Социальная изоляция. Социальная самоизоляция: предпосылка или следствие компьютерной зависимости

Обычная девушка Сара Шурд около двух месяцев провела в Эвинской тюрьме Тегерана: ей слышались посторонние шаги, виделись огоньки света, большую часть времени она проводила на четвереньках и прислушивалась к тому, что происходит за закрытой дверью. Тем летом 32-летняя Сара в сопровождении двух своих друзей отправилась путешествовать по горам Иракского Курдистана. На границе с Ираном они были арестованы по подозрению в шпионаже и заключены под стражу. Сара провела порядка десяти тысяч часов в одиночном заключении, ее преследовали галлюцинации. «Боковым зрением я фиксировала вспышки света, но когда поворачивала голову, они тут же пропадали» - рассказала девушка в интервью The New York Times в 2011 году. - Однажды я услышала, как кто-то кричит. Этот крик стоял в моих ушах до тех пор, пока меня не привел в чувство один дружелюбный охранник. Оказалось, что кричала я сама».

Нам всем время от времени хочется побыть в одиночестве, вдали от толпы и разговоров с коллегами. Но одиночество внутри группы людей и наедине с собой - это две разные вещи. Для преобладающего большинства людей длительная социальная изоляция пагубно сказывается на психологическом здоровье. Мы знакомы с этим феноменом не только на основании чужих историй, но и из научных исследований и экспериментов, посвященных изоляции и социальной депривации, многие из которых так и не удалось завершить из-за пугающей реакции подопытных. Отчего люди способны лишиться рассудка, оставшись наедине с собой, и есть ли способ избежать помешательства в подобных ситуациях?

Мало кто поспорит, что изоляция вредна для человека физически . Известно, что одинокие люди чаще страдают от высокого давления, они более уязвимы для вирусных инфекций, кроме того, у них повышенный риск развития синдрома Альцгеймера и слабоумия . Одиночество отражается на самочувствии: состоянии сна, внимании, логическом и вербальном мышлении, вызывает расстройство иммунной системы, гормональный дисбаланс, активизирует воспалительные процессы в организме. Что стоит за подобными нарушениями, до конца не ясно - возможно, причина кроется в эволюции - для наших предков оказаться без поддержки соплеменников было физически опасно.

В современном же мире отказ от контактов с другими людьми влечет за собой не только разного рода болезни, но наибольший удар приходится по работе сознания. Например, изоляция влияет на наше восприятие времени. Люди, которые провели долгое время без солнечного света, отмечали эффект временного сдвига. Микель Сиффре отправился в двухнедельную экспедицию по изучению подземных ледников французских Альп. По прошествии некоторого времени он обнаружил, что под воздействием темноты его сознание начало меняться, и решил провести под землей еще два месяца. Исследователь оставил все измерительные приборы снаружи и жил в соответствии со своими биологическим часам. После завершения эксперимента Микель обнаружил, что двум минутам земного времени были эквивалентны 5 его субъективных минут под землей.

Аналогичный эффект замедления времени наблюдал социолог и спелеолог-любитель Маурицио Монталбини. В 1993 году он провел 366 дней в подземной пещере, построенной NASA для подготовки космонавтов. Сам Маурицио был убежден, что за время его отсутствия прошло всего 219 дней, его дневной цикл увеличился почти вдвое. Недавние исследования также показали, что в темноте большинство людей перестраиваются под 48-часовой ритм - 36 часов бодрствования и 12 часов сна. Причины данного явления до сих пор не установлены.

В середине ХХ века проводилось множество экспериментов по социальной депривации человека. В 1950-60-х годах существовало мнение, что китайцы используют камеры-одиночки для «идеологической обработки» американских военнопленных, захваченных во время Корейской войны. Примерно в то же время министерства обороны США и Канады начали финансировать серию экспериментов, которые с точки зрения современной западной этики казались недопустимыми. Например, исследование психолога Дональда Хебба, которое проходило в медицинском центре университета МакГилл в Монреале. Ученые пригласили волонтеров - в основном, студентов колледжа - пожить от двух до нескольких недель в звуконепроницаемых помещениях. Цель была в том, чтобы свести физическую деятельность испытуемых к минимуму и посмотреть на их реакцию. Подопытным раздали специальную амуницию, сводящую способности воспринимать инфорацию к минимуму: очки, перчатки, картонные манжеты, доходящие до кончиков пальцев, U-образные звукопоглощающие подушки, которые надевались на голову. Внутри комнат были установлены кондиционеры, чей шум заглушал любые внешние звуки. Спустя всего пару часов волонтеры почувствовали тревогу, они хотели вернуть себе способность чувствовать и пытались нарушить монотонность своего времяпрепровождения: пробовали говорить, петь или читать стихи вслух.

Позже многие из них стали вести себя крайне эмоционально и беспокойно, изоляция повлияла и на их интеллектуальные возможности, способность решать арифметические задачи и проходить ассоциативные тесты. Наиболее тревожными последствиями были галлюцинации - огоньки света, превращающиеся в линии, пятна и даже конкретные визуальные образы вроде белок, несущих рюкзаки за плечом, или процессии очков, спускающихся вниз по улице. Испытуемые не контролировали свои видения: кто-то воображал собак, кто-то - младенцев. У некоторых были слуховые галлюцинации: они слышали звуки шарманки или хоровое пение. У других - мнимые тактильные ощущения, как будто им стреляли в руку или били током. В реальном мире испытуемым было нелегко сбросить с себя это измененное восприятие реальности. Им казалось, что комнаты, где они сидели, находятся в движении, а объекты окружающего мира постоянно изменяют свою форму и размеры.

Тревожный конец

Эксперимент пришлось прервать ранее запланированного из-за неспособности студентов физически продолжать испытания - никто не смог продержаться в таких условиях дольше недели. Впоследствии Хебб писал в American Psychologist, что результаты его насторожили: «Одно дело читать о том, как китайцы «промывали» мозги военнопленным, совсем другое - своими глазами наблюдать, как лишенные возможности наблюдать, слушать и осязать люди сходят с ума».

В 2008 году клинический психолог Ян Роббинс совместно с BBC повторил эксперимент Хебба. Он посадил шесть добровольцев на 48 часов в звукоизолированные камеры бывшего ядерного бункера. Результаты оказались схожими - развитие тревожности, повышенная эмоциональность, навязчивые мысли, нарушение психики, галлюцинации. Почему мозг лишенного тактильных ощущений человека так себя ведет? Когнитивные психологи верят, что часть мозга, отвечающая за выполнение текущих задач, привыкает принимать и обрабатывать большое количество поступающей к органам чувств информации. Роббинс отмечает, что когда источники информации пропадают, нервная система все еще продолжает передавать сигналы в центральный процессор головного мозга, несмотря на ложность этих сигналов. Мозг в свою очередь пытается интерпретировать их, создавая на данной основе целостные образы. Другими словами, он пытается сконструировать мир на базе слабо доходящих до него импульсов, в результате чего порождает фантастическую реальность.

Подобные обманы психики не должны удивлять нас. Во-первых, мы знаем, что другие приматы тоже плохо приспособлены к социальной изоляции. Гарри Харлоу, психолог Университета Висконсин-Мэдисон, решил изучить данный вопрос в 1960-х годах на примере макак-резус. Новорожденные макаки от нескольких месяцев до года росли совершенно одни. Они проявляли тревожность уже после 30 дней, по прошествию года их способность к социальным контактам любого уровня практически была уничтожена. Во-вторых, потому что человек учится осознавать свои эмоции благодаря общению с другими людьми. Биологи верят, что именно сотрудничество наших предков в далеком прошлом способствовало эволюции чувственного опыта человека. Первоначальная функция эмоций - социальная. Если не будет никого, кто может разделить с нами чувство страха, гнева, тревоги или грусти, и оценить их уместность, то человек будет жить с искаженным представлением о самом себе, иррациональным восприятием окружающих событий и явлений.

На сегодняшний момент в особо охраняемых тюрьмах США находятся около 25 тысяч заключенных. Без социального взаимодействия у таких узников нет никакой возможности проверить реальность своих эмоций и адекватность своих мыслей, рассуждает Терри Куперс, судебный психиатр Калифорнийского института в Беркли. Это одна из причин того, что многие люди страдают тревожностью, паранойей и одержимостью. Крэг Хэйни, психолог Калифорнийского университета в Санта-Круз и ведущий специалист по психическому здоровью заключенных США, утверждает, что некоторые из них целенаправленно начинают открытую конфронтацию с надзирателями с целью подтвердить свое существование, вспомнить, кто они есть.

Стратегии противостояния

Социальная изоляция может разрушить сознание человека, но существуют способы противостоять этому. Каждый справляется по-своему - кто-то лучше, кто-то хуже. Существует ли способ защититься, если вы по воле случая оказались в заключении? У ученых нет единого мнения на этот вопрос, но давайте посмотрим на примеры тех людей, которым удалось избежать помешательства после многих лет проведенных наедине с собой.

Хуссейн Ал-Шахристани был главным советником Саддама Хуссейна по ядерным вопросам. Его посадили в тюрьму Абу Храим рядом с Багдадом после того, как он отказался поддержать проект разработки атомного оружия для Ирака. Хуссейну удалось сохранять свой рассудок на протяжении 10 лет одиночного заключения, он тренировал свой мозг, решая математические задачки, которые сам для себя и сочинял. Сегодня он работает заместителем министра энергетики Ирака. Подобный метод использовала во время своего семилетнего пребывания в плену у венгерского коммунистического правительства Эдит Бон, доктор медицинских наук и переводчица. Она конструировала счеты из кусочков черствого хлеба и перебирала в уме словарный запас из шести языков, которыми владела в совершенстве.

Члены военных организаций переносят изоляцию сравнительно легче. Кэрон Флетчер, психиатр-консультант, работающий с бывшими военнопленными, говорит, что задержания и допросы, которым он не раз подвергался во время службы в королевских ВВС, хорошо подготавливают к принятию собственного заключения. «Вы учитесь основам сопротивления, - говорит он. - Кроме того, вы верите, что ваши друзья и коллеги вывернутся наизнанку, чтобы освободить вас. На мой взгляд, военным людям в меньшей степени свойственно поддаваться отчаянию в тяжелой ситуации. Чувство безнадеги и беспомощности могут сыграть с вами злую шутку, они подрывают моральный дух и волю к жизни".

Американский сенатор Джон Маккейн доказал на своем примере, что военный склад ума дает психологические преимущества в данном вопросе. Пять с половиной лет, проведенных им в тюрьме Вьетнама, только укрепили его дух. О двух годах своего заключения он рассказывает так: «Одиночные камеры - это страшная вещь. Они подавляют твой дух и ослабляют способность к сопротивлению сильнее, чем любая другая форма жестокости… Отчаяние охватывает вас незамедлительно. Оно - ваш главный враг на период заточения».

Экстремальная реальность

Психологи, изучающие то, как люди справляются с последствиями изоляции, узнали много нового из опыта первооткрывателей и альпинистов. Для многих любителей приключений, добровольно отдалившихся от социума, нахождение в контакте с природой может послужить эффективной заменой личному общению. Норвежский психолог Гру Сандал из Бергенского университета проводил опрос группы путешественников на тему того, как они справляются в экстремальных условиях в одиночку, и отметил, что способность принять ситуацию является основным методом решения данной проблемы: «Тогда они чувствуют себя в безопасности, чувствуют себя менее одинокими». Аналогичный психологический феномен объясняет, почему у потерпевших кораблекрушение и выброшенных на необитаемый остров моряков появляются вымышленные друзья, а порой и группы мнимых соратников, с которыми они пытаются разделить одиночество. Подобное безумство - это просто-напросто защитный механизм. Как в истории путешественницы Эллен Макартур и ее тримарана под названием Моби. Во время своего кругосветного плавания в 2005 году девушка отправляла письма друзьям с подписью «С любовью, Э. и Моби». В своих публичных записях в интернете она использовала местоимение «мы», вместо «я».

Сложно найти более яркую иллюстрацию силы одиночества, которое способно сокрушить одного человека и раскрепостить другого, чем история Бернарда Муатессье и Дональда Кроухерста, двух участников кругосветной регаты Sunday Times Golden Globe 1968 года. Муатессье, аскетичный француз, на протяжении всего своего путешествия занимался йогой и кормил буревестников, садившихся к нему на корму - ему настолько понравился процесс, что идея возвращения к цивилизации стала ему чужда. Проплыв еще один раз вокруг земли, он высадился на острове Таити: «Я все время провожу в открытом море, потому что здесь я счастлив, - заявил он. - Быть может, это поможет спасти мою душу». Второй участник, Кроухерст, чувствовал себя несчастным с самого начала. Он покинул Англию, недостаточно подготовившись к мероприятию, и с самого начала пути отправлял фальшивые отчеты о своем местонахождении. Он бесцельно дрейфовал в течение нескольких месяцев у берегов Южной Америки, а его уныние и одиночество только усиливались. В конце концов, он закрылся в своей каюте, написал предсмертную записку и прыгнул за борт. Его тело так и не нашли.

Какой вывод мы можем сделать из этих историй противостояния и отчаяния? Очевидно, мы теряем немало сил, оказываясь вне общества. Изоляция, по мнению писателя Томаса Кэрлайла, лежит в основе несчастья. Однако, существуют и более оптимистичные оценки, которые не менее справедливы - мы всегда можем остаться в здравом уме, даже находясь в одиночестве, если сумеем найти утешение за границами собственного «я». Нужно всегда быть наготове и уметь проявлять стойкость. Вместе с тем, нельзя недооценивать силу нашего воображения, которая стучится в стены одиночных камер, проникает внутрь ледяных пещер и знакомит нас с вымышленными друзьями.

Социа́льная изоля́ция - социальное явление , при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений. .

В общем случае, к изоляции прибегает та сторона, которая в процессе общения несёт больше потерь (затрат), чем получает выгоды (в своём понимании). Изоляция не предусматривает вражду. Любые деструктивные действия, если они даже и происходят, имеют целью исключительно прекращение контактов, и заканчиваются сразу после этого.

Изоляция отдельного человека может быть:

  • от конкретного человека (приятного или неприятного). Частный случай.
  • от конкретной группы лиц (имеющей для него значение).
  • от общества в целом (или от большей части). Крайний случай.

Приводимые ниже типы и виды применимы для каждого из этих случаев. Изоляцию одних социальных групп от других можно рассматривать как изоляцию (входящего в одну группу) индивида от другой группы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Гаджетомания как социальная изоляция

Субтитры

Причины

Социальная изоляция является одновременно потенциальной причиной и симптомом эмоциональных или психологических проблем. Под причиной понимается неспособность взаимодействовать с окружающим миром. Как симптом, периоды изоляции могут быть хроническими или эпизодическими, в зависимости от каких-либо циклических изменений настроения, особенно в случае клинической депрессии. В случае изоляции, связанной с настроением, индивидуум может изолироваться во время депрессии, ожидая, когда его настроение улучшится. Человек может попытаться оправдать свое поведение как приятное или удобное. Признать свое одиночество может быть очень трудно, потому что это почти как если бы человек признал отсутствие чувств принадлежности, любви и привязанности, которые являются наиболее фундаментальными областями жизни. . Изоляция может увеличить чувства одиночества и депрессии, страх перед другими людьми, или создать негативную самооценку. Согласно результатам исследования, проведенного Киммо Херутта, Пекка Мартикайнен, Юсси Вахтера, человек который живет один в большей мере социально изолирован и может обратиться к употреблению алкоголя и других веществ. Социальная изоляция может начаться в детстве. Примером того может быть чувствительный ребенок, который считает себя запуганным или недооцененным. За это время развития, человек может стать более озабоченным чувствами и мыслями о своей индивидуальности, которыми нелегко делиться с другими людьми. Это может быть результатом чувства стыда, вины или отчуждения в детстве. . Социальная изоляция может также быть вызвана отклонениями в развитии. Лица с нарушениями в обучаемости могут столкнуться с проблемой в социальным взаимодействием. Эти трудности могут сильно повлиять на уважение индивида и чувство собственного достоинства. Примером может быть необходимость повторить год в школе (это не происходит во многих странах, именно по этой причине). В раннем детстве необходимость быть принятым имеет первостепенное значение. Дефицит обучения и общения в свою очередь может привести к возникновению чувства изоляции.

Потеря любимого человека может стать причиной социальной изоляции. Например, если человек теряет супруга, он, вероятно, потеряют свою основную социальную поддержку. Теперь он должны найти какой-то другой вид поддержки, чтобы пережить этот трагический период. Исследования показали, что вдовицы, которые поддерживают связь с друзьями или родственниками имеют лучшее психологическое здоровье. Социальная изоляция негативно сказывается на психическом здоровье человека. .

Типы социальной изоляции

  • Полная изоляция - полностью отсутствуют как личные контакты с другими людьми, так и опосредованные способы общения (телефон , письмо). Такая изоляция от всего общества переживается человеком как тяжелейшее испытание. Защитной реакцией психики обычно является раздвоение личности («разговоры с самим собой») [ ] . Примеры: необитаемый остров , одиночное заключение .
  • Физическая изоляция - не имеющий возможности (желания) личной встречи , индивид свободно общается через технические средства связи - телефон, почту, Интернет . Телефонная (и видео-) связь, как очень близкая к непосредственному общению, предпочитается или игнорируется соответственно желанию или избеганию личных встреч. Примеры: хикикомори , монахи , болезнь , карантин , разные города/страны.
  • Формальное (деловое, бытовое) общение - индивид является полноправным членом группы, однако (у него в этой группе) минимум неформального общения , то есть - социальных контактов. Является нормой для функциональных групп (работа , учёба , организации) и незнакомых людей. Такой тип изоляции от всех окружающих людей происходит при попадании в полностью другую среду (переезд в другой город, тюрьма , армия) - временно, до вхождения в одну из групп, или надолго - в случае отторжения индивида в закрытой группе («изгои » в тюрьме, армии, школе).

Виды (по инициатору)

  • (общество) Принудительная изоляция - индивида или социальную группу изолируют в местах лишения свободы, это один из факторов существования криминальных субкультур или контркультур. Примеры: тюрьмы, больницы с принудительным лечением
  • (индивид) Добровольная изоляция индивида или социальной группы происходит под действием двух факторов: 1) по собственному желанию или убеждению; 2) из-за влияния субъективных факторов. Примеры: монахи , отшельники , хикикомори (физическая изоляция от общества); замкнутость/скрытность/недоверие при общении с людьми (чистая социальная самоизоляция).
  • (случай) Невольная (вынужденная) изоляция - происходит по причине случайных объективных факторов: незапланированное длительное пребывание в безлюдном месте или во враждебной/чуждой/незнакомой социальной среде, болезнь. В случае чуждой социальной среды с течением времени возможно вливание в неё, однако полного удовлетворения эти отношения не приносят. Как правило, такая изоляция (места пребывания) временны и покидаются индивидом при первой возможности.
  • (группа) Разрыв отношений, бойкот - другие участники социальной группы минимизируют любое (даже формальное) общение с индивидом (как правило, из-за нарушения им норм данного общества). В мобильных группах оканчивается добровольным уходом индивида из группы или его изгнанием.

См. также

Примечания

Литература

На русском языке

  • Закомолдина Т. О. Социальное исключение как фактор социального конфликта.// Ученые записки РГСУ. 2011. - № 2.- С.9-11.
на других языках
  • Ha, Jung-Hwa; Ingersoll-Dayton, Berit (2011). "Moderators in the relationship between social contact and psychological distress among widowed adults"
  • How Social Isolation Is Killing Us (December 2016), The New York Times
  • Elkin, Frederick. The Child and Society: The Process of Socialization. - New York: Random House, 1960.
  • House, James S. (2001).

Последствия изоляции человека от общества

Б. Ф. Поршнев

Пытливые умы издавна задавались загадкой: разовьются ли у человека речь, ум, способности, если бы он со дня рождения рос в полной изоляции от других людей? Другая сходная загадка: если нормально развитого человека поселить в изоляции от людей, например на необитаемом острове, утратит ли он, сохранит или даже, может быть, разовьет свои человеческие качества?..

В XVIII в. великий естествоиспытатель Карл Линней, впервые отважившийся включить вид «человек разумный» (Homo sapiens) в систематику животных, выделил в качестве вариации (или разновидности) этого вида «человека одичавшего» (Homo ferus), иными словами, те несколько известных к его времени случаев, когда дети человека были вскормлены вне человеческой среды дикими животными. Хотя Линней и не помышлял о сущности того скачка, который отделяет человека от животных, эта рубрика почти вплотную ставила перед читателем такой вопрос. Уже в средние века знали несколько случаев такого рода. Ко времени Линнея их число значительно возросло, некоторые случаи были совсем недавние и довольно достоверные. Обобщение Линнея гласило, что в этих случаях одичавший человек не обладает речью и человеческим сознанием, даже ходит на четвереньках.

За исключением некоторых деталей, данное Линнеем описание детей, выкормленных животными, в общем оказалось правильным и подтверждено в дальнейшем новыми и новыми фактами, хотя каждый из них и представляет изумительную редкость. Это как бы бесценные эксперименты, поставленные самой природой и необычным стечением обстоятельств.

Всего науке в настоящее время известно более тридцати подобных случаев.

Во всех достоверных случаях похитителями и «воспитателями» были дикие хищные животные, чаще всего волки, но в некоторых случаях медведи и даже леопард. Промелькнувшие в печати сообщения о детях, подобным же образом похищенных и выращенных обезьянами, при тщательной проверке оказались ошибочными. Следовательно, литературный образ Тарзана не имеет под собой даже отдаленной биологической основы. Тогда как, наоборот, образ Маугли заимствован Киплингом из сведений, известных среди населения Индии, хотя и преломленных, разумеется, через призму художественной фантазии.

Почему же только хищники? Биологическая основа ясна: потерявшая почему-либо своих детенышей самка, похитившая человеческого ребенка для еды (индийские женщины во время полевых работ нередко оставляют детей на опушке), в последнюю минуту оказывается жертвой своего материнского инстинкта. Дав раз пососать своего молока, она уже все легче повторяет это снова и снова, оберегает приемыша как собственное потомство. Однако самым решающим является то, что хищные звери после кормления молоком продолжают кормить своих детенышей, притаскивая им в берлогу мясную пищу. Вот этот инстинкт хищников - «приемных родителей» - и спасал похищенных человеческих детей. Высокая приспособляемость человеческого мозга сказывалась в том, что ребенок, усвоив крики и повадки, вызывавшие у животного соответствующий рефлекс, принуждал его кормить себя таким образом на протяжении двух, трех и более лет.

Не известно ни одного случая, когда бы эти нахлебники доживали в логове или стае животных до взрослого возраста. Все же им удавалось продержаться у «приемных родителей» на протяжении смены нескольких поколений естественного потомства - «сводных братьев и сестер».

Почему они ходили на четвереньках? Главной причиной, очевидно, было то, что «пробы и ошибки» показывали большую приемлемость такой позы для хищников-кормильцев. Выпрямленное положение могло вызывать в них оборонительный рефлекс, ослаблять рефлекс кормления. Впрочем, не забудем и о том, что наших детей мы в определенном возрасте учим ходить: их анатомия и физиология приспособлены к двуногому передвижению при условии подключения на нужном этапе такого фактора, как показ и научение.

Поразительную силу адаптации к необычной природной среде проявляла нервная система этих чудом спасшихся человеческих детенышей. Может быть, им помогали стирающиеся при нормальном развитии человека инстинкты древних гоминоидов, живших среди зверей. Так или иначе, темная, бессознательная и все же мощная работа нервных тканей головного мозга на годы спасала их от гибели.

Но что за странную картину представляли собой эти несчастные, когда охотникам случайно удавалось обнаружить их в берлоге убитого зверя!

В горах Качар, в Индии, жители деревушки убили в берлоге леопарда двух его детенышей, а через два дня самка леопарда похитила близ деревушки двухлетнего мальчика. Три года спустя, в 1923 г., охотники убили самку леопарда и в ее берлоге вместе с двумя ее маленькими детенышами обнаружили пятилетнего мальчика. Передвигался он только на четвереньках, но очень быстро. Он отлично ориентировался в джунглях. На ладонях и коленях у него образовались мозолистые затвердения, а пальцы его ног были согнуты почти под прямым углом по отношению к подошвам. Он был покрыт рубцами и царапинами. Бросался на кур, которых рвал на части и пожирал с необычайной быстротой. Лишь медленно он привыкал к людям и перестал кусаться. Спустя три года мальчик научился стоять и ходить вертикально, однако по-прежнему предпочитал передвигаться на четвереньках. Приучился он также к растительной пище. Какая-то неизлечимая болезнь глаз, перешедшая в слепоту, затрудняла его «очеловечение», и вскоре он погиб.

Наиболее известна находка двух девочек в 1920 г. в Индии в волчьей берлоге вместе с выводком позже родившихся волчат. Одной было лет семь-восемь, другой -около двух. Будучи доставленными в воспитательный дом, они сначала ходили и бегали только на четвереньках, причем только в ночное время, а в течение дня спали, забившись в угол и прижавшись друг к другу, как щенята. Да со щенятами они и чувствовали себя лучше, чем с детьми. По ночам выли по-волчьи, призывая свою приемную мать и всячески стараясь убежать обратно в джунгли. Воспитатели настойчиво работали над их «очеловечением». Но младшая, названная Амалой, умерла через год. Старшая, Камала, прожила еще девять лет. Добрых пять лет ушло, пока она научилась ходить прямо. Говорить же и понимать человеческую речь она училась очень медленно. Поистине силы ее ума были истрачены на приспособление к среде совсем иного рода. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, она по уровню умственного развития напоминала четырехлетнего ребенка.

Нечто подобное наблюдалось и у других спасенных детей.

В 1956 г., опять-таки в джунглях Индии, был найден мальчик, проживший предположительно пять или шесть лет в волчьей стае. Ему было лет девять от роду, но по уровню умственного развития он походил на девятимесячного ребенка. Мальчик, получивший имя Лакнау Раму, только после четырехлетнего пребывания в госпитале под постоянным наблюдением врачей стал время от времени передвигаться в вертикальном положении и избавляться от закрепившейся неподвижности запястий и лодыжек. Очень медленно он привыкал к общению с людьми и к обычной человеческой пище, отвыкая от сырого мяса.

Эти редкие факты дают исходную позицию для понимания скачка от животного, даже самого высшего, к человеку. Пусть мозг человека анатомически несравненно выше развит, сложнее устроен, чем мозг любого животного, - в нем только таится возможность речи и мышления. Это можно сравнить с электрическим мотором: нужен ток, способный привести его в действие. Этим током, вызывающим речь и сознание в человеческом мозгу, является совершенно особая сила - специфически человеческие отношения и взаимосвязи. Нет этого - и человек все-таки остается животным, хотя и очень тонко приспособляющимся к среде.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979. С. 134, 135-138

В условиях недостатка общения мозг может самостоятельно генерировать впечатления.

Человеку необходимо взаимодействие с себе подобными, особенно в стрессовые периоды. Если нам приходится справляться со сложными испытаниями в одиночку, недостаток эмоциональной поддержки способствует усилению нервного напряжения и ослабляет наши способности к преодолению трудностей.

Эта мысль является главной идеей трейлера нового фильма «Взаперти». Наоми Уоттс играет роль вдовы, живущей в сельском районе Новой Англии со своим сыном, прикованным к постели после автомобильной аварии. Отрезанная снегами от внешнего мира, она постепенно перестает отличать плоды своего воображения от реальности жутковатого дома, который, похоже, действительно населен призраками.

«Взаперти» – далеко не первый фильм, в котором одиночество ведет героя по пути к безумию. Можно вспомнить хотя бы те же «Сияние» и «Изгой». И хотя сюжеты этих фильмов являются художественным вымыслом, научные данные подтверждают, что человеческая психика платит за одиночество немалую дань.

Важность человеческих взаимоотношений

Конечно, окружающие могут раздражать. Но они также служат нам источником комфорта, и впечатляющее количество психологических исследований подчеркивает важность человеческих контактов. Отторжение обществом наносит психике глубочайшие раны, и человек, подвергшийся остракизму, даже может испытывать физическую боль. Одиночество способствует увеличению уровня гормонов стресса, ставит под удар иммунную систему и вызывает снижение когнитивных способностей у пожилых людей. Широко задокументирован вред, наносимый психике заключенных длительным нахождением в одиночной камере.

У человека, длительное время находящегося в одиночестве в статической обстановке, непредсказуемым образом меняется способ обработки сенсорной информации. Если обычно большую часть ресурсов мозг тратит на обработку внешних раздражителей, то монотонность окружения может способствовать обращению внимания внутрь себя – и в этой области далеко не каждый обладает достаточным опытом.

Подобная ситуация может вести к значительным изменениям состояния сознания. Мы начинаем задаваться вопросами относительно нашего окружения. Действительно ли этот скрип наверху – лишь ветер в щелях старого дома, или там кроется что-то более зловещее? Обычно, если мы в чем-то не уверены, мы первым делом смотрим на реакцию окружающих. Но если рядом нет никого, с кем можно обменяться информацией, неопределенность становится трудноразрешимой. И наш разум может быстро прийти к самым мрачным заключениям.

Нечто подобное происходит также и среди небольших групп людей, оказавшихся в изоляции. Многие знания об этом феномене почерпнуты из наблюдений за сотрудниками исследовательских станций в Антарктике, особенно в периоды зимовки.

Экстремальные температуры, длительные периоды темноты, чуждые ландшафты и резкое снижение количества сенсорной информации создают идеальную природную лабораторию для изучения эффектов изоляции и уединения. Волонтеры испытывали изменения аппетита и режима сна. Некоторые оказались не в состоянии отслеживать течение времени и теряли способность концентрироваться. Ограниченность способов времяпровождения и скука от общения с одними и теми же людьми провоцировали стресс. Характер и привычки остальных начинали раздражать до такой степени, что волонтеры сравнивали их с пыткой.

Призрачные видения

Но, возможно, самое странное, что может случиться с человеком в изоляции – это «чувство присутствия» или ощущение, что рядом находится кто-то еще. Обычно это ощущение появляется в условиях низкой физической и социальной стимуляции – например, если вы находитесь в одиночестве в тихом удаленном месте. Холод и стресс также играют свою роль.

Наиболее яркие описания чувства присутствия дают моряки, альпинисты и исследователи Арктики, испытывавшие галлюцинации и даже ощущения выхода из тела. В 1985 году Джошуа Слокум, первым совершивший одиночное кругосветное плавание, заявлял, что во время путешествия он общался с лоцманом корабля Христофора Колумба «Пинта». Якобы лоцман помогал ему вести лодку во время шторма, когда сам Слокум лежал на дне, страдая от отравления.

Живость ощущения присутствия может варьировать от слабого чувства, что за вами наблюдают, до явного видения реальной персоны. Это может быть кто угодно – Бог, призрак, предок или знакомый. Знаменит случай 1933 года, когда британский исследователь Франк Смит пытался подняться на Эверест в одиночку. Он так уверился, что его сопровождает кто-то еще, что даже предлагал невидимому партнеру кусок пирога.

Каковы же возможные научные объяснения этого эффекта? Различные версии включают в себя покачивание лодки (при одиночном плавании), атмосферную и геомагнитную активность. Стресс, недостаток кислорода, монотонная стимуляция могут вызвать изменения в химии мозга, провоцирующие альтернативные состояния сознания. Исследовательская группа под руководством нейробиолога Олафа Бланке недавно получила впечатляющие доказательства того, что стимуляция специфических отделов мозга может вызвать у людей чувство сверхъестественного присутствия.

Хотя ощущение присутствия люди чаще всего испытывают в необычных или опасных местах, можно предположить, что подобный опыт доступен и в более обыденном окружении. Например, стресс от потери любимого человека в комбинации с низкой сенсорной стимуляцией могут создавать схожие биологические условия и провоцировать галлюцинации визитов умершего. В некоторых работах отмечено, что почти половина овдовевших стариков рассказывают о том, что видели умершего супруга. Возможно, этот опыт является частью естественного механизма преодоления горечи потери.

На основании всех этих данных становится ясно, что контакты с другими людьми так же важны для здоровья, как воздух, которым мы дышим. Даже самая крепкая психика может не выдержать длительной изоляции – и мозг начинает самостоятельно воспроизводить имитацию общения в последней попытке сохранить наше душевное здоровье.

Добровольный читательский взнос на поддержание проекта



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам