Лебединский нарушения психического развития у детей. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. квалификации психических нарушений

Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе идей Л.С. Выготского, исследованиях Г.Е. Сухаревой (1959), Л. Канера (1955), В.В. Ковалева (1995). В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации - как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания - что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития - изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии - диспропорциональности развития.

В отечественной клинической психологии принята типология нарушенного развития Лебединского .

1. Недоразвитие. Причина-остановка развития. Модель – Олигофрения (умственная отсталость). Этиология – эндогенная (генетическая, врожденные нарушения обмена аминокислот, солей, металлов, углеводов и жиров, патология хромосомного набора) и экзогенная (поражение мозга инфекциями, травмами, интоксикациями до рождения и в родах). Первичный дефект – необратимое недоразвитие мозга в целом с преимущественной незрелостью КБП.

Вторичный дефект – недоразвитие восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы,мышления, незрелость личности.

Степень дефекта – очень легкая, легкая, средняя, тяжелая степень У.О.

Специфика – тотальность нервно-психического недоразвития, иерархичность.

Прогноз неблагоприятен.

2. Задержанное развитие.Причина-остановка развития. Модель – Задержанное психическое развитие (ЗПР).

Этиология – конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания.

Первичный дефект – сочетание незрелости эмоциональной и когнитивной сферы.

Вторичный дефект – недоразвитие произвольной регуляции, программирования и контроля.

Специфика – парциальность и мозаичность нарушений.

Прогноз благоприятен при правильном обучении и воспитании.

3. Поврежденное развитие. Причина- поломка развития. Модель – Органическая деменция.

Этиология – нейроинфекции, интоксикации, травмы ЦНС, перенесенные в 2-3 года.

Первичный дефект – связан с различной локализацией повреждения (лобные доли).

Вторичный дефект – обусловлен особенностями первичного поражения.

Специфика – парциальность расстройств, полиморфизм структуры дефекта.

Прогноз неблагоприятен (сочетание явлений регресса со стойкой фиксацией функций на более ранних этапах развития).

4. Дефицитарное развитие. Причина- поломка развития.Модель – Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.

Этиология – эндогенные и экзогенные факторы.

Первичный дефект – нарушение зрения и слуха.

Вторичный дефект – задержка формирования общения, предметных представлений, недоразвитие эмоциональной сферы, компенсаторные механизмы, которые возникают, как приспособление к требованиям среды, особое развитие личности.

Специфика – зависит от модальности, времени, тяжести возникновения дефекта.

Прогноз благоприятен при правильной коррекции.

5. Искаженное развитие. Причина- асинхрония развития. Моделью является ранний детский аутизм.

Этиология включает: внутриутробное поражение ЦНС, наследсвенные факторы, хронические психотравмирующие ситуации раннего детства.

Первичный дефект – на подкорковом уровене (нарушение витального аффекта, дефицит психического тонуса, внимания, аутостимуляция через стереотипии, отрицательные эмоции – страхи, тревога), на корковом уровне страдают гностические, речевые, двигательные сферы.

Вторичный дефект имеет место в нарушении психомоторики, предметных действий, предметного внимания, восприятия, специфичность мышления, речи, слабость координации между мышлением и речью.

Спецификой искаженного развития является асинхрония формирования функций.

Прогноз благоприятен при своевременной и адекватной коррекции.

6. Дисгармоническое развитие.Причина-асинхрония развития. Модели –патологическое формирование личности, психопатия, отклонение темпа полового созревания,невропатия.

Этиология – конституциональные, социальные, органические факторы.

Первичный дефект – дизонтогенез эмоционально-личностной сферы.

Вторичный дефект – образование патологических черт характера, патологической личности.

Специфика проявляется в дисгармонии между интеллектуальной и эмоциональной сферами.

Прогноз благоприятен при адекватных коррекции и воспитании.

Пособие содержит первое систематическое изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей. Выделен ряд общих закономерностей аномального развития. Показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития и патопсихологических новообразований. Автором представлена оригинальная классификация типов психического дизонтогенеза. Описана их психологическая структура. Книга рассчитана на психологов, дефектологов, педагогов, врачей.

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Б. В. Зейгарник,

доктор медицинских наук, профессор М. В. Коркина

Раздел I ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

ГЛАВА I КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

§ 1. Понятие дизонтогении

В 1927 г Швальбе (цит. по Г. К. Ушакову, 1973) впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний ограниченный теми cpoками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Как известно, практически почти любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития. Его проявления будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребенок. Эти факторы определяют и основную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная сфера

В отечественной дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин «аномалия развития».




Учебное пособие рассчитано...

Читать полностью

В учебном пособии содержится систематическое изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей, показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития и представлена оригинальная классификация типов психического дизонтогенеза с описанием их клинико-психологической структуры.
Особенностью данного издания является включение работы К.С. Лебединской с соавторами, посвященной изучению клинико-психологической структуры основных типов нарушений поведения у подростков. В ней представлены результаты комплексного клинико-психологического обследования подростков, описаны основные типы нарушений поведения у подростков, показана зависимость изменений в поведении от неблагоприятных средовых условий, особенностей протекания периода полового созревания, различных видов неполноценности нервной системы.
Конкретные исследования отдельных вариантов нарушений психического развития представлены в Приложениях.
Учебное пособие рассчитано на студентов и аспирантов, специализирующихся в области клинической психологии и детской психиатрии, практикующих психологов, дефектологов, детских врачей и педагогов.
8-е издание, исправленное и дополненное.

Скрыть

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В.В.ЛЕБЕДИНСКИЙ

НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии

УДК 159.922(075.8) ББК88.8я73

Р е ц е н з е н т ы:

доктор психологических наук, профессор В.В.Николаева; кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Е. Ю. Балашова

Лебединский В. В.

Л 332 Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.

ISBN 5-7695-1033-1

Учебное пособие содержит систематическое изложение основных пато­ психологических закономерностей нарушений психического развития у детей. Выделен ряд общих закономерностей аномального развития. Пока­ зана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития пато­ психологических новообразований, представлена оригинальная классифи­ кация типов психического дизонтогенеза, описана их психологическая структура.

Пособие может быть также полезно дефектологам, детским психиат­ рам, невропатологам, учителям и воспитателям специальных детских уч­ реждений.

Введение

При исследовании психически больного ребенка патопсихоло­ гу обычно очень важно определить психологическую квалифика­ цию основных психических расстройств, их структуру и степень выраженности. В этой части исследования задачи детского пато­ психолога практически те же, что и патопсихолога, изучающего взрослых больных. Эта общность задач в большой мере определяет и общность методов исследования, разработанных в отечествен­ ной патопсихологии Б.В.Зейгарник, А. Р.Лурия, В.Н.Мясищевым, М.М.Кабановым, С.Я.Рубинштейн, М.Н.Кононовой и др.

Однако патопсихологическая оценка психических нарушений в детском возрасте не может быть полноценной, если она не учитывает также и отклонений от стадии возрастного развития, на которой находится больной ребенок, т. е. особенностей дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом либо его послед­ ствиями.

Количественное шкалирование уровня психического развития с помощью тестов при большинстве методов показывает преиму­ щественно негативную сторону характера отклонений развития, не отражая внутренней структуры соотношения дефекта с сохран­ ным фондом развития, и поэтому недостаточно информативно в плане прогноза и психолого-педагогических воздействий.

В связи с этим^специфической задачей детской патопсихоло­ гии является определение качества нарушения психического раз­ вития ребенка.

Изучение закономерностей аномалий развития психики помимо детской патопсихологии сосредоточено также в двух других обла­ стях знаний: дефектологии и детской психиатрии.

Выдающийся вклад в изучение аномалий развития сделан Л. С. Выготским, который на модели умственной отсталости сфор­ мулировал ряд общетеоретических положений, оказавших фунда­ ментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий раз­ вития. К ним прежде всего относится положение, что развитие

аномального ребенка подчиняется тем же основным закономер­ ностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Тем самым дефектология при изучении аномального ребенка смогла ассимилировать многочисленные данные, накопленные детской психологией.

Л.С.Выготский (1956) выдвинул также положение о первич­ ном дефекте, наиболее близко связанном с повреждением нервной системы, и ряде вторичных дефектов, отражающих нарушения психического развития. Им было показано значение этих вторич­ ных дефектов для прогноза развития и возможностей психологопедагогической коррекции.

В отечественной дефектологии эти положения получили даль­ нейшее развитие прежде всего в ряде теоретических и экспери­ ментальных исследований, тесно связанных с разработкой систе­ мы обучения и воспитания аномальных детей [Занков Л. В., 1939; Левина Р.Е., 1961; Боскис P.M., 1963; Шиф Ж.И., 1965; и др.]. Была изучена психологическая структура ряда вторичных дефек­ тов при различных аномалиях развития сенсорной сферы, умствен­ ной отсталости, разработана система их дифференцированной пси­ холого-педагогической коррекции.

х Другой отраслью изучения аномалий развития является, как указывалось, детская психиатрия^ На разных этапах формирова­ ния этой области медицины проблемы аномалий развития зани­ мали различное по значению место. На этапе становления детской психиатрии как ветви общей психиатрии была тенденция к поис­ ку общности и единства психических заболеваний детского и взрос­ лого возраста. Поэтому акцент ставился на психозах; аномалиям же развития уделялось наименьшее внимание.

) По мере формирования детской психиатрии как самостоятель­ ной области знания в патогенезе и клинической картине болез­ ни все большее значение стало придаваться роли возраста, а также симптоматологии, обусловленной аномальным развитием в ус­ ловиях болезни [Симеон Т.П., 1948; Сухарева Г.Е., 1955; Уша­ ков Г. К., 1973; Ковалев В. В., 1979; и др.]. Клинические наблюде­ ния показали разнообразие и своеобразие симптоматики анома­ лий развития при различной психической патологии. При этом если объектом дефектологических исследований являлся дизонтогенез, обусловленный, как правило, уже завершенным болез­ ненным процессом, то детская психиатрия накопила ряд данных о формировании аномалий развития в процессе текущего забо­ левания (шизофрения, эпилепсия), динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психо­ патий) и аномальном развитии личности в результате деформи­ рующего влияния отрицательных условий воспитания (различные варианты патохарактерологического формирования личности). Рядом клиницистов были предложены варианты клинических классификаций отдельных видов анома­ лий психического развития у детей.

Новым стимулом клинического изучения явлений дизонтогенеза явились успехи в области фармакологии, способствовавшие значительному уменьшению тяжести психических расстройств. Снятие остроты психопатологических симптомов привело к уве­ личению числа детей, способных к обучению, и содействовало большей концентрации внимания на нарушениях процесса раз­ вития. Поэтому вместе с задачей расширения психофармакологиче­ ской помощи больным детям все более актуальной и перспектив­ ной становилась проблема психолого-педагогической реабилита­ ции и коррекции.

За рубежом эта тенденция оказалась настолько значительной, что даже вступила в неправомерный антагонизм с нейролепти­ ческой терапией, характеризуя последнюю как фактор, тормозя­ щий нормальный психический онтогенез.

Такая тенденция не могла не оказать влияния на ориентацию исследований в детской патопсихологии. Возрастание роли пси­ холого-педагогических мероприятий привело к тому, что наряду с диагностикой заболеваний все более актуальной становится диа­ гностика отдельных нарушений, препятствующих овладению оп­ ределенными знаниями и умениями, психическому развитию ре­ бенка в целом. При этом выявленные в ходе психологической ди­ агностики отклонения могут оказаться на периферии клинической симптоматики болезни, но в то же время существенно затруднять психическое развитие больного ребенка.

Разработка методов дифференцированной психолого-педаго­ гической коррекции в свою очередь стимулирует дальнейшие ис­ следования механизмов формирования патологических новообра­ зований в процессе различных вариантов аномального развития.

Таким образом, данные детской патопсихологии, дефектологии и клиники освещают различные стороны аномалий развития. Исследо­ вания в области детской патопсихологии и дефектологии показа­ ли связь механизмов аномального и нормального развития, а так­ же ряд закономерностей системогенеза так называемых вторичных нарушений, являющихся основными в аномальном развитии. Кли­ ницисты же описали соотношение симптомов болезни и анома­ лий развития при различных психических заболеваниях.

Сопоставление данных, накопленных в этих областях знаний, может способствовать углублению представлений об аномалиях развития в детском возрасте и систематизации их психологиче­ ских закономерностей.

КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

1.1. Понятие дизонтогенеза

В 1927 г. Швальбе [см.: Ушаков Г. К, 1973] впервые употребил термин «дизонтогенез», обозначив им отклонения внутриутроб­ ного формирования структур организма от их нормального разви­ тия. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широ­ кое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период, ограниченный теми сроками развития, когда морфоло­ гические системы организма еще не достигли зрелости.

Как известно, почти любое более или менее длительное патоло­ гическое воздействие на незрелый мозг может привести к наруше­ ниям психического развития. Проявления этого будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространен­ ности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в кото­ рых оказался больной ребенок. Эти факторы определяют и основ­ ную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, по- требностно-эмоциональная сфера.

В отечественной дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин аномалия развития.

1.2. Этиология и патогенез дизонтогений

а Изучение причин и механизмов формирования дизонтогений нервно-психического развития особенно расширилось в последние десятилетия в связи с успехами генетики, биохимии, эмбриоло­ гии, нейрофизиологии.

Как известно, нарушения нервной системы могут быть вызва­ ны как биологическими, так и социальными факторами.

Среди биологических факторов значительное место занимают так называемые пороки развития мозга, связанные с поражением

генетического мате риала (хромосомные аберрации, генные мута­ ции, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.).

Большая роль отводитс я внутриутробным нарушениям (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, токсоплазмбзом, люэ­ сом, краснухой и другими инфекциями, различными интоксика­ циями, в том числе гормонального и лекарственного происхож­ дения), патологии родов, инфекциям, интоксикациям и травмам, реже - опухолевым образованиям раннего постнатального пери­ ода. При этом нарушения развития могут быть связаны с относи­ тельно стабильными патологическими состояниями нервной си­ стемы, как это имеет место при мозговой недостаточности вслед­ ствие хромосомных аберраций, многих резидуальных органических состояниях, а также возникать на почве текущих заболеваний (врожденных дефектов обмена, хронических дегенеративных за­ болеваний, прогрессирующей гидроцефалии, опухолей, энцефа­ литов, шизофрении, эпилепсии и т.д.).

Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера1 обусловливают повышенную восприимчивость централь­ ной нервной системы ребенка к различным вредностям. Как изве­ стно, целый ряд патогенных факторов, не оказывающих влияния на взрослого, вызывает нервно-психические нарушения и анома­ лии развития у детей. При этом в детском возрасте встречаются такие церебральные заболевания и симптомы, которых у взрос­ лых либо совсем не бывает, либо они наблюдаются очень редко (ревматическая хорея, фебрильные судороги и др.). Отмечается значительная частота вовлечения мозга в соматические инфекци­ онные процессы, связанные с недостаточностью мозговых защит­ ных барьеров и слабостью иммунитета.

Большое значение имеет в р е м я п о в р е ж д е н и я. Объем, по­ ражения тканей и органов при прочих равных условиях тем бо­ лее выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Стоккардом [см.: Гибсон Дж., 1998] было показано, что тип порока развития в эмбриональном периоде определяется временем па­ тологического воздействия. Наиболее ранимым является период максимальной клеточной дифференциации. Если же патогенный фактор воздействует в период «отдыха» клеток, то ткани могут избежать патологического влияния. Поэтому одни и те же поро­ ки развития могут возникать в результате действия различных внешних причин, но в один период развития, и, наоборот, одна

и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного

1 Основная функция гематоэнцефалического барьера заключается в охране от проникновения в мозг различных вредных веществ из крови. Различные пато­ логические процессы (инфекции, интоксикации и другие вредные воздействия) могут нарушать проницаемость барьера, вследствие чего токсины, циркулирую­ щие в крови, проходят через гематоэнцефалический барьер и воздействуют на нервную систему.

онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития. Для нервной системы особенно неблагоприятно воздействие вредно­ сти в первую треть беременности.

Характер нарушения зависит также от м о з г о в о й л о к а л и ­ з а ц и и п р о ц е е е а и степени его распространенности. Особен­ ностью детского возраста является, с одной стороны, общая не­ зрелость, а с другой - большая, чем у взрослых, тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта .

Поэтому при поражениях, локализованных в определенных центрах и проводящих путях, длительное время может не наблю­ даться выпадения определенных функций. Так, при локальном

Поражении компенсация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозго­ вой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях ЦНС. В первом случае компенсация идет за счет со­ хранности других систем мозга, во втором - общая недостаточ­ ность мозга ограничивает компенсаторные возможности.

Большое значение имеет и и н т е н с и в н о с т ь п о в р е ж д е ­ н и я мозга. При органических поражениях мозга в детском воз­ расте наряду с повреждением одних систем наблюдается недо­ развитие других, функционально связанных с поврежденной. Со­ четание явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений, не укладывающихся в четкие рамки топической диагностики.

Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по сте­ пени выраженности и в принципе обратимых, связан и с влия­ нием неблагоприятных социальных факторов. И чем раньше сло­ жились для ребенка неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

К социально обусловленным видам непатологических откло­ нений развития относится так называемая микросоциально-педаго­ гическая запущенность, под которой понимается задержка интел­ лектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культуральной депривацией - неблагоприятны­ ми условиями воспитания, создающими значительный дефи­ цит информации и эмоционального опыта на ранних этапах раз­ вития.

К социально обусловленным видам патологических наруше­ ний онтогенеза относится патохарактерологическое формирование личности - аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванных длитель­ ными неблагоприятными условиями воспитания, такая аномалия возникает в результате патологически закрепившихся реакций про­ теста, имитации, отказа, оппозиции и т.д. [Ковалев В.В., 1979; Личко А.Е., 1977; и др.].

1.3. Соотношение симптомов дизонтогенеза

и болезни

В формировании структуры дизонтогенеза большую роль иг­ рают не только различные по этиологии и патогенезу поражения мозга, но и сами клинические проявления болезни, ее симпто­ матика. Симптомы болезни тесно связаны с этиологией, локали­ зацией поражения, временем его возникновения и, главным об­ разом, с патогенезом, прежде всего с той или иной выраженно­ стью остроты течения болезни. Они обладают определенной ва­ риабельностью, разной степенью тяжести и длительности про­ явлений.

Как известно, симптомы болезни делятся на негативные и про­ дуктивные.

В психиатрии к негативн ым симптомам о тносятся явления «вы­ падения» в психической деятельности: снижение интеллектуаль­ ной и эмоциональной активности, ухудшение процессов мышле­ ния, памяти и т.д.

Продукт ивные симптомы связаны с явлениями патологической ирритации психических процессов. Примерами продуктивных рас­ стройств являются различные невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи и т.д.

Это деление имеет клиническую определенность в психиатрии взрослого возраста, где негативные симптомы действительно от­ ражают именно явления «выпадения» функции. В детском же воз­ расте часто бывает трудно отграничить негативные симптомы бо­ лезни от явлений дизонтогенеза, при котором «выпадение» функ­ ции может быть обусловлено нарушением ее развития. Примерами могут служить не только такие проявления, как врожденное сла­ боумие при олигофрении, но и ряд негативных болезненных рас­ стройств, характеризующих дизонтогенез при ранней детской шизофрении.

Продуктивные болезненные симптомы, как будто бы наиболее отдаленные от проявлений дизонтогенеза и указывающие скорее на остроту болезни, в детском возрасте тем не менее также игра­ ют большую роль в формировании и самой аномалии развития. Такие частые проявления болезни или ее последствия, как психо­ моторная возбудимость, аффективные расстройства, эпилепти­ ческие припадки и другие симптомы и синдромы, при длитель­ ном воздействии могут играть роль существенного фактора в об­ разовании ряда отклонений развития и тем самым способствовать формированию специфического типа дизонтогении.

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые возрастные симптомы,

отражающие патологически искаженные и утрированные прояв­ ления нормального возрастного развития. Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагиро­ вания на ту или иную вредность. Поэтому данные симптомы не­ редко более специфичны для возраста, чем для самого заболева­ ния, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии: в клинике органических поражений мозга, ранней детской шизо­ френии, невротических состояний и т.д.

В. В. Ковалев (1979) дифференцирует возрастные уровни нервнопсихического реагирования у детей и подростков в ответ на раз­ личные вредности следующим образом:

1) сомато-вегетативный (0-3 года);

2) психомоторный (4-10 лет);

3) аффективный (7-12 лет);

4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет).

Для каждого из этих уровней характерны свои преимуществен­ ные «возрастные» симптомы.

Для с о м а т о - в е г е т а т и в н о г о у р о в н я реагирования ха­ рактерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с на­ рушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройства­ ми. Данный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

П с и х о м о т о р н ы й у р о в е н ь реагирования включает пре­ имущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора [Волохов А. А., 1965; см.: Ковалев В.В., 1979].

Для а ф ф е к т и в н о г о у р о в н я реагирования характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной воз­ будимости с явлениями негативизма и агрессии. При этиологи­ ческом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же значительно возрастает уровень психогений.

Э м о ц и о н а л ь н о - и д е а т о р н ы й у р о в е н ь реагирования является ведущим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В пато­ логии это прежде всего проявляется в так называемых «патологи­ ческих реакциях пубертатного возраста» [Сухарева Г.Е., 1959], включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интере­ сы (например, «синдром философической интоксикации»), с дру­ гой - сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого урод­ ства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психоген­ ные реакции - протеста, оппозиции, эмансипации [Личко А. Е., 1977; Ковалев В.В., 1979] и т.д.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыду­ щих уровней, но они, как правило, занимают периферическое

6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.,2001

1. Дефект - это физический или психологический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. По своему происхождению дефекты разделяются на врожденные , которые могут быть обусловлены неблагоприятными генетическими факторами, хромосомой патологией, различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения, и приобретенные , которые могут быть следствием перенесенных в постнатальный период интоксикации, травм и главным образом инфекционных заболевании (менингит, энцефалит, грипп, туберкулез и др.). Врожденные и приобретенные дефекты зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии в свою очередь вызывают вторичные функциональные отклонения (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения и пр.), которые оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные и функциональные связи.

Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие было проанализированы Л.С.Выготским. О структуре дефекта, соотношении первичных и вторичных дефектов, неоднозначности влияния различных соматических дефектов на развитие структурных компонентов психики аномальных детей мы знаем также благодаря научным работам Л.С.Выготского. Наиболее значимым для специальной психологии явилось положение Выготского Л.С. о дивергенции культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и возможности ее преодоления путем создания и использования "обходных путей культурного развития ненормального ребенка". Вот, как об этом пишет Л.С.Выготский: "Основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, несовпадение, расхождение, обоих планов развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка. Оба ряда не совпадают, расходятся, не образуют слитного, единого процесса. Пробелы и пропуски в одном ряду вызывают в другом ряду иные пробелы и в иных местах. Обходные пути культурного развития создают особые, как бы нарочито построенные в экспериментальных целях формы поведения".

Важность рассмотренного принципа обходных путей культурного развития, можно обосновать тем, что «дефект, создавая отклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывая выпадение отдельных функций, недостаток или повреждение органов, более или менее существенную перестройку всего развития на новых основаниях, по новому типу, естественно, нарушает тем самым нормальное течение процесса врастания ребенка в культуру», при этом "высшего выражения это затруднение... достигает в той области, которую мы выше обозначили как собственную сферу культурно-психологического развития ребенка: в области высших психических функции и овладения культурными приемами и способами поведения".


Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной степени возмещать нарушения или утрату определенных функций. Однако при наличии таких тяжелых дефектов как слепота и слабовидение компенсаторное приспособление не может расцениваться как полное, восстанавливающее нормальную жизнедеятельность человека, если оно протекает только в биологическом плане. Таким образом, компенсацию слепоты и слабовидения следует рассматривать как явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.

С исследованием физиологических механизмов компенсации связаны такие всемирно-известные имена, как И.И.Павлов и П.К.Анохин. Необходимо отметить, что три основных принципа рефлекторной теории - причинность, единство анализа и синтеза, структурность, сформулированные И.П.Павловым, явились основополагающими для теории компенсации. Однако исследования П.К.Анохина показали следующее:

· Рефлекторный характер возникновения и протекания компенсаторных перестроек основан на принципах, общих для возмещения любого дефекта;

· Независимо от характера и локализации дефекта компенсаторные приспособления осуществляются по одной схеме и подчиняются единым принципами.

2.Развитие – это внутреннее, последовательное и прогрессивное изменение. Оно характеризуется движением существа от низших к высшим уровням его жизнедеятельности. Развитие происходит в филогенезе и онтогенезе. Виды онтогенетического развития: физическое (развитие организма), психическое (становление мозга и нервной системы), социальное (как член общества).

Л.С. Выготский считал, что существует два типа развития: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированныи тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом, как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека. Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. (Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.,1996).

На процесс развития влияют два фактора: среда и наследственность. Среда – это совокупность внешних факторов, на которые реагирует индивид. Различают макросреду, мезосреду и микросреду. Наследственность – это воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. По наследству передаются физические свойства (рост, цвет глаз, структура волос и т.д.), психические свойства (особенности нервной системы, темперамента), склонность к определенным видам деятельности, склонность к болезням, собственно человеческие задатки (склонность к труду, прямохождению, речи).

3. Дизонтогенез – это различные варианты нарушений онтогенеза. В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии выделены различные варианты дизонтогенеза. Традиционно выделяются физический и психический дизонтогенез. Физический дизонтогенез - это нарушение физического развития ребенка. Сюда относятся нарушения в системе анализаторов (слухового, зрительного, двигательного), различные соматические нарушения у ребенка. Например, пороки развития внутренних органов, легочные заболевания и пр. Однако любой физический недуг откладывает отпечаток на развитие психики ребенка. В. В. Ковалев рассматривает психический дизонтогенез как один из основных компонентов постнатального дизонтогенеза, "т. е. нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга" (Ковалев, 1985) Психический дизонтогенез автор связывает не только с биологическими (генетическими, экзогенно-органическими и др.) патогенными факторами, а также со средовыми (микросоциальными и социальными) воздействиями, а также с разнообразными сочетаниями как биологических, так и социальных факторов.

Классификацией видов психического дизонтогенеза занимались многие отечественные и зарубежные психиатры. Л. Каннер, американский психиатр предложил выделить два вида психического дизонтогенеза недоразвитие и искаженное развитие. Из отечественных авторов классификация видов психического дизонтогенеза была предложена одним из выдающихся детских психиатров Г. Е. Сухаревой (Сухарева, 1959), соратницей Л. С. Выготского. Она выделила три вида психического дизонтогенеза - задержанное, поврежденное и искаженное развитие. В основе задержанного развития лежит ретардация, т. е. общее или частичное запаздывание или приостановка в развитии психических функций у ребенка. В основе поврежденного развития - регресс, распад уже сформировавшихся психических функций. Искаженное развитие является следствием асинхронии, что проявляется в выраженном опережении одних психических функций и свойств формирования личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств. Это становится основой диспропорционального и дисгармоничного развития личности. В. В. Лебединский, на основе классификации Г. Е. Сухаревой, добавляет еще три типа дизонтогенеза: психическое недоразвитие, дефицитарное и дисгармоничное развитие и выделяет 6 видов психического дизонтогенеза, это:

1)психическое недоразвитие, что наблюдается у детей с умственной отсталостью;

2)задержанное психическое развитие, наблюдаемое у детей с задержкой психического развития различных форм;

3)поврежденное развитие, обусловлено более поздним (после 2,5-3-х лет) патологическим воздействием на мозг ребенка, когда большая часть мозговых систем уже сформирована;

4)дефицитарное развитие, наблюдаемое у детей с недоразвитием анализаторных систем (слуховые, зрительные, двигательные);

5)искаженное развитие, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций;

6)дисгармоничное развитие, в основе которого лежит врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Следует отметить, что представленная классификация построена на основе качественного анализа нарушений психического развития ребенка, с выделением ведущих признаков нарушений в зависимости от времени возникновения дефекта, его тяжести и локализации. Это подчеркивает ее высокую психологическую направленность, что позволяет более дифференцированно подойти к психологическому анализу и психологической коррекции детей с проблемами в развитии. Однако данная классификация не лишена некоторых недостатков, на что обращает внимание и сам автор. Например, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Особенно наглядно это проявляется при детском церебральном параличе, где можно наблюдать как дефицитарное, так и задержанное развитие, а в отдельных случаях и общее психическое недоразвитие. При ранней детской шизофрении, как отмечает автор, можно наблюдать как задержанное психическое развитие, так и искаженное, а в некоторых случаях и поврежденное. Поэтому варианты психического дизонтогенеза необходимо рассматривать не как самостоятельные образования, а как синдромы аномального развития, с выделением ведущего синдрома (Лебединский, 1985).

На основе классификации Сухаревой и Лебединского Н. Я. и Н. М. Семаго (2000) разработали типологию отклоняющегося развития, включив в нее четыре основных блока: недостаточное развитие, асинхронное развитие, поврежденное развитие и дефицитарное развитие. Внутри каждой группы выделены отдельные подгруппы, отличающиеся друг от друга качественными характеристиками. Например, группа недостаточного развития включает в себя тотальное недоразвитие, задержанное развитие и парциальную несформированность высших корковых функций. Внутри группы тотального недоразвития выделяется несколько типов: простой, уравновешенный, аффективно-неустойчивый и тормозимо - инертный (Семаго Н. Я. и Н. М., 2000).

Лекция 3. Психическая депривация как категория специальной психологии.

1. Общее понятие о депривации.

2. Сенсорная депривация.

3. Двигательная депривация.

4. Социальная депривация.

5. Материнская депривация.

Литература

1. Йозеф Лангмейер, Зденек Матейчик «Психическая депривация в детском возрасте» Прага 1984

2. Лишённые родительского попечительства. Хрестоматия М., 1991

3. Фурманов И.А. ………………………………………..

3. Сорокин В.М. Специальная психология СПб 2003

1. Понятие о психической депривации.

Депривация – термин, широко используемый в психологии, педагогике и медицине. В русский язык пришёл из английского и означает «лишение», а в психологии «лишение или ограничение возможности удовлетворения жизненно важных потребностей.

По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные изменённые состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.

Говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников удовлетворения.

Существенна именно психологическая сторона этих последствий: ограничена ли моторика человека, отлучён ли он от социума, лишён ли материнской любви, проявления депривации психологически похожи.

Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от лёгких странностей, не выходящих за пределы нормы до грубых поражений личности и интеллекта.

В настоящее время не существует единой теории депривации и общей классификации. Наиболее распространенная классификация делит депривацию на сенсорную, двигательную, социальную, материнскую и т.д.

Депривация может выступать одновременно и как причина, и как следствие дизонтогенеза. Депривационная ситуация развития (воспитание в закрытом детском учреждении, недостаток материнской любви, отлучение от социума) – серьёзная причина выраженных отклонений в развитии ребёнка. Именно поэтому многие авторы выделяют особую форму дизонтогенеза, обозначая его «депривационные повреждения». С другой стороны, некоторые варианты отклонений сами являются причиной возникновения депривационных феноменов, что дополнительно отягощает процесс развития. Так, выраженные нарушения зрения, слуха, двигательного аппарата, речи представляют собой особые формы сенсорной и коммуникативной депривации.

Вместе с тем, надо отметить, что ребёнок с нарушенным развитием, испытывает на себе влияние нескольких видов лишений. Прежде всего, это исходная депривационная ситуация, связанная с основным нарушением. Помимо этого на детей действует коммуникативная депривация, (лишён нормального круга общения), социальная и часто материнская или эмоциональная (неприятие в семье) Подавляющее большинство коррекционных образовательных учреждений – интернатного типа.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам