести вопрос к твоей цели, твоему кругозору, твоим силам, твоим склонностям, твоим заблуждениям и в особенности к идеалам и химерам твоей души. Посему существуют неисчислимые здоровья тела, и чем более снова позволяют единичному и уникальному поднимать голову, чем больше отучиваются от догмы о «равенстве людей», тем скорее должно исчезнуть у наших медиков понятие нормального здоровья, вместе с нормальной диетой и нормальным протеканием заболевания».

Единство и борьба: болезнь и здоровье

Понятия болезни и здоровья предстают перед Ницше в странной двусмысленности: болезнь, поддерживаемая собственно здоровьем (здоровьем внутреннего мира, или экзистенции) и стоящая у него на службе, сама является признаком этого здоровья . Здоровье в медицинском смысле, свойственное бессубстанциальному существу, становится признаком собственно болезни. Подобная взаимозаменяемость слов «здоровый» и «больной» влечет за собой кажущееся противоречие в суждениях Ницше, который одинаково решительно высказываются как против удовлетворенности собственным здоровьем в пользу ценности болезни, так и против всего болезненного в пользу ценности здоровья.

Вновь и вновь он с презрением выступает против тупости тех, кто, ощущая в себе здоровье, отворачивается от всего им чуждого: «бедные, они и не подозревают, какая мертвецкая бледность почиет на этом их „здоровье", как призрачно оно выглядит»; он дает характеристику методам филистеров от образования, которые «изобретают для своих привычек, взглядов, симпатий и антипатий действительную во всех случаях формулу „здоровье" и устраняют всякого неудобного нарушителя спокойствия, подозревая его в болезненности и эксцентричности».

В связи с этим Ницше констатирует: «это роковой факт, что „дух" с особенной охотой нисходит обыкновенно на „больных и бесплодных"» . Эти формулировки не должны вводить в заблуждение относительно того, что вся философия Ницше, как он ее мыслит, направлена именно против болезни, за здоровье, и что он сам стремится к преодолению всего болезненного. Возможным это противоречие становится опять-таки благодаря тому, что в слово «здоровье» вкладывается различный смысл.

Смысл этот, как признает Ницше, многозначен не случайно. «Здоровья в себе не существует... Чтобы установить, что собственно означает здоровье для твоего тела, надо свести вопрос к твоей цели должно исчезнуть понятие нормального здоровья . Конечно, здоровье одного могло бы выглядеть здесь так, как противоположность здоровья у другого».

«Не стоит даже и думать, что, скажем, здоровье есть некая твердая цель...».

«Здоровье и болезнь не представляют собой чего-то существенно друг от друга отличающегося. Не нужно делать из них различных принципов или сущностей... Фактически между этими двумя родами бытия существует только разница в степени».

Таким образом, у Ницше в его экзистенциальном толковании определяющей является идея здоровья, имеющая не биологические или медицинские основания, а ориентированная на ценность человека согласно его экзистенциальному рангу в целом. Только в этом смысле обретают содержание эти удивительные рассуждения, в которых Ницше как бы овладевает своей болезнью: он отдается ей, он останавливает ее, он ее преодолевает. Это можно проследить в деталях.

Болезнь, как бы она ни проявлялась, для Ницше всегда остается неопределенной по своему смыслу. Все зависит от того, что с ней сделает экзистенция: «Болезнь есть неуклюжая попытка выздороветь: мы должны посредством духа прийти на помощь природе» . Поэтому Ницше вновь и вновь истолковывает свою непрекращающуюся болезнь, причем так, как если бы он ее преодолевал: он как бы ставит ее себе на службу, познает ее опасности и берет верх, если не над нею, то над этими опасностями.

Болезнь, поставленная Ницше себе на службу, как он полагает, не только сделала возможным своеобразие его нового мышления: «Болезнь дала мне также право на совершенный переворот во всех моих привычках. Она одарила меня принуждением к бездействию, к праздности, к выжиданию и терпению... Но ведь это и значит думать!» ... , но и сама стала средством опыта и наблюдения. Он сообщает своему врачу, что «именно в этом состоянии страдания произвел поучительные опыты и поставил эксперименты в духовно-нравственной области: эта радость жажды познания возносит меня на ту высоту, где я побеждаю всякую муку и безнадежность», и уже в «Ecce homo» он вспоминает:

«Среди пытки трехдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par excellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашел бы в себе достаточно утонченности и спокойствия, не нашел бы дерзости скалолаза».

В конце концов он стал воспринимать болезнь как толчок, направивший его, освободившегося от всех внешних устоявшихся моментов, от всех ложных идеалистических самоочевидностей, не нуждающегося в религии и искусстве, на путь, где он стал действительно зависеть только от самого себя: «Что касается мук и отречений, то моя жизнь последних лет может сравниться с жизнью любого аскета, который когда-либо жил... Только полное одиночество впервые позволило мне открыть мои собственные дополнительные ресурсы».

Заключение

Здоровье - это способ справляться с болезнью путем использования ее в любой форме в качестве. Выздоровление, здоровье означает больше, чем достижение нормального жизненного состояния, не просто превращение, а нечто бесконечно большее: это – восхождение, возвышение и утончение, из болезни выходит человек “с повышенной чувствительностью кожи, с утонченным осязанием, с обостренным для радостей вкусом, с более нежным языком для хороших вещей, с более веселыми чувствами и с новой, более опасной неискушенностью в наслаждении”, по-детски простодушным и в то же время в тысячу раз более утонченным, чем когда бы то ни было.

И это второе здоровье, стоящее позади болезни, не слепо воспринятое, а страстно выстраданное, насильно вырванное, сотнями вздохов и криков купленное, это “завоеванное, вымученное” здоровье в тысячу раз жизненнее, чем тупое самодовольство всегда здорового человека. И тот, кто однажды изведал трепетную сладость, колючий хмель такого выздоровления, сгорает жаждой пережить его вновь; он вновь и вновь бросается в огненный поток горящей серы, пылающих мук, чтобы вновь достичь “чарующего чувства здоровья”, золотистого опьянения, которое для Ницше в тысячу раз слаще, чем обычные возбуждающие средства – никотин и алкоголь.

Фридриху Ницше удалось не просто стоически следовать собственному призыву amor fati, но превратить страдание в источник высочайшей духовной активности. Заратустра - человеческая реакция на судьбу, на боль, на бесконечное страдание. Ницше глубоко проникся мистической идеей, что страдание - наинадежнейший путь к постижению высших истин бытия . Лишь дойдя до крайней точки изнеможения, мистик способен обрести в себе источник освобождения и утешения.

Одно из открытий Ницше: боль, страдание не оставляют подвижнику права на поражение. Даже слабость человеческую следует преобразовать в силу - силу духа. опубликовано

Известный мыслитель конца 19 века Фридрих Ницше покинул этот мир, страдая от психического расстройства и паралича. Он умер в возрасте 55 лет 25 августа 1900 года, похоронен в церкви родного селения Рёккена. Философия Ницше до сих пор вызывает противоречивые чувства. Одна из основных его работ – роман «Так говорил Заратустра», в котором автор ввел образ сверхчеловека.

Жизнь и причины смерти Ницше до сих пор остаются до конца неразгаданными. Великий немецкий мыслитель, филолог, поэт и философ скончался 25 августа 1900 г, в возрасте 55 лет. С раннего детства страдал миопией (близорукостью), анизокорией и ревматизмом, у него часто были сильные головные боли. Главные свои труды он писал в промежутках, между приступами.

Дата смерти и похороны

Рисунок 1. Могила Ницше

Фридрих Ницше умер 25 августа 1900 г. на 56-м году жизни. Произошло это в Веймаре, где он находился последние годы жизни. До этого писатель Похоронен в древней церкви в Рёккене, рядом с могилами своих предков.

Причины гибели

Рисунок 2. Фото, сделанное в психиатрической клинике

Творчество Ницше завершилось в 1889 г, в возрасте 45 лет, когда рассудок повредился окончательно. Относительно причины помутнения разума высказывается несколько различных версий:

  • Продолжительное лечение головных болей с употреблением хлорала и барбитала, негативное воздействие которых на организм в то время ещё было неизвестно.
  • Получение плохих наследственных генов (отец Фридриха в конце жизни тоже страдал психическими расстройствами).
  • Заболевание сифилисом, спровоцировавшее прогрессивный паралич.
  • Шизофрения.
  • Рак мозга.

В каждом случае учёные приводят убедительные доводы. Так что любая из версий могла бы использоваться как ключевая.

Краткая биография

Рисунок 3. Коротание свободного времени

Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) родился 15 октября 1844 г в Рёккене, на территории сегодняшней восточной Германии. Вошел в мировую истории как ниспровергатель устоев культуры, религии, морали, и провозгласивший идею «сверхчеловека».

Детство, юность

Фридрих родился в семье пастора-лютеранина. Отец скончался, когда сыну исполнилось всего 5 лет. Воспитанием Фридриха занималась мать. В 14 лет он был зачислен в гимназию «Пфорта». Здесь увлекся античными текстами, музыкой, философией и начал писать.

Если с интеллектуальным развитием Фридриха Ницше было всё в порядке, то физическое здоровье с ранних лет оставляло желать лучшего. Частые головные боли, бессонница сопровождали его на протяжении всей жизни. Уже в 24-летнем возрасте он получил должность профессора филологии Базельского университета, но вынужден был бросить педагогическую деятельность из-за участившихся проблем со здоровьем.

Написание «Заратустры»

В своей наиболее популярной книге Фридрих Ницше опирался на опыт, полученный во время поездки в Рим. Там произошло знакомство с писательницей Лу Саломе, которая оказала на Ницше сильное влияние. Эта женщина родилась в Санкт-Петербурге, слушала лекции в Швейцарии, затем переехала в Рим для поправки здоровья. Там-то Лу и Фридрих познакомились, почувствовали родственность душ, много времени проводили вместе.

Однако девушка дважды отвергла предложение Ницше выйти замуж – она предпочитала интеллектуальные беседы физической близости.

Примечание: Саломе, которая отличалась незаурядным умом, была знакома со множеством выдающихся людей того времени, в том числе с и Рильке.

Некоторое время они жили вместе своеобразной коммуной (к ним присоединился друг Пауль Реё). Но сестра Фридриха считала, что Лу плохо влияет на ее брата, поэтому устроила так, чтобы они расстались.

Практически сразу после этого Ницше пишет первую часть знаменитого произведения. В нём безошибочно прослеживаются отпечатки душевной напряжённости и представления о существующей не так давно «идеальной дружбе».

В следующем, 1884 г. создаются вторая и третья части романа. Завершающая публикуется в 1885-м, на собственные средства автора. Первоначально издаётся всего 40 экземпляров, распространённых среди близких и друзей.

Интересным является факт, что манера изложения содержания произведения неоднократно меняется. Автор, поочерёдно использует комический, поэтический стили. В строках «Так говорил Заратустра» Ницше впервые упоминает о сверхчеловеке, начинает развивать теорию воли к властвованию. Однако здесь эти философские идеи проработаны не полностью и досконально раскрываются в следующих книгах:

  • «По ту сторону добра и зла».
  • «К генеалогии морали».

Под термином «сверхчеловек» Ницше подразумевал следующее:

«Человек, которому удалось преодолеть дробность своего существования, вернувший себе мир и поднявший взор над его горизонтом». Сверхчеловек, по словам Ницше, смысл земли, в нём природа обретает своё онтологическое оправдание. В противоположность ему «последний человек» представляет «вырождение человеческого рода, живёт в полном забвении своей сущности, отдав её на откуп звериному пребыванию в комфортных условиях».

Друзья, знакомые

Существует мнение, что в жизни Фридриха Ницше было всего 2 настоящих друга. Первым был Эрвин Роде, с которым великий будущий философ общался в юности. Во взрослой жизни они много переписывались, но после того, как Эрвин в 1876 г. обзавёлся семьёй, частота писем стала угасать и снизошла на нет.

Вторым другом называют композитора Рихарда Вагнера. Общение историки объясняют довольно просто: вдохновенное почитание со стороны ученика, подтверждающееся написанием «Рождение трагедии» и «Рихард Вагнер в Байрете». Однако, через некоторое время Ницше охладевает к музыке и устремляет свой взор на философию. Одновременно с этим спокойно отстраняется и от «учителя».

Кроме этих людей, Фридрих Ницше поддерживал дружеские отношения со многими людьми своей эпохи:

  • Австрийская философ Хелена фон Друсковиц, которой был подарен один из экземпляров четвёртой части «Заратустры».
  • Преподаватель и духовный писатель Франц Овербек, поместивший Фридриха в Базельскую психиатрическую лечебницу.
  • Элизабет Ницше – родная сестра, отношения с которой были холодными, но незадолго до смерти они восстановились. Она ухаживала за братом до конца жизни, а позже стала распорядительницей литературного наследия.

Личная жизнь

Рисунок 4. С сестрой Элизабет

За 55 лет жизни Фридрих Ницше так и не смог обзавестись семьёй. Мало того, в его биографии фигурирует только 2 женских имени: сестра Элизабет и Лу Саломе. Предполагается, что она была единственной девушкой, которую философ любил.

Личную жизнь можно охарактеризовать его же словами: «Чем свободнее становится индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь».

Творчество, книги

Всё творчество Фридриха Ницше условно делится на 3 части:

  • Юношеские произведения, написанные до 1864 г.
  • Прочие, незаконченные и малоизвестные работы.
  • Основные труды, сделавшие автора одним из ключевых мыслителей XIX века.

К наиболее значим относятся:

  • «Весёлая наука» (1882, 1887);
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883-1885);
  • «По ту сторону добра и зла» (1886);
  • «Казус Вагнер» (1888);
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (1888);
  • «Антихрист. Проклятие христианству» (1888);
  • «Воля к власти» (1886-1888).

Всю его жизнь называют длительной смертью, медленно убивавшей не только тело, но и сознание. Страшная болезнь присутствовала у него на протяжении всей жизни. Вероятно, она и стала причиной сокрушительного потока мыслей, сделавших из Ницше гениального человека. Из его истории жизни и смерти можно сделать заключение, что великий гений и безумие являются двумя сторонами одной медали.

Видео

«Известные люди. Фридрих Ницше». Документальный фильм телеканала «ТВЦ»

«Для мук раскаянья мне дайте преступленья,
Иль я умру от грозной пустоты...
В груди моей темно, как в капище сомненья,
Где язва - мысль и жадный червь - мечты.
Не осуждай меня, мои порывы злости:
Я раб страстей и грозный бич ума...
Душа моя сгнила, и вместо тела - кости...
Не осуждай! Свобода есть тюрьма.
Для мук раскаянья мне дайте преступленья
Иль я умру при свете темных туч...
В моей крови кипит безумство озлобленья,
Дыханьем жжет коварный демон--луч».

«Из дневника», Фридрих Ницше

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше - фигура, оказавшая колоссальное влияние на становление фундамента мировой культуры и философии XX ст. Философ-бунтарь, первым проявивший смелость в переоценке моральных ценностей своего века и радикально провозглашавший свои пугающие буржуазное общество истины в афористичной манере: «Бог умер», «женщина - вторая ошибка Бога», «одиночество - бегство от больных» и др., прожил короткую и не очень счастливую жизнь. Ницше умер в 55 лет, последние 10 из которых провел в пучине безумия - психозе, перешедшем в деменцию. Официально установленным диагнозом Фридриха Ницше был «прогрессивный паралич», то есть нейросифилис, однако клиническая картина течения болезни во многом не соответствовала типичной, поэтому вопрос постановки диагноза до сих пор открыт.

Идеи Ницше жестко критиковались современниками, признание, пришедшее в конце жизни, в искаженной трактовке взяли на вооружение национал-социалисты, и Гитлер провозгласил его идеологом Третьего Рейха с подачи сестры философа - Элизабет Ферстер-Ницше, которая была ярой антисемиткой, хотя учение мыслителя не имело ничего общего с фашизмом. Весьма поверхностна трактовка Ницше как имморалиста и вырожденца, на самом деле его учение охватывает широкий круг вопросов, призывая не отказываться от морали вообще, но прийти к морали индивидуальной, которую необходимо воспитать в себе «свободным умам», отвергнув мнимую мораль, навязанную обществом и религией. Философ выступает за самосовершенствование и самореализацию человека, к которой способны лишь немногие, отсюда - его идеи о «сверхчеловеке», который стремится своими волеизъявлениями к истине и власти. Философские труды Ницше и по сей день вызывают много споров, они не поддаются однозначной трактовке, так как изложены в неакадемичной манере, по своей форме имеют мало общего с работами классических немецких философов Канта, Гегеля, пестрят метафорами, афоризмами, поэтическими вставками. Даже в ранних работах Ницше, не омраченных надвигающимся безумием, присутствует некоторая фрагментарность, невразумительность изложения, что требует особенно вдумчивого чтения. Художественности и необычности языка мыслителя во многом способствовало классическое филологическое образование Ницше, но в последних работах ярко виден и отпечаток, который наложила болезнь на авторский стиль.

Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844 г. в семье лютеранского пастора, кроме Фридриха, родители воспитывали еще двоих детей. Ранние годы будущего философа прошли в атмосфере глубокой религиозности, при этом каких-то ярких особенностей, отличающих его от других детей, маленький Ницше не обнаруживал. Фридрих рос крепким ребенком, на четвертом году жизни умел читать и писать, в десять лет написал свои первые стихотворения, с детских лет играл на рояле и сочинял музыкальные произведения.

Изучая семейную наследственность, можно обнаружить ряд фактов, которые могут свидетельствовать о наличии неблагоприятного органического фона всей семьи Ницше. Так, мигренью, которой Фридрих страдал с юношеских лет, болели отец и сестра философа, у всех троих была выраженная миопия, также у самого Фридриха в детстве была обнаружена анизокория. Анамнез был отягощен возможными психическими заболеваниями и по линии матери. Вероятно, две тетки философа страдали психическими заболеваниями, одна из них закончила жизнь самоубийством, а дядя умер в психиатрической больнице от неустановленного заболевания (известно лишь, что психические проблемы у него начались после 60 лет).

В 1848 г. в 35-летнем возрасте умирает отец Фридриха Ницше. Причиной смерти стало органическое поражение головного мозга - либо опухоль, либо череда инсультов. За неделю до смерти он предъявлял неспеци-фические жалобы на состояние здоровья, включая головные боли, далее последовали внезапные потери равновесия, после которых развились неврологическая симптоматика и слепота. В скором времени умирает двухлетний брат Ницше, вероятно, после серии эпилептических приступов.

Довольно часто в литературе можно встретить психоаналитические изыскания относительно жизни и творчества Ницше, однако объективность их остается под вопросом. К примеру, упорство, с которым борется философ с христианской моралью, наталкивает на мысль о бессознательном соперничестве с идеалами отца-священника. Кроме того, существует мнение о том, что «женское» воспитание (Ницше воспитывался матерью, сестрой, бабушкой и двумя тетками) породило кризис самоидентификации и комплекс мужской неполноценности у философа. Соматизацией невротических переживаний психоаналитики объясняют мучившие писателя с 1862 г. симптомы мигрени, тошноты, временной потери зрения. Мигренозные боли сопровождались фортификационной аурой и могли длиться несколько дней. Нельзя не отметить одну патологическую черту Ницше, проявлявшуюся в комплексе садомазохистских переживаний - если в своих трудах он мог довольно гневно и уничижительно высказываться в адрес «маленьких людей», «отбросов общества», то в жизни он был склонен к необоснованному альтруизму, ища, казалось бы, страданий во всем. Так, его сестра рассказывала следующий случай - во время рассказа о Муцие Сцеволе маленький Фридрих, подражая поступку римского героя, поджег у себя на руке коробку спичек и сильно обжегся. А во время Франко-прусской войны в 1970-1971 гг. Ницше добровольно ушел на фронт в качестве санитара и так самоотверженно ухаживал за больными дифтерией и дизентерией, что в конце концов заразился сам.

Будучи блестящим студентом, Ницше в возрасте 25 лет получил должность профессора классической филологии Базельского университета. Проработав в нем около 10 лет, в 1879 г. Ницше был вынужден уволиться по состоянию здоровья (мигрень, снижение зрения, неспецифические симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта лишали его возможности плодотворно работать в качестве преподавателя). В 1879-1889 гг. он вел образ жизни независимого философа и писателя, переезжал из города в город, проводя лето в Швейцарии, а зиму в Италии. Доходы Ницше были минимальными - пенсия по инвалидности от Базельского университета, скудные гонорары от произведений и нерегулярная финансовая помощь друзей.

Ницше был глубоко одиноким человеком - у него не было ни семьи, ни дома, но путь затворничества он избрал сам. Отношения со значимыми людьми он строил по типу «идеализации - обесценивания». Восхваляя своих кумиров, спустя некоторое время он непременно в них разочаровывался и низвергал с воображаемого пьедестала - так он поступал со своим идейным учителем Шопенгауэром, другом Вагнером и любимой женщиной Лу Саломе.

Довольно сложные отношения связывали Ницше со всеми женщинами в его жизни. Согласно биографическим данным, к большинству из них Ницше испытывал лишь платонические чувства - так было с женой композитора Вагнера, Козимой Вагнер, и с иконой века Лу Андреас Саломе. По предположениям некоторых исследователей, Ницше не имел половых отношений с женщинами, однако это противоречит диагнозу нейросифилиса, так что большинство находит вероятным, что в молодости философ мог посещать публичные дома. С юной аристократкой Лу Саломе, уроженкой России немецкого происхождения, Ницше познакомился в 1882 г., и с первых дней знакомства между ними возникла крепкая дружба. Вместе с Полем Ре, еще одним приятелем, они собирались основать философскую коммуну под названьем «Святая Троица» и жить вместе. Лу была роковой женщиной, воплощением ума и свободомыслия, в нее влюблялись все мужчины, в том числе и Ре с Ницше, предложения руки и сердца которых она незамедлительно отвергла. После этого Ницше окончательно разочаровался в женщинах, чему в значительной степени поспособствовала властная сестра философа Элизабет, изначально настраивавшая брата против Лу. Саломе продолжала вращаться в интеллектуальных кругах Европы, стала талантливым психоаналитиком, дружила с Фрейдом, покровительствовала Рильке.

Выраженные симптомы психотического расстройства появились у Ницше в 1889 г. Но уже промежуток 1882-1885 гг. можно считать началом продромального периода, когда возросла раздражительность, появилась переоценка собственной личности. Первое произведение, на создание которого накладывается отпечаток болезни Ницше, - «Так говорил Заратустра» - своеобразная символическая поэма-квинтэссенция всей философии Ницше. Слова в ней часто нагромождены, формы слишком пышны, орнамент заслоняет собой мысль, а темп предложений становится быстрее, возбужденнее. Особенно эти проявления заметны в четвертой части «Заратустры», написанной в состоянии гипоманиакального возбуждения - учащаются бессмысленные восклицания, яснее выступают идеи величия, Ницше часто пишет о смехе, танцах, летании, представления о которых часто возникают при эйфории: «Я мог бы поверить в существование только такого Бога, который умел бы танцевать... Поистине Заратустра - не порывистый круговой ветер, и если он и танцор, то не танцует тарантеллу... И хотелось бы мне дожить до того времени, когда я буду так танцевать, как я еще никогда не танцевал: пронесусь, танцуя, над всеми небесами... Только танцуя, я в своей речи умею возвыситься до того, что есть наивысшее для человека... Небо надо мною, ты, непорочное, высокое! В этом и заключается твоя непорочность... что ты служишь мне танцевальной залой для божественных случайностей... Человеческая речь - прекрасное шутовство: пользуясь ею, человек все обращает в пляску...» и т. д. Часто Ницше теряет нить своих соображений, забывает, к чему клонится его речь, и заканчивает очередное предложение какой-нибудь остротой, не имеющей никакого отношения к делу. Ощущения его обостряются, появляются гиперестезии: «Ах, лед окружает меня, он жжет мне руку... Меня томил жар солнца моей любви, Заратустра жарился в собственном соку... Я кинулся в самую холодную воду, погружая в нее и голову, и сердце... И вот я сижу... и жажду круглого девичьего рта, но еще более девичьих, как лед холодных, как снег белых, острых, кусающих зубов... Я - свет... Но в этом и заключается мое одиночество, что я опоясан светом. Я живу в моем собственном свете и сам поглощаю пламя, которое из меня вырывается... Их мудрость часто издает запах, как будто она - порождение болота... Ах, зачем я так долго жил в их шуме и зловонном дыхании... О, блаженный покой, меня теперь окружающий, о, чистые запахи... Блаженными ноздрями я вдыхаю опять свободу гор. Наконец-то мой нос освобожден от запаха всякого человеческого существа. Смрадный воздух, смрадный воздух!.. Я должен вдыхать запах внутренностей неудавшейся души...» и т. д. Ницше частично осознает происходящие в нем болезненные процессы и постоянно намекает на головокружительное ускорение собственных мыслей: «Мы мыслим слишком быстро... словно у нас в голове беспрерывно вертящаяся машина... Нетерпеливые умы наслаждаются помешательством, потому что помешательству свойствен веселый темп... Речь мне кажется слишком медленной... Я вскакиваю в твою колесницу, буря!.. Теперь иногда случается, что мягкий, умеренный, сдержанный человек вдруг становится бешеным, бьет тарелки, опрокидывает столы, орет, буйствует, оскорбляет весь мир и потом уходит, пристыженный, негодуя на себя. (Конечно, это иногда случается, и не только теперь, но случалось всегда, однако только с буйными помешанными...). Где же безумие, которое вам надо привить? Видите ли, я вам указываю сверхчеловека, а сверхчеловек... и есть это безумие... Моя рука - рука шута. Горе всем столам и стенам, горе всему, где есть место для арабесок и маранья шута!».

В 1887 г. проявляются первые неврологические симптомы - расстройства речи и походки. Почерк Ницше стал грубее, крупнее и менее разборчив, хотя и не содержит описок и грамматических ошибок, появление которых характерно на ранних стадиях деменции. Несмотря на это, 1887-1888 гг. чрезвычайно плодотворны - за 8 месяцев Ницше создал 6 произведений, извлекая пользу из своего болезненно-возбужденного состояния. В «Сумерках идолов», которые выходят в конце 1888 г., идеи величия высказываются чаще, а в автобиографии, законченной как раз перед обострением состояния, он и вовсе приписывает себе знатное происхождение.

В начале января 1889 г. наступает переломный момент в болезни Ницше. Выходя из своей квартиры в Турине, он увидел извозчика, избивавшего лошадь, Фридрих с криками набросился на него и тут же потерял сознание. Вследствие вероятного нарушения мозгового кровообращения, Ницше два дня пребывал в состоянии оцепенения, не мог стоять и говорить. После этого проявились симптомы психоза - он громко пел, постоянно играл на фортепиано, потерял представление о ценности денег, исписал несколько листов странными фантазиями, ему началось казаться, что друзья и близкие стали его врагами. Также он отправил письма невразумительного содержания с подписью «Дионис» или «Распятый» своим приятелям, некоторые из них были адресованы Шопенгауэру и Бисмарку. Друзья поняли, что с Ницше происходит что-то неладное и большими усилиями перевезли философа из Турина в Базель. Он не хотел ехать, но приставленный к нему человек заявил, что в честь него готовится большое торжество, и только тогда Ницше позволил увезти себя. На вокзале он бросался всех обнимать. В Базельской больнице констатировали: правый зрачок шире левого, оба вяло реагируют на свет, правая носогубная складка сглажена, коленные рефлексы очень живые. Следующие дни Ницше провел в маниакальном возбуждении - с криками, пением, болтливостью, стойкой бессонницей. Считал себя то герцогом Кумберлендским, то императором, мочился в собственные ботинки и ел свои испражнения.

Состояние, в котором он поступил в клинику в Иене, описано в отчете врача за 19 января (1889): «Больной проследовал за нами в свою палату со множеством учтивых поклонов. Он вышагивал по комнате величавой поступью, глядя в потолок, и благодарил нас за «грандиозный прием». Он не осознает, где находится. Иногда он полагает, что в Наумбурге, иногда - в Турине... Он постоянно жестикулирует и изъясняется восторженным тоном и напыщенными выражениями... Во время разговора он все время гримасничает. Также и по ночам почти беспрерывно продолжается его бессвязная болтовня».

Из записей в истории болезни:

4 июля. Разбивает стакан, чтобы забаррикадировать вход в комнату осколками стекла.

4 сентября. Очень ясно воспринимает происходящее вокруг. Время от времени ясное осознание своей болезни.

Галлюцинаторно-параноидный синдром продолжался около года, все это время Ницше находился в психиатрических лечебницах Базеля и Иены. С 1890 г. философ жил на попечении собственной матери, а после ее смерти - сестры. По свидетельствам очевидцев, Ницше со временем стал апатичным, практически все время сидел в кресле, смотря в одну точку, перенес несколько инсультов. Прогрессировали расстройства памяти, периодически случались с ним и периоды просветления, когда он узнавал родных и мог с ними общаться, которые сменялись периодами психомоторного возбуждения, доходящего до рычания и крика. Последние годы жизни Ницше были медленным угасанием. В конце августа 1900 г. он простудился, заболел воспалением легких и умер 25 августа этого же года.

Диагноз, поставленный Ницше базельскими и иенскими врачами, звучал так: «атипичный прогрессивный паралич». Однако уже приставка «атипичный» позволяет усомниться в данном выводе, ведь реакцию Вассермана ввели только в 1906 г., уже после смерти философа. Во-первых, домысел о том, что Ницше заразился сифилисом в студенческие годы, посещая публичные дома, не находит однозначного подтверждения - нет ни свидетелей, ни информации о том, что философ когда-либо лечился от сифилиса на более ранних стадиях. Во-вторых, беспрецедентна продолжительность течения болезни - 8 лет продромального периода и 11 лет слабоумия, притом что обычно прогрессивный паралич наступает после 5-15 лет болезни и протекает в среднем 3-4 года, слабоумие же, сопровождающееся многочисленной неврологической симптоматикой, наступает довольно быстро, чего мы не видим в случае с Ницше. Действительно, после продолжительного периода маниакального возбуждения переход к слабоумию у Ницше возник незамедлительно, но не стоит забывать о длительном продромальном периоде, в котором он сохранял ясность ума и писал цельные произведения.

Существуют альтернативные версии болезни Ницше - в одной из них предполагается, что с 1881 г. философ страдал легкой формой биполярного расстройства, а прогрессивный паралич начал развиваться с 1888 г., за два года до поступления Ницше в психиатрическую больницу. По другой версии, у Ницше была медленно растущая опухоль головного мозга (менингиома). Скандинавские исследователи считают, что Ницше был болен лобно-височной деменцией (болезнью Пика), которая обычно проявляется постепенным началом, длительностью течения от 3 до 20 лет, эйфоричным настроением, бредовыми расстройствами, нарушениями влечений (пищевого, сексуального), рядом симптомов поражения лобных долей. Среди последних - присущая Ницше нарастающая пассивность со сменой периодов психомоторного притупления и расторможенности.

У философов-последователей Ницше свой взгляд на причины психической болезни мыслителя, корни которого следует искать в понятиях «творческая болезнь» и «коллективное бессознательное». Философ Мишель Фуко высказал предположение, что безумие Ницше - это не просто психическая болезнь, а зашифрованное послание, которое мы пока не в силах разгадать. Он считал, что Ницше переживал «опыт безумия», который содержательно приближался к абсолютному знанию трансцендентных переживаний. А Жорж Батай как-то заметил, что Ницше сошел с ума гениально и вместо нас, тем самым, подразумевая, что кризис, который переживало общество в осевое время, на стыке веков, был слишком глубоким, чтобы его можно было осознать и прожить без потерь для индивидуального разума отдельной личности.

И вправду, знакомясь с наследием Ницше, трудно избавиться от ощущения некой связи между его философией и его болезнью. В соответствии с намерением, высказанным мыслителем в работе «Воля к власти», он строил свое творчество «с расчетом на конечную катастрофу». В конце концов, творчество одолело верх над жизнью, приведши к реальной жизненной катастрофе самого автора и исполнив пророчество Ницше из его книги «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя»...

Немецкие города Реккен, Наумбург, Веймар. В Рек-кене Ницше родился и провел первые годы жизни, а в Наумбурге, куда переехала семья Фридриха после смерти кормильца, прошло его детство и юность, в Веймаре философ умер. В каждом из городов находятся мемориальные музеи Ницше, сохранились дома, в которых он жил. Также в Веймаре расположен Архив Ницше - основное хранилище творческого наследия философа.

Ольга Устименко

НИЦШЕ (Nietzsche) ФРИДРИХ (1844-1900), немецкий философ и поэт, представитель иррационализма; профессор Базельского университета (1869-1879 гг.); создал противоречивую и не подчиняющуюся какому-либо единству систему философии.

«Слишком далеко залетел я в будущее: ужас объял меня».

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

(Отец) «был одержим какой-то нервной (органически-нервной) болезнью... он умер после целого ряда безумия и изнурительных страданий... О болезни отца говорит сам философ, что он получил в наследство... «Eine schlimme Erbschaft »» (Сегалин, 1925: 77).

«Отец Ницше умер в возрасте тридцати шести лет от душевной болезни, которая, возможно, была наследственной и которая стала одной из вероятных причин безумия сына» (Гомес, 2006: 25).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

«Нас двое — я и одиночество».

Ф. Ницше. Запись в дневнике.

«Больным ребёнком, как физически, так и психически, родился также и Ницше. То обстоятельство, что 2,5 лет ребёнок-Ницше произнёс только первое слово, говорит не только о запоздалом развитии ребёнка, но и о том тяжёлом наследственном недуге Ницше, который впоследствии послужил причиной катастрофы его психической жизни. Уже с детских лет Ницше нервный ребёнок. Он страдал жесточайшими головными болями. Эти жестокие головные боли были чрезвычайно болезненны и длительны: они продолжались будто по 1/2 года (по словам Мёбиуса)» (Сегалин, 1926: 89).

«В возрасте шести лет Фридриха отдали в народную школу. Замкнутый, неразговорчивый, он держался отчуждённо… В десятилетнем возрасте Фридрих уже сочиняет дидактические трактаты и дарит их соученикам, пишет драмы на античные темы для постановки в «Театре искусств», основанном с двумя сотоварищами» (Гарин, 2000: 29-30).

«Он был способен только или на бордель, или на совершенно платоническую дружбу с женщинами» (Loewenberg, 1950: 927).

«В записках Ницше содержится шокирующее признание, что он был близок со своей сестрой не только духовно, но и телесно. Всё началось с того, что она забралась к нему в постель… (Фридриху было 6 лет, а Лизбет шёл 5-й)… У сестры появилась привычка играть с интимной «игрушкой» брата. До конца своей жизни Ницше запомнил её «чудесные пальцы», за которыми у него прочно закрепилась ассоциация с сексуальным удовлетворением. Любовные игры брата и сестры продолжались несколько лет» (Безелянский, 2005: 71-72).

«Чтобы не отвлекаться на мирскую суету, Фридрих Ницше вообще не читает газет. Он живёт, словно ангел, бестрепетно взирая с высоты на суету человечества и его страсти… Ни один из биографов философа не упоминает о каких-либо физических связях Ницше с женщинами. Не исключено, что в этом была ещё одна внутренняя проблема учёного, угнетавшая его в течение всей жизни» (Бадрак, 2005: 210, 216-217).

«У редких гостей, бывавших у Ницше, складывалось такое впечатление о нём: «Это человек, вызывающий жалость». Ницше жил настолько слившись со своими героями, что порой выглядел как сумасшедший. Заратустра нашёптывал ему на ухо… Период с 1885 по 1886 год оказался для Ницше особенно трудным. Он жил в бедности и никем не был признан. Он путешествовал в плохих условиях и не мог позволить себе исполнить никакую свою прихоть, к тому же он должен был заниматься изданием своих сочинений. И вдобавок, нельзя отрицать, что Ницше преследовало множество страхов… Когда Ницше приехал в Венецию весной 1885 года, он носил белые короткие льняные брюки и чёрный пиджак; он был необычайно далёк от реального мира, чтобы его волновало мнение окружающих» (Гомес, 2006: 137-138).

«...нет такой дьявольской пытки, которой бы не хватало в этом убийственном пандемониуме болезней: головные боли, на целые дни приковывающие его к кушетке и постели, желудочные спазмы с кровавой рвотой, мигрени, лихорадки, отсутствие аппетита, утомляемость, припадки геморроя, запоры, ознобы, холодный пот по ночам — жестокий круговорот. К тому же ещё «на три четверти слепые глаза», которые опухают и начинают слезиться при малейшем напряжении, позволяя человеку умственного труда «пользоваться светом не более полутора часов в сутки». Но Ницше пренебрегает гигиеной и по десять часов работает за письменным столом. Разгорячённый мозг мстит за это излишество бешеными головными болями и нервным возбуждением: вечером, когда тело просит уже покоя, механизм не останавливается сразу и продолжает работать, вызывая галлюцинации, пока порошок от бессонницы не остановит его вращения насильно. Но для этого требуются всё большие дозы (в течение двух месяцев Ницше поглощает пятьдесят граммов хлоралгидрата, чтобы купить эту горсточку сна), — а желудок отказывается платить столь дорогую цену и подымает бунт. И вновь — circulus vitiosus — спазматическая рвота, новые головные боли, требующие новых средств, неумолимое, неутомимое состязание возбуждённых органов, в жестокой игре друг другу перебрасывающих мяч страданий. Ни минуты отдыха в этом perpetuum mobile, ни одного гладкого месяца, ни одного краткого периода спокойствия и самозабвенья; за двадцать лет нельзя насчитать и десятка писем, в которых не прорывался бы стон... Благодаря болезни он был избавлен от военной службы и посвятил себя науке; благодаря болезни он не увяз навсегда в науке и филологии; болезнь бросила его из Базельского университетского круга в «пансион», в жизнь, и вернула его самому себе. Болезни глаз обязан он «освобождением от книг», «величайшим благодеянием, которое я оказал себе» ... Даже внешние события его жизни обнаруживают направление развития, противоположное обычному. Жизнь Ницше начинается старостью. В двадцать четыре года, когда его сверстники ещё предаются студенческим забавам, пьют пиво на корпорантских пирушках и устраивают карнавалы, Ницше — уже ординарный профессор... В тридцать с лишним лет, когда нормально человек только начинает свою карьеру, в возрасте, когда Гёте получает чин статского советника, а Кант и Шиллер — кафедру, Ницше уже отказался от карьеры и со вздохом облегчения покинул кафедру филологии... В тридцать шесть лет Ницше — философ вне закона, аморалист, скептик, поэт и музыкант — переживает «лучшую юность», чем в своей действительной юности... Неимоверен, беспримерен темп этого омоложения. В сорок лет язык Ницше, его мысли, всё его существо содержит больше красных кровяных шариков, больше свежих красок, отваги, страсти и музыки, чем в семнадцать лет...» (Цвейг, 1990: 98-99, 104, 128-129).

(Письмо от 10.04.1888 г.) «В конце концов, болезнь принесла мне величайшую пользу: она выделила меня среди остальных, она вернула мне мужество к себе самому...» (Свасьян, 1990: 7).

«Художника рождают исключительные обстоятельства, они глубоко родственны болезненным явлениям и связаны с ними; так что, видимо, невозможно быть художником и не быть больным» (Ф. Ницше).

К ВОПРОСУ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗАБОЛЕВАНИИ

«Не только разум тысячелетий —

но и безумие их проявляется в нас.

Опасно быть наследником».

Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра»

«Специалисты приписывали его душевное расстройство не только сильному умственному переутомлению, но и вредным воздействиям хлорала на функции мозга. «Лично я считаю это последнее обстоятельство крайне усугубляющим, — заявил профессор Луи Левин. — Мозг Ницше работал столь лихорадочно, что он не мог спать по ночам. Тогда врачи приписали в качестве лекарства хлорал, ссылаясь на абсурдный довод, что этот препарат совершенно безвреден. Он употреблял его, правда, в огромных количествах, ускорив, таким образом, процесс разрушения своих умственных способностей. Злоупотребление наркотическими веществами дорого оплачивается»» (Бабоян, 1973: 73).

«По некоторым данным, в период сентября-октября 1882 года Ницше трижды покушался на самоубийство. Нет, он желал не столько избавиться от страданий, сколько предупредить сумасшествие, равное для него смерти» (Гарин, 2000: 119).

(1856-1857 гг.) «У Ницше начинаются головные боли и боль в глазах» (Гомес, 2006: 209).

(1865 г.) «Ницше переносит острый приступ ревматизма и предположительно заражается сифилисом» (там же: 210).

(1883 г.) «Зрительные галлюцинации учащались и грозили Ницше сумасшествием» (там же: 117).

«Окончательный диагноз: шизофреноподобная, экспансивная форма прогрессивного паралича. Заражение сифилисом — в середине июня 1865 г. С конца 1888 г. начинается распад психики с нарастанием слабоумия и выраженными психическими расстройствами» (Lange-Eichbaum, 1948: 37-38).

(1888 г.) «Первые явные признаки душевного расстройства...» (Свасьян, 1990: 826).

«Он уже не чувствовал себя больным. И более того, он был убеждён, что на него засматриваются женщины, он чувствовал, что им восхищаются, и поэтому он решил не носить на улице очки… Гений признавался, что был одержим сильнейшими страстями и что его удерживала в здравом уме лишь вера в то, что в его руках судьба человечества» (Гомес, 2006: 163-164).

(1889 г.) «3 января. Апоплексический удар на улице и окончательное помрачение. Рассылка безумных почтовых открыток до 7 января... 10 января больного помещают в психиатрической клинике... Диагноз Вилли: «Paralysis progressiva». Этот диагноз, для подтверждения которого будет выдумана гипотеза о сифилитической инфекции, подвергнется впоследствии решительному опровержению со стороны ряда крупных психиатров. Д-р К. Гильдебрандт: «Нет и следа доказательств того, что Ницше в 1866 году заразился сифилисом». Д-р Г. Эманюэль: «По нынешнему состоянию клинической психиатрии известные нам данные из истории болезни Ницше недостаточны для того, чтобы положительно заключить к диагнозу paralysis progressiva». Д-р О. Бинсвангер: «Данные анамнеза, касающиеся происхождения болезни Фридриха Ницше, настолько неполны и отрывочны... что окончательное суждение об этиологии его заболевания не представляется возможным». 17 января мать с двумя сопровождающими отвозит больного сына в психиатрическую клинику Йенского университета»» (Свасьян, 1990: 826).

«Его сумасшествие проявлялось в безумных письмах, которые он писал германскому императору («этому пурпурному идиоту», как называет того Ницше по цвету мундира)» (Гомес, 2006: 173).

(8 января 1889 г.) «В следующую минуту он пришёл в крайнее возбуждение, и с ним случился судорожный приступ. Его попытались успокоить бромом, но он говорил без умолку. Он всех узнавал, но, по-видимому, не узнавал самого себя. Ему что-то казалось, он извивался в судорогах, пел, играл на пианино, называл себя преемником умершего бога, плясал и время от времени безумно жестикулировал. Он окончательно лишился рассудка» (там же: 175).

«Но в дальнейшем болезнь протекала более бурно. Ницше страдал постоянной бессонницей, днём и ночью распевал неаполитанские песни или выкрикивал бессвязные слова, испытывал постоянное возбуждение и отличался чудовищным аппетитом» (Гарин, 2000:168).

«Сумасшедший и парализованный, последние восемь лет он не мог самостоятельно есть» (Гомес, 2006: 17).

(1895 г.) «Сестра Ницше становится его официальным опекуном» (Там же: 219).

«Болезнь Ницше относится к группе шизофренических расстройств. Уже задолго до начала собственно психического заболевания обнаруживались многочисленные признаки шизоидной психопатии с истерическими чертами. Наконец, на почве шизоидного предрасположения развилась параноидная шизофрения с исходом в слабоумие» (Lange-Eichbaum, Kurth, 1967: 486).

«По последним данным, сумасшествие Фридриха Ницше могло быть обусловлено опухолью мозга, а не сифилисом, как многие считали ранее. После обострения заболевания в 1889 году, психиатрическая лечебница в Базеле диагностировала у Ницше развитую стадию сифилиса, который тот, по слухам, подхватил в лейпцигском публичном доме. Однако доктор Леонард Сакс из Мэриленда утверждает в «Журнале медицинской биографии», что в истории болезни Ницше не зафиксированы основные симптомы сифилиса, а, напротив, есть свидетельства медленно развивающейся опухоли мозга» (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/21275).

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА

«Из всего написанного я люблю только то,

что человек пишет собственной кровью…

Боль заставляет кур и поэтов кудахтать».

Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра»

«Его особенная манера работать заключалась в том, что он записывал свои мысли в записные книжки и на отдельных листках, которых в моменты вдохновения накапливалось множество. Потом ему оставалось только упорядочить этот хаос, месяцами копаясь в грудах исписанных бумаг, набросков и заметок, сделанных на чём попало. …за десять дней — с 1 по 10 февраля 1883 года — смог написать первую часть «Так говорил Заратустра». …он напишет тоже за десять дней, с 26 июня по 6 июля 1883 года, — вторую часть «Заратустры», которая будет опубликована в сентябре» (Гомес, 2006: 47-48, 117, 123).

«Афоризм № 51 гласит: «…моё честолюбие заключается в том, чтобы сказать в десяти предложениях то, что всякий другой говорит в целой книге — чего всякий другой не скажет в целой книге…»» (там же: 161).

«Попробуем взглянуть на творчество философа через хронологическую призму развития его нервного заболевания. Итак, июль 1865 г. — ранний сифилитический менингит. 1872 г. — Ницше пишет своё первое сочинение «Рождение трагедии из духа музыки». 1873 г. — третичный сифилис мозга; в этом же году опубликованы «Несвоевременные размышления». В 1878 г. Ницше издаёт «Человеческое, слишком человеческое». 1880 г. — начало прогрессивного паралича с эйфорией и экспансивностью. 1881 г. — «Утренняя заря», 1882 г. — «Весёлая наука». С 1880 по 1883 гг. — первый приступ паралича с бредом и галлюцинациями, протекающий по типу шизофреноподобного заболевания. В 1883-1884 гг. Ницше пишет свою знаменитую книгу «Так говорил Заратустра». В 1885 г. прогрессирует сифилитическое поражение мозга, наступает расстройство зрения. 1886 г. — он заканчивает «По ту сторону добра и зла». Конец 1887 г. — начало второго приступа паралича с прогрессирующим ухудшением психики. В 1888 г. Ницше создаёт своё последнее философское произведение — «Антихристианин»» (Шувалов, 1992: 16).

«Уже весной 1888-го у него пропадают какие бы то ни было сдерживающие начала: тексты становятся всё более циничными и разрушительными… В таком состоянии написан Заратустра . По словам кого-то из критиков, автор этой поэмы не Ницше, а хлорал-гидрат, возбуждавший нервную систему поэта и деформировавший его видение жизни. Патологические особенности произведения — отсутствие сдерживающих центров, сверхэкзальтация, духовный оргазм, признаки мании величия, обилие бессмысленных восклицаний и т. п… Болезнь совершенно не затронула интеллектуальной мощи «последнего ученика Диониса». Может быть, даже обострила её» (Гарин, 2000: 141, 256, 108).

«Наиболее блестящие идеи являлись ему в состоянии патологического возбуждения. Вот почему многие из его произведений написаны в форме афоризмов и параграфов» (Галант, 1926: 251).

«Особенно смелым полётом, смелым как никогда больше, отличалась его мысль в начале 1876 года... Это был момент, когда Ницше почти достигает максимальной высоты своего философского мышления, но покупает его ценою своего психического и физического переутомления: у него возобновились мигрени, боли в глазах и желудке... В течение января и февраля 1875 года Ницше ничего не пишет; он ощущает полный упадок энергии. «Очень редко, минут 10 за две недели я пишу «Гимн одиночеству»». ...он умел наслаждаться зрелищем своих страданий и прислушивался к ним, как к перемешивающимся звукам симфонии; в такие минуты он не ощущал никакой нравственной боли, а с каким-то мистическим наслаждением созерцал весь трагизм своего существования» (Галеви, 1911: 102-104, 127, 130).

(В 1880 г. Ницше признаётся своему врачу доктору Эйзеру) «Существование стало для меня мучительным бременем, и я давно покончил бы с ним, если терзающий меня недуг и необходимость ограничивать себя решительно во всём не давали мне материала для самых поучительных экспериментов и наблюдений над сферою нашего духа и нравственности» (Манн, 1961: 353).

«Патологическое у Ницше в последние десять лет эпизодически оказывало совершенно явное действие на его творческую продукцию, но до этого его негативная тенденция способствовала позитивной... Чем больше его основное пессимистическое настроение обусловливалось неблагоприятной судьбой и продолжительным физическим заболеванием, тем сильнее у него проявлялась потребность по контрасту вызывать жизнеутверждение и подчёркивать оптимизм своего мировоззрения» (Reibmayr, 1908: 278, 235).

«Своим книгам он даёт разные более или менее вычурные названия, но все эти книги, в сущности, одна книга. Можно во время чтения заменить одну другой и не заметить этого. Это целый ряд бессвязных мыслей в прозе и топорных рифмах без конца, без начала. Редко вы встретите хоть какое-нибудь развитие мысли или несколько страниц подряд, связанных последовательной аргументацией. Ницше, очевидно, имел обыкновение с лихорадочной поспешностью заносить на бумагу всё, что приходило ему в голову, и когда накапливалось достаточно бумаги, он посылал её в типографию, и таким образом создавалась книга» (Нордау, 1995: 261).

«Его философия — философия физического и духовного здоровья. Того, чего так не хватало теряющему рассудок творцу. Она — неадекватная реакция на себя: немощь, перенапряжение, предчувствие безумия, сострадание породили свою противоположность — героику жизненности и силы, а параноическая ремиссия придала им драматический отблик гениально-безумного («Паралич был дрожжами к тому тесту, из которого был замешан Ницше»)... Если изучать духовное развитие Ницше с естественнонаучной, медицинской точки зрения, то здесь можно увидеть процесс паралитического растормаживания и перерождения различных функций, иначе говоря, — процесс подъёма от уровня нормальной одарённости в холодную сфер кошмарного гротеска, смертоносного познания и нравственного одиночества...» (Гарин, 1992: 203-204, 242).

«…философия Ницше неотрывна от его душевной жизни и имеет глубоко личный характер, делающий его тексты своеобразным духовным автопортретом… Безумие в известной мере спасло Ницше от «окончательности», от «договаривания до конца». Все его книги незавершены, философское завещание не написано. Болезнь, поразившая его в тридцатилетнем возрасте, лишила Ницше возможности систематического продумывания собственных идей, дошедших до нас в состоянии in statu nascendi. Он сам прекрасно сознавал это, признаваясь, что так и не пошёл дальше попыток и дерзаний, обещаний и всевозможных прелюдий. В этом, может быть, главная прелесть Ницше — «магическое обаяние изначальности». «Причёсанный», систематизированный Мифотворец был бы противоестественным: болезнь была не наказанием, а «даром Божиим» — благодаря ей тексты Ницше и сегодня «парят», дышат, вибрируют» (Гарин, 2000: 16, 25).

«С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину — ко злу» (Ф. Ницше).

Ницше представляет один из ярчайших примеров влияния психического расстройства на творчество. Причём влияния далеко неоднозначного: в чём-то положительного, в чём-то негативного. Ещё раз подчеркнём, что гений (талант) был первичен, должен был существовать ДО начала разрушающей стадии болезни. Психическое заболевание на первых своих стадиях придало его творчеству именно то своеобразие и ту индивидуальность, благодаря которым Ницше завоевал популярность, а затем и славу гения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бабоян, Д. (1973) Путёвка в ад. Сокр. пер. с рум. М.: «Международные отношения».

Бадрак, В. (2005) Антология гениальности. Киев: Издательство «КВIЦ».

Безелянский, Ю. Н. (2005) Прекрасные безумцы. Литературные портреты. М.: ОАО Издательство «Радуга».

Галант, И. Б. (1926) Эвро-эндокринология. (Эндокринология гениальности) // Клинический Архив Гениальности и Одарённости (Эвропатологии). Вып. 4. Т. 2. С. 225-261.

Галеви, Д. (1911) Жизнь Фридриха Ницше. Пер. с франц. А. Н. Ильинского. СПб-М.: Изд. Т-ва М. О. Вольф.

Гарин, И. И. (2000) Ницше. М.: «ТЕРРА».

Гарин, И. И. (1992) Воскрешение духа. М.: «ТЕРРА».

Гомес, Т. (2006) Фридрих Ницше. Пер. с исп. А. Прищепова. М.: «АСТ»; «АСТ МОСКВА»; «Транзиткнига».

Манн, Т. (1961) Страдания и величие Рихарда Вагнера. Достоевский — но в меру. Философия Ницше в свете нашего опыта. Собр. соч. в 10 т. Т. 10. М.: Гослитиздат.

Нордау, М. (1995) Вырождение. М.: «Республика».

Свасьян, К. А. (1990) Фридрих Ницше: мученик познания // Ф. Ницше. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: «Мысль». С. 5-46.

Свасьян, К. А. (1990) Хроника жизни Ницше // Ф. Ницше. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: «Мысль». С. 813-827.

Сегалин, Г. В. (1925) Патогенез и биогенез великих и замечательных людей // Клинический Архив Гениальности и Одарённости (Эвропатологии). Вып. 1. Т. 1. С. 24-90.

Сегалин, Г. В. (1926) К патологии детского возраста великих людей // Клинический Архив Гениальности и Одарённости (Эвропатологии). Вып. 2. Т. 2. С. 83-94.

Цвейг, Ст. Казанова. (1990) Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. М.: «Интерпракс».

Шувалов, А. В. (1992) Безумные грани таланта // Медицинская газета. № 54 (10.07). С. 16.

Lange-Eichbaum, W., Kurth, W. (1967) Genie, Irrsinn und Ruhm. Genie-Mythus und Pathographie des Genies. 6. Aufl. München-Basel: Reinhardt.

Loewenberg, R. D. (1950) Wilhelm Lange-Eichbaum and «The problem of genius» // «Amer. J. Psychiatr». V. 106. № 12.

Reibmayr, Al. (1908) Die Entwicklungsgeschichte des Talentes und Genies. 2. B. München: J. F. Lehmanns Verlag.


В контакте великое множество фраз, как бы умных. Они когда-то действительно были очень умными и оригинальными, но из-за того, что их в огромном количестве перетащили себе на стену различные девочки, они потеряли свой блеск, остроту и крутизну.

Как ни странно, большинство цитат принадлежит перу Фридриха Ницше, обычно как бы умные люди постоянно цитируют его, но вот в чем проблема: эти люди вряд ли читали первоисточники! Но почему они все равно цитируют фразы, которые вообще-то вырваны из текста (например, про женщин и кнут, Ницше на самом деле очень неплохо к ним относился, когда говорил, что совершенная женщина - это круче, чем совершенный мужчина) и не имеют того смысла, который автор заложил в него изначально. Все это потому, что Ницше очень красноречив - его очень приятно читать, вернее, его просто читать, он ярок, пафосен, был при жизни прекрасным оратором, что давало ему возможность легко убеждать своих соперников (а потом их тихо ненавидеть, потому что толпа). При желании любая вырванная из контекста фраза может стать аргументом в поддержку консерватизма, либерализма, буддизма, атеизма и даже христианства (хотя Ницше был категорически против христианства и вообще религии). Только когда ты читаешь книги Ницше, понимаешь, что это был за человек, что была у него за философия, почему она суть не фашизм и почему Ницше - такая значительная фигура в мировой философии.

Умный человек может во многом не согласиться с Ницще, но вот в чем парадокс: он может согласиться с куда большим количеством вещей, а все потому, что отличных и умных идей у Фридриха Ницше хватает.

Несмотря на распространенный стереотип, Ницше не был злобным психопатом. Он был человеком исключительных интеллектуальных способностей, но очень слабого здоровья. В возрасте 10 лет он уже интересовался мифологией, философией, теологией - словом, всем тем, чем дети, как правило, не интересуются. Будучи студентом Боннского университета, Ницше умудрился также стать преподавателем, что было исключительным случаем в европейском образовании. Студент сам учился и сам преподавал. И получал за это деньги! Параллельно Фридрих пытался влиять на своих студенческих товарищей, но те быстро ретировались от умного мальца, который пытался научить их жизни.

Все странности Ницше были от проблем со здоровьем. С детства его мучили сильные головные боли, к 30-ти годам Фридрих почти ослеп, что тоже не добавляло ему адекватности. Можно сказать, что именно поэтому его философия такая агрессивная - что еще делать, когда у тебя дико болит голова? А еще у Ницше была плохая наследственность: его отец страдал припадками.

Отношения с женщинами у Ницще тоже были - вопреки слухам. Конечно, в большинстве своем он предпочитал компанию блудниц. Но в Лу Саломе, писательницу и врача-психиатра, Ницше был, прямо скажем, страстно влюблен - даже замуж ее позвал, вот только она отказала, сказав, что это испортит их дружбу. Роковая дама была! По сути, Ницше считал такую даму идеальной женщиной: умной, красивой, роковой - вот только дружбы у них тоже не вышло: помешала сестра Ницше. Под влиянием Лу на свет появляется самое известное произведение Фридриха - «Так говорил Заратустра».

Что нужно знать про философию Ницще? Очень важно понимать, что он филолог - а следовательно, очень много внимания уделял стилю повествования, сделав его поистине впечатляющим.
Ницше презирал любую религию, особенно христианство, но очень положительно относился к Иисусу, когда говорил, что последний христианин умер на кресте. Также положительно Ницше относился у буддизму, который религией вообще не считал. Почитать про отношение Ницше к религии можно в эссе «Антихристианин. Проклятие христианству».

Философа очень волновал вопрос о происхождении морали. Часто он говорил, что вся мораль искусственна по своей природе (за исключением совсем очевидных вещей типа «Не убий») и нужна, чтобы держать низший класс в повиновении у высшего. Размышления Ницше на тему изложены в труде «Генеалогия морали».

Воля к власти по Ницше - главная действующая сила. На деле это не воля к захвату власти, а воля к могуществу, усложнению всех частей, эволюции и власти над собой. А потом - над остальными. Ницше все же был полностью уверен, что толпа - это не хорошо, даже если она идет за тобой.

Тема сверхчеловека - одна из главных в творчестве Ницще. Он считал, что человечество - это переходное звено между обезьяной и чем-то большим. Сам он так и говорил, что человек - это нечто, что должно превзойти. Не стоит путать с гитлеровским желанием убивать низшие расы и порождать высшие. Сверхчеловек - существо без расы, но обладающее исключительными способностями, стоящее вне морали. Проще говоря, это исключительное по благородству существо, которое делится знаниями с другими. И имеет стальную волю. И еще много чего. Все это можно узнать из «Так говорил Заратустра».

Ницше действительно скончался в психбольнице, но в последние годы жизни к нему все же пришло признание. Мы считаем, что он его заслужил.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам