Строение человека опорно двигательная система презентация. Опорно-двигательная система. Что вы знаете о нервах





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данная методическая разработка рассчитана на два урока.
Тема 1 урока: «Опорно-двигательная система. Кости скелета».
Тема 2 урока: «Строение скелета».
Преподавание ведется по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. 8 класс.

Урок 1

Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

Задачи урока:

  • Образовательные : сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.
  • Развивающие : развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.
  • Воспитательные : воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Оборудование: таблицы, презентация к уроку.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление и обобщение пройденного материала.
4. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (приветствие учителя)

2. Объяснение нового материала

1 слайд

Вопрос к классу:

– Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать? (Опорно-двигательная система)
– Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат? (Скелет и мышцы)

Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение костей».

Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.

1. Опора тела и скелета

Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

2. Двигательная

Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

2. Защитная

Кости скелета защищают органы от травм

4. Обмен веществ

В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2 слайд

Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:

Форма костей

3 слайд

Строение трубчатой кости

– Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? (Диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)

Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.

4 слайд

– Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте ответить на вопрос: Какое значение имеет химический состав клетки? (Придает костям прочность, упругость и эластичность)
– За счет, каких веществ это достигается? (Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)
Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.

5 слайд

Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.

Демонстрация опыта.

При прокаливании кости органические вещества обугливаются.
Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.

– Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? (У стариков)

– С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

6 слайд

Внутреннее строение костей

– Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

– Посмотрите фрагмент фильма.

7 слайд

– Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?
– При переломах за счет чего происходит восстановление костей?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.

Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах.

8 слайд

– Как соединяются между собой кости в скелете?

Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.

Типы соединения костей

9 слайд

– Что обеспечивает подвижность конечностей? (Сустав)
– Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность? (Связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)

Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

– Рассмотрим движение в локтевом суставе.

10 слайд

3. Задания на закрепление материала

– Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.

4. Домашнее задание

Учебник стр. 100-107, вопросы с 1 по 11

Урок 2

Цели урока : изучить строение скелета человека.

Задачи урока:

  • Образовательные : сформировать понятия о скелете человека, об особенностях строения черепа, позвоночника, грудной клетки, верхней и нижней конечности.
  • Развивающие : развитие умений и навыков, развитие логического мышления, развитие навыков работы с учебником
  • Воспитательные : воспитывать чувство ответственности за свое здоровье

Оборудование: таблицы, презентация, модель строения черепа.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление и обобщение пройденного материала.
5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос

Вопросы к классу:

  • Каковы функции опорно-двигательного аппарата?
  • Назовите, какие бывают кости по форме?
  • Каково внутреннее строение костей?
  • Каков химический состав костей?
  • Назовите типы соединения костей?
  • Назовите части сустава?

3. Объяснение нового материала

11 слайд

Вспомните из курса зоологии основные отделы скелета млекопитающих. Попробуйте по аналогии назвать основные отделы скелета человека?

Записываем в тетрадь:

Скелет головы
Скелет туловища
Скелет конечностей

12 слайд

Скелет головы – череп. Рассмотрите основные отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы. Запишем в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.
Мозговой отдел черепа: парные – височная, теменная, и непарные – затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая.
Лицевой отдел черепа: парные – скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные, непарные – нижняя челюсть.

Вопрос к классу.

– Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп? (Защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).

13 слайд

Скелет туловища

Основные отделы – это грудная клетка и позвоночник.
Посмотрите фрагмент фильма. И ответьте на вопрос, какая особенность в строении позвоночника смягчает толчки при ходьбе, беге, прыжках?

14 слайд

– Продолжаем изучение строения позвоночника и рассмотрим, из каких отделов состоит позвоночник.
Шейный (7 позвонков), грудной(12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков).

15 слайд

Рассмотри строение шейных позвонков.
1 шейный позвонок – атлант.
2 шейный позвонок – аксис.

АТЛАНТ (1-й шейный позвонок)

Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами).

АКСИС (2-й шейный позвонок)

Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка.

16 слайд

– Назовите, какими отделами представлена грудная клетка?

Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи).

– Какие функции выполняет грудная клетка? (Защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.)

17 слайд

Скелет верхней конечности.

Задание классу:

По учебнику назовите основные кости верхней конечности.
Пояс верхней конечности и скелет свободной верхней конечности.
Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами.
Скелет свободной конечности состоит из: плеча, предплечья и кисти. Предплечье образовано локтевыми и лучевыми костями. Кисть образована запястьем, пястью и фалангами пальцев.

Вопрос классу.

Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности? (Плечевой, локтевой).

18 слайд

Скелет нижней конечности.

Задание классу.

По учебнику назовите основные кости нижней конечности.
Пояс нижней конечности и скелет свободной нижней конечности.
Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб.
Скелет свободной нижней конечности состоит из: бедра, голени и стопы.
Голень состоит из большой берцовой кости и малой берцовой кости. Стопа представлена предплюсной, плюсной и фалангами пальцев.
Вопрос к классу.
Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность?
(тазобедренный, коленный, голеностопный)

19 слайд

4. Задания на закрепление материала

Перед вами конечности человека – рука и нога. Соберите правильно конечности.

20 слайд

Правильно соберите скелет человека.

5. Домашнее задание

Учебник стр.108-115, вопросы с 1по 9. Составить кроссворд

ПОВТОРЕНИЕ

ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Назовите составные части нервной системы.

головной и спинной мозг

2. Продолжите предложение: Благодаря головному мозгу мы можем...

двигаться, видеть, думать, слышать, говорить, сохранять в памяти всё, что воспринимакм

3. Из чего состоит головной мозг?

из огромного числа нервных клеток

4. Что необходимо для нормальной работы мозга?

большое количество кислорода

5. Назовите главную функцию спинного мозга.

спинной мозг отвечает за разнообразные движения человека


ПОВТОРЕНИЕ

ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

6. Как называется соединение головного и спинного мозга со всеми органами человека.

головной и спинной мозг соединены НЕРВАМИ со всеми органами человека

7. Что вы знаете о нервах?

нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон,

те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания).

8. Дополните предложение: В работе нервной системы участвуют ____ пара нервов от спинного мозга и ____ пар нервов, которые связаны с головным мозгом.



КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ

СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Костно-мышечная система организма человека обеспечивает

различные движения руками и ногами, головой, телом.

Её называют также

опорно-двигательным аппаратом .

В него входят кости и мышцы.


СКЕЛЕТ – ОПОРА ТЕЛА

Кости образуют скелет – твёрдый каркас (остов) тела. В организме более 200 костей, и именно они позволяют удерживать тело и все его органы в определённом положении.

1 – череп

2 - грудная клетка

3 – кости руки

4 – позвоночник

5 – тазовая кость

6 – кости ноги


Утверждают, что кость твёрже кирпича, прочнее чугуна.

Несмотря на это, мы должны беречь костную систему своего организма.

Если в костях не хватает кальция, фосфора, то они теряют прочность, становятся ломкими. В этом случае увеличивается опасность перелома кости.

Чтобы этого не произошло, нужно правильно питаться.

Правильное питание для укрепления костей

мясо

творог

молоко

фрукты

овощи


Мышцы называют

МЫШЦЫ

гибким скелетом

мягким остовом тела.

Мышцы прикрепляются к костям.

В теле человека около 600 мышц. и каждая из них участвует в выполнении какого–либо движения.

От состояния мышц зависит физическая сила человека.

Работой мышц управляет

нервная система .

Нервы связывают мышцы

с головным и спинным мозгом.

1 – мышцы руки

2 – мышцы грудной клетки

3 – мышцы спины

4 – большие ягодичные мышцы

5 – мышцы шеи

6 - мышцы ноги


МЫШЕЧНАЯ ТКАНЬ

Мышцы состоят из упругой мышечной ткани . Они могут напрягаться и расслабляться. Обычно если одни мышцы сокращаются, то другие в это время расслабляются.

Мышечная ткань состоит из клеток , содержащих тонкие волокна - миофибриллы .

ВИДЫ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ

ГЛАДКАЯ

ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ СКЕЛЕТНАЯ

ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ СЕРДЕЧНАЯ


ФУНКЦИИ МЫШЦ

1. Лобная мышца морщит кожу на лбу.

2. Круговая мышца глаза закрывает глаза.

3. Круговая мышца рта сжимает губы.

4. Дельтовидная мышца двигает плечевую кость в разных направлениях.

5. Большая грудная мышца прижимает руку к телу и поворачивает ее.

6. Двуглавая мышца плеча сгибает руку.

7. Наружная косая мышца живота удерживает на месте органы брюшной полости.

8. Четырехглавая мышца бедра разгибает колено во время ходьбы и бега.

9, 10. Икроножная мышца приподнимает пятку и сгибает колено.


Размер и форма мышц различны. От мышц и скелета зависит форма человеческого тела.

1. Самые маленькие прикреплены к мельчайшим косточкам, расположенным в ухе.

2. Самые крупные мышцы те, на которых ты сидишь - большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги.

3. Самые сильные мышцы - жевательные, находящиеся в нижней части щеки.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

1. Сантиметровой лентой измерь обхват руки выше локтя у соседа. Результат запишите в тетради.

2. Сильно согните руку в локте и снова измерьте друг у друга обхват руки в том же месте. Результат запишите в тетради.

3. Сравните результаты, полученные в первом и втором измерениях. Объясните разницу в этих результатах.

4. Согните руку в локте, а потом выпрямите Объясните, какие мышцы сокращаются (напрягаются), а какие – расслабляются.

ВЫВОД:

короче

толще

При сокращении мышцы становятся ________ и ________, а при расслаблении - _________ и _________.

длиннее

тоньше


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Догадайся, о чём говорит мимика смайликов.

обида

задумчивость

грусть

радость

испуг

удивление


Когда мышцы

активно работают,

организму становится жарко.

Это происходит потому,

что клетки мышц

во время работы

расходуют много кислорода

питательных веществ, вырабатывая тепло.


МЫШЦЫ НУЖНО ТРЕНИРОВАТЬ

Если человек проводит много времени лёжа или сидя, не выполняет разнообразных движений, не тренируется, не делает зарядку,

то его мышцы становятся дряблыми и слабыми.

КАК УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ

заниматься утренней зарядкой

заниматься спортом

играть в подвижные игры

заниматься активным

отдыхом на природе

помогать взрослым

следить за правильной осанкой


ОСАНКА ЧЕЛОВЕКА

Осанка - это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

Правильная осанка помогает мышцам и суставам, хорошей работе сердца, свободному движению крови по телу.

Правильная осанка – залог вашего здоровья.



ОБОБЩИМ

ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Кости и мышцы составляют опорно-двигательную систему.

  • Они являются опорой нашего тела,
  • защищают внутренние органы от повреждения,
  • позволяют совершать различные движения.

Оцени свою работу!

Старался, у меня всё получилось!

Старался,

но были ошибки.

У меня

не получилось,

Костная ткань
В состав костной ткани входят
органические (оссеин и оссеомукоид) и
неорганические вещества (соли
кальция, фосфора, железа, магния).
Органические вещества придают
эластичность. Если их сжечь, кость
рассыпается на небольшие твердые
частички.
Неорганические придают твердость,
если удалить неорганические вещества
выдерживанием кости в кислоте, то
кость становится эластичной и ее
можно будет завязать в узел.
Костная ткань представлена клетками
костной ткани - остеоцитами и
межклеточным веществом.
Структурным элементом является
остеон - система костных пластинок,
концентрическими кругами
располагающиеся вокруг гаверсовых
каналов, содержащих нервы и сосуды.
Между ними - вставочные пластинки.

Строение и виды костей
Различают компактное вещество
костной ткани (тело кости) и губчатое
вещество (в головках костей).
Строение и виды костей:
Кость покрыта надкостницей,



сосуды и нервы) и


находятся остеобласты,




называются эпифизами, места


Строение и виды костей
Остеоны образуют перекладины, если
перекладины расположены плотно, то
образуется компактное вещество, если
рыхло - губчатое вещество.
Строение и виды костей:
Кость покрыта надкостницей,
суставные поверхности - хрящом.
Надкостница выполняет защитную,
трофическую (содержит кровеносные
сосуды и нервы) и
костеобразовательную функции.
С внутренней стороны надкостницы
находятся остеобласты,
обеспечивающие рост кости в толщину.
На границе с костной полостью
находятся остеокласты - клеткиразрушительницы костной ткани.
Головки костей, покрытые хрящом,
называются эпифизами, места
прикрепления сухожилий - апофизы,
тело кости - диафиз, участок между
эпифизом и диафизом - метафиз.

Строение и виды костей
В метафизе имеется прослойка
остеобластов, за счет деления
которых происходит рост кости в
длину. Рост костей прекращается к
23-25 годам у мужчин, к 18 - 20
годам у женщин. Эпифизы состоят
из губчатого вещества, в ячейках -
красный костный мозг. Внутри
диафиза канал с желтым костным
мозгом.
Виды костей:
Различают четыре группы костей:
трубчатые (длинные - плечевая,
короткие - фаланги пальцев);
губчатые (длинные - ребра,
короткие - кости запястья,
предплюсны);
плоские (лопатки);
смешанные (основание черепа,
позвонки).

Соединение костей.
Различают подвижные, полуподвижные и неподвижные соединения
костей.
Подвижные соединения – суставы.
Полуподвижные соединения характерны для позвонков шейного,
грудного и поясничного отделов позвоночника, для соединения ребер
с грудиной и грудными позвонками.
Неподвижные соединения характерны для мозгового отдела черепа,
когда выступы одной кости заходят в выемки другой. Образуется
очень прочный шов.

Соединение костей.
По другой классификации соединения делят на две основные группы:
непрерывные и прерывистые.
Непрерывные могут быть трех видов:
1. - Соединение с помощью соединительной ткани - фиброзное
соединение (роднички в черепе новорожденного);
2. - С помощью хрящевой ткани (межпозвоночные диски);
3. - Костные сращения (кости черепа).

Соединение костей.
В прерывистых (суставах) различают суставные поверхности,
суставную сумку, суставную полость с синовиальной жидкостью.
Давление в них отрицательное. Различают еще и полусуставы -
соединения, имеющие в толще хряща щелевидную полость (лобковое
сращение).

Олимпиадникам
Одноосный - блоковидный;
двухосные – эллипсоидный и седловидный
суставы;
многоосные – шаровидный и плоские
суставы
Примеры:
Блоковидный – локтевой;
эллипсоидный – лучезапястный сустав;
седловидный – запястно-пястный сустав
большого пальца;
шаровидный – плечевой;
плоские - межзапястные и предплюсноплюсневые суставы.

Олимпиадникам
Соединения костей делят на две основные группы: непрерывные и
прерывистые. Непрерывные (синартрозы) могут быть трех видов -
соединение с помощью соединительной ткани - фиброзное
соединение – синдесмоз (швы в в костях черепа, зубоальвеолярное
соединение) – роднички в черепе новорожденного), с помощью
хрящевой ткани – синхондрозы (межпозвоночные диски), костные
сращения – синостозы (кости таза).
В прерывистых (суставах, диартрозах) различают суставные
поверхности, суставную сумку, суставную полость с синовиальной

Различают еще и полусуставы - симфизы – соединения, имеющие в
толще хряща щелевидную полость (лобковое сращение, хрящи между
некоторыми позвонками).

Функции и строение ОДС
ОДС выполняет:
механические функции, связанные с
опорой, движением и защитой
внутренних органов;
метаболические функции связаны с
участием в минеральном обмене
веществ;
кроветворная функция связана с
гемопоэзом, образованием клеток
крови.

Функции и строение ОДС
Отделы скелета.
Скелет человека насчитывает более
200 костей и состоит из:
1. Черепа.
2. Скелета туловища (позвоночный
столб и грудная клетка).
3. Скелета конечностей (скелет
поясов и скелет свободных верхних
и нижних конечностей).

Череп
Череп включает 23 кости.
В состав мозгового отдела
входят:
парные кости - височные и
теменные;
непарные кости - лобная,
затылочная, клиновидная и
решетчатая. Затылочная кость
имеет большое затылочное
отверстие.

Череп
В состав лицевого черепа
входят парные и непарные
кости.
Парные - верхнечелюстные,
носовые, нижние носовые
раковины, скуловые, слезные,
небные.
Непарные кости - сошник,
нижняя челюсть,
подъязычная.

Череп
При рождении кости ребенка очень гибкие
(много органики), кости черепа не сросшиеся,
между ними большие роднички –
соединительнотканная перепонка.
У пожилых людей кости становятся хрупкими
из-за большого количества неорганических
веществ.

Скелет туловища
Скелет туловища состоит из скелета позвоночника и скелета грудной
клетки.
Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков, которые образуют пять
отделов. Шейный - из 7 позвонков, грудной - из 12, поясничный - из 5,
крестцовый - из 5 слившихся, копчик из 4-5 сросшихся позвонков.
В позвонке различают: тело, дугу, непарный остистый отросток, парные
верхние и нижние суставные.

Скелет туловища

Скелет туловища
Первые позвонки в шейном отделе называются атлант и эпистрофей.
Атлант имеет вид кольца с двумя мыщелками, тело атланта перешло на
эпистрофей и образовало зубовидный отросток. В поперечных отростках
шейных позвонков имеются отверстия, образующие каналы, в которых
находятся позвоночные артерии в полость черепа.

Скелет туловища
Скелет грудной клетки образуется грудными позвонками, ребрами
и грудиной. Первые семь пар ребер называются истинными,
следующие три пары - ложные ребра, их реберные хрящи
соединены не с грудиной, а с выше лежащим ребром; две
последние пары ребер - блуждающие.
В грудине различают рукоятку, тело и мечевидный отросток.


Скелет верхней конечности:
состоит из скелета свободной верхней
конечности: плечевой кости, костей
предплечья - локтевой и лучевой,
запястья (8 косточек), пясти и фаланг
пальцев.
Скелет плечевого пояса:
состоит из парных лопаток и ключиц.

Скелет конечностей и поясов конечностей

Скелет конечностей и поясов конечностей
Скелет нижней конечности:
состоит из и скелета свободной нижней
конечности - бедренной кости, костей
голени (большой и малой берцовой),
костей стопы (предплюсна - 7 костей,
плюсна и фаланги пальцев).
Скелет тазового пояса:
состоит из двух тазовых костей, каждая
образовалась при сращении трех
костей - подвздошной, седалищной и
лобковой.

Скелет конечностей и поясов конечностей
В связи с прямохождением:
- стопа человека имеет сводчатую форму,
- массивные пяточные кости;
- нижние конечности массивнее верхних;
- таз расширенный, чашевидный;
- S-образный позвоночник имеет изгибы -
два лордоза (изгибы, направленные вперед
- шейный и поясничный) и два кифоза
(изгибы, направленные назад - грудной и
крестцовый);
- грудная клетка расширена в стороны.
В связи с трудовой деятельностью и
развитием речи:
- сформировалась рука с
противопоставленным большим пальцем;
-увеличился мозговой отдел черепа и
появился подбородок.

Нарушения в формировании скелета
Сколиоз: искривление позвоночника в сторону;
Лордоз: искривление вперед поясничного отдела больше нормы;
Кифоз: искривление назад грудного отдела больше нормы (сутулость);
Плоскостопие: уплощение свода стопы.

Повторение
1. Что обозначено на рисунке
цифрами 1 – 10?
2. Что собой представляет
диафиз? Эпифиз? Метафиз?
Апофиз? Остеон?
3. Какие свойства костной ткани
придают органические и
неорганические вещества?
4. Где находятся клетки, за счет
которых кость растет в длину
и в толщину? Как они
называются?

Повторение
1. Три вида непрерывного соединения костей?
2. Два вида прерывистого соединения костей?
3. Что обозначено цифрами 1 – 10?
4. Какие части кости не покрыты надкостницей?
5. Какое давление внутри сустава?
6. Как называется жидкость внутри сустава?

Повторение
10
9
1. Какие виды костей изображены на рисунке?
2. Какие кости образуют мозговой отдел черепа?
3. Какие виды костей образуют лицевой отдел черепа?

Олимпиадникам
синдесмозы
– соединение с помощью соединительной ткани -
фиброзное соединение (швы в в костях черепа,
зубоальвеолярное соединение), роднички в черепе
новорожденного);
синхондрозы – с помощью хрящевой ткани (межпозвоночные
диски);
синостозы
– костные сращения (кости таза).
диартрозы
суставы – различают суставные поверхности,
суставную сумку, суставную полость с синовиальной
жидкостью. Давление в них отрицательное.
симфизы
полусуставы – соединения, имеющие в толще хряща
щелевидную полость (лобковое сращение, хрящи
между некоторыми позвонками).




























Включить эффекты

1 из 28

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Данная работа посвящена опорно-двигательной системе человека, ее строению и функциям. В работе подробно рассмотрены кости и ткани опорно-двигательной системы, их строение и функции, подробно обозревается опорно-двигательная система человека.

  • Строение и функции
  • Строение тканей и костей
  • Химические вещества костей
  • Опорно-двигательная система человека

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Кассихина Татьяна Александровна

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Презентация подготовлена Кассихиной Татьяной Александровной, учителем биологии, химии МОУ СОШ д.Городище

Слайд 2

Строение и функции

  • Скелет
  • Мышцы
  • Опорная
  • Двигательная
  • Защитная
  • Кроветворная
  • Слайд 3

    Строение тканей

    Разновидность соединительной;

    Большое количество межклеточного вещества, пропитанного минеральными солями;

    Клетки остеоны, звездчатой формы.

    Мышечной:

    Скелетная, длинные мышечные волокнами со множеством ядер и белком миозином, способным растягиваться и скручиваться, придавая поперечную исчерченность волокну.

    Слайд 4

    Строение костей

  • Слайд 5

    Строениедлинной трубчатой кости

    • Головки костей
    • Трубчатая часть
    • Надкостница
  • Слайд 6

    Лабораторная работа

    1. Рассмотрите распилы костей в головке и трубчатой части.
    2. Обратите внимание, чем заполнены головки трубчатой кости
    3. Как расположены костные пластинки
    4. Вспомните из своего опыта, чем заполнена трубчатая часть кости
    5. Сделайте записи.
  • Слайд 7

    Рост кости

    • В длина – за счет хряща
    • В толщину – за счет надкостницы
  • Слайд 8

    Химические вещества костей

    • Органические
    • Неорганические
  • Слайд 9

    Скелет человека

  • Слайд 10

    Отделы скелета

    • Скелет головы – череп
    • Скелет туловища: позвоночник, грудная клетка
    • Скелет свободной конечности:
    • верхней: плечо, предплечье, кисть;
    • нижней: бедро, голень, стопа;
    • Скелет поясов конечностей:
    • верхних: лопатка, ключица;
    • нижних – таз.
  • Слайд 11

    Скелет черепа

    • Мозговой
    • Лицевой
  • Слайд 12

    Скелет туловища

    Грудная клетка:

    1) грудина;

    Слайд 13

    Отделы позвоночника

    1. - шейный отдел
    2. - грудной отдел
    3. - поясничный отдел
    4. - крестцовый и копчиковый отделы
  • Слайд 14

    Скелет верхней конечности

    • Пояс верхней конечности
    • Свободная верхняя конечность
  • Слайд 15

    Скелет нижней конечности

    • Пояс нижней конечности
    • Свободная нижняя конечность
  • Слайд 16

    Скелет пояса верхней конечности

    • Ключица
    • Лопатка
  • Слайд 17

    Скелет пояса нижней конечности

    • Таз – три парысросшихся костей:

    Подвздошных,

    Лобковых,

    Седалищных

    Слайд 18

    Типы соединения костей

  • Слайд 19

    Строение сустава

    Задание: Сделайте в тетради схематичный рисунок сустава и подпишите его части.

    Слайд 20

    Виды повреждения скелета

    • Растяжение связок
    • Вывих сустава
    • Перелом кости:

    Открытый
    - Закрытый

    Слайд 21

    Строение мышцы

    http://old.college.ru/biology/course/content/chapter10/section1/paragraph2/theory.html

    Слайд 22

    Формы мышц

    А) Веретенообразная

    Б) Двуглавая

    В) Двубрюшная

    Г) Лентовидная

    Д) Двуперистая

    Е) Одноперистая

    Слайд 23

    Основные группы мышц

    По функциям:

    • Жевательные
    • Мимические
    • Дыхательные

    Скелетные: сгибатели и разгибатели

    По расположению:

    • Мышцы головы
    • Мышцы туловища
    • Мышцы конечностей
  • Слайд 24

    Особенности опорно-двигательной системы

    • Стопа имеет свод
    • Позвоночник имеет 4 физиологических изгиба
  • Слайд 25

    Повторим

  • Слайд 26

  • Слайд 27

    Повторим

  • Слайд 28

    Источник флеш

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок биологии на тему

    Задачи:

    I . Проверка знаний.

    II. Изучение нового материала

    Записи в тетради:

    Скелет - опора

    Мышцы - движение

    Кроветворение.

    Материалы для учителя:

    Функции:

    Записи в тетради :

    Строение ткани

    Записи в тетради : Строение костей

    Бедренная позвонки лопатка

    головки кости

    трубчатая часть

    хрящ

    надкостница

    Вопрос:

    Запись в тетради:

    Лабораторная работа «Рассмотрение распилов костей»

    Чем заполнены позвонки?

    Записи в тетради:

    Материалы для учителя

    Строение костей

    Форма костей

    Рост костей

    Записи в тетради:

    Химические вещества костей

    Органические Неорганические

    Записи в тетради

    Отделы скелета

    Материал для учителя

    Скелет верхней конечности

    Скелет плечевого пояса

    Скелет нижней конечности

    Скелет тазового пояса

    Записи в тетради

    Типы соединения костей

    Сустав Полусустав Шов

    Материал для учителя

    Соединения костей

    беседа,

    8. Строение мышцы. – рассказ учителя , .

    Задание:

    Записи в тетради

    Строение мышцы:

    - мышечные пучки и волокна;

    - сухожилия;

    Задание:

    Записи в тетрадь

    Группы мышц

    По расположению По функциям

    Мышцы головы - мимические

    – записи в тетрадь

    Записи в тетрадь

    Особенности:

    Мозговой отдел черепа больше лицевого

    Пятый палец противопоставлен остальным

    Кости и мышцы нижних отделов более развиты

    Стопа имеет свод

    Материал для учителя

    В связи с прямохождением:

    Массивные пяточные кости;

    III. Подведение итогов.

    Урок биологии на тему

    «Общая характеристика опорно-двигательной системы» 8 класс

    Разработан Кассихиной Татьяной Александровной учителем биологии, химии МОУ СОШ д.Городище Немского района Кировской области

    Цель урока: дать общее представление о строении и функциях опорно-двигательной системы.

    Задачи:

    - обучающие: познакомиться с тканями образующими опорно-двигательную систему, частями, функциями и особенностями опорно-двигательной системы в процессе работы с мультимедиа презентацией;

    - развивающие: развитие умения наблюдать натуральные объекты и делать выводы из наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями;

    - воспитательные: продолжить воспитание ответственного отношения к своему здоровью и его сохранению на основе приобретенных знаний.

    Оборудование: распилы костей (раздаточный материал), таблицы "Строение костей и типы их соединений", "Скелетные мышцы", "Скелет", "Череп человека", мультимедиа презентация.

    Урок рассчитан на два спаренных учебных часа.

    I . Проверка знаний.

    II. Изучение нового материала

    1. Состав и основные функции скелета: - беседа, работа со слайдом презентации и таблицами, запись схемы в тетради.

    Записи в тетради:

    Состав и основные функции скелета

    Скелет - опора

    Мышцы - движение

    Кроветворение.

    Материалы для учителя:

    Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые вместе с костями и их соединениями образуют опорно-двигательный аппарат. Кости и соединения костей составляют пассивную часть опорно - двигательного аппарата, а мышцы, выполняющие функции сокращаться и изменять положение костей - активную часть. �Скелет представляет собой совокупность костей, образующих в теле человека твердый остов, обеспечивающий выполнение ряда важнейших функций. Скелет и образующие его кости, имеющие сложное строение и химический состав, обладают большой прочностью. Они выполняют в организме функции опоры, передвижения, защиты, являются депо солей кальция, фосфора и др. �Опорная функция скелета состоит в том, что кости поддерживают прикрепляющиеся к ним мягкие ткани (мышцы, фасции и другие органы), участвуют в образовании стенок полостей, в которых помещаются внутренние органы. Без скелета тело человека, на которое действуют силы притяжения (силы тяжести), не могло бы занимать определенное положение в пространстве. К костям прикрепляются фасции, связки и т.п., являющиеся элементами мягкого остова, или мягкого скелета, который также принимает участие в удержании органов возле костей, образующих твердый скелет (остов).�Кости скелета выполняют функции длинных и коротких рычагов, приводимых в движение мышцами. В результате части тела обладают способностью к передвижению. Скелет образует вместилища для жизненно важных органов, защищает их от внешних воздействий. Так, в полости черепа находится головной мозг, в позвоночном канале - спинной мозг; грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды; костный таз - органы половой и мочевой систем и т. д. �Кости содержат значительное количество солей кальция фосфора, магния и других элементов, которые участвуют в минеральном обмене. В состав скелета входит более 200 костей, из ник 33 - 34 непарные, остальные парные; 29 костей образуют череп, 26 - позвоночный столб,25 костей составляют ребра и грудину, 64 кости образуют скелет верхних конечностей и 62 - скелет нижних конечностей. Позвоночный столб, череп и грудную клетку относят к осевому скелету, кости верхник и нижних конечностей называют добавочным скелетом. http://www.anatomus.ru/oporno_dvig.html

    Функции:

    Опора. Скелет служит жестким, устойчивым к сжатию каркасом тела. Он помогает телу сохранять определенную форму, обеспечивая опору для всей его массы, противодействуя силе тяжести и поднимая тело над землей. Это облегчает передвижение по суше. Внутренние органы оказываются закрепленными и подвешенными к скелету.

    Защита. Эндоскелет (внутренний скелет) человека защищает внутренние органы. Черепная коробка обеспечивает защиту головного мозга и органов чувств (зрения, обоняния, равновесия и слуха), позвоночник - защиту спинного мозга, а ребра и грудина - защиту сердца, легких и крупных кровеносных сосудов.

    Движение. Скелет, построенный из жесткого материала, служит местом прикрепления мышц. При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, и это приводит к различным движениям.

    Кроветворение. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G121

    2. Ткани, образующие О.-Д. систему.- актуализация и конкретизация знаний о тканях в процессе беседы, заполнение схемы в тетради на основе презентации.

    Костная ткань - разновидность соединительной ткани, ее роль в минеральном обмене веществ.

    Мышечная – разновидность скелетная, ее особенности.

    Записи в тетради :

    Строение ткани

    3. Типы костей: круглые трубчатые и плоские губчатые. Особенности строения, обеспечивающая их прочность и легкость. Строение кости: наружное плотное и внутреннее губчатое вещество, надкостница. Функции надкостницы, плотного костного вещества и губчатого костного вещества. - рассказ учителя с демонстрацией таблицы, натуральных объектов, презентации, заполнение схемы с рисунком, выполнение ознакомительной лабораторной работы.

    Записи в тетради : Строение костей

    Длинные трубчатые Короткие трубчатые Плоские

    Бедренная позвонки лопатка

    головки кости

    трубчатая часть

    хрящ

    надкостница

    Вопрос: Подумайте, какие особенности строения костей обеспечивают их рост?

    Запись в тетради:

    За счет надкостница кость растет в толщину, а за счет хряща – в длину.

    Лабораторная работа «Рассмотрение распилов костей»

    1. Рассмотрите распилы костей, обратите внимание на строение головки кости и трубчатой части:

    Чем заполнены головки кости и трубчатая часть?

    Чем заполнены позвонки?

    Как расположены костные пластинки?

    Чем заполнено пространство между костными пластинками?

    2. Сделайте необходимые записи.

    Записи в тетради:

    В головках костей расположены костные пластинки, которые располагаются в направлениях наибольшего растяжения и сжатия. Пространство между ними заполнено красным костным мозгом- органом кроветворения. Трубчатая часть полая и заполнена желтым костным мозгом – тканью богатой жиром

    Материалы для учителя

    Строение костей

    Скелет как опора несет большой груз: в среднем 60-70 кг (масса тела взрослого человека). Поэтому кости должны быть прочными. Кости выдерживают растяжение почти также, как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит.

    Мягкие части кости не делают ее менее прочной. Клетки костной ткани живут как бы одной семьей, соединяясь друг с другом отростками, как мостиками. Кровеносные сосуды, пронизывая кость и доставляя костным клеткам питательные вещества и кислород, не снижают надежной твердости кости.

    Межклеточное вещество на 67% состоит из неорганических веществ, в основном из соединений кальция и фосфора. Различают компактное (плотное) и губчатое вещество. Компактное вещество образовано плотно прилегающими костными пластинками, формирующими сложно организованные цилиндрические структуры. Губчатое вещество состоит из перекладин (балок), образованных межклеточным веществом и расположенных дугообразно, соответственно направлениям, по которым кость испытывает давление силы тяжести и растяжение прикрепляющимися к ней мышцами. Цилиндрическое строение плотного вещества и делают ее прочной и упругой.

    В трубчатых костях повышению их прочности служат и различия в структуре по направлению от центра к концам. Трубчатая кость в центре отличается большей твердостью и меньшей эластичностью, чем на концах. По направлению к суставной поверхности структура трубчатой кости меняется от компактной к плотной. Такое изменение строения обеспечивает главную передачу напряжения от кости через хрящ на поверхность сустава.

    Снаружи кость одета надкостницей, которую пронизывают кровеносные сосуды, питающие кость. В надкостнице имеется много чувствительных нервных окончаний, сама же кость нечувствительна.

    Полость трубчатых костей заполнена красным костным мозгом, который в течение жизни заменяется желтым (жировой тканью).

    Форма костей

    Кости отличаются друг от друга по форме и строению. Выделяют кости трубчатые, плоские, смешанные и воздухоносные. Среди трубчатых костей различают длинные (плечевая, бедренная, кости предплечья, голени) и короткие (кости пясти, плюсны, фаланги пальцев). Губчатые кости состоят из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного вещества. Они имеют форму неправильного куба или многогранника и располагаются в местах, где большая нагрузка сочетается с подвижностью (например, надколенник).

    Плоские кости участвуют в образовании полостей, поясов конечностей и выполняют функцию защиты (кости крыши черепа, грудина).

    Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих разное происхождение. К смешанным костям относятся позвонки, кости основания черепа.

    Воздухоносные кости имеют в своем теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом. Таковы, например, некоторые части черепа: лобная, клиновидная, верхняя челюсть и некоторые другие.

    Форма и рельеф костей зависят от характера прикрепления к ним мышц. Если мышца прикрепляется к кости с помощью сухожилия, то в этом месте формируется бугор, отросток или гребень. Если же мышца непосредственно сочетается с надкостницей, то образуется углубление.

    Рост костей

    В процессе роста человека кости растут в длину и толщину. Рост костей в толщину происходит за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы. В длину молодые кости растут за счет хрящей, расположенных между телом кости и ее концами. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-25 годам, у женщин - в 18-21 год. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G131

    4. Химический состав костей. Влияние минеральных и органических веществ на свойства костей. Изменение химического состава костей с возрастом. - рассказ учителя с демонстрацией презентации

    Записи в тетради:

    Химические вещества костей

    Органические Неорганические

    5. Отделы скелета человека. – рассказ по модели скелета, таблице или слайду презентации, заполнение схемы в тетради

    Записи в тетради

    Отделы скелета

    Материал для учителя

    Скелет верхней конечности : состоит из скелета свободной верхней конечности: плечевой кости, костей предплечья - локтевой и лучевой, запястья (8 косточек), пясти и фаланг пальцев.

    Скелет плечевого пояса : состоит из парных лопаток и ключиц.

    Скелет нижней конечности : состоит из и скелета свободной нижней конечности - бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовой), костей стопы (предплюсна - 7 костей, плюсна и фаланги пальцев).

    Скелет тазового пояса : состоит из двух тазовых костей, каждая образовалась при сращении трех костей - подвздошной, седалищной и лобковой. http://aniavetisyan.volsk-sch11.edusite.ru/p54aa1.html

    6. Типы соединения костей: неподвижные, подвижные, полуподвижные. - рассказ учителя с привлечением знаний учеников из курса физики по теме "Применение рычага".

    Записи в тетради

    Типы соединения костей

    Сустав Полусустав Шов

    Подвижное -полуподвижное - неподвижное

    Материал для учителя

    Соединения костей

    Способ соединения костей зависит от их функций. Различают непрерывные соединения, прерывные соединения (суставы) и полусуставы.

    Непрерывные соединения имеются между костями черепа, таза. Между соединяющимися костями расположена тонкая прослойка соединительной ткани или хряща. Соединения костей крыши и лицевого отдела черепа называют швами. Выделяют зубчатые швы, когда зубчатой формы край одной кости крыши черепа соединяется с аналогичным краем другой кости. Полусуставы также представляют собой хрящевые соединения, но в толще хряща имеется небольшая полость. К ним относятся соединения позвонков, лобковых костей. Небольшая подвижность этих соединений достигается при помощи хрящевых пластинок и упругих связок.

    Суставы - непрерывные соединения костей, включающие следующие элементы: суставные поверхности костей, покрытые хрящом; суставную капсулу, или сумку; суставную полость; полостную жидкость. Сустав обычно укреплен связками. Суставная жидкость продуцируется клетками, выстилающими внутреннюю поверхность суставной сумки. Жидкость облегчает скольжение суставных поверхностей костей и служит питательной средой для суставного хряща. Количество полостной жидкости, заполняющей узкую щель между суставными поверхностями, очень невелико.

    Суставы различают по числу и форме суставных поверхностей костей и по возможному объему движений, т.е. по числу осей, вокруг которых может совершаться движение. Так, по числу поверхностей суставы подразделяют на простые (две суставные поверхности) и сложные (более двух). По форме - на плоские (межзапястные, запястно-пястные, предплюсно-плюсневые суставы), шаровидные (плечевой, тазобедренный), эллипсовидные (между затылочной костью и первым шейным позвонком) и т.д.

    По характеру подвижности различают одноосные (с одной осью вращения - блоковидные, например, межфаланговые суставы пальцев), двуосные (с двумя осями - эллипсовидные) и трехосные (шаровидные) суставы. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G132

    7. Виды повреждений скелета – беседа, запись схемы в тетрадь на основе презентации

    Растяжение связок Вывих сустава Перелом: открытый и закрытый

    8. Строение мышцы. – рассказ учителя , работа с учебником и презентацией, беседа, записи в тетради .

    Задание: Пользуясь текстом учебника Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. на стр. 51-52 найдите и выпишите основные части мышцы.

    Записи в тетради

    Строение мышцы:

    - мышечные пучки и волокна;

    - соединительнотканная оболочка;

    - сухожилия;

    - кровеносные сосуды и нервы.

    Формы мышц: веретенообразные, двуглавые, двубрюшные, лентовидные, двуперистые, одноперистые.

    9. Группы мышц по расположению и функциям. – рассказ учителя, работа с учебником и презентацией, записи в тетрадь.

    Задание: На основе учебника Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. на стр.52-54 найдите группы мышц по местоположению в теле человека и группы мышц, выделяемых по функциям. Запишите в виде схемы.

    Записи в тетрадь

    Группы мышц

    По расположению По функциям

    Мышцы головы - мимические

    Мышцы туловища - жевательные

    Мышцы конечностей - дыхательные

    10. Особенности опорно-двигательной системы. – записи в тетрадь

    Записи в тетрадь

    Особенности:

    Мозговой отдел черепа больше лицевого

    Пятый палец противопоставлен остальным

    Кости и мышцы нижних отделов более развиты

    Стопа имеет свод

    Позвоночник имеет 4 физиологических изгиба.

    Материал для учителя

    В связи с прямохождением:

    Стопа человека имеет сводчатую форму,

    Массивные пяточные кости;

    Нижние конечности массивнее верхних;

    Таз расширенный, чашевидный;

    S-образный позвоночник имеет изгибы - два лордоза (изгибы, направленные вперед - шейный и поясничный) и два кифоза (изгибы, направленные назад - грудной и крестцовый);

    Грудная клетка расширена в стороны.

    В связи с трудовой деятельностью и развитием речи:

    Сформировалась рука с противопоставленным большим пальцем;

    Увеличился мозговой отдел черепа и появился подбородок.

    III. Подведение итогов.

    Скачать конспект

    В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология Человек 8 класс.

    Данная разработка сопровождается подробной презентацией.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Юго-восточное окружное управление образования

    ГОУ СОШ №489

    Методическая разработка по теме:

    «Опорно-двигательная система. Скелет человека»

    Исполнитель: учитель биологии

    ГБОУ СОШ № 489

    Фаттахетдинова Эльвира Абдуловна

    Москва 2012г.

    Тема: «Опорно-двигательная система. Скелет человека». 8 класс

    Данный конспект рассчитан на два урока.

    Тема 1 урока: «Опорно-двигательная система. Кости скелета».

    Тема 2 урока: «Строение скелета».

    Преподавание ведется по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. 8 класс.

    Урок 1

    Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

    Задачи урока:

    Образовательные

    сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.

    Развивающие

    Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.

    Воспитательные

    Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

    Оборудование:

    Таблицы, презентация к уроку.

    План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Объяснение нового материала.

    2.1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

    2.2 Форма костей

    2. 2. Строение кости.

    2.3. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

    2.4 Внутреннее строение костей.

    2.5 Соединения костей.

    3. Закрепление и обобщение пройденного материала.

    4. Домашнее задание .

    Ход урока:

    Организационный момент (приветствие учителя)

    Объяснение нового материала

    1 слайд

    Вопрос к классу?

    Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать?

    (Опорно-двигательная система)

    Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат?

    (Скелет и мышцы)

    Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение костей».

    Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.

    Опора тела и скелета

    Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

    Двигательная

    Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

    Защитная

    Кости скелета защищают органы от травм

    Обмен веществ

    В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

    2 слайд

    Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:

    Форма костей

    3 слайд

    Строение трубчатой кости

    Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части?

    (диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)

    Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.

    4 слайд

    Попробуйте ответить на вопрос:

    Какое значение имеет химический состав клетки?

    (придает костям прочность, упругость и эластичность)

    За счет, каких веществ это достигается?

    (Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)

    Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.

    Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.

    Демонстрация опыта.

    При прокаливании кости органические вещества обугливаются.

    Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

    После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.

    Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему?

    (у стариков)

    С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

    У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

    5 слайд

    Внутреннее строение костей

    Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?

    Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.

    У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

    Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

    Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

    6 слайд

    Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?

    При переломах за счет чего происходит восстановление костей?

    Учащиеся высказывают свои предположения.

    Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.

    Кости могут расти в длину и толщину.

    В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах

    За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут
    в толщину и зарастают при переломах.

    7 слайд

    Как соединяются между собой кости в скелете?

    Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.

    Типы соединения костей

    Срастание костей, образование швов

    Соединения при помощи хрящей

    Соединение при помощи суставов

    8 слайд

    Что обеспечивает подвижность конечностей?

    (Сустав)

    Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность?

    (связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)

    Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

    Рассмотрим движение в локтевом суставе.

    Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.

    Домашнее задание

    Учебник стр. 100-107, вопросы с 1 по 11

    Урок 2

    Цели урока : изучить строение скелета человека.

    Задачи урока:

    Образовательные

    Сформировать понятия о скелете человека, об особенностях строения черепа, позвоночника, грудной клетки, верхней и нижней конечности.

    Развивающие

    Развитие умений и навыков, развитие логического мышления, развитие навыков работы с учебником

    Воспитательные

    Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье

    Оборудование:

    Таблицы, презентация, модель строения черепа.

    План урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания

    3. Объяснение нового материала.

    3.1. Основные отделы скелета человека

    3.2 Скелет головы

    3. 3 Скелет туловища

    3.4. Строение позвоночника

    3.5 Строение грудной клетки

    3.6 Строение шейных позвонков

    3.7 Скелет верхней и нижней конечности

    4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

    5. Домашнее задание .

    Ход урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Фронтальный опрос.

    Вопросы к классу:

    Каковы функции опорно-двигательного аппарата?

    Назовите, какие бывают кости по форме?

    Каково внутреннее строение костей?

    Каков химический состав костей?

    Назовите типы соединения костей?

    Назовите части сустава?

    Объяснение нового материала

    9 слайд

    Вспомните из курса зоологии основные отделы скелета млекопитающих. Попробуйте по аналогии назвать основные отделы скелета человека?

    Записываем в тетрадь:

    Скелет головы

    Скелет туловища

    Скелет конечностей

    10 слайд

    Скелет головы – череп. Рассмотрите основные отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы. Запишем в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.

    Мозговой отдел черепа: парные - височная, теменная, и непарные –затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая.

    Лицевой отдел черепа: парные – скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные, непарные- нижняя челюсть.

    Вопрос к классу.

    Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп?

    (защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).

    11 слайд

    Скелет туловища

    Основные отделы – это грудная клетка и позвоночник.

    12 слайд

    Продолжаем изучение строения позвоночника и рассмотрим, из каких отделов состоит позвоночник.

    Шейный (7 позвонков), грудной(12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков).

    13 слайд

    Назовите, какими отделами представлена грудная клетка?

    Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи).

    Какие функции выполняет грудная клетка?

    (защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.)

    14 слайд

    Рассмотри строение шейных позвонков.

    1 шейный позвонок – атлант.

    2 шейный позвонок – аксис.

    АТЛАНТ (1-й шейный позвонок)
    Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами).

    АКСИС (2-й шейный позвонок)
    Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка

    Два верхних шейных позвонка, атлант и аксис, имеют анатомическое строение, отличное от строения всех остальных позвонков. Благодаря наличию этих позвонков, человек может совершать разнообразные повороты и наклоны головы

    Шейный отдел имеет физиологический изгиб (физиологический лордоз) в виде буквы "С", обращенной выпуклой стороной вперед. Шейный отдел является наиболее мобильным отделом позвоночника. Такая подвижность дает нам возможность выполнять разнообразные движения шеей, а также повороты и наклоны головы.

    15 слайд

    Скелет верхней конечности.

    Задание классу.

    По учебнику назовите основные кости верхней конечности.

    Пояс верхней конечности и скелет свободной верхней конечности.

    Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами.

    Скелет свободной конечности состоит из:

    Плеча, предплечья и кисти. Предплечье образовано локтевыми и лучевыми костями. Кисть образована запястьем, пястью и фалангами пальцев.

    Вопрос классу.

    Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности?

    (плечевой, локтевой).

    16 слайд

    Скелет нижней конечности.

    Задание классу.

    По учебнику назовите основные кости нижней конечности.

    Пояс нижней конечности и скелет свободной нижней конечности.

    Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб.

    Скелет свободной нижней конечности состоит из: бедра, голени и стопы.

    Голень состоит из большой берцовой кости и малой берцовой кости. Стопа представлена предплюсной, плюсной и фалангами пальцев.

    Вопрос к классу.

    Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность?

    (тазобедренный, коленный, голеностопный)

    Задания на закрепление материала

    Перед вами конечности человека – рука и нога. Соберите правильно конечности.

    Домашнее задание

    Учебник стр.108-115, вопросы с 1по 9. Составить кроссворд



    Похожие статьи

    • Английский - часы, время

      Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

    • "Алхимия на бумаге": рецепты

      Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

    • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

      Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

    • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

      Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

    • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

      Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

    • Сроки поступления средств на ЯД

      СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам