Вес мозга 6 летнего ребенка. Пять этапов в жизни мозга. Вес мозга пропорционален возрасту

19024 0

Своеобразие патогенеза, особенности клинических проявлений, течения, диагностики, методов лечения, а также осложнений и отдаленных последствий черепно-мозговой травмы у детей определяется анатомо-физиологическими особенностями детского возраста.

Организм ребенка в каждый период его жизни претерпевает непрерывный процесс функционально - морфологических перестроек органов и систем, подчиняясь особым законам роста и неравномерного развития частей его тела - головы, туловища, конечностей. Однако, несмотря на многообразие явлений, лежащих в основе развития детского организма вообще, черепа и головного мозга в частности, выделяют три основных взаимосвязанных процесса - роста, дифференцировки и формообразования.

Диспропорция роста, особенно выраженная в первые годы жизни ребенка, проявляется бурным увеличением относительного увеличения объема головы. Объем черепа в среднем составляет 375 см 3 у мальчиков и 350 см 3 у девочек. В первые 6 месяцев жизни он удваивается (750 см 3 и 700 см 3), до взрослого состояния он возрастает в 4 раза (1500 - 1550 см 3 и 1350 - 1400 см 3). Окружность ее, равная в среднем у новорожденного 34 см, достигает к концу 1-го года жизни 46 см, к 6 годам окружность головы увеличивается до 51 см, изменяясь в дальнейшем лишь на 5 - 6 см.

Покровы черепа

Послойная топография мягких тканей, покрывающих свод черепа не отличается, как таковой от взрослых и содержат несколько слоев: - кожу (S kin), слой плотной соединительной ткани(textus C onnectivus), апоневроз (A poneurosis), слой неплотной соединительной ткани (L oose connectiv tissue) и надкостницу (P ericranium). Объединение начальных букв дает общепринятую аббревиатуру мягких тканей головы - «SCALP» . Первые три слоя скальпа плотно приращены друг к другу, а надкостница к наружной поверхности кости.

Собственно кожа характеризуется слабым развитием соединительной, эластичной ткани и мышечных слоев. Подкожная клетчатка у детей сравнительно хорошо выражена. Артерии покровов головы тонкие, при травме они не зияют, легко спадаются из-за отсутствия соединительнотканных перемычек. Вены также сравнительно тонки, просвет их узок, диаметр основного ствола и ветвей почти одинаков, а венозные анастомозы многочисленны. Особенностью кровоснабжения головы является и то, что к ней направляется около 20% сердечного выброса. Поэтому кровотечение при ранах скальпа может быть массивным.

Череп

Для черепа ребенка характерно преобладание мозговой части над лицевой. У новорожденных оно составляет 8: 1, у взрослых - 2: 1.Основание черепа сравнительно малое и длинное, а свод его большой. Кости свода черепа, минуя хрящевую стадию, развиваются по эндесмальному типу и являются первичными. К моменту рождения ребенка процесс окостенения не завершается, вследствие чего на местах стыка отдельных костей сохраняются участки соединительной ткани - роднички. Различают непарные - передний родничок (fonticulus anterior) ромбовидной формы, с большой переднезадней осью. Родничок размером 2,5 - 5,0 см прогрессивно уменьшается до 6 месяца жизни, когда обе половины лобной кости окончательно срастаются, и исчезает в 80% случаев к концу второго года жизни.

Задний родничок (fonticulusposterior) имеет треугольную форму с каудальным основанием и диаметр - 1,0см. Обычно ко времени рождения этот родничок закрыт. Они расположены по средней линии. Первый находится на месте соединения лобной и теменных костей, второй - на заднем конце сагитального шва между теменными и затылочной костями. Парные - боковые роднички, по два с каждой стороны, расположены у нижних углов теменных костей. Различают основные роднички - переднебоковые (fonticulus sphenoidalis), в месте соединения теменной кости с лобной, большим крылом основной кости и височной костью, и сосцевидные - заднебоковые (fonticulus mastoideus). Он расположен около сосцевидного угла теменных костей, в месте соединения между теменными костями, чешуей затылочной кости и височной костью.

Сосцевидные роднички закрываются ко второму году жизни, а основные через 2 - 3 месяца после рождения. Кроме этих постоянных родничков, могут существовать непостоянные роднички, добавочные: продольный родничок ромбовидной формы, расположенный между двумя теменными костями на одинаковом расстоянии от переднего и заднего родничков; родничок надпереносья (носолобный), расположенный между двумя половинами лобной кости, исчезающий одновременно с образованием метопического шва; теменной родничок наблюдается очень редко и совпадает с разделенной на две части теменной костью; он расположен в средней трети межтеменного шва.

Роднички имеют важное функциональное значение. Они увеличивают « резервное пространство » в полости черепа при изменении объема мозга при различных патологических состояниях. Диплоические вены и их анастомозы, лишенные клапанов, обеспечивают беспрепятственный ток крови из полости черепа и в обратном направлении, играя важную роль в окольном кровообращении и регуляции гемодинамики.

Между костями свода имеются пространства для швов; одни из этих пространств прямые узкие, другие более широкие (3-5мм), покрытые фиброзными перепонками, становящимися впоследствии швами. Швы и роднички исчезают в процессе окостенения, начинающемся всегда между внутренними пластинками составных костных частей крыши и происходящем в следующем порядке: сначала на уровне продольного шва, затем венечного, ламбдовидного и чешуйчатого. Костное сращение в чешуйчатых швах обычно асимметричное. На черепе новорожденного расположены пять швов; некоторые из них имеют отличительные черты: а) продольный шов (sutura sagittalis) более длинный, чем у взрослого.

Он начинается от лобно-носового шва (sutura frontonasalis), распространяется до верхнего угла чешуи затылочной кости и состоит из двух сегментов: переднего (или средне-лобного) и заднего (или межтеменного). б) Венечный шов (sutura coronalis) между лобной и теменными костями пересекается с предыдущим швом по средней линии на уровне переднего родничка. в) Ламбдовидный шов (sutura lambdoides) между теменными костями и чешуей затылочной кости пересекает продольный шов по средней линии на уровне заднего родничка. г) и д) Чешуйчатые швы (sutura sguamosa) расположены между теменными костями и чешуей височной кости.

Передняя черепная ямка уплощена вследствие недоразвития лицевой части черепа, в частности глазниц, относительно больших размеров решетчатой кости и более высокого ее стояния.

Средняя черепная ямка сравнительно глубже и шире. Размеры естественных отверстий относительно больше, чем у взрослых. Турецкое седло уплощено. Каменистая часть височной кости у детей недостаточно развита. Канал лицевого нерва короткий и в верхнем отделе пирамиды не имеет костных стенок. Вследствие отсутствия стенок канала возможно сдавление лицевого нерва субдуральной гематомой.

Задняя черепная ямка у детей уплощена. С возрастом объем ее увеличивается, изменяется форма большого затылочного отверстия от грушевидного и овального до круглого, как у взрослых. Затылочный бугор выпячивается кзади с 7 - летнего возраста, принимая округлую форму к 18 годам.

Оболочки головного мозга

Головной мозг окружен тремя оболочками (твердая, паутинная и мягкая). Все три оболочки обладают обширными зонами чувствительной иннервации, тесными связями с сосудами головного мозга и ликворной системой, посредством ликворных каналов и периваскулярных пространств, играют важную роль в регуляции мозгового кровообращения и ликвороциркуляции, в контроле за химическим составом спинномозговой жидкости, являющейся непосредственной питательной средой для центральной нервной системы.

Твердая мозговая оболочка (dura mater encephali) имеет тоже строение, что и у взрослого и представляет собой крепкое соединительнотканное образование, в котором различают наружную и внутреннюю поверхности. Наружная поверхность ее шероховата, богата сосудами и прилегает непосредственно к костям черепа, являясь их внутренней надкостницей. Проникая в отверстия черепа, через которые выходят нервы, она обхватывает их в виде влагалища.

С костями свода черепа твердая мозговая оболочка (ТМО) головного мозга связана слабо, за исключением мест прохождения швов.

У детей до заращения родничков соответственно их расположению ТМО плотно срастается с перепончатым черепом и тесно связана с костями свода черепа. Площадь сращения ее в области основания черепа относительно больше и прочнее, чем у взрослых. Вследствие этого переломы основания черепа, как правило, сопровождаются повреждениями твердой мозговой оболочки. Внутренняя поверхность ТМО головного мозга обращена к мозгу. Она гладкая и блестящая, покрыта эндотелием. ТМО образует отростки, которые располагаются между частями мозга, отделяя их одну от другой.

По линии прикрепления отростков ТМО в ней образуются пространства, имеющие на поперечном разрезе призматическую или треугольную форму - пазухи или синусы твердой мозговой оболочки (sinus duraematris). Верхний продольный синус (sinus sagittalis superior) имеет среднюю длину 20 см и начинается на уровне слепого отверстия (foramen cecum) , проходит за срединным лобным швом, еще открытым, за передним родничком, где имеет высоту 4 мм и ширину 3,5 мм; на уровне продольного шва синус имеет одинаковые ширину и высоту - 7 мм и оканчивается на уровне заднего родничка.

Поперечный синус (sinus transversum ) пересекает шов mendosa на уровне сосцевидного родничка и оканчивается в сигмовидном синусе (sinus sigmoideum ). Последний очень широк (высота 5мм, ширина 6мм), проходит краниально от сосцевидной части височной кости и достигает сзади до затылочно-сосцевидного шва. Между верхним каменистым синусом и сигмовидным существует анастомоз в виде большой вены, пересекающей среднюю черепную ямку. Нижнийпродольный синус (sinus sagittalis inferior ), прямой синус (sinus rectum ) и кавернозный синус (sinus cavernosus ) не представляют особенностей. Между надкостницей и твердой мозговой оболочкой находится эпидуральное пространство (cavum epidurale ), а между твердой и мозговой оболочкой и паутинной - субдуральное пространство (cavum subdurale).

Паутинная и мягкая оболочки головного мозга (arachnoidea encephali et pia mater encephali) тонкие и нежные. В отличие от твердой мозговой оболочки с возрастом в них не наблюдается развития эластической ткани, количество коллагеновых волокон нарастает. В 4-летнем возрасте в мягкой мозговой оболочке появляется пигмент.

Интерес вызывают возрастные особенности, связанные с пахиновыми грануляциями. Последние представляют собой выросты паутинной ткани в виде кругловатых телец, соединяющие ликворную и венозную системы. Врастая в твердую мозговую оболочку, они проникают за ее пределы и открываются в просвет венозных синусов или лежащие рядом «кровяные озера», оставляя заметные углубления, так называемые зернистые ямочки (foveolae granulares) на внутренней поверхности костей черепа взрослого человека, которых особенно много возле стреловидного шва крыши черепа.

Субдуральное пространство в детском возрасте почти не выражено, субарахноидальное, наоборот, очень большое. Объем образования ликвора варьирует в пределах 0,3-0,4 мл/мин. и 350-750 мл/сут, очень часто 500 мл/сут. Количество спинномозговой жидкости - 30 см 3 у грудного, 40 - 60 см 3 у дошкольника, 100- 140 см 3 у 8-летнего ребенка. У взрослых людей общее количество ликвора составляет 110-160 мл.

Головной мозг (encephalon)

Форма головного мозга близка к форме черепа. Вес мозга у новорожденного составляет 389 г у мальчиков и 355 г у девочек. До 5-летнего возраста он быстро увеличивается и в 6-летнем возрасте составляет 85 - 90% окончательного веса, затем увеличивается медленно до 24 - 25 лет. Средняя масса его у мужчин 1375 г, у женщин - 1275 г. Все поверхности полушарий большого мозга покрыты плащом(pallium), образованным серым веществом - корой головного мозга. Толщина ее составляет 1,5 - 3,0 мм. Процесс дифференцировки нервных клеток сводится к росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (межневральные синапсы). Дифференцировка нервных клеток в основном заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Миелинизация нервных путей происходит в том порядке, в каком они развивались в филогенезе и имеет свои закономерности: раньше всего заканчивается миелинизация тех систем, которые раньше начинают функционировать. Так двигательные волокна миелинизируются раньше чувствительных, но в переднем мозгу раньше миелинизируются чувствительные пути и области. Наиболее интенсивно миелинизация происходит в конце первого - начале второго года жизни. В целом она заканчивается к 3 - 5 годам. Мозг у детей находится в лучших условиях кровоснабжения, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни затруднен из-за неразвитости диплоитических вен, которые образуются после закрытия родничков.

Для детей характерна более высокая, чем у взрослых, проницаемость гематоэнцефалического барьера. Это создает условия для легкого проникновения и накопления токсических веществ и метаболитов в ЦНС при различных патологических состояниях.

Таким образом, ориентировка в приведенных данных имеет важное практическое значение для оценки клинического состояния, понимания особенностей методов диагностики, обоснования наиболее рациональных методов и видов лечения детей в различные периоды травматической болезни головного мозга.

Бычков В.А., Манжос П.И., Бачу М.Рафик Х., Городова А.В.

Малыш растет и развивается с каждым днем и родителям очень важно понимать, что именно происходит с его организмом, а также знать, какие существуют нормы развития в определенном возрасте, чтобы вовремя обратить внимание на возникающие проблемы.

Сегодня мы хотим поговорить о нормах физиологического развития малыша , ведь если в первые три года ребенка скорость роста и набора веса может быть неравномерна и кардинально зависеть от индивидуальных особенностей, то после трех лет показатели прибавки роста и веса достаточно стабильны и предсказуемы.

Рост и вес ребенка

Средний рост ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет обычно вычисляется по формулам:

  • 100 см - 8 (4 - n) для детей младше четырех лет,
  • 100 см + 6 (л - 4) для детей старше четырех лет.

В этой формуле значение n - это возраст ребенка, а 100 см. - примерный рост четырехлетнего карапуза.

Исходя из формулы, примерный рост трехлетнего ребенка приблизительно равняется 92 см., пятилетнего - 106 см., а шестилетнего - 112 см.

Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно: в 3 года прибавка в весе составляет 1,0 - 1,3кг., а в шесть-семь лет - 2,2-2,5 кг.

Насколько масса тела вашего малыша соответствует общепринятым нормам можно вычислить по формуле: 19 - 2 (5 - n), где n - возраст ребенка.

Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 15-16 кг, в четыре - 16-17 кг, в пять лет - 17-18 кг. Формула верна только для детей в возрасте до 5-ти лет, после пяти массу теля ребенка можно рассчитать по формуле 19 + 3 (n - 5), где n - количество лет. Исходя из подсчета по этой формуле, в 6 лет ребенок в среднем должен весить 20-21 кг.

Окружность головы, пропорции тела

Одним из важных признаков здорового развития является окружность головы ребенка . После года изменение размера головы ребенка сильно замедляется. За второй год жизни, малыши, как правило, прибавляют лишь 1,5-2 см, за третий год - 1-1,5 см.

Показатель окружности головы также можно рассчитать по формуле:

  • 50 см. - 1 (n) для ребенка младше 5-ти лет;
  • 50 см. + 0,6 (n ) для ребенка старше пяти лет.

Переменная n в этой формуле - возраст ребенка, а 50 см. - окружность головы пятилетнего ребенка.

Таким образом, согласно формуле, примерная окружность головы у малыша в составляет в среднем 47-48 см., в четыре - лишь 48-49 см., в пять - 49-50 см., а в шесть лет - уже 50,6 см.

Норматив окружности грудной клетки отражает формула: 63 см. - 1,5 (10 - n), где n - возраст ребенка, а 63 см. - средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см., у четырехлетнего это уже 54 см., в пять лет она составляет 55,5 см., в шесть лет - 57 см.

У детей от 3-х до 6-ти лет руки и ноги растут значительно быстрее, чем туловище. Приблизительно к 6-7 годам обычно длина тела ребенка увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук - почти в 2,5 раза, а длина ног - в 3 раза и более. Это приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз, благодаря чему ребенок может двигаться гораздо увереннее и быстрее, чем раньше.


Центральная нервная система

Головной мозг ребенка приблизительно к пяти годам по размеру и массе почти равен мозгу взрослого (на 90%). После двух лет начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.

К 3-м годам нервные клетки уже полностью дифференцированы, в ходе их развития возникли необходимые индивидуальные изменения.До пяти лет интенсивно развиваются извилины и борозды головного мозга.

Несмотря на то, чтомозг дошкольника напоминает мозг взрослого человека, основные нервные процессы у ребенка протекают по-другому : нет уравновешенности, преобладает процесс возбуждения, а процессы торможения, наоборот, опаздывают в развитии. Этим объясняется непосредственность и искренность ребенка, так же знакомая всем родителям непоседливость и сложность с концентрацией.

Зрение и слух

После четырех лет достигается максимальная острота зрения , и ребенок практически готов к начальному чтению. В пять лет он уже способен читать крупные буквы, а к шести годам - более мелкие. Малыш пытается рисовать и писать. К концу дошкольного периода окончательно формируется совместное зрение двумя глазами, и ребенок пространственно воспринимает предметы.

После 3-х лет дети обладают развитым цветовым зрением, и по мере взросления ребенка совершенствуется восприятие не только основных цветов, но и их оттенков. Обычно глаза дошкольников очень чувствительны к неблагоприятным факторам внешней среды , приводящим к дефектам зрения, поэтому родителям стоит следить за количеством времени, которое ребенок проводит за компьютером и у телевизора.

В возрасте от 3-х до 6-ти лет слух ребенка не отличается от слуха взрослого . Однако из-за анатомо-физиологических особенностей строения уха ребенок в этом возрасте предрасположен к заболеваниям уха, таким, как , одним из осложнений которых является снижение слуха.

Хирург-отоларинголог, ЛОР-врач высшей категории, консультант сайта LIKAR.INFO, Кот Вячеслав Федорович рассказывает: « Острый средний отит - инфекционное заболевание, причиной которого является респираторная инфекция (вирусная или бактериальная). Также предрасполагающими факторами для развития среднего отита могут быть избыточные размеры аденоидной миндалины (гипертрофия) или хронический воспалительный процесс (хронический аденоидит), но необходимо различать понятия причина и предрасполагающий фактор. Активное лечение острого среднего отита, в зависимости от тяжести течения, агрессивности инфекции, состояния общего и местного иммунитета длится 7-14 дней, а полное восстановление поврежденных тканей и функции слухового анализатора может затягиваться до 3-4 недель».



Костно-мышечная система

Кшести-семи годам у ребенка начинают выпадать , которые способствовали лучшему пищеварению, а также развитию челюстей. Первые постоянные зубы прорезываются около шести лет.

В скелете дошкольника преобладает хрящевая ткань , кости малыша еще очень податливы и не могут вынести больших нагрузок, изменяясь под их влиянием. Ваш непоседа не может долго без движения стоять или сидеть в одной и той же позе? Это замечательно, ведь длительное отсутствие движения у ребенка в возрасте 3-6 лет может привести к различным нарушениям осанки, сутулости, искривлению позвоночника, изменению формы ног и свода стопы. Формирование скелета кисти почти завершается перед школой, создавая важное условие для успешногообучения ребенка.

В возрасте 3-6 лет в первую очередь плеча и предплечья, и только к шести годам - мышцы рук. В связи с этим тонкая работапальцами детям удается не очень хорошо, из-за чего могут возникнуть проблемы с письмом и рисованием. Занятия в таком возрасте должны быть достаточно короткими, чтобы избежать утомления еще неокрепших мышц кистей рук.

Двигательная активность

Совершенствование костно-мышечной системы ребенка отражается на его двигательной активности и ее физических качествах. Сначала ребенок осваивает общие навыки двигательной активности - учится бегать и прыгать, бросать и лазать, чуть позже, после 4-х лет, он осваивает рисование, аппликацию и лепку - подключается . Если в три-четыре года многие движения ребенка резкие и угловатые, то к шести годам они уже становятся более ритмичными и плавными. Улучшается ловкость малыша, однако выносливость мышечной системы еще достаточно низкая.

Ребенок в 3 года способен прыгнуть в длину не больше чем на 0,5 м, в шесть - на 1 м. и чуть дальше. В три года малыш может бросить мяч на 1,3-1,5 м., в шесть - на 2,5-3 м. До пяти лет детям можно бегать лишь на короткие дистанции (10-30 м.), в пять-шесть лет - уже можно осваивать средние (100-120 м.).

Органы дыхания

У детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет продолжает увеличиваться объем легких , совершенствуются функции органов дыхания, частота дыхания начинает уменьшаться.

Увеличенная глубина дыхания приводит к тому, что кровь лучше насыщается кислородом. Предпосылок к нарушению дыхания в шесть лет намного меньше, чем их было в три года.

С четырех лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают , из-за увеличения которых дыхание через нос затруднено.

Сердечнососудистая система

Рост и развитие мышц сердца у ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет прямо пропорционально изменению длины тела: к трем годам масса сердца утраивается, а в шесть лет возрастает уже в 11 раз. В этом возрасте у ребенка снижается пульс: от 105 ударов в минуту у ребенка в три года до 100 ударов в минуту у детей пятилетнего возраста.

Артериальное давление у дошкольников ниже, чем у детей старшего возраста. Это объясняется большой шириной сосудистого русла, эластичностью сосудов и довольно низкой, по сравнению с взрослыми, нагнетательной способностью сердца.


Органы пищеварения

Для того чтобы пищеварение проходило нормально пищу нужно измельчить - разжевать. Для этого зубы ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет должны быть здоровыми , а прикус - правильным. Также пищеварение в организме ребенка не может происходить без достаточной секреции слюны и пищеварительных соков.

Однако у детей 3-6-летнего возраста ферментативная активность пищеварительных соков невелика и помимо этого отмечается повышенная всасываемость стенок кишечника на фоне недоразвитого нервного аппарата, что является одной из причин различных заболеваний желудочно-кишечного тракта ребенка. Физиологическая емкость желудка у трехлетнего малыша приблизительно 400-600 мм., у шестилетнего - ненамного больше. Время обновления клеток эпителия слизистой оболочки желудка у детей - от 12 до 24 часов.

Органы мочеобразования и мочеотделения

К пяти годам строение почки ребенка напоминает собой строение почки взрослого. Масса почки по сравнению с новорожденным увеличивается в 5 раз, длина мочеиспускательного канала достигает у мальчиков 5-6 см, у девочек - 1-2 см. Емкость мочевого пузыря в возрасте от трех до шести лет варьирует от 150 до 180-200 мл.

Кровь и иммунитет

У ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет количество гемоглобина превышает 120 г/л., в лейкоцитарной формуле ежегодно меняется соотношение нейтрофилов и лимфоцитов. В четыре-пять лет количество нейтрофилов и лимфоцитов сравнивается и в среднем составляет по 45%. После пяти лет происходит нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов. Чем старше становится ребенок, тем меньшим становится количество лейкоцитов у него в периферической крови.

В возрасте от 3-х до 6-ти лет иммунная защита организма достигает определенного уровня зрелости, однако дети часто болеют из-за большого количества контактов в детском саду и школе. Также дошкольники склонны к возникновению различных аллергических реакций.

Головной мозг - это передний отдел центральной нервной системы. Головной мозг располагается в полости черепа, осуществляет взаимодействие организма человека (мужчины, женщины) с внешней средой, интеграцию функционирования всех систем организма. Головной мозг обладает способностью усваивать, упорядочивать, хранить, извлекать информацию о прошлом опыте. Головной мозг является материальным субстратом высшей нервной деятельности.

Филогенетически головной мозг - это передний конец нервной трубки. Онтогенетически головной мозг - это производное мозговых пузырей, из которых образуются отделы головного мозга: конечный мозг, который называется telencephalon, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, который представлен такими образования, как мост головного мозга, мозжечок, продолговатый мозг. Полости мозговых пузырей развиваются в желудочки головного мозга.

Строение головного мозга

Большой, или конечный мозг представлен двумя полушариями, которые связаны между собой мозолистым телом, corpus callosum. Он состоит из нервных волокон, идущих поперечно из одного полушария в другое. Мозолистое тело обеспечивает единство функционирования обоих полушарий. При перерезке мозолистого тела каждое полушарие головного мозга начинает функционировать независимо друг от друга. Под мозолистым телом располагается свод, fornix. Кпереди от столбов находится передняя спайка, comissura anterior. Между передней частью столбов свода и коленом мозолистого тела находится тонкая вертикальная пластинка мозговой ткани - прозрачная перегородка. Между пластинками перегородки располагается щелевидная полость, которая не имеет эпендимальной выстилки. Ряд авторов называют ее 5 желудочком.

Поверхность полушарий покрыта слоем серого вещества - это кора головного мозга. Под ней находится белое вещество и подкорковые ядра: стриопаллидарная система, экстрапирамидная система.

Если сделать горизонтальный срез головного мозга через большие полушария на уровне таламуса и субталамических ядер, то можно увидеть следующие образования: шишковидное тело, верхний холмик, таламус, уздечка, задняя ножка внутренней капсулы, бледный шар чечевицеобразного ядра, скорлупа чечевицеобразного ядра, латеральная борозда, ограда, передняя часть внутренней капсулы, головка хвостатого ядра, столб свода, передний рог бокового желудочка, колено мозолистого тела, прозрачная перегородка, межталамическая спайка, чечевицеобразное ядро, наружная капсула, крайняя капсула, извилины островка, латеральная борозда, внутренняя капсула, субталамическое ядро, хвост хвостатого ядра, латеральное коленчатое ядро, красное ядро, серое вещество верхнего холмика, червь мозжечка.

Головной мозг новорожденного, детей, ребенка, человека: строение, анатомия

Головной мозг новорожденного младенца короче и шире, чем у детей школьного возраста и взрослого человека. Он лишен всех третичных и ряда вторичных борозд. К концу первого года жизни ребенка головной мозг увеличивается в 2 - 2,6 раза. К 3 годам - увеличивается в 3 раза. Масса головного мозга от рождения до взрослого периода развития увеличивается в 4 раза, а масса тела - в 21 раз.

Масса правого полушария чаще всего больше массы левого полушария. После рождения наиболее интенсивно развиваются теменные и лобные доли. И из-за этого изменяется общая конфигурация головного мозга. В отличие от мозга взрослого человека у новорожденного нейроны различных слоев располагаются тесно рядом друг с другом, из-за этого радиальная исчерченность коры может отсутствовать. Единичные нейроны могут располагаться в субкортикальном белом веществе. В черной субстанции стволовых отделов головного мозга нейроны еще не имеют пигмента меланина, который появляется обычно к 3 - 4 годам. До 3 - 6 месяцев внеутробной жизни в коре мозжечка сохраняется наружный эмбриональный слой, который имеет название «слой Оберштейнера». Слой Оберштейнера состоит из медуллобластов и спонгиобластов. Поверхность нижних олив продолговатого мозга плода гладкая. После рождения ребенка оливы приобретают возвышения и затем заметно увеличиваются с возрастом. Практически постоянно у новорожденных в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы боковых желудочков обнаруживаются незрелые клеточные элементы, наличие которых ошибочно напоминает проявления Вирховского локального энцефалита. Незрелые клетки располагаются в субэпендимальном слое диффузно или в виде отдельных очагов. Иногда они прослеживаются вдоль кровеносных сосудов на значительном протяжении белого вещества. К 3 - 6 месяцам жизни ребенка эти клетки постепенно исчезают. Наличие в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы большого количества незрелых клеток является дополнительным морфологическим признаком недоношенности плода.

Как меняется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста?

Если проследить, как изменяется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста, то можно заметить следующую картину. Если возраст ребенка от 3 до 8 дней, длина тела 49 - 50 см, то масса головного мозга будет 336 грамм. В 1 месяц рост ребенка 52 см, масса головного мозга - 360 грамм. В 3 месяца рост ребенка 56 см, масса головного мозга 520 грамм. В 6 мес при росте - 62 см, масса ГМ 670 гр. В 9 мес при росте - 67 см, масса ГМ 760 гр. В 1 год рост ребенка 73 см, масса головного мозга 960 гр. В 1,5 года при росте 79 см, масса ГМ 1045 гр. В 2 года при росте 85 см, масса ГМ 1070 гр. В 3 года при росте ребенка 89 см, масса головного мозга 1150 гр. В 5 лет при росте - 106 см, масса гм 1240 гр. В 10 лет при росте 132 см, масса мозга 1300 гр. В 12 лет при росте 145 см, масса мозга 1370 грамм.

Физиология, работа головного мозга

Физологически вся работа головного мозга строится на принципах иерархичности, целостности, системности и пластичности. Это принципы функционирования осуществляют все условные и безусловное рефлексы. Они способствуют протеканию сознательной психической деятельности человека. Принцип иерархичности заключается в том, что филогенетически более молодые отделы головного мозга осуществляют управление более высокого порядка, дополняя, но не подменяя собой функцию более древних в филогенетическом отношении отделов. В результате этого расширяются возможности организма в более тонкой дифференцировке каждого раздражителя каждым анализатором, а также осуществляется более адекватное восприятия общей картины мира на основе корреляции результатов деятельности многих анализаторов.

Высшей формой выражения иерархического принципа является процесс кортикализации функций. С принципом иерархичности сочетаются принципы целостности и системности, которые заключаются в том, что головной мозг функционирует как единое целое со всех нервной системой, при этом получает афферентную импульсацию, осуществляет ее анализ и синтез, формирует поток эфферентных импульсов, которые определяют адекватную деятельность всех периферических органов. В результате формируется устойчивая система, обеспечивающая непрерывную информационную связь: центр - периферия - среда - периферия - центр. Под пластичностью понимается функциональная изменчивость нервных центров, которая отчетливо проявляется в процессе компенсации нарушенных функций головного мозга.

Большую роль в нормальном функционировании головного мозга играет иррадиация возбуждения. Механизм обратной связи заключается в замыкании входа и выхода одного и того же элемента или системы. Механизм доминанты регламентирует взаимоотношения между нервными центрами.

Заболевания, нарушения, поражения головного мозга

Заболевания, нарушения, поражения головного мозга разнообразны. В дальнейших статья мы остановимся на такой патологии, как опухоль головного мозга, киста головного мозга (в том числе арахноидальная, ретроцеребеллярная, ликворная), травмы, сотрясение или ушиб головного мозга, рак головного мозга, гидроцефалия (водянка), атеросклероз сосудов, аневризма, энцефалопатия, демиелинизация, ишемия, ишемический или геморрагический инсульт, инфаркт, атрофия, спазм или сужение сосудов, глиобластома, менингиома, дисфункция, дистония, диффузные изменения, гипоксия (кислородное голодание), энцефалит, воспаление, сосудистые заболевания, атрофические изменения. Клиника при таких заболеваниях зависит от вида патологии.

Лечение головного мозга в Саратове, в России

Сарклиник проводит лечение ряда заболеваний, болезней центральной и периферической нервной системы в Саратове, в России у , подростков, мальчиков, девочек, парней, девушек, мужчин, женщин, лечение головного мозга в Саратове . Аппаратные и неаппаратные методы лечения позволяют восстановить работу, функционирование нервной системы человека.

. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlcinic.ru Фото: pixologic / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, - модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Ответственные родители стремятся дать малышам не только самое необходимое для жизни, но и то, чего не имели в своем детстве, о чем мечтали по вечерам в кроватях, готовясь ко сну. Часто взрослых одолевают сомнения в правильности принятых решений и мучают вопросы, которые не должны остаться без ответов. Пристально следя за развитием и здоровьем детей, они понимают, что гармоничное физическое развитие и крепкое здоровье ребенка идут рука об руку с такими попутчиками, как масса тела и рост.

Шестилетки

Сегодня на повестке дня - шестилетки, а точнее, вес детей в 6 лет и рост по нормам, установленным Однако следует сказать: если кто-нибудь из родителей в данной статье обнаружит некоторые несоответствия среднестатистических данных с действительностью, не стоит впадать в панику. Пусть это будет всего лишь поводом обратиться к участковому педиатру, который проконсультирует и даст грамотные рекомендации.

Немного про дошколят

Известно, что период взросления ребенка, который приходится на 6 лет, очень важен. На него выпадает большое число изменений физического и психического плана. Среди них: выпадение молочных зубов, сильный скачок в росте и чрезмерный интерес к противоположному полу, формирование половой самоидентификации. Все эти процессы являются абсолютно нормальными и естественными, но в такой нелегкий временной этап ребенку очень важна родительская поддержка и внимание.

Из-за стремительного поднятия отметки на которая порой может сдвинуться вверх на 8-10 см, и формирования новой голливудской улыбки у малыша, организм работает в усиленном режиме, тратя большое количество энергии и полезных запасов. В дошкольный период следует значительно разнообразить питание малыша и не забывать, что рост и вес ребенка в 6 лет важно держать под контролем. Тем более что эти два показателя зависят друг от друга напрямую.

Вес детей в 6 лет: нормы ВОЗ

Выше было отмечено, что равнять всех детей под одну гребенку не стоит. Результатом статистики выступают данные, собранные на основании исследований, проведенных в пяти странах. Условия жизни, климат и генетические предпосылки везде разные. Показатели веса в той или иной степени отличаются у всех, поэтому общий раздел про массу тела дошколят следует разбить хотя бы по половому признаку, а именно отдельно рассмотреть средние параметры мальчиков и девочек. Для удобства восприятия ниже приведены таблицы с данными, отражающими суть вопроса про средний вес ребенка в 6 лет.

Средние показатели для девочек

Таблица показывает, что предел от 20,2 до 21,2 кг - это нормальный вес ребенка в 6 лет. Девочка с такой массой тела считается наиболее правильно и гармонично развитой. Если же происходит какое-либо отклонение от нормы в меньшую или большую сторону, то рекомендуется скорректировать питание и добавить физическую нагрузку в жизнь подрастающей красавицы.

Девочку с недостаточной массой тела следует мотивировать к спорту. Он способствует укреплению мышц, формирует характер и боевой дух. Езда на велосипеде, катание на роликовых коньках, занятия танцами, зимние забавы на санках или длительные пешие прогулки всей семьей - это далеко не полный список мероприятий, которыми можно увлечь малышню. Все эти действия способствуют хорошему настроению и правильному детскому развитию. После физической нагрузки просыпается аппетит, который и является главным помощником в наборе недостающих килограммов.

Правильное питание для детей

В рацион дошкольника должны входить полезные продукты, содержащие кальций, фосфор и витамины. Молоко, творог, рыба, мясо, фрукты, зелень и овощи считаются обязательными, а вот от сладостей - конфет и шоколада - стоит держаться подальше. Излишние вкусности и большое количество сахара вызывают чувство лени и расслабленности, а это не способствует физической активности ребенка. Родителям тех девочек, которые имеют избыточный вес, рекомендовано обратиться к эндокринологу.

Данный врач является экспертом по гормонам, которые в большинстве случаев ответственны за массу человеческого тела. Именно сбой в их матрице часто приводит к излишнему увеличению в объемах. Если проблема в этом, то она разрешится, когда гормональный фон нормализуется. Если же причины излишнего веса девочки уходят своими корнями глубоко в генеалогическое древо семьи, то главной рекомендацией остается спортивная нагрузка и правильное питание. Без сладостей, жирного, жареного и вредной пищи: чипсов, газировки, фастфуда.

Пример полезных продуктов для ребенка, представленный в виде пирамиды, поможет составить вкусное и разнообразное меню для шестилетки.

Вес мальчиков 6 лет

Рассмотрим средние показатели, установленные ВОЗ.

  1. Корректировка питания.
  2. Физическая нагрузка. Для мальчика спортивные снаряды в виде шведской стенки и турника должны быть в постоянном доступе, ведь будущему мужчине важно вырасти крепким и выносливым. Это аксиома.
  3. Обращение к эндокринологу в случае избыточного веса без видимых причин.

Все дети очень активны по своей сути, но есть один аспект, который заставляет их вести себя степенно, а порой и вовсе выбирать позицию наблюдателя. Это вес ребенка. В 6 лет мальчик достигает определенных сдвигов в физическом плане, а именно в координации. В этот период дошкольник с успехом может заниматься хоккеем, футболом, теннисом, плаванием и другими видами спорта осознанно, руководствуясь правилами.

Стоит внимательно следить за массой тела мальчика, чтобы он смог насладиться играми и спортивным куражом, а не превратиться в стороннего наблюдателя. Родительский пример очень важен для детей. Стоит устраивать семейные походы или пешие прогулки. Это не только укрепляет тело, приводя мышцы в тонус, а еще и оставляет в детской памяти счастливые воспоминания.

Вес ребенка в 6 лет: норма, установленная ВОЗ

Проведя сравнение между двумя представленными таблицами, можно сделать вывод, что средний вес мальчиков всего на 0,5 кг отличается от аналогичного для девочек. Иначе говоря, масса тела ребенка, независимо от половой принадлежности, которая колеблется в пределах 20-22 кг, считается нормой, установленной ВОЗ. Главное - следить за показателями, не пуская физическое развитие ребенка на самотек.

Нормы роста для детей 6 лет

В начале статьи было сказано, что не только вес детей в 6 лет является признаком здоровья и гармоничного развития дошкольника, но и его рост. Масса тела напрямую зависит от этого показателя, на который ориентируются доктора. Данный раздел будет посвящен этой величине, и в нем для наглядности будет приведена таблица роста детей. Показатели в приведенной сводке являются результатом исследований ВОЗ.

Эта таблица показывает, что между мальчиками и девочками в шестилетнем возрасте разница есть, но она мизерна и составляет всего 1 см, точнее - 9 мм. Получается, за основу среднего роста шестилетнего ребенка, который является нормально развитым в физическом плане, можно брать показатель, равный 115-119 см.

Нередко случается так, что некоторые дети отличается на фоне своих сверстников. Ребенок переживает, что он ниже всех в детском саду или на игровой площадке, и обращается за советом к родителям. Это может происходить не напрямую, а в бесчисленных детских вопросах, касающихся данного аспекта. Внимательная семья сумеет распознать тревогу и помочь обеспокоенному малышу. Вот некоторые рекомендации, которые помогут вытянуться ребенку:

  • Правильный режим дня. Растущему организму просто необходимо, чтобы умственная и физическая нагрузка сменялась отдыхом, поэтому стоит задуматься о грамотной организации свободного времени ребенка. Нужно приучать малыша ложиться спать ежедневно не позднее 22:00. Эта полезная привычка не только поспособствует росту, но и приучит к дисциплине.
  • С советских времен считалось, что те, кто занимается на турнике, могут похвастаться высоким ростом. Скорее всего, это просто выдумка бабушек, но в ней есть доля истины. Спорт - неотъемлемая часть правильного физического развития, без него невозможно представить крепких и здоровых детей.
  • Чистая минеральная вода и правильное питание, богатое витаминами, кальцием и клетчаткой. Стоит объяснить ребенку, что следить за питанием очень важно. Вредная еда расширит, а полезная поможет вырасти.

Несколько слов в заключение

К сожалению, современные дети предпочитают все свое свободное время посвящать компьютерным играм и сенсорным планшетам, а не скакалке и игре в мяч на улице. Малыши и подростки становятся малоподвижными, а это грозит множеством проблем, среди которых ожирение - бич 21-го века. Не допустив развития заболевания с раннего детства и приучив ребенка к спорту и правильному питанию, родители могут быть спокойны за будущее своих отпрысков. Зная вес детей в 6 лет и установленные ВОЗ, родители смогут принять правильное решение в случае разногласий с реальными показателями. Предупрежден, значит, вооружен.

Вопрос, сколько весит мозг человека и как зависят интеллектуальные способности индивида от его массы, интересовал ученых еще с древних времен. Например, Архимед, живший в 300 годах до нашей эры, вычислял этот показатель, погружая голову в емкость с водой и по вылившейся жидкости, путем математических расчетов, рассчитывал предполагаемый вес этого органа. Такой метод, конечно же, не давал истинного результата, но сам факт, что этим интересовались еще в те времена, поражает.

На данный момент известно, что масса мозгов человека примерно равна 2% веса всего тела, однако такое суждение неточно, так как показатель меняется на протяжении всей жизни и зависит от множества факторов.

Ответить на вопрос, сколько точно весит мозг взрослого человека, нельзя не взвесив этот орган, что возможно только после смерти обследуемого. При этом существующие среднестатистические данные, могут дать лишь примерное представление об этой величине.

Итак, масса мозга обычного человека среднего возраста колеблется в пределах 1100-2000 г. Такой разброс обусловлен различными факторами, влияющими на развитие организма. Известно, что масса человека зависит от половой принадлежности, возраста и расы индивида.

Так, мужчины вполне могут подшучивать над слабым полом по поводу того, что их мозги весят на 100-150 г больше, тем не менее этот факт не позволяет судить об умственных способностях и говорит об особенностях строения ЦНС: у мужчин связь между восприятием действительности и координацией движения лучше, поэтому развита пространственная и двигательная активность, о чем свидетельствует развитость зон, отвечающих за выполнение этих функций. А у женщин более развиты интуиция и ассоциативное мышление, что позволяет им быстрее обрабатывать поступившую информацию и находить более легкие пути решения поставленных задач.

Развитие головного мозга

Головной мозг человека является частью ЦНС, контролирующей жизнедеятельность организма. Над изучением этого органа трудятся большое количество психологов, медиков и других специалистов, изучающих структуру и связь его целостности с функционированием физиологических систем тела.

Обычные размеры головного мозга составляют 20×20×15 см, при этом он имеет сложное строение, а каждый из отделов включает в себя несколько видов нейронов.

Как уже писалось ране, средний вес человеческого мозга колеблется в пределах 1100-2200 г, но в основном укладывается в диапазон 1100-1500 г, и достигает максимального веса к 27-летнему возрасту, а затем постепенно начинает уменьшаться, теряя в среднем за 1 год на 3г.

Пренатальное развитие

Формирование ЦНС во внутриутробный период жизни ребенка начинается на 3-ей неделе после оплодотворения яйцеклетки. При этом из наружного зародышевого листка сначала развивается нервная пластина, которая со временем изгибается, образуя нервную борозду. Края этой извилины срастаются, создавая нервную трубку плода, из передней части которой образуется головной мозг ребенка. При этом сначала конец трубки делится на 3 отдела или 3 первичных мозговых пузыря. Из первого формируются большие полушария и промежуточный отдел, из второго - средний, а из последнего - мозжечок, мост и продолговатый мозг.

Развитие мозга в пренатальный период происходит параллельно созреванию других структур, причем наиболее древние отделы формируются быстрее и активней, поэтому у здорового новорожденного ребенка, при появлении на свет, полностью функционируют такие безусловные рефлексы, как дыхание, глотание и т. д., а вес этого органа на момент рождения составляет примерно 300-500г.

Натальное состояние

Дальнейшее развитие функций ЦНС продолжается после рождения, и в конце первого года жизни ребенка масса мозга, расположенного в полости мозгового черепа, приблизительно составляет 1000 г. У взрослого человека этот показатель колеблется около цифры в 1300 г. Исходя из этого, становится очевидным, что наибольший темп увеличения происходит в первый год жизни.

К этому времени подкорковые структуры уже практически полностью сформированы, а масса органа растет за счет деления глиальных клеток и увеличения числа ответвлений дендритов, при этом количество нейронов остается прежним, так как они перестают делиться еще во время внутриутробного развития.

В этот период происходит окончательное дозревание проекционных областей, берущих начало от рецепторов органов чувств и моторных проводящих путей, при этом самое большое развитие происходит у структур, отвечающих за регуляцию двигательной системы и активность мозговой деятельности.

Период от 2 до 5 лет

В этот период вес головного мозга увеличивается за счет развития областей, отвечающих за пространственную ориентацию и целенаправленное движение, а также за сложные психологические процессы, такие как мышление, память, и усвоение поступившей информации из окружающего мира.

Период от 5 до 7 лет

В последнюю очередь созревают поля головного мозга человека, отвечающие за способность к обучению и запоминанию. При этом все психические процессы, происходящие в мозгах ребенка (восприятие, внимание, память, мышление и воображение), связаны в первую очередь с развитием речи, которая в свою очередь, формируется под воздействием этих функций.

Таким образом, развитие головного мозга происходит в несколько этапов, а сбой формирования одного из уровней, влечет за собой нарушение созревания структур следующего этапа и как результат: умственные и поведенческие отклонения.

Сравнение мозга человека и животных

Масса мозга различных представителей фауны зависит от огромного количества факторов. Например, земноводные и древние ящеры не могут похвастаться тяжестью этого органа: вес мозгов динозавра, при его довольно крупных габаритах, был примерно 1000г.

Если сравнивать этот показатель у млекопитающих и человека, то данные также будут разниться: Например, вес мозгового вещества слона составляет от 4000 г до 5000 г, а самая большая масса мозга зафиксирована у синего кита - около 9000 г.

Самое коммуникабельное животное - собака, имеет мозги весом не более 100г, что не мешает этим представителям животного мира, хорошо поддаваться тренировке, недаром для изучения безусловных рефлексов академиком Павловым были выбраны именно они.

Как видно из вышесказанного, масса мозгового вещества животных не влияет на их умственные способности, а у людей наоборот: слишком большой вес головы взрослого человека говорит о развитии патологии. Поэтому можно сделать вывод о том, что уровень интеллекта лишь меньшей степени зависит от соотношения массы мозга к массе тела: поэтому животные с высоким показателем лучше поддаются дрессуре и соответственно ими проще управлять.

Зависимость веса мозга и уровня интеллекта

Чтобы ответить на вопрос, сколько весит мозг взрослого человека в среднем и как влияет интеллект на вес мозга, ученым пришлось проделать огромную работу по изучению этого органа. Так, для нормального функционирования нейронам ЦНС требуется потреблять не менее 30% поступившего через легкие кислорода, а его недостаток ведет к угасанию мозговой деятельности и поражению клеток и структур этого органа, соответственно снижению его веса. Известно, что вслед за понижением физической активности уменьшается острота умственных способностей человека, поэтому люди преклонного возраста склонны к расстройствам памяти и у них теряется способность логического мышления.

Теория о том, что масса мозга взрослого человека не влияет на интеллект, подтвердилась в ходе исследований этого органа у людей, страдающих психическими отклонениями: например, самый крупный мозг весом в 2800 г принадлежал слабоумному, при этом масса мозгов гениев не отличалась от среднестатистических данных. Это объясняется тем, что на развитие способностей влияют особенности строения структур коры, и чем гуще сеть ее нейронов, тем талантливее индивид, при этом увеличение других структур, влечет отклонение умственных способностей.

Исследования, проводимые над людьми с микроцефалией, показали, что эти индивиды способны вести упрощенную социальную жизнь, однако за ними всегда требовался посторонний уход.

Масса мозга некоторых известных людей

Самый тяжелый мозг у физически и психически здорового человека был описан в 19 веке немецким естествоиспытателем Рудольфи, и составлял 2,222 килограмма, что дает возможность судить о том, что средняя масса головного мозга колеблется в пределах 1000-2200 г.

Обследование мозгового вещества известных людей, подтверждает теорию о том, что вес мозгов не влияет на гениальность, так как этот показатель не выходит за установленные рамки:

  • Владимир Маяковский, советский поэт -1,7 кг;
  • Альберт Эйнштейн, физик-теоретик -1,23 кг;
  • Отто фон Бисмарк, политик -1,97 кг;
  • Владимир Ленин (Ульянов), политик -1,34 кг;
  • Людвиг ван Бетховен, композитор -1,75 кг;
  • Анатоль Франс, литературный критик и писатель - 1,02 кг;
  • Иван Тургенев, писатель - 2,01 кг;
  • Карл Фридрих Гаусс, немецкий физик, математик - 1,492 кг.

При этом детальное обследование структур этого органа выявило зависимость развития участков коры, отвечающих за творческое мышление или математический склад ума от проявленных способностей.

Видео: Насколько развит твой мозг? 6 задач для проверки мозга



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам