Комплексы зрительной гимнастики первой младшей группы. Зрительная гимнастика (младшая группа) Гимнастика для глаз ранний возраст картотека

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения , отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов , можно выделить 4 вида:

— с предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

— без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

— с использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

— с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме , движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

— Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

— В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

— По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

— В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

— Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

— Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

И расслаблена…

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

А Варвара смотрит вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

Физкультминутка для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

МОСТИК

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

СТРЕКОЗА

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

БЕЛКА

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи - раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

ТЕРЕМОК

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

ЗАЯЦ

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Прыгаем, как зайчики).

ДОЖДИК

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи.

КОШКА

Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.

(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

(Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи.

(Закрывают глаза руками.)

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

КАЧЕЛИ

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз)

ЛУЧИК СОЛНЦА

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Ночь»

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза)

«Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

Справа сосенки — подружки. смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.

I Комплекс

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх-вниз.

Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебн. Пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.

3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. — М.: ВАКО, 2007

4. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.

воспитатель МАДОУ №27 «Чебурашка»,

г. Чайковский, Пермский край, Россия

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов. Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.

Основными принципами зрительных гимнастик являются :

Индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

Регулярность проведения;

Постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

Сочетание с двигательной активностью;

Развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

Для поддержания интереса детей используются упражнения с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

Сюжетные комплексы офтальмологических упражнений.

« Самолет»

Пролетает самолет

С ним собрался я в полет.

Левое крыло отвел, поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу.

- посмотреть вверх

-отвести руки, проследить взглядом.

«По ягоды»

Справа зреет земляника,

Слева - сладкая черника,

Справа - красная брусника,

Слева спеет ежевика.

Ягоды все соберем

Отдохнем и потом домой пойдем.

- движения глазами влево-вправо

- сомкнуть веки обоих глаз на 3-5

секунд, повторить 6-8 раз

«Осень»

Осень! Осыпается весь наш бедный сад...

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А.Толстой

- дети выполняют движения глазами вверх-вниз

- круговые движения глазами влево и вправо

- посмотреть вдаль

- закрыть глаза

«Листопад»

Листопад, листопад, листья желтые

летят,

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг

Желтый двор, желтый дом

Вся земля желта кругом.

Ю.Вакуленко

- движения глазами вверх-вниз

-движения глазами влево-вправо

-движения глазами вверх, по кругу

-движения глазами вниз, вдаль

- движения глазами по кругу.

«Жучок»

Жучок сегодня в гости прослеживание глазами за движением жучка

К нам в группу прилетел,

Наверное, погреться

Немножко захотел.

На левую ладошку

Уселся он сперва.

Смотри, какие крылья,

Вот лапки, голова.

Дыханием согрею

Я милого жучка,

А он, расправив крылья,

Взлетел до потолка.

На правую ладошку

Ко мне потом он сел

И, прожужжав «Спасибо!»,

В окошко улетел.

«Солнышко»

В небе солнце катится

Словно желтый мячик ,

То за тучку спрячется

То по елкам скачет .

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось.

-прослеживание глазами за движением солнышка

вверх – вниз, вправо – влево.

- движение глазами по кругу в одну и другую стороны.

-поморгать и зажмурить глаза.

«Рыбка»

Рыбка плавала, ныряла,

Рыбка хвостиком виляла.

-проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз);

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Рыбка, рыбка, не ленись!

По волнам, по волнам,

Тут и там, тут и там.

Вот она какая, рыбка золотая.

-прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево

(6-8 р.)

-поморгать глазами .

« Самолет»

Пролетает самолет

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел, поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу.

- посмотреть вверх

-отвести руки, проследить взглядом

-вращательные движения руками перед собой, следить взглядом.

- встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии;

- поморгать и прикрыть глаза.

Моргание.

Происходит смазывание глаз, их очищение и отдых.

«Бабочка машет крылышками».

«Метелки».

Вы метелки,

Усталость сметите.

Глазки нам

Хорошо освежите.

Письмо носом”

Закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе.

Упражнение уменьшает напряжение,

даёт возможность для вибрации глаз.

«Филин».

На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль.

Пальминг (от англ. «palm» - ладони): применяется для снятия усталости, напряжения глаз.

Прикрыть глаза ладонями на 30-60 с.

«Жмурки».

Зажмуриться, открыть глаза,

отыскать нужный предмет.

«Далеко - близко».

Поочередно смотреть на предмет, выбранный за окном и на предмет в группе.

Детская гимнастика для глаз в стихах

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.

Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Для этого существует гимнастика для глаз. Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физ. минутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

«Тренировка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Поднять взгляд вверх.

Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать).

«Весёлый мяч»

«Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой.

(Посмотреть влево - вправо.

Посмотреть вниз - вверх

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза).

«Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

Под кусточком посидим.

(Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.

То же самое.

Смотрят вверх.

Вытирают» лицо руками.

Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.

Движения плечами.

Приседают, поморгать глазами).

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза).

«Листочки»

Ах, как листики летят,

Всеми красками горят

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной.

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок,

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как листиком шуршу.

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат,

Будем мы сейчас гулять

И букеты собирать

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как я листиком шуршу.

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Посмотреть влево – вправо.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

«Елка»

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

(Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

«Овощи»

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

(Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево- вправо

Влево - вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза).

«Весёлая неделька»Весёлая неделька

Понедельник

Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву,
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Вторник

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Среда

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.

Четверг

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

Пятница

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять,
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Суббота

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

Воскресенье

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Комплексы упражнений для глаз с предметами

«Морковка»

Вверх морковку подними,

На нее ты посмотри,

Вниз морковку опусти,

(Дети берут по морковке и передвигают соответственно тексту, прослеживая движение взглядом).

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево.

Ай-да, Заинька умелый!

Глазками моргает,

Глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

«Елка»

(Дети берут в руку маленькую елочку на палочке, четко проговаривая чисто говорку.

При выполнении гимнастики голова все время находится в одном положении, двигаются только глаза).

Ашу-ашу-ашу –

Нарядим елку нашу.

Передвигают елочку вправо-влево, прослеживая движение взглядом.

Ишки-ишки-ишки –

Поднимают вверх и опускают вниз.

«Вот золотые шишки»

Ош-ош-ош –

(Рисуют в воздухе круг).

Шар большой хорош.

Ша-ша-ша –

(Рисуют в воздухе елочку).

Елка тоже хороша.

Едут в поезде, ребята,

Белочки и зайчики

К девочкам и мальчикам.

«Самолет»

Дети прослеживают движения маленького самолета на палочке: сверху-вниз, справа налево и наоборот, движения по кругу, с верхнего правого угла в нижний левый, с верхнего левого нижний правый и наоборот. После выполнения упражнения быстро поморгать и на несколько секунд закрыть глаза, давая им отдых.

« Кошка»

Вправо, влево смотрит кошка:

(Смотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз).

Мяу-мяу, где ты, крошка? –

А мышонок ей в ответ:

Там, где был, меня уж нет!-

Покатился он с пригорка,

Видит: маленькая норка.

В этой норке жил зверек –

Длинный, узенький хорек.

Острозубый, остроглазый,

Был он вором и пролазой.

И бывало, каждый день

Крал цыплят из деревень.

«Белка»

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещать взгляд вправо-влево).

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри –

(Перемещать взгляд вверх-вниз).

Вот орехи: раз, два, три! –

Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами).

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

«Сова»

Ва-ва-ва –

Сидит на дереве сова.

(Вытягивают перед собой указательный палец и фокусируют взгляд на нем. Прослеживают взглядом движение пальца вправо-влево; вверх-вниз).

Ву-ву-ву –

Сегодня рисовали мы сову.

Вы-вы-вы –

Есть птенцы у совы.

(Рисуют пальцем в воздухе и прослеживают движение взглядом).

Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста

Глаза так много могут рассказать о человеке,

Слова и жесты вовсе не нужны,

Не зря же говорили люди,

Глаза – есть зеркало его души.

Анастасия Ланская

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте, которая проводится регулярно, не менее 2 - 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза, руки выполняют разные движения.

Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

(Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза).

«Забавный» тренинг

Задачи: Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз.

Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.

«Рисование» взглядом

«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.

Чередование эпизодов света и темноты.

Задачи: «Раскачка» мышц глаз.

Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту. Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.

Игра «Найди зайку».

Задачи: Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.

Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.

«1-2-3-посмотри»

Задачи: Развивать глазодвигательные навыки.

На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

«Птичка»

Задачи: Развивать двигательную систему глаз.

Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)

Собой невелички.

Как они летели, (Вправо – влево)

Все люди глядели.

Как они садились, (Вверх – вниз)

Все люди дивились.

«Лошадка»

Задачи: Содействовать укреплению двигательной системе глаз.

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)

Вправо – влево. (Вправо - влево.)

Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)

«Солнышко»

Задачи: Снять физическое, психическое и зрительное напряжение

На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте

голову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу. «Здравствуй! - солнышку скажу».

«Моргание»

Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет».

Глазодвигательные тренинги

Задачи: Формировать рациональные способы зрительного восприятия.

Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.

«Прищепочки»

Задачи: Снизить нагрузку на глаза.

Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

«Самолет»

Задачи: Снять зрительное утомление.

Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)

С ним собрался я в полет.

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них),

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами) .

«Ловим мыльные пузыри»

Задачи: развитие зрительно – моторной координации

Ход: (глаза – руки, умения ориентироваться в пространстве).

«Воздушный шарик»

Задачи: развития зрительной координации.

Ход: Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом

можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.

Можно уменьшать или увеличивать размер шара.

«Бегающий зайчик»

Задачи: Укрепление мышечной системы глаз.

Ход: предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за

черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.

«Сидим и бросаем»

Задачи: развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.

Ход: положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.

«Зоопарк»

Задачи: способствовать увеличению остроты зрения.

Ход: Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слонов, ежей, зайчиков, улиток) .

Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом

(сверху – вниз, снизу – вверх) .

«Солнечный зайчик»

Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.

Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете

(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».

Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.

«Новогодняя ёлка»

Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

Ход: Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными

огоньками, но не в полной темноте.

«Аквариумные рыбки»

Задачи: стимулировать кровообращение органа зрения.

Ход: предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,

блестящей чешуей.

«Кискины глазки»

Задачи: укрепить глазную мышечную систему.

Ход: выпучивание глаз, зажмуривание, широко открывать глаза,

посмотреть вверх, вниз, в сторону.

«День - ночь»

Задачи: улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения

Ход: ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.

«Спи глазок, спи другой»

Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.

«Прятки»

Задачи: Разнообразить движения глаз.

Ход: прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»

Упражнения
для активизации работы мышц глаза

Комплекс 1.

Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшает кровообращения (и.п. – сидя).

1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек.

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы

3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек.

4. Смотреть вдаль, сидя перед окном

Комплекс 2.

Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз (и.п. – стоя).

1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку

2. Опустить голову; посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты

(ноги на ширине плеч, 3-4 раза).

3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

Комплекс 3.

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).

1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноименного глаза (1-2 сек); отвести пальцы

2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперед руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда

3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; то же самое, но в обратную сторону

Комплекс 4.

Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п. – стоя).

1. Поднять глаза вверх, опустить вниз, посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы

2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке

3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру

Комплекс 5.

Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

1. И.п. – сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади

2. И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками

3. И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки большие» (широко открыть глаза).

Комплекс 6.

Способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений глазных мышц.

1. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.

2. И.п. – стоя, мяч в вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево-вправо, следить глазами за мячом

3. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом

4. И.п. – стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом


Екимова Ольга Павловна

Лилия Заржецкая
Зрительная гимнастика (младшая группа)

Основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи . Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.

Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами , яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д., которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Основные принципы :

Индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

Регулярность проведения;

Постепенное увеличение нагрузок;

Сочетание с двигательной активностью;

Развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

Значение :

Проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;

-гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;

-гимнастика проводится в течение 2-3 минут;

Основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;

Для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом;

Демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;

Упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.

Комплекс зрительной гимнастики для детей :

1. В углах комнаты, под потолком расположите цветные картонные кружки разных размеров. Предложите детям посмотреть на левый круг несколько секунд, затем на правый, выполните это упражнение 3-5 раз, следите, чтобы у детей работали только глаза, после 3-5 упражнений на 10 секунд глаза закрыть, повторить упражнение 3 раза.

2. Для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко, предлагается в течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.

3. Для выполнения упражнений дети руки ставят под подбородок, чтобы исключить движение головой. Ребёнок должен поднять глаза и посмотреть вверх, затем вниз по 4 раза, перерыв 10 секунд, затем вправо, влево 4 раза, перерыв 10 секунд.

4. Для выполнения следующего упражнения потребуется дополнительный материал. На потолке располагается рисунок в виде змейки

Упражнения для снятия усталости глаз

«Зайчики»

Вверх морковку подними

На неё ты посмотри

Вниз морковку опусти

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево

Ах, да Заинька умелый

Глазками моргаетГлазки закрывает

Зайчики морковки взяли,С ними весело плясали.

Поднять взгляд вверх.

Опустить взгляд вниз.

Посмотреть влево.

Посмотреть вправо.

Быстро поморгать.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем

«Бабочка»

Спал цветок(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел,(Руки поднять вверх (вдох) . Посмотреть на руки.)Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох) .)Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

«Часовщик»

Часовщик прищурил глаз,(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз) Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза – как горошины глаза (пальцами делаем очки) . Влево, вправо, верх, вперед (глазами смотрим по тексту) . Ну, совсем как вертолет (круговые движения глаз) . Мы летаем высоко (смотрим вверх) . Мы летаем низко (смотрим вниз) . Мы летаем далеко (смотрим вперед)

«Белка и дятел»

Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево, Дятла вкусно угощала. Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз) . Вот орешки : раз, два, три. Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками) . И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем) .

ВЫВОД :

Таким образом, следует отметить, что гимнастика для глаз необходимо на занятиях, связанных со зрительным напряжением . Она способствует повышению тонуса глазных мышц, уменьшает утомляемость глаз, действует как профилактика сохранения зрения.

Польза данных упражнений данной гимнастики для детей будет ощутима только при систематическом их выполнении, то есть через 20 минут занятий для детей 3-5 лет и через 30 минут для детей 6-7 лет ежедневно.

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КИРОВСКА»

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 12 г. КИРОВСК

Комплексы зрительной гимнастики

Первой младшей группы

Составители:

Воспитатели:

Нерубленко А.В.

КИРОВСК

2014

Месяц

Неделя

Название

упражнений

Сентябрь

Ознакомление детей с гимнастикой для глаз

Предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.

Игра «Бегающий зайчик»

Октябрь

«1-2-3-посмотри»

Выпучивание глаз, зажмуривание, широко открывать глаза, посмотреть вверх, вниз, в сторону.

«Кошкины глазки»

Ноябрь

Положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.

Игра «Сидим и бросаем»

3- 4

Игра «Найди зайку».

Декабрь

Для этой игры нужен только фонарик. Расстояние до стены - 2 метра, скорость движения луча первоначально - 50 см за 1 секунду. Амплитуду движений фонарика увеличивайте от игры к игре. Если вы показываете движение луча в одну сторону, то это же движение показывайте в противоположную сторону. Во время игры неожиданно осветите какой-либо предмет (настенные часы, картину и т.д.) - рассмотрите его при необычном освещении. «Потеряйте» его и снова найдите. Очень полезно следить за движением луча по потолку лёжа на спине. Эту игру можно сопровождать песенками и стихами.

«Поймай взглядом огонёк»

Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, зайчиков, …) .

Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом

(сверху – вниз, снизу – вверх) .

«Зоопарк»

Январь

1.Педагог маятникообразно качает фонарик, постепенно изменяя высоту, сначала снизу вверх, затем сверху вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика.

    «Посмотри, как качается фонарик»

Прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»

. «Прятки»

Февраль

Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.

Можно уменьшать или увеличивать размер шара.

«Воздушный шарик»

Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)

С ним собрался я в полет.

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами

«Самолет»

Март

Поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.

«Спи глазок, спи другой»

3 - 4

На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

«1-2-3-посмотри»

Апрель

1 -2

Педагог на разном расстоянии провозит машину, дети следят за движением машины.

«Проследи за машиной»

3- 4

Прикрепите на стену на уровне взора ребёнка или чуть выше карточку с изображением силуэта или контура геометрической фигуры. Направьте луч фонарика на карточку и ведите по краю изображения (по часовой стрелке, против часовой стрелки). Расстояние от глаз малыша до карточки 50-80 см.

Май

1 -2

Педагог прокатывает разноцветные шары поочередно в ворота и называет цвет шара, дети прослеживают движение шара.

«Прокати мяч»

3- 4

Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.

«Найди зайку».



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам