Сухарева детская психиатрия. Груня Ефимовна Сухарева и Певзнер Мария Семёновна. Вклад в развитие отечественной психиатрии

Время прочтения: 8 мин.


Что ни гений — то с еврейскими корнями, не в первом, так в третьем поколении. Конечно, не каждый еврей — новатор (и наоборот), но факт остается фактом: множество революционных теорий, новых направлений, открытий в абсолютно разных областях были сделаны именно сыновьями и дочерьми народа Израиля. По закону доминирующей нации, ученые и изобретатели с еврейскими корнями, жившие в Российской империи, а затем в СССР, автоматически становились русскими (даже если были родом из Украины или Беларуси), живущие в США — американцами, в Германии — немцами… Но сами евреи, к какой бы нации их не приписывали, о своем настоящем происхождении помнили.

сайт запускает новый проект — «Еврейский гений», — в рамках которого мы будем вспоминать ученых, основателей компаний и изобретателей с еврейскими корнями, которые создали то, без чего сегодня мы свою жизнь не представляем.

Первый цикл статей будет посвящен психологам и психиатрам с еврейскими корнями, а начнем мы с киевлянки Груни Сухаревой.

11 ноября 1891 года в Киеве в семье Хаима Файтелевича и Рахили Иосифовны Сухаревых родилась девочка Груня, которой было суждено стать основоположником детской психиатрии в СССР. О ее детстве и родных почти ничего не известно — к сожалению, в строгих биографических справках нет информации даже о том, кем по профессии были ее родители. Но, вероятно, это были люди достаточно образованные и неплохо обеспеченные, раз смогли позволить своим дочерям, Груне и Марии, учиться — и не на швей или учительниц, а на врачей.

Медицинский институт

В 1915 году Груня Сухарева окончила Киевский женский медицинский институт и работала врачом эпидемиологического отряда, где она и заинтересовалась психическими расстройствами, которые часто проявлялись у инфекционных больных (кстати, ее сестра Мария тоже была детским инфекционистом). Потом Груня увлеклась детской психиатрией, да так, что не осталось ни одного ее раздела, в изучение которого она не внесла бы значительный вклад.

С 1917 года началась ее карьера психиатра в Киевской психиатрической больнице, а потом Груня отправилась в Москву, где работала во врачебно-наблюдательном пункте для дефективных детей Московского отдела народного образования. В 1933 году Груня вернулась в Украину и стала заведующей кафедры детской психиатрии Харьковского психоневрологического института. В 1935 она году защитила докторскую диссертацию и создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей в Москве, которую возглавляла до 1965 года.

Детский психиатр

Груня Сухарева стала первооткрывательницей детского аутизма, впервые выделив и описав его как отдельное состояние в 1926 году . И это за 20 лет до классических статей психиатров Лео Каннера (который, кстати, родился под Львовом) и Ганса Аспергера. Ее описания страдающих аутизмом детей были настолько яркими и запоминающимися, что позволяли не только медикам без особого труда распознавать таких детей на улице или в школе. А ее труды по шизофрении у детей и подростков — «Клиника шизофрении у детей и подростков», клинические лекции и лекции по психиатрии детского возраста — до сих пор являются классикой детской психиатрии.

И хотя самым известным стал вклад Груни в исследование аутизма, она сделала много научных открытий и в других областях детской психиатрии — так, большое признание получили ее работы по шизофрении у детей и подростков, и она впервые описала клинические особенности отдельных форм психических заболеваний в детском и подростковом возрасте (эпилепсии и психопатии).

Метод Груни

У Груни Сухаревой был свой взгляд на проблему детских психических отклонений. Она писала, что аномалия развития нервной системы — лишь биологическая основа, тенденция к определенному типу реагирования, и что для появления психопатии необходим социальный фактор : неблагополучие окружающей среды, неправильное воспитание в семье и коллективе, отсутствие корригирующих воспитательных воздействий и многое другое. Она также считала, что воспитание детей в условиях повышенной, недетской, ответственности (а также в атмосфере жестких взаимоотношений с окружающим) способствует формированию приобретенных психопатий.

Груня Сухарева не ограничивалась теоретической работой — она была из тех, кто любит работать с пациентами. Будучи прекрасным теоретиком, написавшим множество пособий, она постоянно вела прием детей — и виртуозно пользовалась методом внушения , достаточно новаторским для тех времен. Уже к 1927 году она стала крупным детским психиатром и пользовалась огромным уважением коллег. А еще с 30-х годов Груня защищала права детей, доказывая, что «трудные» дети должны направляться не в трудовые колонии НКВД, а в педагогические и медицинские учреждения.

Работа в годы войны в эвакогоспитале в Томске подтолкнула ее к изучению детских военных травм, которые провоцируют возникновение психических заболеваний. Несмотря на то, что этим научным исследованиям уже почти 100 лет, многие из заключений, сделанных Груней, не теряют актуальности — и могут использоваться в сегодняшней реабилитации детей из зон военных конфликтов.

Жизнь = работа

Как Груня Сухарева со своим еврейским происхождением и довольно прогрессивными научными взглядами пережила Холокост и сталинские чистки — неизвестно. Об этом в энциклопедиях не сказано, а мемуаров ни Груня, ни ее близкие не оставили. Также мы совершенно ничего не знаем о ее личной жизни. Но по немногочисленным фотографиям видно, что Груня была миловидной женщиной, а судя по отрывкам воспоминаний ее знакомых — еще и отзывчивой, с радостью принимала у себя гостей и передавала свои знания другим (ее пособия написаны простым и понятным даже не медикам языком). Но первое место в ее жизни заняли дети — сотни, если не тысячи детей, получивших психологические травмы или родившихся с психическими заболеваниями. При этом своих детей у нее не было.

Груня Сухарева умерла на 90-м году жизни от продолжительной болезни, оставив после себя более 15 книг и множество учеников.

Истории из жизни

Груня Ефимовна в любых обстоятельствах неизменно сохраняла достоинство и такт, заботилась о родителях. В январе 1953 года после объявления о вредительстве группы врачей, лечивших членов политбюро, Груня Ефимовна принесла своим знакомым пачку денег и попросила спрятать, чтобы в случае ее ареста было на что позаботиться о ее родителях.

Коллеги Груни восхищались тем, как на приеме она использовала метод косвенного внушения при медикаментозном лечении.

Ребенок вместе с родителями приходит на прием, и Груня Ефимовна делает диагностику. Когда обследование закончено, она говорит родным: «Теперь с вашим ребенком ясно, что делать. Для него есть специальное лекарство. Оно поступило к нам из-за рубежа; мы его апробировали, получили при таких же состояниях, как у вас, прекрасные результаты, но…сейчас я не могу вам его дать, потому что вся партия кончилась. Вы, пожалуйста, мне позвоните, и я вам скажу время, когда надо будет приехать с ребенком (желательно, с членами семьи), чтобы дать это лекарство вам и рассказать, как оно действует ». Проходит неделя, затем вторая и третья, родители не выдерживают и звонят ей, но новостей пока нет: «Нет, еще не пришло ». Теперь все только и думают, что о волшебном средстве — ждут его и верят, что он решит все проблемы. И вот: «Получили, приезжайте! ». В кабинет залетает вся семья — счастливая и воодушевленная. Груня достает долгожданную коробочку с пятью крышками — конечно, волшебную. Она медленно и очень тщательно отсчитывает таблетки, а затем дает рекомендации: «Будете давать тогда-то, они будут действовать так-то, так-то и так-то. Эффект наступит на такой-то день, в такое-то время, и дальше будет положительная динамика ». Пациенты лечатся — и получаются прекрасные результаты, хотя таблетки были самыми обычными. Метод внушения действовал! В своих лекциях, описывая варианты помощи «психически больным» детям, она всегда настаивала на организации внебольничных служб для психически больных детей.

В начале 2015 года в научном журнале Nordic Journal of Psychiatry появилась статья, которая рассказывает, как именно Груня Сухарева «открыла» заболевание, которое получило название аутизм. Сухарева в подробностях представила клиническую картину аутизма, описав историю болезни шести мальчиков, которых она лечила в течение двух лет в детском психоневрологическом отделении в Москве. Но сама Груня термин «аутизм» не использовала — она определила заболевание как «шизоидную психопатию», а уже позднее заменила его на «аутистическую (патологическую избегающую) психопатию». Именно Груня первая заметила и написала о том, что в таких детях парадоксально сочетаются высокий уровень интеллекта и низкий уровень моторики. Она также обращала внимание медиков на то, что мозжечок, базальные ганглии и лобные доли являются анатомическим субстратом этого расстройства — а современные исследования подтвердили эти наблюдения.

«Клиника шизофрении у детей и подростков» (1937), Груня Сухарева
«Клинические лекции по психиатрии детского возраста» (1940, 1955, 1959, 1965), Груня Сухарева
«Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы)», Груня Сухарева

Груня Ефимовна Сухарева (11 ноября 1891 года, г. Киев, Российская империя, - 26 апреля 1981 года, г. Москва, РСФСР, СССР) - советский психиатр, основоположник детской психиатрии в СССР. Известна первым в научной литературе описанием детского аутизма (1925). Заслуженный деятель науки РСФСР.

Биография

Родилась 11 ноября 1891 года в Киеве, в семье Хаима Файтелевича Сухарева (?-1941) и Рахили Иосифовны Сухаревой (?-1951). В 1915 году окончила Киевский женский медицинский институт, после чего в течение 2 лет работала врачом эпидемиологического отряда. С 1917 по 1921 годы работала психиатром в Киевской психиатрической больнице. Работала в психоневрологической клинике Института охраны здоровья детей и подростков. В 1921 году переехала в Москву, где организовала санаторные и психоневрологические лечебные учреждения для детей и подростков.

С 1933 по 1935 годы заведует кафедрой психиатрии в Харькове. В 1935 году защитила докторскую диссертацию. В 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей и возглавляла её до 1965 года. С 1938 по 1969 годы - заведующая клиникой психозов детского возраста Института психиатрии РСФСР. Г. Е. Сухарева много лет была научным руководителем психиатрической больницы имени П. П. Кащенко. Являлась членом правления Всесоюзного, Всероссийского и Московского общества невропатологов и психиатров. Была председателем детской секции Московского общества невропатологов и психиатров.

Скончалась 26 апреля 1981 года в Москве. Похоронена на Востряковском еврейском кладбище. Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 26.03.2015 года № 243 «О присвоении имени и переименовании Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы „Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков Департамента здравоохранения города Москвы“» и на основании Листа записи Единого государственного реестра юридических лиц за государственным номером (ГРН) 8157746604887 от 15.05.2015 года о внесении записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с 18.05.2015 имя Г. Е. Сухаревой было присвоено Московскому Научно-практическому центру психического здоровья детей и подростков.

Сестра - Мария Ефимовна Сухарева (1897-1991), педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук (1946), профессор (1947).

Вклад в развитие отечественной психиатрии

Г. Е. Сухарева разработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний. Изучила влияние фактора возрастной реактивности на клинические проявления при различных психических заболеваниях у детей и подростков. Г. Е. Сухаревой впервые описаны отдельные нозологические формы психических заболеваний в детском и подростковом возрасте. За 20 лет до классических описаний детского аутизма Л. Каннером и Г. Аспергером описала сходные состояния.

Г. Е. Сухарева выяснила закономерности динамики шизофрении, влияния на неё остроты начала и темпа развития процесса. Ею были впервые выделены три типа течения шизофрении: непрерывное вялое, в форме приступов и смешанное. Первый тип течения она считает более характерным для детского типа шизофрении, а течение в форме приступов - более типичным для начала шизофрении в подростковом возрасте. Г. Е. Сухаревой установлено, что тип течения шизофрении в большей степени отражает особенности её патогенеза, чем синдромальная форма заболевания. Г. Е. Сухарева установила закономерности взаимосвязи между типом течения и ведущим психопатологическим синдромом, изучена возрастная эволюция проявлений заболевания. Установлено единство основных закономерностей шизофрении у детей и взрослых при наличии значительных возрастных особенностей. Г. Е. Сухарева изучала клиническую картину психозов у олигофренов. Ею предложена оригинальная клинико-патогенетическая классификация олигофрении. Работы Г. Е. Сухаревой по изучению пограничных состояний, олигофрении, психопатии у детей и подростков имеют большое значения для дефектологии. Г. Е. Сухарева создала научную школу детских психиатров (М. Ш. Вроно, В. Н. Мамцева, К. С. Лебединская).

Груня Ефимовна Сухарева родилась в 1891 г. С 1917 по 1921 работала психиатром в Киевской психиатрической больнице. Работала в психоневрологической клинике Института охраны здоровья детей и подростков. В 1921 году переехала в Москву, где организовала санаторные и психоневрологические лечебные учреждения для детей и подростков. С 1933 по 1935 заведует кафедрой психиатрии в Харькове. В 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей и более 30 лет её возглавляла. С 1938 года заведует клиникой психозов детского возраста Института психиатрии РСФСР. Г.Е. Сухарева много лет была научным руководителем психиатрической больницы им. В.П. Кащенко. Являлась членом правления Всесоюзного, Всероссийского и Московского общества невропатологов и психиатров. Была председателем детской секции Московского общества невропатологов и психиатров. Умерла в Москве в 1981 году.

Вклад в развитие отечественной психиатрии

Г.Е. Сухарева разработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний. Изучила влияние фактора возрастной реактивности на клинические проявления при различных психических заболеваниях у детей и подростков. Г.Е. Сухаревой впервые описаны отдельные нозологические формы психических заболеваний в детском и подростковом возрасте. Г.Е. Сухарева выяснила закономерности динамики шизофрении, влияния на неё остроты начала и темпа развития процесса. Ей были впервые выделены три типа течения шизофрении: непрерывное вялое, в форме приступов и смешенное. Первый тип течения она считает более характерным для шизофрении, начавшейся в детском возрасте, а течение в форме приступов - более типичным для начала шизофрении в подростковом возрасте. Г.Е. Сухаревой установлено, что тип течения шизофрении в большей степени отражает особенности её патогенеза, чем синдромальная форма заболевания. Г.Е. Сухарева установила закономерности взаимосвязи между типом течения и ведущим психопатологическим синдромом, изучена возрастная эволюция проявлений заболевания. Установлено единство основных закономерностей шизофрении у детей и взрослых при наличии значительных возрастных особенностей. Г.Е. Сухарева изучала клиническую картину психозов у олигофренов. Ею предложена оригинальная клинико-патогенетическая классификация олигофрении. Работы Г.Е. Сухаревой по изучению пограничных состояний, олигофрении, психопатии у детей и подростков имеют большое значения для дефектологии. Г.Е. Сухарева создала научную школу детских психиатров (М.Ш. Вроно, В.Н. Мамцева, К.С. Лебединская).

Труды

  • «Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы)»
  • «Клиника шизофрении у детей и подростков» (1937);
  • «Клинические лекции по психиатрии детского возраста» (1940, 1955, 1959, 1965);

Источники

  • Г.Е. Сухарева (к 80-летию со дня рождения)//Дефектология.- 1972.- № 1.- С.88.
  • Психиатрия детского возраста/Под ред. В.В. Ковалёва.- М.,1995.
СУХАРЕВА Г.Е.

Клинические лекции по психиатрии детского возраста.- Т. I.- М.: Медгиз, 1955.- С. 39–56.

Точность диагноза зависит не только от специальных знаний врача, его опыта и искусства, - она немыслима без серьезной теоретической и методологической основы.

В психиатрии еще более ясно, чем в других клинических дисциплинах, видно, что в самом обосновании принципов психиатрической диагностики отображается философское мировоззрение врача. Не случайно, что психиатры, защищающие идеалистические теории, не допускают возможности нозологического диагноза в психиатрии. Отрицая причинную обусловленность психических расстройств, представители идеалистического направления неизбежно приходят к выводу, что основой диагностики в психиатрии является не подлинно научное познание явлений, а «инстинктивное чувствование», «интуиция».

Клиницист, строящий свою научную и практическую деятельность на основе диалектического материализма, ставит себе задачу не только тщательно описать клиническую картину болезни, но и установить внутренние связи между отдельными болезненными явлениями и вскрыть причины, определяющие их возникновение и развитие. Таким образом, диагностика становится не только искусством, основанным на знании и опыте, но научной дисциплиной, объясняющей закономерности развития болезни.

Рассматривая диагностику как важную практическую и научную проблему, мы считали нужным посвятить ей специальную лекцию, в основу которой были положены выводы предыдущей лекции по вопросу применения в психиатрии эволюционно-биологической концепции о развитии болезни.

Напомним, что формирование клинической картины болезни зависит не только от особенностей этиологического фактора (качество болезнетворного агента - сила, острота и темп его воздействия), но и от патогенеза болезни - от того, каковы механизмы развития болезненных явлений в конкретных условиях данного организма. Особенности патогенеза болезни всегда тесно связаны с индивидуальными свойствами организма - его нервной системы, характером его приспособительных и защитных реакций.

Следовательно, в своей сложной деятельности врач никогда не ограничивается установлением причины болезни. Он идет дальше - к выяснению патогенетического диагноза: он изучает механизмы развития патогенного агента в организме данного больного («диагноз больного» - по С.П. Боткину). При распознавании формы заболевания и его патогенеза врач всегда строит предположение о характере патологического процесса, лежащего в основе болезни, его морфологических особенностях, его распространении в тех или других органах. Но из эволюционно-биологической концепции о развитии болезни явствует необходимость разрешения еще более сложной задачи, а именно: распознать на основе клинических и экспериментальных данных функциональное состояние данного больного органа или, вернее, данной физиологической системы.

Вопросы функциональной диагностики приобретают особое значение в психиатрии, так как в формировании клинической картины психоза ведущую роль играют функционально-динамические расстройства высшей нервной деятельности. Поэтому психиатры, не отрицая ни в коей мере роли морфологических данных, все же на первый план ставят функциональные данные и большое внимание уделяют изучению степени функциональной сохранности психической деятельности больного, его приспособляемости к условиям внешней среды.

Таким образом, диагноз будет содержать и прогностические указания, ибо подробный клинический анализ картины болезни устанавливает не только что утрачено, но и что уцелело. Такой подход к диагнозу является особенно важным в отношении психических заболеваний, где наблюдается сравнительно много длительно протекающих форм и где правильное трудоустройство больного всегда влияет на течение болезни, а в отдельных случаях является главным лечебным фактором. Это положение прежде всего относится к больным детям, у которых компенсаторные возможности значительно шире, благодаря большей пластичности их нервной системы.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам