Трупы не по карману. Студенты-медики практикуются на манекенах и лягушках. Академическая, прикладная и практическая психология

Кажется, пора открывать в нашем блоге юридическую консультацию. Мы получили несколько писем с просьбой рассказать о правилах предоставления академического отпуска в 2015 году , разъяснить законодательные нюансы. Чтобы написать подробную статью о том, как получить академический отпуск, редакция Студланса обратилась к юристу.

Пост мы решили написать в виде вопросов и ответов, касающихся академотпуска. Если что-то осталось непонятным – спрашивайте в комментариях, мы передадим ваши вопросы юристу и продолжим тему!

Ответы даны по состоянию законодательства на 2015 год.

Что такое академический отпуск?

Академический отпуск – это период, на который образовательное учреждение даёт студенту временное разрешение прекратить получение образования (высшего или среднего профессионального). Академический отпуск предоставляется на основании уважительных причин, которые делают полноценное обучение невозможным. Учащийся, получивший академический отпуск, не считается отчисленным.

Академический отпуск предоставляется:

— студентам;
— курсантам;
— аспирантам;
— адъюнктам;
— ординаторам;
— ассистентам-стажёрам.

Какие законы регламентируют порядок предоставления академического отпуска?

Академический отпуск предоставляется на основании п. 12 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Этот базовый законодательный акт, который устанавливает право обучающихся на получение академотпуска.

Конкретные положения предоставления академа установлены подзаконным актом – Приказом Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» .

У Приказа есть Приложение – «Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся» . Это и есть основной документ, определяющий решение большинства вопросов, связанных с академом.

Но для решения некоторых частных вопросов необходимо обратиться к другим источникам. Так, тесно связаны с получением академа по причине беременности вопросы предоставления отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Этот вопрос в Приказе Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 не раскрывается, поэтому решается на основании уже упомянутого ФЗ «Об образовании».

Вопросы, связанные с отсрочкой от армейского призыва на время академотпуска, регламентируются ст. 24 закона «О воинской обязанности и военной службе» .

Вопросы, касающиеся выплаты стипендии, регулируются Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 года № 1000 .

Как взять академический отпуск?

Алгоритм получения академа следующий:

  1. Вы собираете документы, подтверждающие уважительные обстоятельства, по которым приходится прерывать учёбу.
  2. Пишете заявление на имя ректора учебного заведения.
  3. Прикладываете к заявлению документы, обосновывающие вашу просьбу.
  4. Подаёте заявление с документами в ректорат.

Какие документы необходимы для оформления академического отпуска?

Чтобы оформить академический отпуск, нужно предоставить вместе с заявлением документы, доказывающие, что студент не может посещать занятия. В зависимости от возникших обстоятельств, это могут быть:

— медицинские справки 027/У и 095/У;
— повестка из военкомата;
— другие документы (например, подтверждающие болезнь родственника, приглашение на учёбу за рубежом и т. д.).

На каких основаниях может быть предоставлен академический отпуск?

В заявлении на предоставление академотпуска обязательно указывается, на каком основании студент просит о перерыве в обучении. Обстоятельства, на основании которых предоставляется академический отпуск, можно разделить на условные и безусловные.

К безусловным обстоятельствам относятся:

— медицинские показания, препятствующие продолжению обучения и подтверждённые заключением врачебной комиссии (включая беременность);
— служба в армии по призыву.

Условными являются:

— семейные обстоятельства;
— иные обстоятельства.

Тут уже руководство учебного заведения решает, насколько уважительными являются причины, побуждающие студента прерывать учёбу.

Студент, помни: проблемы со сдачей сессии не являются обоснованием для академа! Если ты «забил» на учёбу, позаботься об очень убедительных, желательно – безусловных обоснованиях для получения академотпуска. В ректорате обязательно выяснят, как ты учишься, и если заподозрят в попытке избежать заслуженного отчисления – могут проигнорировать семейные и особенно «иные» причины твоего заявления.

Нужно ли как-то подтверждать обоснования, указанные в заявлении на получение академического отпуска?

Обязательно. На слово в ректорате вам не поверят, даже если вы принесёте заявление на костылях или продемонстрируете явные признаки девятого месяца беременности. Обратите внимание, что даже в случае безусловных медпоказаний справки должны быть оформлены по правилам (формы 027/У и 095/У).

Как говорится, «без бумажки ты букашка». С вузовской бюрократией невозможно бороться, придётся играть по её правилам.

Где скачать образец заявления на академический отпуск?

Заявление на академический отпуск пишется по обычному стандарту. Указывается:

— должность и ФИО руководителя учебного заведения;
— данные о заявителе (включая информацию о факультете, специальности, группе);
— по центру ставится слово «Заявление»;
— с новой строки излагается просьба о предоставлении академотпуска;
— указываются обоснования для его предоставления с перечислением прилагаемых документов;
— ставится дата составления заявления;
— завершает документ подпись заявителя.

Образец заявления на академический отпуск вы можете на нашем сайте.

Какова продолжительность академического отпуска?

Максимальная длительность академа – два года . Чаще всего студенту предоставляется год. Если проблемы, которые привели к прерыванию обучения, не исчезли, можно взять ещё один академотпуск.

Сколько раз можно брать академический отпуск?

Академ можно брать столько раз, сколько захочется (но при условии предоставления веских обоснований). Закон не ограничивает студента в количестве академических отпусков.

Можно ли продлить академический отпуск?

Строго говоря, академотпуск не продлевается, при необходимости просто берётся новый. Но в разговорной речи и даже в юридических консультациях часто говорят о продлении академического отпуска, так что можно использовать и это выражение.

Следует только помнить четыре важные вещи:

— при необходимости продления пишется новое заявление о предоставлении академотпуска;
— к заявлению снова прикладываются документы, подтверждающие наличие уважительных обстоятельств, вынуждающих студента прерывать обучение (то есть вся процедура проходится заново);
— бюджетное место гарантированно сохраняется только при первом академе;
— отсрочка от призыва распространяется только на первый академотпуск.

Кто принимает решение о предоставлении академического отпуска?

Это решение принимает руководитель учебного заведения (как правило, ректор). Принять решение может также уполномоченное должностное лицо. В любом случае, на принятие решения законодательством отводится 10 дней с момент получения заявления о предоставлении академотпуска.

Могут ли отказать в предоставлении академического отпуска?

Руководство учебного заведения вправе отказать заявителю, если сочтёт обстоятельства, побудившие его сделать перерыв в обучении, недостаточно убедительными.

Как взять академический отпуск по медицинским показаниям?

Академический отпуск по болезни получить достаточно просто, поскольку медпоказания считаются наиболее объективными основаниями для перерыва в учёбе. Но не каждая болезнь может обосновать необходимость академа. Решение о том, может ли студент продолжать обучение или ему требуется перерыв для восстановления здоровья, принимает врачебная комиссия.

Документы, которые требуются для рассмотрения данного вопроса:

1) справка о временной нетрудоспособности (по форме 095/У);
2) выписка из истории болезни (по форме 027/У).

С этими документами следует обратиться к руководству учебного заведения, которое даст направление на прохождение медкомиссии. Обычно комиссию проходят в студенческой поликлинике. Если медицинско-экспертная комиссия признаёт необходимость перерыва в учебном процессе, вуз предоставляет студенту академ.

Предоставляют ли академический отпуск по немедицинским показаниям?

Да, такая возможность существует. Академ можно получить:

— в случае желания пройти службу в армии по призыву;
— при семейных обстоятельствах, вынуждающих студента отложить продолжение образования;
— в иных случаях, когда объективные причины препятствуют продолжению обучения.

Понятие «иные обстоятельства» очень широко, но следует учитывать, что вуз может счесть их недостаточными для предоставления академического отпуска. Например, приглашение на работу или учёбу за рубеж может быть расценено и как уважительная, и как неуважительная причина – в зависимости от позиции ректората. Бывает, что студентам даже предоставляется академ для того, чтобы они смогли поучаствовать в телевизионном шоу. Но это – добрая воля руководства учебного заведения, а никак не правило.

Заметим также, что студентам, которые хорошо учатся, академ по иным обстоятельствам получить проще. Если у студента наблюдаются проблемы с учёбой, в ректорате могут счесть заявление на предоставление академа попыткой увильнуть от сессии.

Можно ли взять академический отпуск по беременности?

Беременность относится к медицинским показаниям и является безусловным обстоятельством, обосновывающим получение академического отпуска. Чтобы уйти в академический отпуск по беременности, необходимо:

— получить справку по форме 095/У и выписку из амбулаторной карты женской консультации о постановке на учёт по причине беременности;
— обратиться с этими документами в деканат или ректорат учебного заведения;
— получить направление на прохождение медицинско-экспертной комиссии (обычно она проводится на базе студенческой поликлиники);
— пройти комиссию;
— решение комиссии приложить к заявлению на предоставление академотпуска.

Можно ли продлить академический отпуск, чтобы воспитывать ребёнка до трёх лет?

В Приказе Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» нет специальных указаний о предоставлении академа в целях воспитания ребёнка. Но п. 12 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает соблюдение прав женщины, касающихся получения отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет (согласно общим положениям действующего законодательства).

Как же на практике продлить академотпуск? Алгоритм прост:

1) получаете первый академ по беременности (на два года);
2) по истечение срока первого академа подаёте заявление на второй – уже по семейным обстоятельствам (ещё на два года).

Дают ли академический отпуск по семейным обстоятельствам?

Да, это достаточно частая причина для получения академа. Например, обоснованием может послужить необходимость воспитания ребёнка, уход за тяжелобольным родственником и даже сложное материальное положение в семье. Все эти и иные семейные обстоятельства должны подтверждаться документально.

Но учтите, что руководство учебного заведения имеет право отказать студенту. При принятии решения учитываются сложившиеся обстоятельства в жизни студента, анализируется объективность причин, побуждающих прервать обучение. Решение в каждом случае принимается индивидуально: одному студенту могут дать академ, а другому, при тех же обстоятельствах – отказать. Например, к отказу может привести подозрение, что студент всего лишь пытается решить проблемы с сессией.

Иногда вуз предлагает альтернативное решение вопроса: например, при сложном материальном положении, вынуждающем студента работать, ему могут посоветовать перевестись на заочное отделение.

Существует ли академический отпуск для службы в армии?

Казалось бы, зачем студенту дневного отделения брать академ для службы по призыву? Закончишь вуз или будешь отчислен – тогда и отслужишь. Тем не менее, в ряде случаев студенты предпочитают сделать перерыв в образовательном процессе и отслужить в армии – как правило, в целях дальнейшей карьеры. В этом случае можно взять академ на основании повестки из военкомата, а затем вернуться в вуз.

Можно ли взять академический отпуск на первом курсе?

Вы можете взять академ на любом этапе обучения. Законодательство не ставит в этом вопросе ограничений, поскольку проблемы со здоровьем или иные обстоятельства, препятствующие обучению, могут возникнуть когда угодно.

Следует только помнить, что к студентам, берущим академический отпуск на 1 курсе, руководство вуза относится с особым вниманием и особо пристально анализирует обоснование заявления. Учитывая, что до , можно понять ректорат! Так что не стоит надеяться, что академ спасёт при плохой учёбе.

Можно ли взять академический отпуск на пятом курсе?

Да, можно взять академический отпуск и на 5 курсе. Например, если пятикурсница забеременела или пятикурсник оказался в больнице со сложным переломом, вуз обязательно пойдёт навстречу. Но к пятикурсникам, как и к первокурсникам, предоставляющим заявление на академ, ректорат приглядывается с повышенным вниманием: нет ли тут попытки смухлевать из-за недописанного диплома?

Дают ли академический отпуск в аспирантуре?

Аспиранты, как и студенты, имеют право на получение академотпуска, поскольку обучение в аспирантуре является частью образовательного процесса.

Можно ли получить академический отпуск при наличии академической задолженности?

В большинстве случаев – невозможно. Но вуз может пойти навстречу студенту в случае явно объективных причин для получения академотпуска. Например, если имеющий задолженности студент получил сильную травму в период дополнительной сессии, ему могут предоставить академ на условиях сдачи «хвостов» после его окончания. Или, как вариант, дать академотпуск с переводом на курс ниже.

Платят ли стипендию в период академического отпуска?

Этот вопрос регулируется особым подзаконным актом – Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 года № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» .

Согласно пп. 13 – 14 этого Приказа, основаниями для прекращения выплаты стипендии (как государственной академической, так и социальной) являются:

— отчисление из учебного заведения;
— академическая задолженность;
— получение оценки «удовлетворительно» во время сессии.

Академический отпуск в число причин, по которым выплата стипендии прекращается, не входит. Само по себе нахождение в академе не образует академической задолженности. Так что если вы получили в процессе сдачи предыдущей сессии по всем предметам только «хорошо» и «отлично», а теперь взяли академ, стипендию будут платить.

Выплачивают ли какие-либо денежные компенсации во время академического отпуска?

Студент, получивший академ на основании медпоказаний, получает дополнительные денежные выплаты согласно специальному подзаконному акту – Постановлению Правительства «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» . Правда, денежные выплаты в период академического отпуска невелики – всего 50 рублей в месяц.

Для получения компенсационных выплат необходимо предоставить завление с соответствующими документами в ректорат (можно указать этот момент в заявлении на предоставление академотпуска). Компенсация начинает выплачиваться со дня предоставления академа, если обращение за ней поступило не позднее 6 месяцев со дня предоставления отпуска. Если студент спохватился через полгода, выплаты поступят не более чем за 6 месяцев со дня месяца, в котором подано заявление о назначении компенсации.

Студентки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, получают ежемесячное пособие согласно ФЗ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями и дополнениями) .

Предоставляется ли студенту общежитие на время академического отпуска?

Сложный вопрос. Приказ Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» отсылает нас к ст. 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . А там написано, что общежитие студенту предоставляется…

… при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях!

Психология как наука и практика дифференцировалась на академическое, прикладное и практическое направления, что характерно для всех развитых паук. Эта дифференциация научной деятельности обусловлена различием целей, средств, способов и результатов научной деятельности в том или ином направлении, а также реализации научных знаний.

Академические исследования направлены на изучение непознанных объектов и их свойств. Это область таинственных явлений природы, общества, человека и бесконечных форм жизни и существования материи. Познавательная деятельность составляет основное содержание академической науки. Не специфика раскрывается в соответствующих целях, средствах, способах и результатах (продуктах).

Целью академической психологии является познание законов психической деятельности , формирования и функционирования психологии человека. В этой цели заключена и основная мотивация "академистов", связанная с любознательностью и любопытством, желанием узнать что-то новое о неизвестном. Это познание ради познания. Прагматические мотивы человека, профессионально занимающегося академической психологией, в этом случае связаны с карьерой ученого.

Средства познавательной деятельности в академической психологии разрабатываются самими учеными, которые выстраивают их соответственно своим теоретическим конструктам, т.е. представлениям об изучаемом явлении. В этом смысле показательно высказывание Э. Боринга: "Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта", т.е. исследователь изучает не столько феномен, сколько свое представление о нем. Поэтому в психологии существует много методик, направленных на исследование одних и тех же феноменов, но рассматриваются эти феномены под разным углом. Орудия познания в психологической науке нередко получают имена своих изобретателей. Например, "Пятна Роршаха", "16-факторный личностный опросник Кеттелла", "Семантический дифференциал Осгуда", "Тест репертуарных решеток Келли" и др. Они тиражируются и модифицируются в различных методических процедурах. Каждая из методик нуждается в инструментальной оснастке. Работа с научно-исследовательскими средствами в академической науке превращается в специальную деятельность "методический эксперимент", направленную на изобретение, апробацию и валидизацию методических средств.

Способы научно-исследовательской деятельности осмысливаются как методология научного познания, которая объективируется в методах и технологиях познавательной деятельности. Они составляют содержание исследовательского процесса как последовательности познавательных действий, операций и приемов. Все это определяет существо научно-исследовательских процедур.

Продуктом академического познания является система знаний о предметной области конкретной науки. В психологии - это психологические факты, закономерности психической деятельности, представления о психической организации, концепции и теории. Все эго относится к фундаментальным проблемам психологической науки. В процессе их осмысления закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач. Академические исследования расширяют запас научных знаний, необходимый для практических изобретений и разработок. Обоснованности и доказательности научных знаний служит экспериментальный метод. Проникновение его в психологическое познание предопределило возникновение психологической науки в ряду других наук (физических, биологических, социальных).

Родоначальником академической психологии можно считать Вильгельма Вундта, который в 1879 г. организовал лабораторию экспериментальной психологии, где проводились систематические исследования функций психического отражения экспериментальным методом, и начал специальное обучение психологов в Лейпцигском университете.

Прикладные исследования должны решать вопросы оптимизации деятельности человека в конкретных условиях. В прикладных исследованиях используются достижения академических исследований, но применительно к определенной деятельности человека. Акцент в них делается на функциях конкретной деятельности человека.

Целью прикладной психологии является рационализация поведения и деятельности людей для достижения наибольшей эффективности.

Г. М. Андреева пишет, что целью всякого прикладного исследования является непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества . Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования.

Средства прикладной психологии создаются специально для отдельных случаев рационализируемой деятельности и поведения. Это чаще всего модификации средств академической науки, хотя могут быть и оригинальные изобретения.

Способы прикладной психологии представляют собой моделирование условий, функциональных зависимостей, человеческих отношений, мотивов и всех других компонентов психической организации человека, объективированных в моделях конкретной деятельности , которую предполагается оптимизировать.

Продукты прикладных исследований представляют собой конкретные модели оптимального взаимодействия в системах "человек - предметный мир" и "человек - человек".

В числе родоначальников прикладной психологии следует выделить X. Мюнстерберга, который в начале XX в. заложил теоретические основы технологических решений в прикладных исследованиях профессиональной деятельности.

Практическая психология трансформируется в профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи конкретному человеку или группе людей по преодолению разного рода психологических проблем, по психологической поддержке и сопровождению.

Целью практической психологии является воссоздание целостной и психически здоровой личности посредством психологической помощи по запросу клиентов.

Средства психологической помощи сосредоточены в психотерапевтических способностях психолога. Он сам является основным инструментом своей профессиональной деятельности, где специальные знания, психологическая одаренность, прозорливость и интуиция реализуются в средствах общения с клиентом.

Способы практической психологии заключены в технологиях общения и воздействия на клиентов. По форме это психологические беседы и консультирование, тренинги. Важным способом поиска мишеней (проблем клиента) является психодиагностика. Большое количество проблем порождает множество частных технологий психотерапевтического воздействия. Более того, применение той или иной технологии связано с тремя факторами: спецификой проблемы клиента, его субъектными характеристиками, а также навыками применения той или иной технологии практическим психологом.

Продуктами практической помощи является психологическая адекватность и социальная адаптированность личности.

Родоначальником этого направления психологической науки и практики можно считать Зигмунда Фрейда, который не только разработал

основные технологические принципы психоанализа, но и научно-теоретическую базу психотерапии как особого направления врачебного дела. В дальнейшем его последователи, а также представители гуманистического направления, в частности Карл Роджерс, расширили практическую деятельность психолога на область взаимодействия с клиентами, не подозревающимися в психических и личностных расстройствах, в рамках психологического консультирования.

  • Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2014.

Каждую пятую прогулку с собакой человек приносит в дом яйца токсокар, выяснили российские ученые. Посвященная этому была опубликована в журнале Veterinary Parasitology.

В организме человека из яиц токсокар вылупляются личинки, которые могут проходить через стенку кишечника в кровоток и разноситься кровью в органы и ткани, вызывая различные формы заболевания в зависимости от того, где они оседают.

Наиболее тяжелые случаи наблюдаются при попадании личинок в глаза или мозг.

Токсокароз может быть чрезвычайно опасен для человека. В марте 2018 года японские врачи описали в журнале BMJ Case Reports случай заражения токсокарами, который чуть не привел к слепоте.

Если бы они добрались до глаз мужчины, то он бы мог ослепнуть.

Куда плачевнее закончилась история австралийского подростка, на спор проглотившего . Слизень оказался заражен червем Angiostrongylus cantonensis, который поразил мозг юноши и привел к более чем году комы и почти полному параличу. Спустя десять лет после заражения он скончался в больнице, сказав матери на прощание, что любит ее.

Порция «целебного» супа из пораженных грибом гусениц обходится любителям экзотики почти в $700.

С 1990-х годов спрос на гриб уверенно рос за пределами Китая, несмотря на отсутствие клинических доказательств его эффективности. По данным исследователей из Стэнфордского университета, гриб приносит предприимчивым торговцам до $11 млрд в год. Сбор пораженных гусениц идет такими темпами, что популяция гриба не успевает пополняться.

Ситуацию осложняет то, что для гриба комфортен прохладный климат, а глобальное потепление оставляет ему все меньше экологических ниш.

Заражение печеночными сосальщиками приводит к поражению печени и желчевыделительной системы, печеночным коликам и холицеститу.

В первые недели заболевание сопровождается лихорадкой, кашлем, сыпью на коже, потерей аппетита и болями в животе.

Исследователи установили, что присутствие печеночных сосальщиков в почве на пастбищах Великобритании возросло за последние десятилетия с 48% до 72%. Печеночные сосальщики недолго живут вне организма хозяина, но высокая влажность почвы и повышение температуры увеличивают срок их жизни.

Все мы так или иначе документируем свою жизнь через социальные сети, блоги или даже личные дневники. Многие наслышаны о терапевтическом эффекте дневника и думают, что знают, как вести его правильно, чтобы выжать из интуитивного самоанализа максимум пользы. На самом деле с письменными практиками всё немного сложнее: не любые записи обладают терапевтическим эффектом, не все системы ведения дневника могут подойти конкретному человеку (некоторые могут даже навредить), ну и задачи у них тоже разные. Чтобы понять, с чего начать ведение полезного дневника, в чём отличие разных методик и какие правила соблюдать, чтобы себе не навредить, мы подготовили короткую справку.

Маша ВОрслав

Кто и зачем
придумал вести дневник


До того, как у человека появились современные средства связи, письмо было его главным средством коммуникации - не только с внешним миром, но и с собой. Дневники вели по-разному и о разном: японские фрейлины фиксировали внутреннюю кухню императорского двора, квакеры - от своих духовных изысканий, пассажиры «Мэйфлауэра» - тяготы трансатлантического плавания. Через многовековую пропасть все эти письмена объединяет психологическая составляющая: независимо от содержания дневника его побочным свойством всегда была проекция внутреннего состояния автора. В зависимости от того, насколько дисциплинированным, красноречивым и честным был пишущий, вырисовывался его более или менее четкий портрет. О том, что он может быть не только интересен посторонним читателям (в случае с мемуарами или биографиями), но и полезен для глубокого самоанализа, одним из первых задумался американский социальный работник и психотерапевт Айра Прогофф, который разработал доступную систему терапии и самопомощи (в известных пределах).

В 50-е годы прошлого века, то есть в начале своей карьеры, Прогофф решил отталкиваться от идей глубинной психологии и изучил траектории ее выдающихся приверженцев. Больше всего его заинтересовал подход Юнга: тот в отличие от Зигмунда Фрейда, Отто Ранка и Альфреда Адлера считал, что любой клиент обладает достаточными ресурсами для самопознания и самопомощи. Но Юнг настаивал на необходимости дорогой аналитической терапии, которую мог позволить далеко не каждый, и осязаемом участии психотерапевта (по мнению Прогоффа, харизма врача только мешает человеку понимать собственную уникальную систему символов и рефлексов, на существовании которой настаивал Юнг). Гуманистический подход Прогоффа подтолкнул его к поискам такой духовной практики, которая позволила бы даже небогатому человеку получить психологическую помощь. Кроме этого ему было важно максимально увести в тень фигуру врача, чтобы в ходе терапии человек опирался именно на свои ресурсы и руководствовался собственными оценками.

Что такое метод
Прогоффа и зачем он нужен


Ничего подобного Прогофф не нашел, поэтому пришлось выдумывать свою систему. За годы практики и преподавания он понял, чего недостает личным дневникам, чтобы не только сглаживать сиюминутные эмоции, но и стать ядром терапии (предшественники считали дневник лишь вспомогательным инструментом). По мнению Прогоффа, личный дневник часто является лишь площадкой для фиксации произошедшего, а не способом самопознания. «Когда дневник связан только с конкретной целью (поиском новой работы например), он теряет смысл после ее достижения. С ним можно комфортно пережить конкретный период, но не исследовать свою личность», - объяснял терапевт. Метод интенсивного ведения структурированного дневника помогает рассмотреть жизнь человека как единую историю, осознать свой прошлый опыт и оценить будущие перспективы. Иными словами, разобраться в отношениях и рабочих проблемах, справиться со стрессом и понять, как жить дальше, - после травмирующей ситуации и вообще.

Метод Прогоффа заключается в том, чтобы регулярно вести дневник, тематически разделенный на четыре части (к слову, тетрадь должна быть не сшитой, а на кольцах, чтобы в любой момент можно было добавить страницы туда, где необходимо). Если хорошо расслабиться перед письмом и не отвлекаться, получится зафиксировать не только рациональные рассуждения, но и «сумеречные» наблюдения - то есть те, которые приходят на ум любому человеку, когда тот занят монотонной деятельностью вроде бега или вязания. Прогофф считал «сумеречное восприятие» очень важной частью терапии, позволяющей получить более полное представление о прошлом и настоящем. В своей первоначальной форме метод предполагал обязательное участие квалифицированного фасилитатора , регулирующего групповые письменные практики. Фасилитаторов и по сей день готовят в центрах дневниковой терапии (The Center of Journal Therapy , Therapeutic Writing Institute например), но благодаря тому, что Прогофф в конце концов издал руководство «At a Journal Workshop », сегодня вести структурированный дневник может каждый, не прибегая к помощи центра. Правда, в таком случае нужно быть особенно бдительным и отслеживать свое психологическое состояние самому: погрустить пару-тройку часов после письма вполне нормально, но если с каждым погружением в себя становится хуже, стоит обратиться к психотерапевту (это правило - общее для любых письменных практик).

Чем отличаются
письменные практики


Большинство письменных практик направлены не на анализ всей жизни, а на решение насущных проблем. Иными словами, если в ваши планы не входит дисциплинированное самопознание, но нужно разобраться в эмоциях или понять, почему старая травма бередит душу, метод Прогоффа не подойдет, зато можно обратиться к идеям других психотерапевтов.

Отдельного внимания заслуживают околотерапевтические сервисы, предлагающие писать от 280 знаков до 750 слов в день. По сути, они ничем не отличаются от обычного личного дневника, кроме чуть более сложной системы мотивации. Но 750 слов - это три страницы текста и достаточно большой объем, чтобы пишущий успел погрузиться слишком глубоко в собственные переживания. Терапевты предупреждают, что неструктурированное, не ограниченное по времени и тематически письмо опасно для наиболее травмированных людей: обычно они не могут распознать момент, когда стоит остановиться и больше не погружаться в болезненную тему. Психотерапевт Кейтлин Адамс заметила это и предложила некоторым своим клиентам простую схему: в качестве письменной практики им нужно было всего лишь закончить предложение вроде «Прямо сейчас я хочу…», «Мой самый большой страх - это…», «Сегодня я чувствую…». Если у пишущих было желание раскрыть мысль, Кейтлин отмеряла 5 минут - ровно столько, по ее мнению, достаточно, чтобы записи оказали терапевтический эффект, не поставив под удар психику. Это правило может взять на вооружение каждый, кто хочет обрести привычку вести дневник, но опасается его депрессивного эффекта. Дневник - не место для выжимания из себя больше и «лучше», и даже короткие регулярные записи будут полезны для анализа характера.

Заменяет ли
дневник психотерапию


Дневник может быть как центральным, так и вспомогательным элементом психотерапии. Полезность изложения мыслей на бумаге (или в текстовом редакторе) вряд ли будет отрицать хоть один психотерапевт, но выстраивать вокруг него всю свою работу будет не каждый. В любом случае тем, кому действительно необходима помощь специалиста, даже самого структурированного дневника будет недостаточно (но, возможно, именно он покажет, что что-то не так, и подтолкнет записаться к врачу). В идеале любому человеку стоит время от времени обращаться к психологам и психотерапевтам хотя бы для того, чтобы убедиться, что всё хорошо, но если такой возможности нет, можно попробовать изучить себя самостоятельно - при условии соблюдения всей необходимой техники безопасности.

Как выбрать методику
и как себе не навредить


майндмэппинг тоже можно использовать для дневника (в ситуациях, когда требуется классное решение или незамыленный взгляд, такие карты - самое то). При самостоятельном поиске с осторожностью стоит подходить разве что к тем источникам, что рекомендуют ничем не ограниченное письмо (free writing): отсутствие любых указаний по теме или времени может быть небезопасно в тех случаях, когда автор дневника пытается проработать травмировавшую ситуацию или находится в угнетенном состоянии.

Рекомендации к ведению дневников везде более-менее одинаковы. Важно помнить, что дневник нужен только для того, чтобы сделать вам лучше, - то есть любое длительное ухудшение настроения будет достаточной причиной, чтобы перестать писать (по крайней мере, на время) или выбрать другую технику. Писать нужно в спокойном состоянии, в месте, где вас не будут беспокоить, и в то время, когда вы не будете переживать о незавершенных делах. Одно из самых главных требований любой дневниковой методики - честность с самим собой, так что нелишним будет позаботиться о том, чтобы ваш дневник никто никогда не нашел. Из требования честности проистекает еще одно важное: личный текст не должен быть идеальным со стилистической точки зрения, он может содержать ошибки, пропущенные знаки препинания и иностранные слова, главное - чтобы он максимально точно передавал то, что вы хотели бы зафиксировать.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам