Клиническая ликантропия. Что такое ликантропия — оборотни существуют? Ликантропия - реальные случаи в наши дни

by Записки Дикой Хозяйки

Оборотень ... Какой жутью веет от этого слова! Многое забылось людьми, но мрачные легенды об оборотнях дошли до наших дней. Почему? «Суеверия живучи»,- утверждают одни. «Образ оборотеня так долго не покидает человечество из-за того, что люди издревле боятся друг друга, следуя поговорке «Человек человеку волк»,- уверены другие. Речь идет о редчайшей врожденной болезни - есть и такая теория. В северных районах Франции, а именно на эти безлюдные места, отличающиеся суровой природой, приходится большинство легенд, до сих пор рассказывают...

Однажды в замок господина Санроша пришел его приятель мсье Фероль и пригласил хозяина на охоту. Но тот уклонился от приглашения. Ему предстояла деловая встреча. Мсье Фероль отправился выслеживать оленя один. Однако, быстро закончив все дела, господин Санрош заскучал. Пройдя в комнаты своей прелестной жены, он узнал, что ее нет дома. И тогда решил, чтобы не коротать время в одиночестве, пойти навстречу своему другу, который уже, видимо, возвращается с добычей.

Вскоре на холме он увидел своего приятеля, быстро двигающегося по направлению к нему. Фероль почти бежал, И когда приятели встретились, Санрош поразился: плащ охотника был разорван и забрызган кровью, а вид был совершенно убитый. Прошло некоторое время, прежде чем тот, едва переведя дыхание, рассказал, что с ним приключилось.

Выслеживая добычу, Фероль не заметил, как забрел в чащу леса. Сквозь просвет между деревьями он увидел поляну, а на ней оленей. Скинув с плеча мушкет, охотник приготовился выстрелить в одного из них, но страшное рычание, раздавшееся рядом, на миг буквально пригвоздило его к месту. К счастью, это был всего лишь миг - от мгновенной смерти Фероля спасла его реакция опытного охотника.

Когда в бешеном рывке на него прыгнул громадный волк, он ударом приклада отшвырнул зверя. Это и помогло выиграть Феролю мгнове¬ние. Он намотал плащ на левую руку, а когда волк повторил свою попытку вцепиться охотнику в горло, тот ловко засунул ее в пасть зверя, стремясь правой с зажатым в ней кинжалом нанести удар.

В смертельной схватке они покатились по земле. Фероль рядом с собой уже видел налитые кровью и бешенством глаза. Изловчившись, он резанул по лапе, поднятой над его лицом. Взвыв, зверь бросил лежащего Фероля и скрылся в зарослях...

Разумеется, ни о какой дальнейшей охоте не могло быть и речи. Фероль заспешил домой, тем более что холмы уже порозовели от заходящего солнца.

«Не правда ли, невероятно? Но у меня есть доказательства. Я прихватил с собой лапу волка. Видит Бог, даже в страшном сне мне не могло бы присниться столь громадное и свирепое чудовище!» - с этими словами Фероль расстегнул свою сумку, и лицо его сделалось белым как мел.

Санрош тоже заглянул в сумку. То, что он увидел, поразило его как громом. На дне вместо лохматой лапы лежала изящная кисть руки. Она была унизана кольцами. Одно из них мсье Санрош узнал сразу: оно было украшено большим голубым топазом. Это кольцо принадлежало его жене...

Санрош не помнил, под каким предлогом взял у еле пришедшего в себя Фероля его страшный трофей и, завернув в платок, принес домой. Спросил, не вернулась ли жена. Ему ответили, что, да, вернулась, но нездорова и просила ее не беспокоить. Она лежала на кровати в полубессознательном состоянии, и бурое пятно расплывалось по одеялу. Резким движением Санрош откинул одеяло и увидел окровавленный обрубок. Вызванный доктор сумел остановить кровь и тем продлить жизнь прекрасной хозяйке замка. Но продлить ненадолго...

Эта история с небольшими изменениями повторялась во многих средневековых бумагах, а потом перекочевывала из века в век. Но она лишь маленькая часть тех легендарных сведении, что накопило человечество об оборотнях. В России же бытовала легенда, во многом схожая с приключениями бедного охотника Фероля. Она рассказывала о любви молодого боярина к дочери мельника...

Невеселое было это место - у старой, скрипучей мельницы возле лесной заводи. И конный, и пеший обходил ее за версту. Но красота дочери мельника, что однажды поразила молодого боярина, заставила его махнуть рукой на слухи, и он, что ни вечер, наведывался к своей любезной.

Напрасно девушка, перехватив хмурый взгляд своего отца, шепотом уговаривала сердечного друга забыть сюда дорогу. «Чем не жених я?» - удивлялся юноша и все допытывался у дочери мельника, отчего так не по нраву пришелся он ее отцу, отчего она вся дрожит и немеет, когда тот вскидывает на нее острые, совсем не старческие глаза. И положили они встречаться у старого дуба...

Однажды, распрощавшись с молодой красавицей, юноша, вскочив на коня, отправился, было, домой. Мог ли он подумать, что смерть уже притаилась в сумерках погасшего дня и ждет его за огромным валуном, подернутым мхом? Еще миг, и громадная серая тень метнулась из-за камня. Волк! Сверкнули яростью глаза, и разомкнулись клыки, торопясь впиться в жертву. Если бы не конь, поднявшийся на дыбы и подставивший свою грудь вояку, быть бы беде. Но в этот миг боярин выхватил саблю и ударил зверя по лапе, запутавшейся в гриве коня. Дико взвыл волк и, рванувшись, исчез в кустах,

Едва отдышавшись и успокоив коня, боярин решил вернуться и проверить, благополучно ли девушка добралась домой: шутка ли, какой волчина рядом рыщет. Прискакав к избушке мельника, он увидел, что дверь приоткрыта. Вошел и глазам своим не поверил: от порога кровью накапано, на лавке, откинувшись и тяжело дыша, сидит мельник, а его дочь белой тряпицей перевязывает ему рану на руке. Обернулась, увидела боярина и повалилась без чувств...

Как видим, жуткое свойство превращаться в зверя молва равно приписывает мужчине и женщине, человеку богатому и простолюдину. Оборотнем, как считалось, можно было стать добровольно и поневоле, под влиянием колдовских чар. Второго благопристойные обыватели чрезвычайно опасались. Сосед или случайный встречный на проселочной дороге, путник, стучащий в окно с просьбой о ночлеге, и даже ближайший родственник могли не только лишить жизни, но и, что для многих было еще ужаснее, напустить порчу, заразить страшным свойством обращаться в зверя.

Оттого беспокойный взгляд искал среди чужих, а, при каких-то смущающих душу обстоятельствах, и среди знакомых, лицо того, кто выдавал в себе волка. Каждый очень худой и бледный человек с глубоко запавшими светящимися темными глазами вызывал подозрение. Считалось, что ноги оборотня покрыты струпьями или шелудивы, ладони у него в шерсти, указательные пальцы длиннее средних. Шепотом передавали страшную подробность: при нарождающемся месяце на бедре оборотня выступает тайный знак. Говорили, что оборотень носит с собой лохматый волчий хвост. Мог он выдать себя и неутолимой жаждой.

А если эти внешние признаки отсутствовали? Все равно в русских, скажем, деревнях люди знали, кто есть кто. Если и сомневались, то был способ «вычислить» оборотня. Собираются, к примеру, в избе гости, а среди них предполагаемый оборотень. Хозяева уже настороже: веник вверх прутьями поставят, а в притолоку иглу воткнут. Все после застолья спокойно разойдутся по домам, а оборотень перед дверью замечется, но порога переступить не смеет.

Или вот: вчера ни с того ни с сего за кем-то погналась свинья, а ее палкой по спине, а потом видят, как соседская бабка еле на крыльцо вышла, охает, за поясницу держится. И по селу уже при виде ее молва пошла... Как тут быть? На Руси крестьянин в такой случае прибегал к помощи святой воды. Она не только уберегала его от влияния темной силы, но если ею окропить одежду перерядившегося в шкуру, то он, как считалось, навсегда оставался зверем.

Верили, что волк отнюдь не единственное животное, в которого может превратиться человек. Он мог принять образ другого хищника. Но все-таки традиционно в Индии оборотень предпочитал шкуру тигра, в Африке - леопарда и гиены, в Южной Америке - ягуара. В Центральной и Восточной Европе, помимо волка, человек, наделенный этой сатанинской способностью, принимал кошачье обличье. В старину кошка, попавшая под подозрение, немедленно отправлялась в костер, дабы, живущая в непосредственной близости от человека, не могла нанести ему особый вред.

В Сербии, желая обезопасить дом от оборотней, натирали его по щелям чесноком. Во многих местностях считалось, что эту нечисть ни нож, ни дубина, ни обычная дробь не берет. И выходить на поединок с ней надо, загнав в ствол пулю из чистого серебра.

На добровольное оборотничество шли, как считалось, люди, погубившие свою душу и возжелавшие безнаказанного террора над, когда-то, себе подобными. Поначалу «добровольцы», согласно легендам, встречались где-нибудь в лесной глухомани, болотных топях, гиблых, обходимых путниками местах, устраивали дикие оргии, оставляя клочки волос, кожи, капельки крови. В благодарность за эти приношения человеческой плоти дьявол одаривал каждого мазью, составленной из частей жабы, змеи, ежа, лисицы и, конечно, вояка. В полнолуние и, как правило, в феврале - излюбленном месяце оборотней - кандидаты пополняли армию монстров, принимаясь за кровавый промысел,

Показания жителя Франции Гарнье (они были записаны в 1574 году) и сейчас леденят кровь в жилах, очень напоминая то, что писала наша пресса о современных маньяках. Гарнье, сознавшийся под пытками в содеянных преступлениях, по мнению современников, был человеком, вступившим в сделку с дьяволом.

Встретив однажды того в лесу, он в обмен на свою душу подучил снадобье, которое могло превращать его в волка.

Старинные гравюры изображают Гарнье на четвереньках и с украденным ребенком в зубах. На счету человека-волка по утверждению следствия были кошмарные преступления: он людоедствовал, насиловал женщин, отгрызал у трупов убитых им мужчин гениталии, убивал детей.

Считалось, что женщина, забеременевшая от оборотня, обречена родить дитя-зверя (что говорить о женщине-оборотне!). Полагали также, что можно заразиться при контакте с оборотнем: достаточно пореза на коже, куда попала его слюна.

В Западной Африке колдуны устанавливали прямую связь с животным миром: брали кровь из уха зверя, из вены собственной руки и как бы «менялись» ею. В Нормандии и Британии думали, что ношения волчьей шкуры достаточно, чтобы через некоторое время полностью уподобиться ему. В Скандинавии наикратчайшим путем в оборотни считали прегрешения перед церковью в отлучение от нее.

Можно содрогнуться от страниц древних трактатов, подробно описывающих сцену превращения человека в зверя. Сначала кандидата в волки начинал бить легкий озноб, переходящий в лихорадку. Болела голова, мучила сильнейшая жажда. (Вспомним признаки, по которым «вычисляли» оборотня.) Конечности начинало «ломать». Они распухали. Нога уже не переносили обуви. Пальцы на них, так же как и на руках, искривлялись, приобретали необыкновенную цепкость.

Эти внешние метаморфозы влекли за собой и изменения внутренние. Тот, кто прощался с человеческим обличьем, уже не выносил замкнутого пространства дома. Его неудержимо влекло наружу. Он отказывался воспринимать еще вчера знакомые предметы. Уже не человек, но еще не зверь, это странное существо испытывало как бы помутнение рассудка. Язык не повиновался, звуки, вылетающие из гортани, были чем-то средним между бормотанием пьяного и рычанием.

Выбравшись из жилища, обреченный сбрасывал, наконец, одежду. Теперь она была ему не нужна - голова, лицо, тело покрывались сначала мягкой, но быстро приобретающей жесткость и специфический звериный запах шерстью. Подошвы ног уже не ощущали уколов острых камней и колючек.

Человек-зверь, опустившись на четвереньки, ног передвигаться на них так же легко, как некогда по половицам родного дона, который теперь становился ненужным и даже враждебным. Лесные тропинки, залитые лунным светом долины - теперь тот, кто некогда опасался этого безлюдья, становился их полновластным хозяином. И несся в ночное небо торжествующий дикий вой...

Примерно так рисуют процесс превращения человека в зверя знатоки этой загадочной темы, люди, которых не отпугивают слова «невероятно», «невозможно». Они добросовестно стараются обнаружить ту невидимую, почти неуловимую грань, где реальность превращается в вымысел, и наоборот.

Писателям, конечно, легче. Их больше волнует вопрос занимательности. Нельзя сказать, что в литературе об оборотнях были созданы шедевры, хотя в эту «дыру Великого Неизвестного» заглядывали такие мастера, как Жан-Жак Руссо, Вальтер Скотт, Джонатан Свифт и Александр Дюна. Но зато, какую приманку для зрителей обрело кино!

Старт был взят в 1913 году, и до сих пор оборотень не сошел с кинематографической дистанция. Именно страшный миг перерождения человеческого лица принёс в 1981 году авторам фильма «Американский оборотень в Лондоне» самую престижную награду - «Оскара».

Но истинно звериный миг рождения - и это явствует буквально из каждой легенды - мог состояться только тогда, когда оборотень утолял жажду человеческой кровью. Эта жажда подавляла все остальные чувства. Да и оставались ли они? Бывший человек ощущал себя только зверем. И горе тому, кто при голубом свете луны или солнечным днем встречался с волком-оборотнем. Если волк обыкновенный мог довольствоваться любой добычей, оборотню нужен был только человек. Прокусив шейные артерии, растерзав тело, он обретал покой. На сколько? На день? На неделю?..

Считалось, что здесь возможно несколько вариантов. Оборотнем можно было стать безвозвратно. В легендах Франции срок оборотничества определялся семью-десятью годами. Греческие мифы говорили о том, что волками становились люди, поселившиеся на особом острове среди глухих болот и принимавшие пищу из волчьих и человеческих внутренностей. Они, правда, могли вернуться к прежней жизни, перебравшись обратно через болота.

Но есть и совершенно другое утверждение, согласно которому превращение человека в зверя не связано ни с какими сверхъестественными силами, а есть, по сути, редчайшее заболевание, имеющее свое название - ликантропия. Ликантропия, которая в Древней Греции именовалась «волчьим бешенством»,- род безумия, когда человек воображает себя волком и становится способным на любое зверство. Тут уместно сомнение. Вообразить можно что угодно: к примеру, считать себя Наполеоном иди вороном. Но физическое превращение? Шерсть? Клыки? Вой?

Сомнение в существовании подобной болезни высказывали еще древние. В современной медицинской энциклопедии термин «лнкантропия» напрочь отсутствует. И все же, все же... Древнеримский поэт Марцелл Сидет писал о ликантропии, как о напасти, симптомы которой: страшная свирепость и гигантский аппетит. Те, кто имел несчастье заболеть ликантропией, как это представлялось сторонникам «ликантропной» версии, удаляются от людей, на пустыри, заброшенные кладбища и выжидают там свою жертву.

Однако среди ликантропов были в такие, кто отнюдь не жаждал крови. С ужасом ожидая приступа, больной принимал все меры, чтобы не брать на душу грех, запирался в комнате, выбрасывал ключи наружу и привязывал себя к кровати. Исследователи этой темы утверждали, что порой применялись специальные засовы, с которыми мог сладить человек, и непосильные для зверя. Не только естественное нравственное чувство заставляло больных ликантропией в одиночку бороться со страшным приступом. Несомненно и другое: ими владел дикий страх.

Вопрос о том, какая часть человеческой памяти сохраняется в памяти оборотня при трансформации, не имеет однозначного ответа. Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он, тем не менее, сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Возможно, что в памяти оборотня после трансформации остались смутные воспоминания вызывающие некую эмоциональную оценку, которая, воспринимаясь сознанием волка, приводит к проявлению агрессии по отношению к таким людям.

Образ ликантропа-оборотня появился в сказаниях и верованиях задолго до многих других существ, но даже, несмотря на то, что недавнее открытие генетического «синдрома ликантропии» разрушает мистическое очарование древних легенд, человеку до сих пор хочется верить в существование таинственных и могучих людей-волков, преследующих свою добычу при свете полной луны.

Клиническая ликантропия

Клиническая ликантропия, или просто ликантропия, - психоз, при котором больному кажется, что он превращается или превратился в зверя. Доминиканские монахи Джеймс Шпрингер и Генрих Крамер категорично заявляли, что превращение человека в волка невозможно. Они утверждали, что с помощью различных снадобий и заклинаний колдун или чародей может заставить того, кто на него смотрит, вообразить, что он превратился в волка или другое животное, но физически превратить человека в зверя невозможно.

Тем не менее как болезнь, заставляющая человека думать, что он превратился в зверя и должен вести себя соответственно, это явление известно с самых древних времен.

Еще примерно в 125 году до нашей эры римский поэт Марцелл Сидет писал о болезни, при которой человека охватывает мания, сопровождающаяся ужасным аппетитом и волчьей свирепостью. Согласно Сидету, люди сильнее подвержены ей в начале года, особенно в феврале, когда болезнь усиливается и может наблюдаться в самых острых формах. Подвергшиеся ее влиянию потом удаляются на заброшенные кладбища и живут там, точно свирепые голодные волки. Считалось, что оборотень - это плохой, грешный человек, которого боги превратили в зверя в наказание. Однако такие люди физически остаются людьми, лишь воображая себя зверями, а не становятся волками.

Случаи, связанные с оборотнями, долгое время рассматривались официальной наукой не более как сказки. По крайней мере до тех пор, пока в 1963 году доктор Ли Иллис не представил работу, которая называлась «О порфирии и этимологии оборотней». В ней доктор доказывал, что вспышки оборотничества имеют медицинское обоснование. Он утверждал, что речь идет о порфириновой болезни - тяжелом заболевании, которое выражается в повышенной восприимчивости к свету, вызывает изменение окраски зубов и кожи и часто приводит к маниакально-депрессивным состояниям и ликантропии. В результате люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе доктор Ли Иллис привел около восьмидесяти подобных случаев, с которыми он встречался в своей практике.

То, что болезнь передается через укусы, доктор считал вздором. В своей книге он говорил, что эта болезнь не заразна, поскольку является наследственной - тем, что современная наука называет генетическими отклонениями, связанными с расовой принадлежностью человека. В связи с этим он отмечает, что не случайно в Европе болезнь, заставлявшая людей считать себя неистовыми зверями, поражала иногда целые деревни и небольшие города. Крестьяне бегали на четвереньках, выли и даже загрызали собственных коров. Конечно, этих несчастных никто не обследовал и не лечил. Их преследовали и травили собаками. Кто-то исцелялся сам собой, но сотни из них погибли как звери. В то же время, например, на Цейлоне вообще никогда не слышали об оборотнях, в особенности о вервольфах.

Открытие, совершенное Ли Иллисом, во многом объясняет природу феномена, который в научных кругах долгие годы считался чепухой и суевериями. Однако оно не дает ответа на некоторые вопросы, главный из которых состоит в следующем: каким образом оборотень может вновь приобретать человеческий облик через несколько часов после обращения в зверя. Сам доктор Иллис считает такое превращение теоретически возможным, но маловероятным.

Все качества, приписываемые оборотню, легко развенчиваются современной наукой, которая доказывает невозможность подобных перевоплощений для живого существа. В наше время большинство тех, кто считает себя оборотнями, - пациенты психиатрических клиник. Сегодня людей обоего пола, вообразивших и ощущающих себя оборотнями, врачи называют «ликантропы», и это слово стало психиатрическим диагнозом.

Автор семитомной энциклопедии по медицине, один из наиболее авторитетных врачей своего времени, Павел Эгинета, живший в Александрии в VII веке, первым описал ликантропию в медицинских терминах. Он провел анализ болезни и назвал причины, ее вызывающие: умственные расстройства, патологии и галлюциногенные лекарства. Симптомы ликантропии: бледность, слабость, сухие глаза и язык (без слез и слюны), постоянная жажда, незаживающие раны, навязчивые желания и состояния.

К XVI веку было написано множество работ на эту тему. Считалось, что оборотни - это не одержимые бесом или злыми духами люди, а просто «меланхолики, впавшие в самообман». Известный врач того времени Роберт Бертон тоже считал ликантропию формой безумия. Его фармакологические исследования показали, что в состав приготавливаемых колдунами мазей для «оборачивания» входили сильные галлюциногены. А стимулом для людоедства - существенным, если не определяющим фактором - могло являться острое недоедание.

Сегодня психиатры объясняют ликантропию как следствие органическо-мозгового синдрома, сопряженного с душевным расстройством, маниакально-депрессивным психозом и психомоторной эпилепсией, то есть как следствие шизофрении и «сопутствующих» расстройств. У детей ликантропия может стать следствием врожденного аутизма.

Считается, что диагноз ликантропии можно ставить при любом из двух симптомов: больной сам рассказывает, что он иногда чувствует или чувствовал, что превратился в зверя; или больной ведет себя достаточно по-звериному, например воет, лает или ползает на четвереньках.

Так, один 28-летний убийца во Франции, страдавший паранойей, шизофренией и ликантропией, в 1932 году описал свою болезнь таким образом.

Когда я расстроен, я чувствую, как будто превращаюсь в кого-то другого; у меня цепенеют пальцы, словно булавки и иглы воткнуты мне в ладонь; я теряю контроль над собой. Я чувствую, что превращаюсь в волка. Я смотрю на себя в зеркало и вижу процесс превращения. Мое лицо теперь не мое, оно совершенно преображается. Я пристально всматриваюсь, мои зрачки расширяются, и я ощущаю, как будто у меня вырастает шерсть по всему телу, а зубы становятся длиннее.

Современные ликантропы отличаются куда большей фантазией: они «превращаются» не только и не столько в волков, сколько в других существ, в том числе в инопланетян, которые общаются с космосом и бывают в других мирах. Затем снова «становятся» обычными людьми.

Врачи называют одной из причин такого психиатрического феномена защитную реакцию. Когда у человека психологические проблемы, он уходит от реальности, живет в выдуманном или виртуальном мире. Там он значим, там его любят, а иногда и преследуют - отсюда все мании и навязчивые состояния. Как правило, приступы ликантропии у человека либо кратковременны, но повторяются часто, либо он вообще не выходит из «приступа», считая себя зверем, и никакого «просветления» не происходит.

Человеческая психика очень плохо изучена, поэтому даже сегодня с психиатрами трудно спорить. И мало кто верит в возможность физического превращения человека в волка или какое-либо иное животное. Однако полностью переубедить всех, что оборотней не существует, даже в XXI веке, даже всем врачам вместе, вряд ли удастся.

Кроме «психической» ликантропии, когда человек считает себя зверем, есть и «физическая» - когда человек имеет физические признаки волка, обычно рудиментарные от рождения. Так, в Мексике, в Гуаладжаре, находится центр биомедицинских исследований, в котором доктор Льюис Фигуерра уже много лет изучает «генетическую ликантропию». Доктор исследует одну из мексиканских семей, состоящую из 32 человек, - семью Ацива. Все они страдают от редкой генетической болезни, которая передается по наследству и вызывает сильное изменение человеческого облика. Вся поверхность тела людей из семьи Ацива (в том числе и у женщин) покрыта густой шерстью, даже на лице, ладонях и пятках. Совсем нетипичными являются также их осанка, голос и мимика.

Уже много десятков лет Ацивы заключают только внутриродовые браки, поэтому, как считает доктор Фигуерра, причиной их заболевания является ген, передаваемый по наследству. Данная мутация возникла у членов этой семьи еще в Средние века, но позже, до конца XX века, никак себя не проявляла.

Сейчас все Ацивы живут на севере Мексики, в горном городке Закатекас, который известен также по шестой книге Карлоса Кастанеды «Дар орла», в которой он рассказывает о способности шаманов, называемых в народе «нагуалес», превращаться в животных для достижения внутреннего Нагваля - просветления. Местные жители относятся к ним презрительно, если даже не враждебно, отказываясь поддерживать с «проклятым семейством» какие-либо связи.

Психическими отклонениями никто из Ацивы не страдает, поэтому вряд ли это заболевание можно причислить к ликантропии подобно тем, о которых говорилось раньше, но доктор Фигуерра, утверждающий, что эта болезнь неизлечима, называет ее «геном ликантропии», который он надеется рано или поздно найти и обезвредить.

Некоторые из исследователей трансформации оборотней говорят, что формы оборотня действительно зависят от его восприятия. Кроме этого утверждается, что сама сущность сохраняет память или информацию об изначальном теле, что дает возможность оборотню возвращать свою изначальную форму. Восприятие приводит к состоянию перехода сущности, то есть к состоянию трансформации. Наблюдая «всего лишь» клинических ликантропов, можно заметить, что трансформация - даже в рамках психического заболевания - начинается не сразу, а после определенного момента изменения свойств личности ликантропа как индивидуума.

В Германии существует Рейнский институт по изучению нетрадиционной медицины. Профессор этого института Гельмут Шульц много лет занимается исследованием оборотней и относится к этому явлению вполне серьезно. Шульц считает, что оборотничество - это наследственное генетическое заболевание. Шульц пишет, что наиболее часто оборотни рождаются в малонаселенной местности, где люди многие годы, поколение за поколением, живут в довольно замкнутом небольшом кругу, а следовательно, бывают и родственные браки. В одной из своих монографий Шульц пишет следующее.

Возможно, эта болезнь как раз и есть результат кровосмешения. Современная медицина сегодня не в состоянии разобраться в механизме заболевания. Но совершенно очевидна способность оборотней менять на некоторое время свою биологическую форму, не теряя белковой основы. Объяснять это богатое явление чисто психической аномалией, когда больной лишь воображает себя оборотнем, было бы очень глупой ошибкой.

Существует мнение, что клинический ликантроп является всего лишь стадией развития существа на пути его превращения в настоящего оборотня. Подразумевается, что меняется восприятие этого существа, происходит его адаптация к присутствию в новой сущности, а затем меняется и сама форма существа, приспосабливаясь под новую сущность. Нечто подобное наблюдается у тех, кто с детства занимается подводным плаванием. Наблюдая жизнь под водой, они ощущают свое единение с этим миром. Подводный мир становится их миром, их жизнью. Как следствие, такие люди начинают чувствовать себя лучше не в мире людей, а в ярком, красочном мире рыб и кораллов.

И в том и в другом случаях можно заметить, что для проявления этого эффекта необходимы определенные серьезные факторы. Поэтому не представляется возможным рассматривать появление оборотней как типичный случай. Скорее всего, это исключения. Чаще всего ликантроп не доходит в своем развитии до уровня оборотня. Это объясняется воздействием ограничивающей его среды обитания и воспитания.

Большинство исследователей этого вопроса утверждают, что вой волков, фазы Луны, запахи или окружающая обстановка влияют на сознание ликантропа, побуждая его к действию. Это воздействие можно охарактеризовать как многократно усиленное желание что-то сделать. В таком состоянии человек расщепляет свое сознание, подавляя в себе то существо, которое принято считать человеком.

Такое состояние крайне обостряет чувства, меняет восприятие. Этим в современной психиатрии и объясняют большинство случаев проявления клинической ликантропии.

Из книги Книга вампиров автора Деружинский Вадим Владимирович

ГЛАВА 27. О ПРИРОДЕ ВАМПИРИЗМА: СНОВИДЕНИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ После публикации в прессе ряда моих статей на тему вампирологии читательница из Минска Элина Девочко прислала свои размышления о природе вампиризма. Она писала:«Вампиризм - что это? Вопрос этот, как бы

Из книги Книга оборотней автора Бэринг-Гулд Сэбайн

Глава вторая ЛИКАНТРОПИЯ В ДРЕВНОСТИ Что такое ликантропия? - Марцелл Сидийский. - Вергилий. - Геродот. - Овидий. - Плиний. - Агриопас. - Петроний. - Легенды Аркадии. - ТолкованиеЧто такое ликантропия? Ликантропия - это превращение мужчины или женщины в волка,

Из книги Люди-феномены автора Непомнящий Николай Николаевич

Что такое ликантропия? Оборотень – одна из центральных фигур древнейших суеверий. Вместе с вампирами, ведьмами, русалками, призраками и колдунами он существует уже тысячи лет, наводя ужас на взрослых и детей в больших городах и глухих местечках.Слово «ликантроп», от

Из книги Тайны и загадки смерти автора Плотнова Дарья

Глава 1 Клиническая смерть Клиническая смерть – остановка сердца пациента на несколько минут с дальнейшим открытием в себе фантастических возможностей, осмыслением космических истин, приобретением миссии и назначений в жизни, и другими астральными

Из книги Экстрасенсорика. Ответы на вопросы здесь автора Хидирян Нонна

Испытание «клиническая смерть» Частенько до того, как нас позовут на испытание, я вижу образы, цвета, цифры, буквы.Накануне мне пришло видение: 5 стульев, на которых сидят люди. Второй по счету парень – с темными длинными волосами, очень мягкий и с красивыми чертами лица.Я

Из книги Опыт прошлых жизней. Как узнать о собственных ошибках и исправить их автора Линн Дениз

Клиническая смерть: соприкосновение со светом Тысячи людей пережили такие же, как у меня, состояния, при этом определенные детали в большинстве случаев совпадают. На начальных стадиях клинической смерти обычно ощущается глубокий покой и отсутствие принадлежности

Ликантропия — болезнь оборотней

Ликантропия - мифическая или мистическая болезнь, которая вызывает метаморфозы в теле, в ходе которых больной превращается в волка; один из видов териантропии. Психоз, при котором больному может казаться, что он превращается или превратился в зверя или проявляет свойственные ему повадки.

Болезнь ликантропия

Клиническая ликантропия вызвана нарушением работы определенных участков коры головного мозга, которые отвечают за движение и ощущение. При помощи сенсорной оболочки мозга человек формирует представление, как об окружающем мире, так и о себе самом. Дефекты оболочки позволяют обладателю синдрома считать себя животным и визуализировать его поведенческие привычки.

Психическое заболевание

Стоит признать, что ликантропия у человека в действительности является психическим нарушением. К психологии оно имеет опосредованное отношение: такое заболевание не может быть временным дисбалансом на почве стресса или сниженной самооценки. У «оборотней» всегда имеется в комплексе параноидальный бред, острый психоз, биполярное расстройство личности или эпилепсия.

Доминиканские монахи Джеймс Шпрингер и Генрих Крамер категорично заявляли, что превращение человека в волка невозможно. Они полагали, что при помощи разных снадобий и заклинаний колдун или чародей может заставить того, кто на него смотрит, вообразить, что он превратился в волка или другое животное, однако физически превратить человека в зверя нельзя.

Тем не менее как болезнь, заставляющая человека думать, что он превратился в зверя и должен вести себя соответственно, это явление известно с незапамятных времен.

Из истории

Еще приблизительно в 125 г. до н. э. римский поэт Марцелл Сидет писал о болезни, при которой человека охватывает мания, которая сопровождается ужасным аппетитом и волчьей свирепостью. Согласно Сидету, человек сильней подвержен ей в начале года, в особенности в феврале, когда болезнь усиливается и может наблюдаться в самых острых формах. Подвергшиеся ее влиянию потом уходят на заброшенные кладбища и живут там, точно свирепые голодные волки. Считали, что оборотень - это плохой, грешный человек, который был богами превращен в зверя в наказание. Но такие люди физически остаются людьми, только воображая себя зверями, а не становятся волками.

Первый в истории случай гипертрихоза зафиксировали в конце XVI века. Во Франции и Италии жила семья Гонсалвус, где практически все ее члены были носителями гена Вервольфа.

Самая известная женщина-волк, Юлия Пастрана. Ее и мумию сына показывали на многих европейских выставках, как самых страшных людей XIX века. Только 12 февраля 2013 г. Патсрану похоронили на родине в Мексике.

1) Юлия Пастрана — (1834-1860) — Мексика; 2) Портрет юной Тогнины Гонсалвус работы Лавинии Фонтаны — Италия

Медицинское обоснование

Случаи, связанные с оборотнями, на протяжении долгого времени рассматривались официальной наукой не более как сказки. В крайнем случае до того времени, пока в 1963 г. доктор Ли Иллис не представил работу, под названием «О порфирии и этимологии оборотней». В ней ученый доказывал, что вспышки имеют медицинское обоснование. Он утверждал, что речь идет о порфириновой болезни - тяжелом заболевании, выражающееся в повышенной восприимчивости к свету, вызывает изменение окраски зубов и кожи и часто может приводить к маниакально-депрессивным состояниям и ликантропии. Как результат человек теряет человеческий облик и нередко лишается рассудка. В своей работе доктор Ли Иллис привел около 80-ти такого рода случаев, с которыми ему довелось встретиться в своей практике.

То, что болезнь может передаваться через укусы, доктор считал вздором. В своей книге он говорит, что эта болезнь не заразна, потому как является наследственной - тем, что современная наука называет генетическими отклонениями, которые связаны с расовой принадлежностью человека. В связи с чем он отмечает, что не случайно в Европе болезнь, которая заставляла людей считать себя неистовыми зверями, поражала порой целые деревни и небольшие города. Крестьяне бегали на четвереньках, выли и даже загрызали собственных коров. Конечно, этих несчастных никто не обследовал и не пытался вылечить. Их преследовали и травили собаками. Кто-то исцелялся сам по себе, но сотни из них погибли как звери. В то же время, к примеру, на Цейлоне вообще никогда не слышали об оборотнях, особенно о вервольфах.

Открытие, которое совершил Ли Иллисом, во многом объясняет природу феномена, который в научных кругах в течении долгого времени считался ерундой и суевериями. Но оно не дает ответа на некоторые вопросы, главный из которых состоит в следующем: каким образом оборотень может снова приобретать человеческий облик через несколько часов после обращения в зверя. Сам доктор Иллис считает что такое превращение теоретически возможно, но маловероятно.

Все качества, приписываемые оборотню, легко развенчиваются в наше время наукой, доказывающей невозможность такого рода перевоплощений для живого существа. В наши дни большинство тех, кто считает себя оборотнями, - пациенты психиатрических клиник. Сегодня людей обоего пола, вообразивших и ощущающих себя оборотнями, медики называют «ликантропы», и это слово стало психиатрическим диагнозом.

Первое описание болезни

Автор семитомной энциклопедии по медицине, один из наиболее авторитетных врачей своей эпохи, Павел Эгинета, живший в Александрии в VII столетии, первым описал ликантропию в медицинских терминах. Им был проведен анализ болезни и названы причины, ее вызывающие: умственные расстройства, патологии и галлюциногенные лекарства. Симптомы ликантропии: бледность, слабость, сухие глаза и язык (без слез и слюны), постоянная жажда, незаживающие раны, навязчивые желания и состояния.

XVI век

К XVI столетию было написано множество работ по этой теме. Считалось, что оборотни - это не одержимые бесом или люди, а просто «меланхолики, впавшие в самообман». Известный врач того времени Роберт Бертон также считал ликантропию формой безумия. Его фармакологические исследования показали, что в состав приготавливаемых колдунами мазей для «оборачивания» входили сильные галлюциногены. А стимулом для людоедства - существенным, если не определяющим фактором - могло являться острое недоедание.

Наши дни

Сегодня психиатры объясняют ликантропию как следствие органическо-мозгового синдрома, сопряженного с душевным расстройством, маниакально-депрессивным психозом и психомоторной эпилепсией, то есть как следствие шизофрении и «сопутствующих» расстройств. У детей ликантропия может стать как следствие врожденного аутизма.

Диагноз — считается что ликантропии можно ставить при любом из двух симптомов:

Больной сам рассказывает, что он иногда чувствует или чувствовал, что превращался в зверя;

Больной ведет себя достаточно по-звериному, к примеру воет, лает или ползает на четвереньках.

Так, убийца (28 лет) во Франции, страдавший паранойей, шизофренией и ликантропией, в 1932 г. описал свою болезнь так: когда я расстроен, я чувствую, словно превращаюсь в кого-то другого; у меня цепенеют пальцы, будто булавки и иглы воткнуты мне в ладонь; я теряю контроль над собой. Я чувствую, что превращаюсь в волка. Я смотрю на себя в зеркало и вижу процесс превращения. Мое лицо теперь не мое, оно абсолютно преображается. Я пристально всматриваюсь, мои зрачки расширяются, и я ощущаю, как будто у меня вырастает шерсть по всему телу, а зубы становятся длинней.

Ликантропы наших дней отличаются куда большей фантазией: они «превращаются» не только и не столько в волков, сколько в других существ, в том числе в инопланетян, общающихся с космосом и бывающих в других мирах. Потом вновь «становятся» обычными людьми.

Медики называют одной из причин этого психиатрического феномена защитную реакцию. Когда у человека психологические проблемы, он уходит от реальности, живет в выдуманном или виртуальном мире. Там он значим, там его любят, а порой и преследуют - отсюда все мании и навязчивые состояния. Обычно, приступы ликантропии у человека или кратковременные, но повторяющиеся часто, или он вообще не выходит из «приступа», считая себя зверем, и никакого «просветления» не происходит.

Психика человека очень плохо изучена, потому даже сегодня с психиатрами трудно спорить. И мало кто верит в возможность физического превращения человека в волка либо в какое-то другое животное. Но полностью переубедить всех, что оборотней не существует, даже в XXI столетии, даже всем врачам вместе, вряд ли удастся.

Оборотень. Гравюра, Германия, 1512 г.

Генетическая болезнь

Кроме «психической» ликантропии, когда люди считают себя зверем, есть и «физическая» - когда человек имеет физические признаки волка, как правило рудиментарные от рождения. Так, в Мексике, в Гуаладжаре, находится центр биомедицинских исследований, в котором доктор Льюис Фигуерра уже на протяжении многих лет изучает «генетическую ликантропию». Доктор исследует одну из мексиканских семей, состоящую из 32 человек, - семью Ацива. Все они страдают от редкой генетической болезни, передающейся по наследству и вызывающей сильное изменение человеческого облика. Вся поверхность тела людей из семьи Ацива (в том числе и у женщин) покрыта густой шерстью, даже на лице, ладонях и пятках. Совсем нетипичными являются также их осанка, голос и мимика.

Уже много десятков лет Ацивы заключают только внутриродовые браки, потому, как считает д-р Фигуерра, причиной их заболевания является ген, который передается по наследству. Данная мутация возникла у членов этой семьи еще в Средние века, но позднее, до конца XX столетия, никак себя не проявляла.

Сейчас все Ацивы живут на севере Мексики, в горном городке Закатекас, который известен также по шестой книге Карлоса Кастанеды «Дар орла», в которой он говорит о способности шаманов, называемых в народе «нагуалес», превращаться в животных для достижения внутреннего Нагваля - просветления. Местные жители относятся к ним презрительно, если даже не враждебно, не желая поддерживать с «проклятым семейством» какие-то связи.

Психическими отклонениями никто из Ацивы не страдает, потому вряд ли это заболевание возможно причислить к ликантропии подобно тем, о которых говорилось раньше, но д-р Фигуерра, утверждающий, что эта болезнь неизлечима, называет ее «геном ликантропии», который он надеется рано или поздно найти и обезвредить.

В Германии есть Рейнский институт по изучению нетрадиционной медицины. Профессор этого института Гельмут Шульц много лет занимается исследованием оборотней и относится к этому явлению вполне серьезно. Шульц полагает, что оборотничество - это наследственное генетическое заболевание. Шульц писал, что наиболее часто оборотни рождаются в малонаселенной местности, где люди многие годы, поколение за поколением, живут в довольно замкнутом небольшом кругу, а как следствие, бывают и родственные браки. В одной из своих монографий Шульц написал следующее.

Может быть, эта болезнь как раз и является результатом кровосмешения. Современная медицина в наши дни не в состоянии разобраться в механизме заболевания. Но абсолютно очевидна способность оборотней менять на некоторое время свою биологическую форму, не теряя белковой основы. Объяснять это богатое явление чисто психической аномалией, когда больной только воображает себя оборотнем, было бы очень глупой ошибкой.

Состояние трансформации

Некоторые из исследователей трансформации оборотней говорят, что формы оборотня в действительности зависят от его восприятия. Кроме того утверждается, что сама сущность сохраняет память или информацию об изначальном теле, что дает возможность оборотню возвращать свою начальную форму. Восприятие приводит к состоянию перехода сущности, то есть к состоянию трансформации. Наблюдая «всего лишь» клинических ликантропов, можно заметить, что трансформация - даже в рамках психического заболевания - начинается не сразу, а после определенного момента изменения свойств личности ликантропа как индивидуума.

Существует мнение, что клинический ликантроп является только стадией развития существа на пути его превращения в настоящего оборотня. Подразумевается, что меняется восприятие этого существа, происходит его адаптация к присутствию в новой сущности, а затем изменяется и сама форма существа, приспосабливаясь под новую сущность. Нечто подобное наблюдается у тех, кто с детства занимается подводным плаванием. Наблюдая жизнь под водой, они ощущают свое единение с этим миром. Подводный мир становится их миром, их жизнью. Как следствие, такие люди начинают чувствовать себя лучше не в мире людей, а в ярком, красочном мире рыб и кораллов.

И в том и в другом случаях можно заметить, что для проявления этого эффекта нужны определенные серьезные факторы. Потому не представляется возможным рассматривать появление оборотней как типичный случай. Скорей всего, это исключение. Чаще всего ликантроп не доходит в своем развитии до уровня оборотня. Это объясняется воздействием ограничивающей его среды обитания и воспитания.

В большинстве своем исследователи этого вопроса утверждают, что вой волков, фазы Луны, запахи или окружающая обстановка влияют на сознание ликантропа, побуждая его к действию. Это воздействие возможно охарактеризовать как многократно усиленное желание что-либо сделать. В таком состоянии человек расщепляет свое сознание, подавляя в себе то существо, которое принято считать человеком.

Такое состояние крайне обостряет чувства, изменяет восприятие. Этим в современной психиатрии и объясняют большинство случаев проявления клинической ликантропии.

Люди-феномены Непомнящий Николай Николаевич

Что такое ликантропия?

Что такое ликантропия?

Оборотень – одна из центральных фигур древнейших суеверий. Вместе с вампирами, ведьмами, русалками, призраками и колдунами он существует уже тысячи лет, наводя ужас на взрослых и детей в больших городах и глухих местечках.

Слово «ликантроп», от которого он получил свое название, буквально означает «человек-волк» и происходит от греческого likantropia. Некоторые словари определяют это слово как «превращение ведьмы в волка». Тема человека-волка была распространена и в устных преданиях, и в хрониках почти по всему миру. Во Франции это чудище было известно как лу-гару, в других частях Европы как вервольф, или верман, волкодлак, или волколок – в облюбованной им Трансильвании, полтеник – в Болгарии.

Истории о волке, человеке-звере и оборотне овладевали людьми такого ума и таланта, как Жан-Жак Руссо, Карл Линней и Джонатан Свифт. Талантливые писатели создали целую серию замечательных произведений об оборотнях. Можно назвать таких авторов, как Фредерик Марриет, Редьярд Киплинг и Гай Эндон (создатель оборотня Парижа), а в конце прошлого века этой темой увлекались Джеймс Блиш и Питер Флеминг.

Однако оборотень не так хорошо известен, как его собрат – злодей вампир. Все приписываемые ему мифические качества могут быть довольно легко развенчаны современной наукой, но, по-видимому, действительно существовала некая болезнь, которая поражала целые деревни, превращая людей в неистовых зверей. Поэтому-то мало удивления вызывают кровавые оргии в Европе в XVI веке, когда эти несчастные, подозреваемые в демонизме, преследовались, травились собаками и погибали сотнями.

Из статьи Шарлотт Отен, исследовательницы феномена оборотничества:

– Впервые слово «ликантроп» мне попалось в пьесе Джона Уэбстера «Герцогиня Амальфи», где герцог, разрывающий могилы и бродящий среди них с перекинутой через плечо ногой мертвеца, страдал «очень скверной болезнью, называемой ликантропия».

Мое вскрывшееся невежество породило интерес к ликантропии, и я обнаружила, что ее упоминает не только этот драматург. Врачи, философы, историки, судьи и короли в периоды Средневековья и Ренессанса знали о ней либо встречались с ее проявлениями. Я стала исследовать старинные источники по этому предмету, и собранный материал, который затем воплотился в эту книгу, помог, кроме всего прочего, пролить свет на многие аспекты жизни тех времен.

Сегодняшняя одержимость вампирами, оборотнями, оккультными науками – суть бегство от действительности. Литература же по ликантропии эпохи Средних веков и Возрождения отнюдь не эскапистская – она реалистическая. В этой литературе, смело касающейся самых темных сторон человеческой души, описываются порождаемые ими неистовые порывы и дикие побуждения, разрушающие саму человеческую природу, а также обсуждаются средства реабилитации.

Бервопьф. Гравюра на дереве. Германия. 1722 г.

Первой критической работой на эту тему на английском языке, видимо, была книга Сабайны Бэринг-Гоулд об оборотнях (1865 г.), в которой она сосредоточила свое внимание на разнообразных случаях проявления ликантропии.

В наши дни слово «оборотень» почти всегда ассоциируется с чем-то страшным, зловещим, неправдоподобным, иррациональным. Никто из здравомыслящих людей сегодня не поверит, что возможно физическое превращение человека в волка или какое-либо другое животное. Оборотня, который буквально обращается из человека в волка, сегодня можно увидеть в фильмах, где его жуткие нападения на людей, многочисленные убийства, зверства и людоедство являются всего лишь кинематографическими приемами гипнотизирования и устрашения зрителя, наслаждающегося своим косвенным участием в творящихся на экране кошмарах.

Интерес к оборотничеству поистине неистощим. Двадцатый век знает такие фильмы, как «Человек-волк» (1941), «Франкенштейн встречает Человека-волка» (1943), «Женщина-волк в Лондоне» (1946), «Оборотень» (1956), «Я был оборотнем-подростком» (1957), «Оборотень в девичьей спальне» (1961) – это лишь маленькая часть списка из более чем пятидесяти фильмов, указанных в «Справочнике-каталоге фантастических фильмов» (1973) Уолта Ли. Вероятно, самым известным оборотнем киноэкрана является Лон Чейни Мл., чья кинематографическая трансформация из человека в волка занимала не менее шести часов предварительной подготовки в гримерной. Образы оборотней, представляемых фильмами, очень разнообразны, от подлинно художественных, порой даже вызывающих симпатию, до нарочито устрашающих и забавно-кровожадных.

Современная художественная литература демонстрирует более глубокий подход к теме оборотней. «Ферма призраков» Сибери Куинна, «Хромой священник» С. Карлтона, «Бегущий волк» Алджернона Блэквуда и «Убийство» Питера Флеминга обращаются к моральным аспектам неотмщенного убийства, искупления преступления, посмертной вины, любви и ненависти, богу и дьяволу.

В английском языке возникновение слова «werewolf» (оборотень) на пять столетий предшествовало появлению термина «lycanthrope». Эрнест Уикли в своей работе «О словах древних и современных» говорит, что слово wer «отмечено во всех германских языках и родственно латинскому vir, гэльскому fear, уэльскому gwr и санскритскому vira». Первое использование на письме слова «оборотень» обнаружено в «Церковных уложениях» короля Кнута (1017–1035): «…Поэтому должны призываться пастыри на защиту людей от этого хищника – это епископы и священники, обязанные предохранять и ограждать свою паству мудрыми наставлениями, так чтобы безумно дерзкий оборотень не смог причинить большой вред и не покусал бы духовное стадо слишком сильно…»

Появившееся в англосаксонских уложениях слово «оборотень» знаменательно тем, что оно заменило собой библейского «волка». Дьявол известен тем, что вербует людей в союзники и слуги, зачисляя их в свое демоническое войско. Для этого же он пользуется и своей способностью превращать людей в оборотней: оборотничество – всего лишь дьявольское наваждение, но, испытывая такую духовную метаморфозу, человек начинает сотрудничать с дьяволом. Епископов и священников предупреждают о скрытом, трудно распознаваемом превращении, несущем угрозу духовной жизни паствы.

Однако оборотень в средневековых английских рассказах не выступает обобщенным олицетворением зла, но изображается как беспомощная жертва семейных козней, обычно супружеской измены. Кельтское сказание об «Артуре и Горлагоне» (его латинская версия появилась в конце XIV века) тоже повествует о том, как женское предательство вызвало физическое превращение.

У сэра Томаса Мэлори в «Смерти Артура» (1470) описывается похожая история, когда славный рыцарь был «предан своей женой, благодаря которой он стал оборотнем».

Во французском «Романе Гийома де Палерно» (около 1350 года), переведенном на английский, испанский принц превращается в оборотня своей жестокой мачехой. Одним из главных персонажей оборотень предстает и в средневековой поэме «Уильям и Оборотень».

Слова «ликантропия» и «ликантроп» впервые появились в английском языке в труде Реджиналда Скотта «Разоблачение колдовства» в 1584 году. Как явствует из этого названия, о ликантропии в XVI веке говорилось в связи с колдовством. Скотт, не профессиональный философ и не теолог, опираясь на мнение древних и утверждения современных ему медиков, отвергает идею телесного превращения. Сомневаясь в реальности дьявола и, соответственно, в его способности превращать человеческую плоть в звериную, Скотт говорит о страдающих ликантропией как о больных Lupina melancholia или Lupina insania. Он подвергает сомнению заявления людей, которые верят в заклинания и заговоры и сами охвачены «гневом и ненавистью» к ликантропам, критикует взгляды Римско-католической церкви на демонов и колдовство и резко выступает против антиколдовской теории и практики великого французского законника Бодэна.

В те времена вопрос о человеческих превращениях беспокоил людей и имел для них личное, общественное и религиозное значение. Он активно обсуждался философами и теологами, королями и судьями, историками и врачами, поэтами и драматургами и, естественно, обычными людьми. Своими злодеяниями ликантропы вызывали всеобщие потрясения, воздействуя на психическое здоровье, духовное благополучие общества, его нормальное функционирование. В 1603 году во Франции в суде разбирался один из самых нашумевших случаев ликантропии – история Жана Гренье.

Другие судебные протоколы тех времен содержат признания в использовании пояса, кушака или мази, полученных от дьявола или кого-нибудь из его эмиссаров, в похищении трупов, в страсти к инцесту, к убийству и тяге к поеданию человеческого мяса. О состоявшемся в 1590 году суде над Петером Штуббе, обвиненном в многочисленных убийствах, изнасилованиях, инцесте и людоедстве, было известно во всей Европе. Сохранилась деревянная гравюра его казни, изображающая вздетую на кол отрубленную голову в окружении голов его жертв.

А свидетельства очевидцев тех времен рассказывают, например, о скрывавшемся на церковном дворе среди могил бедном крестьянине из Алкмара (Голландия), имевшем бледную кожу и уродливый пугающий облик; о лающих и завывающих по ночам на кладбищах и пустырях в Ливонии оборотнях с «ввалившимися глазами, покрытыми струпьями ногами и сухой бледной кожей», выкапывающих и глодающих человечьи кости.

Озабоченные происходящими с людьми метаморфозами, философы, теологи, юристы и медики ощущали потребность в исследовании природы ликантропии, что оказалось трудной метафизической задачей: в круг обсуждения были вовлечены свойства материи, сущности ангелов, демонов, людей, животных, сущность восприятия, галлюцинаций, психического расстройства и, как основополагающая тема – природа Бога-Создателя и дьявола, – лежащая в основе главного морального вопроса о причине превращений. Существовало множество различных теорий, большая часть которых соглашалась с дьявольским, хотя и иллюзорным, характером ликантропии, при которой Сатана принимает волчий облик или заставляет людей думать, что они сами стали волками. Сообщений о случаях каннибализма, изнасилованиях, убийствах, инцестах и скотоложстве было очень много, и лучшие умы общества предпринимали отчаянные попытки поиска решений социокультурных и патологических проблем, которые они отражали.

Наблюдения Эрвинга Кирша в отношении ведьм и колдунов можно отнести также и к ликантропам: «Многие писатели ошибочно относят к Средним векам расцвет демонологии и охоты на ведьм и связывают затихание этой деятельности с эпохой Возрождения и периодом развития европейской науки и техники (1500–1700). Исследования старинных церковных деклараций показывают, что в ранний период Средних веков церковь отрицала реальность колдовства и была относительно терпима к тем, кого молва называла колдунами и ведьмами или кто сам себя таковыми объявлял. Вера в колдовство стала распространяться в эпоху Ренессанса, а своего пика ведьмомания достигла лишь в середине XVII века».

В этом же веке английский король Яков I написал трактат по демонологии, включавший и короткую главу о «людях-волках», в которой он приходит к заключению, что оборотни – это не одержимые демонами или злыми духами, а просто впавшие в самообман «меланхолики», которые подражают в своем поведении волкам и под действием диких неудержимых порывов могут становиться опасными.

В трактате Генри Холленда «Против колдовства» (1590) есть диалог, в котором ликантропия рассматривается с медицинской и одновременно с мистической точек зрения:

«Мифодемон: Что вы можете сказать о ликантропии, превращении мужчин и женщин в волков, кошек и тому подобное, процессе, который явно противоречит нашей природе и кажется, скорее, просто поэтической гиперболой?

Теофил: Эти вещи не являются следствием колдовства главным образом, тем не менее, я не отрицаю, что ведьмы могут – как правило, в состоянии меланхолии – переживать видения и всяческие дьявольские наваждения. Но реальных перевоплощений не бывает. [Ведьмы] это всего лишь орудие в руках Сатаны, и они не могут творить такие вещи без него, а сила его самого ограничивается Богом».

На протяжении всего времени существования болезни совокупность ее симптомов оставалась неизменной, и в эпоху Возрождения посвященные ей работы писались в рамках древней классической медицины. В 1621 году вышел труд Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», где он рассматривает ее и с философской и с психологической точек зрения, касается ее речевых аспектов, а также делает некоторый обзор связанной с ней литературы. Бертон полагал, что ликантропия является формой безумия. Врач Джон Уэбстер в книге «Разоблачение предполагаемого колдовства» (1677) дает свой комментарий: «Некоторым людям, пребывающим в состоянии меланхолии – в какой-либо из ее разновидностей, – начинает казаться (по причине больного воображения), что они превращаются в волков».

Долгая история медицины дала жизнь многим теориям болезней, среди которых с данным недугом могут быть связаны две: «порфирия», при которой зубы человека меняют цвет, кожа на солнечном свету покрывается волдырями, а формы тела искажаются, и гипертрихоз, когда тело человека покрывается шерстью типа звериной (об этом см. ниже).

Сегодня психиатры объясняют ликантропию как следствие шизофрении, органического мозгового синдрома с душевным расстройством, маниакально-депрессивного психоза и психомоторной эпилепсии. Психологи, специализирующиеся на детских душевных болезнях, предполагают, что аутизм может вызывать проявления одичания у детей.

И каковы бы ни были причины, диагнозы и прогнозы, учитывая многочисленность свидетельств, касающихся оборотней, не приходится удивляться появлению большой массы самой разнообразной литературы, посвященной ликантропии.

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Что такое леи? Охота за леями привлекает людей с разным уровнем образования и интересов, от восторженных поклонников мистиков и оккультных наук до убежденных скептиков вроде доктора Дона Робинса, химика-исследователя из Института археологии при Лондонском

Из книги Освобождение автора

Из книги Гиперборейское учение автора Татищев Б Ю

Что такое «ЗЛО». Продолжая тот же образный ряд, уместно спросить: «А не существует ли способа устранить деформации «колеса», чтоб оно вращалось ровно и мощно, успешно перемещая «повозку» повседневности через прекрасную реальность к реальностям прекраснейшим?» Проще

Из книги Смерть и бессмертие автора Блаватская Елена Петровна

ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ И ЧТО ТАКОЕ СИЛА? [Ответ другого теософа]Все «обсуждения этого вопроса», какими бы «желательными» они ни были, окажутся в целом несостоятельными, ибо «научная проблема» как таковая должна выдерживаться в строгих рамках современной материалистической

Из книги От тайны к тайне автора Прийма Алексей

ЧТО ЭТО ТАКОЕ? А вот еще одно сообщение - от гражданки Трифоновой из города Аткарска Саратовской области, апрель 1983 года:- Расскажу вам, что случилось на днях с моим мужем Виктором. Поздней ночью он и его товарищ ехали на машине по проселочной дороге. Оставалось

Из книги Практики древней Северной Традиции. Книга 1. Приподнимая занавес былого автора Шерстенников Николай Иванович

Что это такое? Практики древней Традиции - это система приемов, методов и мысленных действий, с помощью которых можно создавать определенные образы и переживать специфические ощущения. Образы и ощущения благотворно влияют на психологическое и физиологическое

Из книги Откровение автора Климов Григорий Петрович

01. Григорий Петрович Вы работаете с людьми особого типа, людьми с комплексом власти – уже 50 лет. Что это за люди? Что такое “Комплекс власти”? Что такое “Комплекс вождя”? В чем заключается суть этой

Из книги Биолокация для начинающих автора Бриль Мария

И все же – что это такое? Слово «патогенный» образовано от сочетания греческих pathos – болезнь и genesis – возникновение. Если к нему присоединить «гео», то вместе получится – страдание, болезнь Земли. То есть негативные процессы протекают не в космосе, не в воде, а именно в

Из книги Книга оборотней автора Бэринг-Гулд Сэбайн

Глава вторая ЛИКАНТРОПИЯ В ДРЕВНОСТИ Что такое ликантропия? - Марцелл Сидийский. - Вергилий. - Геродот. - Овидий. - Плиний. - Агриопас. - Петроний. - Легенды Аркадии. - ТолкованиеЧто такое ликантропия? Ликантропия - это превращение мужчины или женщины в волка,

Из книги ДМТ - Молекула духа автора Страссман Рик

2. Что такое ДМТ N,N-диметилтриптамин, или ДМТ - главное действующее лицо этой книги. Несмотря на простоту своего химического состава, эта молекула «духа» предоставляет нашему осознанию доступ к самым удивительным и неожиданным видениям, мыслям и чувствам. Она открывает

Из книги Оборотни. Легенды и реальность. Проклятая кровь автора Берг Александр

Клиническая ликантропия Клиническая ликантропия, или просто ликантропия, - психоз, при котором больному кажется, что он превращается или превратился в зверя. Доминиканские монахи Джеймс Шпрингер и Генрих Крамер категорично заявляли, что превращение человека в волка

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Что такое Ум, что такое мысль В предыдущей книге мы с вами определили мысль как мы-сль - мы-слить. Мысль - это то, что содействует слиянию, как показывает само слово (наши предки всегда и всё называли своими именами). Всё, что разделяет, разъединяет и приводит к вражде, - это

Из книги Вы – ясновидящий! Как открыть третий глаз автора Муратова Ольга

Что такое сон? Сон – это микросмерть или глубокая медитация. Когда мы засыпаем, наша душа путешествует по разным измерениям, оказывается в разных ситуациях, в прошлом, настоящем и будущем. Порой мы соприкасаемся с миром мертвых, к нам приходят наши умершие близкие люди. С

Из книги Секреты сновидений автора Шварц Теодор

Что такое сон Разобраться в природе сна люди пытались всегда. Мистики, шаманы, жрецы делали это своими способами – с помощью интуиции, медитаций и прозрений. Ученые старались приблизиться к истине, используя логику и научные эксперименты. Какой путь лучше – не нам судить.

Из книги Никак. Нигде. Никогда автора Bанг Джулия

Что такое Дух Хаоса, Бог, наконец, что такое Хаос? Между нами т. н. духи (обозначение придумано людьми), это и есть т. н. боги (обозначение придумано людьми), то есть часть Хаоса, несущая в себе когерентный заряд волнообразных колебаний на частоте Хаоса.«В физике

Из книги Освобождение [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. I ступень] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Что такое здоровье и что такое болезнь Теперь, когда вы уже научились ощущать мир энергий, контролировать свои центральные энергетические потоки, налаживать правильный энергообмен с Космосом и Землей, вы имеете право заняться и телом, приведя его в гармонию и равновесие

Сознанием человека владеет с самых древних времен идея превращения в животное. И только в наши дни случаи такого явления были логически объяснены. При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении, больному кажется, что он превращается в животное. Он убежден, что перевоплощается в кошку, лягушку, медведя, лису, но самое популярное животное - волк. Именно превращение в волка и объясняет, что такое ликантропия. С греческого языка слово «ликантропия» переводится как «человек-волк».

Описание этого «мифического» явления содержат самые древние тексты. В седьмом столетии об этом состоянии писал Огинета Павел - греческий врач, который считал, что самым действенным способом, помогающим излечиться от ликантропии, является кровопускание.

Такой метод лечения объяснялся распространением теории, согласно которой в организме человека преобладает какой-то один из четырех жидких элементов: кровь, слизь, обычная или черная желчь. Каждый элемент связан с определенной чертой характера. Идеальное равноценное наличие этих жидкостей говорит о физическом и душевном здоровье человека. Если одна из них находится в организме в избытке, возникает дисбаланс, который становится причиной физиологических и психических отклонений. При ликантропии преобладает именно при ее избытке развиваются мании, различные расстройства психики, депрессии, безумие, галлюцинации.

Ликантропия в легендах и истории

Первые упоминания о том, что такое ликантропия, зарегистрированы еще в легендах Древней Греции.

Согласно одной из версий, заболевание получило название от имени героя древнегреческой легенды - царя Ликаона. Он в качестве шутки решил накормить Зевса человечиной, мясом убитого им же собственного сына. В наказание за такое злодеяние Зевс превратил его в волка и обрек на вечные скитания вместе со стаей зверей.

История о Ликаоне - это первое сказание, в котором письменно упоминается оборотень. Но следует заметить, что в Древнем Риме и Греции отношение к волкам было благосклонным и уважительным, их считали справедливыми и мудрыми животными. А в Древнем Риме существовал даже культ волков - именно волчица выкормила молоком основателей города Рема и Ромула. И в настоящее время образ Капитолийской волчицы в Италии является эталоном материнства.

Древние легенды описывают как полное, так и частичное превращение человека в зверя - минотавры, кентавры, сирены.

В скандинавской мифологии волки сыграли тоже весомую роль - верховного бога Одина сопровождали два волка, Джерри и Фрекки. Разрушительная сила волка воплотилась в Фенрире (гигантский волк, которого сковали и упрятали в подземелье до наступления конца света, когда он освободится от оков и примет участие в битве богов, которая и разрушит мир).

В легендах разных стран оборотнями становились разные животные, в зависимости от фауны местности. В Западной Европе большая часть сказаний сложена об оборотнях-волках, в Центральной и Восточной Европе - о медведях, в Японии - о лисах, в Африканских странах - об обезьянах или гиенах.

Во времена Средневековья волкам приписывали всевозможные грехи, это животное стало образом зла и демонизма. Начались инквизиции, и как в случаях с ведьмами, ликантропия носила только обвинительный характер. По обвинениям в оборотничестве в Средние века были замучены и казнены десятки тысяч человек. Большинство таких обвинений были результатом сведения личных счетов между людьми и к реальным больным никакого отношения не имели. Под пытками люди соглашались и давали показания. Были, конечно, случаи, когда в руки инквизиторов попадали реальные больные ликантропией, но они были редкими и только подогревали пыл палачей.

После окончания рассвета инквизиции отношение к оборотничеству стало более ровным, начались попытки изучения этого явления. В 18-19 веках уже велись исследования природы этого заболевания. К этому же времени относятся и первые описанные реальные случаи болезни ликантропии.

Суть заболевания

Итак, что такое ликантропия? Это заболевание в психиатрии. Оно пришло из Средневековья, когда его связывали с мистицизмом. В настоящее время заболевание имеет клинические признаки, симптомы и методы лечения.

Поэтому в наши дни на вопрос, что такое ликантропия, может ответить любой психиатр или психотерапевт. Это расстройство психики, при котором нарушается самовосприятие и поведение, при котором человек себя чувствует животным и проявляет свойственные ему повадки. Его невозможно переубедить.

Причины болезни

С медицинской точки зрения причиной развития ликантропии является нарушение работы некоторых участков головного мозга, которые отвечают за ощущения и движения. То есть это психическое нарушение, но к психологии оно имеет опосредованное отношение: это заболевание не связано с временным дисбалансом на почве заниженной самооценки или стресса. В комплексе больные ликантропией имеют параноидальный бред, биполярное расстройство личности, острый психоз, эпилепсию.

Как заразиться ликантропией? Еще в древних письменах утверждалось, что возможна наследственная передача болезни. Что заболеть ею можно по наследству, было доказано после выяснения причины недуга - психические заболевания, например, шизофрения.

Симптомы заболевания

В настоящее время в медицине ликантропия считается синдромом, который возникает при нескольких психических болезнях. Диагноз «Клиническая ликантропия» ставится при наличии следующих симптомов:

  • Параноидальный бред о превращении - больной утверждает, что он превращается в животное, указывает в кого конкретно, утверждает, что видит в зеркале не свое лицо, а морду зверя. Часто он сопровождает рассказ деталями превращения, описывает ощущения.
  • Поведение человека полностью копирует повадки животного, в которого он «превращается». Больные воют, лают, передвигаются на четвереньках, царапаются, снимают с себя одежду, спят на земле, питаются только той пищей, которой, по их мнению, питается зверь.

У больного проявляются признаки, напоминающие шизофрению:

Особенности поведения

Люди, страдающие ликантропией, пребывая в трансе, уверены, что их тело стало другим. При этом, когда они приходят в себя, они помнят детально свое перевоплощение. Они описывают, что перед началом приступа испытывают легкий озноб, который постепенно переходит в лихорадку. Состояние сопровождается жуткой головной болью и жаждой.

Также во время приступа отмечается затрудненное дыхание, сильное потоотделение. Руки, как утверждают больные, удлиняются, кожа опухает и становится грубее. Пальцы ног сильно искривляются и напоминают когти. Ликантропу во время приступа трудно носить обувь и одежду, поэтому он от нее избавляется.

Происходят изменения и в сознании больного человека, он начинает страдать от клаустрофобии, он старается покинуть дом, комнату. После этого возникают спазмы в желудке, появляется тошнота и жжение в районе грудной клетки.

Речь больного во время приступа становится невнятной, появляется гортанное бормотание. После чего, как описывают больные, появляется на лице и голове грубая шерсть, и он начинает выглядеть как животное.

Как только происходит метаморфоза, оборотень жаждет крови, это желание он не может преодолеть и бросается на поиски жертвы. Нападает он на первого попавшегося человека, после чего ложится спать, а утром, обратно превращается в человека.

Секреты ликантропии

За всю историю существования этой болезни больные признавались в том, что использовали наркотики, натирались особыми мазями. В таких случаях у них происходило расширение сознания, появлялось чувство, что они неимоверно сильны, как психически, так и физически. Они испытывают галлюцинации, которые запоминают и считают реальностью.

Но если человек убежден, что он оборотень, без приема галюциногенов, психиатры ставят диагноз «Клиническая ликантропия».

Распространенность явления

Несмотря на широкую известность термина и частое упоминание его в СМИ, большая часть которых опирается на исторические, «эзотерические», мифологические исследования, медицинских исследований, с учетом симптомов, методов лечения - очень мало.

За последние десятилетия в литературе встречается описание нескольких случаев. Первый зарегистрирован у молодого солдата, который длительное время принимал наркотики, после использования которых он видел, что превращается в волка. Ему был поставлен диагноз - шизофрения, после лечения его состояние улучшилось, но затем идеи одержимости возвратились, он исчез, и медики этого больного дальше не исследовали.

Второй случай - мужчина средних лет, у которого прогрессировало снижение интеллекта, постепенно появлялись такие симптомы: склонность спать на земле, есть сырое мясо, выть на луну, передвигаться на четвереньках. Его исследовали и выявили дегенерацию коры головного мозга. Благодаря медикаментозному лечению обострений у него не отмечалось, но полностью его излечить не удалось.

Медицина уделяет мало внимания данному заболеванию, которое считается одним из вариантов галлюцинаторного и бредового состояния. Еще одной причиной слабой изученности явления является редкость ее проявления.

Гипертрихоз и ликантропия

Возможная причина распространения сказаний про оборотней - заболевание, которое называется гипертрихоз - повышенное кожное оволосенение, при котором волосы густо покрывают тело и лицо, и больной человек начинает напоминать животное. Это заболевание носит наследственный характер. Описано множество случаев. Особенно часто встречается у народов, у которых были приняты близкородственные браки (для проявления дефектов генов необходимо их повторное появление в нескольких поколениях). Врачи до сих пор затрудняются ответить на вопрос, как излечиться от ликантропии и гипертрихоза. Они черпают знания о симптоматике, проявлениях, причинах этих заболеваний из медицинских источников прошлых времен, а связь ликантропии и гипертрихоза до сих пор еще вообще изучена мало.

Как вылечить ликантропию?

Это заболевание не всегда излечивается. Шизофрения корректируется антипсихотиками и нейролептиками, но этот метод излечения от ликантропии приводит к стиханию проявлений, но существует высокий риск рецидива заболевания, при котором все симптомы возвращаются.

Последствия приема наркотиков, галлюциногенов лечатся плохо. Максимум, чего можно добиться, - снижение приступов агрессии и угрозы для окружающих.

Вылечиться от ликантропии, если наблюдается биполярное расстройство и депрессия, можно с помощью транквилизаторов, но также остается высокая вероятность того, что некоторые симптомы сохранятся.

Специального лекарства от ликантропии нет. Ее симптомы лечатся антидепрессантами, препаратами от бессонницы, беседами с психиатром. Заболевание можно стабилизировать, но излечить его полностью невозможно.

Миф или реальность

Споры о том, существует ли болезнь ликантропия, регулярно ведутся в медицинской среде. Отношение к ней, как к порфирии - болезнь вампиров, которая возникает из-за генетических нарушений, вызванных родственными браками. При этом заболевании нарушается выработка гемоглобина, что приводит к разрушению кожных покровов под воздействием солнечного света.

Порфирия и ликантропия раньше считались мифическими явлениями. Однако с развитием медицинских знаний стали считать, что ликантропия - это нарушение психики человека. Признали ее заболеванием только в 1850 году, с этого момента было зафиксировано 56 случаев.

Ликантропия: реальные случаи в наше время

Самым изученным и известным остается синдром оборотня испанского серийного убийцы Бланко Мануэля, которого отправили на принудительное лечение в 1852 году. Ему удалось добиться от суда признания того, что часть преступлений совершил волк, в которого он превращался. Он доказывал свою правоту, демонстрируя воображаемые клыки, питаясь только сырым мясом.

Проявлением ликантропии в реальном времени является семья Асиево (более 30 человек), которая проживает в Мексике. Они страдают от генетической болезни, которая передается по наследству и проявляется в сильном изменении человеческого внешнего облика. Поверхность тела у них покрыта густой шерстью, даже у женщин. Изменена осанка, мимика, жесты.

Как утверждают ученые, эта болезнь вызвана генетической мутацией. Уже много сотен лет они заключают только внутриродовые браки. Сейчас они проживают на севере Мексики в горном городе Закатекас. Местные жители и соседи относятся к ним очень враждебно. В настоящее время ведутся медицинские исследования этой болезни, врачи надеются изолировать ген ликантропии и подарить потомкам этого семейства полноценную жизнь.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам