Тибетская медицина понятие коней в лекарственной терапии. Тибетский сбор для омоложения и очищения организма. Тибетская медицина лечение. Быть здоровым – обязанность человека

Природа Тибета уникальна тем, что самое большое, самое высокое и самое молодое горное плато в мире. Поэтому Тибет называют "крышей мира" и "третим полюсом".

Растительный и животный мир Тибета традиционно малоизвестен. Многие считают, что Тибет - это пустыня, ведь как известно, природные и климатические условия нагорья чрезвычайно суровы. Лишь после 50-х, а в особенности - после 70-х гг. ХХ в. ученые получили полную картину тибетского растительного и животного мира. Результаты экспедиций биологов на нагорье стали предметом жгучего интереса как китайских, так и зарубежных ученых.

Схема распределения основных типов растительности в регионе Тибетского нагорья

Главная особенность растительности Тибета - ее «молодость». Вся древняя флора, существовавшая в этом регионе в прошлом, была полностью уничтожена в период оледенения. Кроме того, слишком недавно по геологическим меркам здесь произошло воздымание. Поэтому флора региона не так богата, как можно было бы ожидать, и очень мало эндемов, в сравнении с другими горными системами мира. Для Тибета характерна мозаичность поясных границ и типологическая пестрота растительного покрова внутри каждого из поясов: горные пустыни развиваются рядом со степными, подушечными и другими непустынными сообществами. Поэтому здесь к горным пустыням отнесены не только сообщества эремофитов (пустынных растений) - полыней, терескена, аянии, но и холодные степи и сообщества подушечных растений - акантолимонов, гипсофил, караганы (Caragana versicolor ) и других видов. Все сообщества Тибета отличаются вертикальной сжатостью, разреженностью, абсолютным преобладанием подземной фитомассы.

В целом по направлению с юго-востока на северо-запад ландшафты в Тибете сменяются от влажных альпийских кустарников через степи к высокогорным холодным пустыням. Леса небольшими лентами могут быть встречены только по речным долинам на самом юго-востоке. На высотах от 3500 и почти до 6000 м над ур. моря в растительности перемежаются горные луга, степи, холодные высокогорные пустыни и субнивальные трагантники с преобладанием подушковидных растений. Здесь находится центр разнообразия некоторых высокогорных таксонов - родов кобрезия (Kobresia), мытник (Pedicularis), меканопсис (Mecanopsis) и примула (Primula).

Растительность Тибета в целом изучена относительно слабо, геоботаникам и флористам есть где развернуться. Наиболее подробное описание растительности Тибетского нагорья с использованием российской геоботанической классификации дано Zhang (1988). На этой основе созданы карты растительности Тибета в масштабе 1:3 000 000 (Zhang, 1988), 1:5 000 000 (Atlas Tibet Plateau, 1990) и листы карты в масштабе 1:1 000 000 (Hou, 2001). Все эти карты на китайском языке, к последним есть еще и легенда на английском языке. Более крупные карты растительности существуют только на отдельные районы.

Наиболее общее распределение типов растительности в регионе (схема слева) отражает градиент влажности климата. Так как количество выпадаемых осадков снижается по направлению к северо-западу, то и вся растительность в нагорье постепенно изменяется от кустарниковых лугов (на юго-востоке) к степям и пустыням (северо-запад). Леса можно встретить только в речных долинах, особенно по юго-восточному краю нагорья.


Ланцея тибетская Lancea tibetica (сем. Mazaceae) -характерное растение высокогорных пустынь Тибета

Терескен серый (белолозник серый) Ceratoides latens (= Krascheninnikovia ceratoides ) - кустарник из сем. Маревые (Chenopodiaceae), доминант высокогорных пустынь северного Тибета. Считается, что это реликт флоры плиты Тетис.

Аяния тибетская Ajania tibetica - растение сем. Сложноцветные (Asteraceae), характерное для сухих каменистых склонов Центральной Азии.

Альпийский луг с цветущей горечавкой горнокитайской Gentiana sino-ornata . Провинция Сычуань.

Диапенсия гималайская Diapensia himalaica - кустарничек из сем. Диапенсиевые (Diapensiaceae), широко представленный в нивальных тундрах и лугах Тибета и Гималаев.

Саксаул Гриффита карликовый Haloxylon griffithii subsp. wakhanicum (= Haloxylon wakhanicum, Haloxylon thomsonii ) - кустарник из сем. Маревых (Chenopodiaceae), произрастающий на засоленных почвах в Тибете, Кашмире и Гималаях, на высотах выше 3000 м.

Тилакоспермум дернистый Tylacospermum caespitosum - подушковидное растение из сем.

Гвоздичные (Caryophyllaceae).

Валунно-глыбовые поля и каменистые россыпи - экотоп обитания тибетского можжевельника и ревеня Александра Rheum alexandrae . Кандинг, высота 4298 м.

Один из ценных пищевых ресурсов тибетского растительного покрова - ягоды облепихи. Вид облепихи крушиновидной Hippophae rhamnoides (сем. Лоховые - Elaeagnaceae, см. на фотографии) отличается о другого - облепихи иволистной Hippophae salicifolia (распространенного на юге Синьцзян, в средних и восточных Гималаях) наличием колючек.

Характерное растение высокогорных степей Тибета - змееголовник разнолистный Dracocephalum heterophyllum из сем. Яснотковые (Lamiaceae).

Сиббальдия прижатая Sibbaldianthe adpressa - травянистое растение из сем. Розоцветных (Rosaceae), четко индицирующее перевыпас.

Гетеропаппус полуприжатый Heteropappus semiprostratus (сем. Сложноцветные - Asteraceae).

Астрагал конский Astragalus confertus (сем. Бобовые - Fabaceae).

Горец круглоколосковый Polygonum sphaerostachyum

Рододендрон гималайский Rhododendron anthopogon - кустарник из сем. Верескоцветные (Ericaceae).

Описания растений в трактате выдержаны в одной схеме: тибетское название растения , другие названия (санскритское, китайское, монгольское). Далее следует указание на страну, местность, где растет (Индия , Непал, Кашмир, Тибет, Китай), места обитания (леса, горные луга, пашни, берега рек, сады, огороды и т. д.). Описание внешнего облика приводится в таком порядке: характеристика корня, стебля, листьев, плодов и семян, имеются указания на вкус растения, запах, лечебные свойства, показания к применению. Описания растений иногда достаточно полны и детальны, иногда очень кратки. В описаниях растений обращает на себя внимание обилие красочных сравнений отдельных органов растений с широко известными понятиями, различными частями тела животных, птиц, человека, растений друг с другом. Так, например, цветки соссюреи похожи на голову старого человека, цветки живокости — на голову совы, листья лютика — на лапу лягушки, корневище папоротника — на хвост обезьяны, семена холархена — на язык попугая, стебель ргун-брум (винограда) — на стебель чжи-монг (княжика) и т. д.


При характеристике ботанических признаков строгой последовательности не наблюдается. Так, в одном случае указывается только форма, в другом — величина, а иногда — только окраска. Например, листья зопника даны в сравнении со шкурой лошади, цветки горца — с кучевыми облаками. При описании цветков чаще сообщают только окраску венчика и реже форму. Те же приемы встречаются при описании других органов растений.

Чтобы иметь представления о характере тибетских описаний растений, приведем несколько примеров:

  • «сог-ка-ба» — пастушья сумка «растет на обработанных землях, вблизи жилья, имеет сладкий вкус, мелкие стебли и листья с зазубринами, белые цветки и похожий на яйцо плод , убивает тошноту»;
  • «ци-тра-ка» — перец «растет в жарких странах, имеет стебли из перекрещивающихся суставов, красный, внутри пустой, жгучий на вкус плод»;
  • «луг-миг» — разные виды астры «имеет цветок, похожий на глаз барана, растет на каменистых местах там, где нарушен покров... листья похожи на обоюдоострый меч».

Анализ более чем 200 растений из трактата показал, что при указании географического распространения растений упоминаются Индия, Кашмир, Непал, Сикким, Китай, Индонезия, Тибет, долина рек Цзанпо (верховья Брамапутры), Верхний Тибет и так далее.

Буквальный перевод терминов, обозначающих местообитание, дает большое количество значений. Так, встречающиеся в трактате буквальные выражения «растет на замечательных горных долинах», «на высокогорных лугах», можно объединить, и в современном понимании это должно означать «растения равноправных горных лугов»; к сорным растениям можно отнести те, которые в буквальном переводе с тибетского языка «растут на обработанной земле», «среди хлебов», «во дворе», «на пашне». Иногда указывается, среди каких растений можно найти тот или другой вид: «жа-по-зе» растет рядом с караганой, купеной и другими.

При характеристике морфологических особенностей растений наблюдается изобилие сравнений растений между собой, с органами и различными частями туловища человека и зверей, предметами культа и быта.

Так, форма соцветий шизонепеты сравнивается с буддийской ступой (субурганом), соцветие тмина — с зонтиком, а соцветия других видов семейства зонтичных — с тмином. Цветки ремании в воображении автора напоминают колчан для стрел, а внутренняя часть цветка хлопчатника (имеется в виду пестик с трехраздельным рыльцем) — священный скипетр или жезл.

Не менее разнообразно применение прилагательных и сравнений при характеристике плодов, корней и листьев, формы растений. Значение целого ряда тибетских выражений и терминов, характеризующих морфологические особенности стеблей, корней, цветков, плодов и листьев, при буквальном переводе с тибетского языка на русский не всегда отражает сущность признака и поэтому ботанические эквиваленты целого ряда выражений и терминов установлены методом аналогии. Суть его заключается в сопоставлении описаний растений из трактата и их иллюстраций из «Атласа» с современными описаниями, обликом растений, которые известны под тем или иным тибетским названием. При таком сопоставлении установлено: лист, похожий «на лапу лягушки», должен быть пальчато-рассеченным; лист, имеющий «деления», — различные типы перисто-рассеченных и глубоко выемчатых листьев; лист, имеющий оспины (буквально переведенное как «имеющий пустые выемки») — в различной степени рассеченный на лопасти.

По полноте и схеме расположения сведений эти описания вполне сопоставимы с таковыми из современной ботанической литературы и содержат информацию о тибетских названиях растений с упоминанием синонимов и эквивалентов на других языках, о районах произрастания и местообитания, жизненной форме и характерных морфологических особенностях.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что описания растений в трактатах достоверны и достаточно подробны. На рисунках «Атласа тибетской медицины», несмотря на значительную степень стилизации, зафиксирована качественная определенность реально существующих растений.

В Тибете индийские и китайские растения заменялись тибетскими, которые при распространении тибетской медицины в Монголии и Забайкалье были заменены растениями местной флоры. Причем в арсенале тибетской медицины были восприняты лекарственные растения, применяющиеся в народной медицине бурят и монголов.

Описание растений в трактатах тибетской медицины имеет исключительно важное значение в поисках наиболее эффективных лекарственных препаратов при конкретных заболеваниях. Доказательств о рациональности применения лекарственных и пищевых растений в тибетской медицине можно привести достаточно много. Не нужно далеко ходить за примерами. Возьмем чай — самый популярный, древнейший напиток народов Востока. В западном полушарии с ним может конкурировать кофе . Тот и другой напиток содержит мощное действующее вещество — кофеин , ароматические и экстрактивные вещества, обуславливающие соответствующие вкусовые качества каждого из них. Любимый напиток — чай в искусных руках древних врачевателей из обычного напитка превращался в исцеляющий от болезней отвар. Кроме того, мы можем сказать, что в чайных листах и кофейных зернах современные ученые нашли много микроэлементов, а также различные биологически активные вещества, такие, как витамины А, В, РР, С, флавоноиды, эфирные масла , дубильные вещества и т. д. Или возьмем издавна известный всем чеснок . В тибетской медицине чеснок широко использовали для лечения глистной инвазии. Но, помимо этого, в 90-й главе III тома «Чжуд-ши» «О повышении сил старческого организма и продлении жизни» есть другая весьма интересная рекомендация по применению чеснока. Там сказано: «Для повышения бодрости и продления жизни пожилых людей необходимо в течение 21 дня давать диету следующего состава: пищу с минимальным содержанием солей, чесночную кашицу на масле в смеси с поджаренной мукой». Чеснок считался в этих случаях средством, очищающим кишечник от всех червей и ядов», а масло и мука - питательными продуктами. Эта рекомендация исходила из положения о том, что из кишечника непосредственно в кровь всасываются яды, образующиеся в результате деятельности «червей», а также из непереваренных до конца продуктов питания. Вероятно, фитонциды чеснока подавляли гнилостную среду, вызывающую процессы брожения в кишечнике, и тем самым уменьшали всасывание в орга­низм токсических веществ. О самоотравлении токсическими веществами из кишечника в свое время писал великий русский ученый И. И. Мечников, рекомендовавший для долголетия молочнокислый продукт — простоквашу. Следовательно, в рекомендации тибетских врачей можно констатировать интересную идею, заслуживающую внимания современных геронтологов.

Довольно часто в рецептурных прописях тибетской медицины можно встретить лакричный корень (солодку), особенно часто он рекомендовался при лечении заболеваний легких, отравлениях, вызванных различными причинами. В корнях этого растения содержится много сапонинов, которые обуславливают его отхаркивающий эффект. Солодка хорошо известна и народам Европы и Африки. Сладкий корень солодки использовался не только для лечебных целей. В некоторых странах его добавляли к жевательному табаку. В прошлом в Забайкалье дети употребляли корни солодки в качестве лакомства. Но не только сладкий вкус солодки привлекает внимание к ней. В последние десятилетия исследователи вновь вернулись к почти забытой солодке. Вспомнили, что Россия являлась в свое время главным поставщиком ее на мировой рынок как лекарственного сырья. Благодаря пытливым исследователям, раскрывающим залежи прошлого, многие забытые лекарственные растения оживают вновь и раскрывают новые целебные свойства. Так было и с солодкой. В настоящее время интерес к этому растению среди исследователей лекарственных растений вновь оживает после того, как ученые установили в конце 30-х гг. состав и строение сладкого вещества солодкового корня — глицирризина. Под действием кислот глицирризин распадается на две молекулы — глюкуроновой и глицирритиновой кислоты. Строение глицирритиновой кислоты напоминает строение молекулы гормона надпочечника — кортизона. Фармакологическое действие этой кислоты выявило сходство с действием кортизона. Оба вещества нормализуют водно-солевой обмен , у них отмечен противовоспалительный и противоаллергический эффект. Более того, подтверждены антитоксические свойства корней солодки, известные в восточной медицине под названием «противоядие».

В научную медицину из древности пришло растение «ня-ло» (горец). В тибетской медицине оно широко применялось при различных воспалительных процессах в желудочно-кишечном тракте. Как и другие растения, горец описан довольно точно и детально. В фармакологическом трактате «Шэлпрэн» указано, что горец растет на северных склонах гор. Это высокое растение с красным стеблем, толстым и изогнутым корнем, на вкус горьковато-кислое, вяжущее, цветки белые. Применяется при хронических заболеваниях кишечника. В научной медицине его вяжущие свойства используются при воспалительных процессах слизистых наружных и внутренних органов, а в народной медицине горец известен как вяжущее, кровоостанавливающее, мочегонное и регулирующее пищеварение средство. При химическом изучении этого растения обнаружены большие количества дубильных веществ, флавонор, витамина С, марганца, железа , алюминия. Таким образом, использование растения «ня-ло» в тибетской медицине было не случайным.

В тибетских медицинских трактатах лечебным свойствам шафрана дается высокая оценка. По-тибетски он называется «гур-гум». В наше время он в основном используется в пищевой промышленности. В научной медицине не применяется, а в народной он известен как болеутоляющее, мочегонное, противосудорожное, сердечное средство. В тибетской и других восточных традиционных системах медицины шафран считается средством противовоспалительным. В трактате «Вайдурья-онбо» сказано: «Гур-гум излечивает все болезни печени с жаром». Это означает, что шафран признавался одним из лучших средств при воспалительных заболеваниях печени, а также при кровотечениях, зависящих от функционального состояния печени. Исследователями установлено, что рыльца шафрана богаты красящими веществами, в его корне­вищах содержится 30-40% крахмала, жирные и эфирные масла , витамины — тиамин , рибофлавин, флавоноиды. 50%-ный отвар из корневища растений действует болеутоляюще и способствует пищеварению, усиливает желчеотделение и нормализует состав желчи.

В тибетской медицине особое внимание уделялось заразным (инфекционным) заболеваниям, их лечению. В трактатах и рецептурных справочниках описано довольно много лекарственных растений, которые применялись при эпидемических заболеваниях — «рим-над» (заразные болезни). Одним из представителей этой группы растений является «бар-ба-да», который расшифрован и идентифицирован как гипекоум. В трактатах «Вайдурья-онбо» и «Шэлпрэн» это растение описано следующим образом: «Листья сине-зеленые, цветки белые, напоминают по форме раковину, створки продолговатые, с выемками, напоминают стручки гороха. Излечивает это растение болезни рим и дуг (отравления)». В современной медицине это растение не применяется, ибо оно еще не изучалось фармакологически на животных. Однако предварительное его изучение в эксперименте показало высокую бактерицидную активность в отношении некоторых видов вирусов.

Огромный арсенал лекарственных растений в тибетской фармакопее классифицируется по терапевтическому эффекту на 17 групп, среди которых большую группу составляют противовоспалительные средства, излечивающие патологию систем «рлунг, мкхрис, бад -кан». Далее идут группы растений, обладающих отхаркивающим, детоксирующим действием. Правильная расшифровка и идентификация тибетских названий лекарственных растений, а также установление их лечебной направленности откроет большое поле деятельности для исследователей лекарственных растений разных регионов.

Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в "Четырех Тантрах" методы физической и психической тренировки, такие какрелаксация, янтра-йога, созерцательное преобразование комплекса тело - речь - мысль.

Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в "Четырех Тантрах" методы физической и психической тренировки, такие какрелаксация, янтра-йога, созерцательное преобразование комплекса тело - речь - мысль.

Кровопускание.
"Болезни, при которых назначается кровопускание - распространенный жар, путаный жар, жар от заразы, опухоли и отеки, болезнь "сурья", опоясывающий лишай, болезни лимфы, проказа, а при отсутствии таковых - болезни печени, селезенки, рта, глаз, головы т.п. Короче, кровопускание назначается по большей части при болезнях жара, возникающих [на основе] крови и желчи. Но кровопускание не допускается при неразделенной крови [см. ниже], незрелых заразных заболеваниях, пустом жаре, при неснятой интоксикации, опасном заразном жаре, истощении телесных сил, хотя - суть болезни с генезисом жара. Кроме того, кровопускание не допускается при беременности у женщин, после родов, при болезнях отеков вследствие метаболических расстройств, понижении огненной теплоты желудка, не переваривании пищи, короче, при болезнях, возникающих [на основе] слизи и ветра, [но даже] при отсутствии таковых - у детей до 16 лет и у лиц, достигших старческого возраста".

Временная последовательность. "Разделительное кровопускание необходимо проводить незамедлительно в случаях завихрения крови во внутренних плотных и полых органах, при обширном жаре, заразных заболеваниях, а при отсутствии таковых - при классифицируемых как зрелые болезнях непрерывных кровотечений изо рта, из носа и т.д. ...".

Есть ряд и других показаний и противопоказаний, однако ввиду сложности подготовки к кровопусканию и самой процедуры кровопускания подробно излагать данную тему в этой книге считаю неуместным. Хочу лишь вкратце изложить основные моменты, относящиеся к кровопусканию.

Первое. Для проведения кровопускания использовались специальные инструменты, к материалу изготовления, форме, качеству которых предъявлялись весьма серьезные требования. Секреты изготовления таких инструментов передавались от мастера к мастеру.

Второе. Необходимо научиться четко различать болезни, при которых кровопускание применяется, и те болезни, при которых оно недопустимо. Для этого врач должен в совершенстве владеть искусством постановки диагноза, обладать хорошим знанием нозологии. Эти же требования важны и для третьего пункта - знания временной последовательности развития заболеваний, так как применение кровопускания при несозревшей болезни, как правило, не допускается.

Четвертое. Необходимо правильно подготовить организм больного к кровопусканию. Специальными методами следует довести несозревшую болезнь до созревания, с помощью специальных лекарственных составов отделить в местах кровопускания плохую кровь от хорошей, затем, опять же применении лекарственных средств, разделить кровь и ветер. В результате при кровопускании из рассеченного места вначале выходит немного пузырящейся крови, с большими пузырьками газов, затем выходит немного черной по цвету плохой крови, и затем кровь останавливается. Но это самый простой случай.

Пятое. Необходимо хорошее знание техники кровопускания, прежде всего практическое. Эта техника варьируется в зависимости от того, из какого сосуда производится кровопускание. Отметим, что то, что названо кровопусканием, включает кровопускание из вен, артерий, а также выведение лимфы из лимфатических сосудов.

Шестое. Необходимо хорошее знание топографии точек тела, в которых производится кровопускание при конкретных заболеваниях. Всего насчитывают 77 основных и 13 дополнительных каналов крови, желчи и лимфы, из которых выпускают из организма больную кровь, желчь и лимфу. Имеются также 112 основных и ряд вторичных каналов и мест, кровопускание в которых недопустимо, это "уязвимые структуры каналов тела".

Седьмое. Необходимо знать меру, количество выпускаемой крови или лимфы в каждом конкретном случае.

Восьмое. Необходимы знания и навыки по уходу за больным по окончании процедуры.

Девятое. Следует знать о том, что избыточное, недостаточное и неквалифицированно проведенное кровопускание может нанести вред. Врач должен быть чрезвычайно внимательным, чтобы не допустить ошибки, а при допущении таковой обязан уметь оградить больного от ее последствий.

Десятое. Врачу должны быть известны признаки благоприятного воздействия на организм больного процедуры кровопускания.


Прижигание.

Тема прижигания рассматривается, как правило, по семи пунктам: показания к применению прижигания, противопоказания, конусы для прижигания, места, в которых производится прижигание, методика прижигания, реабилитация, действие прижигания или польза от прижигания.

Показания и противопоказания. Прижигание рекомендуется при наличии "уменьшения теплоты желудка, образования отеков [опухолей, подагры, завихрения лимфы в костях и суставах конечностей, внешних отеков, болей, головокружения вследствие болезней ветра, помрачения сознания, сумасшествия, доводящих до обморока болей, расстройства движений конечностей вследствие болезней каналов, лимфатических сосудов и жил. При отсутствии таких [болезней] оно очень полезно при болезнях классов ветра и холода, которые очень часто возникают после нарывов [язв ], пустого жара и других горячих болезней, а кроме того - при болезнях лимфы. Однако не следует производить прижигание при болезнях горячей желчи, при жаре крови, при [болезнях ] входов органов чувств, канала бытия в промежности у мужчин".

Сбор и обработка эдельвейсов, изготовление конусов. Прижигание производится с помощью специальных конусов разного размера, изготавливаемых из эдельвейсов и определенного количества крапивы. При различных -заболеваниях величина конуса для прижигания варьируется от размера "верхней фаланги большого пальца" и до "размера сухой горошины". Для изготовления конусов используются соцветие эдельвейса обедненного и эдельвейса Палибина.

Места, в которых производится прижигание, по-тибетски называются "санмиг" (gsang dmigs). Они бывают двух видов: "санмиг", в которых ощущается боль, т.е. привязанные к самой болезни, и дополнительно известные врачу "санмиг".

Первые - это места артритных завихрений лимфы в суставах костей, внешние опухоли, отеки; места, в которых при надавливании ощущается болезненность, а при снятии нажима чувствуется облегчение; вокруг отеков, наростов, злокачественных ран.

Вторые - это места, связанные с каналами циркуляции ветра, желчи, слизи, крови, лимфы.

Приведем пример. "Первый позвонок - это "санмиг ветра". При сгибании шеи становятся видны круглые выступы; на первой такой круглой косточке и производится прижигание. [Это VII шейный позвонок. ] Основные показания: вследствие попадания ветра в канал жизни [наблюдаются ] спутанность сознания, сумасшествие, сильная сердечная аритмия, дрожь в теле, причиненная ветром немота, бессонница, глухота, неспособность повернуть шею; [прижигание этого позвонка] полезно также при других болезнях группы [болезней] ветра".

Методика прижигания. Вначале из организма больного следует вывести яд. "Яды - термин для обозначения приносящих вред телу и жизни веществ, попадающих [в организм] с пищей". Затем конус из эдельвейсов помещают на выбранное врачом место "санмиг" спины, предварительно подготовив это место. Разработаны правила по прижиганию одним конусом, несколькими конусами, правила, определяющие длительность прижигания. Причем,"если, например, прижигание производится на "санмиг", тепло должно ощущаться и спереди, и наоборот. Отсутствие боли в месте прижигания после проведения процедуры является признаком того, что прижигание принесло большую пользу".


Реабилитация. После проведения прижигания остатки золы дочиста не счищаются, а смазываются сверху смесью сливочного масла с солью, на ночь не рекомендуется пить холодную воду и вино и т.д.

Польза от прижигания. "Если прижигание производится в соответствии с методом, оно благоприятно сказывается на токе ветра и крови, "закрытии рта" каналов, снятии болей, подавлении ветра, укреплении памяти и ума, порождении теплоты желудка и тела, переваривании пищи, удалении омертвевших тканей при опухолях, нарывах, застарелых ранах, на снятии отеков, вытягивании лимфы, иссушении ее и т.п.".

Компрессы.

Различают компрессы холодные и горячие, однако врачи полагают, что для детей в отдельных случаях необходимы особые компрессы.

Холодные компрессы.

При отеках от ушибов и переломов, распространенном и путаном жаре, если они сопровождаются болями, к больным местам прикладывают наполненную холодной водой грелку, смоченную холодной водой ткань, холодный, вытащенный из воды булыжник либо другие холодные предметы. Такой компресс снимает боли, устраняет жар.

При непрерывных кровотечениях из носа рекомендуется прикладывать бутылку с холодной водой, набранной ранним утром, когда еще не погасли звезды, либо же смешанный с водою ил со дна колодца или родника к промежутку между бровей, к впадине на затылке.

При зубных болях вследствие жара крови и к отекающим вследствие расстройств ветра областям также прикладывают холодный ил.

При подагрическом жаре накладывают холодный компресс из истолченного корня софоры желтоватой в смеси с равным количеством коровьего навоза.

При обширном жаре вследствие расстройств крови и желчи под мышки и на лоб прикладывают смоченную холодной водой ткань или вытащенный из холодной воды булыжник.

Горячие компрессы.

При болях от несварения или вследствие острых заболеваний органов брюшной полости прикладывают горячий компресс из завернутой в ткань прогретой на сковороде или в чугунке соли.

При понижении теплоты почек и задержке мочи на поясницу рекомендуется наложить горячий компресс из предварительно разогретой на огне и завернутой в ткань сушеной барды.

При послеродовых болях в нижней части кишечника, в области ягодиц, почек, поясничной области рекомендуется накладывать теплые компрессы из завернутой в ткань земли, откинутой мышью при рытье норки, предварительно разогрев землю на огне в хорошем вине.

При темно-красной слизи, интоксикациях и других вызывающих боли в желудке болезнях рекомендуется накладывать горячие компрессы из отваренных в воде и затем завернутых в ткань листьев бадана, щавеля и мушмулы японской.

При холодных опухолях желудка вследствие несварения рекомендуется накладывать горячие компрессы из нагретого на огне и завернутого в ткань голубиного помета.

При острых заболеваниях органов брюшной полости глистного происхождения рекомендуется накладывать горячие компрессы из разогретых на огне и завернутых в ткань корней и листьев дудника даурского.

При попадании лимфы в суставные влагалища рекомендуется размолотый голыш или песок в смеси с небольшим количеством соли отварить в пиве или воде, завернуть в ткань и наложить горячий компресс.

При задержке мочи по причине холода на нижнюю часть живота рекомендуется наложить горячий компресс из осадка топленого масла и голубиного помета.

При болях в конечностях вследствие болезней лимфы рекомендуется наложение горячего компресса из овечьего помета, отваренного в вине.

Компрессы противопоказаны при болезнях слизистых отеков, когда сок желчи окрашивает мясо и кожу в темно-желтый цвет, при проказе, интоксикациях, водянке, тучности, заразной болезни "бал", оспе, высыпаниях на коже, после еды.

Компрессы, накладываемые на печень у детей, применяются в случаях увеличения печени. Ребенка раздевают и укладывают на спину. Кусочек натурального шелка опускают в холодную воду, затем накладывают на живот ребенка справа, очищают его, накладывают на область печени листья баррингтонии, сверху на нижнюю часть печени накладывают зеркало, хрусталь, ковшик, сосуд с водой, старый сошник или любую холодную, круглую и гладкую вещь и от 10 до 15 раз перемещают ее к верхней части печени, затем снова очищают живот, смачивают кусочек шелка водой и помещают его на область печени, привязав ленточками, как бы упаковав в шелк живот. Соответственно степени заболевания - малой, большой, опасной - этот компресс следует носить от 3 до 5 дней.

Ванны.

Различают горячие ванны из вод природных источников и искусственные ванны.
Ванны назначают при подагрическом, ревматоидном, появившемся на почве отеков ног стягивании конечностей вследствие огрубления жил и образования суставных опухолей и отеков; при хромоте, вызванной неправильным функционированием белых каналов; при дряблости мышц; при образовании узлов в каналах вследствие понижения их теплоты; при искривлении каналов поясницы; при болезни "пестроты мяса" и других заболеваниях кожи и лимфы; при старых ранах; при нагноении ран; при болезни "сурья" плотных и полых органов; при интоксикациях; при опухолях и отеках вследствие расстройств ветра; при ухудшении пигментации кожи, огрублении кожи; при застарелых, трудно поддающихся лечению болезнях.

Ванны противопоказаны при жаре от заразы, путаном жаре, обширном жаре, беременности, повышенном кровяном давлении, болезнях сердца.

Воды природных источников в Бурятии и в Читинской АССР в свое время ламами были исследованы и распределены по классам болезней. Уже в 70-е годы традиционным врачом Г.Л. Ленхобоевым и кандидатом философских наук Н.Ц. Жамбалдагбаевым совместно было обследовано большое количество природных источников Бурятии и Читинской области. Источники обследовались традиционными методами: вода определялась по вкусу, по силе (преимущественному достоинству), по почве, через которую она проходит, по характеристикам растущей у источника флоры и т.п. При этом выяснилось, что многие естественные источники сохранили свою силу, но в тех местах, где были пробурены и торпедированы глубокие скважины для массового пользования водами, эти воды во многом утратили свои целебные свойства.

В одной и той же местности разные источники, даже находящиеся в непосредственной близости, могли использоваться для лечения болезней совершенно различной этиологии - они проходили через разную почву, обогащаясь разными микроэлементами и, следовательно, силами. При смешении таких вод их особенности теряются. При использовании для ванн воды естественных, природных источников и специально приготовленной воды с применением различных лекарственных ингредиентов необходимо придерживаться довольно строгих правил, частично варьирующихся в каждом конкретном случае. Опыт практической бальнеологии передается непросто и в этой книге описывать правила применения целебных ванн было бы неуместно - при их неверном применении последствия могут быть весьма плачевными.

Массаж.
Под массажем в тибетской медицине понимают применение методов растирания, разминания и постукивания после умащения кожи старым сливочным маслом, кунжутным маслом, жиром животных и лекарственными веществами. Это один из способов лечения болезненных основ.

Умащение жирами.

При сумасшествии, обмороках, потере памяти и других группах болезней ветра сливочное масло годичной давности втирают в область I позвонка (это VII шейный позвонок) и, начиная отсчет от него, VI и VII, а также в точку между сосками на груди. После растирания и разминания эти места вытирают мукой из поджаренного ячменя. Подобная процедура производится и в нижеописываемых случаях.

При зуде вследствие расстройств лимфы в кожу рекомендуется втирать конский, онагровый, ослиный жир.

При истощении силы почек, истечении семени рекомендуется в поясничные позвонки втирать бобровый жир [или жир выдры ] и сурочий жир.

Чтобы бесследно вывести оспинки с лица, рекомендуют втирание козьего жира в смеси с размолотым красным корнем воробейника или макротомии.

При появлении между веком и глазным яблоком беловатых выделений, по консистенции напоминающих клейстер, рекомендуется в подошвы ног втирать ячье масло с тмином.

Втирание микстур.

При нарывах, абсцессах, гнойниках в больные места рекомендуется втирать приготовленную в виде кашицы микстуру из желтой серы, соли, винной (пивной) закваски, сажи на старом масле и погреться на солнце.

В старые гноящиеся раны и старые раны с трудновыводимым гноем рекомендуется втирать микстуру из золы от сожженных полых стеблей астрагала или остролодочника на кобыльем или ослином молоке.

При подагрических болях следует втирать муку из белого или черного кунжута, сваренную в сыворотке из-под сыра.

При появлении на лице угрей, прыщей, язвочек от лишая рекомендуется втирание жидкой микстуры из порошка белой горчицы, аира болотного, очищенной соли и сухих листьев мушмулы японской на коровьей моче.

При коликах на основе болезней крови, кожных болезнях, инфекционных отеках, опоясывающем лишае и экземах рекомендуется втирание микстуры из порошка красного сандала, цветков горечавки крупнолистной и корней шлемника байкальского на снеговой воде.

При высыпаниях на коже при чесотке рекомендуются втирания микстуры из сажи, корней соссюреи лопуховидной, щавеля, золы корней стеллеры карликовой, соли, винной [пивной] закваски на прогорклом масле (на масле, собирающемся на стенках сосуда со скисшим молоком) .

При болезнях "пятнистости кожи", лишаях, "слизывании коровой" и других болезнях кожи рекомендуются втирания микстуры из шкуры черной змеи, сожженой в сосуде без выхода дыма, на свином жире.

Противопоказания.

Массаж противопоказан при несварении (непереваривании принятой пищи), при жесткости в бедрах вследствие расстройств ветра, при отсутствии аппетита, при отравлении ядами, изготовленными из драгоценных камней, при водянке, при болезнях слизи и темно-красной слизи желудка и т.п.

Итого описано пять основных немедикаментозных методов лечения тибетской медицины.

Что касается дополнительных корригирующих методов, имеющихся в тибетской медицине, изучению их следовало бы посвятить специальное исследование. Назовем некоторые из них.

Иглоукалывание считается завершающей корригирующей процедурой, закрывающей входы каналов после выведения из них болезней с помощью лекарственной и нелекарственной терапии. Проведение процедуры иглоукалывания в самом начале лечения сравнивается с ситуацией, когда, обнаружив в доме воров, закрывают двери, не выгнав их.

Методы йоги. Имеется множество систем йоги, отдельные элементы которых могут служить делу сохранения и восстановления здоровья. В целом можно сказать, что практика йоги включает в себя упражнения по контролю над умом, речью и телом, направленные на достижение равновесия функций систем организма, энергетически обеспечиваемых активностью "лунного" ветра Лаланы, "солнечного" ветра Расаны и "ветра мудрости" Авадхути, а также режимом пульсаций "солнечного", "лунного" и "равного" происхождения.

При лечении заболеваний тибетская медицина пользуется в основном многокомпонентными лекарственными составами. В основу составления таких препаратов положены соответствующие теоретические представления о причинах и механизмах развития заболеваний.

В связи с тем, что в основе возникновения болезни лежит расстройство регулирующих систем организма, в состав сложного лекарственного состава для лечения болезни включался компонент или компоненты для коррекции состояния расстроенной системы или систем регуляции. При описании в трактатах свойств лекарственных средств, их лечебного эффекта указывался характер влияния средства на систему регуляции.

На основании того, что все заболевания имели либо горячую, либо холодную природу, в состав сложного лекарственного состава включали второй компонент (компоненты), действие которого было направлено на уравновешивание тепла и холода в организме, в случае наличия горячей болезни использовали прохладительное средство, при лечении холодной патологии — горячительное лекарство. При лечении патологии с равновесными уровнями тепла и холода использовали компоненты с нейтральными в плане тепла и холода свойствами. Все лекарственные средства в тибетской медицине сгруппированы по горячим, холодным или нейтральным свойствам.

В связи с тем, что заболевания имеют свои «места расположения», в состав сложного лекарственного препарата включали компонент для воздействия на определенную ткань и орган. Органная, тканевая тропность действия различных лекарственных средств известна и описана в соответствующей литературе.

Естественно, что все компоненты состава способствовали в определенной мере устранению внешних проявлений болезни, ее симптомов, тем не менее, дополнительно в состав вводили специальный компонент (компоненты), обладающий специфическим противосимптомным действием.

Кроме перечисленных компонентов, в состав сложного препарата вводили так называемого «коня», на которого возлагалась функция по доставке всего препарата к месту действия. В качестве «коня» обычно использовали мед, патоку, сахар. Иногда функции «коня» выполнял в сложном составе компонент, который обладал определенной органотропностью действия.

Роль каждого из компонентов, входящих в состав сложного препарата, была известна и в зависимости от роли, выполняемой в составе сложного препарата, различные его компоненты определялись терминами, заимствованными из социальной сферы. Так, в сложных составах фигурировали компоненты «царь», «царица», «царевичи», «министры», «советники», «военачальники», «воины», «холопы».

В зависимости от степени выраженности (силы) лечебного эффекта, присущего составам в целом, они также определялись как лекарства — «цари», «простолюдины» и т.,

Отдельные лекарственные средства (компоненты), которые обладали лечебными свойствами определенной направленности в максимальной степени также называли «царями», так, камфора называлась «царем прохладительных средств», красный перец — «царем горячительных», миробаланы называли «царем» всех лекарств, в связи с их выраженной терапевтической активностью в отношении целого спектра различных заболеваний, и т. д.

Таким образом, в соответствии с перечисленными принципами лечения заболеваний, лекарственные составы тибетской медицины обычно были многокомпонентными. В состав их включали, прежде всего, компоненты для восстановления нормального состояния расстроенной системы регуляции, во-вторых, — компоненты для уравновешивания уровней тепла или холода в организме, в-третьих, — лекарственные средства для коррекции состояния пораженного органа и ткани, а также — компоненты для устранения внешнего симптомокомплекса болезни. По каждой из четырех перечисленных позиций можно было, по усмотрению врача, использовать по одному или по нескольку средств. В связи с этим, численность компонентов в сложном лекарственном составе могла значительно варьировать. Кроме того, как один компонент в составе сложного препарата могли фигурировать традиционно принятые в тибетской медицине, широко используемые сочетания нескольких лекарственных средств, обладающих определенным, хорошо известным, лечебным эффектом.

К таким компонентам — сложным составам — можно отнести, например, составы «главные из холодящих», «главные в отварах», «главные из трав», «две золы», «плоды четырех видов», «пять амрит», «пять горячих», «пять корней», «пять листьев», «пять хороших», «три борца», «три горячих», «три коня», «три острых», «три разных плода», «три плода», «три разные соли», «три сладких», «три советника», «три соли», «три хороших», «четыре ароматных», «четыре вида плодов», «четыре красных», «четыре питательных», «четыре прохладных», «четыре царя», «шесть главных», «шесть драгоценностей», «шесть корней», «шесть лекарств противодействия», «шесть хороших» и другие. Перечисленные широко используемые и хорошо известные комплексы применяли как самостоятельные препараты, обладающие определенным действием, но в ряде случаев они включались как компонент с определенным лечебным эффектом в состав более сложных прописей.

Все компоненты в сложный состав включались на основании правил сочетания их первичных и вторичных вкусов, свойств и конечного действия.

Кроме вышеперечисленных моментов, усложнению лечебного состава способствовали следующие обстоятельства: необходимость сделать в ряде случаев компоненты, входящие в состав препарата, в частности растительные средства, более «мягкими».

«Мягкости» растений добивались путем введения в многокомпонентный состав, в котором используется данное растение, другого растения или растений — «проводников» со смягчающим действием или противодействующих-растений. «Мягкий» проводник — это такое растение, которое само легко проникает и позволяет всему составу легко достигать желудка и других полых и плотных органов.

«Смягчение» с помощью противодействующих средств осуществляется следующим образом. Считается, что травы, входящие в состав, действуют не только на локальный очаг болезни, но и оказывают действие на другие органы и системы организма: «раздувают ветер, гасят огонь и иссушают силы тела». Поэтому, для того, чтобы уменьшить силу трав, «раздувающих ветер», в состав добавляют мясо и старую патоку, для поддержания желудочного огня — гранат и длинный перец, для укрепления сил тела — миробалан хебула. Лучше всего действуют эти средства при использовании их в виде жидкой кханда.

«Мягкости» всего состава добивались также путем составления смеси из растений, хорошо сочетающихся между собой.

Столь многочисленные и разнообразные условия, сопровождавшие составление многокомпонентных лекарственных препаратов, обуславливали и значительное число вводимых в них лекарственных средств.

Численность компонентов в сложных препаратах могла достигать и 100. Однако столь сложные составы, так же как одно- и двухкомпонентные составы применяли достаточно редко, наиболее часто встречающаяся численность компонентов в составах от 3 до 25—35, в зависимости от характера патологии, для лечения которой они использовались.

Ниже приведены примеры, демонстрирующие принципы составления сложных лекарственных средств. При составлении жаропонижающих препаратов, т. е. обладающих свойствами лечить горячие болезни, как основное ядро препарата использовались одно средство или несколько компонентов, обладавших именно таким, жаропонижающим, прохладительным действием, или, напротив, горячительным свойством, в препаратах для лечения холодных болезней. Эту центральную группу компонентов (или один компонент) называли царем состава. Кроме того, в состав препарата включали другие компоненты в зависимости от таких особенностей болезни, как органная локализация, симптомокомплекс, степень проявления, стадия процесса. Названия этим компонентам препарата давали, как уже было отмечено, в. соответствии с их ролью в общем действии препарата: царица, царевичи, советники, военачальники и т. д. Для определенной группы препаратов центральное ядро остается неизменным, а дополнительные компоненты состава можно было варьировать в каждом конкретном случае в зависимости от особенностей патологии и организма больного.

Так, например, хорошим прохладительным средством для лечения горячих заболеваний является состав, в который входят такие компоненты как камнеломка, шалфей, термопсис, змееголовник, желтушник, гипекоум, сверция, соссюрея костус, шлемник, горечавка крупнолистная.

Царем в приведенном составе является камнеломка, царицей — шалфей, царевичами — термопсис и змееголовник, советниками — желтушник и гипекоум, холопами — сверция, соссюрея костус, шлемник и горечавка крупнолистная. Советники с одним из холопов в соотношении 1:2 выполняют роль военачальника, а воинами являются любые прохладные травы. Конем во всех прохладных лекарствах служит снеговая или дождевая вода (бессолевая вода). Для лечения скрытого и незрелого жара такая вода выпаривается на 2/3 первоначально взятого объема и используется в теплом виде; при лечении распространенного жара используется холодная бессолевая вода, а при застарелом жаре — кипяченая и остуженная, при пустом жаре — кипяченая, горячая вода.

Группа нижеприведенных прохладных, жаропонижающих составов имеет в своей основе следующие 4 растения: шлемник, соссюрею костус, шалфей и горечавку крупнолистную, к этим четырем растениям в качестве советников можно добавлять горечавку лежачую, гипекоум, хохлатку (состав лечит инфекционный жар). Эти же четыре основных растения с советниками эвкоммией, шандрой и макротомией лечат грамс. При добавлении к основному ядру борца разнолистного, бадана толстолистного и щитовника получается состав, который лечит отравления искусственными ядами. Если основные четыре растения соединить с пустырником, мареной и борцем разнолистным, полученный состав излечивает понос от жара. Лекарство, полученное из тех же четырех растений и перца Бунге, гороха и марены, лечит брум-наг, при добавлении к ядру препарата ложного жень-шеня, остролодочника и травы девясила состав излечивает гаг и лхог, череда, цветы борца синего и корни любистока сообщают всему составу свойство излечивать бадкан смуг-по; при добавлении эвкоммии, череды и латука получается состав, который помогает при сотрясении мозга. Для лечения болезней чху-сэр (желтой воды) конечностей к основному составу из этих же четырех растений нужно добавить крестовник, корень коптиса и тысячелистник. Следующие семикомпонентные составы, в которые опять-таки как ядро препарата входят все те же 4 растения: шлемник, соссюрея костус, шалфей и горечавка крупнолистная при добавлении к ним других трех растений (по три растения для лечения каждой из патологий), излечивают целый ряд заболеваний. Так, состав, включающий еще патринию, очиток и реманнию, способствует заживлению разрывов плотных органов, «сушит кровь», «сращивает разрывы сосудов и жил». Добавление золы полыни Гмелина, остролодочника и золы раковины каури, сообщают составу способность «сушить гной и кровь, чху-сэр в груди». Марена красильная, макротомия, гетеропаппус при добавлении их к 4 основным растениям лечат жар крови, а скерда, борец разнолистный, кора барбариса — жар желчи, шиповник, кора барбариса, плоды можжевельника лечат чху-сэр; очиток, рябчик и живокость Брунона излечивают застарелый жар; термопсис, суг-дра (не идентифицировано) и горечавка холодная — жар легких; состав с добавлением змееголовника, плеурогинеллы и эфедры излечивает жар печени. Живокость Брунона, кумарчик и коптис, соединенные с основным составом, лечат жар Селезенки, а можжевельник, кумарчик и алтей излечивают жар почек. Жар желудка можно вылечить при использовании с основным составом одуванчика, горца сибирского и змееголовника, жар тонкого кишечника — при добавлении горца сибирского, борца разнолистного и марены. Нивянник, куркума культурная и кора барбариса вместе с основным составом помогают излечиться от жара мягких тканей. Мытник, адиантум и рябчик в комплексе с основным составом излечивают жар сосудов; эвкоммия, шиповник, пустырник лечат жар костей. Проводником ко всем этим составам дают кусочек сахара.

Следующая группа препаратов, горячих, направленность действия которых — излечение холодных болезней, также имеет основное ядро и варьирующую часть из нескольких других растений, добавляемых к основному составу. Набор добавляемых растений зависит от вида и локализации холодной болезни. Основной частью в горячих лекарствах являются княжик, рододендрон, облепиха и «укрощенный шпат» (процедура «укрощения шпата» приведена на стр. 220). Если к указанному основному составу добавить редьку, лук репчатый и перец длинный, такое средство вызывает увеличение огня в желудке, добавление к основе гороха, винной закваски и соды способствует перевариванию цзамбы, а лютика, семян крапивы и лука репчатого — лучшему перевариванию овощей. Добавление к тому же основному составу селитры, золы помета грифа, ломоноса сообщает всему составу способность разрушать скраны; введение в состав соды, мдзе-цха, витании, а также как исключение, и четвертого растения — фиалки придает составу способность разрушать скраны матки, а добавление лютика, ломоноса и золы каури — высушивать дму-рдзинг. Использование в качестве советников к основному составу селитры и витании снотворной придает составу способность разрушать каменные скраны, а горичника, витании и купены — подавлять скийа-рбаб. Добавление к основному составу ярутки, песчанки и змееголовника сообщает составу способность излечивать болезни легких, шиповника, змееголовника и перца длинного — свойство излечивать холодные болезни печени; добавление к основным растениям мальвы, витании снотворной и якорцов приводит к приобретению способности излечивать болезни селезенки; ярутки, витании и купены — болезней чху-сэр; а если добавить к основному составу купену, спаржу и рога оленя, можно вылечить «холодный гной». Конем ко всем перечисленным составам служит сахар, все горячие лекарства нужно запивать кипятком.

Другое многокомпонентное, особенно эффективное горячительное лекарство приводится в «Чжуд-ши», его компоненты: «шесть корней» (купены, спаржи, витании, редьки, горичника, марены), «пять листьев» (лютика, ломоноса, княжика, крапивы, рододендрона), «один цветок» (цветок борца синего), «четыре вида плодов» (пузырницы, облепихи, якорцов и мальвы), «три соли» (селитра, сода, соль), «две золы» (гашеный шпат, зола помета грифа) и сахар, состав нужно запивать горячей водой. При лечении этим средством «без следа исчезнут все болезни холода».

Тибетская медицина все разнообразные лечебные составы по механизмам действия на болезненный процесс подразделяет на две группы: 1. успокаивающие (подавляющие) патологический процесс и 2. очищающие организм от болезни, выводящие болезнь из организма.

Все сложные лекарственные составы используются в определенных лекарственных формах, информация о них приводится в главе «Успокаивающие составы, их лекарственные формы, лечебное действие». В этой главе приведены различные сложные составы для лечения горячих и холодных заболеваний, в общих чертах, без указания деталей описаны технологические условия их приготовления, а также перечислены показания к их применению и лечебные эффекты.

«Чжуд-Ши» выдвигает целый свод нравственных постулатов:

Мирские законы – основа всех достоинств.
Надо накрепко выучить их, следовать их букве и содержанию.
Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошие, как бы ни препятствовали.
Сначала обдумай – это в будущем обеспечит успех.
Не все услышанное принимай за истину, а проверь как следует.

Все, что услышишь, произнеси про себя и сделай краткий вывод. От любящих и верных не таись, разговаривай открыто. Будь нетороплив, но тверд, мирно и быстро вступай в общение. Врагам спуску не давай, но усмиряй их благородными способами. Храни дружбу, привязанности, не забывай о благодеянии. Уважай учителя, отца, дядю, вообще всех стариков. Живи умом и сердцем в согласии с земляками, родственниками, друзьями. Землю обрабатывай аккуратно, сроки соблюдай строго. Неправоту свою и поражение признавай, а если сам победишь – будь сдержанным. Если мудр – не зазнавайся, а если богат – знай меру. Низких не попирай, высоким не завидуй. Дружбы и вражды с негодяями избегай. На чужое не зарься. Остерегайся ошибок и грехов. Чтобы потом не раскаиваться, дурным людям власть не давай. Силы душевные не трать, но нравом будь широк. Большинство своих дел старайся исполнить в течение месяца. Так и в одиночку под чужую власть не попадешь, и даже если ты раб, станешь начальником многих.

Тибетская медицина неотделима от учения Будды. В Тибете медицинские институты всегда создавались в буддийских монастырях, рядом с монастырями располагались больницы и аптеки. В лечении использовались молитвы, специальная практика медитации. В этой врачебной науке очень большое внимание уделяется духовности и нравственности. Причины некоторых болезней связаны с реинкарнацией, считается, что они привнесены из прошлых жизней индивидуумов. Кармические болезни часто не поддаются обычному медицинскому лечению и требуют духовных техник, отказа от «плохих» мыслей и т. д.
Буддийское учение многогранно, европейцы часто говорят, что буддизм – это философия. И это верно, ясность и свободомыслие являются важной предпосылкой буддийского пути, и успешное развитие лишь совершенствует их. Некоторые утверждают, что буддизм – это психология, учение о том, как улучшить нашу повседневную жизнь. Далай-лама часто говорит: «Если вы не можете помогать другим, хотя бы не вредите им. Для этого не обязательно становиться монахом; будучи мирянином, можно также эффективно работать на общее благо». Буддизм распространяет свою «психологию» на много жизней. Он учит, что события и ощущения, причины которых нельзя понять в рамках одной жизни, могут быть результатами поступков прошлых жизней. Соответственно сегодня своими мыслями, словами и делами мы определяем будущее, в котором переродимся. Этот выходящий за пределы одной жизни принцип причины и следствия, который в буддизме называется кармой, объясняет, почему существа находятся в столь разных ситуациях на внутреннем и внешнем уровнях. Исходя из того что каждый переживает свою собственную карму (то есть результаты своих прошлых действий, слов и мыслей), работа начинается с высокого уровня самостоятельности и ответственности за себя. Будда учит, что причиной страданий является не зло, а недомыслие. Поэтому главное – удалить неведение, чтобы поступки существ вели к непреходящему счастью, которого все так или иначе постоянно ищут.
В «Чжуд-Ши», в главе о поддерживающем здоровье образе жизни, вводится понятие дхармы. В буддизме этот термин имеет несколько значений, в частности, он обозначает универсальный закон бытия, открытый Буддой, буддийское учение, как жить по возвышенным законам.

Все твари живые стремятся к блаженству, говорится в «Чжуд-Ши», но без дхармы все начинания становятся причиной страдания, поэтому усердствуй в дхарме.
Опору нужно искать в буддийском учении, у лам – друзей добродетели, грех отбросить подальше. «Убийство, воровство, разврат, ложь, болтливость, грубость и сплетни, жадность, вредность и еретические взгляды – от этих десяти грехов тело, язык и душу отврати. Страдающим, больным и бедным помогай чем можешь. Ко всем, начиная от червей, относись как к себе. Улыбайся честно и искренне, говори прямо. Даже врагам, замышляющим злое, старайся быть полезным». Милосердие, укрощение тела, языка и души, бескорыстная милостыня, забота о чужих делах как о своих – вот предел возвышенного поведения.
В этих заповедях заключена мудрость веков, способная исцелять и поддерживать. Прислушайтесь к ней.

9. Шесть сезонов года

Классический трактат тибетской медицины «Чжуд-Ши» делит год на шесть сезонов, состоящих из двух месяцев: начало и конец зимы, весна, сезон роста растений, лето и осень. У каждого из этих сезонов есть свои особенности. С учетом всех особенностей функционирования организма в зависимости от времени года врачи тибетской медицины разработали определенный образ жизни и питания: «зимой надо есть много, летом – мало, а весной и осенью – умеренно».
Зимой стоит употреблять больше продуктов со сладким, кислым и соленым вкусами. В это время от холода закрываются поры, прибывает сила огня, возбуждается Ветер (нервная система), и если есть в это время мало, то силы тела убудут. Учитывается и то, что ночи становятся длинными, можно до утра проголодаться, что сказывается на силе тела. В начале и конце зимы надо натираться кунжутным маслом, есть мясо, супы, маслянистое, жирное, носить теплые одежды и обувь, греться грелкой, у огня и на солнце.
Зимой в груди собирается слизь, и весной, когда от тепла солнечных лучей внутреннее тепло ослабевает, слизь приходит в движение. Образ жизни зимой нужно вести жесткий, подвижный, принуждать себя к усилиям, обтираться, чтобы удалить слизь.
Соблюдение этих правил особенно рекомендуется людям конституции Слизь. Им полезен мед, кипяток, отвар имбиря.
Весной рекомендуются продукты с острым, вяжущим, горьким вкусами. Весной и осенью следует проводить очищение кишечника и желудка.
В период роста растений солнце очень жаркое, оно похищает силы. Надо есть сладкое, маслянистое, прохладное, соленое, жгучее, кислое. Тяжелый труд на солнце противопоказан. Хорошо обмываться прохладной водой, пить разбавленное вино, сидеть в прохладном доме, вдыхая аромат, в тонкой одежде или в тени деревьев под ветерком.
Летом лучше обходиться малым количеством пищи. В летнее время, особенно в конце его, лучи солнца могут привести к накоплению в организме желчи, которая придет в движение осенью. Чтобы предотвратить это, следует отдать предпочтение пище со сладким, горьким, вяжущим вкусами. В качестве лечебной процедуры летом показаны клизмы. Кроме того, в «Чжуд-Ши» сказано: «Носи одежду, пропитанную запахом камфары, сандала, ветиверии, а в доме разбрызгивай воду (с благовониями)». Этих советов хорошо придерживаться и осенью.
Таким образом, в питании по сезонам года необходимо придерживаться следующих правил. Зимой и поздним летом лучше питаться продуктами с теплыми свойствами, весной – более грубыми, осенью и летом, в период роста растений, – прохладными, то есть обладающими холодными свойствами.

10. «Цари» и их войска

«Всюду, куда проникает аромат этих лекарств, нет места болезням» («Чжуд-Ши»). Тибетские лекарства включают в свой состав от 3 до 125 ингредиентов растительного, минерального, животного происхождения. Рецептура составления многих препаратов хранится в тайне и наследуется путем духовной передачи. Зная принципы воздействия на жизненно важные органы, можно лечить, упорядочивая течение энергии, но можно и блокировать токи жизненных сил. Поэтому важно, кто владеет знанием, каков духовный уровень личности. Необходимые компоненты для тибетских лекарств собираются в экологически чистых районах Гималаев, Северной Индии, Монголии, Бурятии, Тибета, других стран и изготавливаются под руководством лам, достигших высокой степени духовной реализации. В тибетских медицинских источниках прописи многокомпонентных лекарств, схемы лечения, описания заболеваний предстают в особых образах. Например, составление лекарства подобно формированию войска под предводительством основного лечебного компонента – царя. Другие основные и второстепенные составляющие – царица, советники (министры), «стражники» (воины), проводники, купцы, оружие, кони, глашатаи, бегущие перед царским выездом и расчищающие дорогу, и т. д. Лекарство-царь – это тот компонент, действие которого направлено на причину или главный симптом болезни, оно выполняет основную лечащую функцию. Лекарство-советник (министр) помогает царю усиливать лечебное действие. Чтобы обеспечить мягкое действие лекарственных средств, в сложные составы вводится специальный компонент – проводник или конь, на которого возлагается функция по доставке препарата к месту действия. В качестве коня часто используют мед, патоку, сахар, свежекипяченую теплую воду и др. Благодаря этому лечебное действие становится более целенаправленным, воздействуя конкретно на очаг воспаления. Эти меры позволяют избежать побочного действия на другие ткани и системы организма.
Если рассмотреть лекарство, подавляющее холод, то царем будет гранат, советником – рододендрон, проводником может быть имбирь, мускатный орех, шафран, кардамон и т. п. Проводник добавляют в зависимости от симптомов, которые нужно устранить.
Один и тот же ингредиент в разных случаях может представлять собой царя, царицу, стражника или, к примеру, советника. В частности, существует описание шести вариантов приготовления камфары для шести разных составов, в которых это лекарство должно выполнять разные роли. «Камфару готовят так: как дикого человека, который бродит один; как богатыря, которого снаряжают оружием; как царицу, которую сопровождает учтивая свита; как посла, соединяющего с друзьями и врагами; как военачальника, находящегося среди соратников; как царя, ведущего всех за собой». Это означает, что в первом случае камфару назначают в чистом виде, во втором – вооружают добавлением лекарственных трав и сажают на коня (сахар); учтивая свита получается при добавлении к этим веществам мускуса, шафрана и медвежьей желчи. Дальнейшее усложнение состава делает камфару послом, военачальником и царем в зависимости от того, против какой болезни направлено данное лекарство.
Болезни представляются врагами или дикими животными. Распространение заболевания сравнивается с наступлением врага, захватом укрепленных позиций, нападением зверя. В каждом случае освобождение от болезни ассоциируется с действием божества или духа, несущего выздоровление. Среди духов лекарственных растений особая роль в такой армии принадлежала божеству Юл-лха, духу можжевельника. Исцеляющие свойства этого растения высоко ценились тибетскими врачами.
Отдельные лекарственные средства с определенными, ярко выраженными лечебными свойствами удостаиваются царских регалий. Так, камфара – царь холодных веществ, красный перец – царь горячих веществ, а миробаланы называют царями всех лекарств в связи с их выраженной целебной активностью в отношении целого спектра заболеваний. При составлении сложных лекарственных средств с использованием компонентов с разными свойствами строго соблюдаются точные пропорции и дозировки. Большая группа прохладных, жаропонижающих составов имеет в своей основе шлемник, соссюрею костус, шалфей и горечавку крупнолистную. При добавлении борца разнолистного, бадана толстолистного и щитовника получается состав, который лечит отравления искусственными ядами. Основной частью в горячих лекарствах, излечивающих болезни холода, являются княжик, рододендрон, облепиха и укрощенный шпат. Другой многокомпонентный состав, пример особенно эффективного горячительного лекарства, приводится в «Чжуд-Ши». Его компоненты: «шесть корней» (купены, спаржи, витании, редьки, горичника, марены), «пять листьев» (лютика, ломоноса, княжика, крапивы, рододендрона), «один цветок» (цветок борца синего), «четыре вида плодов» (пузырницы, облепихи, якорцов и мальвы), «три соли» (селитра, сода, соль), «две золы» (гашеный шпат, зола помета грифа) и сахар. При лечении этим составом без следа исчезают все болезни холода.

Согласно канонам, в состав тибетских лекарств входят вещества восьми родов. Это – травы (шафран, горечавка, мята, ромашка, гвоздика и т. д.); деревья и кустарники (камфарное дерево, лимонное дерево, кипарис, кокосовая пальма, кардамонное и мускатное деревья и др.); землистые вещества (глина разных сортов, каменный мох, горная смола, разного рода соли и т. д.); металлы (золото, серебро, медь, железо, олово и др.); минералы (малахит, жемчуг, коралл, бирюза, лазурит, различные камни); соки, добываемые из трав, деревьев, плодов; отвары, получаемые из кореньев, стволов, сучков, листьев, коры, цветков, ягод, плодов; вещества животного происхождения (желчь, мускус, рога, жир, кости). Формы лекарственных средств: порошки, пилюли, экстракты, настои, отвары, мази, сиропы, лекарственные вина (настойки, бальзамы).

В медицинской литературе Тибета описано более 1300 видов растений, более 100 видов минерального сырья и до 150 средств животного происхождения. При сборе дикорастущих трав, корней, плодов и другого сырья учитываются многие данные. Почва, вода, свет солнца и луны, воздух, пространство, местность являются условиями, которые влияют на лекарственные компоненты, определяя их качество.
Лекарственные средства тибетской медицины делятся на успокаивающие и очищающие. Успокаивающие препараты оказывают противовоспалительное действие, способствуют созреванию болезни, скапливают и разъединяют болезнетворные начала и выводят их из организма. Очищающие лекарства выводят из организма шлаки, токсины, продукты эндогенного распада, воспалительных процессов, очищают ткани органов, сосуды, кровь.
Время приема лекарств играет важную роль в тибетской медицине. Известно, что каждый орган в теле человека имеет свой меридиан, или канал, посредством которого он связан с другими органами. Движение энергии по этим меридианам происходит согласно внутренним биоритмам организма. К примеру, максимальная активность меридиана сердца – с 11 до 13 часов дня, поэтому и лекарства следует принимать в эти часы. Известно, что приступы кашля или удушья часто бывают в предутренние часы – с 3 до 5 утра, время активности меридиана легких. Если человек страдает заболеваниями почек, то врач тибетской медицины назначает прием лекарств с 17 до 19 часов – время максимального напряжения (концентрации) энергии почек.
Принимать лекарства в период переваривания пищи – невежество. Лекарства в таких случаях «не попадают» в болезнь. Кроме того, тибетские целители назначают лекарства по времени активности дош (конституций) в организме: Слизь активна утром, Желчь – днем, Ветер – вечером. В любом случае как подбор фитопрепаратов, так и сроки приема лекарств – дело очень индивидуальное.

11. Лекарства растительного происхождения

Деятельностью растений была создана атмосфера Земли, их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Растительный покров обогащает атмосферу кислородом и является основным источником энергии и органического материала почти для всех экологических систем. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие земли и экологические ниши для жизни. Корни растений играют основную роль в развитии почвы. Растения – основное, определяющее звено в сложной цепи питания организмов, включая человека. Основные продовольственные растения были одомашнены в странах Юго-Западной Азии. Первое место в жизни человека принадлежит хлебным растениям (пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овес) и различным крупяным культурам. Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, источником необходимых лекарств.
В тибетской медицине используют различные части растений: корневища, кору, стебли, ветви, листья, цветы, плоды, смолу и сок. Одни сведения по заготовке сырья секретны и передаются изустно, от учителя – к ученику, другие содержатся в специальной литературе. Из основных требований, предъявляемых к сбору растений, известны следующие. Во-первых, они должны быть собраны в чистом месте и в соответствующее время. Корни, ветви и стебли собирают осенью – когда растения уже укрепили себя на долгую зиму. Листья и побеги – в период их роста, в сезон дождей, когда они полны соков. Цветы заготавливают перед началом увядания. Плоды срывают только созревшими. Кожицу, кору и смолу обычно берут в период распускания почек ранней весной. Травы, имеющие слабительное действие, собирают осенью, когда соки растений высыхают и вся «сила трав направлена вниз». Растения, обладающие рвотным действием, нужно собирать в период распускания почек, когда «сила трав направлена вверх». Влаголюбивые растения нужно собирать не очень близко, но и не слишком далеко от воды – растение, которому для впитывания влаги потребовалось приложить усилия, отдаст человеку гораздо больше энергии, чем то, что добыло воду без труда.
Лучшим временем сбора всех частей разных растений являются фазы прибывания луны. Знание о влиянии лунных фаз на живую природу дает тибетским медикам возможность определять лечебные свойства лекарственных растений не абстрактно, а вполне реально. Тибетцы говорят, что в период новолуния растения обладают почти чудодейственной целебной силой; вот почему их хорошо собирать в это время. Некоторые растения, из которых создаются лечебные снадобья, произрастают раз в 10–15 лет. При сборе растения ни в коем случае нельзя мять и ломать. Важно духовное состояние самого лекаря – положительная энергетика наделяет особой целебной силой лекарственное сырье. Поэтому к целительству допускают людей, обладающих определенным набором нравственных качеств.
Согласно «Чжуд-Ши», все растения можно хранить и использовать в течение года, при больших сроках хранения их сила утрачивается. У растений, лечебное действие которых связывается с запахом и цветом, по мере исчезновения аромата и цвета снижается и целебная сила, поэтому сроки их хранения и использования еще короче.
После сбора растения очищают, чтобы удалить ядовитые ткани. У корней и стеблей ядовитыми считаются наружная кожица и внутренний стержень, у веток – узлы, у листьев – черешки, у цветов – чашелистики, у плодов – косточки. Обезвреженные части растений засушивают: растения с горячими свойствами сушат на солнце или у огня, но так, чтобы дым или какие-либо посторонние запахи не попадали на них; растения с холодными свойствами сушат в тени на воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
«Сила трав велика, они могут затмить даже камфару, и нет на земле места, где бы трава не росла. Лекарственные травы должны отвечать семи требованиям: произрастать в хорошем месте, быть вовремя собранными, хорошо высушенными, свежими, обезвреженными, мягко действующими и хорошо сочетающимися с другими средствами» («Чжуд-Ши»).

11.1. Масла растений

Жидкие жиры растительного происхождения обычно называют маслами. Согласно тибетской медицине, «у людей, питающихся маслом, силен огонь внутри; внутри у них чисто, силы тела развиты, они бодры, цветом хороши, органы у них крепки, в старости бодрость сохраняют, доживают до ста лет» («Чжуд-Ши»).
Масла широко применяются в тибетской медицине. Их назначают внутрь, используют при массажах. Каждое растительное масло содержит свой набор полезных веществ. При горячих расстройствах применяют масла холодного свойства, например из косточек винограда. При холодных расстройствах используют масла горячего свойства, к ним относится и кунжутное масло.
Кунжутное масло считается одним из самых полезных растительных масел. В нем много микроэлементов, таких как цинк, кальций, содержатся витамины А и Е. В тибетской медицине кунжутное масло классифицируют как горячее и острое, при истощении оно способствует «росту мяса», а при ожирении помогает сбросить вес, укрепляет тело, лечит холодные болезни, изгоняя слизь и ветер. Кунжутное масло действенно при различных легочных заболеваниях, одышке, астме, сухом кашле, рекомендуется больным сахарным диабетом, повышает число тромбоцитов и улучшает свертываемость крови, помогает при желудочно-кишечных коликах, нефрите и пиелонефрите, почечно-каменной болезни. При хранении на свету, при комнатной температуре большинство растительных масел быстро горкнет. В кунжутном же масле содержится вещество, обусловливающее высокую стойкость масла. Благодаря сезамолу кунжутное масло имеет большой срок хранения. Натуральное активное вещество сезамол поглощает ультрафиолетовые лучи. Именно это его свойство делает кунжутное масло эффективным средством защиты от солнца.
Кунжутное масло способно оказывать болеутоляющее действие. Для уменьшения или устранения зубной боли масло втирают в десны, прилегающие к больному зубу. При простуде кунжутное масло подогревают до температуры 36–38 °C. Перед сном втирают масло в кожу больного, затем грудную клетку утепляют и укладывают простудившегося в постель. При кишечных коликах небольшое количество масла втирается в живот почти до полного впитывания кожей.
Перед сном полезно массировать ноги теплым кунжутным маслом; для лучшего эффекта можно приготовить ванночку для ног из разогревающих трав и специй, таких как имбирь. Кунжутное масло хорошо подходит для укрепления ногтей. Подержите кончики пальцев в теплой воде с лимонным соком. Затем протрите их насухо и массируйте каждый палец с применением кунжутного масла.

Масло виноградных косточек содержит в высокой концентрации (до 78 %) линолевую кислоту, которая активизирует липидный обмен и восстанавливает барьерные функции эпидермиса. По составу и свойствам масло виноградных косточек близко к подсолнечному маслу, обладает мощными антиоксидантными и регенерирующими свойствами, снижает уровень холестерина, препятствует развитию атеросклероза, обладает противовоспалительными, бактерицидными свойствами. Виноградное масло эффективно в борьбе с целлюлитом, помогает при варикозе и купирозе, укрепляет и делает эластичными стенки кровеносных и лимфатических сосудов.
Подсолнечное масло – одно из лучших. Оно физиологически весьма активно и к тому же богато жирными полиненасыщенными кислотами, их называют еще витамином F, который необходим нашему организму для построения клеток, синтеза гормонов, поддержания иммунитета. Эти кислоты придают устойчивость и эластичность кровеносным сосудам, уменьшают чувствительность организма к действию ультрафиолетовых лучей и радиоактивного излучения, регулируют сокращение гладкой мускулатуры и т. д. Подсолнечное масло является основным источником жирорастворимого витамина Е. Это прекрасный антиоксидант, который защищает от атеросклероза и сердечных недугов. Он поддерживает иммунную систему, препятствует старению, необходим для печени. Витамин Е влияет на функцию половых и других эндокринных желез, принимает участие в обмене белков и углеводов. Улучшает память.
Рапсовое масло также богато полиненасыщенными жирными кислотами. Кроме того, в нем много линолевой кислоты. Как известно, ее дефицит в организме вызывает сужение сосудов и нарушение кровообращения, что приводит к инсультам и инфаркту миокарда. Родиной рапса принято считать Индию. По своим вкусовым качествам рапсовое масло приближается к оливковому и при этом гораздо дешевле. Рапсовое масло долгое время сохраняет прозрачность и не приобретает неприятного запаха под воздействием воздуха, как, например, соевое.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам