Таблица факторов риска развития кризисных состояний. Особенности диагностики кризисных психических состояний. Критерии кризисного состояния

Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление детей группы суицидального риска.

Анализ случаев суицидов и информации по организации профилактики суицидов, предоставленной областными образовательными организациями, отделами образования районов и городов РО показывает, что работа по выявлению детей группы суицидального риска организована и проводится не во всех образовательных организациях области, в ряде учреждений проводится не систематически, а начинается только после факта совершения суицида.

Организация работы по выявлению детей группы суицидального риска позволит своевременно оказывать им психолого-педагогическую поддержку и организовывать комплексное сопровождение.

Для проведения качественного выявления детей группы суицидального риска необходимо организовать обучение педагогов, которое должно быть направлено на знакомство с процедурой выявления и овладение методом выявления детей группы суицидального риска. Педагоги должны быть также ознакомлены с особенностями суицидов несовершеннолетних, овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения и оказания поддержки обучающимся в кризисном состоянии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Суицид несовершеннолетних МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Х.МАЛООРЛОВСКИЙ 2016 Г.

Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана… митрополит Московского и Коломенского Филарета

Обсуждаемая проблема «Россия занимает первое место в Европе по детским суицидам – это катастрофа, причем, совершенно недопустимая, – подчеркнул заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. В июне текущего года был создан областной координационный совет с целью повышения эффективности работы по профилактике суицидов среди детей, а также осуществления тесного межведомственного взаимодействия по данной проблеме».

«Что такое суицид и как с ним бороться?»

Что говорят эксперты?

Протоиерей Андрей Ткачев Сверхштатный клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке

Павел Астахов Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка 30 декабря 2009 года - 9 сентября 2016 года

Кузнецова А.Ю. Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Предложила ввести уголовную ответственность за склонение несоврешеннолетних к самоубийству в интернете.

ЦЕЛЬ: обучение методам выявления детей группы суицидального риска. ЗАДАЧИ: - ознакомить с особенностями суицидов несовершеннолетних; -овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения; - вооружить знаниями по оказанию поддержки обучающимся в кризисном состоянии

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

М ысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.

Суицид имеет характерные черты: предшествуют конфликты; суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле; суицидальное поведение регулируется скорее порывом; средства самоубийства выбраны неумело; подражательный характер.

Основные мотивы суицидального поведения: Переживание обиды, одиночества. Действительная или мнимая утрата. Переживания. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия. Боязнь позора, насмешек или унижения. Страх наказания. Любовные неудачи. Чувство мести, злобы, протеста. Желание привлечь к себе внимание.

Основные факторы риска: Факторы семейного неблагополучия Травматические факторы Психопатологические факторы Время года

Типы суицида (суицидального поведения): Истинный. Аффективный. Демонстративный.

Признаки готовящегося самоубийства Словесные Поведенческие Ситуационные

Словесные признаки 1. Часто говорят о своем душевном состоянии: 2. Много шутят на тему самоубийства. 3. Проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки 1. Приведение дел в порядок 2.Прощание. 3.Демонстрируют радикальные перемены. .

Ситуационные признаки Человек может решиться на самоубийство, если он: 1. Социально изолирован; 2. Живет в нестабильном состоянии; 3. Ощущает себя жертвой насилия; 4. Предпринимал попытку суицида ранее. 5. Имеет склонность к самоубийству; 6. Перенес тяжелую потерю.

По моему мнению, суицид несовершеннолетних - это…

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 класс...

Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)

В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...

"Создание условий для укрепления и сбережения психологического здоровья участников образовательного процесса"

Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, - важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению...

Психическое состояние - устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Психические состояния занимают промежуточную позицию в классификации психических явлений между психическими процессами, протекающими в конкретный момент времени и психическими свойствами личности, являющимися стабильными и устойчивыми характеристиками человека.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьезно влиять на формирование характера.

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений.

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение лиц, следует прежде всего отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности - фрустрации, аффект, а также страдания.

Состояние тревоги (тревога, тревожность) - особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации.

Состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой ситуацией, имеющей место в действительности, но и тем, какой она представляется индивиду, какое он ей придает значение и какой смысл вкладывает в нее.

Страх , по мнению известного исследователя эмоциональных состояний Кэррола Е. Изарда, является наиболее опасной из всех эмоций.

Страх мешает людям использовать свои способности, добиваться поставленных целей, быть счастливыми и довольными. Переживание страха обычно варьируется от предчувствия опасности, боязни, до ощущения испуга, ужаса. В последнем случае ситуация, вызывающая интенсивный страх (аффект страха), может даже завершиться летальным исходом.

Обычно страх зарождается, когда источник тревоги невозможно устранить, и она переходит, постепенно трансформируясь, в состояние страха, который является своего рода производным продуктом воздействия на психику, сознание человека переживаемой им тревоги и ее интеллектуальной переработки.


Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.

Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряженности или в состоянии стресса.

Стресс - это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением) психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Жизнь современного человека полна всевозможными ограничениями и запретами, и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные ответные эмоциональные реакции. Эти реакции, возникающие в условиях конфликта как следствие противоречия между неудовлетворенными желаниями и существующими в обществе ограничениями и запретами, получили название фрустрации .

Фрустрация - это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задач.

Самой распространенной группой методов диагностики функционального состояния являются опросники, направленные на самооценку своего психологического состояния испытуемым. Это субъективно-оценочные методы диагностики психических состояний.

Это группа методов представлена двумя типами методик.

К первой группе относятся методики, которые представляют собой шкалы–градусники, по которым обследуемому необходимо оценить степень выраженности каждого признака, выбрав необходимую цифру, меду парами слов-состояний. В эту группу входят широко применяемые методики “САН”, “АСС”, “Шкала-градусник оценки состояния”, “Рельеф психического состояния” и т.д.

Одной из самых распространенных методик диагностики психологического состояния в отечественной психологии является методика САН , направленная на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенная по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся психологического состояния (по 10 на каждую шкалу).

Ко второй группе относятся методики, которые представляют собой опросники, в которых приводится ряд признаков, описывающих то или иное состояние. Обследуемому необходимо оценить, насколько эти признаки свойственны именно ему в данный момент (или обычно) и свою оценку выразить с помощью выбора того или иного ответа. При этом ответ может быть в простой форме (да, нет) или в более сложной дифференцированной (нет, совсем не так; пожалуй, так; верно; совершенно верно). В эту группу входят такие методики, как “Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина”, Методика Тейлора , Опросник MBI , Методика “Прогноз ”, Методика диагностики состояния агрессии Басс А. – Дарки А. и т.д.

Среди наиболее известных опросников на диагностику психологического состояния можно еще указать "Опросник нервно-психического напряжения " Т.А. Немчина, содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым: "Опросник психических состояний школьника " и "Опросник психических состояний учителя ". Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как "азарт", "гнев", "ненависть", "досада", "чуткость" и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого психологического состояния.

С одной стороны, применение субъективно-оценочных методов в диагностике психических состояний дает возможность :

· качественно интерпретировать психическое состояние;

· отделить одно состояние от другого и выяснить его феноменологическое содержание;

· оценить интенсивность испытываемого состояния;

· осуществить раннюю диагностику психических изменений, поскольку субъективная оценка более чувствительна к динамике состояния;

· получить широкий перечень состояний, доступных для обследования, как отдельного человека, так и целых групп;

· выяснить индивидуальную картину переживаний;

· достаточно быстро и точно получить исследовательские данные, не требующие применения дорогостоящей аппаратуры и сложных методов обработки.

При этом использование субъективно-оценочных методов диагностики имеет ряд недостатков , которые необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов:

· возможность неискреннего ответа, особенно в условиях конкурсного отбора;

· собственное понимание и толкование смысла определений, как используемых в общеупотребительной лексике, так и содержащихся в диагностических шкалах;

· расхождение в точности и широте описания состояний за счет разной степени сформированности у обследуемых способности к рефлексии и разного опыта их анализа;

· влияние состояния самого респондента на момент обследования (например, при сильном эмоциональном возбуждении точность самооценки снижается);

· зависимость субъективных критериев оценки состояния от индивидуальных особенностей диагностируемого (например, оптимист оценивает свое состояние выше, чем пессимист).

Методы, направленные на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, можно также разделить на две группы.

К первой группе относятся физиологические методы , которые не являются собственно психологическими, но, тем не менее, используются психологами в своей работе. При помощи данных методов диагностируется функциональное состояние человека путем снятия психофизиологических показателей (вегетативных проявлений): частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и т.д.

К данной группе относятся такие методики как Релаксационно-активационный тест (РАТ), направленный на определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванических реакций; Методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-гальванической реакции; “Методика экспресс-диагностики функционального состояния и работоспособности человека” доктора биологических наук М.П. Мороз, в основе которой лежит анализ показателей вариационной хронорефлексометрии - динамических характеристиках времени простой зрительно-моторной реакции.

Физиологические методы регистрации психических состояний дают возможность описать непосредственные сдвиги в функционировании психики человека. Нередко объективные характеристики, основанные на физиологических данных, оцениваются как более надежные и достоверные в сравнении с субъективными характеристиками, поскольку психофизиологические данные, полученные для разных людей в одинаковой ситуации или для одного и того же человека в различных ситуациях, поддаются объективному сравнению. Но существуют также и ограничения , с которыми связано использование психофизиологических методов:

· психофизиологические методы дают излишне обширную информацию об активации, о мере психического напряжения и других сдвигах в организме;

· они чувствительны к побочным явлениям, что ведет к возникновению артефактов и делает практически невозможным их использование в реальных жизненных ситуациях или при изучении динамического взаимодействия человека и среды;

· методы данной группы ограничивают одновременное обследование нескольких лиц;

· использование физиологических методов не дает возможности качественно интерпретировать психические состояния, так как при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний очень часто бывает разной, то есть одно и то же психическое состояние часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических показателей, а разные психические состояния могут иметь одинаковые физиологические измерения (например, увеличение частоты сердечных сокращений может наблюдаться при различных состояниях - утомлении, тревоге, страхе, а укорочение времени простой сенсомоторной реакции может свидетельствовать как об оптимальном состоянии человека, так и о неоптимальном (состоянии монотонии);

· при использовании только физиологических методов не учитывается зависимость психических состояний от индивидуальных особенностей личности и сознательного характера процессов саморегуляции.

Ко второй группе данных методов, направленных на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, относятся психологические проективные методики . Они направлены на исследование глубинных неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. К данной группе относятся такие методики, как Метод цветовых выборов (МЦВ), “Методика изучения фрустрационных реакций” С. Розенцвейга. Преимущество этих проективных методов перед субъективно-оценочными методами в диагностике психических состояний в том, что они меньше провоцируют реакции защитного характера.

Аналитическая справка

по результатам исследования

факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков

обучающихся 3-11 классов МБОУ Будённовской СОШ №80

март 2017 г.

Важным этапом работы по профилактике суицида в школе является мониторинг психофизического развития детей с целью выявления детей группы «риска», имеющих проблемы в обучении, поведении, в том числе, имеющих суицидальные проявления. Таблица факторов суицидального риска заполняется классными руководителями 5-11 кл. Итоги мониторинга подводятся два раза в год, в октябре и марте. Обращается внимание педагогов на объективность оценивания поведенческих, личностных качеств обучающегося, так как педагоги, общаясь с ребенком, могут увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, уход в себя, неоправданную агрессивность и т.д. Анализ результатов заполнения таблиц показал, что по-прежнему лидируют такие факторы, как «неполная семья» (50%).

Факторы риска социальной ситуации (изменение места учебы в течение учебного года, недавняя перемена места жительства, разрыв отношений с другом) отмечается у 18 учащихся (53%). Изменения произошли за счет того, что, во-первых, в школу прибыли новые учащиеся, а во-вторых, вернулись дети, находящиеся в приюте.

Суицидальные знаки (резкое изменение стиля поведения и способов общения, стремление к изоляции, подавленность, смена аватара или ник-имени в социальных сетях), хотя и не ярко выражены, но все-таки еще остаются у 1 учащейся (1,3%).

За прошедший период проведена профилактическая работа с детьми группы социального риска, а также учащимися, имеющими суицидальные знаки. Под особый контроль педагогов были взяты учащиеся, испытывающие отвержение сверстниками. В 3А и 7А классах проведена диагностика психологического микроклимата в классе, консультации родителей и классных руководителей по результатам диагностики. В 3А классе проведено анкетирование родителей по вопросу взаимоотношения детей в классе. На классных родительских собраниях родители получили информацию о наиболее эффективных методах воспитания толерантности у детей.

С детьми группы социального риска проведена диагностика познавательной и эмоциональной сферы. Результаты тестирования доведены до сведения классных руководителей; педагогом-психологом даны рекомендации классным руководителям и педагогам по работе с детьми с повышенной тревожностью для того, чтобы они могли скорректировать воспитательную работу с данными учащимися. С ребятами проводились занятия по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей; развитию навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме,

Учащиеся обучались способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативным импульсов, конструктивным способам выхода из конфликтным ситуаций

С учащимися группы суицидального риска велась работа с состоянием тревожности, по формированию адекватной самооценки и уверенности в себе.

Проведена психологическая коррекция конфликтного и агрессивного поведения.

Учащаяся 9 класса (группы суицидального риска) вовлечена в общественно значимую деятельность - является школьным медиатором. У девочки отмечается положительная динамика в межличностных отношениях, отношениях с опекуном. У обучающейся 8 класса стрессовая ситуация, связанная с разрывом отношений, затянулась. Учебная мотивация снизилась. В последнее время ученица стала проявлять интерес к нашумевшим сайтам группы смерти. С ней проведена разъяснительная работа. С родителями ученицы проведена беседа. Учащаяся объяснила свой интерес тем, что хотела сама проверить, что пишут на этих сайтах, но на данный момент все ссылки заблокировала, и сайт не посещает.

Педагогу-психологу:

Наблюдение за учащейся, беседы и консультации по обучению способам снятия эмоционального напряжения.

Классным руководителям:

    Осуществлять тесную взаимосвязь с родителями учеников по вопросу ликвидации пробелов в знаниях, реализации индивидуального подхода к результатам обучения и воспитания ребенка.

    Консультативная помощь семьям и подросткам по предупреждению суицидального поведения.

Родителям:

1. Быть последовательными в своих действиях, не запрещать подростку безо всяких причин то, что вы разрешали раньше.

    Формировать у детей позитивное отношение к школе, учителям, одноклассникам.

    Доверять своему ребенку, принимать его таким, какой он есть.

В мировой психологической практике для диагностики кризисных состояний разработан и используется целый комплекс специально сконструированных клинико-психологических и психометрических методик. Основным клинико-психологическим методом выступает структурированное клиническое диагностическое интервью и клиническая диагностическая шкала. Данные методики включают ряд диагностических модулей (блоков вопросов), обеспечивающих диагностику психических расстройств по различным критериям психического здоровья: аффективным, когнитивным, тревож­ным, вызванным употреблением психоактивных веществ и т. д. Конструкция интервью позволяет работать отдельно с любым модулем. В каждом модуле даны четкие инструкции, позволяющие психологу по мере надобности перейти к беседе от одного к другому блоку вопросов. При необходимости для постановки окончательно­го диагноза могут привлекаться независимые эксперты.

К другим наиболее часто используемым в мировой прак­тике методикам диагностики кризисных психических состояний относятся: шкала оценки тяжести воздействия травматического события (Impact of Event Scale-Revised, IOES-R); Миссисипская шкала для оцен­ки посттравматических реакций; опросник Бека для оценки депрессии; опросник для оценки выраженности психопатоло­гической симптоматики SCL-90-R (шкала Дерогатиса); шкала ПТСР из MMPI; шкала оценки тяжести боевого опыта Т. Кина. Однако необходимо учитывать, что указанная батарея бы­ла разработана на основе критериев классификации психических болезней DSM-III-R, принятой в США и ряде других стран. Несмотря на полученные данные о возможности использования их рус­скоязычных версий, вопрос о дальнейшей работе над созда­нием или адаптацией специализированных психодиагности­ческих методов, направленных на измерение признаков кризисных состояний, а также других последствий психической травматизации, остается одной из первоочередных задач в этой области психологии. Надо отметить, что в отечественной психологии разработан первый психодиагностический инструмент для этих целей, успешно зарекомендовавший себя, - Опросник травматического стресса (ОТС).

Необходимо также учитывать специфику психодиагности­ки кризисных состояний: первым этапом при ее проведении является уста­новление в анамнезе испытуемого самого факта переживания им травматического события, т.е. уже на этом этапе происхо­дит актуализация индивидуального травматического опыта и сопутствующей ему постстрессовой симптоматики. Опыт показывает, что процесс обследования травматизированных клиентов предъявляет к психологу-диагносту требования, от­носящиеся не только непосредственно к его компетенции профессионала, но и к умению оказывать «первую психотера­певтическую помощь». Таким образом, методы стандартизо­ванной психодиагностики в работе с лицами, страдающими кризисными психическими состояниями, представляют интерес не только в плане установления диагноза, но и в плане оптимизации психокоррекционных и реабилитационно-восстановительных мероприятий, проводи­мых с пациентами - носителями данной группы психиче­ских нарушений.

Текущая страница: 2 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

1.4. Особенности психодиагностики кризисных состояний

Кризис – переломный момент в личностном развитии, он характеризуется высокой интенсивностью негативно окрашенных переживаний, чувствами тупика и безысходности. Кризис ставит человека перед необходимостью глубоких, трудных изменений, охватывающих всю психику, он дает шанс для дальнейшего развития личности или – при неблагоприятном развитии – заканчивается психической травмой.

Кризисное состояние означает утрату личностной идентичности и жизненных ориентиров. Кризис – относительно длительное состояние, требующее от человека зачастую трудной душевной работы по его преодолению.

Кризисные состояния связаны с личностной структурой человека, так как они сформированы всей логикой личностного развития. Безусловно кризисное состояние, как и экстремальное, может быть вызвано и внешними событиями, но оно не порождено, а лишь спровоцировано ими.

Особенности и проблемные стороны психодиагностики кризисных состояний следующие:

Трудность в объективизации кризисного состояния,

Отсутствие данных о благоприятном (позитивном) протекании кризисов,

Сложность подбора диагностического инструментария.

Как и в случае с экстремальными состояниями, констатировать наличие или отсутствие кризиса может только сам человек, исходя из собственных субъективных ощущений. Несмотря на то, что кризисные состояния так же, как и экстремальные, характеризуются предельной интенсивностью переживаний, в кризисе эти переживания более растянуты во времени и психика оказывается менее дезорганизованной и более склонной к рефлексии. Более того, часто человек, находясь в кризисе, полностью охвачен своими переживаниями и самоанализом. Таким образом, для изучения кризисных состояний, как и для экстремальных, основным психодиагностическим методом является клинико-психологический. Однако здесь в большей мере, чем для изучения экстремальных состояний, применимы самоотчеты (беседа, интервью, нарративы). Также, поскольку кризис, как правило, является поворотным моментом в личностном развитии, для исследования и описания стадий жизненных кризисов используется биографический метод. Часто человек не может обозначить начало кризисного состояния (кроме случаев, когда пусковым механизмом оказалось какое-то внешнее воздействие) и сформулировать, на каком именно этапе у него появились трудности. Использование биографических методов1
Биографические методы в психологии – способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Предполагает получение информации, источником которой являются: интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии, свидетельства очевидцев, опросники, контент-анализ дневников, писем и т. п. При использовании биографического метода с целью изучения стадий жизненных кризисов личности исследователи собирают и обобщают материалы, отражающие подробные сведения об определенных жизненных событиях человека, происходивших до, во время и после кризиса, а также о психологических закономерностях протекания этого отрезка жизни.

В случае обращения человека к специалисту объективация актуального кризисного состояния затруднена по ряду причин. Во-первых, часто люди в критической ситуации обращаются за помощью дистанционно (телефонное и интернет консультирование), что существенно уменьшает возможность оценить актуальное состояние, поскольку такая форма общения сокращает каналы восприятия. Во-вторых, довольно часто подобные обращения бывают единичными, и в этом случае основной задачей психодиагностики является психопрофилактика, а именно выявление угрозы травматизации.

Другой особенностью психодиагностики кризисных состояний является то, что иногда жалобы в большей степени предъявляет не сам человек, а его окружение (особенно часто при возрастных кризисах). В таких случаях на первый план выступает задача дифференциального диагностирования между «нормативным» проявлением переживания кризиса и манифестацией психических расстройств.

Жизненные кризисы на протяжении своей жизни переживает большинство людей, но только единицы обращаются к специалистам. Как уже говорилось выше, чаще всего в поле зрения психологов попадают люди, которые не могут самостоятельно справиться с кризисной ситуацией. Данных о так называемом благоприятном переживании кризисов практически нет. Вместе с тем крайне важно выявление характеристик, прогностически ценных относительно переживания кризиса. В настоящее время достаточно сложно однозначно выявить, что конкретно определяет, станет ли кризис шансом для личностного развития или приведет к психическим нарушениям, насколько это связано с личностными особенностями самого человека и какие из них способствуют более благоприятному или, напротив, негативному разрешению кризисной ситуации. Переживание кризисов непременно приводит к изменению личностных особенностей, что существенно усложняет изучение преморбидных характеристик, исследователям становится трудно отделить то, что было характерно для человека до кризиса, а что было приобретено впоследствии.

Особая сложность заключается в том, что при решении научно-исследовательских задач изучения кризисных состояний наиболее диагностически значимыми оказываются такие личностные структуры и механизмы, для изучения которых крайне сложно подобрать инструментарий. С одной стороны, необходимо учитывать, что в той или иной степени под воздействием кризисной ситуации меняется вся личность в целом, с другой стороны, необходимо всё-таки отметить, в чем именно заключаются изменения и с чем связаны трудности в разрешении кризисной ситуации. Это приводит к необходимости применения достаточно широкого спектра психодиагностических методов.

В итоге, можно выделить следующие основные направления в психодиагностике кризисных состояний:

✓ Психодиагностика актуального состояния

– непосредственно в момент переживания кризиса при обращении за помощью,

– ретроспективно (воспроизведение состояния в период переживания кризиса),

– лиц с признаками прогностически неблагоприятного переживания кризиса, выявленных в группах риска (сенситивные возрастные периоды, сложные жизненные ситуации И др.)>

– в процессе динамики психического состояния в период переживания кризиса.

✓ Изучение следующих индивидуально-личностных характеристик, влияющих на протекание кризиса, т. е. психологических факторов:

– провоцирующих кризис,

– влияющих на интенсивность и особенности эмоциональной окраски переживания кризисов,

– способствующих благоприятному протеканию и позитивному выходу из кризисов,

– прогностически значимых для неблагоприятных исходов психологических кризисов.

1.5. Психодиагностический инструментарий, применяемый в психологии кризисных и экстремальных состояний

Психодиагностические задачи и методы их решения находятся в непосредственной зависимости от парадигмы, в рамках которой изучаются эти сложные психологические категории. Надо отметить, что в научных исследованиях и в прикладной психодиагностике специалисты далеко не всегда отчетливо осознают теоретико-методологическую базу, на основе которой строят свои гипотезы и проводят научную или практическую работу. Чаще сами цели исследований, их методический арсенал, свидетельствуют о том, что работа осуществляется в рамках определенного психологического направления. Безусловно, было бы предпочтительнее, чтобы, планируя исследование, автор осмысленно ориентировал себя в рамках определенной теоретической основы.

В связи с этим рассмотрим конкретные задачи психодиагностики, психодиагностический инструментарий, используемый в исследованиях и психологической практике в зависимости от теоретической ориентации психолога.

Экстремальное состояние в бихевиоралъно-когнитивной парадигме понимается как сверхсильный стресс, т. е. не как самостоятельная категория, а как одно из частных проявлений стресса. Кризис также понимается как стресс и на языке этого направления, скорее всего, может быть отнесен к пролонгированному макрострессу (Абабков В. А., Перре М., 2004).

Наряду с пониманием стресса как неспецифического адаптационного синдрома в бихевиорально-когнитивной психологии вводится понятие психологического стресса. В наиболее распространенных трансактных моделях психологический стресс рассматривается как часть динамической системы взаимодействия человека и окружающей среды. Отсутствие «соответствия» между возможностями человека и требованиями со стороны среды вызывает ответную реакцию – стресс. Стресс рассматривается как индивидуально воспринимаемый феномен, опосредованный психологическими особенностями личности. Общим для трансактных моделей психологического стресса являются: наличие воздействия на индивида, оценка угрозы со стороны воздействия и возможностей ее преодоления, физиологические и психологические реакции на несоответствие вызова и возможностей преодоления, реакции преодоления доступными человеку способами, как неосознаваемыми, так и осознаваемыми (когнитивные, поведенческие реакции, психологическая защита).

В соответствии с психологическими позициями и ориентирами исследований этого направления можно выделить и различные психодиагностические задачи, а также методы, позволяющие их решать.

Решение психодиагностических задач определения реакций на оказанное воздействие осуществляется с помощью следующих методов, традиционно в специальной литературе обозначаемых как методики, направленные на оценку стрессовых состояний:


Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (Ч. Д.Спилбергер, 1973, адаптирована Ю.Л.Ханиным, 1978).

Методика «Шкала психологического стресса PSM-25» (L.Lemyre, R.Tessier, L. Fillion, 1991) в адаптации Н.Е. Водопьяновой, 2009.

Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин, 1981).

Опросник «Актуальное состояние» (Л. В. Куликов, 1997).

Методика определения доминирующего состояния (Л. В. Куликов, 2003).

Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор), адаптирована Т. А. Немчиным, 1983.

Опросник «Утомление – монотония – пресыщение – стресс» (версия немецкого опросника BMS II, адаптированная А. Б. Леоновой, 1984. и ряд других методов .


Для решения задачи исследования стимулов, которые могут оказаться экстремальными, используют опросные листы по определению гипотетической «стрессовой силы». К таким методам относится довольно широко используемая «Шкала жизненных событий» Т. Холмса и Р. Райха (Т.Н. Holmes, R.H.Rahe) . Шкала представляет собой список жизненных событий, которые, по результатам исследования авторами более пяти тысяч пациентов, оказали негативное влияние на их психическое и соматическое здоровье. Каждому важному жизненному событию в этом списке соответствует определенное число баллов, соответствующее степени его «стрессогенности». Итоговая оценка выражает степень стрессовой нагрузки.

Однако значимость таких методов для изучения экстремальных состояний не столь очевидна, так как эмоционально окрашенные события в этой шкале далеко не всегда, а точнее – редко, можно отнести к априорно экстремальным. Возможно, такие методики выполняют исследовательскую задачу по выявлению «стрессоров» (точнее, «дистрессоров»), характерных для различных групп людей, да и то с поправкой на культуральные различия и на время, прошедшее с момента их создания. Но и в этом случае ранжирование ситуаций, являющихся дистрессорами для популяции в целом, представляет интерес скорее для социолога, а не психолога. Вряд ли можно согласиться с тем, что одно и то же событие имеет схожее значение для разных людей и что по наличию этих событий в жизни человека можно судить об уровне его эмоционального напряжения или стресса. Более того, это не согласуется с взглядами авторов концепции психологического стресса, в рамках которой оценка степени угрозы воздействия на человека носит индивидуальный характер.

Более обоснованными представляются исследования, направленные на изучение характеристик тех психосоциальных стимулов, которые переводят их в ранг «дистрессоров» для конкретного человека (или в исследовательских целях для групп людей, объединенных по тем или иным признакам). Хотелось бы подчеркнуть, что такие исследования требуют тщательно построенного эксперимента, оснащенного методиками объективирования тех реакций, которые исследователи относят к стрессорным. Возможно модифицирование процедуры проведения описанной выше методики «Шкала жизненных событий», например, оценивание самим респондентом представленных в списке жизненных ситуаций по степени стрессового воздействия личного для него.

Задачу психодиагностики гипотетически экстремальных жизненных ситуаций в жизни человека решает также Life Experience Questionnaire, русскоязычная версия «Опросника травматических состояний» – биографическая методика, позволяющая определить наличие в травматического опыта и степень значимости его в жизни человека.

В современных исследованиях когнитивно-поведенческого направления наиболее разработанными и широко используемыми стали следующие методы изучения копинг-стратегий:

«Опросник для изучения копинг-поведения» (E.Heim, 1988) адапитирован Б. Д. Карвасарским с соавт., 1999.

Опросник «Индикатор стратегий преодоления стресса» («TheCopingStrategylndicators», CSI, J. Н. Amirkhan, 1990), адаптированный Н. А. Сирота, 1994 совместно с В.М.Ялтонским, 1995.

Опросник «Стратегии совпадающего поведения» – ССП (Folkman S., Lazarus R. S., Ways of Coping Questionaire 1988), адаптированный и стандартизованный на отечественной выборке Л. И. Вассерманом с соавт., 2009.


В основе указанных опросников лежат разработанные авторами классификации копинг-стратегий, базирующиеся, в свою очередь, на разных признаках. Однако эти опросники не лишены недостатков, так как определяемые с их помощью характерные для человека копинговые стратегии не могут быть для него универсальными в разных жизненных ситуациях. Более того, одни и те же копинговые стратегии в одних обстоятельствах могут быть эффективными, тогда как в других не только не ведут к снижению напряжения, но и наносят вред. Кроме того, представляются спорными и некорректными научные гипотезы о наборе копинг-стратегий, характерных для групп людей, занимающихся, например, одной профессиональной деятельностью.

Вместе с тем, наряду с копинговыми стратегиями, авторы выделяют ряд психосоциальных, способствующих стрессоустойчивости факторов, относительно независимых от характеристик стрессовых ситуаций. К ним относят комплекс адаптивных индивидуально-типологических особенностей, таких как оптимизм, интернальный локус контроля, самооценка, а также социальная поддержка.

Диагностика стрессоустойчивости и индивидуально-психологических особенностей, влияющих на предрасположенность к стрессу, осуществляется с помощью следующих методик:

Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников ).

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова, С.В.Чермянина (см.: Практическая психодиагностика, 2001).

Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости – сокращенная методика определения поведения типа А (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, 2002).

Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности (В. В. Бойко, 1996).

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман, М. А. Беребин, Б. В. Иовлев, 2004).

Тест-опросник «Исследование субъективного контроля» (Дж. Роттер, 1954), адаптирована Е. Ф. Бажиным с соав., 1984.

Экспресс-диагностика уровня самооценки (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов, 2002).

Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд, 1954), адаптирована Т. В. Снегиревой, 1987; А. К. Осницким, 1991.

Методика изучения временной перспективы Ф.Зимбардо (Zimbardo Time Perspective Inventory: ZTPI, Zimbardo P. G., Boyd J.N., 1999), адаптирована А. Сырцовой, E. T. Соколовой, О. В. Митиной, 2007.


В последние десятилетия в рамках когнитивного подхода распространение получила теоретическая модель, согласно которой основополагающей причиной психических нарушений, возникающих вследствие психотравмы, является разрушение базовых убеждений – «картины мира» человека. Психодиагностической мишенью для исследований в рамках этой парадигмы оказывается изучение представлений человека о мире и о себе в этом мире. Что происходит с этими базовыми убеждениями в результате экстремальных событий? Какие из них оказываются наиболее уязвимыми? Решение таких психодиагностических задач является не только важным для расширения психологических знаний о происхождении психической травмы, но и полезным для построения психокоррекционной работы, направленной в соответствии с лежащими в ее основе теоретическими знаниями на реконструкцию картины мира (не восстановление, а реконструкцию с включенным в нее новым опытом). Психодиагностика «картины мира» наряду с клиническим методом может осуществляться с помощью следующих методик:

«Шкала базовых убеждений» (R. Janoff-Bulman, 1992) в адаптации А. В. Котельниковой, М. А. Падун, 2008; Г. У Солдатовой, Л. А. Шайгеровой, Т. Ю. Прокофьевой, О. А. Кравцовой, 2008.

Методика «Смысложизненные ориентации» – СЖО (Purpose-in-Life Test, D. Crumbaugh, L.Maholick, 1964), адаптирована в 1981 г. К. Муздыбаевым, в 1992 г. модифицирована Д. А. Леонтьевым.


Исследователи психодинамической школы , для которых понятие «психотравма» является основополагающей, направляют свои усилия на понимание тех психических механизмов, которые включаются в экстремальном для человека состоянии для защиты его Эго-структуры. Основное внимание психодинамически ориентированные психологи уделяют психологическим защитам, сформированным человеком в течение жизни, поскольку именно они по каким-то причинам оказываются не в состоянии выдержать обрушившиеся на психику воздействия. На смену им приходят другие – или более примитивные, или так называемые злокачественные (в случае катастрофической травматизации), позволяющие сохранить Я биологическое, жертвуя сформированной Я-структурой. Здесь в фокусе внимания – структура Я и ее защиты.

Кризис в психодинамической парадигме наиболее полно представлен в теории идентичности Э. Эриксона (1996), под которой он понимает набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве), делающих человека подобным самому себе и отличным от других людей. Это, по словам автора, «самая сердцевина, ядро» личности. Его же эпигенетическая теория развития личности легла в основу выделения им ступеней жизненного пути, на каждой из которых решаются конкретные психологические задачи. Переход на каждую возрастную ступень сопровождается кризисом.

Таким образом, для психологов психодинамического направления предметом изучения является структура Я, ценностная структура, защитные механизмы, бессознательные конфликты – все те психические процессы, которые принято называть глубинной психологией. Излишне пояснять, почему основным методом здесь выступает клинико-психологический.

В качестве вспомогательных могут использоваться:

«Я-структурный» тест (Г. Аммон, 1976) адаптирован Ю. Я Тупициным, В. В. Бочаровым и др., 1998.

Методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич, 1973) адаптированная Д. А. Леонтьевым, 1992.

Методика «Индекс жизненного стиля» – определение системы защитных механизмов психики (R. Plutchik, Р. Kellerman, H.Counte, 1979) адаптирована Е. Б. Клубовой, 1995, 1998.

Проективные методы (В. Н. Мясищев с соавт, 1969, Е. Т. Соколова, 1980):

тематический апперцепционный тест – TAT (Н. Murray, 1943), описан Н. К. Киященко, 1965; Е. Т. Соколовой, 1974; И. Н. Гильяшевой, 1976;

рисуночный тест «Человек под дождем» (Е. Романова, Т. Сытько, 1992);

– рисуночный тест «Несуществующее животное» (С. Э. Габидулина, 1986; М. 3. Друкаревич, 1990);

– методика «Незавершенные предложения» (А. Пейн, 1928, Д. Сакс, С. Леви, 1950) апробирована Г. Г. Румянцевым, 1969;

– «Тест руки» – Hand-test (Э. Вагнер, 1962), адаптирован Т. Н. Курбатовой, 2001;

– тест Л. Сонди (Л.Сонди, 1939), модифицированный и адаптированный вариант Л. Н. Собчик, 2003.


Одним из наиболее важных факторов развития психотравматизации в экстремальных ситуациях, с точки зрения приверженцев психодинамического направления, является включение диссоциативных процессов. Прогностически важным относительно психической травмы поэтому является наличие признаков диссоциации в экстремальной ситуации. Психодиагностическим инструментом, позволяющим ретроспективно оценить наличие диссоциаций переживания экстремальной ситуации, является «Опросник перетравматических диссоциаций» (В. А. Агарков, Н. В. Тарабрина, 1998). В остром периоде травмы диссоциация проявляется как механизм защиты от невыносимых негативных переживаний, она оказывает анестезирующее действие, выводит индивида из соприкосновения с интенсивными болезненными чувствами и эмоциями, вызванными травмой.

Еще один опросник, направленный на изучение диссоциации – «Шкала диссоциаций» («Dissociation Experience Scale», Е. М. Bernstein, F. W. Putnam, 1986). На русский язык опросник переведен и адаптирован В. А. Агарковым и Н. В. Тарабриной в 1999 г. В данной методике оцениваются проявления механизма диссоциации и в обыденных условиях, и в экстремальных потенциально психотравмирующих ситуациях.

В рамках гуманистической, или экзистенциальной, психологии экстремальные и кризисные состояния могут рассматриваться как переломные моменты в самореализации человека. Экстремальное состояние есть отражение острой угрозы реализации всего жизненного замысла. Кризис – поворотный, переломный момент в его осуществлении. В экстремальных состояниях психологической задачей человека является переживание нового необычного опыта, имеющего угрожающий характер (возможно, даже витальную угрозу), и интеграция его в предыдущий жизненный опыт.

В кризисе жизненный замысел и путь к его осуществлению оказываются под сомнением. Субъективное чувство тупика, безвыходности, характерное для кризиса, свидетельствует о блокировании главной, с позиций гуманистической психологии, личностной цели – самоактуализации человека. Психологическими задачами переживания кризисного состояния является обретение человеком новых жизненных смыслов, новых ориентиров и ценностей. Решение этих задач позволяет не только пережить кризис благополучно, но и может вывести личность на новую ступень ее развития, расширив экзистенциальный опыт. Ревизия ценностей, пересмотр старых или поиск новых жизненных смыслов, восстановление снизившейся самооценки оказываются здесь в фокусе психологической помощи и, соответственно, психодиагностики.

Исследования самосознания, ценностной структуры методически слабо оснащены. Существует ряд психодиагностичеких инструментов, предназначенных для этих целей:

Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич, 1973), адаптированная А. Гоштаусом, А. А. Семеновым, В. А. Ядовым (Саморегуляция, 1979), модифицированный вариант Д. А. Леонтьева, 1992.

Методика «Ценностные ориентации личности», созданная на основе теории универсального содержания и структуры ценностей С. Шварца и УБильски, 1990, адаптированная Е. В. Пахомовой, 2011.


Созданные для социологических опросов и в настоящее время широко используемые в различных психологических дисциплинах эти методы могут оказаться полезными не только для индивидуальной диагностики, но для исследований групп. Критериями для объединения в группы могут быть самыми разными: событие, «спровоцировавшее» кризис, возраст, пол, профессиональная деятельность и др.

Полезными для изучения экзистенциальных проблем могут быть уже упомянутый выше тест СЖО, метод Ч. Осгуда «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд, 1968; описан Т. Л. Федоровой, 1978), который позволяет получить представления о той или иной ценности в семантическом поле как отдельного человека, так и в группе людей.

Методы, применяемые для измерения самооценки, самосознания, самоотношения, которые могут быть использованы при психологической диагностике человека, находящегося в кризисном состоянии и после преодоления кризиса – для объективации данных о восстановлении личностной идентичности и интеграции личности, следующие:

Q-сортировка (W. Stephanson, 1958), адаптирована Г.Л.Исуриной, 1979, С. В. Цыцаревым, 2002.

Опросник самоотношения – ОСО (В. В. Стопин, 1985,1987).

Методика исследования самоотношения – МИС (С. Р. Пантелеев, 1993).

Методика измерения самоотношения – СОТКУ (В. Н. Куницына с соавт., 2001).

Методика «семантический дифференциал» (Ч. Осгуд, 1968), Т. Л. Федорова, 1978.

Методика определения самооценки (Т.Дембо, 1962), модифицированная С. Я. Рубинштейн, 1970.

Опросник для изучения образа Я у подростков Д. Оффера (С. А. Кулаков, В. В. Дементьев, 1990).


В близком экзистенциальному современном культурно-историческом подходе выделяется «возможностная» теория личности по Д. А. Леонтьеву. В рамках этого подхода в центре внимания оказывается личностный потенциал (сила Я, сила воли, саморегуляция, жизнестойкость). Суть понятия личностного потенциала лежит в основе личностной автономии и самодетерминизации. Личностный потенциал связан не только с характером человека, но и с определёнными содержательными характеристиками его личности, такими, как убеждения, ценности, смыслы, но и они не являются прогностически эффективными относительно личностного потенциала в критической ситуации, когда ценности окажутся под угрозой. Сам автор указывает на методологические трудности его операционализации. Вместе с тем в соавторстве с Е. И. Рассказовой в 2006 г. им переведен и адаптирован «Тест жизнестойкости» С.Мадди, направленный на выявление личностного конструкта, характеризующего меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и уровень успешности деятельности.

Одним из проявлений кризиса может являться дезинтеграция в мотивационно-личностной сфере – конфликт соотношения ценности и доступности ее реализации. Методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах», разработанная Е. Б. Фанталовой в 1996 г., позволяет обнаружить степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутреннюю конфликтность ценностной сферы, явления блокады основных потребностей, а также уровень самореализации, интегрированности, гармонии личности.

Методика «Духовный кризис» (Л. В. Восковская (Шутова), А. В. Ляшук, 2005) направлена на исследование явления духовного кризиса, который понимается авторами как «состояние переживания утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально-значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального». Методика позволяет определить наличие и степень выраженности переживаний, связанных с такими экзистенциальными категориями, как страх смерти, одиночество, свобода, бессмысленность, вина, ответственность, неудовлетворенность и страдание. Оценка наличия кризисных переживаний в жизни обследуемого производится в различных временных измерениях (прошлом, настоящем, будущем).



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам