Кожевенное дело. Чем живет кожевенных дел мастер в век массового производства

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Эволюция кожевенного дела

Шкура и кожа животных является одним из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь и галантерея из натуральной кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь и предметы домашнего обихода, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы выделки кожи. Помимо традиционных, в наши дни существует целый ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки кожи, которые повлияли на ее общепринятую классификацию. Таким образом, для удобства разграничения по производственному назначению всю натуральную кожу принято делить на автомобильную, мебельную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую и некоторые другие подвиды.

Выделка натуральной кожи

Традиционные способы выделки можно подразделить на три основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи. Их краткое описание приведено в следующей таблице.

Сырая кожа (сырец, голье)

Выделка без дубления: это шкура, прошедшая этап мездрения и золения. В процессе выделки такая кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Это свойство кожи использовалось для придания изделиям определенной формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.

Сыромятная кожа (сыромять)

Слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.

Дубленая кожа

Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным и главным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на минеральные, также называемые химическими, органические, к которым относятся альдегидное, жировое и растительное дубление, и комбинированные методы. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных на сегодняшний день видов дубления кожи

Хромовое дубление

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, окрашивающие кожу в процессе дубления в оттенки зеленого цвета. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам кожи хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность, из-за которых нередко наблюдаются изменения площади кожи при прямом воздействии влаги и даже при колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление применяется в комбинированных методах дубления.

Алюминиевое дубление

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Циркониевое дубление

Дубление кожи соединением циркония - сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Титановое дубление

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Жировое дубление

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты (жир тюленей, кашалотов и рыб). Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи - натуральной замши, которая благодаря такому методу дубления обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Танидное дубление

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта из коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают должную износостойкость кожи, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Растительное дубление

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется метод хромтанидного дубления. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других видов кожи подходит для тиснения, резьбы и штамповки. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтанное дубление

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе дубления. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Альдегидное дубление

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Комбинированное дубление

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных дубящих веществ применяется с целью придать коже лучшие качество и получить в результате сильные стороны каждого из применяемых методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи

В следующей таблице приведена общая классификация натуральной кожи по производственному назначению, а также дано краткое описание сырья, используемого для ее выработки.

Обувная кожа

Кожа для производства различной обуви. Для выработки используется кожа КРС хромового дубления, свиная и конская кожа.

Галантерейная и одежная кожа

Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная кожа, овчина, а также кожа экзотических животных.

Мебельная и автомобильная кожа

Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки, как правило, используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости кожи к механическому истиранию.

Шорно-седельная кожа

Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.

Техническая кожа

Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Гладкая кожа

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки верхнего слоя. Такая, зачастую минимальная, обработка лучше всего сохраняет естественную поверхность лицевой стороны кожи. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Вареная кожа

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или подобные вещества для повышения прочности.

Краст

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Веган (растительный краст)

Кожа КРС или свиная кожа растительного дубления толщиной от 1.0мм до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штамповки.

Спи́лок

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Лаковая кожа

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Велюр

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой снаружи оказывается бахтарма, а внутри лицевая сторона.

Натуральная замша

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Лайка

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Наппа

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Напплак

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Нубук

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Чепрак

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Шора

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Юфть

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Шагрень

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Шеврет

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Шевро

Плотная и прочная, но мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

Сафьян

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа - это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Пергамент

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Инструменты для работы с кожей

В следующей таблице приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника.

Рейсфедер

Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.

Роликовый маркер (колесная басма)

Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.

Циркуль разметочный (шорно-разметочный)

Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.

Канавкорез (грувер)

Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.

Резак (нож)

Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.

Поворотный нож

Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.

Фигурные ножницы

Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.

Пробойник

Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.

Шило

Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.

Игла

При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.

Рубанок для кожи

Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.

Фаскорез (торцбил)

Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.

Штамп

Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).

Кардина

Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.

Сапожный молоток

Молоток Для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.

Полировщик

Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.

Дополнительная справочная информация

Предлагаем вам также ознакомиться с другими полезными справочными материалами, опубликованными на нашем сайте: « » и « ».

РУКОВОДСТВО

КОЖЕВНИКА

АЛ ШТОЛЬМАН

А.Д. ПАТТЕН

Дж.А.ВИЛЬСОН

ВСТУПЛЕНИЕ В КОЖЕВЕННОЕ ДЕЛО.

Кожа предлагает почти безграничные горизонты... приятное хобби на всю жизнь... доходную карьеру,

приносящую удовлетворение. Эта книга задумана быть некой розеткой, куда вы направляете свою креативную энергию и силы. На ее страницах вы найдете иллюстрированные пошаговые инструкции по выкройке и декорированию кожи, полезные подсказки, как держать и использовать различные инструменты, нужные для работы, плюс ко всему, - все, что нужно для правильно спланированной работы с кожей.

Декорирование кожей - это завораживающее искусство, которое уходит корнями в доисторические времена. Археологи находили кусочки кожи... частично сохранившиеся кожаные плащи и большие бутыли повсюду,гдеступаланогадревнегочеловека.

Прекрасные декорированные древние щипцы были подняты из гробниц Египта. Призовые щиты,

которыеносилидревниеримскиецентурионы,былитакжеукрашеныкожей.

И правда, если бы вы открыли Библию, Книгу Бытия, Глава 3, Стих 21, то вы бы нашли первые упоминанияокоже:"АдамуиегоженеГосподьБогсотворилодеянияизкожииокуталих".

Вечностьназадчеловек-охотникпонял,чтоубитыеимрадипищиживотныемогутснабжатьегоиего семьюсандалиямииодеяниями,еслишкурузаготовитьипредатьейформу.

От шкур, которые пещерные люди приспосабливали в качестве одежды, до герметических кожаных костюмовсовременныхкосмонавтов и используемыхфизиками-ядерщикамиперчаток,которые защищают рукиотожогов,-кожебылонайденоприменениевезде.

Веками кожа служила человечеству. Однако во время средневековья только богатые могли позволить себе сапоги, плащи, седла, декорированные стулья и прочие предметы, сделанные из кожи.

Продукты работы с кожей были направлены на очень узкий слой населения. Секретная организация,

КожанаяГильдияскрупулезноохраняласвоеискусство,знаниякоторогопередавалисьототцаксыну.

Когда Кортес захватил Мексику в начале 16-ого века, искусство работы с кожей быстро вошло в обиходвНовомСвете.

Конквистадоры привезли с собой лошадей, а также потребности, такие как, седла, и прочие вещи,

нужные для ухода за ними. Испания долго оставалась лидером в кожаном деле, и способные мастера этого дела приезжали в новые земли, ведомые обширными знаниями и вдохновением, которое охватывало их при виде красивой растительности и растительных узоров повсюду, куда не кинь взгляд. Так произошел переход отбазовыхгеометрическихдизайновсредневековьякрастительнымузорамсовременногоискусства.

В наше время каждый может попробовать заняться кожаным делом, искусством создания красоты и полезныхвещейизкожи.ВсематериалывэтойкнигепризваныпомочьВам,ученикамэтогоискусства.

С каждым днем современный человек все больше разочарован автоматизацией своей жизни, и желание выразитьсвоюиндивидуальностьрастетстемжетемпом,чтоускоряетсямеханизация.

Чтобы подготовить учеников к обогащению их опыта работы, как, в особенности, предлагается в основном учение о коже, мы подготовили детальную информацию по основам кожевенного дела. Надеемся,

что сильный упор на теоретическую часть поможет вам сбалансировать весы знания и ловкость рук, важных дляуверенныхдвиженийиэмоциональногосамовыражения.

ИСТОРИЯОКОЖЕ.

Кожа, как один из древнейших природных ресурсов, - это главный подарок, который преподнесла матушка-природа человеку. Без нее человек мог бы и не выжить. Живые примеры ее важности можно найти на протяжении всей истории цивилизации: от рождения наций в Европе, до еще более ранней эры доминированияРимскойИмперии.

Современная археология находила кожаные изделия и артефакты, относящиеся к временам 33

столетия назад, но до сих пор сохранившиеся в прекрасном состоянии. Они были произведены в 1300-1400

гг.донашейэры.

Зависимость от кожи и благодарность человека за ее существование, наравне с его инстинктивным желанием улучшать то, что создано природой, привело его к практике использования кожи в измененном или первичном виде. Начиная с грубых защищающих ноги обувок и заканчивая созданием невероятно красивых и полезных вещей, человек собрал богатый урожай полезностей и удовольствия от работы с кожей.

История кожи близко связана с прогрессом человечества. Древние пещерные люди считали кожу самой дорогой вещью. Из кожи животных они выделывали грубую обувь, которая позволяла им передвигаться дальше и дольше в поисках пищи. С кожаными сосудами для воды они более не были изолированы,инебылонуждыоставатьсяуозераилипотока.

Кожа давала одежду, защиту и даже прибежище для ранних цивилизаций. Археологи находили остаткикожанойодеждывовсехместах,гдебылдревнийчеловек.

Кожу настолько уважали, что она стала основой для истории о могущественном восточном правителе. По обычаю он подолгу прогуливался по своему королевству, но так как место было негожее, он потребовал,чтобыслугивыкладывалиегопутьшкурамиживотных,чтобызащититьногиеговеличестваот грубыхкамнейприкаждомшаге. Это занималомноговременииусилий,поэтому,однажды онневыдержали впалвярость;онприказалВерховномуМиниструнемедленнопокрытьвсюземлюегокоролевствашкурами животных.

Убежденный в том, что король попросил сделать невозможное и, зная, что цена за неудачу неминуемая смерть, премьер-министр разорвал свои одеяния и посыпал голову пеплом, приготовившись умереть.

Один смекалистый молодой парень услышал об этом случае и попытался найти министра,

утверждая, что у него есть решение. Но тот уже смирился с провалом и смертью, и отказывался видеть кого-

Мастерски парень пробрался во дворец короля. Бесшумно он прокрался в личные покои государя,

Вынув сверток из-под руки, парень открыл его и показал, то, что мы сегодня называем парой сандалией. Надев их на ноги короля, он сказал: «А теперь, мой государь, куда бы вы ни ступили, повсюду будетземляпокрытакожей».

Радостный король сделал парня своим новым Верховным Министром, и мир узнал о еще одном полезном применении кожи.

ИСТОРИЯ ДУБЛЕНИЯ КОЖИ.

Шкуры животных, которые использовали доисторические люди, быстро портились, иссыхали, становилисьнегибкимиинепригодными.

Постепенно люди научились соскребать остатки плоти с внутренней поверхности кожи, и стали растягивать ее на солнце для сушки. Чтобы смягчить просушенную кожу, они били ее камнями, и для еще большеймягкости-жевалиее.

Археологи полагают, что впервые процесс дубления как таковой был придуман иудейскими племенами. Иудеи обнаружили, что соки полученные крошением древесной коры имеют очень сильный эффектпрезервациинавысушеннуюкожу.

Закопав шкуры в земляной яме глубоко под слоями толченой коры, они пропитывали их водой и

закрывали яму на шесть месяцев. Иудеи обнаружили, что кожа, дубленная таким грубым способом, служит почтибессрочно.

Ранняяегипетскаяцивилизацияценилакожунавесзолота.

Для древнего Рима кожа была настолько важна, что они использовали ее как валюту. Социальный статусирангримлянопределялсякачествомистилемегосандалией.

Когда человек осознал важность записи своих мыслей и знания в книгах, которые он мог носить с собойискладыватьлучше,чемкаменныетаблички,онначалвыражатьсебянакусочкахкожаныхстраниц.

Вместе с тем, как находили новые и разнообразные способы применения кожи, разрабатывались новыеиболеесложныеметодыдубления.

СОВРЕМЕННОЕ ДУБЛЕНИЕ.

Исходя из грубого и простого процесса раннего дубления кожи, появились фундаментальные, основныепринципы,задействованныевсовременномдублении.

Большая часть современного дубления была придумана в Европе и Англии. Благодаря современной химии человек смог разработать процесс, в результате которого получается красивая и долговечная кожа, способнаяугодитьлюбымнуждам,неважно,насколькотребовательным.

Современное дубление состоит из трех основных этапов. Первый этап: складывание, очистка и удаление волос со шкуры животного. Далее удаляются растительные жиры, и сохраняющие химикаты вводятся в саму структуру кожи. Во время последнего этапа производства, кожу растягивают и высушивают. Ее обрезают и обтесывают, чтобы довести до нужной толщины и рисунка поверхности. Дополнительные маслаижировыепропиткииспользуютсядляпридания«чувства»ииндивидуальности.

И наконец, кожу измеряют и сортируют, прежде чем отправить одному из тысяч производителей, которые сделают из нее красивую и прочную вещь в ответ на все растущие запросы человека по качеству кожаныхизделий.

ТИПЫ ДУБЛЕНИЯ.

Продвинутые технологии принесли разнообразные способы дубления, нужные для изготовления различного конечного продукта. Кожу трясут в растворе хромовой соли в больших барабанообразных контейнерах. Это сужает волокна, добавляет прочность при растяжении кожи, и делает ее полностью водонепроницаемой. Вы можете проверить, была ли кожа хромирована, проткнув ее. Внутренние волокна будутсиневато-белыми.Хромовоедублениекоживосновномиспользуютсядляобуви.

Вид кожи для обработки инструментами подвергается растительному дублению, потому что этот метод создает зерновую поверхность, пригодную для выкройки и штампования. Кожа, подвергнутая растительному дублению, быстро впитывает воду и высыхает быстрее, благодаря тому, что волокнистая структураменеекомпактна,чемухромированнойкожи.

Шкуры помещают в глубокие ванны, содержащие составы экстрактов различных типов древесной коры, воды и консервантов. В течение, примерно, ста дней дубления, шкуры все сильнее подвергаются воздействиюсоставараствора.

Так как кожа, прошедшая растительное дубление, очень эластичная, с ней намного легче работать, чемскожейхромовогодубления.Последнююже,оченьсложноизменитьилидекорировать.

ТИПЫ КОЖИ.

Побочные продукты мясообрабатывающих комбинатов (шкуры и кожа скота, овец, коз) является источником материала для дубильщиков. Если смотреть на объем оборота, то преобладают шкуры скота и теленка.Изнихизготавливаетсябольшинствообувиикожаныхизделий.

Прочие типы кожи животных, которые использует человек: лошадиные – для ортопедических браслетов, перчаток и прочего; свиная кожа – для портмоне, чемоданов, и различных мелких кожаных

браслетов, перчаток и прочего; свиная кожа – для портмоне, чемоданов, и различных мелких кожаных вещей;кожааллигатора,акулы,страусаичерепахи–восновномдляэкзотическихпредметовроскоши.

КОЖАНАЯ ИНДУСТРИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ.

Начавшись в небольших деревушках тринадцати колоний, кожаная индустрия США разрослась в крупномасштабное производство. Она снабжает американцев и людей по всему миру кожаными вещами идеальными своей красотой и качеством. В настоящий момент американская индустрия дубления производитсвыше20миллионовшкурскотавгод.

Начиная с истоков истории человечества, и заканчивая сегодняшним днем, кожа остается компаньономидругомчеловека.

ВСТУПЛЕНИЕ В ОБРАБОТКУ КОЖИ ДЛЯ ВЫРЕЗАНИЯ.

Кожа уникальна по своей природе, совсем не такая как ткань, сделанная человеком, - так как это натуральная кожа, которая росла с тем, как росло животное. Чтобы превратить кожу в кожаный материал, шкурунужноподвергнутьдублению.Различныеметодыдублениякожислужатразличнымцелям.

Кожа для вырезания (carving) должна пройти растительное дубление, что поможет ей легко впитывать влагу, и упростит раскладывание и формирование, вырезание, печатание(штампование) на поверхности, окраску и добавление блеска вашим кожаным изделиям. Кожа жвачных животных (коров, быков,ит.д.)служитисточникомкожидлявырезания(carving).Такаякожачащеназывается«ременная».

КОЖА (ШКУРА)

Комментарий: Кожа – это полная шкура животного. Шкуры мелких животных – телят, овец, козлят и свиней – обычно дубят полностью).

Целая шкура животных обычно называется кожей. Ее могут оставить целой, а могут разрезать на секции:бока,животиспина.

В Америке бока и целая кожа обычно продаются квадратными футами и измеряются специальными машинами в дубильных комбинатах. Количество квадратных футов обычно помечается на оборотной стороне кожи с помощью цветного карандаша или мелка. Части фута всегда идут четвертями (например, 12"1означает12и1четвертьфута;12"2=12и2четверти;12"3=12и3четвертифута)

БОКА (ПОЛУ-ШКУРА)

Комментарий: Для лучшей обработки во время дубления, шкуры больших животных обычно разрезают на две части по позвоночной линии. Таким образом, каждая часть становится боком. То есть один бок или одна половинка.)


В противовес ткани, которая специально производится, кожа, выращенная в природе, не настолько унифицированаповиду итолщине. Поэтому нетакая редкость, когда кожиодного вида немногоотличаются времяотвремени.

Толщина (или вес) кожи в Америке обычно измеряется в унциях (oz). Одна унция равна примерно 1/64 толщины. Следовательно, 7-8 унции значит 7-8 веса или 7/64 - 8/64 толщины, то есть примерно 1/8 толщины. Легковесные шкуры телят и взрослых бычков имеют градацию от 1 ½ до 3-4 унции. Тяжелая кожа,4-5до10-11унции,ношкуравзрослогоскотаможетбытьещетяжелее.

Чтобы сделать кожу одной толщины, шкуры пропускают через разделяющую машину. Так как шкуры по своей природе не одинаковые и к тому же они намочены, во время прохода через машину, толщина может варьироваться по всей площади. Всегда будет небольшое отклонение по толщине, и поэтому кожа редко меритсястрогой1/64дюйма.Поэтомузаписьобычновыглядиткак4-5унцииили6-7ит.д.

Зерновая

прослойка

Зерновая

поверхность

Внутренняя часть плоти

Комментарий: поверхность «плоти» кожи – это внутренняя часть, в прошлом смежная с мясом и плотью животного. Чаще всего выкройку и штампование производят на волосной части, называемой иначе «зерновой»

(grain). Волокна этой поверхности соединены плотнее, и их легче разрезать поворотным ножом. Если режущие и штампующие инструменты использовать правильно, то даже самые мелкие детали зерновой поверхности остаются невредимыми.)

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОЖЕЙ.

Целая кожа (шкура) : Кожа дубленная целиком, того же размера и формы, как снятая с животного. Обычно: телята, овцы, козы, свиньи.

Шкура молодого животного : одна половина большого теленка, обычно от 9 до 17 квадратных футов.

Крайне большая шкура : Боковая часть больше, чем шкура молодого животного, но меньше чем коровий или бок вола, обычно 17 – 20 кв. фут.

Бок (полу-шкура) : Одна половина шкуры или кожи обычно 22 – 26 кв. фут.

Спина : Часть шкуры животного с вырезанным животом, обычно 15 – 18 кв. фут.

Живот : Нижняя часть шкуры, обычно 6 – 10 кв.фут.

Зерновой (grain) : Эпидермис или наружный слой шкуры животного.

Полно-зерновой (full grain) : Кожа в том виде, как ее сняли с животного. Только волосной покров был удален,эпидермисили,по-другому,зерновойслойнезатронут.

ТОЛЬКО ПОЛНО-ЗЕРНОВАЯ КОЖА БУДЕТ ПРАВИЛЬНО ВПИТЫВАТЬ ВОДУ И ПОДДАВАТЬСЯ ОБРАБОТКЕ ИНСТРУМЕНТАМИ. Вся кожа, подлежащая вырезанию (carving) и обработке инструментами должна быть ПОЛНО-ЗЕРНОВОЙ.

Идеально-зерновая кожа (top grain): Не значит «полно-зерновая». Идеально-зерновая кожа часто протирается порошками, чтобы убрать шрамы, и обработана спреем, чтобы «скрыть» это. Кожа для работы инструментами должна быть полно-зерновой и не должна быть залечена каким-либо способом. Хороший

результатбудетзависетьотправильноподобраннойиобработаннойвамикожи.

Чтобы проверить, не была ли натуральная кожа обработана каким-либо способом, или покрыта средствами, потрите ее поверхность влажной тряпкой. Если краска или «смазка» остается на тряпке, или есливлаганевпиталасьсразуравномерно,тогданадкожейзаранеепоработали.

Шкура вола для обработки : Тяжелее чем шкура молодого животного или теленка; пригодна для больших выкроек.

Разделенная : Этот термин относится к части полной шкуры, которая была разделена на две или более частивдольсвоейтолщины.Готовыечастивощат,полируютиукрашаютразличнымиузорами.

Недоношенная : Такую кожу относится к не рожденным или не доношенным телятам. Шкуру продают с волоснымпокровом.

Короткошерстная шкура теленка : Волосяной покров все еще присутствует в том виде, как на убитом животном.Покровнемногодлиннее,чемнашкуренедоношенногоживотногоинетакоймягкийигладкий.

Подстриженная : Волосяной покров подстрижен. Так как эти шкуры обычно принадлежать животным старше,чемкороткошерстныеинедоношенные,тоонибудутбольшепоразмеру.

Плащевая : Мягкая, гладкая кожа ягненка или овцы, дубленная специально для подкладок. Такая кожа приятнаянаощупь.

Прикрыто-плащевая : Мягкая кожа ягненка, весом подходящая для многих видов одежды.

Золотой и Серебряный Козленок : Маленькая шкура козленка с отделкой золотом и серебром.

Первая стрижка барашка : Кожа овцы, промытая и дубленная без удаления шерсти, затем подстриженная поднужнуюдлину;обычнооднучетвертуюдюйма.

Марокканский Козел : Шкура козла, изначально привозимая из Марокко, ныне из Индии. Имеет свойство морщинистости, и она очень прочная. Обычно используется для бумажников, обрамления Библии и прочего.

Коронадский Козел : Мягкая шкура индийского козла, очень прочная, используется для украшения и подкладокподбумажник.

Хромовый Теленок : Эту очень гладкую обработанную кожу теленка используют для многих целей. Она не пригодна для дальнейшей обработки. Может идти различной расцветки. Обычно для обуви.

Замша : Конечный продукт, полученный путем обработки поверхности кожи на карборундовом или наждачномколесесцельюразделенияволоконввидепушка.

Овечья замша : очень легкая, красивая и мягкая замша.

Хромовая замша : Сделана из разделенной части коровьей шкуры.

Перчаточная лошадь : Натуральная лошадиная кожа, дубленная под перчатки.

Свинья Пеки : свиной узор на шкуре ягненка.

Снятая кожица : Верхний зерновой покрой разделенной кожи овцы. Очень легкий, используется для склеивания и оклеивания подкладок. Отделенный от этой кожи слой плоти зачастую используется под изготовлениезамшисерны.

Замша серны: Сторона плоти тяжелой шкуры овцы, обработанная особым способом.

Пливер : Зерновая сторона маленькой овечьей замши. Кожа была разделена: зерновую часть (grain) называютПливер,частьплоти–ОвечьяЗамша.

Натуральный Ягненок : Используется для подкладок. Может быть обработан тяжеловесными

инструментами.Цвет«натуральный»,какпонятноизназвания.

Натуральная Кожа Акулы : Дышащая, но в то же время водоотталкивающая. Пришедшая из глубин моря, у этой кожи очень необычная зерновая поверхность. В основном используется для мужской обуви, носовой частьдетскойобуви,ремнейидругихкожаныхизделий.Практическинепротирается.

Аллигатор : Натуральный аллигатор продается по измерениям в дюймах в самой широкой части шкуры. Обычно это от 9 до 16 дюймов и в основном используется для бумажников и мелких сумок. Кожа аллигатора беретсяснижнейчастиживотного,таккакверхняячастьпокрыташишкамиинаростами.

«Футбол»: Обычно относится к коже свиньи, на самом деле сделанной из шкуры коровы.

ЗАМЕТЬТЕ: Нет животного, которое дает и «мех» и «кожу». Это либо одно, либо другое, но никогда не оба сразу. Тюлень, дающий мех, и тюлень, кожу которого дубят, - это две разные особи.

ИСТОРИЯ О КОЖЕ:

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ТЕМЫ

1. Когда были сделаны самые древние изделия из кожи?

2. Назовите три основные вещи, которые человек изготавливал из кожи.

3. Кто разработал первый процесс дубления кожи как таковой?

4. Опишите три основных этапа дубления кожи.

5. Опишите два основных метода дубления кожи в современной американской индустрии.

6. Назовите пять основных животных, из шкуры которых производят кожаные изделия.

7. Что значит полно-зерновой?

8. Почему именно полно-зерновая кожа подходит под выкройку и обработку?

9. Какой кожей оборачивают большинство Библий?

ПОДГОТОВКА КОЖИ.

Прежде чем работать с кожей, ее надо пропитать влагой. Когда вы намачиваете ее, то волокна разбухают и становятся мягкими. Кожа, дубленная растительным путем, будучи достаточно смоченной, словноглинаскульптора.Выможетелепитьизнее…моделироватьипридаватьейформу.

Лучшим учителем в пропитке кожи влагой послужит практика. Лезвие вашего поворотного ножа будет резать легче и ровнее, а ваши штамповочные инструменты будут впечатываться лучше и четче в кожу, толькоесливысмочилиеедонужногосостояния.

Когда увлажненная зерновая сторона кожи (grain) почти вернулась к своему начальному цвету, самое время резать. Вы также можете проверить состояние кожи, прислонив ее к щеке. Если она сухая, она будет теплой; если же она влажная, то вы ощутите прохладу, вот тогда самое время начинать вырезать (carving). Со временемвыбудетеинстинктивнознать,когдаможноначинать.

Как смачивать кожу? Увлажняйте (casing - здесь прим ред. ) – то есть, просто, втирайте ВЛАЖНОЙ (не мокрой) губкой в слой плоти кожи как можно ровнее. Затем переверните кожу и увлажните зерновую сторону(сторонуразреза).Когдаонаначнетвозвращатьсяксвоемуестественномуцвету,можнорезать.

Если какие-то места начнут высыхать, проведите по ним губкой, чтобы они были достаточно мокрыми для разрезания. Если кожа сильно высохла, будет очень сложно разрезать ее поворотным ножом. Если она, наоборот, сильно смочена, то разрезы не будут расходиться. Если же она достаточно увлажненная, торазрезыбудутоставатьсяоткрытыми.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ. Всегда используйте стеклянные, фарфоровые или эмалированные контейнеры для воды. НИКОГДА не используйте металлические. Малейшее соприкосновение с ними оставит темные пятна на замоченной коже, пятна, которые почти невозможно удалить. Будьте осторожны со стружкой и металлической пылью, которая остается после использования точильного круга и прочих подобных предметов, держите их подальше от кожи. Если вы не заметите их до того, как кожа стала мокрой, онимогутзамаратьизапятнатьее.

Если вам нужно оставить работу с кожей на час или около того, задержитесь чуть-чуть, чтобы прикрыть ее посудным стеклом или полиэтиленовым пакетом. Если появились сухие пятна, смочите их осторожно губкой и закройте стеклом или пакетом. Таким образом, влага сохранится на несколько часов, а кожабудетвидеальномсостояниидлятого,чтобыпродолжитьработуповашемувозвращению.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ.Хранениевлажнойкоживтечениедолгоговремениможетвызватьплесень.

Приветствую, мозгодрузья ! Некоторое время назад я увлекся созданием своими руками изделий из кожи, и поначалу, естественно, не имел ни опыта, ни подходящих инструментов. Но продолжая заниматься этим интересным мозгоделом , я приобрел свои наработки, о которых и расскажу в этом руководстве.

Мы с моим другом начали постигать кожевенное дело посредством создания небольших изделий, таких как визитница, ключница, небольшое портмоне и т.п. И для большего удобства сделали простое приспособление для скрепления кожаных деталей, которое легко монтируется и подстраивается под вашу самоделку . Мы даже сделали небольшие наборы, которые помогают новичкам при изготовлении изделий из кожи, и которые мы планируем распространять через сеть. Но это планы, а теперь по существу!

Шаг 1: Дизайн




Рассказывать о тонкостях кожевенного дела мы будем на примере создания мини-кошелька с несколькими отделениями для визиток или мозгокарт и отсеком для наличности. Также некоторые пояснения будут даваться на примере создания ключницы-монетницы, которую тоже легко и просто сшить самостоятельно.

Шаг 2: Наш набор

Зажимное приспособление
2 швейные булавки
воск и ткань для полировки
2 сапожные иглы
1 вощенная льняная нить
4 кожаные детали кошелька

Еще понадобятся ножницы, не входящие в набор.


Шаг 3: Короткие швы





Начинаем с прокладки коротких швов и для этого нужно скрепить детали швейными булавками, наметить мозгошов и зажать детали в зажимном приспособлении, состоящем из двух планок, стягивающих резинок и двух опор. Далее, когда заготовка самоделки зажата, прокладываем шов иглой с вощеной нитью.

Шаг 4: Швейные булавки





Кожаные детали поделки перед сшиванием нужно плотно и правильно совместить, да еще так, чтобы в процессе шитья они не сдвигались друг относительно друга. Для решения этой задачи используем швейные булавки. Совмещаем детали по линии шва, в двух местах скрепляем булавками, а затем на булавки надеваем заглушки.

Шаг 5: Зажим







Заготовку, скрепленную булавками, теперь нужно для удобства установить в зажим, который облегчает процесс шитья. Для этого совмещаем планки зажима, с одной стороны надеваем резинку, между планок устанавливаем заготовку, при этом линия мозгошва должна быть на несколько миллиметров выше планок, далее надеваем вторую резинку, а затем планки с заготовкой вставляем в опоры.

Шаг 6: Заправка иглы






Это довольно трудный шаг, требующий терпения и сноровки, так как нить довольно плотно проходит через ушко иглы, но зато потом при шитье нитка не будет выскальзывать из ушка.

Сама заправка: ножницами обрезаем нить под углом, аккуратно продеваем ее в ушко иглы и протягиваем, оставляя конец около 2 см, который затем отгибаем к основной нити. Такие же манипуляции проводим со второй иглой.

Шаг 7: Шов — начало





Примечание: если в первом отверстии шва стоит булавка, то следует на время ее удалить.

Для сшивания элементов самоделки применяется ручной шов под названием брошюровка, который хорошо смотрится и довольно прочный. Итак, через первое отверстие шва продеваем иглу с нитью, далее выравниваем концы первой и второй иголок.

Шаг 8: Шов










Чтобы было понятней, одну сторону зажима назовем «лицевой», другую «тыльной».

Иглу с лицевой стороны продеваем во второе отверстие шва и полностью протягиваем. Иглу с тыльной стороны тоже продеваем во второе отверстие, и также протягиваем полностью. Так получается основной стежок, который повторяем по всей линии шва. Стежки натягиваем с равной мозгосилой , чтобы они получались плотными и одинаковыми.

Шаг 9: Смена стороны







Когда шов на одной стороне закончен, то устанавливаем булавки на соседнюю сторону заготовки, а затем зажимаем эту сторону с булавками в приспособлении. Подобным образом поступаем со всеми сшиваемыми сторонами самоделки .

Шаг 10: Окончание шва










Для того чтобы завершить шов нужно прошить его обратно на два стежка. То есть когда закончен последний стежок, одну иглу продеваем через пред-последнее, а затем пред-пред-последнее отверстия, далее поступаем аналогично со второй иглой. После этого натягиваем обе нити и обрезаем их ножницами. Полученное окончание шва хотя и не имеет узла, но плотная усадка мозгонити в отверстии не позволяет стежкам расходиться.

Шаг 11: Обработка края





Для придания самоделке законченного вида нужно обработать воском ее края. Поэтому натираем края воском, а потом полируем тканью, плотно прижимая пальцами друг к другу сшитые детали, тем самым облагораживая мозгоподелку . Мы не покрываем свои поделки никакими другими средствами, чтобы со временем кожа не растрескивалась, а лишь приобретала естественное старение.

Шаг 12: Кошелек готов!





Поздравляю, простой и стильный кожаный кошелек сделан! Надеюсь это мозгоруководство было вам полезно, и вы узнали что-то полезное.

Удачных вам самоделок !



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам